I_
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО:
состояние и пути совершенствования
И.В. ГОНЧАРОВ,
заместитель начальника, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
I.V. GONCHAROV,
deputy head, doctor of law sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351.74
Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации
Legal liability of employees enforcement bodies in the Russian Federation
В статье рассматривается юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел МВД России.
Органы внутренних дел МВД России, сотрудники, юридическая ответственность, правовой статус, материальная ответственность, должностные преступления.
The article examines the legal liability of officers of Internal Affairs of Russia.
Bodies of Internal Affairs of Russia, employees, legal liability, legal status, liability, malfeasance.
Охраняя права и свободы человека и гражданина, государство предпринимает меры по нормативному закреплению прав и свобод, созданию механизма гарантий их реализации, предупреждению посягательств на права и свободы:. В рамках действия механизма защиты осуществляются мероприятия по пресечению правонарушений, привлечению правонарушителей к ответственности, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба. Все это в полной мере относится и к сотрудникам органов внутренних дел, посягнувшим на права и свободы личности. Более того, органы внутренних дел являются особой социальной организацией, деятельность сотрудников осуществляется в условиях почти постоянного контакта с правонарушениями, поэтому действующее законодательство
устанавливает для них условия особой юридической и моральной ответственности.
Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, виды и меры юридической ответственности, которые законодательство распространяет и на сотрудников органов внутренних дел, определяются видами совершенных правонарушений и степенью их общественной опасности. Таким образом, за неправомерные деяния (действия или бездействие) сотрудники органов внутренних дел несут гражданско-правовую, материальную, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассматривая вопросы юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел
в Российской Федерации, необходимо отличать противоправные деяния, совершенные сотрудниками в прямой связи с реализацией должностных полномочий и в отсутствие такой связи, в качестве «рядового» гражданина. Законодатель разграничивает вид и меры ответственности, в том числе и по этому основанию, и исходя из их учета конструирует специальные составы правонарушений и субъектный состав юридической ответственности.
В законодательстве учитывается и правовой статус лиц, осуществляющих служебную и трудовую деятельность в органах внутренних дел. Речь в данном случае идет о сотрудниках органов внутренних дел и работниках органов внутренних дел, об «аттестованном» и «неаттестован-ном» составе. Сотрудники — это должностные лица органов внутренних дел, следственных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России), которыми являются граждане Российской Федерации, принятые на соответствующие должности, имеющие специальные звания . Под работниками (другими работниками) органов внутренних дел понимаются лица, не относящиеся к должностным, например, работники образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, работники бухгалтерий, программисты, водители и др.
Такой подход позволяет говорить о наличии юридической ответственности самих (в целом) органов внутренних дел и ответственности сотрудников органов внутренних дел.
В качестве примера можно привести анализ норм налогового законодательства, которые устанавливают возможность применения мер гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия сотрудников. Статья 37 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что «органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщиком вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей» . В комментарии к статье дается указание на специфику, установленную гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления,
подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования . Исходя из статуса органов внутренних дел как системы федеральных органов исполнительной власти, вред во всех случаях возмещается за счет казны России.
Если же сотрудник органов внутренних дел совершает гражданско-правовой деликт или иное нарушение прав в области, урегулированной гражданским законодательством, вне связи с реализацией своих должностных полномочий, то меры гражданско-правовой ответственности налагаются на него в общем порядке как гражданина, рядового участника гражданско-правовых отношений.
Самостоятельным видом юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации является материальная ответственность, которая связана с хозяйственной деятельностью, материально-техническим снабжением и финансовым обеспечением органов внутренних дел. Материальная ответственность, несмотря на определенную сходность с имущественной ответственностью, установленной гражданским законодательством, отличается сферой совершаемых нарушений и мерами ответственности.
По общему правилу материальная ответственность возникает в сфере трудовых отношений и наступает за ущерб, причиненный имуществу работодателя его работниками при исполнении ими трудовых обязанностей. Согласно действующему законодательству на часть отношений, возникающих при прохождении службы в органах внутренних дел, распространяются нормы трудового законодательства. Область материальной ответственности как раз и является такой частью отношений. Кроме того, общие правила трудового законодательства распространяются на сотрудников органов внутренних дел и в силу специальных актов. Например, ч. 4 ст. 33 Федерального закона «О полиции» прямо устанавливает, что «за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации» .
Таким образом, вопросы материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел должны рассматриваться во взаимосвязи с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 21, ст. 238—250) и иных специальных нормативных правовых актов.
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Нормами трудового законодательства установлена обязанность возместить прямой действительный ущерб (реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества), а также необходимость произвести затраты на приобретение (восстановление) имущества.
Согласно ст.ст. 242, 245 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел может быть полной или ограниченной . Ограниченная материальная ответственность возмещается в размере прямого ущерба, но не более среднего месячного заработка причини-теля ущерба.
В полном размере ущерб возмещается в следующих случаях:
— когда на сотрудника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
— при недостаче ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
— при умышленном причинении ущерба;
— когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— когда ущерб наступил в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;
— при разглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— когда ущерб причинен не при исполнении сотрудником трудовых (служебных) обязанностей.
Материальная ответственность (в отличие от имущественной по гражданскому законодательству) возмещается удержанием из оклада денежного содержания сотрудника либо обращением в суд. При этом за причиненный ущерб сотрудник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено нормами специальных актов.
Возмещение ущерба при материальной ответственности является факультативной мерой и производится независимо от привлечения сотрудника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за деяния, которыми причинен данный ущерб.
Причинение вреда имуществу работодателя при наличии условий крайней необходимости, когда для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, ис-
ключает материальную ответственность сотрудника. Таким же исключением являются и состояние необходимой обороны. Рассматриваемая ответственность не наступает и в случае невыполнения работодателем своей обязанности обеспечить надлежащие условия для хранения имущества, вверенного сотруднику.
В отдельных случаях, установленных законодательством, к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в случаях совершения административного правонарушения, которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законы субъектов России об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность, возможно применение мер административной ответственности .
Административное законодательство выделяет особенности ответственности специальных субъектов, которая наступает за совершение ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащей реализацей своих должностных полномочий. Сотрудники органов внутренних дел также отнесены к специальным субъектам административного правонарушения. Подобный административно-правовой статус сотрудников выражается в первую очередь в том, что за административные проступки они несут дисциплинарную ответственность по нормам специальных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения службы.
Часть 1 ст. 2.5. КоАП РФ предусматривает дисциплинарную ответственность за административные правонарушения за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России, регламентирующими прохождение военной службы (службы).
За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 указанной статьи КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел несут административную ответственность на общих основаниях .
Существенной особенностью административной ответственности сотрудников органов внутренних дел является то, что к ним не мо-
жет быть применен административный арест. Уполномоченные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками, передают материалы о правонарушении соответствующим органам управления для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Как показывает анализ проблематики юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел, одной из наиболее распространенных является дисциплинарная ответственность, которая наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков, а осуществляется через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.
В этой области основополагающими являются общие нормы ч. 2 и 3 ст. 15 и взаимосвязанные отсылочные нормы ст. 47, 49—51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации .
Анализ норм, регулирующих вопросы в области дисциплинарной ответственности, и дисциплинарная практика позволяют различить три основных вида дисциплинарной ответственности: ответственность за нарушения правил внутреннего распорядка, ответственность за нарушения порядка подчиненности и ответственность, наступающую в соответствии с Дисциплинарным уставом.
Нормы приведенных основных актов содержат общие положения о служебной дисциплине, определяют понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины, устанавливают виды дисциплинарных взысканий, порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий.
Юридически установлено, что нарушением служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства России, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения или в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непо-
средственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав. К иным следует относить случаи, связанные с несоблюдением сотрудником требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, и др.
К дисциплинарным взысканиям, предусмотренным ст. 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Применительно к курсантам и слушателям образовательных организаций высшего образования МВД России в соответствии с данным законом могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как назначение вне очереди в наряд, лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации, отчисление из образовательной организации.
Примечательно, что факультативным взысканием применительно к таким, как предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность, увольнение со службы, которое следует отнести к моральной ответственности, нормами рассматриваемых актов предусматривается исключение из книги почета или с доски почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел фамилии того сотрудника, на которого наложено подобное дисциплинарное взыскание.
Характерно, что прямое закрепление нормами правовых актов моральной составляющей позволяет говорить не только о ее необходимости при оценке правонарушения, совершенного сотрудниками органов внутренних дел, но и о легализации практически самостоятельного вида ответственности — ответственности моральной. Речь идет об институте личного поручительства. В соответствии с нормами п. 16 Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации поручитель «несет моральную ответственность перед служебным коллективом, в котором проходит службу рекомендованное им лицо, за соблюдение указанным лицом соответствующих ограничений и запретов, а в случаях, установленных настоящим Порядком, дисциплинарную ответственность» .
Меры подобной моральной ответственности поручителя не определены, но такая ответственность предваряет возможность применения к поручителю дисциплинарной ответственности.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
К сожалению, тяжесть совершаемых сотрудниками органов внутренних дел правонарушений определила и наличие мер уголовной ответственности. Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две группы: должностные и общеуголовные. При этом общеуголовные преступления, совершенные сотрудниками, также можно разделить на связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные на службе, в отношении других сотрудников, с использованием формы) и не связанные с таковыми (вне службы, без использования полномочий сотрудника, формы, удостоверения).
К должностным преступлениям, которые непосредственно связаны с государственной службой и должностным положением сотрудников органов внутренних дел, относятся деяния, предусмотренные ст. 285—293 УК РФ: превышение, присвоение полномочий должностного лица, попустительство совершению преступлений отдельными лицами и преступной деятельности организованных преступных формирований, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность .
За неправомерный отказ в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации (если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан) установлена ответственность в соответствии со ст. 140 УК РФ.
При пытках, насилии, другом жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении ответственность наступает в зависимости от обстоятельств в соответствии со ст. 302 УК РФ.
Статья 286.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа. Это может быть выражено в форме прямого неповиновения: открытого отказа от исполнения приказа как в латентной форме фактического невыполнения, так и в форме эксцесса, когда при исполнении приказа произвольно изменяется его содержание.
Отдельно необходимо отметить проблему выполнения (невыполнения) незаконного приказа. Незаконность приказа или распоряжения — хорошо известная и достаточно проблемная тема при доказывании. Она в основном связана как с неправомочностью должностного лица отдавать такой приказ (распоряжение), так и с направленностью такого приказа (распоряжения). Например, «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме» нижестоящего по должности сотрудника (подчиненного) к совершению противоправных
действий. Проблема реализации этой разновидности уголовной ответственности связана со ст. 42 УК РФ, которая определяет, что уголовная ответственность лица может наступать только за исполнение заведомо незаконных приказов или распоряжений, т. е. когда исполнитель осознает, что ему приказано совершить незаконные действия . Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
Уголовная ответственность может наступать в случае невыполнения отдельных обязанностей сотрудником. Например, сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Основанием для привлечения к ответственности до недавнего времени были взаимосвязанные бланкетные нормы, в том числе нормы ст. 31. Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые определяют, что «Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб».
Среди законодательных запретов, за нарушение которых возможно наступление уголовной ответственности, можно, например, назвать запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Применительно к нарушению данного запрета возможно наказание как соучастника преступления в силу нормы ч. 4 ст. 33 УК РФ, так как одним из соучастников преступления является подстрекатель, которым «признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом».
Поскольку органы внутренних дел защищают права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине-
ниям, а также других обстоятельств, в случаях нарушения прав по перечисленным основаниям сотрудники могут быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной на основании ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и иных взаимосвязанных статей об ответственности за должностные преступления.
Рассматривая вопросы социальной и правовой природы нарушений прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних
дел в Российской Федерации, непосредственного нарушения прав человека в правоприменительной деятельности органов внутренних дел, юридической ответственности сотрудников, необходимо каждый раз напомнинать руководителям всех уровней, что служба в органах внутренних дел накладывает на сотрудников большую ответственность, и потому подбор, подготовка и расстановка профессиональных, грамотных, безупречных в моральном отношении кадров — одна из важнейших организационных задач.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации.
6. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 (в ред. от 27 сентября 2013 г.) // Парламентская газета. 2011. 24 нояб. — 1 дек.
7. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 2 июня 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября
2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Рос. газ. 2011. 7 дек.
9. О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.
10. Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство: приказ МВД России от 18 мая 2012 г. № 522.
Компания ГАРАНТ
Привлекаются ли к ответственности иные должностные лица организации, кроме генерального директора, при несчастном случае на производстве?
Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия «должностное лицо». Однако в ряде статей ТК РФ такой термин все же используется. Так, согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Понятие должностного лица подробнее раскрывается в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ), а также в Уголовном кодексе РФ (далее — УК РФ). Так, КоАП РФ относит должностных лиц к специальным субъектам административной ответственности, которые несут такую ответственность в случае невыполнения обязанностей, возложенных на них в силу занимаемой должности (ст. 2.4 КоАП РФ). В УК РФ должностные лица определяются в качестве специальных субъектов преступления по признакам, характеризующим правовое положение субъекта, которое определяется характером и содержанием осуществляемой им деятельности.
Статьей 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Данная норма не содержит каких-либо исключений для отдельных категорий работников в зависимости от занимаемой должности, следовательно, к перечисленным видам ответственности могут быть привлечены и иные работники организации, кроме генерального директора, виновные в нарушении трудового законодательства, в том числе главный инженер, начальник отдела охраны труда и т.д.
Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является основным направлением государственной политики в области охраны труда. Работодатель обязан обеспечить безопасность работника и соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Работник, в свою очередь, обязан соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК РФ).
Работодатель обязан расследовать каждый несчастный случай на производстве. Напомним, что несчастными случаями на производстве признаются несчастные случаи, произошедшие как при исполнении работниками трудовых обязанностей на территории работодателя, так и при осуществлении работниками иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах за пределами территории работодателя, например во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте работодателя (ст. 227 ТК РФ). Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен ст.ст. 227-231 ТК РФ.
Так, статья 228 ТК РФ устанавливает обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Нарушение ее требований может привести к привлечению работодателя и его должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.27 или ст. 5.34 КоАП РФ*(1), а в некоторых случаях — сотрудников данного работодателя и к уголовной ответственности, например, по ст. 125 УК РФ (если пострадавшему не организована первая помощь или при необходимости доставка его в медицинскую организацию), ст. 143 УК РФ (если не приняты неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц).
Соблюдение работодателем ст. 228 ТК РФ позволит ему избежать претензий, касающихся только нарушения именно этой статьи. Но это не избавит работодателя и его должностных лиц от ответственности за действия или бездействия, ставшие причиной несчастного случая или способствовавшие возникновению таких причин.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (часть первая ст. 217 ТК РФ). При этом под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (часть девятая ст. 209 ТК РФ).
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (часть вторая ст. 217 ТК РФ).
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда в организации их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (часть третья ст. 217 ТК РФ).
Таким образом, если в организации создана служба охраны труда либо введена должность специалиста по охране труда и причиной произошедшего на производстве несчастного случая стало необеспечение соблюдения требований охраны труда и (или) отсутствие должного контроля за выполнением этих требований со стороны работодателя в лице специалиста по охране труда, представителей службы охраны труда либо в лице иного уполномоченного работодателем работника, последние, на наш взгляд, могут быть привлечены к ответственности, в том числе административной и уголовной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).
Привлечение работников организации к дисциплинарной ответственности регулируются нормами трудового права.
К дисциплинарной ответственности лица привлекаются в случае, если правонарушение связано с невыполнением или ненадлежащим выполнением трудовых обязанностей, но не представляет общественной опасности (не является преступлением) и предполагает применение дисциплинарных санкций (ст. 192 ТК РФ).
Статьей 192 ТК РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен ст. 193 ТК РФ. Так, согласно ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Нормы Трудового кодекса РФ, касающиеся дисциплинарной ответственности, распространяются на любых работников, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших возложенные на них трудовые обязанности. Следовательно, при наличии соответствующих оснований к указанным в вопросе работникам также могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения, если такие лица будут признаны виновными в нарушении требований охраны труда и это явилось причиной наступления несчастного случая.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тарасова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
3 декабря 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) Отметим, что не все суды считают возможным привлечь работодателя к административной ответственности по ст. 5.34 КоАП РФ за нарушение требований ст. 228 ТК РФ в части сроков сообщения о несчастном случае (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 июля 2009 г. N А49-557/2009, ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2006 г. N А13-1226/2006-11).
Ответственность юридических и физических лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда и правил безопасности определены статьёй 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23-26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238, 263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8-13).
Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются ко всем видам ответственности в порядке, установленном перечисленными законодательными актами РФ и её субъектов.
Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.
В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ, действующего с 01.01.97 г. за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда лицом, на которого были возложены обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом до 400 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека — лишением свободы на срок до 4 лет.
Гарантия безопасности должна присутствовать при выполнении любых работ, не зависимо от сложности и объемов. Каждый работодатель обязан организовать наемным работникам безопасные условия труда, так и работники обязаны неукоснительно выполнять требования безопасности при проведении работ.
Виды инструктажей по охране труда
Вводный инструктаж Вводный инструктаж по охране труда проводится специалистом по охране труда, до начала работы со всеми принимаемыми на работу лицами.
Целью вводного инструктажа является ознакомление работника с местными условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка и основными вопросами по охране труда.
Регистрируется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.
Срок хранения журнала 25 лет.
Первичный инструктаж на рабочем месте
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителем производственного подразделения до начала работы (стажировки):
- со всеми вновь принятыми лицами
- переведёнными в установленном порядке из другого производственного подразделения
- командированными работниками
Нарушение правил безопасности, в особенности повлекшее ущерб или вред здоровью гражданам, либо вред окружающей среде, признается уголовным преступлением и регулируется статьей 216 УК РФ. За данное правонарушение предусмотрено довольно серьезное наказание, ситуация может усложняться выявленными отягощающими обстоятельствами. Чтобы обеспечить честное и беспристрастное расследование, необходима помощь квалифицированного правозащитника.
Компания MAXELENT предлагает услуги опытных адвокатов по нарушению правил безопасности. Мы готовы профессионально защищать интересы, как потерпевшей, так и обвиняемой стороны.
Почему за юридической помощью нужно обратиться именно к нашим юристам и адвокатам?
Для этого имеется минимум шесть причин:
- У нас работают юристы и адвокаты с высокой профессиональной репутацией и подтверждённым успешным опытом.
- Наши юристы — бывшие судьи — ведут дела с учётом их рассмотрения с обеих сторон судебного процесса — защиты и обвинения, что даёт очевидное преимущество, прогнозируемый результат и максимально повышает шансы на успех
- Мы работаем как в России, так и за рубежом и располагаем большими возможностями
- Возможен срочный выезд юриста.
- Фиксированная цена: стоимость услуг прописывается в договоре и не меняется в процессе сотрудничества.
- Конфиденциальность: информация, полученная от клиента, не разглашается третьим лицам
Чем поможет адвокат по 216 статье УК РФ?
Консультация в рамках действующего законодательства. Обращение к юристу, в особенности на ранней стадии (до происшествия, повлекшего нарушение правил безопасности) позволит избежать уголовного преследования. Например, когда работник неоднократно предупреждал работодателя, о серьезных нарушениях. Адвокат поможет составить грамотное заявление в соответствующие инстанции, чтобы предотвратить печальные последствия. Либо, в обратной ситуации, юрист поможет работодателю применить к работнику наказание, в соответствии с законодательством, а также подготовить документы к увольнению проблемного работника.
Если уголовного преследования избежать не удалось, адвокат возьмет на себя все заботы и решение проблем, касающихся защиты интересов и проведения независимого расследования. Правозащитник проконтролирует работу следственных органов в части соблюдения законодательства, обеспечит проведение повторных независимых экспертиз, при необходимости.
Самостоятельно отстоять свои интересы в суде на практике невозможно. Представление своих интересов лучше доверить грамотному адвокату по уголовным делам, который имеет четкое представление о конкретном судебном делопроизводстве.
Какие услуги окажут наши юристы и адвокаты?
- Консультации с изучением документов
- Юридический анализ перспектив дела
- Изучение судебных практик
- Формирование правовой позиции и стратегии защиты. Профессиональный юрист даст вам рекомендации, касающиеся наиболее верной стратегии действий. Консультация поможет вам выстроить линию поведения, которая приведёт к максимально благоприятному результату
- Сбор доказательств, в том числе — поиск новых свидетелей и документов. Мы самостоятельно исследуем обстоятельства дела, привлекаем экспертов, собираем доказательства в пользу клиента
- Составление жалоб, ходатайств, заявлений и прочих процессуальных документов
- Контроль соблюдения прав обвиняемого на каждом этапе расследования
- Защита на досудебном этапе
- Принятие мер, направленных на снятие обвинений, смягчение наказания, вынесение оправдательного приговора и т.д.
- Защита в суде, присутствие в судах всех инстанциях
Наши преимущества
Мы оказываем юридические услуги более 15 лет
Начиная с 2018 года оказываем услуги за рубежом
100% выигранных дел в прошедшем году
Опыт работы в Федеральных судебных структурах и государственных органах
Фиксированная цена
Срочный выезд
Срочная консультация
Абсолютная конфиденциальность
Статья 143. Нарушение требований охраны труда
- Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
- Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
— наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Комментарий к ст. 143 УК РФ
1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции). Рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, одним из направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия, заключающегося в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда и повлекшего общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированном составе с отягчающими обстоятельствами).
3. Учитывая, что диспозиция комментируемой статьи бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.
По делам данной категории необходимо ограничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ.
Следует иметь в виду, что предусмотренная законом ответственность за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.
4. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.
Если нарушение правил охраны труда не повлекло последствий, указанных в комментируемой статье, ответственность за нарушение должна наступать по ст. 5.27 КоАП РФ.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
6. Субъект преступления — специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В иных случаях лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).
Однако если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в комментируемой статье, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.
В отличие от комментируемой статьи ответственность по ст. ст. 216 и 217 УК РФ могут нести как лица, на которых возложена обязанность по выполнению правил и норм охраны труда, так и другие работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.
Нарушение правил охраны труда
Нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК). Конституция РФ в ч. 3 ст. 37 предоставляет гражданам Российской Федерации право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Установление уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда является одной из уголовно-правовых гарантий реализации этого права.
Объект преступления: основной — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе обеспечения безопасных условий труда и требований гигиены. В качестве дополнительного объекта выступают здоровье и жизнь личности. Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть работники предприятия, организации, где допущено нарушение правил охраны труда, а также иные лица, постоянная или временная деятельность которых связана с данным предприятием. Если в результате допущенного нарушения правил охраны труда потерпевшими оказались иные лица, то действия виновного в зависимости от служебного положения, характера и тяжести наступивших последствий надлежит квалифицировать как должностные преступления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях или как преступления против личности.
Объективная сторона складывается из трёх признаков:
- Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда
- Наступление в результате нарушения общественно опасных последствий в виде тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека
- Причинной связью между деянием и наступившими последствиями.
Диспозиция рассматриваемой нормы является бланкетной, т.е. отсылает к иным нормативным актам, регламентирующим правила техники безопасности и иные правила охраны труда, например, правила промышленной санитарии и гигиены. Эти правила установлены ТК РФ, Основами законодательства РФ об охране труда, правительственными нормативными актами и нормативными актами соответствующих министерств и ведомств.
В каждом случае нарушения охраны труда при решении вопроса об уголовной ответственности лица необходимо устанавливать, какое конкретное правило, предусмотренное каким нормативным актом, нарушено.
Рассматриваемое преступное деяние может быть совершено как путем активных действий, выразившихся в нарушении установленных правил охраны труда (например, привлечение беременных женщин или несовершеннолетних к работам, выполнение которых этим лицам запрещено), так и путем бездействия, т.е. несоблюдение соответствующих правил (например, непроведение инструктажа в случаях, когда это необходимо; неограждение движущихся частей производственного оборудования, неосуществление контроля за соблюдением работниками правил охраны труда и др.).
По конструкции состав преступления материальный, т.е. оно является оконченным при наступлении указанных в законе последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
При рассмотрении каждого дела о нарушении правил охраны труда особое внимание следует уделять тщательному и всестороннему исследованию причинной связи между этим нарушением и наступившими вредными последствиями. При исследовании причинной связи необходимо выяснять роль потерпевшего в происшествии. Если будет установлено, что несчастный случай произошел вследствие небрежности самого потерпевшего, состав рассматриваемого преступления отсутствует. Если несчастный случай произошел и в результате нарушения правил виновным, и в результате ненадлежащего поведения потерпевшего, ответственность по ст. 143 УК РФ не исключается, но при назначении наказания следует учитывать факт небрежности потерпевшего.
Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Если виновный путем нарушения правил охраны труда причиняет умышленно вред здоровью или смерть потерпевшему, его деяние надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за умышленное причинение вреда здоровью личности или за убийство.
Субъект преступления — специальный — лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности и иных правил охраны труда. Это могут быть инженеры по технике безопасности, руководители подразделений, главные специалисты, мастера и т.д. Если же нарушение указанных правил допущено работником, на которого соответствующие обязанности возложены не были, содеянное следует квалифицировать по статьям о преcтуплениях против жизни и здоровья личности.
Часть 2 ст. 143 УК устанавливает ответственность за рассматриваемое деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть человека (неосторожное лишение жизни хотя бы одного потерпевшего).
Нарушение правил охраны труда. Уголовная ответственность
Нарушения требований охраны труда, содержащие признаки преступления, за которые наступает уголовная ответственность, закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ).
Так, в соответствии со ст. 143 УК РФ, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда наказывается ответственное лицо, если это нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека по неосторожности.
Субъектами преступления в данном случае могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
Кроме того, УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219).
Субъектами данных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.
Таким образом, субъектом преступления является тот, на кого возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда.
Если же лица, специально назначенного ответственным за соблюдение правил охраны труда, нет, то им считается непосредственно руководитель предприятия.
Вместе с тем, обращаем ваше внимание на тот факт, что Верховный суд в постановлении от 23.04.1991 № 1 указал, что ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определённом участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
Таким образом, руководитель предприятия может быть привлечён к уголовной ответственности и при наличии в организации инженера по технике безопасности.
На практике при наступлении несчастного случая компетентные органы наряду с осмотром места происшествия производят проверку документов по охране труда.
Наличие требуемых законом документов по охране труда, а также выполнение обязанностей по ее обеспечению поможет избежать руководителю или иному ответственному лицу уголовного преследования.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
На промышленных предприятиях и в прочих организациях Российской Федерации действуют определенные нормы охраны труда, основной целью существования и применения которых является обеспечение безопасности условий труда сотрудников, осуществляющих свою деятельность в любой сфере. Ответственность за их выполнение лежит на начальниках организаций, филиалов и учреждений, а также специально уполномоченных лицах. Нарушение правил охраны труда в зависимости от обстоятельств и последствий предусматривает различные виды ответственности. Некоторые из нарушений могут выливаться в наказание даже в форме лишения свободы.
Виды ответственности и регулирующие акты
Ответственность за нарушение требований охраны труда отображается в следующих регулирующих актах и законах нашей страны:
- ТК РФ
- Кодекс о правонарушениях административного характера
- УК РФ
- ФЗ «О промышленной безопасности»
Нарушение техники безопасности предусматривает такие виды ответственностей как для лиц, занимающих определённые должности, так и для прочих сотрудников, допустивших такой факт намеренно или же по неосторожности:
- Дисциплинарная – заключается в объявлении выговора (возможно, с занесением в личное дело сотрудника). Правила привлечения регламентируются Трудовым кодексом и правилами внутреннего распорядка предприятия;
- Материальная – такой вид ответственности может накладываться на тех работников, которые в связи со своими действиями нанесли ущерб имуществу работодателя (поломанное оборудование, испорченная партия товара, возгорание и т.д.);
- Административная – к такой ответственности могут привлекаться как работники организации, так и различные должностные лица. Основным наказанием является обязательство выплатить определенную сумму штрафа;
- Самой тяжелой формой ответственности, которая предусматривается при особо значительных нарушениях, ставших причиной нанесения вреда состоянию здоровья одного человека или группы людей и, возможно, повлекшая смерть на производстве, считается уголовная ответственность.
Кто может привлекаться к ответственности, особенности совершенных действий
Статья 143 УК РФ четко определяет перечень лиц, которые могут привлекаться за несоблюдение норм охраны труда (намеренное или же по неосторожности):
- Руководители фирмы или предприятия;
- Заместители руководителей, если в итоге их действия (или бездействия) произошло нарушение требований, предусмотренных техникой безопасности;
- Начальники отдельных подразделений организации (отдела, цеха, обособленной единицы предприятия, филиала);
- Главный инженер, специалист по мерам безопасности в организации;
- Работник предприятия, который обязан обеспечивать соблюдение норм в соответствии со своими должностными обязанностями или же отдельному внутреннему распоряжению.
Уголовный кодекс указывает на следующие обстоятельства, которые должны присутствовать для возможности определения действия лиц в качестве состава преступления:
- Отсутствие действий по принятию мер для устранения факторов в организации, наличие которых противоречит правилам охраны труда
- Отданные распоряжения и указания, которые противоречат существующим нормам. К примеру, когда работнику дали указание изготовления детали на станке из материала, который не может на нем обрабатываться (естественно, если такое указание привело к травме или смерти на производстве)
- Причинение тяжкого вреда здоровью сотрудников организации или других лиц, по каким-либо причинам, находившимся в организации
- Смерть одного человека или группы лиц из-за нарушений норм безопасности
- Возможность доказать, что причинение вреда или смерть лица наступила в результате нарушений правил
Касаемо причины совершения действий, законодательством не предусматриваются различные виды ответственности в зависимости от того, совершено ли было нарушение по неосторожности либо по незнанию. Данный факт связан с тем, что ответственное лицо изначально ставит подпись под документом, автоматически определяющим его полную осведомленность в требованиях охраны труда и необходимых мерах по их обеспечению.
Виды наказаний за совершенные действия
В соответствии с текстом ст. 143 УК РФ, а также отдельными комментариями к ним, в зависимости от состава преступления, а также его последствий, к лицу могут применить такие виды наказаний:
Ч.1 ст. 143 УК РФ описываются меры наказания за совершение действий, повлекших за собой причинение тяжкого вреда здоровью. В частности, само понятие причинения тяжкого вреда может применяться в таких случаях:
- При причинении вреда, который опасен для жизни человека
- При последствиях после травмы в виде потери слуха, речи, зрения
- При вреде здоровью беременной (выкидыше или начале преждевременных родов)
- При способствовании развитию психического расстройства работника (по причине эмоционального или другого потрясения вследствие травмоопасной ситуации на производстве)
- При повреждении частей лица (непоправимых)
- При значительной потере трудоспособности лица (не менее, чем 30%)
- При потере профессиональных способностей по основной специальности или роду занятий работника
Результатом таких последствий действующим законодательством, а также примерами из судебной практики предусмотрены и применяются такие виды наказаний:
- Наложение штрафа, его предельный размер может достигать 400 тыс. рублей. Размер штрафа также может рассчитываться и пропорционально доходу лица и составлять до 18 месячного размера заработной платы
- Выполнение работ обязательного характера с максимальной продолжительностью 240 часов
- Обязанность выполнять исправительные работы (в течение 2 лет) или принудительные продолжительностью до 1 года
- Отбывание наказания в местах лишения свободы за действие, квалифицированное как преступление, на срок до года (возможно, с одновременным запретом занятия определенных должностей)
Ч.2. ст. 143 УК РФ отражает возможные наказания, которое будет нести лицо, если его действия, указания, халатность, которая идет вразрез с требованиями безопасности труда, приведет к смерти человека вследствие полученной травмы. Такая статья может рассматривать как случаи непосредственной смерти на производстве, так и при лечении последствии полученного повреждения:
- Необходимость труда на работах принудительного характера на протяжении до 4 лет
- Отбывание наказания в местах лишения свободы до 4 лет. Параллельно с такой мерой к определенному лицу может быть применено ограничение на выполнение работ и занятия определенных должностей в течение 3 лет
Часть 3 ст. 143 УК РФ содержит в себе определенную меру наказания, которая применяется в особо тяжелых случаях – когда по вине должностного или ответственного лица произошла смерть двух и более человек (к примеру, авария на шахте, взрыв в цеху, обрушение части здания вследствие непринятых мер и т.д.):
- Обязательство выполнения работ принудительного характера. Продолжительность такой меры наказания может достигать пяти лет
- Лишение ответственного лица свободы с пребыванием в исправительном учреждении до пяти лет. Также, одновременно с такой мерой часто применяют запрет на трудоустройство по конкретным должностям
Не медлите! Обратитесь в компанию MAXELENT за профессиональной юридической помощью прямо сейчас, если против вас выдвинуты обвинения или наоборот, вам необходима защита и помощь!
Для получения юридической консультации звоните нам по телефону +7 (495) 114-52-78 или отправьте свою заявку через контактную форму на сайте.
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 143
Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Рассматриваемое преступление препятствует реализации государственной политики в области охраны труда, одним из направлений которой является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает обеспечение охраны труда, условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В качестве дополнительного объекта преступления выступают жизнь и здоровье человека.
Объективная сторона преступления включает в себя:
1) деяние в форме действия или бездействия, заключающееся в нарушении правил техники безопасности или иных правил охраны труда;
2) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (в основном составе преступления) или смерти работника (в квалифицированном составе с отягчающими обстоятельствами);
3) причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.
Под техникой безопасности понимаются правила охраны труда, непосредственно обеспечивающие безопасные условия труда, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Под охраной труда следует понимать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).
Объективную сторону нарушения правил охраны труда образуют действие или бездействие субъектов, которые отступают от общих отраслевых или локальных норм, обеспечивающих безопасность труда работников. Это может быть, например, непроведение инструктажа о соблюдении правил техники безопасности; допуск к работе на неисправном оборудовании, нарушение технологического процесса, необеспечение специальными средствами защиты и др.
Учитывая, что диспозиция ст. 143 УК РФ бланкетная, для установления признаков состава преступления необходимо руководствоваться положениями нормативных актов, в которых указаны правила техники безопасности и другие правила охраны труда при выполнении конкретных работ.
По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 143 УК РФ, от преступлений, предусмотренных ст. 216 УК РФ, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 216 УК РФ.
Следует иметь в виду, что предусмотренная законом ответственность за нарушения правил техники безопасности или иных правил охраны труда для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.
Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.
В ряде случаев объективная сторона состава преступления образуется серией или системой действий нескольких различных субъектов. Так, например, при работе в шахте каждая из бригад последовательно не принимала мер к снижению уровня метана после смены. Критическая точка концентрации газа и взрыв последовали после действий членов последней бригады, которая погибла при взрыве. В этом и подобных случаях возникает вопрос о наличии состава преступления в действиях (бездействии) лиц, которые ранее не предпринимали необходимых мер, что создавало условия для совершения преступного деяния на заключительном этапе. С нашей точки зрения, в таких ситуациях лица, создававшие условия, уголовной ответственности не подлежат, поскольку отсутствует прямая и непосредственная причинная связь между их деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновный, нарушая правила техники безопасности или другие правила охраны труда, предвидит, что тем самым может причинить вред здоровью или смерть, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на предотвращение этих последствий (легкомыслие) либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, но должен был и мог предвидеть (небрежность).
В случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления.
Если же виновный путем нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности <1>.
<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» (в ред. от 21 декабря 1993 г.) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1994.
Субъект преступления специальный — это лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).
При этом субъектами названных преступлений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Если нарушение правил и норм охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в ст. 143 УК РФ, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.
Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов