Статья 19. Портовые сборы
1. В морском порту и на подходах к нему взимаются плата за оказание услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания и сбор на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности (далее — портовые сборы).
2. Портовые сборы, за исключением сбора на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к объектам федеральной собственности (далее — инвестиционный портовый сбор), подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту. Порядок определения размера инвестиционного портового сбора, порядок его взимания и применения утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. В морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы:
1) корабельный;
2) канальный;
3) ледокольный;
4) лоцманский;
5) маячный;
6) навигационный;
7) причальный;
8) экологический;
9) транспортной безопасности акватории морского порта;
10) инвестиционный.
4. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, за исключением морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, расположенном на побережье акватории Северного морского пути, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».
5. Ставки портовых сборов и правила их применения, включающие порядок применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, взимаемых в отношении судов, используемых на морской линии, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. В случае снятия морской линии с регистрационного учета до истечения срока регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 114.3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, оператор морской линии обязан уплатить портовые сборы и иные обязательные платежи в полном объеме за весь период фактического функционирования морской линии (этот период не должен превышать шесть месяцев), если такие сборы и платежи уплачивались с учетом понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов, установленных в соответствии с первым предложением настоящей части.
6. Учет доходов и расходов портовых сборов администрацией морских портов, в том числе в целях обеспечения деятельности капитанов морских портов, хозяйствующим субъектом, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Основными видами портовой деятельности являются погрузочно-разгрузочная и складская. Все остальные виды деятельности связанны с обслуживанием грузов и судов, обеспечением безопасности мореплавания и движения судов.
Погрузочно-разгрузочная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями собственными или арендованными причалами, портовым перегрузочным оборудованием, кранами, средствами портовой механизации, другой техники, предназначенной для погрузочно-разгрузочных работ в порту.
Погрузочно-разгрузочная деятельность в портах предусматривает выполнение погрузки и выгрузки по принятой технологии всей номенклатуры грузов, включая генеральные, опасные, продовольственные, навалочные, пищевые, химические, накатные, нефтеналивные и другие. Указанный вид деятельности может осуществляться соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, если они имеют соответствующие заключения государственных органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический, санитарный, природно-охранный, технический и другие виды надзоров. Кроме того, стивидорная компания или предприниматель должны иметь паспорт гидротехнического сооружения, декларацию о готовности гидротехнических сооружений к эксплуатации с заключением органа госнадзора. Если осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, то соответствующий предприниматель и стивидорная компания должны иметь лицензию. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом о «Лицензировании отдельных видов деятельности” и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте”. Этим постановлением установлены положения «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте”. Лицензия предоставляется сроком на 5 лет.
Лицензионными требованиями для морских портов являются:
· осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в соответствии с требованиями и правилами морской перевозки опасных грузов;
· соблюдение правил пожарной безопасности;
· соответствие лицензиата и каждого судна требованиям международного кодекса по управлению и безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнений и международного кодекса по охране судов и портовых средств;
· наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании производственных объектов порта, таких как гидротехнические сооружения, склады, оборудование, плавучие краны, используемые при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности, соответствующих требованиям КТМ РФ;
· наличие на плавкранах и судах судовых документов;
· наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
· наличие у лицензиата руководителей и специалистов, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, и докеров, имеющих соответствующую квалификацию и свидетельство о праве работы с опасными грузами.
Лицензионными требованиями для речных портов предусматривается:
· соблюдение требований Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;
· соблюдение правил пожарной безопасности;
· соблюдение правил эксплуатации портовых сооружений;
· соблюдение обязательных постановлений, касающихся деятельности в порту;
· соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов и другие.
Упрощенный порядок лицензирования применяется по заявлениям лицензиата при условии заключения договора страхования гражданской ответственности в соответствии с условиями, определенными Правительством Российской Федерации, либо при наличии у лицензиата сертификатов, соответствующих требованиям международных стандартов (ISO 9001 «Системы менеджмента управления качеством”, ISO 14001 «Системы экологического менеджмента”, OHSAS 18001 «Системы менеджмента в области охраны труда и профессиональных заболеваний”).
Складские операции в портах осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных крытых и открытых складов. Производство складских операций предусматривает выполнение услуг по приему, перемещению, хранению и выдаче грузов.
Перемещение груза на складе выделяет 3 подфункции:
· приемка и разгрузка;
· перемещение груза внутри склада;
· отправка.
Хранение выделяет 2 подфункции:
· плановое хранение (длительность зависит от продолжительности функционального цикла и фиксируется нормативным актом Федеральной службы по тарифам РФ для конкретного порта);
· сверхнормативное хранение, которое возникает из-за того, что запасы приходится создавать за несколько месяцев для формирования судовой партии и в редких случаях – формирования ж/д маршрутов.
Следует отметить, что перемещение грузов на складе, прежде всего, связано с тем, что прибывший груз нужно расформировать для отправки потребителю.
Подборка груза является одной из основных функций на складе.
Отправка или отгрузка груза со склада, как правило, заключается в проверке подготовленных к отправке товаров на соответствие требованиям заказчика и их загрузки на транспортное средство.
К числу остальных видов деятельности в порту, прежде всего, следует отнести агентское обслуживание судов (в морских российских портах имеется около 20% агентских компаний от общего количества коммерческих структур), которое заключается в следующем:
· представление в качестве доверенного лица интересов судовладельца;
· совершение по поручению перевозчика от его имени и в его интересах определенных действий по организации и координации всех операций по обеспечению и обслуживанию судна. Агент обеспечивает рейс судна, его технические и эксплуатационные аспекты, включая оформление различных документов (информационных, таможенных, снабженческих, юридических, финансовых), которые выполняются до прихода судна в порт, при оформлении прихода, при его нахождении в порту и при отходе из порта;
· обеспечение взаимоотношений с портовыми властями, таможней, капитаном порта, иммиграционными властями по поводу государственного портового контроля и навигационными целями, а также обеспечение взаимоотношений с другими государственными департаментами. Отношение агента по поводу портового обслуживания связано, прежде всего, с системой управления движением судов и лоцманами, стивидорными компаниями, сюрвейерами, шипчандлерами, тальманами;
· отношения агента и судна, включающие бункеровку, ремонт судна, обеспечение запасными частями, провизией, питьевой водой, судовыми документами, здоровье членов экипажа, а также участие в составлении судовой роли;
· отношения агента и судна по поводу судовых и грузовых документов (коносамент, грузовой манифест, грузовой план судна, нотис о готовности и другие).
В соответствии со статьей 801 Гражданского Кодекса Российской Федерации (Часть вторая, СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410), транспортно-экспедиционное обслуживание грузов для перевозки на морских и речных судах – это вид деятельности по организации перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, проверки качества и количества грузов, комплектации погрузочных партий, упаковки и маркировки грузов, выполнение таможенных формальностей и иные документальные услуги по договору транспортной экспедиции. Этот вид деятельности осуществляют юридические лица (транспортно-экспедиционные компании составляют около 23% от всех коммерческих российских морских портовых организаций) или индивидуальные предприниматели, которые, как правило, используют в своей работе собственные или арендованные складские помещения, транспортные средства, средства связи, развитые информационные технологии и логистические системы.
Шипчандлерское обслуживание (около 13% морских портовых коммерческих организаций) – это вид деятельности, который обеспечивает суда всем необходимым для их эксплуатации, включая работу и услуги по обеспечению судна бункерным топливом, маслами, питьевой водой, предметами материального снабжения.
Сбор судовых льяльных вод и других видов судовых отходов, таких как нефтесодержащих вод, нефтешламов, сточных, хоз-фискальных и других вод, запрещенных к свободному сливу на акватории порта, включая сбор продуктов мойки танков, а также очистку акватории порта от плавающего мусора и нефтепродуктов.
Сюрвейерское обслуживание судов сводится к установлению факта, размера и характера повреждения на судне или грузов. Особое место в работе сюрвейера занимают случаи морских аварий, когда необходимо выяснить причины аварии, определить материальные потери и оценить возможные экологические последствия. Важную роль играет заключение сюрвейера при определении качества и количества товаров, доставленных в порт и их соответствия контрактным или перевозочным условиям. Международная судебная и арбитражная практика, а также западные судоходные компании охотно пользуются услугами независимых экспертов.
Сюрвейеры осуществляют широкий круг услуг по определению качества поставляемых товаров, таких как анализ минерального сырья, удобрения и каменного угля, загрязнения окружающей среды, контроль сельскохозяйственной продукции, потребительских товаров, техники и др. На долю сюрвейеров выпадает более 50% всех инспекций мировой торговли. В составе этих инспекций контроль за соблюдением необходимых правил погрузки судна является одним из основных видов деятельности сюрвейеров.
Навигационное обслуживание судов в портах включаетобслуживание, наладку, ремонт навигационного оборудования, обслуживание электронно-вычислительной техники и средств связи, обеспечение судов навигационными пособиями, картами и их корректуру.
К числу остальных видов обслуживания судов, грузов и пассажиров в порту можно отнести виды деятельности:
· проводку судов лоцманами и береговыми службами управления движения судов (СУДС);
· обслуживание пассажиров на территории и акватории порта;
· портовая буксировка судов и иных плавучих средств;
· деятельность по осуществлению швартовки судов в порту;
· техническое обслуживание судов;
· ледокольная проводка судов на подходах к порту и на акватории порта.
Статья 22. Обеспечение вывоза грузов из морского порта
1. Своевременный вывоз грузов из морского порта обеспечивается заказчиком или управомоченным заказчиком на получение грузов от оператора морского терминала лицом.
2. Срок, в течение которого грузы должны быть вывезены из морского порта, определяется договором перевалки груза в соответствии с установленными правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.
3. Действия оператора морского терминала в случае, если грузы не вывезены из морского порта в установленный срок, определяются настоящей статьей и правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.
4. Оператор морского терминала должен принять меры, доступные в сложившихся обстоятельствах и направленные на обеспечение сохранности грузов, не вывезенных из морского порта в установленный срок.
5. Оператор морского терминала должен уведомить в письменной форме заказчика об истечении срока, установленного договором перевалки груза для вывоза грузов из морского порта, если иной порядок уведомления не предусмотрен таким договором.
6. Если иное не предусмотрено договором перевалки груза, в отношении грузов, не вывезенных из морского порта в установленный срок, оператором морского терминала может быть использовано право удержания грузов в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
7. Оператор морского терминала на основании соответствующего договора передает таможенному органу или уполномоченному им лицу грузы, находящиеся под таможенным контролем и не вывезенные из морского порта в установленный срок, для вывоза на склад временного хранения.
(Коренева О. А.) («Экологическое право», 2010, N 4)
ТЕРРИТОРИЯ И АКВАТОРИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ <*>
О. А. КОРЕНЕВА
——————————— <*> Koreneva O. A. Territory and area of water of seaports as the objects of legal relations.
Коренева О. А., советник Юридического управления Контрольного комитета города Москвы.
Морские порты являются одним из важнейших звеньев транспортной системы Российской Федерации. Развитие морских портов невозможно без учета особенностей их правового режима: в границы морских портов входят не только земельные участки в качестве пространственно-операционных базисов, но и часть акватории водного объекта. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о правовом регулировании отношений, объектом которых являются территория и акватория морских портов.
Ключевые слова: морские порты, территория, акватория, правоотношения.
Key words: seaports, territory, area of water, legal relations.
Территория (т. е. земельный участок или участки) и акватория (т. е. часть водного объекта) морского порта являются его основными элементами и в то же время самостоятельными объектами правоотношений. Применительно к рассмотрению вопроса о территории и акватории морского порта как его составных элементах можно выделить два аспекта. С одной стороны, территория и акватория морского порта выполняют функцию пространственно-операционного базиса для размещения объектов инфраструктуры морского порта, иными словами, вовлечены в экономическую деятельность морского порта как объекта транспортной системы России. С другой стороны, территория и акватория морского порта являются компонентами природной среды, загрязнение которых может повлечь нарушение экологического баланса всей прибрежной природной системы, а также создать угрозу экологической безопасности населения, поскольку зачастую морской порт расположен в границах населенного пункта. Таким образом, при проектировании, строительстве и управлении морскими портами территория и акватория (т. е. земельные и водные ресурсы) должны учитываться в неразрывном единстве. На законодательном уровне понятия «территория морского порта» и «акватория морского порта» раскрываются в ст. 4 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> (далее — Закон о морских портах). ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5557; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6427.
Территория морского порта — это земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Акватория морского порта — это водное пространство в границах морского порта (п. 1, 13, 15 ст. 4 Закона о морских портах). Именно границы территории и акватории являются границами самого морского порта, которые устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации. Сведения о границах акватории морского порта опубликовываются в обязательных постановлениях в морском порту и в «Извещениях мореплавателям» (ст. 5 Закона о морских портах) <2>. ——————————— <2> См., напр.: распоряжение Правительства РФ от 16 декабря 2009 г. N 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань (Астраханская область)» // СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6382; распоряжение Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 1161-р «Об установлении границ морского порта Новороссийск (Краснодарский край)» // СЗ РФ. 2009. N 33. Ст. 4164; распоряжение Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 1534-р «Об установлении границ морского порта Калининград (Калининградская область)» // СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5134.
Неотъемлемость территории и акватории как элементов морского порта следует прежде всего из анализа понятия «морской порт». Частью 3 ст. 1 Закона о морских портах установлено, что морские порты понимаются в том значении, которое содержится в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации. В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации <3> под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта (ч. 1 ст. 9 <4>). ——————————— <3> См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 26 мая 2001 г. N 59-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ, от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ и от 18 июля 2009 г. N 188-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 7-П // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2001. N 22. Ст. 2125; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 15. Ст. 1519; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 46. Ст. 5557; 2007. N 50. Ст. 6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 30; 2009. N 29. Ст. 3625. <4> Следует отметить, что до принятия Закона о морских портах текст данной статьи содержал определения отдельных видов морских портов и их классификацию (морские торговые порты, морские рыбные порты и морские специализированные порты), однако с его принятием законодательство пошло по пути выделения общих для всех портов характеристик и перечисления возможных видов специализации порта в рамках единого определения.
Похожее определение морского порта также содержалось в ст. 62 Кодекса торгового мореплавания СССР <5>, которая устанавливала, что морской торговый порт в пределах отведенной ему территории и акватории осуществляет погрузку, разгрузку и обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно, обслуживание пассажиров морских судов, а также перевозки грузов, пассажиров и почты на судах порта. ——————————— <5> См.: Кодекс торгового мореплавания СССР. Утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. N 3095-VII. Утв. Законом СССР от 13 декабря 1968 г. С изм. и доп., внесенными Указами Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6001-VII и от 27 июля 1982 г. N 7599-X // ВВС СССР. 1968. N 51. Ст. 488; 1974. N 22. Ст. 324; 1982. N 31. Ст. 588.
Сухопутная территория порта, предназначенная для перемещения сухопутного транспорта, хранения грузов, размещения основных и вспомогательных зданий и сооружений, вмещает в себя также сеть подходных путей сообщения, связанных с основными магистралями, внутрипортовый железнодорожный узел с портовой станцией, районными сортировочными парками, причальными накопительными и прикордонными путями, сети и сооружения водопровода, канализации, теплоснабжения, а также электроснабжения, освещения, телеграфа, телефона, радиосвязи, пожарной сигнализации и т. п. Кроме того, на территории порта располагаются строительно-ремонтные подразделения и оборудование для ремонта портовых сооружений и устройств, судоподъемные и судоремонтные сооружения и устройства (причалы, эллинги, слипы, доки, цеха, склады) и множество других инженерных сооружений и оборудования. Для обеспечения безопасной стоянки и маневрирования судов, их обработки и обслуживания порт должен иметь достаточно большую по площади акваторию с комплексом причальных сооружений и устройств для швартовки и передачи грузов с судна на берег и обратно, рейдовыми причалами для стоянки судов и производства перегрузочных работ на плаву на внешнем рейде или внутрирейдовой гавани. Акватория порта имеет в своем составе внутреннюю, как правило, огражденную и внешнюю акватории. Внутренняя акватория включает: операционную акваторию, непосредственно примыкающую к причальной линии, портовые бассейны; вырытые на берегу или заключенные в пространстве между соседними пирсами или грузовыми молами, входной рейд, непосредственно примыкающий к воротам порта; внутренние рейды различного назначения; внутренние судовые ходы, обеспечивающие судоходную связь между отдельными районами порта; портовые (входные) ворота для прохода через них судов максимальных размеров и т. д. Внешняя акватория, находящаяся за пределами оградительных сооружений, включает: внешний рейд, используемый также для отстоя, перегрузки, бункеровки и снабжения судов, не размещенных или не размещающихся на внутренних рейдах; якорные стоянки; подходной канал (каналы) или внешний судовой ход (ходы), обеспечивающий безопасный заход расчетного судна в порт (из порта). Таким образом, наряду с положениями законодательства и в специализированной литературе, посвященной теме транспорта, сложилась точка зрения, согласно которой территория (земельный участок или участки) и акватория (часть водного объекта) являются неотъемлемыми составными элементами морского порта. В то же время и территория (земельный участок или участки), и акватория (часть водного объекта) морского порта являются самостоятельными объектами правоотношений. Что же представляют собой территория и акватория морского порта как объекты правоотношений? Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку только наличие объекта права вызывает необходимость возникновения и существования самого правоотношения. Так, Е. Н. Трубецкой определял объект правоотношений как «все то, что может входить в сферу внешней свободы человека, что может сделаться предметом человеческого господства». И рассуждал далее: объектами правоотношений могут быть, во-первых, «предметы вещественного мира», во-вторых, действия лиц, и в-третьих, сами лица. Под вещами «в юридическом смысле» автор подразумевал все предметы «внешнего несвободного мира», уже существующие или «ожидаемые в будущем», которые могут быть подчинены господству лиц, признаваемых субъектами права. Под действиями лиц как объектов права понимались действия не только одного обязанного лица, но и другого, управомоченного. Говоря о лицах как объектах права, автор имел в виду не их самих, а взаимоотношения между ними <7>. ——————————— <7> См.: Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Киев, 1906. С. 154.
Опираясь на ранее накопленный опыт исследования этого вопроса, современные авторы исходят из того, что под объектом правоотношения следует понимать «те материальные и духовные блага», предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношений <9>. Существует довольно много и других точек зрения по данному вопросу. ——————————— <9> См.: Теория государства и права. Курс лекций / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 106.
Если суммировать и конкретизировать высказанные суждения об объектах правоотношений, то можно выделить следующие их виды: а) материальные блага, предметы материального мира — вещи; б) результаты духовного, интеллектуального творчества; в) поведение людей — их определенные действия или бездействие, а также последствия или результаты того или иного поведения; г) личные неимущественные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов участников правоотношений и по поводу которых у сторон возникают юридические обязанности и субъективные права <10>. ——————————— <10> См.: Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Проспект», 2007. С. 600.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом Российской Федерации. Следовательно, исходя из выработанных в теории права взглядов на вопрос об объектах правоотношений и из положений законодательства Российской Федерации, территория (земельный участок или его часть) и акватория (часть водного объекта) морского порта являются объектами в том числе гражданских правоотношений, в рамках которых они определяются как недвижимые вещи. Наряду с общими признаками, присущими объектам земельных правоотношений, такими, как принадлежность к одной из категорий земель, правовой режим, определенный исходя из принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования, границы, которые определены в соответствии с федеральными законами, территория морского порта обладают рядом особенностей. По общему правилу земельные участки, предоставленные для эксплуатации, строительства, развития и т. п. морских портов, относятся к категории земель транспорта. Земли транспорта, как в законодательстве советского периода, так и в современном российском законодательстве, являются одним из подвидов земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Критерием такого деления является характер специальных задач, для которых предоставляются земельные участки в составе одного из подвидов. Однако зачастую земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации морских портов, территориально расположены в границах населенных пунктов (чаще городов), в связи с чем возникает вопрос: к какой категории земель в этом случае следует относить земельный участок — к категории земель населенных пунктов либо к категории земель промышленности и иного специального назначения? Установленные земельным законодательством принципы деления земель на категории по целевому назначению не позволяют отнести один земельный участок одновременно к двум категориям земель. Учитывая изложенное, земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации морских портов и расположенные в границах населенных пунктов, следует относить к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель промышленности и иного специального назначения. Например, по мнению С. А. Боголюбова, земли транспорта в границах поселений приобретают правовой режим земель поселений и теряют прочную нормативную связь с землями транспорта <13>. ——————————— <13> См.: Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 321.
Поскольку правовой режим земельных участков в границах населенных пунктов определяется путем включения их в границы одной из территориальных зон и установления градостроительных регламентов, то логичнее включать земельные участки, предоставленные для строительства и эксплуатации морских портов, в границы зоны инженерной и транспортной инфраструктур населенных пунктов. Границы зон инженерной и транспортной инфраструктур определяются в генеральных планах поселений и генеральных планах городских округов. На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются в числе прочего и границы зон инженерной и транспортной инфраструктур. Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Информация о размещении морских портов федерального значения включается в схемы территориального планирования Российской Федерации размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи. Информация о размещении морских портов регионального значения (специализированные порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов) включается в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации размещения объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения. Таким образом, установление границ территориальной зоны инженерной и транспортной инфраструктур, включающей территорию морских портов, при подготовке генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, а равно и последующие подготовка и утверждение градостроительного регламента для территориальной зоны должны осуществляться с учетом схемы территориального планирования Российской Федерации размещения объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи и схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации размещения объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения. Фактически далеко не всегда границы территорий существующих морских портов утверждены в соответствии с Законом о морских портах распоряжением Правительства Российской Федерации и закреплены в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этом случае до установления границ морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта, т. е. границы, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в «Извещениях мореплавателям». Такие сведения могут быть определены, например, на основании документов о приватизации имущества морского порта или актов органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации о резервировании. В качестве еще одной особенности территории морского порта как объекта правоотношений можно указать то, что территория морского порта может включать в себя не только земельный участок, предоставленный непосредственно для размещения объектов инфраструктуры порта, но и прилегающую территорию, на которой установлена охранная и иная зона с особыми условиями использования. Таким образом, правовой режим территории морского порта может обусловливать особенности правового режима смежных земельных участков. Акватория (часть водного объекта) морского порта как объект правоотношений также обладает определенными особенностями. Закон о морских портах определяет акваторию морского порта как водное пространство в границах морского порта. Границы акватории морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, сведения о которых опубликовываются в обязательных постановлениях в морском порту и в «Извещениях мореплавателям». Так, ранее ст. 86 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. <14> определяла, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. ——————————— <14> Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471. Документ утратил силу.
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна была содержать указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости — мест забора (сброса) воды (ст. 49 Водного кодекса РФ 1995 г.). Иными словами, ранее границы акватории морского порта определялись в лицензии на водопользование, выдаваемой Росводресурсами и его территориальными органами, при этом администрации морских портов не обладали полномочиями по установлению границ акватории морских портов и лишь указывали их описание в обязательных постановлениях по морскому порту. Помимо обязательного наличия лицензии на водопользование в соответствии со ст. 46 Водного кодекса РФ 1995 г. требовалось заключение договора пользования водным объектом. Однако на практике не во всех случаях водные объекты или их части для целей транспорта с применением комплекса сооружений порта предоставлялись исключительно на основании лицензии и договора пользования. Так, Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на основании распоряжения Минимущества России внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдано свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «Росморпорт» на акваторию и разворотный круг акватории морского порта Туапсе. В настоящее время в соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование для строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Сложность такого разграничения состоит в том, что причалы, судоподъемные и судоремонтные сооружения не во всех случаях соотносятся с инфраструктурным комплексом морского порта в целом. Предоставление в пользование акватории (части водного объекта) осуществляется на основании решения Росводресурсов или его территориального органа. Решение о предоставлении водного объекта в пользование в том числе должно содержать сведения об описании границ водного объекта, в пределах которых разрешается осуществлять водопользование. Заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется в случае, если водный объект используется для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов, проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации, создания искусственных земельных участков в морском порту (ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации). Таким образом, имеет место дублирование полномочий Правительства Российской Федерации и Росводресурсов по установлению границ акватории морских портов, поскольку, с одной стороны, Закон о морских портах определяет, что установление и изменение границ морских портов относятся к компетенции Правительства Российской Федерации, а с другой — Росводресурсы и его территориальные органы в решении о предоставлении в пользование акватории обязаны указать описание границ водного объекта. Представляет интерес и другой вопрос: каким образом осуществляется правовое регулирование отношений, объектами которых являются территория и акватория морского порта? Обратимся к положениям Конституции Российской Федерации <15> (далее — Конституция РФ), которые регулируют соответствующие отношения. Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ——————————— <15> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679, от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ, от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ, Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // Рос. газ. N 237. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; 1996. N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 30. Ст. 3745; 2007. Ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213; 2009. N 1. Ст. 1; 2009. N 1. Ст. 2.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36 Конституции РФ). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся: — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; — природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать лишь те нормативные акты, которые не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, т. е. устанавливать позитивные обязывания, юридические запреты, если это прямо предусмотрено федеральным законом, а при его отсутствии — если это не нарушает основных положений Конституции РФ. Анализируя приведенные положения Конституции РФ, регулирующие общественные отношения, объектами которых являются земля и иные природные ресурсы, нельзя не согласиться с Г. А. Волковым, который отмечает, что «в отличие от общедозволительного типа правового регулирования, из которого складывается правовой режим имущества в соответствии со ст. 35 Конституции РФ, в отношении земли и других природных ресурсов в ст. 36 Конституции РФ заложено положение для перехода к разрешительному типу правового регулирования соответствующих отношений. При разрешительном типе правового регулирования земельных отношений может применяться ограничивающее условие в виде установления конкретных обязываний, которые дополняются управомочивающими правовыми нормами. В последних ограничивающее условие проявляется в случае, когда субъект выходит за пределы дозволенного» <16>. ——————————— <16> См.: Волков Г. А. Принципы земельного права России. М., 2005. С. 134 — 135.
Следовательно, разрешительный тип правового регулирования отношений, объектами которых являются земля и иные природные ресурсы, реализуется в соответствии с вышеупомянутой формулой «запрещено все, кроме дозволенного законом». На основании изложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование отношений, объектами которых являются территория и акватория морского порта, также должно осуществляться в соответствии с разрешительным типом правового регулирования. Очевидно, что территории и акватории морского порта как объектам правоотношений в равной мере присущи и общие для объектов соответственно земельных правоотношений и правоотношений, связанных с использованием водных объектов, черты и некоторые особенности. Возникновение таких особенностей связано прежде всего с тем, что территория и акватория морского порта выполняют функцию пространственно-операционного базиса для размещения объектов инфраструктуры морского порта. Помимо этого, территория и акватория морского порта представляют собой и компоненты природной среды, поэтому правовое регулирование отношений, связанных с управлением и планированием развития морских портов, требует особых подходов на законодательном уровне.
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ
О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(с изменениями и дополнениямипо состоянию на 16.12.2019 г.)
Принят Государственной Думой 16 октября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года
Глава 1. Общие положения |
(статьи 1 — 5) |
Глава 2. Создание, открытие и закрытие морского порта |
(статьи 6 — 7) |
Глава 3. Государственное регулирование деятельности в морском порту |
(статьи 8 — 16.1) |
Глава 4. Основы оказания услуг в морском порту. Цены (тарифы, ставки) на услуги в морском порту |
(статьи 17 — 19) |
Глава 5. Особенности оказания услуг по перевалке грузов в морском порту |
(статьи 20 — 27) |
Глава 6. Земельные и имущественные отношения в морском порту |
(статьи 28 — 31) |
Глава 7. Заключительные положения |
(статьи 32 — 41) |
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее также — морские порты), устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
2. Особенности государственного управления, а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
3. Под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности в морских портах
1. Законодательство о морских портах основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации.
2. Осуществление деятельности в морских портах регулируется настоящим Федеральным законом, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Статья 3. Обычаи морского порта
1. Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обычаи морского порта.