Выставочная деятельность музея

ЗАДАЧИ

— Повышение доступности и общественной значимости музейных коллекций

— Музейная и экспозиционно-выставочная работа, организация передвижных выставок и экспозиций с экскурсионным обслуживанием.

— Поддержка деятельности центров военно-исторической культуры — военно-исторических, мемориальных музеев, оказание содействия в разработке и создании новых музейных и выставочных комплексов, в том числе на базе историко-культурных центров и объединений

— Проведение научно-исследовательской, фондовой, идейно-воспитательной и образовательной работы, в том числе с использованием современных инновационных технологий

Российское военно-историческое общество работает над сохранением музейного наследия. АНО «Музей военной истории РВИО» управляет несколькими музейными объектами: «Стрелецкие палаты» и «Музей военной формы одежды» в Москве. В работе еще ряд музейных проектов.

Кроме этого, РВИО участвует в создании современных экспозиций в Музее Победы на Поклонной горе, Музее героической обороны и освобождения Севастополя, музее Зои Космодемьянской в Подмосковном Петрищево, музее «Полководцы Победы» в Старой Руссе и ряде других.

В регионах России экспонируются мобильные выставочные проекты РВИО. «Помни… Мир спас советский солдат» была представлена в Москве, Смоленске, Сочи, Воронеже, Волгограде, Кургане, Омске, Новосибирске, Томске, Керчи. Адаптированный вариант экспозиции под названием «Remember…» — в Женеве, Варшаве, Праге, Будапеште. В общей сложности выставку посетило свыше 2 миллионов человек, сейчас она работает в Парке «Патриот» в Подмосковье.

Выставка «Война и Мифы», приуроченная к 75-летию Битвы за Москву, открылась в московском «Манеже» в 2016 году, а в 2017-м отправилась в турне по регионам России. Выставка побывала в Туле, Иваново, Архангельске, Тамбове и других городах.

Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»

(Москва, Лаврушинский переулок, дом 17, строение 1)

О МУЗЕЕ

Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты» расположен в здании палат Титовых, памятника архитектуры XVII-XVIII веков, интерьеры и фасад которого по сей день сохранили исторический облик. Первым хозяином палат был думный дьяк Разрядного приказа, приближенный царя Алексея Михайловича Семен Степанович Титов. Но его семья владела домом только до середины XVIII века: в дальнейшем владельцы здания постоянно менялись, а в 1930-1940-е годы здесь расположились коммунальные квартиры, в которых поселились люди, работавшие обслуживающим персоналом в Доме Писателей, построенный рядом чуть ранее. В 2014-м году в здании палат открылись выставочные залы, а уже в ноябре 2015-го года здесь открылся Музей военной истории Российского военно-исторического общества «Стрелецкие палаты».

Музей «Стрелецкие палаты» является местом проведения различных культурных мероприятий, среди которых «Библионочь», «Ночь в музее», арт-марафон «Ночь искусств». Партнерами в реализации совместных творческих проектов стали Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Музей Победы, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Государственный исторический музей и другие.

Постоянная интерактивная экспозиция «Московские стрельцы»

Экспозиция погружает гостей в исторические интерьеры палат XVII и с помощью современных технологий рассказывает историю первого регулярного войска Руси. Маршрут выставки проходит через залы, демонстрирующие вехи развития стрелецкого войска. Интерактивный формат экспозиции позволяет посетителям познакомиться с бытом и традиционными занятиями стрельцов в период царствования Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Петра I.

Здесь представлены уникальные реконструкции стрелецкого платья, обмундирования, вооружения и предметы обихода. Каждый сможет почувствовать себя настоящим стрельцом, заряжая мушкет, осваивая игру на барабане или письмо по древнерусским канонам.

В Музее предусмотрена функция «дополненной реальности»: ключом к взаимодействию с интерактивными зонами площадки является уникальный штрихкод на билете. Мультимедийные проекции, тач-экраны и другие современные технологии помогут максимально подробно и наглядно рассказать историю Московских стрельцов.

Постоянная экспозиция «Служилые люди государства Московского»

Экспозиция «Служилые люди государства Московского посвящена истории развития отечественных вооруженных сил в XVII веке.

Выставка рассказывает о важной роли служилых людей в борьбе с иноземными захватчиками, укреплении и расширении рубежей нашей Родины, достигшей тех территориальных пределов, которые определяют ее и в настоящее время.

Также на выставке можно узнать об особенностях организации ратного служения в разных районах Русского государства, о торговых и дипломатических связях России со странами Западной Европы.

Здесь представлены подлинные предметы вооружения, редкие архивные документы, материалы археологических раскопок, масштабные инсталляции и макеты, реконструкции обмундирования, дополненные художественными росписями и мультимедийными панорамами, которые позволят представить величие и своеобразие эпохи московских стрельцов.

Открытие экспозиции было приурочено ко Дню Героев Отечества, который ежегодно отмечается в России 9 декабря.

Музей военной формы

Москва, ул. Большая Никитская, д. 46/17, стр. 1.

12 декабря 2019 года в самом центре Москвы был открыт Музей военной формы

Это уникальный проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация лучших традиций российской военной службы.

Музей располагается в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице, возведённой в конце XVIII — начале XIX века. Усадьба носит статус объекта культурного наследия федерального значения.

ВЫСТАВКИ МУЗЕЯ

Посетителям Музея представлены две постоянные экспозиции. Основу экспозиции «Мундир для героя» составляют образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности. Часть экспонатов является настоящими реликвиями — коллекцией бесценных предметов военного обмундирования, до 1917 года бережно хранимых Императорским Интендантским музеем. Особое место в экспозиции занимают редкие экспериментальные образцы формы русской армии, впервые представленные широкой общественности, вещи, принадлежавшие Российским императорам, разнообразное снаряжение и предметы вооружения различных эпох, подлинные экспонаты XVIII и XIX веков.

Экспозиция «Усадьба Васильчиковых», расположенная в одном из помещений парадной анфилады Главного дома, рассказывает историю старинной усадьбы, в которой находится Музей. На экспозиции представлен детальный макет усадебного комплекса зданий, сложившийся после 1870 года. Также в Музее открыты временные выставки «Императорская кавалерия», посвященная истории формы одежды, снаряжения и вооружения основных видов русской конницы эпохи XIX – начала XX веков и «Краски войны» — военная летопись России глазами художников-живописцев. На выставке можно увидеть полотна русских художников из коллекций российских музеев.

В ближайших планах Музея — открытие Детского образовательного центра «Форпост» и Детской экспозиции, интерактивные экспонаты которой будут максимально адаптированы для восприятия юных зрителей. В Музее будут проходить интерактивные костюмированные программы и мастер-классы, концерты и спектакли, лектории и дискуссионные клубы.

Постоянная экспозиция «Спасенные реликвии»

На выставке представлены уникальные экспонаты русской военной формы XVIII- XIX столетий из Музея истории военной формы одежды, созданного на основе собрания Императорского Интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора.

После бурных исторических событий 1917 коллекция перетерпела множество испытаний и лишений. Только с 1959 года коллекция стала доступна ограниченному кругу специалистов при опытно-конструкторской базе Центрального вещевого управления, организованного Управлением вещевого снабжения Министерства обороны СССР.

Благодаря всесторонней поддержке Антона Николаевича Губанкова, директора Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации, в 2015 году был осуществлен проект передачи уникальных предметов из запасников музея Минобороны России Российскому военно-историческому обществу для реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году специалистами трех ведущих организаций ГосНиир, ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря и РОСИЗО при поддержке и активном участии Российского военно-исторического общества. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения широкому кругу посетителей демонстрируются бесценные раритеты военного обмундирования, среди которых офицерская кираса Лейб-гвардии конного полка, гренадерская шапка Лейб-гвардии Павловского полка, мундиры офицеров Лейб-гвардии Преображенского полка, 68-го Лейб-пехотного Бородинского Его Величества полка, Нижегородского драгунского полка, Роты Дворцовых гренадер и др., образцы оружия из частных коллекций.

Выставка «Спасенные реликвии» посвящается памяти Антона Николаевича Губанкова, погибшего в авиакатастрофе в районе Сочи 25 декабря 2016 года.

Постоянная экспозиция «Спасенные реликвии. Два века славы»

На экспозиции «Спасенные реликвии. Два века славы» посетители увидят свыше 50 новых экспонатов, представляющих этапы эволюции военного мундира: от красивой эффектной, но мало пригодной для ведения войны формы — до практичного в изготовлении и удобного в носке обмундирования в периоды царствования императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.

Экспозицию составили предметы униформы солдат и офицеров самых именитых полков Российской Императорской армии. Особое место среди которых займет мундир унтер-офицера Тенгинского пехотного полка середины XIX века, где проходил службу великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.

Новая выставка является продолжением экспозиции «Спасенные реликвии», открытой 2 февраля 2017 года.

Пожалуйста, оцените материал: Просмотры: 926

Экспозиционно-выставочная деятельность является одним из основных направлений в работе В настоящее время в музее работает 12 постоянных экспозиций. В течение года сотрудниками строятся временные и передвижные выставки, как в музее, так и за его пределами.

В 2010 году состоялось открытие Музея истории города и района, расположившегося в здании бывшей начальной школы на улице Гагарина. Постоянная экспозиция представляет интерьер жилого городского дома, построенного в конце XIX века. В этом музее представлено около 500 экспоната из фондов музея.

За 4 года работы в нем было простроено более 20 временных выставок. Это выставки, посвященные календарным праздникам, памятным датам, выставки из серии наменитые кирилловцы» и другие. В 2011 году началось строительство новой экспозиции по истории Кирилло-Белозерского монастыря, которая теперь размещается в нескольких залах Трапезной палаты. В 2014 году завершилась работа над её строительством. В 3 залах Трапезной палаты представлено более 400 экспонатов, раскрывающих основные этапы истории становления Кирилло-Белозерского монастыря. Одной из особенностей данной экспозиции станет, наряду с традиционным показом экспонатов, использование современных мультимедийных технологий. Одна из последних экспозиций, открывшаяся в мае 2014 года в Архмандричьих кельях, «Ремесло и шедевры». В 5 залах расположатся комплексы, посвященные иконописанию, вышивке, лицевому орнаментальному шитью, ювелирному искусству, меднолитой пластике и деревянной скульптуре и резьбе. Это более 250 экспонатов из фондов музея. Здесь представлены различные ремесла и памятники, которые были востребованы в православных монастырях для производства предметов церковного обихода. В десяти залах второго этажа Архимандричьих келий расположена экспозиция «Древнерусское искусство XV-XVII веков». Здесь представлены иконы из иконостасов церквей Кирилло-Белозерского монастыря и церкви Ильи Пророка из города Белозерска. А также лицевое и орнаментальное шитье XV-XVII вв. На этой же экспозиции представлен иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря XV века.Посетители музея также могут познакомиться с экспозициями «Народное искусство Белозерья», «Древности Белозерья», «Монашеская келья» и другими, где представлены экспонаты из фондов музея, рассказывающие об истории монастыря и всего Белозерского края. В летнее время можно посмотреть интерьеры церквей XVI века с сохранившимися иконостасами XVI-XVIII веков, а также посетить галереи крепостных стен XVII века.

В настоящее время музей очень тесно сотрудничает с другими музеями России, делая совместные выставки. Несомненно, самым ярким событием было открытие в 2012 году выставки икон из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря в Музеях Московского Кремля. В ответ на это событие в Кирилло-Белозерском музее открылась выставка «Царские изографы», на которой было представлено 32 иконы из фондов музея «Московский Кремль». Совместные выставки музей строил с «Ростовским Кремлем», «Вологодским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником». Музей также сотрудничает с муниципальными музеями, с учреждениями культуры и образования Вологодской области. Ежегодно сотрудники музея принимают участие в фестивале «Интермузей». В 2011 году в номинации «Хранение как искусство» музей-заповедник получил первую премию, а также памятный подарок – жемчужину, выполненную мастерами Гусевского хрустального завода. Проект «Беспроводная система контроля температурно-влажностного режима собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря» Кирилло-Белозерского музея-заповедника был признан победителем фестиваля в номинации «Хранение как искусство». Помимо крупных выставочных проектов, в самом музее в течение года работают небольшие временные выставки, на которых представлено творчество художников, мастеров Вологодской области, выставки, посвященные знаменитым землякам, юбилейным датам и календарным праздникам, а также выставки из частных собраний.

Экспозиционно-выставочная деятельность является составной частью работы музеев. Строительство выставок позволяет повысить доступность и значимость музейных фондов, вводить в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях. Новые экспозиции и выставки способствуют совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют возможности в работе с посетителями музея.

Тема 13. Теория музейного документирования о методологии и методике научного комплектования фондов.

Теория документирования как первая ступень познания «музейности». Музейный предмет как документ. Информационно-исторический уровень понимания документирования в современном музееведении. Научное документирование явлений и процессов природы и общественной жизни как специфический тип музееведческого исследования. Когнитивно-ценностный подход к документированию. Критерии и принципы документирования. Цель, смысл и результат музейного документирования.

Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Таким образом проявляется документационный подход к реальности. Объекты – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документирования характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Теория документированияизучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета.

Теория документирования и ее роль в музейной деятельности

Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание Теория документирования изучает различные стороны действительности с точки зрения проявления в них свойств музеальности и отбора объектов музейного значения, подлежащих сохранению и использованию в условиях музея. Является теоретической основой комплектования музейных фондов и музеефикации объектов историко-культурного и природного наследия. Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Т.о. – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документировании характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения

16. Теория тезаврирования и её роль в музейной деятельности

Музееведение это научная дисциплина, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний посредством музейных предметов, музея, как общественного института. Его социальные функции и формы.

Теория тезаврирования это одна из основных функций музееведения, связана с научно — фондовой деятельностью музея, с учетной, исследовательской и охранной деятельностью.

Учет музейных фондов предусматривает два этапа: (II ступени).

  1. Первичная регистрацияпоступивших в музей предметов.

  2. Инвентаризация,то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности предметов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное (временное) хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фондами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на материальное хранение. Затем вносятся в книгу поступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов. Предметы, поступившие в музей на временное хранение, вносятся в книгу поступлений во временное пользование.

Инвентаризация,то есть научная регистрация музейных предметов заключается в наиболее полном изучении музейных предметов. осуществляется при помощи книг научной инвентаризации —научных инвентарей.Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений. Процесс исследования разделить на несколько основных этапов:

1. Атрибуция (легенда) – наиболее полное изучение основных признаков предмета. Среда бытования, название и форма, размер, материал, способ изготовления, время создания.

2. Классификация – деление музейных предметов на группы по признакам родства и различая, музейные предметы можно разделить по способу изготовления (древо, металл), функциональному назначению

3. Систематизация, это группировка реально существующих в музейном собрании предметов с помощью современных электронных средств систематизации и хранения научной информации. Создается система каталогов, соответствующих классификационной схеме.

4. Интерпретация (истолкование) устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и, наконец — музейная ценность.

Хранение музейных фондов это меры, направленные на защиту музейного фонда от порчи и хищения. Соблюдение температурно-влажного, биологического, солнечного, климатического режимов. Противопожарной безопасности. Например, музейные предметы из драг металлов, оружие должны храниться в специально оборудованных помещениях. Кость мамонта от прямых попаданий солнечных лучей начинает желтеть.

Тема № 1. Экспозиционно-выставочная деятельность музея

Nbsp; ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ Учебная программа для специальности: 1-21 03 01 История (по направлениям) Содержание учебного материала

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЕВЕДЕНИЯ

Введение. Музееведение как научная дисциплина. История становления музееведения как научной дисциплины. Обобщенные исследования по истории музейного дела. Разработка проблем истории музейного дела в Беларуси.

Структура, объект, предмет и метод музееведения. Базовые понятия музееведения. Музееведение в системе наук. Музееведение и профильные научные дисциплины. Связь музееведения с архивоведением, источниковедением, историческим краеведением, искусствоведением, психологией и педагогикой. Музей как место сосредоточения памятников истории, культуры, природы. Специфика музея как научного и образо­вательного учреждения. Музееведческие научные и учебные центры. Участие белорусских музеев в работе международных организаций. Значимость музееведческих знаний и их применение в научной, культурной, образовательной и воспитательной деятельности человечества.

Значение музееведческих зна­ний в формировании исторического мышления человека, в процессах интеграции человечества.

Музееведение и проблема подготовки музееведческих кадров и музейных работников. Роль историков в развитии музейной сети, создании общественных музеев.

Музей как социокультурный институт.Понятие «музей». Музейный предмет как основа музейной коммуникации. Свойства музейного предмета. Классификация музейных предметов. Воспроизведения музейных предметов. Музейный предмет в коллекции. Новейшие тенденции в понимании музейного предмета. Социокультурные функции музея. Функция документирования. Функция образования и воспитания. Функция организации свободного времени. Музей как научно-исследовательское учреждении. Музейная коммуникация. Классификация музеев. Профильное и типологическое деление музеев. Исторические музеи (военно-исторические, архео­логические, этнографические, историко-архитектурные музеи-заповедники, мемориаль­ные музеи). Художественные музеи. Научные музеи. Комплексные музеи. Виды музейных учреждений Беларуси по ведомственной принадлеж­ности. Общественные музеи. Школьные музеи. Частные музеи.

ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Зарождение и развитие музеев за рубежом.Перио­дизация музейного строительства. Предмузейное собирательство. Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Частное коллекционирование в античном обществе. Средневековые коллекции. Систематическое коллекциониро­вание и музеи в эпоху Возрождения в Западной Европе как результат развития искусств, удовлетворения эстетических потребностей (коллекции рода Медичей и других королевских фамилий). Коллекции Ватикана в Риме. Возникновение первых естественноисторических музеев, «кунсткамер» и кабинетов в XVI — XVII вв. как хранилищ древностей. Развитие музейного дела в XVII веке и в эпоху Просвещения. Первые государствен­ные музеи. Организация и формирование национальных музеев (Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, Кунсткамера в Петербурге). Создание художественных музеев. Развитие узкоспециализированных музеев (естественнонаучные, археологические, этнографические). Рост количества музеев и развитие музейного дела в зарубежных странах в XIX – середине XX в. Возникно­вение музеев за пределами Старого и Нового Света. Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX в. – начале XX в. Музеи под открытым небом. Вли­яние политических и военных событий XX в. на судьбы и деятельность музеев. Музейное дело с середины XX по XXI век. Создание музеев в бывших колониальных и зависимых странах. Экомузеи. Крупнейшие музеи и музейные объеди­нения в современном мире.

История музейного дела в Беларуси.Коллекционирование в древние времена. Княжеские и монастырские коллекции. Первые частные коллекции на территории Беларуси. Коллекции Радзивиллов, Сапегов. Музеи учебных заведений во второй половине XVIII в.: музей Полоцкой иезуитской коллегии, Гродненской медицинской школы. Частные коллекций XVIII в. Коллекции И. Хрептовича, А. Тызенгауза, А. Яблоновской.

Частные коллекции на территории Беларуси в первой половине XIX в. Создание сельскохозяйственного музея в Гори-Горецком институте. Подъем музейного движения во второй половине ХIХ в. Виленский музей древностей. Деятельность научных и церковно-археологических товариществ, архивных комиссий, научных учреждений и земств, статистических комитетов по созданию музеев.

Музеи на территории Беларуси в начале ХХ в. Периодизация истории музейно­го дела советского периода. Музейное строительство в пер­вые годы Советской власти. Первые советские документы о музеях. Возникновение новых типов музеев и реорганизация дореволюционных музеев. Создание государственной музейной сети в 20-30-е гг. ХХ в. Массовая поли­тико-воспитательная работа музеев. Музеи и краеведческое движение. Краеведческие музеи в Западной Беларуси.

Положение музеев в года Великой Отечественной войны. Уничтожение историко-культурных ценностей. Восстановление и развитие музейной сети Беларуси в конце 40-х – начале 50-х гг. Создание новых музеев в послевоенное время. Характеристика современного состояния музейного дела в Беларуси. Классификация музеев. Изменения в составе и структуре музейной сети в конце XX века. Новые тенденции в музейной деятельности начала XXI века. Закон РБ «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» и его роль в развитии музейного дела.

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ

Научно-фондовая работа музеев. Понятие «фонды музея». Цели и задачи комплектования музейных фондов. Структура фондов музея. Работа в фондах музея. Науч­ная организация фондов музея. Комплектование фондов. Основы научной методики комп­лектования фондов. Учет музейных предметов. Изучение музейных предметов. Атрибуция предметов. Хранение музейных предметов. Требования к обустрой­ству фондовых и экспозиционных помещений, музейных зданий. Понятия о консервации и реставрации памятников природы, истории и культуры. Научное описание фондовых материалов. Подготовка фон­довых материалов к использованию в научно-исследователь­ской и пропагандистско-воспитательной работе. Использование фондов музея. Музейное законодательство об основных аспектах научно-фондовой работы

Экспозиционно-выставочная работа музея. Музейная экспозиция. Цели и задачи музейной экспозиции. Проектирование музейной экспозиции. Научная концепция экспозиции. Экспозиционные материалы. Принципы постро­ения экспозиций, в том числе экспозиций исторического профиля. Экспозиционные приемы. Методы проектирования экспозиции. Экспозиционный комплекс. Систематическая экспозиция. Ансамблевая экспозиция. Тематическая экспозиция. Ландшафтная экспозиция. Важнейшие требования к экспозиции. Использование в экспозиции достижений профильных научных дисциплин. Выставочная деятельность музеев. Цели и задачи выставочной деятельности. Традиционные и нетрадиционные принципы классификации музейных выставок.

Научно-исследовательская и образовательная работа музеев. Музей как научно-исследовательское учреждение. Содержание научно-исследовательской работы. Научная концепция музея. Основные направления научных исследований. Музеи в системе воспитательной работы. Научно-просветительная и воспитательная работа. За­дачи работы с посетителями музея. Технологии образовательной деятельности музея. От музейного просветительства к музейной педагогике. Формы работы музея с учащимися. Музейные празд­ники. Популяризация музея. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Новые музейные технологии. Современные технологии в управлении музеем. Маркетинг в музее. Музейная коммуникация. Информационные технологии в музейной деятельности. Виртуальные экспонаты.

Информационная часть

Литература

Тематика семинарских занятий

Тема № 1. Экспозиционно-выставочная деятельность музея

· Понятия «экспозиция» и «выставка». Их особенности

· Методы построения экспозиции

· Научное проектирование экспозиции. Основные этапы и их характеристика

· Экспозиционные материалы

· Экспозиционное оборудование. Роль света и цвета в архитектурно-художественном построении экспозиции

· Использование информационных технологий в экспозиционно-выставочной деятельности музея

Контрольная работа

Тема: История музейного дела в Беларуси

  • Коллекционирование в древние времена.
  • Частные коллекции и музеи учебных заведений во второй половине XVIII в.
  • Музеи на территории Беларуси в ХIХ– начале ХХ в.
  • Создание государственной музейной сети в 1920–1930-е гг.
  • Положение музеев в года Великой Отечественной войны.
  • Послевоенное восстановление и развитие музейного дела в Беларуси.
  • Музейная сеть Республики Беларусь на современном этапе

Тематика рефератов

1. Развитие музееведения в Беларуси.

2. Подготовка музейных специалистов в Беларуси.

3. Предмет исследования музееведения.

4. История создания и деятельности ИКОМ.

5. Связи музееведения с другими науками.

6. Коллекционирование в Древней Греции и Риме.

7. Александрийский Мусейон.

8. Коллекции Медичи.

9. Музей в эпоху Просвещения.

10. Коллекции Людовика 14.

11. Создание Старой Пинакотеки в Мюнхене.

12. История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге.

13. Коллекции Екатерины II.

14. История создания Лувра.

15. Место музея в обществе.

16. Научно-исследовательская работа музеев.

17. Образовательная и воспитательная работа музеев.

18. Исторические музеи.

19. Естественно-научные музеи.

20. Художественные музеи.

21. Комплексные музеи.

22. Методика изучения музейных предметов

23. Музейный фонд Республики Беларусь

24. Научная каталогизация музейных фондов

25. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции

Мини-музей «Предметы глубокой старины»

Елена Евгеньевна Доронина
Мини-музей «Предметы глубокой старины»

Мини-музей «Предметы глубокой старины».

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, — истинными ценностями. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Для успешного всестороннего развития используется метод проектов, один из которых назван «Мини-музеи в детском саду».

На идею о создании музея откликнулись родители, ведь приятно когда с самого детства дети знакомятся с традициями семейных поколений и чтут, гордятся. Украшением нашего мини- музея стали все экспонаты предоставленные родителями. Ребята также принимали активное участие в творческих работах.

Наш мини-музей посвящён предметам народного быта.

Название мини-музея «Предметы старины глубокой»

Цель и задачи мини-музея:

• Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ

• Обогатить воспитательно-образовательный процесс новыми формами; (Реализация образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие»

• Воспитывать интерес к старинным предметам обихода

• Сформировать у дошкольников представление о музее, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания

• Расширить кругозор, развить познавательные способности, творческое и логическое мышление, воображение, художественный вкус, моторику рук

В мини-музее представлены предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Музей создан для того, чтобы познакомить детей с предметами старины, с декоративной росписью, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

1 этап: подготовительный

подбор методического и наглядного материала: «Народные промыслы», «Путешествие в историю предметов», «Нежная гжель», «Разудалый городец», «Филимоновская игрушка», «Чудо Хохлома», «Каркапольские игрушки».

Консультирование родителей «Значение прикладного декоративного искусства в развитии ребенка», оформление презентации для работы с детьми «Народные промыслы России».

2 этап: Основной (планирование и организация деятельности).

3 этап: Заключительный этап.

Оформление мини-музея «Предметы старины глубокой»

Оформление выставки совместных работ родителей с детьми

План-схема.

Работа с детьми: «Народные промыслы России»-презентация, рисование «Хохлома», чтение стих; пословиц: поговорок о народном творчестве; беседа «Путешествие в прошлое предметов быта», «Сундучок тетушки Алены» лепка: «Матрешка».

Результат реализации проекта

1. Повысился уровень сформированности представлений воспитанников о

предметах старинного быта.

2. Овладение практическими навыками и умениями работы с изобразительными материалами.

3. Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.

Взаимодействие с родителями: оснащение уголка творчества изделиями народного промысла (предметы быта, посуды, игрушками). Создание мини-музея. Консультации: «Виды народного декоративно-прикладного искусства», «Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с изделиями декоративно- прикладного искусства»; оформление выставок совместных работ воспитанников и родителей

Виды музейных экспозиций

Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы — экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения. Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы — экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции — выставки: тематические, фондовые, отчетные.

Создание выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время активно развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

Здание Краеведческого музея построено в 2006 году. Параллельно со строительством и благоустройством здания создавалась историко-краеведческая экспозиция. В работе принимали участие ученые, представители общественности. Создатели экспозиции столкнулись с многочисленными трудностями, связанными с особенностями здания: оно состоит из четырех больших залов с колоннами и стеклянными стенами. Было решено разделить пространство на тематические зоны при помощи специального экспозиционного оборудования.

Первый зал краеведческой экспозиции открылся для посетителей 20 июля 2007 года. Здесь представлено многообразие природы Южного Урала, а также экспонаты, рассказывающие о далеком прошлом нашего края. В больших витринах — окаменевшие стволы и отпечатки листьев гигантских папоротников, распространенных во времена динозавров, бивни мамонтов и скелет пещерного медведя, обитавших на Южном Урале в ледниковый период. В этом же зале находятся образцы южноуральских горных пород и минералов, гербарии и коллекции насекомых. В соседних витринах можно увидеть орудия труда наших предков, живших в каменном и бронзовом веках.

Второй зал — зал истории и народного быта открылся 25 декабря 2007 года. В экспозиции представлена история Южного Урала, начиная с раннего железного века до конца XIX века. Здесь два больших раздела. Первый посвящен древним культурам раннего железного века и раннего средневековья. Здесь же можно познакомиться с искусством и религией мусульманского мира, традиционными занятиями и бытом башкир, казахов — коренных народов Южного Урала. Во втором разделе экспозиции рассказывается о заселении, сельскохозяйственном и промышленном освоении края в XVIII-XIX веках. Атмосферу былых эпох создают объемные композиции: древнее городище и доменная печь XVIII века, «многоголосая» ярмарка, и кабинет чиновника конца XIX века, крестьянская изба и купеческая гостиная.

Зал истории ХХ века открылся в 2008 году. Рассказ об истории края начинается со строительства железных дорог на Южном Урале и заканчивается общественно-политическими переменами 1980-90-х годов. В экспозиции представлены важнейшие события XX века: революция и Гражданская война, индустриализация и коллективизация, Великая Отечественная война, хрущевская оттепель, годы застоя.

Музей на крыше — один из самых успешных и романтичных проектов Челябинского краеведческого музея. Смотровая площадка восточной башни, где расположилась экспозиция «Музей на крыше», занимает 600 квадратных метров. Отсюда открывается прекрасная панорама. Город виден как на ладони: небольшие улочки и современные проспекты, театры и деревянные постройки начала XX века, зеленые скверы и городские парки, купола церквей и мечеть с минаретом. А рядом экспонаты, рассказывающие о том, каким был Челябинск сто, двести лет назад. Картину прошлого дополняют сохранившиеся карты и планы застройки старого города, коллекция «потерянных» вещей, найденных во время археологических раскопок.

Говоря об истории музея, мы, безусловно, подразумеваем всегда то, что деятельность любой организации «задается» выбранной ею миссией.

Миссия музея вполне оправдывает его существование и заслуживает внимания как со стороны стороннего наблюдателя, – посетителя, ученых, исследователей – всех, кого волнует прошлое, настоящее и кто нацелен в будущее, так и людей, непосредственно служащих этой самой миссии – сотрудников музея.

Учитывая все исторические аспекты миссии нашего музея, остановимся подробно на одном – программы, адресованные публике.

Программы, адресованные публике (ПАП), охватывают всю деятельность музея, направленную на расширение музейной аудитории и привлечение публики к более активному взаимодействию с музеем. Они обогащают опыт посетителя, доставляют ему удовольствие и расширяют его представления, привлекают новых посетителей и вызывают желание вновь сюда вернуться. Две характеристики управления ПАП особенно важны для подготовки успешных музейных программ XXI века – внимание к запросам публики и творческий подход. Музейные программы создаются для людей.

Необходимо отметить, что одной из самых важных составляющих в музейных программах являются выставки. Обратимся немного к истории, т.к. выставочная деятельность Пятигорского краеведческого музея уже имеет свою историю. Целенаправленно, но может быть, хаотично, музей занимается выставками с 1975 г., С этого времени появляются дополнительные площади – выставочный зал площадью 80 м2. Выставочная работа выделяется с этого времени в отдельное направление деятельности музея и становится самой популярной формой работы с посетителем.

Выставки – главная площадка взаимодействия музея с публикой. Действительно, об успехе или неудаче музея публика чаще всего судит по его выставочной программе. Выставочная политика и процесс подготовки выставок – важнейшие средства управления выставочной программой, которые необходимо использовать администрации музея.

Выставочная политика сформирована руководством музея во взаимодействии с музеями края, региона, страны. В постсоветский период деятельность музейной сети края, как, впрочем, и других отраслей культуры, была мало кому интересна. Постоянные, зачастую бессменные экспозиции привлекали незначительную часть населения. Поэтому начались поиски новых форм работы с посетителями. Для персонала всегда очень важно понимать приоритеты выставочной программы – например, сочетание научности выставок с их привлекательностью для посетителя, предпочтение выставок местного, регионального, национального или международного значения и, наконец, уровень готовности музея к расширению доступа публики к его коллекциям посредством ротации экспонатов и проведения региональных выставок. С начала 90-х гг. изменилась в связи с этим структура музеев края – вводились в строй выставочные залы (от 50-ти до 350 м2). А в концепции дальнейшего развития музейного дела в Ставропольском крае на период до 2000 г. было признано целесообразным создавать при каждом музее выставочный зал, для систематического показа выставок, как из собственных собраний, так и привозных.

Такая система начала действовать в Ставропольском объединенном краеведческом музее, в музеях Пятигорья. В течение года в каждом из 14 филиалов Ставропольского государственного объединения сменяется до 4-6 выставок, что, с одной стороны, повышает интерес посетителей к музею, а с другой – увеличивает оборот показа музейных предметов. С этого момента произошло важнейшее изменение в жизни музеев – появилось стремление к большей открытости, к взаимодействию не только со специалистами, но и с широкой публикой, готовности использовать их знания и опыт.

Так что система выставочной деятельности в музеях края сформирована 20-летним опытом работы в этой области. Руководством музея постепенно сформирована выставочная политика, которая и определила главные приоритеты, идеологию представления объектов, количество, частоту, размеры и тематику временных экспозиций.

Реализация выставочных программ свидетельствует ныне о результативности и верности выбранного направления. Как результат, выставки – одно из важнейших направлений деятельности, характеризующих роль музея в культурной жизни края.

Если в регионах, ориентированных в значительной степени на приезжего туриста, музеи могут обходиться меньшим числом выставок, то для музеев, ориентированных на местных жителей, выставки являются одной из форм поддержания постоянной связи с посетителями, привлечения их в музей, поддержания интереса социума к музею, отклика на актуальные проблемы, события и явления жизни.

Выставки дают возможность показать широкой публике и ввести в научный оборот фонды, что является одной из важнейших, к тому же специфически музейных форм публикации научной работы коллектива. Определив основные принципы выставочной политики, которых должны придерживаться сотрудники музея, необходимо решать сложнейшие задачи и проблемы согласования компетентности музея в своей области и его открытости при планировании и проектировании выставок. Ведь выставка «…есть среда общения, а для музея она еще и главное средство общения с публикой. Чтобы сделать это общение плодотворнее, приходится не только мобилизовать все ресурсы самого музея, но и все чаще привлекать дополнительные ресурсы извне. Процесс подготовки выставок объединяет все сложившиеся в музее на данный момент способы координации ресурсов, для того, чтобы обеспечить своевременное открытие выставок, выполнение их бюджета и достойный уровень качества».

Как это удается сделать Пятигорскому краеведческому музею, видно из приведенного анализа выставочной работы музея.

Мы можем в какой-то степени проследить эффективность выставочной деятельности музея в указанный период и динамику роста посещаемости выставок, время ее неустойчивого состояния. Анализ статистических данных позволяет считать, что выставки для музея являются основой успешной деятельности.

Планирование выставок является одним из главных факторов успеха в работе музея. Четко составленный план выставок, с учетом потребностей музея, посетителей, выставок социального заказа дает возможность ежегодно удерживать выставочную деятельность на лидирующих позициях по сравнению с другими видами работы музея.

Выставка служит основным источником привлечения внебюджетных средств и основной доходной частью в сфере обслуживания посетителей музея.

Сопутствующие услуги на выставке (фото-, видеосъемка, реализация печатной и сувенирной продукции) – это дополнительный фактор успешной работы проекта. Разнообразие, разноплановость выставок приводит к активации процесса привлечения посетителя.

Пользуются популярностью выставки созерцательного типа, характерного, в основном, для художественных галерей. Такие выставки рассчитаны на эстетическое восприятие, а если экспозиция «живая» («Чудеса аквариума»), не характерная для краеведческого музея, то успех, даже при недостаточно отработанной PR-компании, обеспечен.

Посетитель, потребитель музейного продукта, также является залогом успешной работы выставки. Формы работы с посетителями настолько разнообразны, насколько индивидуальны (начиная с приветствия и далее – встречи, экскурсионного обслуживания, и заканчивая прощанием, надеждой на следующую встречу). И, ссылаясь на опыт работы, можно отметить, что посетитель и является главным средством рекламы выставки. Если выставка понравилась посетителям с первой недели ее работы, то успех ее будущей деятельности обеспечен.

Музейный специалист по оценке (или внешний эксперт, приглашенный по договору) оценивает теперь «общее впечатление» посетителя выставки. Наиболее эффективно его можно оценить, вернувшись к первоначальному плану-проспекту и посмотрев, действительно ли выставка «сообщает» посетителю то, что планировалось. Результаты оценки представляются директору и выставочному отделу, который на основе совокупного опыта многих проектных групп разрабатывает общие рекомендации по организации выставок – важный документ, призванный высвободить творческий потенциал проектных команд будущих выставок.

Итак, выставка для музея – это главный маркетинговый инструмент. Благодаря выставкам все отделы могут «отойти» от своей стационарной экспозиции и показать что-то новое, необычное путем создания временной экспозиции.

Фонды, являясь самым стабильным отделом в музее, имеют возможность показать свои раритеты, коллекции, последние поступления посредством создания выставки на ту или другую тему; происходит движе­ние фондового материала, активизируется открытость музея для посетителя. Выставки дают возможность вести научно-просветительскую работу, комплектовать коллекции сообразно тем потребностям, которые сложились к этому времени в музее. Библиотека музея с помощью выставки показывает разнообразие собранного за все годы работы печатного материала. В процессе подготовки и работы выставки в музее ведется научно-исследовательская деятельность. С помощью периодических изданий, научных публикаций, различных информационных технологий возникает интерес не только к выставочному проекту, но и к музею в целом.

Выставка предполагает не только разнообразие форм работы с посетителем, но и привлечение организаций (научных учреждений) к проведению конференций, семинаров, круглых столов и т.п.

Выставка позволяет определить приоритеты развития, разработать программные мероприятия музейной деятельности края. При постоянной смене выставок ведется разнообразная экскурсионно-методическая работа, разрабатываются темы экскурсий, лекций, учебных программ, ведется профессиональная учеба молодых специалистов.

Информационно-техническое обеспечение выставок позволяет привлечь более широкий круг посетителей. В процессе работы выставок осуществляется творческое, методическое и практическое содружество музея и общеобразовательных учреждений города и края, турфирм.

Выставки, особенно социального заказа, предполагают организацию, проведение и участие в культурных, общественно-политических и музейно-краеведческих акциях и мероприятиях к знаменательным датам и памятным событиям.

С помощью выставок музей ведет активную культурно-шефскую и благотворительную деятельность, военно-шефскую работу. Все это в итоге ведет к популяризации краеведческих материалов, коллекций, музейных предметов и в целом музейной деятельности.

Таким образом – выставки способствуют выполнению выбранной музеем миссии, используя свой краеведческий потенциал, руководствуясь научно-просветительскими целями, работая в современных условиях, используя новые формы работы, создавая новый продукт, сделать так, чтобы он (продукт) был не только востребован конкретным потребителем, но и привлекал к себе все большее внимание потенциального посетителя.

Таким образом:

— деятельность Пятигорского краеведческого музея в сфере социально-культурного сервиса достаточно обширна и типична для большинства музеев краеведческого профиля;

— музей поддерживает научные, выставочные, творческие связи с музеями Северного Кавказа (проводит региональные научно-практические конференции, круглые столы, фестивали, выставки);

— материалы музея служат источниковой базой для исследователей (ученых, экскурсоводов, архитекторов и т.д.);

— активная выставочная деятельность музея является важным средством услуг в сфере социально-культурных запросов жителей региона.

Выставочная деятельность музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *