Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Содержание
Предисловие к Федеральному закону N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
Гражданину может быть предоставлен (или приобретен им) земельный участок для целей выращивания сельскохозяйственных культур и (или) для отдыха. В зависимости от статуса земельного участка и целях его предоставления (или приобретения) выделяют:
- садовый земельный участок;
- огородный земельный участок;
- дачный земельный участок.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан
– это некоммерческая организация, т.е. организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Организационно-правовые формы некоммерческого объединения граждан
Такое «объединение» граждан может иметь форму некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства. Как правило, данное «объединение» функционирует в форме товарищества (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, сокращенно — СНТ, ОНТ, ДНТ).
Такая некоммерческая организация учреждается гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Приведенные выше и другие нормы-дефиниции содержаться в статье 1 закона N 66-ФЗ.
Предмет регулирования закона
Федеральный закон N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Кроме норм данного закона, для регулирования правоотношений, возникающих в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, применяются нормы Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, и ряда других федеральных законов, а также ведомственных норм и правил.
Применение норм ГК РФ о товариществах собственников недвижимости
С 1 сентября 2014 года нормы статей 123.12 — 123.14 ГК РФ о товариществах собственников недвижимости применяются к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам.
На это указал и Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями», где указано следующее:
При разрешении споров с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений следует учитывать, что с 1 сентября 2014 года вступает в силу закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ, в соответствии со статьей 3 которого к некоммерческим партнерствам будут применяться нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.
Ниже представлен текст документа: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ и вступившими в силу с 04.07.2016 года. Закон действовал до 01.01.2019 года.
15 апреля 1998 года
N 66-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН
Принят
Государственной Думой
11 марта 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
1 апреля 1998 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Глава II. Формы ведения гражданами садоводства,
огородничества и дачного хозяйства
Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 8. Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке
Статья 9. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 10. Представительства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката
Глава III. Предоставление земельных участков для ведения
садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 12. Утратила силу
Статья 13. Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 15. Утратила силу
Глава IV. Создание садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности
членов садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединений
Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 19.1. Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Глава V. Управление садоводческими, огородническими и
дачными некоммерческими объединениями
Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением
Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 23. Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления
Статья 25. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства
Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Глава VI. Особенности предоставления в собственность и
оборота садовых, огородных и дачных земельных участков
Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 32. Общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 33. Утратила силу
Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Глава VIII. Поддержка садоводов, огородников, дачников и их
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединений органами государственной власти, органами
местного самоуправления и организациями
Статья 35. Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 37. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений
Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям
Глава IX. Реорганизация и ликвидация садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Глава X. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных
некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за
нарушение законодательства при ведении садоводства,
огородничества и дачного хозяйства
Статья 46. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов
Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства
Статья 48. Утратила силу
Статья 49. Ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
Статья 50. Утратила силу
Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам
Глава XI. Заключительные положения
Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 53. Переходные положения
Статья 54. Об отмене ранее принятых законов
Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
15 апреля 1998 года
N 66-ФЗ
Некоммерческие потребительские кооперативы СНТ
(садовые некоммерческие товарищества) и ГК (гаражные кооперативы), как и остальные юридические лица, обязаны оплачивать в государственную казну:
— налог на имущество;
— земельный налог;
— НДФЛ;
— взносы за сотрудников в ПФР и ФСС;
-другие налоги (в зависимости от своей системы налогообложения).
Оплата всех хозяйственных нужд, налогов и взносов СНТ (садовых некоммерческих товариществ) и ГК (гаражных кооперативов) производится за счет средств, поступающих в форме платежей членов самого товарищества.
Согласно новому Федеральному закону от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2019 года
Взносы членов товарищества могут быть следующих видов:
1) членские взносы;
2) целевые взносы.
Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.
Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества. Периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества.
Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы.
В установленные законодательством сроки, председателю необходимо предоставить в ИФНС, ФСС, ПФР и Росстат налоговую, бухгалтерскую отчетность СНТ или ГК, а также статистическую и персонифицированную отчетность по сотрудникам. Сроки подачи отчетности и их форма зависит от выбранной кооперативом системы налогообложения ( УСН – упрощенная система налогообложения или ОСНО – основная система налогообложения). За несвоевременное предоставление отчетности и уплату налогов и взносов в государственный бюджет в установленные сроки для СНТ и ГК, также как и для всех остальных юридических лиц, существуют штрафные санкции и пени со стороны государства.
Тариф «уДачный»- специально был разработан для садовых некоммерческих товариществ и гаражных кооперативов.
Тариф «уДачный» включает в себя: |
(УСН) 700 рублей в месяц / (ОСНО) 1 000 рублей в месяц ** |
— ведение регистров бухгалтерского и налогового учёта в системе «1С» (для учёта членских взносов); — расчёт земельного налога (формирование платёжных документов). Составление ежемесячной, квартальной и годовой бухгалтерской и налоговой отчётности, в том числе: — индивидуальных сведений в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды; — в органы государственной статистики; — бухгалтерского баланса с приложениями; — налоговых деклараций. |
|
Дополнительная услуга: — подключение лицензии «1С Отчетность» для электронного документооборота (ЭДО). |
2 940 рублей в год * |
Дополнительная услуга: — подготовка соглашения для электронного документооборота с Пенсионным фондом. |
Бесплатно |
Дополнительная услуга: — расчёт заработной платы и подготовка платежных поручений по «зарплатным» налогам и взносам. |
500 рублей в месяц за одного сотрудника |
Дополнительная услуга: — отправка почтой ценного письма, с описью вложения. |
300 рублей за одно почтовое отправление |
**Указана минимальная стоимость бухгалтерского сопровождения. Точная стоимость зависит от количества операций и объема работ. *Указана стоимость лицензии, действующая для компаний, юридический адрес которых находится в пределах Московской области. Стоимость зависит от тарифов ЗАО «Калуга Астрал», действующих для каждого региона РФ, по юридическому адресу Вашей организации. Точную стоимость для вашего региона можно узнать у нашего оператора. |
Сдаем отчеты через телекоммуникационные каналы связи. Оформление документов и саму процедуру подключения к электронной отчетности берем на себя без лишних доплат и хлопот. Вы компенсируете только стоимость самой лицензии на год согласно тарифам ЗАО «Калуга Астрал».
Для ускорения обработки данных финансово-хозяйственной деятельности СНТ или ГК, а также для минимизации цены на наши бухгалтерские услуги, принимаем выписки из банка в электронном виде в «Формате для 1С».
Согласно новому закону, взносы членов садового товарищества необходимо вносить на расчетный счет товарищества. В этом есть свои плюсы: значительно упрощается учет взносов, станет «прозрачной» система поступления взносов, а также их расходов. В стоимость бухгалтерского сопровождения уже включена услуга учета поступлений от садоводов, а также предоставление актуальной информации о задолженности по каждому члену товарищества.
ВНИМАНИЕ!
Новый Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона.
Статья 51 вступает в силу с 30 июля 2017 года.
Статья 51. Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.
Принят Государственной Думой 13 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4766) следующие изменения:
2) часть 4 статьи 10 дополнить словами «, открытии банковского счета (банковских счетов) товарищества»;
3) в статье 17:
а) часть 1 дополнить пунктом 61 следующего содержания:
«61) принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости;»;
б) дополнить частью 29 следующего содержания:
«29. При принятии общим собранием членов товарищества решений, указанных в пунктах 4 — 61 части 1 настоящей статьи, одновременно избирается представитель указанных лиц, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.»;
4) статью 19 дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Отчет председателя товарищества об открытии и (или) о закрытии банковского счета (банковских счетов) товарищества, содержащий в том числе информацию об условиях договора банковского счета (банковских счетов), включается в повестку ближайшего после открытия и (или) закрытия такого счета (таких счетов) общего собрания членов товарищества.».
Статья 2
«6. С заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, входящие в силу закона в состав общего имущества (имущества общего пользования) собственников недвижимости или приобретенные ими в качестве общего имущества (имущества общего пользования), и (или) о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости от имени указанных лиц обращается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества собственников недвижимости или решением общего собрания собственников недвижимости (в случае, если в соответствии с законом допускается принятие такого решения собранием собственников недвижимости).».
Президент Российской Федерации
В. Путин
Вопрос о переводе домов в статус жилых крайне актуален для многих не только в связи с пропиской. Как рассказали ТАСС опрошенные финансовые консультанты, большинство банков не выдает ипотечные кредиты под залог недвижимости, если дом зарегистрирован как нежилое здание. Другая проблема — невозможность получить налоговый вычет (возврат НДС для граждан РФ), даже если садовый дом — единственное жилье семьи. Впрочем, вскоре может появиться возможность использовать средства материнского капитала на строительство домов в СНТ. В конце ноября об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Безналичные платежи и два вида взносов
Новый закон оставил только два вида взносов: членские и целевые. Упразднены вступительные, которые достигали десятков тысяч рублей, и ряд других взносов. Изменен формат взаимоотношений с «индивидуалами» — имеющими договоры с СНТ, но не желающими вступать в товарищество. Теперь тем, кто не является членом товарищества, придется в него вступить или платить больше. По новому закону «индивидуалы» обязаны будут платить не только за «коммуналку», но и за содержание имущества общего пользования с учетом налога 6% (поскольку от налога освобождаются только членские и целевые взносы). «Индивидуалы» также смогут участвовать в общих собраниях по ключевым вопросам и обжаловать решения собраний. При этом собрания теперь смогут проходить в очно-заочной форме, как в жилищном законодательстве. Упразднен и институт «уполномоченных», которые голосовали на собрании от имени садоводов, зачастую их не избиравших.
Закон запрещает членам СНТ вносить платежи «в кассу» — теперь легален только безналичный перевод на счет СНТ. Никита Чаплин считает это одним из главных достижений нового документа. Раньше некоторые председатели СНТ пользовались тем, что платежи поступали в виде наличных, — это давало возможность предоставлять расплывчатые отчеты садоводам, которые не могли проследить поступление и расходование средств с целевых взносов (взносы на различные цели, например ремонт дороги). Движение денежных средств теперь становится прозрачным и для государства. По словам Чаплина, некоторые председатели садовых товариществ в переходный период пошли на «смешанный тип» сбора платежей. Однако власти предупредили, что будут пресекать такие формы, в том числе на уровне налоговой ответственности главы и членов правления.
Впрочем, до конца этот вопрос оказался не урегулированным. Председатель профсоюза садоводов России Людмила Голосова в колонке еженедельника «Аргументы и факты» обратила внимание на статью 861 Гражданского кодекса (ГК). В ней говорится, что «расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке». Учитывая, что ГК РФ стоит выше федерального закона, члены садоводств могут внести в устав ссылку на эту норму для тех, кто не умеет пользоваться банковскими картами и онлайн-системами.
Надежда Геращенко
Процедура ликвидации ТСН (ТСЖ, СНТ, ДНТ) – товарищества собственников недвижимости – не так уж сложна для профессионального юриста, но простые граждане могут здесь столкнуться с трудностями. Поэтому в этой статье мы дадим пошаговую инструкцию для ликвидации ТСН. Обращаем внимание: речь идет о добровольной ликвидации, а не о ликвидации по решению суда.
Первый этап: Инициирование процедуры ликвидации ТСН.
Такое решение принимает общее собрание членов товарищества собственников. Для ТСЖ как одной из разновидностей ТСН законом установлены особенности этой процедуры: решение должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех товарищей, а если члены ТСЖ не обладают хотя бы 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в жилом доме, то такое ТСЖ должно быть ликвидировано, но уже решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Второй этап: Уведомление регистрирующего органа о ликвидации ТСН.
Далее нужно сообщить регистрирующему органу о ликвидации. Сообщение регистрирующему органу делается письменно по форме Р15001 и строго в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации. Данное сообщение мы делаем для того, чтобы регистрирующий орган внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Сообщение регистрирующему органу о ликвидации – это заполнение уведомления о ликвидации юридического лица по форме Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
По вышеуказанной форме мы уведомляем регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Лица, которые обязаны предоставить данное заявление:
- Председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор – если ликвидационная комиссия или ликвидатор уже выбраны;
- Один из членов ТСН — в случае если ликвидационная комиссия еще не выбрана. Данный член назначается общим собранием.
Подпись заявителя на форме Р15001 должна быть заверена нотариально. Вместе с ней в налоговый орган подается решение общего собрания членов о ликвидации ТСН.
Третий этап: Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Общее собрание членов нашего ТСН должно принять решение о назначении ликвидационной комиссии или одного ликвидатора, а также о порядках и сроках ликвидации.
Как только ликвидационная комиссия или ликвидатор будет назначены, именно к ним переходят полномочия по управлению делами ТСН. Ликвидаторы могут представлять интересы ТСН без доверенности во всех органах и в отношениях с другими юридическими лицами. Стоит обратить внимание также на тот факт, что не существует никаких требований в законе к ликвидационной комиссии или ликвидатору. Это значит, что общее собрание вправе само решить многие вопросы, например, каков будет состав этой комиссии, назначить вознаграждение лицам, которые входят в комиссию и т.п.
Важный момент.
Существует два варианта: можно одновременно принять решение о ликвидации нашего юридического лица, а можно сделать это разновременно. Конечно, первый вариант более удобен, особенно для ТСЖ: 2/3 голосов от общего числа членов ТСЖ обеспечить два раза будет трудно, а именно это необходимо по закону для принятия решения. Тем более, сообщение в регистрирующий орган о ликвидации надо сделать в течение 3х рабочих дней – очень сжатый срок. Поэтому для того, чтобы не уведомлять регистрирующий орган сначала о принятии решения о ликвидации и потом второй раз еще и о формировании ликвидационной комиссии, целесообразнее принять данное решение единовременно.
Четвертый этап: Выявление кредиторов.
На данном этапе ликвидационная комиссия осуществляет три функции:
- Выявляет кредиторов. Для того чтобы выявить кредиторов, ликвидационная комиссия размещает в журнале «Вестник государственной регистрации» запись о том, что организация ликвидируется, а также информацию о порядке и сроке заявления требований кредиторами (этот срок должен быть не менее двух месяцев с даты публикации);
- Получает дебиторскую задолженность. Именно для этого ликвидационная комиссия предъявляет претензии должникам, а также может обратиться в суд;
- Уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Это нужно сделать в письменном виде.Уведомить нужно в такие сроки, чтобы кредиторы успели заявить свои требования до того момента, как истечет срок, который указан в публикации о ликвидации.
Пятый этап: Составление промежуточного ликвидационного баланса
Итак, срок предъявления требований кредиторами закончился, что делать дальше? Ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс составляется по обычной форме бухгалтерского отчета, только нужно сделать на нем пометку «Промежуточный ликвидационный баланс».
Промежуточный ликвидационный баланс содержит:
- сведения о составе имущества юридического лица;
- список требований, которые предъявили кредиторы;
- результат рассмотрения данных требований;
- список требований, которые были удовлетворены вступившим в законную силу решением суда. Причем не важно, приняла ли ликвидационная комиссия эти требования.
Для чего мы вообще составляем промежуточный ликвидационный баланс? Именно он показывает нам дальнейшие пути действий. Их, по сути, два:
- Имущества организации для выплат кредиторам достаточно – продолжаем ликвидацию
- Имущества недостаточно – ликвидируем ТСН с помощью процедуры банкротства
Обратить внимание!
Если ликвидационной комиссии известно о какой-либо задолженности кредиторам, но он не включает ее в промежуточный ликвидационный баланс, — это незаконно. У кредитора в таком случае есть право оспорить запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации (на основании того, что нарушен установленный законом порядок ликвидации). Кредитор к тому же потребует уплатить долги.
Основная причина, по которой так хочется не учитывать некоторые долги – нежелание проведения процедуры банкротства. Потому что на ликвидационной комиссии лежит обязанность: если имущества недостаточно для погашения каких-либо долгов – в течение 10 дней с момента выявления такой недостаточности обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Причем следует понимать, что если ликвидационная комиссия этого не сделает, то последствия довольно неблагоприятные: во-первых, ликвидационная комиссия должна возместить убытки, причиненные данным нарушением; а во-вторых, ликвидационная комиссия несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по тем обязательствам ТСН, которые возникли по истечении 10 дней.
Сама процедура банкротства к тому же является крайне затратной, чего стоят одни только выплаты арбитражному управляющему!
Шестой этап: Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием членов ТСН
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается на общем собрании членов большинством голосов (для ТСЖ – большинством в 2/3 голов от общего числа членов). В законе конкретных сроков для данного этапа ликвидации нет. Но нужно не забыть уведомить регистрирующий орган об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
Седьмой этап: Расчеты с кредиторами
Нужно каким-то образом рассчитаться с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с торгов либо, если стоимость имущества менее 100 тыс.руб., – без проведения торгов.
Обратить внимание!
Очередность погашения долгов перед кредиторами следующая:
1 очередь: долги перед гражданами, жизни или здоровью которых был причинен вред
2 очередь:
- выплачиваем выходные пособия и оплачиваем труд работников, работавших по трудовому договору
- выплачиваем вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности
3 очередь: оплата платежей в бюджет и во внебюджетные фонды
4 очередь: рассчитываемся с остальными кредиторами
Восьмой этап: Составление ликвидационного баланса
Мы завершили расчеты с кредиторами. Теперь настало время для того, чтобы ликвидационная комиссия или ликвидатор составили ликвидационный баланс. Утверждаем его, как обычно, путем проведения общего собрания членов простым большинством голосов или в случае ТСЖ большинством в 2/3 членов ТСЖ.
Ликвидационный баланс нужен для того, чтобы мы увидели, что же все-таки достанется членам нашей организации после ликвидации, что мы сможем распределить между членами.
Если члены ТСН спорят, кому стоит передать вещь, то ликвидационная комиссия просто продает эту вещь с торгов.
Несколько важных моментов:
- До того времени, пока вы не ликвидировали юридическое лицо ликвидационная комиссия должна продолжать вести бухгалтерский учет и предоставлять отчет по долгам.
- Дата ликвидационного баланса должна быть максимально близкой к дате когда вы подаете заявление о прекращении деятельности организации. В ином случае может даже быть ситуация, когда сведения, которые содержатся в балансе, будут признаны недостоверными.
- В случае если бухгалтерский баланс нулевой, то можно шестой и последующий этап провести одновременно, сдав необходимые документы в налоговый орган.
Девятый этап: Государственная регистрация ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ.
Мы должны для начала собрать документы, необходимые для регистрации ликвидации юридического лица.
Далее следует совершить еще один ряд необходимых действий:
- представить расчеты в Пенсионный фонд РФ;
- представить расчеты в Фонд социального страхования РФ;
- представить индивидуальные сведения в Пенсионный фонд РФ;
- закрыть все банковские счета.
И вот после всего этого мы представляем документы в регистрирующий орган. Как только будет внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, ликвидация считается завершенной.
Стоимость ликвидации ТСН, ТСЖ, СНТ, ДНТ силами наших юристов составит 18 000 рублей. За эти деньги нами предоставляется следующий объем услуг:
- консультировать Заказчика по правовым вопросам, связанным с ликвидацией;
- подготовить повестку дня собрания по ликвидации;
- подготовить текст уведомлений о проведении собрания;
- подготовить листы регистрации вручения уведомлений;
- разработать форму бюллетеней для голосования на собрании;
- составить листы регистрации участников собрания;
- разработать протокол счетной комиссии;
- составить протокол общего собрания членов товарищества;
- подготовить все приложения к протоколу общего собрания;
- заполнить форму Р15001 на ликвидацию;
- составить и подать уведомления в налоговый орган и предусмотренные законом приложения к ним, необходимые для проведения процедуры ликвидации;
- за счет Заказчика опубликовать сообщение о ликвидации товарищества;
- в случае необходимости составления текущей бухгалтерской, налоговой отчетности либо отчетности во внебюджетные фонды – составить и подать указанную отчетность за отдельную плату, не превышающую 3 000 (трех тысяч) рублей;
- совершать иные действия, необходимые для ликвидации товарищества, таким образом, чтобы это не нанесло имущественного и иного вреда Заказчику;
- при необходимости оспаривать незаконный отказ в регистрации в административном порядке.
Наш юрист может выступить ликвидатором Товарищества и лично ездить во все государственные органы. При этом стоимость возрастет примерно до 32 000 рублей (зависит от удаленности налоговой от Москвы).
Если после ликвидации Вашего ТСН Вы захотите создать новое товарищество, также обращайтесь к нам.
Иващенко Антон Валерьевич , партнер юридической компании Абонент Консалт.
Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем