Закон о кредитной истории

Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях» был принят Государственной думой 22 декабря 2004 года.

Он устанавливает правовые и организационные основы для объединения и обмена информацией об исполнении заемщиком своих обязательств перед кредитором. Эти сведения позволяют банкам оценивать свои риски при выдаче кредитов. Согласно закону банки должны предоставлять в бюро кредитных историй (БКИ) информацию о своих заемщиках, которые дали на это свое согласие.

Данный закон:

— определяет, что такое кредитная история, ее содержание, а также как она формируется, хранится и используется;

— регулирует деятельность бюро кредитных историй, их создание, ликвидацию и реорганизацию; определяет принципы взаимодействия бюро с заемщиками, органами государственной власти и Банком России;

— устанавливает, что такое Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) Банка России, с какой целью он был создан, как им осуществляется сбор и хранение, а также предоставление заемщикам и банкам информации о БКИ, в которых находятся кредитные истории.

Регулятором, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй, устанавливается Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях»

Внесены изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее – Закон № 218-ФЗ) в части формирования сведений, подлежащих включению в кредитные истории. Также закон направлен на создание института квалифицированных бюро кредитных историй (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 302-ФЗ).

В частности, законом введено понятие квалифицированного бюро кредитных историй, определенного как бюро кредитных историй, оказывающее дополнительные услуги по предоставлению сведений о среднемесячных платежах субъектов кредитных историй – физлиц пользователям кредитных историй и соответствующее установленным критериям. Законом определяется порядок признания бюро квалифицированным.

Также устанавливается понятие индивидуального рейтинга субъекта кредитной истории, означающее числовое значение о кредитоспособности физлица, вычисленное бюро кредитных историй на основе методики, разработанной Банком России.

Помимо этого, закон уточняет состав сведений, входящих в кредитную историю, и перечень сделок, информация по которым должна направляться в бюро кредитных историй. Например, в основной части кредитной истории физлица, хранящейся в квалифицированном бюро кредитных историй, должны содержаться также сведения о среднемесячных платежах, которые такое квалифицированное бюро кредитных историй получило от бюро кредитных историй в соответствии с заключенным договором, индивидуальный рейтинг субъекта кредитной истории, а также иные сведения, связанные с индивидуальным рейтингом субъекта кредитной истории и предусмотренные нормативным актом Банка России. Такие сведения должны предоставляться соответствующим бюро по запросу субъекта кредитной истории его индивидуального рейтинга.

В информационной части кредитной истории, в том числе должна содержаться информация об обращении заявителя (физлица или юрлица) в целях заключения договора (сделки), информация о котором подлежит передаче в бюро кредитных историй, о заключении такого договора или об отказе в его заключении, информация об отсутствии платежей по договору займа (кредита), договору лизинга в течение 90 календарных дней с даты наступления срока исполнения обязательства по договору займа (кредита), договору лизинга, которое не исполнено заемщиком, лизингополучателем. Ранее срок об отсутствии платежей предусматривался в 120 дней (ч. 4.1 ст. 4 Закона № 218-ФЗ).

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

В дополнительную часть кредитной истории юрлица помимо установленных сведений подлежат включению дата открытия конкурсного производства (в случае, если в отношении такого источника открыто конкурсное производство), дата его завершения, дата начала процесса ликвидации (в случае, если в отношении такого источника начата ликвидация) и дата утверждения ликвидационного баланса.

Предусмотрены также обязанности для источника формирования кредитной истории, для бюро кредитных историй и для квалифицированных бюро по предоставлению сведений о кредитной истории субъектов, сроки их предоставления, соответственно, в бюро кредитных историй, в Центральный каталог кредитных историй, в Банк России.

Прописаны меры Банка России, применяемые в отношении бюро кредитных историй в случаях нарушений требований законов, нормативных актов и неисполнения в установленный срок предписания Банка России. В определенных случаях Банк России вправе вынести решение о признании бюро кредитных историй утратившим статус квалифицированного.

Соответствующий закон вступит в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

In particular, the Law on Credit Bureaus provides for the solution of the following problems of entrepreneurship:

Деятельность кредитных бюро подлежит регулированию (надзору) со стороны уполномоченного органа, что обеспечивает необходимую защиту прав и законных интересов граждан и организаций в рассматриваемой сфере.

Кредитные бюро, помимо основной деятельности по выдаче кредитных отчетов, вправе предоставлять дополнительные виды услуг, перечень которых строго определен названным Законом о КБ.

Государственная корпорация «Правительство для граждан», осуществляющая государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представляет информацию в кредитные бюро на добровольной основе.

The transfer by the credit bureau of information to persons not specified in the Law on Credit Bureau is prohibited.

  • Resolution of the Board of the Regulation and Supervision of the Financial Market and Financial Organizations Agency of the Republic of Kazakhstan (hereinafter — FIA) dated May 26, 2008, No. 76 on approval of the licensing regulations for the credit bureau activities;
  • Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 сентября 2018 года №228 Об утверждении Требований к использованию информационно-коммуникационных технологий и обеспечению информационной безопасности при организации деятельности кредитных бюро, поставщиков информации и получателей кредитных отчетов, являющихся банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами, а также Требований, предъявляемых кредитными бюро к поставщикам информации и получателям кредитных отчетов в соответствии с подпунктом 11) пункта 2 и подпунктом 9) пункта 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан»;
  • Resolution of the Board of the National Bank of the Republic of Kazakhstan dated March 27, 2017 No. 53 on approval of the conditions and minimum requirements for the procedure of the provision of information by information providers to credit bureaus, the Regulations for the execution of consent of the subjects of credit histories to provide information on them to credit bureaus (excluding the credit bureau partially owned by the government), execution of consent for the issuance of a credit report from the credit bureau, as well as the Regulations and conditions for the provision of a credit report;
  • The Order of the Chairman of the Informational support and Communications Agency of the Republic of Kazakhstan dated March 23, 2005 No. 72-p on approval of the Instruction for determining the specifics of the organization of activity of information suppliers, credit bureaus and recipients of credit reports (excluding subjects of credit histories) in the information services market;
  • Resolution of the Board of the Financial Inspection Agency dated November 28, 2008 No. 184 On approval of the form of the act of introduction the management system of a credit history database into operation;
  • Resolution of the Board of the Financial Inspection Agency dated August 27, 2007 No. 223 on approval of the Regulations, terms and volumes of provision of information and data by credit bureaus;
  • Resolution of the Board of the National Bank of the Republic of Kazakhstan dated February 13, 2012 No. 36 on approval of the Regulations for submission of a credit report on a bank guarantee and security, execution of consent of debtor for providing information about him by the Bank and for guarantees or securities issued by the Bank in his favor to the credit bureau;
  • Resolution of the Board of the Regulation and Supervision of the Financial Market and Financial Organizations Agency of the Republic of Kazakhstan dated February 23, 2007 No. 49 on approval of the Regulations for maintaining credit documentation.

All the above mentioned RLA of the RK can be divided into two main groups.

Вторую группу НПА РК составляют узкоотраслевые НПА РК, куда отнесены акты, непосредственно касающиеся деятельности кредитных бюро, это Закон о КБ и подзаконные акты НБ РК.

Подведомственные акты регламентируют порядок и правила разрешительных процедур кредитных бюро, организации информационного процесса в деятельности участников системы формирования кредитных историй и их использования, регламентируют порядок формирования системы безопасности, установления минимальных требований к их электронному оборудованию, сохранности базы данных кредитных историй, регламентирует особенности организации деятельности поставщиков информации, кредитных бюро и получателей кредитных отчетов на рынке информационных услуг и пр.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. и с 1 января 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 апреля 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), которые заключены с заемщиками, указанными в статьях 6 и 7 Федерального закона от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ, до 3 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г. и с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением изменений в часть 4.1 статьи 4, часть 9.1 статьи 6, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, и изменений в пункт 4 части 2 статьи 4, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Изменения в пункт 4 части 2 статьи 4 исключены Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 110-ФЗ

Законопроект предлагают дополнить новой нормой, согласно которой, при уступке права или переводе долга идентификатор договора не подлежит изменению, сообщается на сайте кабмина.

Речь идет поправках в ст. 4 закона «О кредитных историях» (N 218-ФЗ). В соответствии с ними кредитные организации будут обязаны присваивать уникальный код всем действующим договорам и предоставлять их в бюро кредитных историй (БКИ). Благодаря нововведениям можно будет отслеживать кредитную историю человека даже после того, как он сменит паспорт или ФИО. А банки при выдаче кредита новому клиенту смогут дать полноценную оценку его общей платежной нагрузки.

Введение обязательных идентификаторов позволит избежать дублирования данных и пробелов в кредитных историях. «Сквозной уникальный идентификатор сделки позволит повысить точность, достоверность и скорость обработки при определении совокупной задолженности гражданина», – сообщали ранее в ЦБ.

В этом сюжете

  • Кредитным договорам присвоят уникальные номера 7 ноября, 14:20
  • В Госдуме обещают до конца года ограничить долговую нагрузку населения 26 февраля, 10:03
  • Россияне могут получить свою кредитную историю через «Госуслуги» 31 января, 10:05
  • Россияне должны банкам почти 15 трлн рублей 27 февраля, 12:26

Проект закона, поправки к которому внес кабмин, Госдума приняла в первом чтении 7 ноября 2018 года. Проект поправок рассмотрели и одобрили 7 марта 2019 года на заседании правительства.

Сейчас в Госдуме обсуждают ограничение уровня долговой нагрузки населения. В частности, банкам хотят запретить выдавать новые кредиты, если на их погашение у заемщика будет уходить больше половины семейного дохода (с учетом старых займов). Такой законопроект планируется принять в 2019 году.

Также с 1 октября 2019 года банки должны рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика при выдаче ему ссуды на сумму от 10 000 руб. и при увеличении лимита кредитования по банковской карте, сообщал ЦБ. Минфин рассматривает возможность обязать кредитные организации проверять наличие у гражданина других долгов при выдаче ему займа.

Законопроект № 542749-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О кредитных историях».

  • Право.ru
  • Новости
  • Законопроект

Закон о кредитной истории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *