Закон как источник конституционного права РФ

УДК 340.130.53:342.531.41

Н. М. Фаткуллина

Федеральный закон как источник права в системе российского законодательства: вопросы теории и практики

В настоящей статье рассмотрены воззрения русских учёных на закон, понятие законодательства и особенности федерального закона как источника права Российской Федерации.

This article describes concept of law and specific features of Federal law as a source of law of the Russian Federation.

Ключевые слова: закон, законодательство, федеральное законодательство, конституционный закон, федеральный закон.

Key words: law, legislation, federal legislation, constitutional law, federal law.

Закон, как источник права наряду с другими правовыми явлениями и понятиями привлекал к себе внимание отечественных и зарубежных учёных. Отечественные учёные юристы XIX — начала XX в. разрабатывали «целостные системные учения о законе, включающие вопросы понятий и признаков закона, его видов и соотношения с другими актами государства и формами права, образования закона (законодательного процесса) и его действия» .

Мировой опыт показывает, что без абсолютного, отражающего потребности развития общества законодательства, невозможно эффективно оказывать воздействие на экономику, гарантировать права и свободы личности, функционировать институтам народовластия, оберегать природу, устанавливать порядок и дисциплину в обществе.

Основатель русского законоведения Л.А. Цветаев считал, что закон есть «правило действий и отношений между собой» . Другой исследователь учения о законе З.А. Горюшкин полагает, что закон в узком понимании «все те постановления, которые ни в какое время не могут применяться» . По его трактовке, закон — истина, выведенная из существа вещей; закон постоянен и неизменен, содержанием закона выступают субъективные права, истолковываемые как необходимые. Закон, в трактовке

© Фаткуллина Н. М., 2015

А. П. Куницина, обозначает границы свободы, нарушая которые ущемляются свободы других. В работах М. М. Сперанского «Записка об устройстве судебных и представительных учреждений в России» (1803) и «Введение к уложению государственных законов» прослеживаются идеи разделения властей, а также систематизации законодательства. Под влиянием воззрений немецких философов Г. Гегеля и Ф. Савиньи русский учёный-законовед К. А. Неволин выдвигает идею положительного закона. «В целом идея закона воплощается в положительном законодательстве в историческом процессе, постепенно во времени, на разных пространствах и по-разному, в зависимости от особенностей характера народа» .

Проблеме закона во второй половине XIX в. большое внимание уделял представитель естественно-правовой школы Б.Н. Чечерин. Он затрагивает важные вопросы государства и права, такие как классификация законов их образования и действия: «Человеческий закон есть постоянное правило жизни. Юридический закон, есть принудительное правило, определяющее права и обязанности лиц» . Законы он разделяет по форме, степени силы, времени действия, пространству. В его учении прослеживается влияние немецких философов, а именно Г. Гегеля, по мысли которого Государство и закон имеют наивысшее значение и выражают высшую цель. Свобода лица, частный закон — главное в государственном законе.

Основатель юридического позитивизма в России Г.Ф. Шершеневич понимает закон как по одну из форм права: «Закон — норма права, правило общежития, поддерживаемое государственной властью» . Учёный в исследованиях рассматривает вопросы образования законов, их виды, классификацию и соотношение закона с другими источниками права и т. д.

Развитие учений о законе в русской юриспруденции исходило из материального содержания закона, через идеи правды, объединяющей истину и справедливость, свободы и равенства, к формализации его понятия, обращения закона в пустую форму, наполняемую любым содержанием, будь то воля носителя верховной власти, государства, иных существующих или несуществующих субъектов или же общая воля народа.

В современной России законодательство является важным и эффективным инструментом государственного регулирования общества, охватывающим все основные пласты и сферы жизни. Российский учёный С.С. Алексеев определяет законодательство как «вся совокупность законов, действующих в стране» . Исходя из этого положения, можно сформулировать определение федерального законодательства — совокупность законов, регулиру-

ющих основные области жизни общества, принимаемых Федеральным собранием и действующих на всей территории страны.

Законодательство в Российской Федерации имеет двухуровневую структуру: федеральные законы принимаются федеральным парламентом и распространяются на всю территорию Федерации, а законы субъектов Федерации (принимаемые в соответствии с распределением компетенции между субъектами и центром) распространяются только на их территорию.

Закон может быть высокого качества при условии, что он отвечает общественным потребностям и реально регулирует общественные отношения в соответствии с поставленными целями. Полагаем, что законодательство в современном мире должно быть динамичным, стабильным.

Источники права Российской Федерации систематизированы и у каждого из них есть определённое место в этой системе.

Закон, как источник права, следует отличать от иных правовых актов: индивидуальных, содержащих не норму права, а предписание по конкретным вопросам и их интерпретацию, в которых даётся только разъяснение действующей нормы. Закон действует постоянно и регулирует неопределённое число случаев.

А.И. Абрамова, Т.В. Губаева, А.В. Мицкевич и др. выделяют три преимущества нормативного правового акта пред другими источниками права:

1) государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;

2) в силу определённых правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм;

3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением .

Понятие «федеральный закон» впервые появляется в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., позже в Конституции Российской Федерации 1978 г. в редакции 1992 г. В юридической литературе есть множество мнений о принадлежности федерального закона, как источника права, к конституционному праву России. О.Е. Кутафин федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы, относит к источникам конституционного права и отдаёт главное место федеральным законам после Конституции, обосновывая тем, что «являясь высшей формой выражения государственной воли народа, федеральные законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу системы права» . С.С. Алексеев обособляет «конституционные (органические)» законы от федеральных. Их

отличают вопросы, регулирующие каждый из этих видов законов. Конституционные (органические) законы, по его утверждению, регулируют, как и Конституция, вопросы правовых основ государства и его строя. Федеральные законы он относит к «обыкновенным законам» , которые обладают высшей юридической силой, являются актами текущего законодательства и регулируют разные стороны жизни общества. Н.Е. Егорова рассматривает понятие «федеральное законодательство» в узком смысле, «в качестве одного из видов законов, принимаемых на федеральном уровне» . Термином «общефедеральные законы» она предлагает назвать федеральные законы в широком смысле и отнести к ним Конституцию РФ, законы о поправках к ней, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В.Н. Галузо в журнале «Государство и право» пишет о необходимости систематизации законодательства, принятии федерального закона РФ «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации», необходимости в системе нормативных правовых актов предусмотреть конституционные законы РФ («КЗ РФ»). «Система нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы и по мере убывания может быть представлена следующим образом: Конституция РФ / КЗ РФ — ФКЗ РФ — ФЗ РФ» .

Представляется, что федеральные законы являются конституционными источниками права, но законы, которые не содержат конституционно-правовых норм, не могут являться конституционными источниками права.

В Конституции Российской Федерации термин «федеральный закон» встречается 79 раз. Он используется в двух значениях: во-первых, в широком смысле, т. е. понятие «федеральный закон» включает в себя не только федеральные законы, но и федеральные конституционные законы. Во-вторых, термин «федеральный закон» имеет узкое значение, т. е. включает в себя собственное значение. Некоторые авторы в понятие «федеральный закон» включают поправки к Конституции Российской Федерации. Полагаем, что такие точки зрения нецелесообразны, так как порядок принятия и круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, разный.

Исходя из анализа Конституции Российской Федерации, возвращаясь к множествам мнений о месте и положении федерального закона в иерархии источников права России, федеральные законы можно разделить на: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы различаются: 1) по юридической силе; 2) предметам ведения, которые в них могут

затрагиваться; 3) порядку принятия; 4) возможности применения президентом РФ в отношении их отлагательного вето .

Конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации и отражают вопросы народовластия, государственного устройства, федеративных отношений. Процедура принятия федеральных конституционных законов сложнее в силу их важности. Федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством голосов обеих палат Федерального собрания. Исходя из положения, что федеральный конституционный закон одобряется большинством голосов от общего числа членов Совета Федераций и депутатов Государственной думы, президент страны не может воспользоваться отлагательным вето.

Федеральные законы регулируют вопросы предметов исключительного ведения Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации с субъектами Российской Федерации. Принятие федерального закона не требует по Конституции большинства голосов Федерального собрания. Президент вправе наложить вето на федеральный закон.

В настоящее время федеральные законы представляют собой один из видов нормативно-правовых актов, принимаемых на федеральном уровне по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации, и её субъектов. Количество принимаемых федеральных законов огромно.

До введения в действие Конституции РФ и принятия Федерального закона РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25.05 1994 г. (в ред. от 23.04.1999 г., от 04.10.2011 г., от 14.12.2012 г. в Российской Федерации принимались законы со статусом «Закон РФ». Термин «федеральный закон» употребляется только к тем законам, которые изданы после принятия Конституции РФ 1993 г. Все ранее принятые нормативно-правовые акты называются законами Российской Федерации, а некоторые именуются ещё законами РСФСР. Кроме законодательных актов со статусом «Закон РФ», принимались нормативно-правовые акты со статусом «Закон СССР» и «Закон РСФСР». Введение в действие Федерального закона РФ от 25.05.1994 г. повлекло следующие последствия: нормативно-правовые акты со статусами «Закон СССР», «Закон РСФСР» и «Закон РФ» более не принимались; стали приниматься нормативно-правовые акты с иными статусами: «Федеральный конституционный закон Российской Федерации» («ФКЗ РФ»), «Федеральный закон Российской Федерации» («ФЗ РФ»).

Первый федеральный закон РФ («№ 1-ФЗ») — Федеральный закон РФ «О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994 года — датирован 10.04.1994 г. . Первый федеральный конституционный закон РФ («№ 1-ФКЗ») — Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (изменения и дополнения уже вносились десять раз) — был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24.06.1994 г.

Таким образом, с 15 июня 1994 г. система нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы и по мере её убывания выглядела следующим образом: Конституция РФ — ФКЗ РФ — ФЗ РФ — З РФ (З СССР, З РСФСР). Для всех четырёх разновидностей нормативно-правового акта применимо использование термина «закон».

Подобное положение сохранялось до 20 марта 1998 г. — даты вступления в юридическую силу Федерального закона РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» от 06.02.1998 г. В ст. 2 вышеуказанного закона РФ речь идёт о новой разновидности нормативно-правового акта — «Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации».

Список литературы

2. Алексеев С. С. Государство и право: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Проспект, 2007. — С. 148.

4. Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным преподавателем сея науки в Московском университете и Благородном пансионе, при нем учрежденном. — М.: в Универ. тип., 1811. — С. 388.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. -5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014. — С. 578.

7. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 2. Источники конституционного права: моногр. — М.: Проспект, 2011. — С. 352.

8. Лукьянова Е.Г. Учение о законе в русской юриспруденции: моногр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. — С. 160.

9. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения // Правоведение. — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1997. — С. 399.

12. Чичерин Б. Н. Общее государственное право / под ред. и с предисл.

B.А. Томсинова. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — М.: Зерцало; Гарант, 2006. —

5. Источники конституционного права Российской Федерации

Источниками конституционного права Российской Федерации являются действующие в настоящий период времени нормативно-правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Источниками конституционного права РФ являются:

1. Международные договоры — это международные соглашения, ратифицированные Государственной Думой РФ, с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменном виде.

2. Конституции. Конституция Российской Федерации — это главный источник конституционного права, является правовой основой, фундаментом всего действующего законодательства. Кроме общефедеральной Конституции действуют конституции республик и уставы других объектов РФ.

3. Декларации. Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г.), Декларация от 25 октября 1991 г. «О языках народов России».

4. Законы Российской Федерации. Согласно ст. 76 Конституции РФ, издаются и действуют законы трех видов: федеральные конституционные (например: ФКЗ «О судебной системе в РФ»), федеральные законы, законы субъектов РФ.

5. Подзаконные акты Президента РФ.

6. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из них сохраняют свою юридическую силу.

7. Акты исполнительных органов. Акты Правительства РФ.

8. Акты законодательных (представительных) органов. Акты Федерального Собрания РФ (парламента РФ).

9. Постановления Конституционного Суда РФ, конституционных судов республик и уставных судов других субъектов РФ.

10. Судебный прецедент. В данном случае речь идет о решениях высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а также о постановлениях их пленумов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Карнаушенко Леонид Владимирович

доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612585079)

Источник конституционного права (современные подходы к определению понятия)

В статье рассматривается определение понятия «источник конституционного права» в общетеоретическом контексте. В настоящее время в современной российской правовой науке термины «источники права» и «формы права» употребляются в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.

Ключевые слова: источник права, форма права, конституция, нормативно-правовой акт, естественное право,позитивное право.

Source of constitutional law (modern approaches to the definition)

Key words: source of law, form of law, constitution, legal act, natural law, positive law.

В условиях динамичного развития правовых систем существенно расширяется объем правового регулирования, изменяются его фундаментальные основания. Все большее влияние на конституционное право оказывают общегуманитарные ценности. Эти процессы приводят к изменению системы источников конституционного права.

С принятием Конституции РФ 1993 г. система конституционно-правовых источников претерпела наиболее существенные изменения. В силу демократических преобразований складывающееся в нашей стране конституционное право приобрело более сложную систему источников. Возникли неизвестные ранее советскому государственному праву источники, такие как федеральные конституционные законы, конституционно-правовые договоры и соглашения, уставы субъектов Федерации и т.д.

Каждый из самостоятельных видов источников конституционного права в условиях формирования правового государства требует пристального внимания законодателя к своей дальнейшей разработке и устранению коллизий в сложившейся практике их правового применения.

До настоящего времени не завершена работа по принятию всех предусмотренных Консти-

туцией РФ федеральных конституционных и федеральных законов, нуждаются в существенном пересмотре и изменении договоры, заключенные между Российской Федерацией и ее субъектами, не устранены коллизии между конституционно-правовым законодательством Федерации и ее субъектов.

Приступая к определению понятия «источник конституционного права», мы не можем оставить в стороне вопрос об источниках права в их общетеоретическом значении.

Полемика по вопросу определения понятия источников права началась в России на рубеже XIX столетия, была продолжена советскими юристами и не получила должного разрешения по настоящее время. Позиции авторов — представителей различных концепций правопонима-ния по данному вопросу существенно разнятся. Не вдаваясь в исторические детали указанной полемики, попытаемся проанализировать суть основных подходов, сформулированных современными правоведами, по вопросу определения понятия источников права.

Марксистская традиция советского этапа развития юридической науки, с двойственным пониманием источников права в «материальном» и «формальном» значении, была воспринята и современными авторами. Несмотря на различие

подходов к правопониманию, крупные специалисты в области теории права В.С. Нерсесянц и В.М. Сырых по вопросу значения понятия «источник права» выражают практически одинаковые точки зрения.

В настоящее время в современной российской правовой науке термины «источники права» и «формы права» употребляются в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли .

Во-первых, источник права — это «то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо»; «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование»; «исходное место или позиция, служащие для развития чего-либо» .

Во-вторых, источники права можно рассматривать также в материальном, философском и формально-юридическом (специально-юридическом) смысле. Так, в первом случае имеются в виду существующие социальные, экономические, духовные, политические и иные отношения, обусловливающие содержание норм права, во втором — философские идеи, образующие основу той или иной правовой системы, в третьем — формы внешнего выражения (объективирования) правовой материи (норм права) .

При этом указывается, что в российской теории права доминирует формально-юридическое понимание, а термин «источник», несмотря на его условность, является более удобным в употреблении и к тому же традиционным для мировой юрисдикции. Термин же «форма права» гораздо более многозначен и поэтому менее удачен для выражения рассматриваемого явления.

Спектр мнений конституционистов на проблему определения понятия источников конституционного права достаточно широк и включает в себя как чисто нормативистский подход, так и естественно-правовое толкование рассматриваемого понятия.

Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин констатируют, что «источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы» . Аналогичной позиции придерживаются и авторы учебника по конституционному праву под редакцией В.И. Фадеева .

А.Н. Головистикова и Л.Ю. Грудцына расширяют и уточняют круг источников, понимая под ними «…действующие нормативные правовые

акты и договоры, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы» .

Нетрудно заметить, что в данных позитивистских трактовках понимания категории источников конституционного права необходимо определить, является ли тот или иной нормативный правовой акт источником конституционного права. С этой целью требует разрешения вопрос о том, относится ли данный нормативный акт к числу актов, опосредующих общественные отношения, которые включаются в предмет правового регулирования отрасли конституционного права.

Некоторые авторы, в частности М.В. Баглай, вместо определения понятия источников сразу перешли к перечислению их видов, утверждая, что они носят как писаный, так и неписаный характер и состоят из «…нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов» .

Если по вопросу общих принципов права еще можно сформировать приемлемое представление, то гораздо сложнее определить, какое значение вкладывал автор в категорию «естественное право».

По справедливому замечанию В.М. Сырых, «сегодня редкий российский ученый-юрист удержится от соблазна сделать пару-другую реверансов в сторону теории естественного права и ее воистину человеческих, гуманистических начал. Однако желающих разрабатывать теорию естественного права не очень много» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И это неудивительно, поскольку, как утверждает В.С. Нерсесянц, «ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря — их концепций и версий. Так что под общим наименованием и единым термином «естественное право» подразумеваются различные (по своему содержанию, сущности и понятию) варианты естественного права, различные смыслы, вкладываемые его прошлыми и современными сторонниками и противниками в это устаревшее и широко используемое собирательное понятие» .

«Представители теории естественного права не имеют четких критериев, с помощью которых можно было бы отличать естественное право от благоприобретенного, позитивного. В результате каждый автор формулировал эту

систему, исходя из собственного понимания данного вопроса. Так, Г. Гроций признавал естественным рабство. Потье — господство мужа над женой. В качестве формы государственного устройства, наилучшим образом соответствующей принципам естественного права, Т. Гоббс признавал неограниченную монархию, тогда как Д. Локк — ограниченную монархию. Современные представления о совокупности естественных прав основываются на международно-правовых актах, закрепляющих права человека и личности. Однако и здесь нет четких представлений об основаниях, в силу которых можно было бы с достоверностью утверждать, что та или иная позитивная норма права закрепляет неотъемлемые права человека» .

В связи с этим нам представляется, что смелая идея включения в систему источников такого элемента, как «естественное право», преждевременна и требует своего дальнейшего изучения, детальной разработки и конкретизации.

Тем более что само определение отрасли конституционного права в учебнике М.В. Баглая, например, носит чисто нормативный характер: это «совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти» .

С мнением о преждевременности включения в систему источников естественного права солидарен и Е.В. Колесников, который полагает, что данный элемент можно рассматривать только лишь как гарантию демократических институтов и как часть правового сознания, не более того .

Несмотря на это, необходимо отметить, что признанные и гарантированные Конституцией РФ основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в гл. 2 , берут свое начало в естественно-правовой концепции. А в силу признания за ними приоритетного и основополагающего правового значения в системе норм позитивного права в России они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем остальным источникам действующего права, в том числе и по отношению к нормам самой Конституции РФ.

Таким образом, общепризнанным можно считать тот факт, что источники конституционного права — это форма установления и выражения действующих конституционно-правовых норм. При этом такие нормы становятся общеобязательными правовыми нормами только после их объективации в определенной форме и реализу-

ются в последующем при помощи специальных средств государственного воздействия. Конституционно-правовые нормы не могут существовать вне формы их официального выражения. В связи с тем, что источник права является формой выражения именно правовых норм, а не любых правовых положений, это позволяет разграничить источники права и другие формы правовых актов, закрепляющих те или иные конкретные правоотношения.

Можно выделить три основные тесно взаимосвязанные между собой функции, которые выполняют источники конституционного права.

1. Они содержат в себе решения правотворческих органов о создании, изменении или отмене конституционно-правовых норм. Неотъемлемой частью правотворчества, без которой не могут возникнуть нормы конституционного права, является создание источника конституционного права, без которого решение компетентного органа власти не получает значения общеобязательной государственной воли.

2. Источники конституционного права являются основополагающими в смысле определения формы и содержания источников права всех остальных правовых отраслей.

3. Источники конституционного права связывают конституционно-правовые нормы с реальным процессом правореализации, субъекты конституционно-правовых отношений черпают информацию о действующем конституционном праве при разрешении возникающих у них правовых вопросов.

Не будут являться источниками конституционного права акты, содержание которых сводится к доведению до сведения исполнителей нормативных актов вышестоящего органа власти, ввиду того, что такие акты не имеют правоустанавливающего значения.

Наряду с основными признаками, присущими источникам права как таковым: нормативностью, общеобязательностью и системностью, — для источников конституционного права характерны и свойственные только им специфические признаки:

1) они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти;

2) источники конституционного права инсти-туализируют деятельность государственных органов, уполномоченных издавать правовые нормы;

3) носят комплексный материально-процессуальный характер.

1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2001.

2. Проблемы теории государства и права: учеб. / под ред. В.М. Сырых. М., 2008.

3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 2-е изд. М., 1999.

4. Конституционное право: учеб. для бакалавров /отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013.

5. Конституционное право России: учеб. / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына; под ред. Н.А. Михалевой. М., 2006.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 5-е изд. М., 2006.

7. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 3: Современное правопони-мание. М., 2007.

1. Nersesyants US. General theory of law and state. M, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Problems of the theory of state and law: textbook /ed. by V.M. Syrykh. M, 2008.

3. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Constitutional law of Russia: textbook. 2nd ed. M., 1999.

4. Constitutional law: textbook for bachelors / resp. ed. V.I. Fadeev. M., 2013.

5. Constitutional law of Russia: textbook / A.N. Golovistikova, L.Yu. Grudtsyna; ed. by N.A. Mikhaleva. M, 2006.

6. Baglay M.V. Constitutional law of the Russian Federation: textbook for higher educational institutions. 5th ed. M., 2006.

7. Syrykh V.M. Logical foundations of general theory of law. Vol. 3: Modern legal thinking. M., 2007.

8. Kolesnikov E.V. Sources of Russian constitutional law: theory and methodology issues: diss. … Dr of Law. Saratov, 2000.

Закон как источник конституционного права РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *