Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

1. Комментируемая статья устанавливает возможность принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В законодательстве культурные ценности определяются как движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение (ст. 3 ФЗ РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Аналогичное определение дано в ст. 5 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Положения комментируемой статьи распространяются не на все объекты, относящиеся к культурным ценностям, а лишь на те, которые отнесены к имеющим особое значение. Критерии отнесения культурных ценностей к особо значимым должны определяться нормативным правовым актом Правительства РФ. До вступления в силу указанного акта такими культурными ценностями признаются:

1) мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся отечественных политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства независимо от времени их создания;

2) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

3) художественные ценности и транспортные средства, созданные до 1917 года;

4) созданные до 1900 года уникальные и редкие музыкальные инструменты и смычки (за исключением музыкальных инструментов и смычков фабричного (мануфактурного) изготовления), рукописи, архивные документы, редкие предметы техники, предметы и коллекции обмундирования и снаряжения, редкие печатные издания, знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные конверты, налоговые и аналогичные марки (за исключением почтовых карточек и открытых писем независимо от времени их создания);

5) холодное оружие, созданное до 1900 года, а также антикварное оружие;

6) палеонтологические образцы, свидетельствующие о патологии или особенностях роста (развития) животного, представляющие интерес для науки (ст. 5 ФЗ от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела»).

По смыслу комментируемой статьи под культурными ценностями в ней понимаются не только движимые, но и недвижимые объекты.

2. Бесхозяйственное содержание культурных ценностей означает неисполнение собственником необходимых действий, которые возлагаются на него в соответствии со ст. 210 Кодекса, а при наличии в законодательстве специальных требований — также нарушение этих требований. Принудительное лишение права собственности в данном случае продиктовано приоритетом общественного интереса в сохранении объекта, представляющего историческую или художественную ценность.

3. Комментируемая статья не устанавливает, кто может инициировать судебный процесс. Если речь идет о принудительном выкупе — инициатором может быть только государство, следовательно, инициатива может исходить от уполномоченных государственных органов. Иные лица, заинтересованные в сохранении объекта, имеющего культурную ценность, вправе предъявить в суд требование об изъятии бесхозяйственно содержимых культурных ценностей у собственника и продаже их с публичных торгов.

4. Для принятия решения об изъятии вещи, представляющей культурную ценность, необходимо доказать, что данный объект относится к культурным ценностям, имеющим особое значение и охраняемым государством, факт бесхозяйного обращения с вещью, которое может выражаться как в активных действиях (использование способами, наносящими вред объекту), так и в бездействии (отсутствие необходимого ремонта, неуплата коммунальных платежей, влекущая прекращение подачи необходимых для поддержания объекта в надлежащем состоянии), а также, что подобное отношение грозит утратой объектом своего значения как культурной ценности. При этом причина бесхозяйного обращения и наличие вины в этом собственника значения не имеют, так как цель принудительного изъятия — сохранение объекта, а не наказание собственника за ненадлежащее отношение к вещи.

5. Комментируемая статья предусматривает два варианта изъятия имущества — принудительный выкуп государством или реализация вещи с публичных торгов. При этом не определено, что понимается в данном случае под «государством». Исходя из специального законодательства, в зависимости от значимости объекта и формального отнесения к определенной категории путем включения в соответствующий реестр, требование о выкупе может предъявить как уполномоченный федеральный орган, так и региональные органы, в задачи которых входит охрана объектов культурного наследия. При реализации с публичных торгов приобретателем вещи может стать любой субъект гражданского оборота.

6. Изъятие происходит на возмездной основе. В зависимости от способа изъятия — принудительный выкуп или продажа с публичных торгов собственнику возмещается стоимость вещи либо передаются вырученные от реализации вещи средства за вычетом расходов, связанных с изъятием и реализацией объекта. Условия принудительного выкупа определяются по соглашению сторон, а при его отсутствии — на основании решения суда.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Комментарий к статье 236 Гражданского Кодекса РФ

1. Данная статья является новой. Она уточняет порядок отказа собственника от имущества, предусмотренный ст. ст. 225 и 226 ГК.

2. Отказ от права собственности может исходить только от гражданина или юридического лица. Следовательно, государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они могут утратить его по другим основаниям). Вместе с тем ст. ст. 225 и 226 ГК подобного ограничения не содержат, что свидетельствует о несогласованности указанных статей с абз. 2 ст. 236.

3. Собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество двумя способами: он может прямо объявить об отказе или совершить действия, определенно свидетельствующие о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество. Второй способ наиболее близок к понятию «брошенные вещи», которое применяется в ст. 226 (см. коммент.).

4. Важным положением данной статьи, уточняющим последствия отказа от права собственности, установленные в ст. ст. 225 и 226 ГК, является правило о том, что отказ от права собственности сам по себе не прекращает обязанности собственника в отношении своего имущества. Он сохраняет бремя содержания имущества (ст. 210 ГК и коммент. к ней), отвечает за вред, причиненный при использовании имущества другими лицами, должен платить налог на это имущество. Эти права и обязанности сохраняются до того момента, когда имущество поступит в собственность другого лица. Это может произойти в силу приобретательной давности на основании ст. ст. 225 и 234 ГК (см. коммент.), а для движимых вещей также и по нормам ст. 226 ГК (см. коммент.).

5. Из положения, установленного в ч. 2 комментируемой статьи, следует, что отказ от права собственности способами, определенными в ч. 1, не рассматривается законом как окончательный. Собственник, который отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица.

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *