Выставление счет фактуры

Разные даты в Акте и счет-фактуре.

Во-первых, теперь законодательно определено, что счета-фактуры выставляются налогоплательщиком НДС не только при отгрузке товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, но и при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав. Иначе говоря, с 01.01.2009 счета-фактуры выставляются продавцами — налогоплательщиками НДС и при получении авансов.
Во-вторых, законодательно закреплен срок выставления «авансовых» счетов-фактур. Если до 01.01.2009 гл. 21 НК РФ предусматривала лишь сроки выставления счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг), то теперь свои сроки выставления имеют и «авансовые» счета-фактуры.
Из пункта 3 ст. 168 НК РФ следует, что счета-фактуры выставляются налогоплательщиком в следующие сроки:
при реализации товаров (работ, услуг) — в течение пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги), со дня передачи имущественных прав;
при получении аванса — в течение пяти календарных дней со дня получения платы, частичной оплаты в счет предстоящих поставок. Таким образом, на выставление счета-фактуры закон отводит продавцу — налогоплательщику НДС всего пять календарных дней со дня отгрузки или получения предоплаты.
В связи с тем, что налоговое законодательство не раскрывает понятия «отгрузка», у продавца могут возникнуть вопросы по поводу определения максимально возможного срока выставления счета-фактуры при реализации. При определении даты отгрузки товаров (работ, услуг) налогоплательщик должен руководствоваться нормами бухгалтерского законодательства. Следует напомнить, что п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» закреплено правило о том, что все хозяйственные операции, совершаемые организациями, в обязательном порядке оформляются первичными учетными документами, служащими основой для ведения бухгалтерского учета. По общему правилу, вытекающему из п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, для документального подтверждения хозяйственных операций организации применяют типовые формы учетных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом России. Дата выписки любого первичного бухгалтерского документа является его обязательным реквизитом. В силу этого под датой отгрузки для целей НДС налогоплательщик должен понимать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика) или на перевозчика для доставки товаров покупателю. Именно такие разъяснения по этому поводу дал Минфин России в письме от 18.04.2007 N 03-07-11/110. О том, что при выполнении работ счет-фактура составляется в течение пяти дней со дня подписания акта выполненных работ, указывалось и в более раннем документе — письме Минфина России от 11.03.2005 N 03-04-05/02. Солидарны с мнением Минфина России и арбитры, о чем свидетельствует постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2005 по делу N А21-5696/04-С1.

Таким образом, распоряжение о проведении проверки вручено в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Аналогичный подход использует Восемнадцатая апелляция (Челябинск) по делу № А76-1125/2013.
Данный подход применяется с «легкой руки» ФАС Центрального округа, который озвучил данную «формулу» в конце 2012 г. в Постановлении по делу № А62-8000/2011. К сожалению, надзоная инстанция в начале 2013 г. по данному делу изъянов не нашла и отказалась его пересматривать.
Подобный подход вообще выхолащивает логику закона, поскольку позволяет уведомлять о проверке в день ее проведения. К тому же, если норма действительно «об этом», то какой смысл в указании на 3 дня? Ограничить орган контроля, дабы он не уведомлял ранее чем за 3 дня до проверки?
Попробуем понять, что значит фраза «не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения», сделав противопоставление. Если приведенная фраза — предостережение, то нарушение такого правила должно быть определено так:
«уведомлен позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения» — эта фраза означает, что уведомление произошло после начала проведения проверки. Таким образом, по мнению судов, законодатель «гениально» зашифровал формулу «уведомляется до фактического начала проверки в любой срок». Очевидно. что это не так, что лингвистическая ошибка в статье 9 Закона теперь развязывает руки небрежному правоприменителю.
Отметим, что ранее некотрые суды, зачастую, относились к данной норме «терпимее».
Правило «не менее трех дней» было указано в постановлении Волго-Вятской кассации в 2012 г. (№ А29-5301/2011).

Форум — Клуб метрологов

12. Часть 12 комментируемой статьи обязывает орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля предварительно уведомлять юридическое лицо, индивидуального предпринимателя о проведении в отношении их плановой проверки. В Законе 2001 г. о защите прав при проведении контроля о подобной обязанности ничего не говорилось.
В части 12 комментируемой статьи также регламентировано исполнение рассматриваемой обязанности: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются о проведении в отношении их плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Как определено в п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 <1>, почтовое отправление с уведомлением о вручении — это почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1556.
При этом не вполне понятным представляется указание в ч. 12 комментируемой статьи на распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки, поскольку исходя из норм ст. 14 комментируемого Закона для проведения проверки должны издаваться только одно распоряжение или только один приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, т.е. распоряжение или приказ о проведении проверки, и о необходимости издания двух распоряжений или двух приказов — о начале проведения и о проведении проверки — в этой статье ничего не говорится.
В отношении срока, не позднее которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель согласно ч. 12 комментируемой статьи должны быть уведомлены о проведении в отношении их плановой проверки (три рабочих дня до начала проведения проверки), следует заметить, что в этот срок почтовое отправление должно быть уже получено юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. В противном случае теряется сам смысл предварительного уведомления о проведении плановой проверки. О понятии рабочих дней см. комментарий к ст. 8 Закона.
Нарушение требования о предварительном уведомлении юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении в отношении их плановой проверки согласно п. 1 ч. 2 ст. 20 комментируемого Закона относится к грубым нарушениям требований данного Закона, т.е. в соответствии с ч. 1 указанной статьи является безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными.

Вопрос-ответ: Порядок и дата выставления документов на оплату

ВОПРОС:

В договоре на поставку товара (выполнение работ/оказание услуг) следующая формулировка: «Все расчеты по договору производятся в безналичном порядке, путем перечисления денежных средств на указанный Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) расчетный счет после подписания товарной накладной (акта выполненных работ, оказанных услуг) в течение 30 календарных дней». Это означает, что оплата производится после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по передаче товара (выполнению работы, оказанию услуги). В каком порядке должны быть выставлены документы на оплату? Счет может быть позже или одной датой с товарной накладной (актом выполненных работ, оказанных услуг)? Или счет может выставляться вне зависимости от порядка оплаты? Т.е. правильно ли будет, если контрактом предусмотрена оплата по факту, а счет выставляется раньше товарной накладной (акта выполненных работ, оказанных услуг), но заказчик дожидается даты акта и только потом оплачивает?

ОТВЕТ:

Стороны вправе определить порядок оплаты в договоре. Момент выставления счета не имеет значения, если в договоре содержатся платежные реквизиты и указан срок для оплаты с момента поставки.

Срок оплаты полученного товара может устанавливаться определенной календарной датой или истечением определенного периода времени с момента передачи покупателю товара.

———————————
Пример формулировки условия:

«Покупатель обязан оплатить товар в течение 20 дней с момента получения товара от поставщика».

———————————
Если срок оплаты товара, проданного в кредит, не согласован

В этом случае согласно п. 1 ст. 488, п. 2 ст. 314 ГК РФ покупатель по общему правилу должен будет оплатить товар в течение семи дней с момента предъявления поставщиком соответствующего требования.

Источник — Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договора {КонсультантПлюс}

Для согласования порядка расчетов сторонам рекомендуется установить в договоре следующее:

  • срок оплаты товара;
  • момент исполнения покупателем обязанности по оплате (момент оплаты) товара;
  • возможность оплаты товара получателем (плательщиком).

7.2.1. Срок оплаты товара по договору поставки

Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи товара, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или договором и не вытекает из существа обязательства (п. 1 ст. 486 ГК РФ).

договором может быть предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю, т.е. продажа товара в кредит (п. 1 ст. 488 ГК РФ), оплата товара в рассрочку (абз. 1 п. 1 ст. 489 ГК РФ).

Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договора {КонсультантПлюс}

Для согласования условия о форме расчетов денежными средствами в безналичном порядке стороны должны указать в договоре:

  • конкретную форму расчетов из числа предусмотренных ст. 862 ГК РФ;
  • сведения (реквизиты), необходимые для осуществления платежа.

Перечень реквизитов и формы расчетных документов определяются в соответствии с п. п. 1.10, 1.11 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П). Для каждой формы безналичных расчетов установлено разное содержание расчетных документов. В тексте договора стороны могут указать платежные реквизиты либо порядок их сообщения по каждому сроку платежа. В первом случае реквизиты вносятся, как правило, в специальный раздел договора либо оформляются приложением к нему. Сообщить реквизиты платежа после заключения договора сторона может путем выставления счета, счета-фактуры или направления письменного уведомления (письма, телеграммы и т.п.).

———————————
Пример формулировки условия:

«Расчеты по договору поставки осуществляются в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика на основании платежного поручения покупателя. Денежные средства перечисляются по реквизитам, указанным в разделе 7 «Адреса и реквизиты сторон» настоящего договора, если иные реквизиты не указаны в выставленном поставщиком счете на оплату».

———————————
Если в договоре не указано, какую форму безналичных расчетов денежными средствами выбрали стороны

В этом случае покупатель должен будет оплатить товар в безналичном порядке платежным поручением (п. 1 ст. 516 ГК РФ) и не вправе будет использовать иную форму расчетов.

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Выставление счет фактуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *