Закон 208 ФЗ

Содержание

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Принят
Государственной Думой
24 ноября 1995 года

  • Глава I. Общие положения
  • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Основные положения об акционерных обществах
  • Статья 3. Ответственность общества
  • Статья 4. Фирменное наименование и место нахождения общества
  • Статья 5. Филиалы и представительства общества
  • Статья 6. Дочерние и зависимые общества
  • Статья 7. Публичные и непубличные общества
  • Статья 7.1. Приобретение непубличным обществом публичного статуса
  • Статья 7.2. Прекращение публичного статуса общества
  • Глава II. Учреждение, реорганизация и ликвидация общества
  • Статья 8. Создание общества
  • Статья 9. Учреждение общества
  • Статья 10. Учредители общества
  • Статья 11. Устав общества
  • Статья 12. Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции
  • Статья 13. Государственная регистрация общества
  • Статья 14. Государственная регистрация изменений и дополнений в устав общества или устава общества в новой редакции
  • Статья 15. Реорганизация общества
  • Статья 16. Слияние обществ
  • Статья 17. Присоединение общества
  • Статья 18. Разделение общества
  • Статья 19. Выделение общества
  • Статья 19.1. Особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением
  • Статья 20. Преобразование общества
  • Статья 21. Ликвидация общества
  • Статья 22. Порядок ликвидации общества
  • Статья 23. Распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами
  • Статья 24. Завершение ликвидации общества
  • Глава III. Уставный капитал общества. Акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы общества
  • Статья 25. Уставный капитал и акции общества
  • Статья 26. Минимальный уставный капитал общества
  • Статья 27. Размещенные и объявленные акции общества
  • Статья 28. Увеличение уставного капитала общества
  • Статья 29. Уменьшение уставного капитала общества
  • Статья 30. Защита прав кредиторов при уменьшении уставного капитала общества
  • Статья 31. Права акционеров — владельцев обыкновенных акций общества
  • Статья 32. Права акционеров — владельцев привилегированных акций общества
  • Статья 32.1. Акционерное соглашение
  • Статья 32.2. Вклады в имущество общества, не увеличивающие уставный капитал общества
  • Статья 33. Облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества
  • Статья 34. Оплата акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества при их размещении
  • Статья 35. Фонды и чистые активы общества
  • Глава IV. Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг
  • Статья 36. Цена размещения акций общества
  • Статья 37. Порядок конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг общества
  • Статья 38. Цена размещения эмиссионных ценных бумаг
  • Статья 39. Способы размещения обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества
  • Статья 40. Обеспечение прав акционеров при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции
  • Статья 41. Порядок осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции
  • Глава V. Дивиденды общества
  • Статья 42. Порядок выплаты обществом дивидендов
  • Статья 43. Ограничения на выплату дивидендов
  • Глава VI. Реестр акционеров общества
  • Статья 44. Реестр акционеров общества
  • Статья 45. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ.
  • Статья 46. Выписка из реестра акционеров общества
  • Глава VII. Общее собрание акционеров
  • Статья 47. Общее собрание акционеров
  • Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров
  • Статья 49. Решение общего собрания акционеров
  • Статья 50. Общее собрание акционеров в форме заочного голосования
  • Статья 51. Право на участие в общем собрании акционеров
  • Статья 52. Информация о проведении общего собрания акционеров
  • Статья 53. Предложения в повестку дня общего собрания акционеров
  • Статья 54. Подготовка к проведению общего собрания акционеров
  • Статья 55. Внеочередное общее собрание акционеров
  • Статья 56. Счетная комиссия
  • Статья 57. Порядок участия акционеров в общем собрании акционеров
  • Статья 58. Кворум общего собрания акционеров
  • Статья 59. Голосование на общем собрании акционеров
  • Статья 60. Бюллетень для голосования
  • Статья 61. Подсчет голосов при голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования
  • Статья 62. Протокол и отчет об итогах голосования
  • Статья 63. Протокол общего собрания акционеров
  • Глава VIII. Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества
  • Статья 64. Совет директоров (наблюдательный совет) общества
  • Статья 65. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества
  • Статья 66. Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества
  • Статья 67. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества
  • Статья 68. Заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества
  • Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)
  • Статья 70. Коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция)
  • Статья 71. Ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего
  • Глава IX. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
  • Статья 72. Приобретение обществом размещенных акций
  • Статья 73. Ограничения на приобретение обществом размещенных акций
  • Статья 74. Консолидация и дробление акций общества
  • Статья 75. Выкуп акций обществом по требованию акционеров
  • Статья 76. Порядок осуществления акционерами права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций
  • Статья 77. Определение цены (денежной оценки) имущества
  • Глава X. Крупные сделки
  • Статья 78. Крупная сделка
  • Статья 79. Порядок получения согласия на совершение или последующего одобрения крупной сделки
  • Статья 80. Утратила силу с 1 июля 2006 года. — Федеральный закон от 05.01.2006 N 7-ФЗ.
  • Глава XI. Заинтересованность в совершении обществом сделки
  • Статья 81. Заинтересованность в совершении обществом сделки
  • Статья 82. Информация о заинтересованности в совершении обществом сделки
  • Статья 83. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
  • Статья 84. Порядок оспаривания сделки, на совершение которой не было получено согласие
  • Глава XI.1. Приобретение более 30 процентов акций публичного общества
  • Статья 84.1. Добровольное предложение о приобретении более 30 процентов акций публичного общества
  • Статья 84.2. Обязательное предложение о приобретении акций публичного общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества
  • Статья 84.3. Обязанности публичного общества после получения добровольного или обязательного предложения. Порядок принятия добровольного или обязательного предложения
  • Статья 84.4. Изменение добровольного или обязательного предложения
  • Статья 84.5. Конкурирующее предложение
  • Статья 84.6. Порядок принятия решений органами управления публичного общества после получения добровольного или обязательного предложения
  • Статья 84.7. Выкуп лицом, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества, ценных бумаг публичного общества по требованию их владельцев
  • Статья 84.8. Выкуп ценных бумаг публичного общества по требованию лица, которое приобрело более 95 процентов акций публичного общества
  • Статья 84.9. Государственный контроль за приобретением акций публичного общества
  • Статья 84.10. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ.
  • Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества
  • Статья 85. Ревизионная комиссия общества
  • Статья 86. Аудитор общества
  • Статья 87. Заключение ревизионной комиссии общества или аудитора общества
  • Статья 87.1. Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе
  • Глава XIII. Учет и отчетность, документы общества. Информация об обществе
  • Статья 88. Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность общества
  • Статья 89. Хранение документов общества
  • Статья 90. Предоставление обществом информации
  • Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
  • Статья 92. Обязательное раскрытие обществом информации
  • Статья 92.1. Освобождение от обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
  • Статья 92.2. Освобождение от обязанности раскрывать и (или) предоставлять отдельную информацию
  • Статья 93. Информация об аффилированных лицах общества
  • Статья 93.1. Уведомление общества о намерении обратиться в суд с требованиями к обществу или иным лицам
  • Глава XIV. Заключительные положения
  • Статья 94. Введение в действие настоящего Федерального закона

О КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ, от 18.07.2017 N 164-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 567-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
7 июля 2010 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2010 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — организация). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО) определяется как группа. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон распространяется: (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

1) на кредитные организации; (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования); (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

3) на негосударственные пенсионные фонды; (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

5) на клиринговые организации; (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов. (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

3-4. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением банков с базовой лицензией). В наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется. (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ, от 27.12.2018 N 567-ФЗ)

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации государственного сектора. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, сводной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

4. Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 164-ФЗ)

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 — 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчетного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчетность входит в состав годового отчета организации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 164-ФЗ)

6. Первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности организации является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчетного года, первым отчетным годом для годовой консолидированной финансовой отчетности такой организации является период с даты ее государственной регистрации по дату окончания отчетного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчетность за первый отчетный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчетного года включительно менее 90 дней. (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 164-ФЗ)

7. Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. Первым отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты государственной регистрации организации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно. (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 164-ФЗ)

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами. Указанная отчетность, за исключением отчетности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ)

4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

6. Консолидированная финансовая отчетность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьей, на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

Положения части 6 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ) применяются начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ).

7. Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока представления консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 262-ФЗ, от 18.07.2017 N 164-ФЗ)

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

8. Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

1. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчетность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность.

2. Консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчетности путем размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трех лет с даты ее размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращенные сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, последним днем срока раскрытия консолидированной финансовой отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты ее раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 481-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ, от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путем их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2014 год. (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 111-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

4. Организации, указанные в пунктах 3 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 262-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчётности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также — организация).

2. Для целей настоящего Федерального закона под консолидированной финансовой отчётностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (далее — МСФО) определяется как группа.

1. Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);

3) на негосударственные пенсионные фонды;

4) на управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) на клиринговые организации;

6) на федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

7) на акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

8) на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путём их включения в котировальный список.

2. В случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчётности (сводной бухгалтерской отчётности, сводной (консолидированной) отчётности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 настоящей статьи, предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчётности, такая отчётность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3 — 4. Утратили силу.

5. Настоящий Федеральный закон применяется также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчётности организациями, которые не создают группу, указанную в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. В наименовании такой финансовой отчётности слово «консолидированная» не используется.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на организации государственного сектора.

7. Настоящий Федеральный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчётности, сводной отчётности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчётности

1. Консолидированная финансовая отчётность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная финансовая отчётность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой) отчётностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

3. На территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчётности и признанные в порядке, установленном с учётом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. Отчётным периодом для годовой консолидированной финансовой отчётности (отчётным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

5. Учредительными документами организаций, не являющихся организациями, указанными в пунктах 1 — 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) головными организациями банковских холдингов, могут быть установлены иные даты начала и окончания отчётного года при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. Настоящее положение не применяется, если другими федеральными законами предусмотрено, что отчётным периодом для годовой консолидированной финансовой отчётности организации является календарный год и (или) консолидированная финансовая отчётность входит в состав годового отчёта организации.

6. Первым отчётным годом для годовой консолидированной финансовой отчётности организации является период с даты её государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае, если учредительными документами организации установлена иная дата окончания отчётного года, первым отчётным годом для годовой консолидированной финансовой отчётности такой организации является период с даты её государственной регистрации по дату окончания отчётного года, установленную учредительными документами организации, включительно. Организации, за исключением организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, и организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, вправе не составлять консолидированную финансовую отчётность за первый отчётный год, если продолжительность периода с даты их государственной регистрации по дату окончания отчётного года включительно менее 90 дней.

7. Отчётным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчётности является период с даты начала отчётного года по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчётность, включительно. Первым отчётным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчётности является период с даты государственной регистрации организации по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчётность, включительно.

Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчётности

1. Годовая консолидированная финансовая отчётность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчётность, за исключением отчётности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации.

2. Промежуточная консолидированная финансовая отчётность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, если такое представление предусмотрено её учредительными документами. Указанная отчётность, за исключением отчётности организаций, указанных в пунктах 6 — 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 7.1 настоящей статьи, также представляется в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

2.1. Федеральными законами могут быть установлены случаи представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчётности организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, также в Центральный банк Российской Федерации.

3. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчётность представляются участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

4. Утратил силу.

5. Представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчётности организациями в Центральный банк Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

6. Консолидированная финансовая отчётность представляется пользователям, предусмотренным настоящей статьёй, на русском языке с отражением её показателей в валюте Российской Федерации.

7. Годовая консолидированная финансовая отчётность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчётного года, за который составлена данная отчётность. Промежуточная консолидированная финансовая отчётность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчётного периода, за который составлена данная отчётность. В случае, если последний день срока представления консолидированной финансовой отчётности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днём, последним днём срока представления консолидированной финансовой отчётности считается первый следующий за ним рабочий день.

7.1. Годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчётность организаций, указанных в пунктах 1 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов, представляется в Центральный банк Российской Федерации в сроки, установленные Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчётность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, консолидированная финансовая отчётность подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях.

Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчётности

1. Годовая консолидированная финансовая отчётность подлежит обязательному аудиту.

2. Консолидированная финансовая отчётность за первое полугодие отчётного года, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчётности либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчётности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчётностью.

Статья 6. Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчётности

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчётности организациями, за исключением организаций, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 7. Раскрытие консолидированной финансовой отчётности

1. Организация раскрывает годовую консолидированную финансовую отчётность. Организации, указанные в пунктах 1 и 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчётность.

2. Консолидированная финансовая отчётность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчётности проведены иные действия, обеспечивающие её доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчётности по процедуре, гарантирующей её нахождение и получение.

3. Организация размещает на собственном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о месте раскрытия консолидированной финансовой отчётности в случае размещения (опубликования) этой отчётности в ином, отличном от собственного сайта организации, месте.

4. При раскрытии консолидированной финансовой отчётности путём размещения в информационных системах общего пользования она должна быть доступна для заинтересованных в ней лиц вместе с аудиторским заключением о ней либо иным документом, составляемым по результатам проверки промежуточной консолидированной финансовой отчётности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, в течение трёх лет с даты её размещения.

5. Раскрытие консолидированной финансовой отчётности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для её представления в соответствии с частью 7 статьи 4 настоящего Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчётности не установлен другими федеральными законами.

6. Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать сокращённые сроки раскрытия консолидированной финансовой отчётности организаций, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющихся головными организациями банковских холдингов. В случае, если последний день срока раскрытия консолидированной финансовой отчётности приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днём, последним днём срока раскрытия консолидированной финансовой отчётности считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчётности с указанием состава раскрытой отчётности, способа, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, и даты её раскрытия представляются организациями, указанными в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также организациями, указанными в пункте 8 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона и являющимися головными организациями банковских холдингов, в Центральный банк Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

8. Консолидированная финансовая отчётность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определённые Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчётности часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определённые Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчётность не подлежит раскрытию.

1. Организации составляют, представляют и раскрывают консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путём их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчётность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, обязаны представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчётности за 2015 год.

3. В случае, если к организованным торгам допущены только облигации организации путём их включения в котировальный список, такая организация обязана составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за 2014 год.

4. Организации, указанные в пунктах 3 — 5 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязаны составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчётность начиная с отчётности за 2015 год, а организации, указанные в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, начиная с отчётности за год, следующий за годом, в котором они включены в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Москва, Кремль

История принятия

3 июля 1997 Президент РФ Б. Н. Ельцин издал указ № 278 с перечнем поручений Правительству РФ. В список «первоочередных мер» под номером 26 вошло требование «разработать и утвердить до 1 сентября 1997 г. программу перехода с 1998 года на международные стандарты бухгалтерского учета». 6 марта 1998 года Правительство утвердило «Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» и взяло на себя обязательство «в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов». Из-за финансового кризиса 1998 года Программа не была реализована.

1 июля 2004 года Правительство РФ одобрило предложенную Министерством финансов «Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». Констатировав, что «сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации», правительство решило в 2004—2007 году перевести на обязательную отчётность по МСФО крупнейшие компании страны, а в последующие три года — других хозяйствующих субъектов. И эта программа тоже провалилась. В мае 2004 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Законопроект под номером 55792-4 был принят в первом (октябрь 2004 года) и втором (декабрь 2004 года) чтениях, а затем его принятие было заморожено.

Лишь шесть лет спустя, в начале июля 2010 года Министерство финансов возобновило законодательный процесс. Законопроект 2004 года был повторно внесен на второе чтение, и 7 июля Дума утвердила его одновременно во втором и в третьем чтениях. 14 июля 2010 закон был одобрен Советом Федерации, 27 июля подписан Президентом РФ Д. А. Медведевым, 30 июля 2010 опубликован в «Российской газете», 2 августа 2010 — в «Собрании законодательства РФ».

Основные положения закона

Субъекты закона

Закон возлагает обязанность составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчётность (КФО) на кредитные организации, страховые организации, и иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном рынке ценных бумаг. Отчитывающаяся организация могут быть отдельным юридическим лицом или группой предприятий, соответствующей определению группы в МСФО. Организации, не обязанные составлять КФО, вправе составлять её только тогда, когда это предусмотрено их учредительными документами, при этом КФО таких организаций составляется с соблюдением всех норм закона. Вопросы составления комбинированной финансовой отчётности групп предприятий, не соответствующих определению группы в МСФО, в законе не рассматриваются.

КФО составляется наряду с бухгалтерской отчётностью, регламентируемой законом «О бухгалтерском учёте», и не замещает её. В соответствии с ч. 2 ст. 2 закона, КФО безальтернативно замещает «сводную бухгалтерскую отчётность», «сводную (консолидированную) отчётность» и «баланс», представление или публикация которых требуются иными федеральными законами. Из этого следует, что обязанность составления КФО также ложится на

  • всех эмитентов ценных бумаг, представляющих отчётность по требованию федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
  • управляющие компании банковских холдингов, сами не являющиеся кредитными организациями — по требованию закона «О банках и банковской деятельности»;
  • клиринговые организации и лица, осуществляющие функции центрального контрагента по клирингу, — по требованию закона «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • государственные корпорации «Росатом» и «Российские автомобильные дороги», — по требованию законов об их учреждении.

Признание МСФО в России

КФО составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, признанными на территории РФ. Признание МСФО возлагается на Правительство и Центральный Банк РФ. В развитие Закона, 25 февраля 2011 года Правительство РФ утвердило порядок признания на территории РФ стандартов и разъяснений стандартов международной отчётности, возложив основную ответственность на Министерство финансов.

25 ноября 2011 года Министерство финансов утвердило первый комплект русских текстов МСФО. По утверждению Минфина, «Фонд МСФО отказался от права на защиту своих авторских прав в отношении Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации. Фонд МСФО сохраняет за собой все права за пределами указанной территории.».

В марте 2012 года Министерство финансов учредило межведомственную рабочую группу по применению МСФО — рабочий орган по внедрению новых стандартов, уполномоченный выпускать обзоры практики применения МСФО в России. В 2012 году группа выпустила два таких обзора (ОП1-2012 и ОП2-2012 в ноябре и декабре соответственно). Право принятия и изменения самих стандартов Минфин оставил за собой.

В июле 2012 года состоялась первая масштабная ревизия текстов МСФО на русском языке. Одновременно с признанием новых текстов МСФО (IFRS) 10, 11, 12, 13 и отдельного решения КМСФО «Представление статей прочего совокупного дохода», Минфин скорректировал тексты большинства ранее принятых стандартов.

Язык, валюта, период отчётности

Закон и подзаконные акты не содержат норм, прямо регулирующих выбор языка отчётности, функциональной валюты, валюты представления и периода отчётности. Закон прямо не запрещает составлять отчётность на иных языках, а пользователям представлять перевод, являющийся вторичным по отношению к иноязычному оригиналу. Русский язык обязателен только при представлении отчётности пользователям, перечисленным в статье 6 закона. По мнению экспертов KPMG, основанном на заключении Межведомственной рабочей группы, в этом вопросе следует руководствоваться действующим законом «О бухгалтерском учёте», который однозначно требует составлять отчётность в рублях, но не запрещает параллельный выпуск отчётности в иных валютах.

В МСФО каждая отчитывающаяся организация вправе установить период отчётности, отличающийся от календарного года. МСФО принципиально избегает слова год, используя вместо него период. В законе и принятых в его развитие подзаконных актах, напротив, используется исключительно слово год. В российской бухгалтерской практике год трактуется именно как календарный год с 1 января по 31 декабря — такое определение прямо дано в законе «О бухгалтерском учёте». Именно отчётность за календарный год регулируется законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», именно её ожидают федеральные органы, собирающие «сводную бухгалтерскую отчётность», «сводную (консолидированную) отчётность» и т. п.

Ни закон, ни подзаконные акты не содержат разъяснений о порядке действий организаций, которые уже избрали период отчётности по МСФО, не совпадающий с календарным годом. По мнению межведомственной рабочей группы по применению МСФО, организованной Министерством финансов, «для организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Федеральным законом „О консолидированной финансовой отчетности“, отчетным годом является календарный год. Федеральный закон „О консолидированной финансовой отчетности“ не содержит каких-либо ограничений на составление консолидированной финансовой отчетности за период, отличный от календарного года, наряду с консолидированной финансовой отчетностью за календарный год.». То же мнение в 2012 году высказывали А. Н. Борисов и эксперты KPMG. Вопрос о правомерности составления двух отчётностей МСФО с двумя различными периодами отчётности в настоящее время не решён.

Составление, аудит, представление и публикация отчётности

Отчитывающиеся организации обязаны составить КФО, получить аудиторское заключение, и предоставить КФО пользователям до проведения годового собрания акционеров, но «не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность». 28 декабря 2010 года прямая норма об обязательном ежегодном аудите организаций — субъектов закона «О консолидированной финансовой отчётности» — была включена в федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с годовой КФО, аудит промежуточной отчётности не требуется, что соответствует сложившейся практике представления и публикации отчётности по МСФО.

Пользователи отчётности, имеющие право получать её до публикации — это участники (акционеры), Центральный Банк — для кредитных организаций и уполномоченный орган федеральной власти — для всех прочих организаций. В соответствии с решением Правительства, таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам. Организации обязаны публиковать годовую, но не промежуточную, отчётность в СМИ или общедоступных информационных системах (в интернете) не позднее 30 дней после дня предоставления отчётности пользователям. Комментаторы расходятся во мнении, когда же наступает крайний срок публикации: по мнению О. А. Борзуновой, 31 мая (в високосный год 1 июня), по мнению А. Н. Борисова — 1 июня (в високосный год 2 июня).

Закон не рассматривает ситуацию, когда годовое собрание акционеров отказывается утвердить бухгалтерскую отчётность — что автоматически делает неутверждённой и уже представленную отчётность по МСФО.

Закон предусматривает, но не определяет, особый порядок отчётности предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. Круг таких организаций определён законом «О государственном оборонном заказе». Подзаконные «Правила представления годовой консолидированной отчётности», утверждённые правительством РФ 3 марта 2012, прямо запрещают таким организациям публиковать отчётность, если её невозможно очистить от секретных сведений.

Переходные положения

Организации — субъекты закона — обязаны представлять и публиковать КФО «начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации». Такое признание состоялось 25 ноября 2011 года, следовательно, организации, отчётный период которых приравнен к календарному году, должны составить первый комплект КФО по закону 208-ФЗ за период, закончившийся 31 декабры 2012 года. Закон не содержит непосредственных указаний для тех организаций, отчётный период которых не совпадает с календарным годом.

Закон предоставляет отсрочку до отчётности за 2015 отчётный год:

  • Организациям, уже составляющим консолидированную финансовую отчётность по иным, отличным от МСФО, нормам. Данное положение распространяется прежде всего на крупные компании, составляющие отчётность по US GAAP и UK GAAP: «Роснефть», «Лукойл», «ТНК», «МегаФон», «АФК Система». Министр финансов А. Л. Кудрин прокомментировал это решение: «В рамках переходного периода для некоторых компаний мы разрешим до 2015 года осуществлять аудит по американским правилам. Затем они все-таки должны перейти на МСФО, но мы надеемся, что международные органы, которые осуществляют разработку МСФО, сблизят или совместят эти два вида отчетности»
  • организациям, разместившим на рынке ценных бумаг не акции (долевые инструменты), а облигации (долговые инструменты).

Примечания

  1. Министерство финансов Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Российская газета, Федеральный выпуск, № 5247 от 30 июля 2010 года (10 августа 2010). Дата обращения 11 января 2012.
  2. Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию „Порядок во власти — порядок в стране“. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)», приложение 1
  3. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Приложение 1, раздел II, приложение 1.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Борисов, Ю. А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (постатейный). СПС КонсультантПлюс. 2011. Опубликовано 18.04.2011
  5. Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 года N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», приложение, раздел 3.
  6. 7 июля 2010 председатель Думы подписал три постановления: N 3931-5 ГД — о возврате к процедуре второго чтения, N 3932-5 ГД — о принятии во втором чтении, и N 3946-5 ГД — о принятии в третьем и окончательном чтении.
  7. В первоначальном тексте закона — «на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг». В редакции 21 ноября 2011 года — «на организованных торгах»
  8. Закон 208-ФЗ, ст. 2 ч. 1
  9. Закон 208-ФЗ, ст. 2 ч. 2
  10. Закон 208-ФЗ, ст. 3 и 6
  11. Консолидированная версия МСФО. Министерство финансов РФ (2013). Архивировано 9 марта 2013 года.
  12. Приказ Министерства финансов РФ от 30 марта 2012 года N 148 «Об образовании межведомственной рабочей группы по МСФО»
  13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 18 июля 2012 г. N 106н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». Российская газета, 15 августа 2012 года.
  14. Закон 208-ФЗ, ст. 4 ч. 6
  15. 1 2 Алтухов, К.; Сухотина, И. Переход на МСФО в России // KPMG. — 2012, декабрь. — С. 1-8.
  16. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте», статья 14 пункт 1: «Отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно».
  17. Межведомственная рабочая группа по применению МСФО. Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации (ОП1-2012) // Минфин РФ. — 2012, 3 ноября.
  18. Закон 208-ФЗ, ст. 4 ч. 7
  19. Закон 208-ФЗ, ст. 5
  20. 1 2 Закон 208-ФЗ, ст. 7
  21. Борзунова О. А. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2011. 48 с. Опубликовано в СПС КонсультантПлюс 16.05.2011
  22. Правила представления годовой консолидированной финансовой отчётности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 года. Ст. 5, 6, 7.
  23. 1 2 Закон 208-ФЗ, ст. 8 ч. 2
  24. 04.03.2011. Высказывания А. Л. Кудрина информационным агентствам на совещании по вопросу формирования в России Международного финансового центра. Минфин РФ (2011). Архивировано 17 октября 2012 года.

> Ссылки

  • Консолидированная (текущая) версия МСФО, одобренных для применения в РФ

Судебная практика и законодательство — 208-ФЗ О консолидированной финансовой отчетности

«Порядок организации и проведения работы по приему от временной администрации имущества и документации ликвидируемых финансовых организаций» (приложение к решению Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 08.06.2017, протокол N 68)

5. Консолидированная отчетность, сформированная во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

6. Сведения о финансовых операциях НПФ (форма 1-ФС (НПФ), утвержденная Приказом Федеральной службы государственной статистики от 04.06.2015 N 257 «Об утверждении статистического инструментария для организации Центральным банком Российской Федерации федерального статистического наблюдения за финансовыми операциями негосударственного пенсионного фонда», а также Приказом Росстата от 25.04.2017 N 290 «Об утверждении статистического инструментария для организации Центральным Банком Российской Федерации статистического наблюдения за финансовыми операциями негосударственного пенсионного фонда, направлениями заимствования и размещения средств страховщиков»).

Указание Банка России от 24.11.2016 N 4212-У (ред. от 06.12.2017) О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации

1. Отчетность по форме 0409815 «Отчет о финансовом положении кредитной организации» (далее — Отчет) составляется на основании данных отчета о финансовом положении кредитной организации, являющегося частью консолидированной финансовой отчетности или финансовой отчетности кредитных организаций, не являющихся головными организациями банковской группы и участниками банковской группы (далее — финансовая отчетность кредитных организаций), составленных, проаудированных и опубликованных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4177; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 19, ст. 2316; N 45, ст. 6154; 2016, N 27, ст. 4195) (далее — опубликованный и проаудированный отчет).

«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год» (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

Исходя из этого, при составлении консолидированной финансовой отчетности следует руководствоваться МСФО, в установленном порядке признанными для применения на территории Российской Федерации. При решении отдельных вопросов составления консолидированной финансовой отчетности целесообразно также руководствоваться сложившейся практикой применения МСФО на территории Российской Федерации, обобщенной в документах Межведомственной рабочей группы по применению МСФО, образованной Минфином России (ОП 1-2012, ОП 2-2012, ОП 3-2013, ОП 4-2013, ОП 5-2014, ОП 6-2015, ОП 7-2015, ОП 8-2016, ОП 9-2016). Указанные документы размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в рубрике «Бухгалтерский учет и отчетность — Международные стандарты финансовой отчетности — Законодательство о МСФО — Межведомственная рабочая группа по применению МСФО».

«Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита (версия 3/2018)» (одобрен Советом по аудиторской деятельности Минфина России)

аудируемым лицом является головная организация группы, указанной в части 2 статьи 1 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»;

аудит проводился в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), введенными в действие и подлежащими применению на территории Российской Федерации;

Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об организованных торгах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019)

9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 225-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Единый институт развития в жилищной сфере составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

3. Годовой отчет единого института развития в жилищной сфере подлежит направлению Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации до 1 сентября года, следующего за отчетным.

Федеральный закон от 23.06.2016 N 221-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«2. Единый институт развития в жилищной сфере составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».»;

5) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П) (ред. от 25.05.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2015 N 35989)

67.1. Консолидированная финансовая отчетность эмитента составляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4177; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 19, ст. 2316; N 45, ст. 6154), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

«Положение о допуске ценных бумаг к организованным торгам» (утв. Банком России 24.02.2016 N 534-П) (ред. от 20.04.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2016 N 41964)

Отчетность составляется в соответствии с МСФО либо по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам в случаях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4177; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 19, ст. 2316, N 45, ст. 6154) (далее — Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»).

Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У (ред. от 02.06.2016) О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации

1. Отчетность по форме 0409815 «Отчет о финансовом положении кредитной организации» (далее — Отчет) составляется на основании данных отчета о финансовом положении кредитной организации, являющегося частью консолидированной финансовой отчетности или финансовой отчетности кредитных организаций, не являющихся головными организациями банковской группы и участниками банковской группы (далее — финансовая отчетность кредитных организаций), составленной, проаудированной и опубликованной в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4177; 2011, N 48, ст. 6728; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 19, ст. 2316; N 45, ст. 6154) (далее — опубликованный и проаудированный отчет).

Закон 208 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *