Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) на основании пункта 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – постановление № 569) разъясняет следующее в целях единообразного применения пункта 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением № 569 (далее – Положение), при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (далее – пособия) лицам, работающим по трудовым договорам (далее – работники).
- Согласно пункту 2 Положения право на пособия имеют работающие лица, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – взносы).
Условие по уплате взносов для назначения пособий (как страховых выплат) рассматривается на день наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов, то есть работники имеют право на пособия, если на этот день за них уплачиваются взносы.
При определении права на пособия учитываются взносы, начисленные и уплаченные с выплат, которые согласно первичным учетным документам производились в пользу работника.
Если перерыв в уплате взносов между месяцем, за который последний раз уплачены взносы за работника, в том числе другим плательщиком взносов (далее – плательщик), до месяца, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, составил не более шести месяцев или взносы за работника уплачены в месяце наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов до дня их наступления, то работник имеет право на пособия. Например,
1) работник принят на работу 1 октября 2018 г., временная нетрудоспособность наступила у него 10 октября 2018 г., последний раз взносы за работника уплачивались за март 2018 г. (за период с 1 по 16 марта 2018 г.). Перерыв в уплате взносов с апреля по сентябрь 2018 г. составляет не более 6 месяцев. Работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности;
2) работник принят на работу 1 октября 2018 г., временная нетрудоспособность наступила у него 20 октября 2018 г., взносы за работника уплачены 16 октября 2018 г. из заработной платы за первую половину октября 2018 г. Работник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности.
- Для назначения пособий по месту работы по совместительству учитываются взносы, уплаченные до наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов только по данному месту работы. Обусловлено это тем, что пунктом 31 Положения предусмотрено назначение пособий по каждому месту работы и, соответственно, размеры пособий, в том числе минимальный и максимальный, исчисляются отдельно без учета заработка по другому месту работы.
- В случае, когда для права на пособия необходимо подтверждение факта уплаты взносов другими плательщиками взносов за периоды, за которые не сданы сведения персонифицированного учета (форма ПУ-3), следует руководствоваться пунктом 16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил застрахованное лицо имеет право письменно обратиться к предыдущему работодателю по вопросу подтверждения периодов уплаты взносов.
Форма ПУ-3 за текущий год представляется работодателем в орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня письменного обращения к нему застрахованного лица по вопросу подтверждения периода уплаты взносов при возникновении необходимости его подтверждения. Периоды уплаты взносов отражаются в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2018 № 589 предусмотрено, что с 1 января 2019 г. форма ПУ-3 за работников представляется плательщиками в орган Фонда один раз в квартал в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 8 Инструкции о порядке предоставления сведений о периодах уплаты обязательных страховых взносов, утвержденной постановлением правления Фонда от 10.12.2013 № 16, сведения о периодах уплаты взносов плательщики получают на основании запроса о подтверждении периодов уплаты обязательных страховых взносов (далее — запрос) согласно приложению 1 к этой Инструкции.
При наличии электронной цифровой подписи плательщики могут подать запрос о подтверждении периодов уплаты взносов и получить на него ответ посредством корпоративного портала Фонда (www.portal.ssf.gov.by).
При отсутствии электронной цифровой подписи запрос подается в территориальный орган Фонда по месту постановки на учет. Запрос должен содержать личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения.
- Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно уплачивают взносы не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
Для обеспечения работникам права на пособия указанные плательщики могут уплатить взносы за них до истечения квартала, что не противоречит законодательству об уплате взносов.
- Работники, за которых ни в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, ни в месяце их наступления до начала указанных случаев взносы не уплачивались, но им в течение указанных периодов или их части производились выплаты по государственному социальному страхованию (они являлись получателями пособия по временной нетрудоспособности, находились в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет), имеют право на пособия.
- Условие по уплате взносов для права на пособия (пункт 2 Положения) следует отличать от условия по уплате взносов для определения размера пособий (пункт 17 Положения).
Пункт 17 Положения применяется при определении размера пособий при наличии у работника права на них. Пособия лицам, за которых или которыми в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях взносы уплачивались менее чем за 6 месяцев в общей сложности (за весь период его трудовой деятельности) до возникновения права на пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, назначаемого молодым специалистам и молодым рабочим (служащим), назначаются в минимальном размере.
По информации официального сайта Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В 2019 г. проводилось общественное обсуждение проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» (далее — Законопроект, проект НПА).
В обосновании документа было указано, что положения Закона направлены на повышение качества и доступности медицинской помощи, а также защиту прав пациентов (включая персональные данные и информацию о состоянии здоровья), а также создание системы управления качеством медпомощи.
А 9 апреля 2020 г. законопроект уже был принят Палатой представителей в первом чтении.
Обратите внимание!
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования.
1. Проект НПА комплексно регламентирует вопросы электронного здравоохранения, возможность выдачи электронных рецептов, предусматривает аккредитацию медучреждений. В нем также предусмотрена целая глава, регламентирующая создание комитета по биоэтике. Он будет организован на общественных началах при Минздраве. Задача комитета — регулировать соблюдение норм медэтики и деонтологии.
2. Законопроект предполагает обновление понятийного аппарата. Так, в частности, предусмотрены определения терминов «близкие родственники», «изделия медназначения», «медтехника», «электронная медицинская карта пациента».
3. Вводятся изменения, которые уточняют право постоянно проживающих в стране иностранцев и лиц без гражданства на доступное медобслуживание. Так, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медобслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь <*>.
4. Проект НПА предусматривает включение в структуру здравоохранения университетских клиник <*>.
5. Помимо этого, Законопроектом вводится процедура аккредитации госорганизаций здравоохранения <*>.
При этом аккредитация госорганизаций здравоохранения представляет собой деятельность по установлению соответствия лечебно-диагностических возможностей госорганизации здравоохранения условиям, видам и уровням медпомощи.
Аккредитации подлежат только госорганизации здравоохранения, подчиненные Минздраву, местным исполкомам. Аккредитацию госорганизаций здравоохранения осуществляет организация, уполномоченная Минздравом.
6. В проекте сказано, что доступность, этапность и преемственность всех видов медпомощи в госорганизациях здравоохранения обеспечиваются ее оказанием на разных уровнях независимо от места жительства (места пребывания) пациента <*>.
Порядок и критерии отнесения организаций здравоохранения к уровню медпомощи устанавливаются Минздравом.
7. Проектом НПА расширяется перечень организаций здравоохранения, уполномоченных проводить обязательные и внеочередные медосмотры.
8. Проект НПА дополняет Закон о здравоохранении следующими статьями <*>:
— Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией. Она проводится в целях оценки состояния здоровья на предмет определения годности или негодности к работе с вредными и (или) опасными условиями труда или к работе, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе. А также, чтобы установить, есть ли связь заболевания с профессиональной деятельностью.
— Экспертиза качества медицинской помощи. Ее будут проводить в целях выявления нарушений при оказании медпомощи. В частности, при летальных исходах, случаях внутрибольничных инфекций, а также при поступлении жалоб от пациентов и их родственников.
— Клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза.
9. Кроме того, Законопроект предусматривает включение в Закон о здравоохранении отдельной главы об оценке качества медпомощи <*>.
Оценка качества медпомощи проводится в целях сокращения количества случаев ее оказания с нарушением требований, установленных законодательством о здравоохранении, и представляет собой комплекс мероприятий по определению соответствия качества медпомощи:
— критериям оценки качества медпомощи, определенным Минздравом;
— порядкам оказания медпомощи по профилям заболеваний;
— клиническим протоколам;
— иным требованиям законодательства о здравоохранении.
10. Отдельная глава будет регулировать вопросы информационного обеспечения в области здравоохранения <*>.
В рамках информационного обеспечения в области здравоохранения осуществляются:
— создание, развитие, сопровождение и эксплуатация централизованной информационной системы здравоохранения;
— оказание медпомощи, меднаблюдение и проведение медэкспертиз с применением телемедицинских технологий.
11. По Законопроекту в Республике Беларусь появится централизованная информационная система здравоохранения, в которой будет храниться и обрабатываться мединформация.
Централизованная информационная система здравоохранения представляет собой единую централизованную информационную систему, обеспечивающую централизованное хранение и обработку мединформации в здравоохранении, включая базы (банки) данных, реестры (регистры) о пациентах, информационное взаимодействие и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к указанной информации.
Она включает в себя:
— сведения, содержащиеся в электронной медицинской карте пациента и других электронных медицинских документах;
— сведения, содержащиеся в едином электронном архиве медицинской информации о пациентах;
— сведения об организациях здравоохранения;
— сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь;
— сведения о медицинских документах и сведения об организации здравоохранения, в которой медицинские документы созданы и хранятся;
— сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;
— сведения об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
— классификаторы, справочники и нормативно-справочную информацию в области здравоохранения.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 года N 42-П
О внесении изменения в постановления министерства здравоохранения Астраханской области от 10.08.2011 N 10-П, от 19.08.2011 N 15-П
(Утратил силу:
постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 07.02.2012 N 051П)
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 27.09.2011 N 380-П
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.Внести в постановление министерства здравоохранения Астраханской области от 10.08.2011 N 10-П «Об утверждении стандартов специализированной медицинской помощи больным с нестабильной стенокардией, острым и повторным инфарктом миокарда, внутричерепными травмами на территории Астраханской области» (далее — постановление) изменение, заменив в пункте 7 постановления цифры «05.05.2011» цифрами «01.01.2011».
2. Внести в постановление министерства здравоохранения Астраханской области от 19.08.2011 N 15-П «О внедрении стандартов медицинской помощи при оказании стационарной медицинской помощи» (далее — постановление) изменение, заменив в пункте 8 постановления цифры «05.05.2011» цифрами «01.01.2011».
3. Сектору стандартизации министерства здравоохранения Астраханской области (Лошманова О.В.) направить настоящее постановление в двухдневный срок со дня его подписания в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области, в семидневный срок — в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области, в прокуратуру Астраханской области.
4. Отделу правового и документационного обеспечения министерства здравоохранения Астраханской области (Евдоксина Т.В.) направить настоящий приказ в двухдневный срок со дня подписания в информационные агентства «Гарант» и «Консультант Плюс» для включения в электронную базу данных.
5. Директору областного государственного учреждения «Медицинский информационно-аналитический центр» Шумеленковой В.Н. разместить настоящий приказ в трехдневный срок со дня подписания на сайте министерства здравоохранения Астраханской области.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Астраханской области Гальцеву Л.А.
7. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Министр
И.Е. Квятковский