Закон 401 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 18 ноября 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2016 года (В редакции Федерального закона от 27.11.2018 г. N 425-ФЗ) Статья 1 Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005, № 45, ст. 4585; 2006, № 6, ст. 636; № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28, 31; № 18, ст. 2118; 2008, № 26, ст. 3022; № 30, ст. 3616; № 48, ст. 5500, 5519; 2009, № 48, ст. 5733; № 52, ст. 6450; 2010, № 1, ст. 4; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 45, ст. 5752; № 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4575, 4593; № 47, ст. 6611; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7014; 2012, № 27, ст. 3588; № 31, ст. 4333; 2013, № 9, ст. 872; № 19, ст. 2321; № 23, ст. 2866; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3445; № 30, ст. 4049, 4081; № 40, ст. 5037, 5038; № 44, ст. 5640, 5645; № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 26, ст. 3372; № 40, ст. 5315; № 45, ст. 6157, 6158; № 48, ст. 6657, 6660, 6663; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18, ст. 2616; № 24, ст. 3377; № 48, ст. 6691; 2016, № 7, ст. 920; № 15, ст. 2063; № 18, ст. 2486, 2506, 2510; № 22, ст. 3092; № 27, ст. 4173, 4174, 4176, 4177) следующие изменения: 1) в статье 23: а) в подпункте 7 пункта 3-4 слова «полномочиями по» заменить словами «полномочиями (о лишении полномочий) по», дополнить словами «(лишения полномочий)»; б) в абзаце четвертом пункта 7 слова «2 и 2-1» заменить словами «2, 2-1 и подпунктом 7 пункта 3-4»; 2) в пункте 3 статьи 25-2: а) подпункт 2 изложить в следующей редакции: «2) в отношении организации на дату регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков либо на дату присоединения такой организации к существующей консолидированной группе налогоплательщиков не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);»; б) дополнить подпунктом 2-1 следующего содержания: «2-1) в отношении организации не введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения), предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);»; 3) в статье 25-6: а) подпункт 6 пункта 1 изложить в следующей редакции: «6) введение в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков одной из процедур банкротства (за исключением наблюдения), предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);»; б) в пункте 7 слова «было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с» заменить словами «была введена одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения), предусмотренных»; 4) в пункте 1 статьи 32: а) подпункт 15 изложить в следующей редакции: «15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;»; б) дополнить подпунктом 16 следующего содержания: «16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»; 5) в подпункте 1 пункта 3 статьи 44 слова «налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков» исключить; 6) в статье 45: а) в пункте 1: в абзаце втором слова «либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков» исключить; в абзаце третьем слова «(ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков)» исключить; дополнить абзацами следующего содержания: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.»; б) в подпункте 2 пункта 2: в абзаце восьмом слово «организациям» заменить словом «лицам»; в абзаце девятом слово «организациям» заменить словом «лицам»; в) в пункте 3: в абзаце первом слова «либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков» исключить; подпункт 1 после слова «налогоплательщика» дополнить словами «(со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика)»; дополнить подпунктом 7 следующего содержания: «7) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, за совершение которых статьями 198 — 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. При этом зачет суммы указанных денежных средств в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налога производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»; г) в пункте 4: подпункт 1 изложить в следующей редакции: «1) отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;»; в подпункте 2 слово «налогоплательщиком-» исключить, слово «налогоплательщику» заменить словом «организации»; в подпункте 3 слово «налогоплательщику -» исключить; подпункт 4 после слова «налогоплательщиком» дополнить словами «или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика,»; подпункт 5 после слова «налогоплательщиком» дополнить словами «(иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика)», после слова «налогоплательщик» дополнить словами «(иное лицо)»; д) в пункте 7: абзац первый изложить в следующей редакции: «7. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.»; в абзаце втором после слова «налогоплательщиком» дополнить словами «(иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика)», слово «им» исключить; абзац третий после слов «уплаченных налогоплательщиком» дополнить словами «(за налогоплательщика)»; абзац четвертый после слова «налогоплательщиком» дополнить словами «или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика,»; в абзаце пятом слово «налогоплательщиком» исключить; е) в пункте 8 слова «страховых взносов,» и слова «плательщиков страховых взносов,» исключить; ж) дополнить пунктом 9 следующего содержания: «9. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта. Уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.»; 7) наименование статьи 46 после слов «налога, сбора,» дополнить словами «страховых взносов,»; 8) абзац второй пункта 1 статьи 48 после слова «сбора,» дополнить словами «страховых взносов,»; 9) в пункте 4 статьи 49: а) в абзаце первом слова «, страховых взносов» исключить; б) в абзаце втором слова «, страховых взносов» исключить; в) в абзаце третьем слова «страховых взносов,» и слово «налогоплательщика-» исключить; г) дополнить абзацем следующего содержания: «Суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов подлежат зачету, возврату налоговым органом в порядке, установленном соответственно пунктами 1-1 и 6-1 статьи 78 и пунктом 1-1 статьи 79 настоящего Кодекса.»; 10) подпункт 1 пункта 1 статьи 59 после слов «в соответствии с законодательством Российской Федерации» дополнить словами «или законодательством иностранного государства»; 11) пункт 1 статьи 61 после слов «установленного срока уплаты налога и сбора» дополнить словами «, в том числе ненаступившего,»; 12) в статье 74: а) абзац второй пункта 2 дополнить словами «по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов»; б) пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, обязанность по уплате которого обеспечена поручительством, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет поручителю требование об уплате денежной суммы по договору поручительства. Налоговый орган применяет меры по взысканию с поручителя сумм, обязанность по уплате которых обеспечена поручительством, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 — 48 настоящего Кодекса, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по договору поручительства.»; 13) в статье 75: а) пункт 3 после слов «если иное не предусмотрено» дополнить словами «настоящей статьей и»; б) пункт 4 изложить в следующей редакции: «4. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; для организаций: за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.»; в) дополнить пунктом 4-1 следующего содержания: «4-1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.»; 14) в статье 78: а) в пункте 6-1 слово «(разнесены)» исключить; б) дополнить пунктом 13-1 следующего содержания: «13-1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.»; в) пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания: «Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176-1 настоящего Кодекса.»; 15) в статье 79: а) в абзаце третьем пункта 1-1 слово «(разнесены)» исключить; б) пункт 9 дополнить абзацем следующего содержания: «Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176-1 настоящего Кодекса.»; 16) в статье 83: а) в пункте 6: в абзаце третьем слова «оценщика, медиатора,» заменить словами «занимающихся частной практикой оценщика и»; дополнить абзацем следующего содержания: «Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.»; б) дополнить пунктом 7-3 следующего содержания: «7-3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227-1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.»; 17) в статье 84: а) в пункте 2: абзац первый после слов «этого физического лица» дополнить словами «, поданного в соответствии с пунктами 6, 7 или 7-2 статьи 83 настоящего Кодекса,», после слов «не выдавалось)» дополнить словами «или уведомление о постановке на учет»; в абзаце четвертом слова «оценщика, медиатора, патентного поверенного» заменить словами «занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора», после слова «Кодекса» дополнить словами «, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора»; в абзаце седьмом слова «оценщику, медиатору, патентному поверенному» заменить словами «занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору», слова «оценщика, медиатора, патентного поверенного» заменить словами «занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора»; абзац восьмой дополнить словами «, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом»; дополнить абзацем следующего содержания: «При постановке на учет (снятии с учета) физического лица на основании пункта 7-3 статьи 83 настоящего Кодекса уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе не выдается (не направляется).»; б) в абзаце пятом пункта 3 слова «оценщиках, о медиаторах, патентных поверенных» заменить словами «о занимающихся частной практикой оценщиках, патентных поверенных, о медиаторах»; в) дополнить пунктом 3-1 следующего содержания: «3-1. Сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российской организации, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) на основании сообщений, представляемых российской организацией в соответствии с подпунктом 7 пункта 3-4 статьи 23 настоящего Кодекса.»; г) в абзаце шестом пункта 4 слова «оценщика, медиатора, патентного поверенного» заменить словами «занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора»; д) абзац пятый пункта 5 изложить в следующей редакции: «В случаях освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной

Уточнены правила работы ДОМ.РФ.
Скорректированы Законы о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о содействии развитию жилищного строительства.
ДОМ.РФ обязали соблюдать нормативы достаточности капитала, норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и норматив финансового рычага.
Также он сможет передавать земли подконтрольным организациям для создания наемных домов, иных жилых объектов или в иных целях жилищного строительства, ремонтировать недвижимость на своих землях, передавать регионам и муниципалитетам земли, на которых расположена региональная и муниципальная недвижимость.
При этом ДОМ.РФ запрещено приобретать участки для строительства объектов инфраструктуры. Из его функций исключено проведение аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования, договоров аренды земель для строительства стандартного жилья.
Для участников аукционов на право аренды земель установлены требования к минимальной стоимости активов и уровню кредитного рейтинга.
Основная часть поправок вступает в силу со дня опубликования.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Ответственность за имущество компаний перед налоговой раньше несли только должники. В добавок ФНС могло через суд запросить денежные средства с аффилированных организаций. Но, после недавно внесенных поправок в Налоговый Кодекс, а именно в статью 45, к уплате долга могут быть привлечены третьи лица. Ответственность за имущество в данном случае несут в первую очередь главбух, директор, акционеры и т. д. Рассмотрим подробнее, что говорится в новом законе 401 по поводу ответственности за имущество компании-банкрота и какие еще были приняты изменения.

Описание Федерального закона 401

Федеральный закон №401 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Госдумой 18 ноября 2016 года и прошел одобрение Федеративным Советом через 11 дней в том же году. Подписание законодательного акта Президентом состоялось 30-го ноября того же года. Закон регламентирует внесение в Налоговый Кодекс корректировок, в его первую и вторую часть.

Закон включает в себя 13 статей. Первые две статьи внесли поправки в первую и вторую часть Налогового Кодекса, регулирующие ответственность за имущество компании-банкрота. Оставшиеся статьи видоизменили еще 10 нормативно-правовых актов.

Ввиду недавнего принятия закона, он не успел подвергнуться изменениям. Новых редакций на сегодняшний момент не существует.

Последние изменения

Федеральный закон №401 вступил в законную силу 30 ноября 2016 года. Действует он всего 9 месяцев и за это время он корректировкам не подвергался. Рассмотрим более значимые изменения, внесенные в Налоговый Кодекс.

По закону об ответственности на имущество изменения вносились в положение о налоге на прибыль. С 2017 до 2020 год будет использоваться ограничение, согласно которому общая сумма убытков в прошлом не должна превышать 50% налоговой базы. С 2021 убытки будут признаваться в полноценном размере. Подлежал аннулированию лимит на десять лет по переносу убытков. На 50% была ограничена сумма убытка, полученного участниками КГН. Также до 2020 года подверглась корректировкам пропорция распределения налога на доход между общефедеральным и региональным бюджетом на — 3% к 17%. Сомнительным долгом считается долг, который превышает встречное обязательство перед контрагентом.

Также корректировкам подверглась сфера НДС по закону об ответственности на имущество. Выплата НДС происходит при помощи подачи заявления и имеющихся поручителей. Данное лицо должно быть российским юрлицом, у которого отсутствуют долги, а размер выплаченного им НДС и т. д. больше 7 миллиардов рублей за три года. Также до 2030 года определена 0% ставки НДС при транспортировании граждан и багажа железнодорожным транспортом по территории России. Организации, не относящиеся к банковским учреждениям, не подлежат налогообложению при осуществлении операций по выдаче гарантий. Теперь налогоплательщики обязаны восстановить НДС за полученные субсидии ранее от региональных и местных бюджетов.

По закону об ответственности на имущество внесены изменения в сферу налога на имущество и земельный налог. Начиная с 1-го января 2017 года, субъекты России имеют возможность устанавливать льготу на своей территории по отношению к движимому имуществу. Имущество при этом должно было быть принято с 1-го января 2013 года на учет. Неиспользование этого права закончит действие льготы с 2018 года.

Ответственность за имущество компании, у которой нет средств для выплаты задолженности налоговой, по новым правилам будут нести еще и аффилированные физлица. Привязка к юрлицам исчезла. Рассмотрим подробнее далее, кто несет в итоге ответственность за имущество фирмы.

Кто несет ответственность за долги компании?

Федеральный закон №401 ответил на главный вопрос — за долги компаний ответит главбух или директор. Согласно внесенным изменениям определено, что ответственность за задолженность по налогам компании будет нести аффилированное физлицо. В Налоговом Кодексе за ответственность отвечает статья 45.

Это значит, что при судебном разбирательстве налоговики смогут взыскать задолженность не только с должника. Под прицел налоговой могут попасть родственники должника, а также главбух, финансовый директор и другие лица, которые так или иначе несут ответственность за имущество фирмы — вели активы и имели дело с денежными средствами.

На практике ответственность за имущество компании несет практически любой человек, относящийся к этой фирме — в первую очередь директор или главбух. Если у компании имеется долг больше 5 миллионов рублей, то налоговая взимает эту сумму через суд.

Скачать текст ФЗ-401

Скачать закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по ссылке.

В содержании закона можно ознакомиться с нововведениями, которые приняли в области ношения ответственности за имущество компании, объявившую себя банкротом. Согласно поправкам, ответственность за имущество будут нести третьи лица. Ранее за выплаты задолженности привлекались только аффилированные организации.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

ФАС России проводит постоянный мониторинг цен на нефтепродукты и держит ситуацию на контроле.

Ведомство отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны.

Следует обратить внимание, что большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.

Кроме того, Федеральный закон1 о внесении изменений в Налоговый Кодекс РФ, разработанный Минфином, установил неоднократное увеличение налоговых ставок акцизов на моторные топлива:

Также этим законом предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годы:

— в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 рублей за тонну (3,5%), на дизельное топливо на 283 рубля за тонну (3,4%);

— в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 рублей за тонну (3,6%), на дизельное топливо на 294 рубля за тонну (3,4%).

Также за последние три года (2015-2017 гг.) происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых: с 1 января 2015 года на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%), с 1 января 2016 года на 91 рубль за тонну (11,8%), с 1 января 2017 года на 62 рубль за тонну (7,2%). Аналогичное повышение произошло и в 2018 году.

По мнению ФАС России, факторами, которые оказывают влияние на формирование цен на моторное топливо, являются:

  • сезонный спрос на нефтепродукты;
  • динамика (рост) налоговой нагрузки;
  • динамика (рост) мировых цен;
  • рост отраслевых издержек;
  • профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;
  • динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;
  • условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, предпринимают действия по обеспечению стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

По результатам проводимых проверок и в случае выявления наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России принимает меры антимонопольного реагирования.

Так, в период с 2008 по 2016 годы было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Также было рассмотрено три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть». Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.

Стоит отметить, что в период с 2015 по 2017 годы средний показатель изменения средневзвешенных годовых цен ниже уровня индекса потребительских цен (Табл.1). Эта тенденция складывается уже на протяжении 10 лет (Табл.2)

В случаях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России рекомендует обращаться в территориальные органы службы.

Справка:

1Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С конца 2015 года и по настоящее время наблюдалось неоднократное изменение налоговых ставок акцизов на моторные топлива путем резкого их увеличения:

  • Федеральным законом от 23.11.2015 №323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2016 года:

— на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 3 200 рублей за тонну (44%);

— на автомобильный бензин класса 5 на 2 000 рублей за тонну (36%);

— на дизельное топливо всех классов на 700 рублей за тонну (20,29%).

  • Федеральным законом от 29.02.2016 №34-ФЗ «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 апреля 2016 года:

— на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 2 600 рублей за тонну (24,76%);

— на автомобильный бензин класса 5 на 2 600 рублей за тонну (34,53%);

— на дизельное топливо повышены на 1 143 рубля за тонну (27,54%).

  • Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2017 года:

— на дизельное топливо на 1507 рублей за тонну (28,5%).

В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения розничных цен на нефтепродукты темпами близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.

Таблица 1.

Источник: по данным АО «СПбМТСБ» и Росстата

Эта статья — о 2-х законах: 401-ФЗ и 488-ФЗ. Сейчас от них исходит основная опасность для бизнесменов. Если в двух словах, то эти законы позволяют взыскивать долги и налоги компании с её руководства. Так в России в 2017 году в полной мере начал работать механизм субсидиарной ответственности. Начнём.

Комментарий к закону 401-ФЗ: ФНС возьмёт налоги компании с кого угодно

Название и ссылка: «Федеральный закон «О внесении изменений в части 1 и 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». Когда принят: 30 ноября 2016 года. В чём суть: взыскивать долги по налогам компании теперь можно с директора, учредителей, топ-менеджеров, главного бухгалтера и их семей за счёт личного имущества. Федеральный закон 401-ФЗ, который мы сейчас комментируем, внёс изменения в Налоговый кодекс. В частности, в абзац 8 подпунка 2 пункта 2 статьи 45. В этом абзаце изменилось лишь слово: «организация» превратилась в «лицо». И это вызвало глобальные изменения. Бизнесмены и их родственники начали отвечать своим личным имуществом по налоговым долгам компании. В пункте 2 статьи 45 НК говорится о взыскании налога в судебном порядке. Злополучный 8-ой абзац 2-го подпункта 2 пункта этой статьи говорит, что взыскать налоговые долги компании можно с:

  • основных и зависимых предприятий (это давно было);
  • лиц, признанных судом иным образом зависимыми с компаний-налогоплательщиком.

Что это за лица? Понятно, что руководитель и учредитель. А топ-менеджеры, главный бухгалтер? Они тоже в зоне риска? Да, тоже. Представим ситуацию. Приезжают инспектора, доначисляют компании налоги. Компания начинает выводить имущество, чтобы платить было нечем. Выводит из компании технику, здания, активы в контролируемые организации, ИП, доверенным лицам: топ-менеджерам, главному бухгалтеру, другим работникам и родственникам. ФНС всё это отслеживает, через суд добивается, чтобы физлиц признали аффилированными (взаимозависимыми) лицами и взыскивает уже с этих лиц имущество.

В дополнение к пояснениям по 401-ФЗ: ФНС имеет возможность проводить анализ организации перед её проверкой

Это значит, что перед тем, как идти в компанию с выездной проверкой, ФНС может проверить, какое имущество есть у директора, учредителя, топ-менеджеров и главного бухгалтера, а также у членов их семей. Откуда ФНС узнает о членах семей? Запросит информацию в ЗАГСах. Об имуществе получит информацию из Росреестра и ГИБДД. Кстати, эта информация с целью начисления налога на имущество уже имеется в распоряжении налогового органа (ст. 85 НК РФ). Более того, имущество имеет идентификацию (кадастровые номера, госномера автомобилей и т.д.), поэтому ФНС узнает о передаче этого имущества, если таковая произойдёт. И если после проверки и доначислений у компании начнут резко исчезать активы, зато у лиц, связанных с компанией (или челнов их семей), активы начнут резко появляться, у ФНС будут серьёзные вопросы как к компании, так и лицам, которые это имущество приобрели. Итак, закон 401-ФЗ действует и позволяет ФНС и судам изымать при определённых обстоятельствах имущество директора, учредителей, топ-менеджеров, членов совета директоров, подобных лиц и членов их семей в счёт налоговых платежей. Это всё уже есть, это всё уже работает. Но если вы считаете, что ужасы для бизнесменов закончились, то встречайте 488-ФЗ.

Комментарий к 488-ФЗ: налоговая некромантия или ФНС взыскивает долги несуществующей компании

Название и ссылка: «Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Начинает действовать: с 28 июня 2017 года. В чём суть: теперь кредитор (в том числе ФНС) может истребовать долги компании (налоги, если речь идёт о ФНС) с уже несуществующей, ликвидированной компании. Взыскивать их будут с директора, учредителя, управляющей компании, членов совета директоров и т.д., если суд признает, что эти лица действовали недобросовестно и неразумно. Это правило действует и в отношении фирм, которые ликвидировались через банкротство, и в отношении компаний, которые ликвидировались без банкротства. Представьте, что вы законно и честно закрыли свою компанию. Была выездная проверка, которая решила, что вы ничего не должны ФНС. Вашу компанию удалили из ЕГРЮЛ. Всё. Дело сделано. Компании больше нет, вы никому ничего не должны. То же самое с банкротством — процедура завершена, компания вычеркнута из ЕГРЮЛ. По 488 Федеральному закону вы в течение 3-х лет находитесь «под прицелом» ФНС. То есть сначала ФНС сказала, что вы ей ничего не должны. Теперь в течение 3-х лет ФНС может «передумать», назначить проверку уже несуществующей компании, найти «серые» схемы, найти связи с обнальными контрами и доначислить налоги. И взять их с вас лично вашим личным имуществом. Имуществом директора, учредителя, членов совета директоров. Субсидиарная ответственность. Вот такой теперь у ФНС появился «крючок», за который можно дёрнуть каждого бизнесмена.

Как субсидиарная ответственность по 401-ФЗ и 488-ФЗ ударит по вам?

У вас бизнес. С деньгами более-менее нормально. Вы не то, что бы выживаете, но и не купаетесь в прибылях. Часть денег вы выводите. Какие-то зарплаты в конвертах. Вы не наглеете, но знаете, что если ФНС начнёт серьёзно копать, то она накопает интересные для себя вещи. И вот пришла выездная проверка. Проверили. Доначислили. По статистике за 2016 год в среднем за одну выездную проверку доначисляли 14 100 000 рублей. Ваш бизнес не тянет такое доначисление. Вы разорены. Самое страшное: что бы ни было потом (вы можете подать на банкротство, а можете и не подавать) эти деньги, которые ФНС вам начислила — она всё равно их возьмёт с вас. 488-ФЗ тут даже не понадобится. ФНС возьмёт с вас по 401-ФЗ. Вывод имущества ни на другую компанию, ни на топ-менеджера, ни на сына, ни на жену не поможет. ФНС это отследит на раз-два и взыщет. И конечно, пени и штрафы будут. Забыли сказать: в УК РФ есть 4 состава преступлений, связанных с налогами: статьи 198-199.2. В 2017 году по ним реально сесть.

Как защититься от субсидиарной ответственности по 401-ФЗ и 488-ФЗ?

Заранее, уважаемые бизнесмены. Только заранее. Начинать что-то делать, когда ФНС уже пришла — почти бессмысленно. Сотрудники адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты» могут:

  • разработать и внедрить безопасные способы оптимизации налогов с учетом потребностей вашего бизнеса;
  • исключить уголовную ответственность с 99% вероятностью;
  • создать должную осмотрительность, если вы её не проявили;
  • научить сотрудников как отвечать на вопросы проверяющих и в целом быть готовыми к любым проверкам.

1 год мы будем бесплатно консультировать и сопровождать ваш бизнес (в том числе в суде против ФНС, если до него дойдёт), после того, как вы внедрите все наши рекомендации по налоговой безопасности.

Вывод

В 2017 году бизнесмены в России делятся на 2 типа: 1. Те, кого ФНС «взяла в оборот» и доначислила налоги или сделает это в будущем. 2. Те, которые вовремя начали защищать свой бизнес и встретили ФНС во всеоружии. «Вовремя защищать свой бизнес» – это до того, как ФНС проявила интерес к вашему бизнесу. Вам решать, в какой группе вы находитесь. Или вы проявляете стратегическое мышление, учитесь защищать свой бизнес и оказываетесь во второй группе, или вы автоматически попадаете в первую. В категорию «лёгкая добыча для ФНС». Альтернативы нет. Обращайтесь.

Закон 401 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *