Закон об охране атмосферного воздуха последняя редакция

Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха

1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об охране атмосферного воздуха

Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

загрязняющее вещество — химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технологический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимая (критическая) нагрузка — показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

предельно допустимый выброс — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

временно разрешенный выброс — показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса; (В редакции федеральных законов от 21.07.2014 № 219-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

экологический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду; (В редакции федеральных законов от 30.12.2008 № 309-ФЗ, от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

технологический показатель выброса — показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установка очистки газа — сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха — обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (Пункт введен — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Статья 4. Государственное управление в области охраны окружающей среды

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

установление порядка выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ)

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 19.07.2011 № 248-ФЗ)

определение величины уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

(Абзац введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

формирование и ведение перечней методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. (Абзац введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья введена — Федеральный закон от 13.07.2015 № 233-ФЗ)

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

(Абзац утр

Группы мероприятий по охране атмосферного воздуха:

1) Законодательные.

2) Планировочные.

3) Технические и технологические.

4) Санитарно-технические.

5) Санитарно-гигиенические.

Законодательные мероприятия (законы Российской федерации и региональные законы, нормативные акты системы Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования):

1) Конституция Российской Федерации.

2) О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

3) Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

4) Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон № 96-ФЗ от 4 мая 1999 г.

5) Об экологической экспертизе: Федеральный Закон от 15.11.1995 г. В редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ.

6) Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест: СанПиН 2.1.6.1032-01.

7) Выбор базовых показателей для социально-гигиенического мониторинга (атмосферный воздух населенных мест): МУ 2.1.6.792-99.

8) Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: ГН 2.1.6.1338—03.

9) Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: ГН 2.1.6.1339—03.

Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха (№ 96-ФЗ):

— приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

— обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

— недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

— обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

— гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

— научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

— обязательность соблюдения требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Закон № 96-ФЗ устанавливает другие важнейшие требования к охране атмосферного воздуха, права и обязанности граждан, юридических лиц и др.

Планировочные мероприятия:

1) Зонирование территории населенных мест.

2) Организация санитарно-защитных зон.

3) Рациональная планировка микрорайонов.

4) Рационализация транспортных путей.

5) Озеленение населенных мест.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ) в городских и сельских поселениях должны быть выделены зоны:

— жилы (селитебные) зоны;

— общественно-деловые зоны;

— производственные зоны;

— зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

— рекреационные зоны;

— зоны сельскохозяйственного использования;

— зоны специального назначения;

— зоны военных объектов;

— иные зоны режимных территорий.

По СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция 2007 г.) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» выделяются следующие санитарно-защитные зоны источников загрязнения атмосферного воздуха:

Предприятия первого класса – 1000 м.

Предприятия второго класса – 500 м.

Предприятия третьего класса – 300 м.

Предприятия четвертого класса – 100 м.

Предприятия пятого класса – 50 м.

Класс предприятий определяется по объему выбросов в атмосферный воздух и их вредности.

Технические и технологические мероприятия:

— замена вредных веществ на безвредные или менее вредные;

— очистка сырья от вредных примесей;

— замена сухих способов технологии на влажные;

— герметизация технологических процессов;

— замена прерывистых процессов на непрерывные;

— замена дымного топлива на бездымное;

— рекуперация ценных выбросов и их использование.

Санитарно-технические мероприятия по охране атмосферного воздуха (очистка выбросов):

Очистка выбросов от вредных аэрозолей:

— пылеосадочные камеры;

— циклоны;

— мультициклоны;

— скрубберы и фильтры;

— пенные фильтры;

— тканевые (рукавные) фильтры;

— электрофильтры.

Очистка выбросов от вредных газов:

— сорбенты;

— реагенты;

— фильтрация;

— катализ;

— комбинированные устройства, например, установки каталитического окисления.

Санитарно-гигиенические мероприятия по охране атмосферного воздуха:

1) Разработка санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

2) Разработка комплексных федеральных и региональных программ по оздоровлению воздушной среды .

3) Нормирование атмосферных загрязнений.

4) Предупредительный и текущий санитарный надзор за промышленными предприятиями, сельскохозяйственным производством, транспортом.

5) Изучение связи состояния здоровья населения с загрязнением атмосферного воздуха (социально-гигиенический мониторинг).

Мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом:

1) Рациональное регулирование транспортных потоков.

2) Организация многоуровневых развязок.

3) Контроль за состоянием двигателей и составом выхлопных газов.

4) Переход на альтернативные виды топлива (газ, этанол и др.) и внедрение электромобилей.

5) Действенный контроль за техническим состоянием автотранспорта.

6) Использование высококачественного топлива и отказ от топлива, содержащего тетраэтилсвинец.

7) Усовершенствование конструкции двигателя (повышение его экологичности).

8) Очистка выхлопных газов (дожигание и нейтрализация).

9) Озеленение населенных мест.

10) Удаление жилых зданий от основных автомагистралей.

11) Строительство объездных автомагистралей.

12) Рациональная застройка микрорайонов и организация проездов внутри их.

Заключение

Представленная тема сложна и многоаспектна, она волнует все мировое сообщество, так как состояние воздушной среды в значительной степени, если не в основном, определяет качество жизни, состояние здоровья населения.

В этом разделе лекции необходимо указать, что врач любого профиля должен в полной мере осознать роль состояния воздушной среды в формировании уровня и структуры заболеваний населения.

Специалисты лечебного профиля для обеспечения эффективности своей профессиональной деятельности должны учитывать состояние воздушной среды, как в диагностике, так и лечебном процессе. Так, например, как показано в материале лекции, загрязнение воздушной среды может вызывать и провоцировать развитие самых различных заболеваний, в том числе экологически обусловленных. Данное обстоятельство может диктовать специфические подходы к построению стратегии и тактики как диагностики, так лечения этих заболеваний.

Специалисту здравоохранения любого профиля необходимо осознать, что если он в своей деятельности не будет учитывать состояние воздушной среды, то он нарушает основной деонтологический принцип «Не навреди».

Важно также осознать тот факт, что в научном и техническом плане разработаны эффективные мероприятия по охране как атмосферного воздуха, так и воздуха закрытых помещений. Имеются позитивные примеры этих мероприятий в цивилизованных странах мира. К сожалению, в России научные и технические разработки в данном плане остаются невостребованными, что дает полное основание свидетельствовать санитарно-эпидемиологическое неблагополучие, обусловленное обсуждаемым фактором.

Тема 5

Вода как фактор здоровья населения

Лекция

Для специальности:

060101 Лечебное дело

Основные вопросы

1. Физиологическое и гигиеническое значение воды.

2. Заболевания инфекционной и неинфекционной природы, передаваемые водным путем; основные направления профилактических мероприятий.

3. Общая характеристика загрязнения водоемов и процессов их самоочищения; виды загрязнения.

4. Классификация источников водоснабжения, их сравнительная гигиеническая характеристика и выбор; категории водопользования.

5. Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды; основы его нормирования в условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения.

6. Методы улучшения качества питьевой воды (водоподготовки); их гигиеническая характеристика.

7. Основные направления санитарной охраны водоёмов.

Страницы ← предыдущая следующая → окружающей среды»). Таким образом, учитывая, что атмосферный воздух – часть окружающей среды, положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к окружающей среде, распространяются и на атмосферный воздух, а право на благоприятное состояние атмосферного воздуха, как природного объекта, может быть признано путем толкования данной конституционной нормы. Продекларированное Конституцией РФ право реализуется, в том числе и при помощи такого рычага, как государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. Вышеназванное конституционное право следует рассматривать в совокупности с закрепленной в ст. 58 Конституции Российской Федерации обязанностью каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Иначе говоря – сохранять и бережно относиться к атмосферному воздуху. Закрепленные Конституцией экологические права являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется государством (ст. 45 Конституции Российской Федерации). Право человека на благоприятное состояние окружающей среды (а значит и атмосферного воздуха), закрепленное Конституцией Российской Федерации, развито и наполнено содержанием в экологическом законодательстве, закрепляющем регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха. Вместе с тем, эти нормы остаются в значительной степени декларативными по разным причинам, в том числе в силу недостаточного правового обеспечения реализации этого конституционного права. Ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливают единый принцип построения правовой системы нашего государства, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Таким образом, международные договоры занимают второе после Конституции Российской Федерации место в иерархии источников права. На международно-правовом уровне охрана атмосферного воздуха от загрязнения регулируется несколькими соглашениями. В 1979 году под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы была заключена Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.). Этот документ представляет собой многостороннее рамочное соглашение, содержащее общие обязательства государств по контролю за загрязнением, обмену 31 информацией о состоянии окружающей среды, взаимным консультациям, мониторингу атмосферного воздуха, оценке трансграничного воздействия. В дальнейшем эта Конвенция была дополнена шестью протоколами по сокращению выбросов конкретных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Среди них, Протокол о сокращению выбросов серы или их трансграничных потоков; Протокол об ограничении выбросов азота или их трансграничных потоков и другие. Советский Союз ратифицировал Конвенцию 29 апреля 1980 г. В 1985 г. на Конференции по охране озонового слоя в Вене была принята многосторонняя рамочная Конвенция по охране озонового слоя. Согласно этой Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, которые являются результатом деятельности человека, изменяющей состояние озонового слоя (п. 1 ст. 2 Конвенции). С этой целью государства-участники сотрудничают в систематический наблюдениях и исследованиях в области охраны окружающей среды; в обмене информацией по воздействию человеческой деятельности на озоновый слой; в разработке и применении мер, контролирующих деятельность, которая приводит к неблагоприятным последствиям в озоновом слое; принимают на национальном уровне законодательные и административные меры по охране озонового слоя Земли. В 1987 г. участниками Конвенции был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Протокол ввел ограничения на производство и потребление веществ, разрушающих озоновый слой. В 1992 г. в Нью-Йорке была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата. Эта Конвенция была ратифицирована Российской Федерации Федеральным законом от 4 ноября 1994 г. № 34-ФЗ. Конвенция устанавливает обязанность для ее участников разрабатывать и реализовывать программы по контролю за изменением климата; периодически обновлять, публиковать, представлять конференции сторон национальные кадастры антропогенных выбросов из источников и поглощения всех парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой. После ратификации этой Конвенции в декабре 1997 г. Российской Федерацией был подписан Киотский протокол (постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. № 163 «О подписании Киотского протокола и Рамочной конвенции ООН об изменении климата»1). Участники данного Протокола обязались совместно и по отдельности обеспечить, чтобы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов не превышали установленные 1 СЗ РФ. – 1999. — № 7. – Ст. 942. 32 для них количества. Однако, данный Протокол не ратифицирован Российской Федерацией и поэтому не входит в ее правовую систему и не создает обязательств для нашего государства. Однако, учитывая, что Россия подписала Протокол, его положения влияют на развитие нашего законодательства. Таким образом, на международном уровне систему правового регулирования ведения государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха составляют ряд международных конвенций и договоров. На следующем уровне правового регулирования находятся федеральные законы, в которых содержатся общие правила организации и проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха. Среди них имеется федеральный закон, содержащий общие нормы в этой сфере – Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а также специальные законы, например, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». К числу комплексных экологических законов, т.е. законов, содержащих нормы как об охране окружающей среды, так и о государственном контроле в области охраны атмосферного воздуха, можно отнести Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Ст. 1 указанного Закона относит атмосферный воздух к компонентам природной среды. В соответствии со ст. 4 Закона атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды. Данный законодательный акт значительно расширяет количество основополагающих принципов охраны окружающей среды в целом, и в частности, устанавливает важный принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона). Этот принцип означает, что орган контроля может решать возложенные на него задачи эффективно и объективно только в случае его независимости и защищенности от подконтрольных организаций, предприятий, учреждений и иного постороннего влияния. Этот принцип должен реализовываться через финансовую и организационную независимость контролирующих органов. Кроме того, независимость контролирующего органа должна быть неразрывно связана с независимостью его должностных лиц. В Законе «Об охране окружающей среды» определены задачи осуществления контроля в области охраны окружающей среды; установлены виды экологического контроля в зависимости от субъекта, который его осуществляет. Помимо положений, регулирующих общие вопросы проведения государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, в данном законе установлен также общий порядок проведения 33 экологической экспертизы, экологического мониторинга, которые являются формами государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха. Вместе с тем, положения Закона, касающиеся государственного контроля в области охраны окружающей среды носят общий, рамочный характер. Определив необходимость проведения такого контроля, Закон указал на ряд нормативных актов, которые должны определить регламент его осуществления (порядок проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять такой контроль и другие). Однако до сих пор основная масса документов не принята. Государственные инспекторы по охране окружающей среды до сих пор при проведении государственного контроля руководствуются ранее принятыми нормативными правовыми актами: Правилами осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальных органов, утвержденными Минприроды РФ 17 апреля 1996 г. и постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 718 «О должностных лицах Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль». Их применение весьма затруднительно, так как указанные документы базируются на утративших силу Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» и Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Кроме того, указанные документы имеют ряд противоречий действующей системе управления. Так, постановление Правительства от 17 июля 1995 г. содержит существенный пробел, выражающийся в том, что данный перечень не содержит наименования государственных инспекторов по охране природы межрегионального уровня. Актуальной эта проблема является для инспекторов по охране природы Департаментов государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по федеральным округам, так как, согласно действующему законодательству, данная категория должностных лиц не уполномочена осуществлять государственный экологический контроль. Осуществлению полноценного экологического контроля мешает также отсутствие нормативных правовых актов, определяющих порядок приостановки, ограничения и прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими норм и правил охраны окружающей среды. Закон «Об охране окружающей среды», наделив таким правом инспекторов по охране природы (ст.ст. 34, 66 Закона), не определил механизм его реализации. Нормативные правовые акты специального характера, содержащие нормы о государственном контроле в области охраны атмосферного воздуха, представлены Федеральным законом «Об охране 34 атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года. Данный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха, не регулируя его использование. Следовательно, в настоящее время государственный контроль может вестись лишь в области охраны атмосферного воздуха, но никак ни его использования. Это нельзя признать правильным, поскольку атмосферный воздух используется как для выбросов загрязняющих веществ, так и для извлечения из него ценных веществ, используемых в дальнейшем в производстве. Нормативные правовые акты, содержащие нормы по использованию атмосферного воздуха, к сожалению, не получают должного развития в системе экологического законодательства Российской Федерации. Поэтому следует согласиться с Б.С. Федоровым, предлагающим ввести в Закон «Об охране атмосферного воздуха» принцип регулирования отношений не только по охране, но и по использованию атмосферного воздуха1. В Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» нашли свое воплощение нормы права, закрепляющие государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха (ст. 24 Закона). Эти нормы имеют рамочный характер, т.е. устанавливают правила, нуждающиеся в дальнейшем развитии. Однако, в развитие Закона до сих пор не приняты некоторые правовые акты. Среди них можно назвать акт, регулирующий порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздуха от стационарных источников. Такой порядок, согласно ст. 14 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», должен устанавливаться Правительством РФ и его отсутствие можно назвать существенным пробелом действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Вместе с тем, в Законе закреплены права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 27 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»). Это важно, так как защищает права граждан и организаций, по отношению к которым проводятся контрольные мероприятия. Это также связано с тем, что проведение контроля как следствие, может быть связано с возникновением неблагоприятных последствий для загрязнителей атмосферного воздуха. В этой ситуации права и обязанности каждого участника контрольных мероприятий должны быть ясно определены. В развитие Закона, Правительство РФ своим постановлением от 15 января 2001 г., утвердило Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха2. В данном Положении обозначены задачи государственного контроля за охраной атмосферного воздуха; 1 Федоров Б.С. Понятие, система и принципы развития законодательства Российской Федерации об охране атмосферного воздуха. // Экологическое право. — 1999. – № 2. – С. 42-43. 2 СЗ РФ. – 2001. — №4. – Ст.293. 35 указан орган Российской Федерации, осуществляющий данный контроль (Министерство природных ресурсов и его территориальные органы); достаточно подробно обозначены функции этих органов. Кроме того, четко расписаны права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. В Положении они наделены более широким, по сравнению с Законом, кругом прав. Например, дополнительно государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха наделены такими правами, как: проверять выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха; проверять соблюдение лицензионных требований и условий в области охраны атмосферного воздуха, если эти лицензии выданы на осуществление деятельности в области охраны окружающей природной среды; вносить предложения об аннулировании или приостановлении действия этих лицензий, если их требования и условия не выполняются; составлять по результатам проверок акты и протоколы о нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха; привлекать в установленном порядке научно- исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений; налагать административные взыскания на лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Такой расширенный перечень прав государственных инспекторов позволяет проводить контрольные мероприятия на законных основаниях и в установленных правовых границах. В соответствии со ст.6 Положения «О государственном контроле за охраной атмосферного воздуха», предусмотрено взаимодействие Министерства природных ресурсов Российской Федерации с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ряду важнейших вопросов осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха1. Согласно ст. 6 Положения, данные органы осуществляют взаимодействие при проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на основе соглашений, заключенных между ними. Но ни одного такого соглашения до сих пор не заключено, что снижает эффективность контрольных мероприятий, приводит в отдельных случаях к дублированию контрольных функций указанных ведомств. Для решения этой проблемы межведомственными соглашениями 1 согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. №314 функции контроля и надзора МПР России переданы Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования, а контрольно-надзорные функции Министерства здравоохранения РФ переданы Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 36 следует установить основные направления и принципы взаимодействия указанных федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, их территориальных органов при осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха на отдельных объектах или в отдельных ситуациях. Четко распределенные функции обозначенных органов при решении конкретных вопросов позволили бы избежать «двойного» контроля, а также бесконтрольности в деятельности хозяйствующих субъектов. Взаимодействие могло бы осуществляться путем разработки нормативной базы, регламентирующей порядок проведения государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха; разработки планов совместных проверок и, соответственно, их проведение; создания совместных комиссий и проведения оперативных проверок состояния атмосферного воздуха при возникновении нештатных ситуаций в подконтрольной сфере; обмена оперативной информацией о выявленных нарушениях в области охраны атмосферного воздуха в ходе проведения соответствующих проверок. В иных экологических актах, имеющих отношение к государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха, определяется механизм реализации норм, установленных Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Среди таких нормативных правовых актов можно назвать Федеральный закон «Об экологической экспертизе»1. Законодательные требования получают развитие в подзаконных нормативно-правовых актах. В качестве основных можно назвать постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы»2, Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»3, постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»4. Кроме вышеназванных актов стоит отметить постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому 5 контролю» , постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 «О порядке разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»6, которое определяет порядок выбросов загрязняющих веществ 1 СЗ РФ. – 1995. — №48. – Ст.4556. 2 СЗ РФ. – 1996. — №40. – Ст.4648. 3 Российская газета. – 2000. — 1 сентября. — №170. 4 СЗ РФ. – 2003. — №14. – Ст.1278. 5 СЗ РФ. – 2002. — №44. – Ст.4390. 6 САПП РФ. – 1992. — №6. – Ст.330. 37 в том числе и в атмосферный воздух. В третью группу нормативных правовых актов, регулирующих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, входят акты иных (кроме экологического) отраслей законодательства. Это законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о градостроительстве, о радиационной безопасности и некоторые другие. Санитарно-эпидемиологическое законодательство, имеющее отношение к государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха представлено Федеральным Законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1. В ст.20 данного Закона устанавливается санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций. Особое место среди ведомственных актов занимают стандарты в области охраны атмосферного воздуха, принятые в разное время органами стандартизации. С 1 января 1977 г. в России был введен в действие ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», который является основополагающим стандартом для природоохранной стандартизации. В его развитие был принят ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения. Промышленные выбросы. Термины и определения». Отдельного внимания заслуживают такие стандарты, как ГОСТ 17.2.1.03- 84. «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнений» и ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов». Эти нормативные правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не предоставляют каких-либо прав в отношении использования и охраны атмосферного воздуха. Стандарты раскрывают содержание иных нормативных правовых актов для установления норм, правил и характеристик продукции, работ, услуг и хозяйственных объектов. Проанализировав действующее законодательство, определяющее механизм проведения государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, можно отметить следующие его недостатки. Во- первых, большинство законодательных актов напрямую связанных с рассматриваемой нами проблемой имеют рамочный, отсылочный к подзаконным нормативно-правовым актам характер. Это приводит к фактическому бездействию норм закона и отодвигает на неопределенное время их реализацию. Во-вторых, до сих пор не принят ряд важнейших нормативных правовых актов законодательного и подзаконного характера, позволяющих проводить государственный контроль в области охраны 1 СЗ РФ. – 1999. — №14. – Ст.1650. 38 атмосферного воздуха более эффективно. Это акты, регулирующие порядок проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды, устанавливающие перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять такой контроль, устанавливающие порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и иные акты. В-третьих, необходимо реализовать нормы Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, касающиеся заключения соглашений по вопросам сотрудничества Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В-четвертых, действующее законодательство регулирует только вопросы охраны атмосферного воздуха, вопросы его использования остаются законодательно не урегулированными. Таким образом, необходимо констатировать, что сегодня назрела объективная потребность совершенствования и оперативного принятия соответствующих нормативных правовых актов, так как промедление способствует затруднению эффективного проведения экологического контроля и, как следствие, росту правонарушений в области охраны атмосферного воздуха со стороны предприятий-загрязнителей. 2 Организационные меры осуществления государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха 2.1 Система и компетенция органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации, в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Учитывая, что исключительная компетенция Российской Федерации и ее совместная с субъектами компетенция покрывает основной объем государственных функций, можно говорить о единой иерархической структуре исполнительной власти в масштабах всей страны. В настоящее время это влечет за собой излишнюю централизацию органов исполнительной власти. Например, 39 Конституционный Суд РФ полагает, что «приоритетное значение в кадровом обеспечении органов исполнительной власти, входящих в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, имеет решение федерального органа исполнительной власти…, возглавляющего соответствующую систему»1 Создание стройной, единой системы органов исполнительной власти, обеспечивающих контрольные функции, в том числе и в области охраны атмосферного воздуха, необходимо для достижения целей охраны атмосферного воздуха. Систему государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха образуют органы государственной исполнительной власти, объектом контрольной деятельности которых выступают правоотношения в области охраны и рационального использования атмосферного воздуха. В настоящее время особого внимания заслуживает проблема четкого разграничения полномочий и компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти в области контроля за состоянием и охраной атмосферного воздуха. На ее актуальность указывается в новой Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р2. Согласно п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, закрепляется двухуровневая система органов государственного экологического контроля. Федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями по установлению порядка осуществления экологического контроля и осуществлению его на объектах, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В целях реализации данных полномочий Правительством утверждено Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха и установлен Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю3. В свою очередь, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по государственному 1 Абз. 3, 4 п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1997 г. № 19-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области // СЗ РФ. – 1997. — №51. – Ст.5877. 2 Российская газета. – 2002. – 18 сентября (№ 176). – С. 12. 3 утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №777 // СЗ РФ. – 2002. — №44. – Ст.4390. 40 Страницы ← предыдущая следующая →

Закон об охране атмосферного воздуха последняя редакция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *