Взаимодействие полиции с общественными организациями

Организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности по обеспечению общественного порядка имеет свои исторические корни. За многие годы совместной работы этот вид деятельности неоднократно доказывал свою эффективность и весьма положительно зарекомендовал себя.

На современном этапе развития органов внутренних дел возникла необходимость корректировки взаимоотношений полиции и общества, где в их основу легли бы партнерство, открытость и доверие. Необходимо принимать самое активное участие в развитии институтов гражданского общества, нацеленных на оказание содействия правоохранительным органам.

Министерством внутренних дел Российской Федерации определены задачи по повышению эффективности участия территориальных органов МВД России в решении задач профилактики преступлений и правонарушений, в основе которых лежит активизация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными формированиями.

При этом, основными направлениями деятельности общественных объединений являются участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых, культурных и спортивных мероприятий, а также содействие правоохранительным органам по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности.

Особое место в данной сфере совместной деятельности отводится работе с российским казачеством. Использование потенциала войсковых казачьих обществ, позволяет эффективно привлекать их членов к решению самого широкого спектра задач по охране правопорядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

В 2011 году общая численность общественных формирований, принимавших участие в обеспечении правопорядка, составила около 435 тысяч человек, из которых более 14 тысяч – представители студенческих отрядов.

С их участием в прошлом году было раскрыто 133 с лишним тысячи преступлений и выявлено почти 434 тысячи административных правонарушения.

Вот лишь несколько примеров. Дружинники Северного АО г. Москвы оказывали помощь сотрудникам Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых за незаконное хранение наркотических средств в особо крупных размерах был задержан гражданин Республики Грузия.

На Кировоградской улице дружинники Южного АО г. Москвы на месте преступления задержали вооруженного грабителя и передали его прибывшему наряду полиции. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 161 УК РФ — грабеж.

Участковым уполномоченным из Урюпинска Волгоградской области капитаном милиции С.В. Фетюхиным совместно с членами муниципальной казачьей дружины на хуторе Верхне-Безымяновском за кражу из магазина и вооруженное сопротивление представителям власти задержана группа преступников в количестве 3 человек. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст.158 УК РФ — кража.

За последние годы во многих субъектах Российской Федерации принято более пятисот различных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, определены права и обязанности граждан, участвующих в данной работе.

В настоящее время реализуются свыше 200 региональных и муниципальных программ, предусматривающих финансирование деятельности подобных общественных формирований, подразделениями полиции субъектов Российской Федерации с ними заключено свыше 1300 договоров и соглашений о совместной работе.

ГУОООП МВД России

Управлением МВД России по области совместно с органами исполнительной власти осуществляется деятельность по совершенствованию такого инструмента в обеспечении общественной безопасности, как участие гражданского общества в охране правопорядка. Вступивший в законную силу Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (02 июля 2014 года) является правовым фундаментом, формирующим предпосылки эффективного использования института добровольных народных дружин.

С целью приведения региональных правовых основ в соответствие с требованиями Федерального закона, УМВД России по Липецкой области в инициативном порядке на имя Главы администрации Липецкой области дважды направлялись предложения о рассмотрении аспектов организационного и методологического обеспечения деятельности объединений добровольных помощников полиции, их финансирования, планирования совместной работы.

Для урегулирования ряда аспектов участия граждан в охране общественного порядка в рамках регионального законодательства УМВД России по области разработан проект новой редакции Закона Липецкой области от 06.06.2007 № 63-ОЗ «О народных дружинах в Липецкой области», который был направлен в Управление административных органов Липецкой области для рассмотрения и согласования.

22 октября 2014 года в Управлении административных органов Липецкой области с участием руководителей заинтересованных ведомств проведена рабочая встреча по исключению правового вакуума и созданию областной правовой базы для самостоятельной защиты гражданами своих прав по средствам создания и функционирования добровольных народных дружин.

УМВД России по области разработаны предложения по созданию ресурсов, позволяющих гарантировать реализацию социальных прав населения, участвующего в обеспечении правопорядка, повышению качества взаимодействия населения региона с правоохранительными органами, популяризации добровольчества и повышению престижа участия граждан и их объединений в охране общественного порядка. В настоящее время проект закона и предложения находятся на согласовании в Правовом управлении администрации области.

В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел области по привлечению общественности к охране правопорядка на совещаниях при начальнике Управления МВД России по области (протокол от 13.02.2015 № 2) и заместителе начальника полиции (по охране общественного порядка) (протокол от 03.02.2015 № 8) рассмотрены вопросы участия общественности в охране правопорядка, в ходе которых дана оценка результативности реализованных мероприятий организационного и практического характера.

В то же время, Управлением МВД России по области осуществляется деятельность по исполнению решения Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений от 17.04.2014 № 1. Подготовлено и исполнено указание УМВД России по Липецкой области, в соответствии с которым проведена ревизия действующих в муниципальных образованиях региона общественных объединений правоохранительной направленности.

Проводится работа по исполнению требований приказов МВД России от 21 июля 2014 г. № 597 «Вопросы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и народных дружин» и № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности», в соответствии с которыми подготовлен и реализуется приказ УМВД России по области от 08 сентября 2014 года № 591 «О порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности».

В настоящее время на территории региона функционирует 228 добровольных народных дружин, численность которых составляет 1967 человек. С их участием, в текущем году раскрыто 91 преступление, выявлено 534 административных правонарушения.

На постоянной основе организовано привлечение представителей общественных формирований правоохранительной направленности к охране правопорядка. Так, по итогам двух месяцев текущего года на территории области проведено 828 мероприятий с массовым участием граждан, к обеспечению общественного порядка привлекался 331 представитель общественности.

Начальник ООООП УМВД России по Липецкой области А. Богословский

УДК 351.74

Джемелинский Виталий Аркадьевич

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАСТКОВЫХ ПУНКТОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы организации деятельности участковых пунктов полиции в связи с принятием Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Предлагается внести изменения в нормативный акт, регламентирующий деятельность участковых уполномоченных полиции. Автор на основе анализа исторического опыта выдвигает новые формы уча-стия граждан в обеспечении правопорядка с учетом произошедшего расширения полномочий в этой сфере общественных организаций и граждан.

Ключевые слова:

взаимодействие, охрана общественного порядка, принципы участия граждан в охране общественного порядка, участковый пункт полиции, участковый уполномоченный полиции.

Dzhemelinsky Vitaly Arkadyevich

2 апреля 2014 г. официально опубликован Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» . В данном законе содержится ряд новелл, анализ которых говорит о том, что подход законодателя к возможности участия граждан в охране своих прав, как индивидуально, так и в составе коллектива, претерпел существенные изменения. Так, вновь введены в правовое поле понятия «народная дружина» и «народный дружинник», «общественное объединение правоохранительной направленности», «участие граждан в охране общественного порядка».

Установлены принципы участия граждан в охране общественного порядка. К ним отнесены принципы: 1) добровольности; 2) законности; 3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; 5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; 6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

При взаимодействии служб и подразделений органов внутренних дел с общественностью граждан и коллективы можно привлекать к деятельности по предотвращению и ликвидации угроз человеку, обществу и государству, возникающих в связи с нарушениями урегулированного законодательством состояния общественных отношений.

Направлениями привлечения общественности по предотвращению и ликвидации таких угроз могут выступать: 1) защита прав и свобод человека и гражданина; 2) охрана общественного порядка; 3) безопасность дорожного движения; 4) общественный контроль за соблюдением законности органами обеспечения правопорядка; 5) общественный контроль за миграционными процессами; 6) благоустройство, содержание и эксплуатация жилых домов, близлежащих территорий; 7) правовая пропаганда и пропаганда безопасного и правомерного поведения; 8) формирование общественного сознания в духе неприятия антиобщественного, противоправного поведения; 9) профилактика наркомании и алкоголизма; 10) профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; 11) защита собственности; 12) охрана окружающей среды,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

недропользования и животного мира, экологическая безопасность; 13) защита от катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, ликвидация их последствий; 14) пожарная безопасность; 15) охрана памятников истории и культуры .

Согласно п. 7 Приказа МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» , участковый уполномоченный полиции при несении службы осуществляет взаимодействие с учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. Формы такого взаимодействия во многом зависят от того, в связи с чем и где возникает указанное взаимодействие. Эти же факторы напрямую влияют на качество взаимодействия, а следовательно, и на достижение успешных результатов деятельности участкового уполномоченного полиции.

По справедливому мнению А.В. Черепанова и А.Д. Магденко, участковые пункты полиции являются служебным помещением, обеспечивающим нормальную работу участковых уполномоченных . Значительное количество своих функций участковый уполномоченный выполняет в участковом пункте полиции, где он ведет прием граждан, рассматривает поступившие сообщения о происшествиях, вносит записи в служебную документацию, организует свою деятельность. Однако, по нашему мнению, участковый пункт полиции с учетом принятия Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» можно теперь рассматривать более широко.

С учетом законодательного закрепления участия граждан и их формирований в охране общественного порядка участковому пункту полиции необходимо возвращать статус места и общественной организации, координирующей работу органов охраны общественного порядка на конкретной территории.

Ранее, до принятия Конституции РФ, ряда законов, такой организацией был общественный пункт охраны правопорядка (ОПОП), совет которого принимал действенное участие в организации охраны общественного порядка и профилактике преступности и правонарушаемости .

Представляется, что и сейчас данная «хорошо забытая» форма координации профилактики и охраны общественного порядка способна оказать помощь действующим в этих отношениях субъектам.

Полагаем, менять название с участкового пункта полиции на общественный пункт охраны правопорядка уже не стоит, однако было бы правильным назвать его «участковый пункт охраны правопорядка». Такое название обеспечит необходимую форму координационной деятельности участкового уполномоченного полиции как в отношении других служб и подразделений, с которыми он взаимодействует, так и для существующих народных, молодежных дружин, представителей казачества и иных общественных объединений правоохранительной направленности, включенных в региональный реестр на основании ст. 7 Федерального закона.

В п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» прямо говорится о возможности привлечения граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка, к координационным мероприятиям, проводимым органами внутренних дел.

Из ч. 2 ст. 13 Федерального закона следует, что в целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы), порядок создания и деятельности которых определяется законами субъектов Российской Федерации.

Участковый пункт охраны правопорядка может быть местом для эффективного функционирования данного координирующего штаба. Единственная существующая организационная проблема нам видится в вопросе эксплуатации имущественного комплекса участкового пункта полиции, переданного в федеральную собственность после федерализации российской полиции от местных органов власти (муниципалитетов). Однако и здесь возможно компромиссное решение в рамках норм действующего законодательства (в частности, ст. 21 анализируемого Закона создает базу для совместного финансирования деятельности общественных организаций в области охраны правопорядка и профилактики преступности).

Какие же функции может выполнять участковый пункт охраны правопорядка? Логика работы координирующего органа в области предупреждения преступности и правонарушаемости позволяет предложить ряд форм совместной деятельности полиции и представителей общественных формирований:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) координацию деятельности граждан и организаций по противодействию преступности и правонарушаемости на территории, обслуживаемой участковыми уполномоченными полиции;

2) организацию общих собраний и координирующих совещаний, инструктажей субъектов охраны общественного порядка и предупреждения преступлений и правонарушений;

3) обобщение опыта охраны правопорядка и предупреждения преступности, подготовку информационных сообщений для граждан в области профилактики преступлений и правонарушений;

4) правовое просвещение, борьбу с правовым нигилизмом;

5) проведение совместных занятий в рамках служебной подготовки сотрудников полиции с участием представителей организаций, охраняющих общественный порядок;

6) совместное с представителями общественных формирований проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактических учетах органов внутренних дел.

7) совместную с представителями общественных формирований профилактическую работу с лицами, состоящими под административным надзором органов внутренних дел.

В заключение отметим, что чем быстрее общество будет двигаться вперед и развивать общественное самоуправление, тем шире и глубже эти тенденции будут проявляться в правоохранительной сфере, тем выше будет эффективность общественного воздействия на негативные явления и процессы, на конкретных лиц, допускающих правонарушения .

Можно с уверенностью утверждать, что практика предупредительной деятельности участковых пунктов охраны правопорядка возродит к жизни забытые формы совместной деятельности полиции и общества и предложит не менее эффективные новые формы взаимодействия.

Ссылки:

1. Об участии граждан в охране общественного порядка : федер. закон № 44-ФЗ // Российская газета. 2014. 4 апр. № 77.

2. Егорышев С.В. Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка // Российский следователь. 2008. № 11.

3. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1166 // Российская газета. 2013. 27 марта. № 6041.

4. Черепанов А.В., Магденко А.Д. Организация деятельности участкового уполномоченного милиции : учебник. Челябинск, 2006.

5. Положение об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР от 25 июня 1980 г. // Ведомости Верховного совета РСФСР. 1980. № 27.

6. Колпаков В.К. Взаимодействие участковых инспекторов милиции с формированиями общественности : учеб. пособие. Киев, 1990.

Актуальность темы диссертационного исследования. В современных условиях развития российского общества особое значение приобретают вопросы обеспечения защищенности и создания благоприятных условий функционирования бюджетообразующих отраслей экономики.

Обеспечение экономической безопасности на территории Дальневосточного федерального округа, продиктована не только его общегосударственной значимостью, но и ролью в развитии всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важнейшими составляющими экономики Дальнего Востока являются рыбная отрасль, лесное хозяйство, горнорудная, нефте- и газодобывающая промышленность с их внешнеэкономическим потенциалом. Федеральный округ располагает значительными запасами полезных ископаемых: цветных металлов, золота, платины и алмазов.

Масштабы криминальной экспансии в экономику федерального округа, связанной с посягательствами на сырьевые ресурсы, вторжением организованных преступных сообществ- в. деятельность производственно-хозяйственных структур, а также ослабление государственного контроля в этой сфере актуализировали проблему борьбы с экономической-преступностью. Так, ущерб, причиненный экономике Дальнего-Востока преступлениями, выявленными органами внутренних дел только в 2009 г., составил 79144 тыс. руб., что, однако на 11,4% ниже, чем в предыдущем году. Одних только преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса в 2009 г. выявлено 1147 (+43,6% к 2008 г.). Острой является также проблема борьбы с браконьерской добычей и контрабандой биоресурсов, хищением драгоценных металлов и камней. Причем из 1047 лиц, привлеченных к уголовной ответственности, 26 (2,5%) совершили преступления в составе организованных преступных групп. Организованная преступность распространила своё влияние не только на большинство предпринимательских структур, но и на органы государственной власти и управления. Влияние криминалитета всё более приобретает системные характеристики, он обретает способность реального влияния на отношения производства, обмена, распределения в Дальневосточном федеральном округе и в России в целом.

Угроза распространения экономической преступности, её организованных форм и-значительный ущерб, который она наносит экономике Дальнего Востока, делает актуальным изучение проблем организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в сфере обеспечения экономической безопасности федерального округа и всей страны. Так, например, вопросы декриминализации рыбной^ отрасли;, промышленности региона начиная с 2007 г. 12 раз рассматривались на заседаниях Совета при полномочном представителе Президента России в ДФО,’ 16 раз»-на Координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, 8 раз — на международных встречах с участием делегаций КНР и Японии. Вместе с тем, на таких встречах постоянно отмечается» всё ещё недостаточная эффективность организации1 взаимодействия правоохранительных структур, отрицательное влияние на эту деятельность ведомственных барьеров, потому — нежелание руководителей делится «лаврами успеха», несовершенство» информационного взаимообмена и отсутствие критериев оценки вклада каждого ведомства в процесс противодействия экономической преступности.

Актуальность данного исследования* определяется и необходимостью разработки и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение экономической безопасности России, на что постоянно1 обращают внимание руководители государства. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию подчёркнута важность таких национальных ценностей, как безопасность, свобода, благосостояние, государственность, законность, человечность, гражданственность, достоинство, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость^. которые должны;стать жизненным ориентиром россиян, основойих современного мировоззрения1.

Следует отметить, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года созданы предпосылки=для укрепления системы обеспечения национальной) бёзопасностщ. консолидации правового государства?. Особая роль отведена5 правоохранительной системе; государства; призванной противостоять преступности, обеспечивать законность и правопорядок в стране. Это обусловливает потребность в совершенствовании теоретической, организационной и правовой базы организации взаимодействия различных правоохранительных структур. , ;

Организации взаимодействия правоохранительных органов в последнее время* посвящено достаточно много публикаций’: Общепризнанно; что организация? взаимодействия органов- внутренних дел с другими правоохранительными органами является необходимым условием успешного выполнения возложенных на них задач. Однако; практика показывает, что общая оценка состояния: организации^ взаимодействия по многим направлениям деятельности не даёт основания считать существующее положение отвечающими ожиданиям. .

Несмотря; на то, что вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел и иных правоохранительных органов являются предметм внимания; исследователей, единого научно-теоретического подхода’ по основным аспектам=этойшроблемьг не: выработано; как не существует, по-сути, адекватной нормативной правовой базы,; регламентирующей взаимодействие правоохранительных структур, которые противодействуют экономической-преступности.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2010. 01 декабря. • ~ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. — Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009, № 20. Ст. 2244.

Между тем более 70% опрошенных в ходе настоящего диссертационного исследования лиц руководящего состава МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации различного уровня, треть из которых — сотрудники органов внутренних дел Дальневосточного федерального округа, оценили существующий уровень организации взаимодействия в сфере противодействия экономической преступности как неудовлетворительный. Причем 67,5% респондентов отметили, что действующая нормативная правовая база, касающаяся организации взаимодействия, не соответствует современным потребностям.

Остаётся неразрешённым и комплекс проблем, связанных с формированием государственной стратегии и тактики охраны правопорядка, поиска новых форм организации взаимодействия правоохранительных структур, призванных противодействовать экономической преступности.

Органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами1. Потому они заинтересованы в объединении усилий с другими правоохранительными органами, так как противодействие экономической преступности, решение основных проблем обеспечения жизнедеятельности населения, осуществление прав и свобод человека определяют смысл и содержание деятельности органов системы МВД России.

Выбор темы настоящей работы обусловлен также отсутствием единого комплексного труда, посвященного исследуемой проблематике. Вышеизложенное даёт основание рассматривать данную проблему как актуальную, имеющую существенное научное и практическое значение для совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел с другими

Специальные исследования организаций взаимодействия правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности рассматривались в диссертациях О.С. Белова, В.М. Егоршина, Д.А. Хрулева, Р.Н. Зиннурова.

Отмечено, что, несмотря на значимость работ названных авторов, такие вопросы, как сущность взаимодействия, теоретические аспекты его организации по вопросам противодействия экономической преступности, совершенствование организационного и правового регулирования совместной деятельности правоохранительных органов, применительно к современным социально-экономическим реалиям Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа, в прямой постановке этого вопроса — на уровне самостоятельных диссертационных работ и монографий не исследовались. В работах, как правило, отражены лишь некоторые проблемы противодействия экономической преступности, что в конечном итоге, является фактором сдерживания процессов, направленных на оптимизацию взаимодействия правоохранительных органов.

Таким, образом, обобщение теоретического материала, изучение опыта организации взаимодействия, его переосмысление и выработка на этой основе предложений по совершенствованию’исследуемого направления управленческой деятельности представляют актуальную и практически значимую задачу, решение которой предполагает продолжение научного поиска, выдвижение новых идей и подходов, соответствующих современным требованиям.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами.

Предметом исследования выступают теоретические, правовые и организационные основы организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в сфере борьбы с экономической преступностью.

Цель исследования состоит в комплексном анализе теоретических, правовых и организационных основ исследуемой проблематики с последующей разработкой практических рекомендаций, направленных на укрепление и дальнейшее совершенствование данного вида управленческой деятельности.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность и содержание понятия взаимодействия, его организации с позиций права, организации совместных усилий правоохранительной направленности применительно к правоохранительным органам, противодействующим экономической преступности;

— установить место и компетенцию органов внутренних дел и других правоохранительных органов, как субъектов взаимодействия, обосновать необходимость организации их взаимодействия в обозначенной сфере;

— исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую организацию взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами по вопросам борьбы с экономической преступностью;

— осуществить поиск новых форм и условий организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами по противодействию экономической преступности, используя для этой цели материалы Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу;

— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правовых и организационных основ организации взаимодействия1 органов внутренних дел с иными правоохранительными органами в сфере борьбы с экономической преступностью;

— разработать авторские варианты проектов организационных документов и нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в сфере противодействия экономической преступности.

Гипотезой исследования является предположение о возможности существенного повышения’ эффективности функционирования органов внутренних дел и других правоохранительных органов в соответствии с предоставленными государством полномочиями путем совершенствования правовых и организационных основ организации взаимодействия ОВД с другими-правоохранительными органами в сфере противодействия экономической преступности.

Методологическая основа и методика исследования представлена системой принятых в юридической науке принципов познания социальной действительности и норм в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения- теории и практики. Диссертантом использованы как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования (социологический, формально-логический, сравнительный методы, анализ юридических документов, правовое моделирование). Особое внимание уделено методу сопоставления правовых норм, подходов, форм и методов нормативно-правового и организационного регулирования организации взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью. Указанные методы использованы в сочетании с приёмами логики и аргументации: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией.

Использование указанных способов и приёмов познания послужило конечной цели — сведению всех полученных знаний и сделанных на их основе выводов и предложений в системное целое в рамках настоящего исследования.

Эмпирической базой исследования являются: материалы социологического опроса, проведённого автором среди 300 руководителей органов внутренних дел старшего и высшего звена, слушателей ВАК и факультетов Академии управления МВД России, практических работников ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации; . 11

— результаты; изучения;? статистических: данных, докладов; обзоров;, обобщений, справок;, информации;, материалов? проверок контролирующих органов;, фактические материалы,, характеризующие’ отдельные направления; совместной деятельностишравоохранительных органов по противодействию экономической5 преступности, обзоры о состоянии: преступности;:

— материалы заседаний межведомственной комиссии по общественной безопасности, укреплению законности?: и правопорядка; и Совета при*: полномочном;; представителе: Президента: Российской* Федерации; въ Дальневосточном. федеральном; округе за2008-201Ютг.;

— тексты официально; опубликованных- докладов^замесгителя Генерального прокурора Российской; Федерации в Дальневосточном? федеральном: округе по вопросам: противодействия^ экономической? преступности за 20072010 гг.;

— материалы- заседаний* Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Дальневосточного- федерального- округа,. на которых рассматривались вопросы обеспечения’ безопасности бюджетообразующих отраслешэкономики региона за-2004-20 Ютг.

— результаты исследований, в том числе социологических, проведённых по исследуемой»проблематике: другими авторами,, выводы; по» которым были использованы, для; сопоставления и выявлениям тенденций развития исследуемого явления.

Наулнаяшовизна диссертационного»исследования определяется^еёгак-туальностыо, недостаточной правовой и организационной разработанностью проблем совместной, согласованной: деятельности правоохранительных, органов* при выполнении задач по противодействию экономической* преступности в современных социально-экономических и: политических , условиях. В рамках диссертационного1 исследования на монографическом уровне осуществлен системный: анализ; комплекса:организационных и правовых вопросов, касающихся? организации взаимодействия, органов; внутренних дел с иными правоохранительными органами Дальневосточного; федерального1 округа, действующими в сфере борьбы с экономической преступностью. В процессе реализации цели диссертационного исследования и решения связанных с ней задач получены следующие обладающие научнойгновизной результаты:

— разработано авторское определение управленческой категории «Организация взаимодействия органов внутренних дел* с другими правоохранительными органами по противодействию экономической преступности»;

— рассмотрены теоретико-правовые основы деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов как субъектов организации взаимодействия, обоснована необходимость организации» их взаимодействия в обозначенной сфере;

— обоснованно положение о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей совместную деятельность по борьбе с экономической преступностью, выработки эффективных мер по укреплению информационного» и практического взаимодействия правоохранительных органов;

— выработаны единые критерии оценки и системы учёта результатов совместной деятельности правоохранительных органов по противодействию экономической преступности, рациональному распределению их компетенции;

— сформулированы предложения о проведении- совместных межведомственных мероприятий в наиболее криминализированных сферах и отраслях экономики и необходимости создания межведомственного банка данных по лидерам и активным членам организованных преступных групп и сообществ;

— разработан ряд межведомственных документов об организации взаимодействия правоохранительных структур в сфере противодействия экономической преступности.

Указанные элементы новизны диссертационного исследования позволяют сделать-вывод о том, что оно вносит определенный вклад в развитие теории и практики организации правоохранительной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятия: «организация взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами по противодействию экономической преступности» как совместных, согласованных по целям, времени, месту, методам и средствам достижения поставленной цели действий специализированных структур государственных организаций, направленных на решение задач по борьбе с экономической преступностью.

2. Субъектный состав действующих в сфере экономики участников правоохранительной деятельности, включающий специально созданные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять правоохранительные функции государства, обладающие правом на применение юридических мер воздействия и наделенные для этого необходимым комплексом специальных полномочий, располагающие собственными силами и средствами, предназначенными для обеспечения эффективного противодействия экономической преступности, укрепления экономической безопасности государства и общества, обеспечение их стабильного развития и защищённости от внутренних угроз.

3. Комплекс правовых мер, направленных на совершенствование организации взаимодействия органов внутренних дел с иными правоохранительными органами, действующими в сфере борьбы с экономической преступностью, включает: а) нормативное закрепление целей, задач и направлений организации взаимодействия; б) определение приёмов, способов, форм совместной деятельности субъектов организации взаимодействия, принципов разграничения их функциональной компетенции, а также технологии комплексного использования предназначенных для борьбы с экономической преступностью сил и средств; в) создание единого информационного пространства в сфере борьбы с экономической преступностью; г) издание и применение совместных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию взаимодействия, а также заключение соглашений о межведомственном взаимодействии по вопросам противодействия. экономической преступности на региональном уровне.

4. Организационными мерами, направленными на совершенствование, организации взаимодействия органов’внутренних дел с иными-правоохранительными органами в сфере борьбы с экономической преступностью являются: а) создание втерриториальных органах системы МВД Россииокружного, межрегионального и регионального уровней специализированных подразделений, выполняющих функцию организации взаимодействия с соответствующими территориальными структурами иных федеральных органов исполнительной власти1 правоохранительной направленности; б) разработка- и реализация» регионального межведомственного Плана по декриминализации основных отраслей экономики в рамках федерального округа на среднесрочную перспективу.

5. Авторский проект Соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел и иных правоохранительных органов по субъекту Российской Федерации по противодействию экономической преступности и Инструкции об организации взаимодействия1 органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в сфере противодействия экономической преступности.

6. Разработанные автором межведомственные приказы* Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу и Дальневосточного таможенного управления «Об утверждении Типового положения о межведомственнойфабочей группедая борьбы с преступлениями^при осуществлении экспорта леса и лесоматериалов», Главного управления- МВД России по Дальневосточному федеральному округу и Краснознаменного пограничного управления ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу «Об утверждении Типового положения о совместной рабочей группе по борьбе с незаконной добычей водных животных, растений и контролю за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла».

Теоретическая, значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют имеющиеся в теории и организации управления представления об организации взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в вопросах борьбы с экономической преступностью. Диссертантом на методологическом уровне-рассмотрены, положения, касающиеся организационных и правовых аспектов организации взаимодействия^ исследуемых субъектов управления, что позволяет наиболее полно и объективно оценить роль и значение, состояние и тенденции развития совместной согласованной’деятельности правоохранительных органов в, сфере борьбы, с экономической преступностью, выработать подходы и приоритетные направления ее совершенствования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации автора могут быть использованы в качестве методологического инструментария организации взаимодействия правоохранительных структур, противодействующих экономической’ преступности на федеральном, окружном И1 региональном уровнях. В процессе исследования осуществлён ретроспективный анализ организации взаимодействия, обоснованы предложения к оценке её эффективности, внесены предложения, направленные на совершенствование организационно-правового аспекта совместной’ деятельности органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в сфере борьбы с экономической преступностью.

Практическое значение исследования состоит также в том, что содержащиеся в нём выводы и предложения могут способствовать дальнейшему совершенствованию форм и методов организации взаимодействия.

Материалы диссертационного исследования также могут быть использованы для- подготовки лекций, учебных пособий и спецкурсов по организации правоохранительной деятельности в рамках обучения слушателей образовательных учреждений системы МВД России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается используемыми методами сбора и анализа информации, глубокой теоретической проработкой накопленных в науке знаний, изучением обширной правовой литературы, глубоким анализом нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную и управленческую деятельность органов внутренних дел и других правоохранительных органов в сфере борьбы с экономической преступностью и позволившими обстоятельно; изучить, предмет, исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы, и результаты диссертации представлены в пяти опубликованных автором научных работах, общим объемом 1,6 п.л.

Актуальные: аспекты диссертационного исследования обсуждены в рамках Вузовской научно-практической конференции на тему: «Организация управленческой деятельности в аппарате МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации» (Москва; 2007 г.); Международных и; Межведомственных научно-практических конференциях- «Актуальные проблемы^ теории и практики борьбы с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (г. Хабаровск, 2006 г.); «Новые концептуальные, и стратегические тенденции в системе обеспечения экономической безопасности и противодействия экономической преступности» (г. Москва, 2008 г.).

Ряд теоретических положений и практических рекомендаций,; получивших развитие в диссертационном* исследований; внедрены» и используются в деятельности Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округ}’, УВД по Ярославской области, а также в учебном процессе Академии управления МВД России по курсу «Организация управления органами внутренних дел», о чем имеются соответствующие акты; о. внедрении.

Структура работы. Диссертация состоит из введения^ двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Направления, формы и методы взаимодействия полиции с общественными организациями и объединениями

Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, начинающим выполнять посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан. Становление общественных организаций происходит в качестве активно действующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями. Перед ними стоит задача занять собственную нишу, во-первых, соответствующую внутренним ресурсам и интересам, а во-вторых, отвечающую потребностям и интересам общества. Эта двуединая задача позволяет включить деятельность общественных объединений в политическую систему, которая определяет как ее параметры, так и способы взаимодействия государства с участниками общественно-политических отношений, формирующих современное политико-правовое пространство Российской Федерации.

К числу таких общественных объединений относятся политические партии, землячества, профсоюзы, конфессиональные организации и другие (в первую очередь, те из них, которые четко ориентируются на защиту гражданских прав и свобод).

Современные общественные объединения заметно выросли и изменились в предкризисный период, что позволило им достичь определенного уровня признания и политико-правовой защищенности своих прав и свобод.

Несмотря на большое разнообразие общественных объединений, их разноплановость и взаимную конкуренцию, объективно они способствуют формированию гражданской позиции, заинтересованности граждан в социальном партнерстве и достижении социального консенсуса, хотя это единство и далеко от совершенства.

В соответствии с концепцией партнерских отношений МВД и общества, необходимо создание эффективных, приспособленных к современным социальным условиям механизмов взаимодействия с общественными объединениями.

От того, как будут складываться и развиваться взаимоотношения с системой общественных институтов, зависит решение многих вопросов в деятельности органов по охране правопорядка.

Граждане в состоянии определять ситуации, которые они воспринимают как проблематичные с точки зрения состояния правопорядка. Со своей стороны полицейские, действующие в системе поддержания правопорядка с участием граждан, оказываются способными сфокусировать внимание непосредственно на причинах проблемы и ее возможных решениях. Это в равной мере стимулирует как участие граждан в поддержании правопорядка на своем участке, так и деятельность полиции.

Особая роль в том, чтобы мотивировать людей помогать полиции, принадлежит средствам массовой информации. Этого можно добиться при помощи телевизионного вещания (скорее просветительского, чем воздействующего на чувства). Кроме того, уместны колонки практических советов в газетах, отчеты с места происшествий, которые подчеркивают социальную роль полиции.

Средствами налаживания связи с жителями конкретного микрорайона являются отчетность перед населением, прозрачность деятельности полиции, проведение регулярных встреч с жителями, создание образовательных программ по обучению граждан, благодаря которым жители имеют возможность ознакомиться с работой сотрудников полиции и лучше понять все аспекты их повседневной деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ

Взаимодействие возможно по следующим направлениям:

— участие в разработке и рассмотрении программ, концепций, инициатив граждан, планов по актуальным вопросам охраны правопорядка и деятельности органов внутренних дел;

— пропаганда правовых знаний, особенно в группах риска (молодежь), где наблюдается склонность к совершению преступлений и нарушению правопорядка;

— мониторинг и пресечение распространения информационных материалов, способствующих возникновению массовых беспорядков;

— содействие полиции в охране правопорядка, контроля правопорядка в общественных местах (совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел, содействие ОВД в пресечении преступлений при обнаружении их во время проведения массовых мероприятий, где велика опасность их совершения) и осуществление общего контроля за работой органов внутренних дел и защитой законных прав и интересов граждан;

— осуществление общественного контроля при проведении общественно-политических мероприятий (выборов, митингов и демонстраций);

— содействие в раскрытии и расследовании преступлений;

— широкомасштабное освещение борьбы с нарушениями правопорядка, информирование граждан о деятельности ОВД и НКО в данной сфере, в т.ч. с использованием возможностей Интернета;

— взаимодействие с религиозными и национальными организациями;

— профилактика экстремизма в молодежной среде, профилактика детской безнадзорности;

— правовое воспитание подрастающего поколения;

— взаимодействие и сотрудничество со СМИ;

— участие в правовой и воспитательной работе с личным составом, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, нарушений законности со стороны сотрудников внутренних дел;

— изучение общественного мнения населения, в т.ч. путем проведения опросов;

— организация непосредственной работы с населением по месту жительства через привлечение жителей к участию в охране правопорядка.

Конкретные формы, в которых осуществляется работа по направлениям деятельности общественных объединений, следующие:

— институты наблюдателей от общественных организаций (общественные советы при территориальных органах внутренних дел);

— рабочие группы для осуществления различных мероприятий общественных организаций;

— регулярные встречи с представителями национальных диаспор;

— проведение тематических круглых столов, семинаров, конференций;

— организация занятий, учебы с различными группами населения (школьниками, жителями и др.) по проблематике безопасности и поддержания правопорядка;

— проведение информационно-пропагандистских акций;

— проведение благотворительных акций по оказанию помощи социально уязвимым группам населения (детям-сиротам, инвалидам и др.);

— организация тематических олимпиад среди молодежи по правоохранительной проблематике, организация выездных оздоровительных и других культурно-массовых мероприятий для молодежи (юных правозащитников, трудных подростков и др.);

— проведение тематических автопробегов с организацией викторин, конкурсов и соревнований;

— организация прямой «горячей линии» для населения;

— выезды в населенные пункты комплексных бригад (общественных приемных) сотрудников полиции, членов общественного совета, психологов, юристов;

— организация обучающих семинаров для общественников, принимающих активное участие в правоохранительной деятельности;

— организация шефства над образовательными заведениями, в которых учатся дети погибших сотрудников внутренних дел;

— посещения дежурных частей для контроля за регистрацией заявлений и обращений граждан и соблюдения их прав.

МЕТОДЫ

Направления деятельности общественных объединений, реализуемые в разнообразных формах, могут

осуществляться следующими методами:

— дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов;

— разработка методических рекомендаций для членов общественных объединений;

— совместные профилактические встречи с представителями органов внутренних дел лидерами студенческих национальных общин;

— совместные рейды с сотрудниками органов внутренних дел (в частности, по предотвращению скупки краденных мобильных телефонов, соблюдения порядка в ночных клубах и т.п.);

— работа молодежного отряда полиции;

— проведение консультирования по правовым вопросам и психологической помощи нуждающимся жителям;

— участие в комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей, мониторинг и изучение вакансий;

— организация трансляции информационно-пропагандистских роликов для пассажиров;

— проведение уроков медиабезопасности;

— разработка приложения для мобильных телефонов «Мобильная полиция»;

— проведение опросов (анкетирования) посетителей дежурных частей.

Поскольку, как показывают социологические исследования, население чаще всего контактирует с сотрудниками ГИБДД (и чаще всего высказывают критические замечания в их адрес), полезно воспользоваться богатым опытом взаимодействия органов внутренних дел в лице ГАИ с гражданами в советское время.

Взаимодействие представителей общественности с государственными учреждениями и правоохранительными органами (в частности, с ГАИ) осуществлялось путем совместной работы сотрудников и общественных инспекторов, добровольных народных дружин из числа наиболее опытных представителей автотранспортных предприятий и обществ автомобилистов (ВОА).

Сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям:

— агитационно-массовая работа;

— образовательная деятельность;

— развитие научной и конструкторской мысли;

— повышение безопасности дорожного движения.

К основным задачам общественных инспекторов и добровольных народных дружин были отнесены охрана прав и законных интересов граждан, охрана общественного порядка, а также предупреждение и пресечение правонарушений. Дружины осуществляли свою деятельность путем патрулирования и выставления постов, проведения индивидуальной и воспитательной работы.

Характер возлагаемых на дружины задач позволяет сделать вывод о том, что в целом дружинники при исполнении своих обязанностей выполняли вспомогательные функции по обеспечению безопасности дорожного движения (такие, как осуществление пропаганды безопасности движения, проведение совместных профилактических мероприятий, охрана места ДТП и оказание посильной помощи пострадавшим — при выезде на место ДТП совместно с сотрудниками ГАИ).

Заслуживает внимания такой опыт работы, как организация общественных постов. Подобное начинание полезно в ситуации, когда в связи со сложной аварийной обстановкой в конкретной местности, которая обусловлена увеличением количества транспортных средств, а силы ГИБДД малочисленны и их увеличение не предусматривается.

Высокоэффективной формой работы общественных формирований зарекомендовала себя такая форма, как внештатные подразделения дорожно-патрульной службы.

Эти подразделения формируются из владельцев собственных автомобилей, в их задачи входит:

— систематическая воспитательная работа в отношении членов этих организаций — владельцев транспортных средств;

— организация изучения школьниками Правил дорожного движения;

— оборудование кабинетов и уголков безопасности движения, стендов, другой наглядной агитации;

— обеспечение безопасности движения детей в районе школы и местах проведения массовых мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Традиционно выделяются следующие формы организации и планирования деятельности общественных объединений по реализации их функций:

— установление регулярности проведения заседаний общественных объединений;

— планирование работы;

— разработка итоговых документов (справок, отчетов);

— учеба членов общественных объединений, разработка методических рекомендаций;

— организация обмена практическим опытом работы общественных объединений всех уровней, разработка памяток о правах и обязанностях.

Общественные объединения создаются для совместного отстаивания и реализации общих интересов, осуществляют функцию посредничества между государством, призванным обеспечить всеобщий интерес, и гражданским обществом, представляющим собой сочетание частных, групповых интересов, в процессе реформирования политического курса, в рамках которого индивидуальные, коллективные, групповые интересы интегрируются в единый общественный интерес. Для организации взаимодействия и сотрудничества полиции с институтами гражданского общества имеется необходимая правовая база.

Важность организации и планирования сотрудничества МВД России, его территориальных органов и общественных объединений коренятся не только в вопросах имиджа правоохранительных органов и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного многонационального государства и стремительно развивающегося мультикультурного общества обязывают власть и общество находить пути к взаимопониманию и налаживать мосты для цивилизованной формы взаимодействия, переговоров в различных областях общественной жизни.

Взаимодействие полиции с общественными организациями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *