Закон о статистике

Статистический учет (statistical accounting) — один из трех видов хозяйственного учета (вместе с оперативным и бухгалтерским), связанный с отражением массовых явлений общественной (хозяйственной) жизни. Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона или страны. Информация статистического учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений.

Статистический учет (собственно, статистика) имеет развитой понятийный аппарат, предмет и метод, а также организационное построение, обеспечивающее научно обоснованную количественно-качественную характеристику наблюдаемых объектов в конкретных условиях места и времени. Для обобщения первичных данных наряду с собственными наблюдениями статистический учет широко использует исходную информацию, формируемую в процессе оперативного и бухгалтерского учета, в связи с чем на общегосударственном уровне статистический учет представляет собой национальное счетоводство.

Ядром понятийного аппарата статистического учета служит статистический показатель, выражающий существенные признаки наблюдаемого явления, а сбор и обобщение данных для исчисления статистических показателей организуется через статистическое наблюдение. При этом статистические показатели систематизируются в зависимости от их формы (абсолютные, средние и относительные величины) и содержания (показатели численности и половозрастного состава населения, национального богатства, окружающей среды, производства, распределения и потребления продукции и услуг, уровня жизни населения, социальной жизни общества, финансовой статистики, системы национальных счетов).

Статистические наблюдения различают прежде всего по степени охвата отражаемых объектов — они могут быть сплошными или выборочными. Широко применяемыми формами сплошного статистического наблюдения служат переписи, единовременные учеты и обязательная отчетность; выборочного — выборочные и монографические обследования, экспертные оценки.

При любом статистическом анализе предварительно изучается качественное содержание показателей, выбираются объекты и единицы исследования, составляются его программы, формы и методы проведения, обрабатываются исходные данные (статистическая группировка, сводка, наблюдение и графическое изображение, форма представления статистической информации пользователям), подводятся итоги изучения явлений и по ним подготавливаются рекомендации. Для обеспечения научно обоснованного разделения и понимания единиц взаимосвязанных массовых явлений общественной жизни в статистическом учете используют общепринятые классификации, представляющие собой разделение изучаемых объектов и единиц на классы или устойчивые группы по определенным признакам (по качественным или атрибутивным признакам, которыми эти единицы обладают).

В статистическом учете применяют свыше 50 различного рода классификаций, среди которых выделяют: общенациональные классификаторы, входящие в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (классификаторы отраслей народного хозяйства или видов экономической деятельности, промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий и организаций, форм собственности, системы обозначения органов государственного управления, органов административно-территориального деления, единиц измерения и др.); международные стандартные классификации всех видов экономической деятельности, продукции и услуг и так далее, международные классификаторы занятости, валют, стран мира и т.п.

Наряду с этим, важное значение имеет применение в статистическом учете различных статистических стандартов, в числе которых руководства по исчислению статистических показателей, их наборы для характеристики важнейших социально-экономических процессов, формы государственного статистического наблюдения и так далее.

Особую роль в условиях рыночной экономики играет такой международный статистический стандарт, как система национальных счетов ООН, представляющая собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, комплексно характеризующих наличие и использование ресурсов в общественном воспроизводстве на соответствующих счетах общенационального счетоводства. В увязке с этой системой национальных счетов должна быть организована вся экономическая статистика, а также статистика государственных финансов и составления платежного баланса в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Перечисленные требования выполняются в ходе государственной программы по переводу отечественной статистики на общепринятую практику статистического учета в условиях рыночной экономики. Организатором статистического наблюдения на общегосударственном уровне является Государственный комитет статистики с сетью территориальных органов. В порядке, определяемом Правительством, разрабатываются и утверждаются ежегодные программы статистических работ, определяются формы государственного статистического наблюдения и порядок обеспечения статистической информацией различных категорий пользователей.

В связи с формированием в стране рыночных отношений существенные изменения происходят и в организации официальной статистики. Помимо освоения перечисленных ранее общепринятых статистических стандартов и классификаций в отечественной статистике все большую роль играют выборочные наблюдения, на основе которых осуществляются расчеты показателей генеральной совокупности изучаемых явлений практически по всем основным разделам социально-экономической статистики. Для обеспечения надежности таких расчетов все больше используются широко применяемые в мировой практике статистические регистры и экономические переписи, а также современные математические методы и информационные технологии.

Принят Государственной Думой 9 ноября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2007 года

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) официальный статистический учет — деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации;

2) система государственной статистики — государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и технических средств;

3) официальная статистическая информация — сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией;

4) субъекты официального статистического учета — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) федеральное статистическое наблюдение — сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета;

6) административные данные — используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации;

7) первичные статистические данные — документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;

8) пользователи официальной статистической информацией — государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.

Статья 3. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики

1. Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

2. Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы настоящим Федеральным законом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Принципы официального статистического учета и системы государственной статистики

Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются:

1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

4) обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям;

5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;

7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;

8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

Статья 5. Официальный статистический учет

1. Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета.

2. Субъекты официального статистического учета от имени Российской Федерации осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами.

3. Субъекты официального статистического учета являются операторами системы государственной статистики.

4. В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные.

5. Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

6. Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

7. Разработка федерального плана статистических работ осуществляется на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информацией, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

8. Координация деятельности в сфере официального статистического учета осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению.

9. Субъекты официального статистического учета в целях формирования официальной статистической информации получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

10. Официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.

11. Распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет.

12. Предоставление субъектами официального статистического учета официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации является обязательным и бесплатным. Иным федеральным органам государственной власти, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей по их письменному запросу или в соответствии с соглашением сторон об информационном взаимодействии официальная статистическая информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.

Статья 6. Федеральное статистическое наблюдение

1. Федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности). Способ проведения федерального статистического наблюдения определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

2. Федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.

3. Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром — образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

4. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

5. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

6. Выполнение работ, связанных с проведением федерального статистического наблюдения, может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми для выполнения таких работ на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Официальная статистическая методология

1. Применение официальной статистической методологии является обязательным при формировании официальной статистической информации.

2. Официальная статистическая методология включает в себя методы сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных и административных данных, оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации.

3. Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Предоставление первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета

1. Респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

2. Респонденты — граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе, если иное не установлено федеральными законами.

3. Респонденты — граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности и необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.

4. Респонденты — субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Первичные статистические данные и административные данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа.

6. Юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.

7. Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, и административные данные могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно.

9. Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Статья 9. Гарантии защиты первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения

1. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

2. Обработка содержащихся в формах федерального статистического наблюдения первичных статистических данных осуществляется в условиях, гарантирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту таких данных от несанкционированного доступа, предотвращение их хищения, утраты, подделки или искажения.

3. В случае если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, указанные лица несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Сноска. Утратил силу Законом РК от 19.03.2010 № 257-IV.

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области статистической деятельности, определяет полномочия и функции уполномоченного органа и иных государственных органов, ведущих статистическую деятельность.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на физических лиц, а также на юридические лица Республики Казахстан, филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан (далее — юридические лица).
Настоящий Закон определяет основные принципы сбора, обработки и распространения статистических данных о явлениях и процессах, происходящих в экономической, социальной, демографической и экологической (далее — социально-экономической) сферах Республики Казахстан.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 15.01.2002 N 280 .

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
ведомственные статистические наблюдения — наблюдения, проводимые государственными органами Республики Казахстан;
государственная статистика — единая статистическая информационная система, формируемая органами государственной статистики;
государственная статистическая отчетность — общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых физические лица, юридические лица и их структурные подразделения представляют органам государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отчеты за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений;
наблюдение статистическое — планомерный, научно организованный сбор данных о явлениях и процессах социально-экономической жизни путем регистрации по заранее разработанной программе. Государственные статистические наблюдения состоят из общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений;
национальная перепись — общегосударственное статистическое наблюдение всех подлежащих обследованию физических и юридических лиц по всей территории Республики Казахстан по состоянию на определенный момент времени. Проводится уполномоченным органом вне плана статистических работ;
общегосударственные статистические наблюдения — наблюдения, проводимые уполномоченным органом ;
первичная статистическая информация — данные о конкретном физическом лице, юридическом лице и его структурном подразделении, представленные при проведении статистического наблюдения органам государственной статистики для использования в статистических целях;
план статистических работ — документ, содержащий годовой план проведения государственных статистических наблюдений и других статистических работ, связанных со статистическими наблюдениями;
программа статистического наблюдения — цель и задачи проведения наблюдения, перечень показателей (вопросов), по которым осуществляется сбор данных, методика их исчисления, представленный в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета и других (далее — формы статистические), и инструкции по проведению статистического наблюдения; V021928
распространение — обеспечение доступа к статистической информации, не являющейся конфиденциальной для пользователей этой информации, независимо от используемых при этом форм и средств;
специально организованные статистические наблюдения — общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых сбор первичной статистической информации осуществляется не на основе отчетов, а другими способами. По способу сбора первичной статистической информации различаются анкетные, декларационные, корреспондентские и инспекционные наблюдения, учет и перепись;
статистическая деятельность — это деятельность, связанная со сбором, обработкой и распространением количественных данных массовых явлений в обществе на основе статистических стандартов;
типы государственных статистических наблюдений — государственная статистическая отчетность и специально организованные статистические наблюдения;
уполномоченный орган — центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственной статистикой, полномочия которого определяются законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 2 в редакции Закона РК от 15.01.2002 N 280 ; с изменениями, внесенными Законом РК от 21.12.2004 N 14 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 3. Государственная политика Республики Казахстан
в области статистики

Государственная политика Республики Казахстан в области статистики направлена на создание, функционирование и совершенствование единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов.
Единая статистическая информационная система должна удовлетворять потребности всех физических и юридических лиц в статистических данных, характеризующих состояние и тенденции социально-экономического развития республики.
Государственная политика Республики Казахстан в области статистики строится на принципах методологического единства и централизации. Уполномоченный орган осуществляет координацию статистической деятельности государственных органов и занимает ведущее положение в системе государственных статистических наблюдений. Государственные органы проводят статистические наблюдения в тех случаях, когда это обеспечивает разработку более достоверных статистических показателей, чем у уполномоченного органа.
Предоставление первичной статистической информации при проведении национальных переписей и государственных статистических наблюдений, предусмотренных планом статистических работ, физическими и юридическими лицами, а также их структурными подразделениями является обязательным и осуществляется на безвозмездной основе.
План статистических работ после предварительного обсуждения с заинтересованными представителями науки и общественных организаций утверждается Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 15.01.2002 N 280 ; от 21.12.2004 N 14 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 4. Основные требования, предъявляемые
к государственным органам, осуществляющим
статистическую деятельность

Уполномоченный орган и государственные органы, ведущие статистическую деятельность, обязаны обеспечивать:
целостность, достоверность и достаточность статистических показателей;
всесторонность и объективность изучения, обобщения и анализа происходящих в Республике Казахстан экономических и социальных процессов и тенденций их развития;
доступность и открытость статистической информации в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан;
сопоставимость применяемой методологии и рассчитываемых основных показателей со статистическими стандартами, используемыми в международной практике.

Статья 5. Законодательство Республики Казахстан
в области государственной статистики

Законодательство Республики Казахстан в области государственной статистики основано на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах Республики Казахстан, то применяются правила международного договора.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 15.01.2002 N 280 .

Статья 6. Международное сотрудничество в области
государственной статистики

Взаимоотношения в области государственной статистики между Республикой Казахстан и другими государствами или международными организациями определяются на основе двусторонних и многосторонних международных договоров, договоров непосредственно между уполномоченным органом Республики Казахстан и органами статистики других государств и международными организациями, заключенных на принципах равноправия и взаимных интересов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 15.01.2002 N 280 .

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Статья 7. Система органов государственной
статистики Республики Казахстан

Статистическую деятельность осуществляют органы, формирующие государственную статистику Республики Казахстан:
уполномоченный орган и его территориальные подразделения;
государственные органы, ведущие статистическую деятельность.

Статья 8. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган разрабатывает и реализует государственную политику в области статистики, разрабатывает и осуществляет программы по совершенствованию статистики в Республике Казахстан. Обладает независимостью в вопросах методологии и методики статистического учета, осуществляет руководство своими территориальными подразделениями, координирует деятельность подведомственных организаций.
В своей деятельности уполномоченный орган и его территориальные подразделения руководствуются планом статистических работ в соответствии с Положением об уполномоченном органе, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
Нормативные правовые акты уполномоченного органа по организации статистики обязательны для физических лиц, охваченных государственными статистическими наблюдениями, а также для юридических лиц.
Уполномоченный орган, в целях реализации государственной политики в области статистики:
координирует статистическую деятельность государственных органов на основе утверждения программ статистических наблюдений;
осуществляет сотрудничество в области статистики с зарубежными странами и международными организациями, заключает с ними соглашения и договоры, направленные на развитие государственной статистики;
издает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики.
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 15.01.2002 N 280 ; от 21.12.2004 N 14 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 9. Государственный статистический регистр

Государственный статистический регистр является инструментом статистического учета и содержит краткую административную и экономическую информацию о всех физических и юридических лицах, охваченных статистическим учетом. Его ведение осуществляется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями в соответствии с международными стандартами.
Государственные органы и их подведомственные организации, которые создают и ведут регистры и информационные базы данных о физических и юридических лицах, бесплатно представляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации единого Государственного статистического регистра.
Сноска. Статья 9 в редакции Закона РК от 15.01.2002 N 280 .

Статья 9-1. Похозяйственный учет в населенных пунктах

Похозяйственный учет является государственным статистическим наблюдением за физическими лицами, проживающими в сельской местности, а также за физическими лицами, имеющими личное домашнее (подсобное) хозяйство, независимо от места проживания.
Аким аула (села), поселка, аульного (сельского) округа организует ведение регистрационных записей в похозяйственных книгах.
Уполномоченный орган осуществляет методологическое руководство ведением похозяйственного учета и использует данные этого учета для производства соответствующих статистических показателей.
Сноска. Закон дополнен статьей 9-1 в соответствии с Законом РК от 15.01.2002 N 280; с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ СТАТИСТИКИ

Статья 10. Права уполномоченного органа

Уполномоченный орган и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий имеют право:
получать безвозмездно от юридических лиц и их структурных подразделений достоверную государственную статистическую отчетность в объемах и сроки, определенные планом статистических работ;
получать от физических лиц в целях выполнения плана статистических работ и проведения национальных переписей, для статистического обобщения и анализа достоверную информацию об их экономическом и социально-демографическом положении, а также предпринимательской деятельности;
привлекать в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, должностных лиц организаций к проведению государственных статистических наблюдений;
разрабатывать и утверждать программы государственных статистических наблюдений;
получать от государственных органов первичную статистическую информацию, а также другую информацию, которой они располагают в силу выполняемых функций, для ведения Государственного статистического регистра, а также производства статистических данных, не дублирующих сводные статистические данные, формируемые государственными органами;
осуществлять контроль за постановкой первичного и статистического учета индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 15.01.2002 N 280 ; от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 21.12.2004 N 14 (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 11. Обязанности уполномоченного органа

Уполномоченный орган и его территориальные подразделения в пределах своей компетенции обязаны:
разрабатывать статистическую методологию в соответствии с международными статистическими стандартами;
осуществлять контроль за исполнением методических инструкций;
проводить согласно плану статистических работ общегосударственные статистические наблюдения и обеспечивать государственные органы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, статистической и аналитической информацией;
обеспечивать доступность сводной статистической информации для физических и юридических лиц;
по требованию прокурора безвозмездно представлять запрашиваемую информацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
предоставлять статистическую информацию в международные организации в соответствии с обязательствами по действующим договорам, а также проводить обмен статистической информацией с зарубежными странами;
обеспечивать физических и юридических лиц, предоставляющих информацию органам государственной статистики, бланками статистических форм и инструкциями по их заполнению;
обеспечивать накопление, ведение и актуализацию информационно-статистических баз данных о социально-экономическом положении республики и ее регионов;
соблюдать сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации на основе персональной ответственности работников органов государственной статистики в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
организовывать научно-исследовательские разработки в области статистики;
ежегодно не позднее 30 апреля представлять в государственный орган Республики Казахстан, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений, и уполномоченный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан статистические данные по смертности (инвалидности) среди населения Республики Казахстан;
осуществлять государственный контроль в области государственной статистики, за исключением проверок, на предмет соблюдения требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области государственной статистики.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 15.01.2002 N 280 ; от 09.08.2002 N 346 ; от 21.12.2004 N 14 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 30.12.2009 № 234-IV.

Статья 12. Права и обязанности государственных органов
и их территориальных подразделений, ведущих
статистическую деятельность

Государственные органы и их территориальные подразделения, ведущие статистическую деятельность, в пределах своей компетенции имеют право:
проводить ведомственные статистические наблюдения;
разрабатывать программы ведомственных статистических наблюдений;
получать статистическую информацию от физических лиц;
получать от юридических лиц достоверную статистическую информацию, составленную на основе финансовой отчетности;
получать от государственных органов информацию, которой они располагают в силу выполняемых функций для производства ими статистических данных;
осуществлять контроль за постановкой первичного учета и статистической отчетности в организациях, проверять достоверность полученных ими данных.
Государственные органы и их территориальные подразделения, ведущие статистическую деятельность, обязаны:
представлять в уполномоченный орган сведения об исполнении методических инструкций;
соблюдать принцип сохранности государственных и коммерческих тайн, конфиденциальности первичной статистической информации;
представлять в уполномоченный орган на согласование и утверждение программы проводимых статистических наблюдений и проекты методических разработок;
осуществлять государственный контроль в области государственной статистики, за исключением проверок, на предмет соблюдения требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области государственной статистики.
Сноска. Статья 12 в редакции Закона РК от 15.01.2002 N 280 ; с изменениями, внесенными Законом РК от 28.02.2007 N 235 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 13. Гарантии прав физических и юридических лиц

Физическим и юридическим лицам гарантируются конфиденциальность первичной статистической информации, доступность плана статистических работ. Распространение первичной статистической информации может быть произведено только с согласия физических и юридических лиц, предоставивших информацию, или анонимно. Полученная от других государственных органов информация о физических и юридических лицах подлежит распространению с согласия государственных органов, предоставивших информацию. Иные условия распространения первичной статистической информации определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в отношении:
информации о юридических лицах с государственной формой собственности или контрольный пакет акций которых принадлежит государству;
неконфиденциальной информации из Государственного статистического регистра.
Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 21.12.2004 N 14 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 14. Финансирование статистических работ

Сноска. Статья 14 исключена Законом РК от 20.12.2004 N 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 15.01.2002 N 280 .

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан в области государственной
статистики

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики, несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 15 в редакции Закона РК от 15.01.2002 N 280 .

Президент
Республики Казахстан

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ СТАТИСТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ И СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. В комментируемой статье раскрываются цель, предмет и сфера действия Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Так, пунктом 1 данной статьи раскрывается основная цель комментируемого Закона, которая заключается в реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета. Данная политика направлена на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Из этого абзаца следует, что информация должна удовлетворять следующим критериям:
— полнота;
— достоверность;
— научная обоснованность;
— своевременность ее предоставления.
Полной информацию можно считать в том случае, если ее достаточно для понимания и принятия решений.
Достоверность информации достигается точным соответствием содержащихся в ней сведений, которые не содержат ошибок, искажений и заведомо ложных данных.
Научная обоснованность информации — это обоснованное доказательство ее существования, опираемое на опыт, и надежность этого обоснованного доказательства.
Своевременность информации подразумевает ее получение в то время, когда она необходима и может принести ожидаемую пользу (более подробно см. комментарий к ст. 4 Закона).
Следует отметить, что в данный момент разрабатывается единая система информационно-статистического обеспечения органов государственной власти, позволяющая своевременно получать достоверные и полные показатели макроэкономической статистики для их эффективного использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах национальной экономики. Это будет достигаться путем объединения статистических информационных ресурсов федеральных органов государственной власти, формирующих статистическую информацию, и обеспечения оперативного доступа заинтересованных пользователей к этим ресурсам.
Таким образом, будет достигнута доступность открытых статистических данных и прозрачность методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей, а также снижение нагрузки на респондентов путем расширения практики использования в статистических целях административных данных, представляющих собой документированную информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими своих полномочий. При этом очень важным является тот факт, что полученная информация должна быть достоверной или официальной, чтобы граждане могли в полной мере ей доверять.
Официальной статистической информацией, согласно ст. 2 комментируемого Закона, является сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Рассмотрим слагаемые этого определения более подробно.
Под социальной информацией понимается совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов .
———————————

Социальным же процессом является развертывание во времени того или иного социального явления.
Существуют парные социальные процессы:
— интеграция и дезинтеграция социальной системы;
— сплочение и конфликты в группе;
— текучесть и стабильность персонала в организации;
— эмиграция и иммиграция;
— усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация;
— занятость и безработица и т.д. .
———————————

Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учета и контроля за деятельностью экономического объекта.
Экономическими процессами называются различные меры, действия, мероприятия экономического характера. Они могут быть как явными, так и скрытыми.
Скрытыми называются реально имеющие место экономические процессы и явления, которые не фиксируются в явном виде. Например, скрытый рост цен наблюдается при снижении качества или уменьшении качества товара, продаваемого по неизменной цене; скрытые доходы не отражены в ведомостях оплаты труда и в налоговых декларациях .
———————————

Демографическая информация разделяется на первичную и вторичную.
Основными видами источников первичной информации является информация о населении и демографических процессах: переписи населения, текущем учете демографических событий, списках и регистрах населения, специальных и выборочных обследованиях.
Категории населения, учитываемые при переписях, — наличное население, постоянное население, юридическое (приписное) население, временно отсутствующие и временно пребывающие.
Существует также текущий статистический учет естественного движения населения и миграции.
Вторичная демографическая информация формируется из итогов первичной, например по итогам переписи населения в России.
Демографическими процессами можно назвать рождаемость, смертность, количество браков и разводов, формирование и разделение семей и другое.
Легальное определение понятия экологической информации в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует. Основываясь на определении информации, С.А. Боголюбов определяет экологическую информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан и т.д., независимо от формы их представления. Другой ученый, Г.П. Серов, предлагает понимать под информацией о состоянии экологической безопасности «сведения (данные): о предприятиях как о первичных потенциальных источниках экологической опасности; о качестве окружающей природной среды (в том числе и о загрязненных природных объектах) и состоянии здоровья населения; о загрязненных природных объектах как о вторичных потенциальных источниках экологической опасности» .
———————————

Информация о состоянии окружающей среды помогает принимать решения в отношении политики и приоритетов, способствует осуществлению мониторинга и контроля, а также обеспечивает открытость. Так, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 14.07.2008) «Об охране окружающей среды» устанавливает одним из принципов охраны окружающей среды соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.
Помимо этого общественные процессы включают в себя другие сферы экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предметом регулирования комментируемого Закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.
Общественными отношениями в общем смысле называют многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Из данного понятия можно сделать вывод, что общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы.
Следует отметить, что в различных социальных группах, общностях, организациях, коллективах общественные отношения определяются в зависимости от их места в системе производственных отношений, от конкретных взаимоотношений с другими социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества. И исходя из этого одни и те же общественные отношения могут по-разному оцениваться их участниками. С точки зрения классовой природы общества выделяют устойчивые, длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамические отношения, отражающие изменения, которые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т.д.
Что касается отношений, возникающих в процессе осуществления официального статистического учета, можно сказать, что эти отношения складываются между субъектами в зависимости от внешних факторов.
На современном этапе в России идет ряд значительных социально-экономических перемен. Это административная реформа, реформирование бюджетного процесса, переход на международные стандарты финансовой отчетности. Исходя из этого, общественные отношения, связанные с государственной статистикой, развиваются в условиях осуществления этих перемен, которые определяют задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.
Необходимость дальнейшего развития государственной статистики вызвана, прежде всего, отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы и необходимых для анализа развития российской экономики и российского общества. Для этого необходимо разработать новые, не используемые в статистической практике показатели и алгоритмы их расчета, определить источники и методы получения первичных данных, создать программно-технологическое обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления итоговых данных. На решение этих и других важнейших задач направлена Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах», утвержденная Постановлением Правительства от 02.10.2006 N 595.
Участниками общественных отношений являются субъекты и пользователи официальной статистической информацией — федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Эти субъекты принимают участие в формировании, обработке и пользовании официальной статистической информацией (более подробно см. комментарий к ст. 2).
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи действие Закона распространяется на респондентов, субъектов официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией. К их числу относятся, например, Федеральная служба государственной статистики, региональные органы государственной статистики, юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции (более подробно см. комментарий к ст. 5 Закона).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья раскрывает основные понятия, которые используются в Законе.
1. Так, согласно п. 1 статьи, дается понятие официального статистического учета. Прежде всего, это деятельность органов статистики для формирования официальной статистической информации. Данная деятельность ведется в соответствии с официальной статистической методологией, которая является обязательной при формировании официальной государственной статистики.
Уполномоченными согласовывать официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета, являются Федеральная служба государственной статистики и Министерство экономического развития РФ. Их деятельность в этой области предусматривается Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 251 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих согласование официальной статистической методологии, формируемой и утверждаемой субъектами официального статистического учета», которое принято в соответствии с комментируемым Законом.
Официальная статистическая методология, утверждаемая Росстатом, является обязательной для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, юридических лиц, их филиалов и представительств, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при проведении государственных статистических наблюдений.
Проведение федеральных статистических наблюдений осуществляется органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.
Статистическое наблюдение — это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Это одна из важнейших стадий статистического исследования, так как использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта. Поэтому статистическое наблюдение должно быть тщательно продуманным, ведь от этого во многом зависит надежность и достоверность информации.
Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения, которое входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью.
Этапы проведения статистического наблюдения могут включать стадии:
— подготовки наблюдения;
— проведения массового сбора данных;
— подготовки данных к автоматизированной обработке;
— разработки предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
Таким образом, целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для выявления

Закон о статистике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *