Принят Государственной Думой 7 июня 2018 года
Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года
1) абзац первый части 2 статьи 12.25 после слов «сотрудника полиции» дополнить словами «, должностного лица таможенного органа»;
2) в статье 23.3:
а) в части 1 слова «статьей 12.213 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями» исключить;
б) в пункте 5 части 2 слова «статьей 12.213 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями» исключить;
3) в статье 23.8:
а) часть 1 после слов «частью 1 статьи 12.212 (в части осуществления международных автомобильных перевозок опасных грузов без специального разрешения),» дополнить словами «частью 2 статьи 12.25,»;
б) пункт 5 части 2 после слов «об административных правонарушениях, предусмотренных» дополнить словами «частью 2 статьи 12.25,»;
4) в статье 23.36:
а) в части 1 слова «(в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи)» исключить;
б) в пункте 1 части 2 слова «(в части, касающейся транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи)» исключить.
Президент Российской Федерации
В. Путин
1. В силу пункта 3 статьи 213.1 и статьи 214.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей применяются правила о банкротстве граждан, установленные параграфами 1.1, 4 главы X ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
2. В соответствии со статьей 127 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 42, 213.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банкротстве к его форме и содержанию.
В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным (пункт 1 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные статьей 38 и пунктом 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
В силу пункта 2 статьи 33 и пункта 2 статьи 213.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику с учетом абзаца четвертого пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве составляют в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев со дня, когда они должны были быть исполнены (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
3. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение, которым возбуждается производство по делу о банкротстве гражданина, не позднее чем через пять рабочих дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.
Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом должнику и кредитору – заявителю, в орган по контролю (надзору), заявленную саморегулируемую организацию не позднее следующего дня после дня его вынесения.
При этом вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к гражданину, должен быть рассмотрен на заседании арбитражного суда не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом.
4. Согласно статье 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статье 44 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ и статьями 37-38 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выносит определение об оставлении заявления без движения.
Так, заявление о признании гражданина банкротом подлежит оставлению арбитражным судом без движения по следующим процессуальным основаниям:
- непредставление гражданином документов, перечисленных в пункте 3 статьи 213.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (за исключением случая исполнения гражданином своей обязанности по обращению в арбитражный суд на основании пункта 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве);
- непредставление гражданином доказательств наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о его банкротстве;
- непредставление гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом доказательств внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему;
- указание в заявлении гражданина, конкурсного кредитора или уполномоченного органа конкретной кандидатуры финансового управляющего без указания наименования и адреса саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
- непредставление конкурсным кредитором или уполномоченным органом копии вступившего в законную силу судебного акта по требованию, которое не относится к требованиям, указанным в пункте 2 статьи 213.5 Закона о банкротстве, перечень которых является исчерпывающим и по которым представление судебного акта не является обязательным (пункты 12, 13, 16, 19 и 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»).
В определении арбитражный суд указывает основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Копия определения об оставлении заявления без движения направляется должнику и кредитору – заявителю не позднее следующего дня после дня его вынесения.
В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.
В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает заявление о признании должника банкротом и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 АПК РФ и пунктом 4 статьи 44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Арбитражный суд также возвращает заявление о признании должника банкротом, если отклонено ходатайство гражданина о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.
О возвращении заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указываются основания для возвращения заявления и решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.
Копия определения о возвращении заявления о признании должника банкротом направляется должнику и кредитору – заявителю не позднее следующего дня после дня вынесения определения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами.
Возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
5. В силу статьи 43 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом и возвращает заявление о признании гражданина банкротом с прилагаемыми к нему документами в случае:
нарушения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 и пунктом 2 статьи 213.3 Закона о банкротстве;
подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве и введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Уставниот суд на Република Северна Македонија, врз основа на член 110 од Уставот на Република Северна Македонија и член 71 од Деловникот на Уставниот суд на Република Северна Македонија («Службен весник на Република Македонија” бр.70/1992 и «Службен весник на Република Северна Македонија” бр.202/2019), на седницата одржана на 12 јуни 2020 година, донесе
Р Е Ш Е Н И Е
1. СЕ ПОВЕДУВА постапка за оценување на уставноста на Уредбата со законска сила за исплата на паричен надомест за лица ангажирани со договор на дело во органите на државната власт, регулаторните тела, агенции, државни комисии, правните лица во целосна сопственост на државата, единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје и правните лица основани од единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје за време на вонредна состојба («Службен весник на Република Северна Македонија» бр.102/2020).
2. СЕ ЗАПИРА ИЗВРШУВАЊЕТО на уредбата со законска сила, наведена во точката 1 од Решението, како и сите дејствија донесени, односно преземени врз основа на истaта.
3. Ова решение ќе се објави во «Службен весник на Република Северна Македонија”.
4. Светскиот македонски конгрес од Скопје, до Уставниот суд на Република Северна Македонија, поднесе иницијатива за поведување на постапка за оценување на уставноста на актот, означен во точката 1 од Решението.
5. Подносителот во иницијативата наведува дека Владата ја донела Уредбата со законска сила согласно ставот 1 на членот 126 од Уставот според кој при постоење на воена или вонредна состојба Владата во согласност со Уставот и со закон донесувала уредби со законска сила, меѓутоа во овој случај Владата го пропуштила ставот 2 на истиот член со кој овластувањето на Владата да донесува уредби со законска сила траело до завршувањето на воената или вонредната состојба, за што одлучувало Собранието при што наместо претседателот на Собранието да го свикал Собранието да заседавал заради донесувањето на законот за вонредна состојба и да го утврдел со одлука постоењето на вонредната состојба на предлог на Владата, претседателот на Собранието надлежноста за донесување на Одлука за утврдување постоење на вонредна состојба со известување од 18 март 2020 година, ја пренел на претседателот на Републиката со образложение дека Собранието било распуштено, а мандатот на пратениците престанал и не можело повторно да заседава.
Понатаму во иницијативата се наведува дека Уставниот суд не можел да биде супститут на Собранието со надлежност од член 68 став 1 алинеја 16 од Уставот според која Собранието вршело политичка контрола и надзор на Владата и над другите носители на јавни функции што се одговорни пред Собранието, а можел да оценува уставност и законитост на акти на Владата. Единствено на потврдување од Собранието подлежела Одлуката за утврдување на вонредната состојба, а не и уредбите со законска сила бидејќи истите биле со важност додека траела вонредната состојба. Доколку Владата имала намера мерките за санирање на вонредната состојба да продолжеле и по завршувањето на вонредната состојба, тоа требало да го направи со предлог закони за изменување и дополнување на соодветните закони што подлежат на собраниска процедура за нивно донесување или недонесување.
Подносителот смета дека Владата без закон за вонредна состојба и без одлука на Собранието во согласност со член 126 став 3 од Уставот немала овластување да донесува уредби со законска сила, со важност за времетраењето на вонредната состојба.
6. Судот на седницата утврди дека оспорената уредба со законска сила, е со следната содржина:
УРЕДБА СО ЗАКОНСКА СИЛА ЗА ИСПЛАТА НА ПАРИЧЕН НАДОМЕСТ ЗА ЛИЦА АНГАЖИРАНИ СО ДОГОВОР ЗА ДЕЛО ВО ОРГАНИТЕ НА ДРЖАВНАТА ВЛАСТ, РЕГУЛАТОРНИТЕ ТЕЛА, АГЕНЦИИТЕ, ДРЖАВНИТЕ КОМИСИИ, ПРАВНИТЕ ЛИЦА ВО ЦЕЛОСНА СОПСТВЕНОСТ НА ДРЖАВАТА, ЕДИНИЦИТЕ НА ЛОКАЛНАТА САМОУПРАВА И ГРАДОТ СКОПЈЕ И ПРАВНИТЕ ЛИЦА ОСНОВАНИ ОД ЕДИНИЦИТЕ НА ЛОКАЛНАТА САМОУПРАВА И ГРАДОТ СКОПЈЕ ЗА ВРЕМЕ НА ВОНРЕДНА СОСТОЈБА
Член 1
Со оваа уредба со законска сила се уредува висината и начинот на исплата на паричниот надомест по основ на склучен договор за дело на лица ангажирани во органите на државната власт, регулаторните тела, агенции, државни комисии, правните лица во целосна сопственост на државата, единиците на локалната самоуправа и градот Скопје и правните лица основани од единиците на локалната самоуправа и градот Скопје.
Член 2
На лицата од членот 1 од оваа уредба со законска сила, им се исплаќа целосен паричен надомест, за време на траењето на вонредната состојба, како и по престанокот на траењето на вонредната состојба до 31 декември 2020 година, доколку лицето со денот на влегувањето во сила на оваа уредба со законска сила не е евидентирано како пријавено вработено лице во Агенцијата за вработување на Република Северна Македонија. Доколку лицето од член 1 од оваа уредба со законска сила, со денот на влегувањето во сила на оваа уредба со законска сила е евидентирано како пријавено вработено лице во Агенцијата за вработување на Република Северна Македонија, му се исплаќа 50% од паричниот надомест кој е определен во договорот за дело, но најмногу во висина од 30.000 денари.
Член 3
Оваа уредба со законска сила не се однесува на лицата кои склучиле договор за дело со органите на државната власт, регулаторни тела, агенции, државни комисии, правните лица во целосна државна сопственост, единица на локалната самоуправа и Градот Скопје и правни лица основани од единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје, за реализација на проекти финансирани или кофинансирани со заеми и средства од странски кредитори, меѓународни донатори и финансиери.
Член 4
Оваа уредба со законска сила влегува во сила со денот на објавувањето во «Службен весник на Република Северна Македонија».
Бр. 44-2875/1 Претседател на Владата
14 април 2020 година на Република Северна Македонија,
Скопје Оливер Спасовски, с.р
7. Според член 8 став 1 алинеи 3, 4 и 11 од Уставот на Република Северна Македонија владеењето на правото, поделбата на државната власт на законодавна, извршна и судска и почитувањето на општо прифатените норми на меѓународното право се темелни вредности на уставниот поредок на Република Северна Македонија.
Со членот 9 од Уставот е определено дека граѓаните на Република Северна Македонија се еднакви во слободите и правата независно од полот, расата, бојата на кожата, националното и социјалното потекло, политичкото и верското уверување, имотната и општествената положба. Граѓаните пред Уставот и законите се еднакви.
Согласно член 51 од Уставот во Република Северна Македонија законите мораат да бидат во согласност со Уставот, а сите други прописи со Уставот и со закон (став 1). Секој е должен да ги почитува Уставот и законите (став 2).
Според членот 54 од Уставот, слободите и правата на човекот и граѓанинот можат да се ограничат само во случаи утврдени со Уставот (став 1). Слободите и правата на човекот и граѓанинот можат да бидат ограничени за време на воена или вонредна состојба според одредбите на Уставот (став 2). Ограничувањето на слободите и правата не може да биде дискриминаторско по основ на пол, раса, боја на кожа, јазик, вера, национално или социјално потекло, имотна или општествена положба (став 3). Ограничувањето на слободите и правата не може да се однесува на правото на живот, забраната за мачење, на нечовечко и понижувачко постапување и казнување, на правната одреденост на казнивите дела и казните, како и на слободата на уверувањето, совеста, мислата, јавното изразување на мислата и вероисповеста (став 4)
Членот 125 од Уставот пропишува дека постоењето на вонредна состојба на територијата на Република Македонија или нејзин дел го утврдува Собранието по предлог на претседателот на Републиката, Владата или најмалку 30 пратеници (став 2). Одлуката со која се утврдува постоењето на вонредна состојба се донесува со двотретинско мнозинство гласови од вкупниот број пратеници и има важност најмногу 30 дена (став 3).
Согласно член 126 став 2 од Уставот, овластувањето на Владата да донесува уредби со законска сила трае до завршувањето на воената или вонредната состојба, за што одлучува Собранието.
Во Република Северна Македонија, согласно член 125 став 1 од Уставот на Република Северна Македонија, поради неможноста на Собранието како надлежен орган за прогласување на вонредна состојба да се состане, од страна на претседателот на Република Северна Македонија, донесени се четири последователни одлуки за утврдување на постоење на вонредна состојба заради заштита и спречување со последиците од коронавирусот COVID 19, првата на ден 18.03.2020 година, за период од 30 дена, втората на ден 16.04.2020 година, за период од 30 дена, третата на ден 16.05.2020 година, за период од 14 дена и четвртата на ден 30.05.2020 година во траење од 14 дена, а во моментот кога Собранието ќе биде во можност да се состане ќе му бидат поднесени на потврдување согласно член 125 став 4 од Уставот.
Владата на Република Северна Македонија, повикувајќи се на членот 126 став 1 од Уставот, донесува Уредба со законска сила за примена на Законот за даночна постапка за време на вонредна состојба («Службен весник на Република Северна Македонија” број 79/2020).
Оттука, со уредба со законска сила, при постоење на вонредна состојба, Владата може поинаку да регулира одредени прашања коишто се уредени со важечки закони, може да одредува нови рокови, може да ги менува постојните и да носи нови решенија. Но ваквите овластувања не се неограничени. Имено, Уставот има две уставни ограничувања на овластувањето на Владата да носи уредби со законска сила. Првото е, уредбите да уредуваат неопходни мерки коишто се во функционална врска со директно или индиректно соочување и надминување на причините и последиците од вонредната состојба, со водење сметка мерките да имаат легитимна цел, општествена оправданост, да бидат разумни и пропорционални во светло на што побрзо враќање во редовна состојба (со што во суштина ќе бидат задоволени членовите 125 и 126 од Уставот). Второто ограничување е уредено во членот 54 од Уставот, чие задоволување бара ограничувањето на слободите и правата во вонредна состојба да не може да биде дискриминаторско по основ на пол, раса, боја на кожа, јазик, вера, национално или социјално потекло, имотна или општествена положба. Во вонредна состојба не може да се ограничат правото на живот, забраната на мачење, нечовечко и понижувачко постапување и казнување, правната одреденост на казнивите дела и казните, како и на слободата на уверувањето, совеста, мислата и вероисповеста.
Со предметната уредба со законска сила, Владата ги уредила висината и начинот на исплата на паричниот надомест по основ на склучен договор за дело на лица ангажирани во органите на државната власт, регулаторните тела, агенции, државни комисии, правните лица во целосна сопственост на државата, единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје и правните лица основани од единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје, при што за лицето со денот на влегувањето во сила на оваа уредба со законска сила кое не е евидентирано како пријавено вработено лице во Агенцијата за вработување на Република Северна Македонија му се исплаќа целосен паричен надомест, а доколку лицата наведени со оваа уредба со законска сила, со денот на влегувањето во сила на оваа уредба со законска сила е евидентирано како пријавено вработено лице во Агенцијата за вработување на Република Северна Македонија, му се исплаќа 50% од паричниот надомест кој е определен во договорот за дело, но најмногу во висина од 30.000 денари, за време на траењето на вонредната состојба, како и по престанокот на траењето на вонредната состојба до 31 декември 2020 година.
Притоа, Владата предвидела дека ова ограничување нема да се однесува на лицата кои склучиле договор за дело со органите на државната власт, регулаторни тела, агенции, државни комисии, правните лица во целосна државна сопственост, единици на локалната самоуправа и Градот Скопје и правни лица основани од единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје, за реализација на проекти финансирани или кофинансирани со заеми и средства од странски кредитори, меѓународни донатори и финансиери.
Согласно член 642 од Закон за облигационите односи («Службен весник на Република Македонија» бр.18/2001, 4/2002, 59/2002, 5/2003, 84/2008, 81/2009, 161/2009 и 123/2013) надоместот се определува со договор, ако не е определено со задолжителна тарифа или со некој друг задолжителен акт (став 1). Ако надоместот не е определен, ќе го утврди судот според вредноста на работата, според нормално потребното време за таква работа, како и според вообичаениот надомест за тој вид работа (став 2). Нарачувачот не е должен да го исплати надоместот пред да ја прегледа извршената работа и да ја одобри, освен ако поинаку е договорено (став 3). Истото важи ако е договорено извршување и предавање на работата на делови (став 4).
Промени во договорните услови за надомест не може да се бараат освен во определени случаи доколку се исполнети услови за раскинување на договорот или измени на договорот поради променети околности. Исто така до промена на надоместокот може да дојде и при евентуално јавување на потреба од извршување на нови работи, кои не биле земени во предвид при склучувањето на договорот.
Покрај законското уредување на ова право, истото може да биде предмет на уредување и со договор склучен помеѓу органите на државната власт, регулаторните тела, агенции, државни комисии, правните лица во целосна сопственост на државата, единиците на локалната самоуправа и градот Скопје и правните лица основани од единиците на локалната самоуправа и градот Скопје и лицето ангажирано со договор за дело од друга страна со кои се утврдува висината и начинот на исплата на паричниот надомест.
8. Имено, со ваквото решение содржано во оспорената уредба, државата интервенира во договорни односи во кои едната страна извршува одредена работа за другата, а другата се обврзала да и исплати надоместок за таквата извршена работа, односно материјата што се уредува е исклучиво помеѓу страните на склучениот договорот согласно Законот за облигациони односи.
Ваквата мерка предвидена со уредбата со законска сила, доколку се гледа од аспект на економските последици и буџетските тешкотии предизвикани од пандемијата на коронавирусот Covid-19, неспорно дека има легитимна цел, меѓутоа се доведува во прашање нејзината пропорционалност. Ова од причина што принципот на владеењето на правото при носење на уредби со законска сила подразбира задолжително почитување на начелото на пропорционалност. Ова основно начело во суштина претпоставува пропишување и преземање на мерки за заштита на јавниот интерес само во мера која е сразмерна на заштитата на човековите права и слободи или со други зборови, ограничувањето на одредени права и слободи може да се изврши само доколку е неопходно за заштита на јавниот интерес и тоа ограничување не смее да биде прекумерно односно несразмерно на интересот којшто се заштитува.
Дополнително на ова, треба да се има во предвид и фактот дека дел од лицата коишто се опфатени со оспорената уредба извршуваат определена работа и во предвидениот период во кој им се ограничува правото на исплата на паричен надоместок односно не само додека трае вонредната состојба, туку заклучно со 31 декември 2020 година што е прекумерно и непропорционално на целта којашто треба да се постигне. Имено, ваквото нормирање на одредбите од уредбата со законска сила, истата ја прави спротивна на член 126 став 2 од Уставот според кој овластувањето на Владата да донесува уредби со законска сила трае до завршувањето на вонредната состојба, за што одлучува Собранието.
Оттука, со одредбата во членот 2 на оспорената уредба со законска сила, се ограничуваат правата на ангажираните лица со договор на дело во органите на државната власт, регулаторните тела, агенциите, државните комисии, правните лица во целосна сопственост на државата, единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје и правните лица основани од единиците на локалната самоуправа и Градот Скопје, кои со денот на влегувањето во сила на оваа уредба со законска сила се евидентирани како пријавени вработени лица во Агенцијата за вработување на Република Северна Македонија, а кои се однесуваат на ограничување на исплатата на паричниот надомест, наспрема ангажираните лица со договор на дело кои со денот на влегувањето во сила на оваа уредба со законска сила се евидентирани како пријавени вработени лица во Агенцијата за вработување на Република Северна Македонија, со што истата нема правен легитимитет, затоа што не наоѓа правна основа во Уставот, бидејќи одредбата е нејасна, недоволно дефинирана и определива така што во отсуство на прецизни и јасни критериуми го доведува во прашање начелото на владеење на правото од член 8 став 1 алинеја 3 од Уставот, како и правната сигурност на граѓаните во однос на остварувањето на нивните слободи и права, загарантирани со Уставот.
Исто така, ако се имаат предвид причините и целта којашто сакала да се постигне со прогласувањето на вонредната состојба, а тоа е да спречи ширењето на коронавирусот и заштити населението од последиците по здравјето од тоа ширење, неспорно може да се заклучи дека овластувањата на Владата да донесува уредби со законска сила, треба да бидат во контекст на остварување на таа цел, односно во функција на преземање на мерки со кои ќе се пресретне брзото ширење на заразата и мерки во функција на навремено дејствување заради справување и заштита на населението од последиците од ширењето на коронавирусот.
9. Врз основа на изнесеното, Судот одлучи како во точките 1 и 2 од ова решение.
10. Ова решение Судот го донесе во состав од претседателот на Судот, Сали Мурати и судиите: Насер Ајдари, Елена Гошева, Никола Ивановски, Јован Јосифовски, д-р Осман Кадриу, д-р Дарко Костадиновски, Владимир Стојаноски и Вангелина Маркудова.
У.бр.154/2020
12 јуни 2020 година
Скопје
ПРЕТСЕДАТЕЛ
на Уставниот суд на Република Северна Македонија
Сали Мурати
Принят Государственной Думой 13 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года
Статья 1
«32-2. Голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избираемого в соответствии с пунктами 32 и 32-1 настоящей статьи, может быть отложено законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если на территории данного субъекта Российской Федерации либо на территориях двух и более муниципальных образований в этом субъекте Российской Федерации введен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации при наличии угрозы жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории данного субъекта Российской Федерации, а также если принято решение об отложении голосования на выборах, референдумах в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 101 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».».
Статья 2
1) статью 2 дополнить подпунктом 621 следующего содержания:
621) дистанционное электронное голосование -голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения;»;
2) в пункте 51 статьи 10 слова «шесть месяцев» заменить словами «один год»;
3) подпункт 3 пункта 2 статьи 101 изложить в следующей редакции:
«3) на территории Российской Федерации либо не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации в отношении федеральных выборов (за исключением дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), на территории Российской Федерации либо на территориях двух и более субъектов Российской Федерации в отношении иных выборов (в том числе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов -самостоятельно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;
4) в статье 37:
а) дополнить пунктом 81 следующего содержания:
«81. На основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.»;
в) пункт 14 признать утратившим силу;
г) пункт 16 после слова «сброшюрованном» дополнить словами «(не более 100 листов в одной папке)»;
д) дополнить пунктами 161 -169 следующего содержания:
«161. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации сбор подписей избирателей может осуществляться с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». При этом законом субъекта Российской Федерации должно быть установлено количество подписей избирателей, которое может быть собрано с использованием указанной системы и которое не может превышать половину количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов.
162. Установленное настоящей статьей регулирование порядка сбора подписей избирателей применяется в отношении сбора подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 163 — 169 настоящей статьи.
163. Избиратель может поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов путем проставления подписи в подписном листе либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
164. При проставлении подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» должно быть обеспечено информирование избирателей о кандидатах, списках кандидатов в объеме сведений, предусмотренных формами подписных листов, установленными настоящим Федеральным законом для соответствующих выборов.
165. Кандидату, избирательному объединению, осуществляющим сбор подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», должно быть обеспечено предоставление оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений об избирателях, поддержавших выдвижение соответствующего кандидата, списка кандидатов, в порядке и объеме, которые установлены в соответствии с пунктом 169 настоящей статьи.
166. Сбор подписей избирателей кандидатами, избирательными объединениями с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» может начинаться после дня, следующего за днем представления кандидатом документов для уведомления о своем выдвижении в избирательную комиссию, заверения списка кандидатов избирательной комиссией.
167. Кандидат, избирательное объединение вправе исключить подписи избирателей, поддержавших выдвижение соответственно кандидата, избирательного объединения, из подписей, собранных с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и представляемых ими в избирательную комиссию для регистрации кандидата, списка кандидатов.
168. В протоколе об итогах сбора подписей, составляемом кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи, указывается количество подписей избирателей, собранных кандидатом, избирательным объединением с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и представляемых в избирательную комиссию.
169. Порядок проставления подписей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», представления указанных подписей в избирательную комиссию, а также проверки подписей, представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов в избирательную комиссию, сведения, предоставляемые кандидатам, избирательным объединениям о поддержавших их избирателях, и порядок предоставления этих сведений устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».»;
5) в статье 38:
а) в пункте 64:
в подпункте «и» слово «закона;» заменить словами «закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 81 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными;»;
подпункт «л» после слов «в этот подписной лист,» дополнить словами «а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно,»;
б) в пункте 24:
в подпункте «г» цифры «10» заменить цифрой «5»;
в подпункте «г1» цифры «10» заменить цифрой «5»;
в) в пункте 25:
в подпункте «в» цифры «10» заменить цифрой «5»;
в подпункте «в1» цифры «10» заменить цифрой «5»;
6) пункт 14 статьи 64 изложить в следующей редакции:
«14. При проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.»;
7) в статье 65:
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;
б) дополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.»;
8) в статье 66:
а) в пункте 1 слова «самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования» заменить словами «прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования)»;
б) пункт 2 после слов «Федерального закона» дополнить словами «и пунктом 18 настоящей статьи»;
в) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.»;
9) в приложении 41:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
10) в приложении 5:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
11) в приложении 6:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
12) в приложении 71:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
13) в приложении 8:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
14) приложение 9 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей участников референдума.»;
15) в приложении 10:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.».
Статья 3
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 8, ст. 740; 2016, N 11, ст. 1493; 2018, N 24, ст. 3417; N 51, ст. 7861) следующие изменения:
1) в статье 45:
а) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. На основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования субъекта Российской Федерации, наименования и номера одномандатного избирательного округа.»;
в) часть 14 признать утратившей силу;
г) часть 16 после слова «сброшюрованном» дополнить словами «(не более 100 листов в одной папке)»;
2) в части 17 статьи 48:
а) в пункте 9 слово «закона;» заменить словами «закона. Неточное указание в подписном листе наименования субъекта Российской Федерации, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с частью 11 статьи 45 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными;»;
б) пункт 11 после слов «в этот подписной лист,» дополнить словами «а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно,»;
3) в части 15 статьи 49:
а) в пункте 9 слово «закона;» заменить словами «закона. Неточное указание в подписном листе наименования и номера одномандатного избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с частью 11 статьи 45 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными;»;
б) пункт 11 после слов «в этот подписной лист,» дополнить словами «а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно,»;
4) в пункте 13 части 3 статьи 50 цифры «10» заменить цифрой «5»;
5) в пункте 6 части 7 статьи 51 цифры «10» заменить цифрой «5»;
6) статью 81 дополнить частью 17 следующего содержания:
«17. В случаях и порядке, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.»;
7) в статье 82:
а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;
б) дополнить частью 13 следующего содержания:
«13. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав досрочное голосование избирателей может проводиться в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.»;
8) в статье 83:
а) в части 1 слова «(по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования» заменить словами «прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования)»;
б) часть 2 после слов «Федерального закона» дополнить словами «и частью 18 настоящей статьи»;
в) дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав голосование избирателей вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.»;
9) в приложении 2:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
10) в приложении 3:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.»;
11) в приложении 4:
а) таблицу дополнить строками 4 и 5;
б) примечание дополнить предложением следующего содержания: «Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.».
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения статей 2, 37, 38, 64, 65, 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), приложений 41, 5, 6, 71, 8, 10 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Положение приложения 9 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением референдумов, инициатива проведения которых выдвинута после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Положения статей 45, 48, 49, 50, 51, 81 — 83 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), приложений 2, 3 и 4 к Федеральному закону от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации
В. Путин