Физические и временные ресурсы налоговых инспекторов ограничены, поэтому они идут с проверкой только туда, где гарантированно можно сделать доначисления налогов. Предлагаем вашему вниманию 7 критериев отбора кандидатов на выездные проверки. Проверьте заранее, не грозит ли вам в ближайшем будущем визит налоговой инспекции.
Выездные проверки всегда были и до сих пор остаются действенным инструментом налогового контроля. Однако в последние годы выездных налоговых проверок стало гораздо меньше. Сама ФНС России ратует за то, чтобы не «кошмарить» бизнес и проведение выездной проверки назначать только при стопроцентном наличии нарушений с возможностью крупных доначислений по налогам. Тем более, что у инспекций есть свой, негласный, план по суммам доначислений, которые должны поступить в бюджет (официально этот факт, конечно, никогда не подтверждается).
В связи с этим отбор претендентов на проверки стал более качественным. И если компания оказывается в списке – может готовиться к доначислениям, поскольку еще до начала проверки инспекторы знают, что и где будут искать.
Сегодня мы поговорим об основных критериях, по которым ИФНС «вычисляет» компании, подлежащие выездной проверке.
Содержание
- Распространенные заблуждения
- Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли
- Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС
- Критерий №3. Низкая зарплата
- Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более
- Критерий №5. Опережающий рост расходов
- Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
- Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС
- Как осуществляется налоговая проверка
- Разновидности налоговых проверок
- Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов
- Налоговые проверки в зависимости от места проведения
- Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов
- Налоговые проверки в зависимости от способа организации
- Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок
- Вручение справки руководителю
- Окончание выездной налоговой проверки
- Новые записи:
Распространенные заблуждения
Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.
Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.
Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.
Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления
Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли
В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.
- Критические отклонения в налоговой нагрузке
Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.
Узнать среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, можно из .
(актуализировано с учетом данных за 2017 год)
- Критические отклонения в рентабельности
Рентабельность проданных товаров и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам — .
Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС
Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.
К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на .
Критерий №3. Низкая зарплата
Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть .
Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более
Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:
- убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
- убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
- убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.
Критерий №5. Опережающий рост расходов
Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.
Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:
- контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:
- какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
- учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
- нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.
Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС
Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.
***
Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе .
Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.
В частности, в обязательном порядке:
- отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
- анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
- мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем
и пр.
Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).
После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.
Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.
Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.
В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.
Связаться с экспертом
Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными государственными налоговыми органами по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах.
В ходе осуществления процессуальных действий налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов) в бюджет.
Как осуществляется налоговая проверка
Налоговая проверка осуществляется путем сопоставления данных организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, указанных в налоговой отчетности (декларациях и расчетах), с реальным состоянием финансово-хозяйственной деятельности этих организаций-налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в ходе проведения налоговой проверки сопоставляются фактические данные, полученные в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и расчетов, которые организации-налогоплательщики и индивидуальные предприниматели представили в налоговые органы.
Разновидности налоговых проверок
Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам и основаниям.
Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых вопросов
По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.
Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.
Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.
Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки либо как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения.
Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.
Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, по правильности применения льгот и любым иным финансово-хозяйственным операциям.
Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения.
Налоговые проверки в зависимости от места проведения
В зависимости от места их проведения налоговые проверки делятся на камеральные, выездные и встречные.
Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.
Целью камеральной проверки является:
-
контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах;
-
выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
-
взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пеней;
-
возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке наложения налоговых санкций;
-
а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
При проведении камеральной проверки контролируется:
-
состав и сроки представления документов налогоплательщиком;
-
правильность их оформления;
-
правильность проведения расчетов по налогам;
-
наличие документов, подтверждающих льготы по налогам;
-
правильность расчета налогооблагаемой базы.
Налоговики в ходе камеральной ревизии должны проверить поступившие к ним документы в течение 3 месяцев со дня их поступления.
О выявленных ошибках или несоответствии полученных сведений сообщается проверяемому лицу.
Срок для представления документов на исправление обнаруженных ошибок или получения дополнительных сведений составляет 5 дней.
Сотрудник ИФНС может вызвать представителя фирмы для дачи пояснений или привлечь нужного специалиста.
В случае выявления нарушений составляется акт проверки.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий:
-
по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;
-
по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;
-
по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;
-
а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Цель выездной налоговой проверки:
-
осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов;
-
взыскание недоимок по налогам и пени;
-
привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
-
предупреждение налоговых правонарушений.
Однако эти цели достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами.
Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
При выездной проверке используются оригиналы первичных документов, поэтому эта проверка более объемна, чем камеральная.
Проверке, как правило, подвергают документацию за 3 года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки.
Продолжительность проведения проверки должна быть не более 2 месяцев.
Этот срок может быть увеличен только в случае возникновения обстоятельств, требующих продолжения проверки. К ним относят:
-
наличие информации о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
-
непредставление налогоплательщиком нужных документов;
-
другие причины.
Сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных проверок
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.
Этот метод можно применять лишь по документам, которые оформляются не в одном, а в нескольких экземплярах.
К их числу относятся документы, которыми оформляется поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.).
Экземпляры таких документов находятся либо в различных организациях, либо в разных структурных подразделениях предприятия.
При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.
В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком недокументирования факта хозяйственной деятельности, и, как следствие, сокрытия доходов.
На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности).
Налоговые проверки в зависимости от объема проверяемых документов
По объему проверяемых документов проверки делятся на:
-
Сплошные проверки. В этом случае проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов);
-
Выборочные проверки. В этом случае проверяется только часть документов. Выборочная проверка может перерасти в сплошную проверку в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Налоговые проверки в зависимости от способа организации
По способу организации налоговые проверки делятся на плановые проверки и внезапные проверки, и повторные проверки.
Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).
Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок.
Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.
Типичные нарушения, которые выявляются при проведении налоговых проверок
На практике налоговые органы выявляют такие виды нарушений:
-
Занижение размера выручки.
-
Завышение расходов.
-
Ошибки и нарушения при оформлении первичной документации.
В Федеральной налоговой службе (ФНС) обсуждается приостановка всех мер контроля – выездные проверки, выемки, осмотры, допросы, при которых инспекторам приходится лично общаться с налогоплательщиками, сообщают «Ведомости» со ссылкой на двух федеральных чиновников и сотрудника одной из налоговых инспекций.
Из-за распространения коронавируса количество выездных проверок сократят до минимума, проводить их будут только в случае критической необходимости. Мораторий будет действовать, пока не нормализуется эпидемиологическая ситуация. Обсуждается также перенос срока сдачи деклараций по НДФЛ (30 апреля), чтобы меньше людей приходило в инспекции, говорит чиновник, для этого потребуются поправки в Налоговый кодекс.
В ФНС от комментариев воздержались.
В этом сюжете
- Кабмин намерен подключить ФТС и ФНС к сбору данных о загрязнителях 25 февраля, 17:25
- Правительство смягчит налоговые проверки из-за НДС 26 июня, 10:11
- ВС решал, можно ли проводить налоговую проверку вне законных сроков 23 марта, 16:22
Серьезных проблем у службы не должно возникнуть, считает сотрудник налоговой инспекции. Еще не начатые проверки можно отложить, а уже открытые – приостановить по решению руководителя налогового органа. Главное, чтобы мораторий не продлился более полугода: это предельный срок приостановки проверки, а всего она не может длиться более года. Трудности могут возникнуть лишь с проверками, которые подходят к концу, говорит собеседник «Ведомостей»: можно не успеть провести выемки, поэтому такие проверки стоит завершить.
Еще одна проблема – проверки сложных операций, которые привели к уходу от НДС, говорит сотрудник другой инспекции: можно работать и дистанционно, но опросы свидетелей, выемка документов, конечно, более эффективные методы.
Затягивание проверок может помочь компаниям избежать ответственности, замечает партнер EY Алексей Нестеренко, если эпидемия продлится еще полгода и налоговые акты будут выписаны только в 2021 году, то ответственности за нарушения в 2017 году бизнес избежит. Риски могут возникнуть и у самого бизнеса: чем дольше длится проверка, тем больше может оказаться размер пени, предупреждает он.
За последние пять лет число выездных налоговых проверок сократилось в 3,3 раза. В 2019 году ФНС провела на 34% меньше выездных проверок, чем годом ранее, – всего около 9000. При этом доначисленная по ним сумма сократилась только на 2,2% до 300 млрд руб. с 306,4 млрд.
Между тем, Федеральная антимонопольная служба не будет отказываться от выездов в компании и внезапных проверок из-за коронавируса, говорит начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Эти проверки – тоже способ защитить население и не дать ценам на жизненно важные товары, лекарства, маски вырасти, а недобросовестным компаниям – нажиться на сложной ситуации, объяснил он.
- Право.ru
Добавить в «Нужное»
Обновление: 7 апреля 2016 г.
О том, что проверка у вас закончилась, вы узнаете из справки о проведенной проверкеприложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Ее составляют в последний день выездной проверкип. 15 ст. 89 НК РФ. Обычно это делает руководитель проверяющей группы. В нее из решения он переносит сведения о предмете проверки (какие налоги проверялись и за какой период), а также указывает срок ее проведения. Причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. Подписывает справку только руководитель группыПисьмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 6.1).
Вручение справки руководителю
Как правило, в последний день проверки справку вручают руководителю организации/ИП или его уполномоченному лицуп. 15 ст. 89 НК РФ. В ней руководитель организации (ее представитель по доверенностип. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 НК РФ) или ИП должен расписаться. Но может быть и так, что проверяющие уже не находятся на вашей территории. Тогда они могут вызвать руководителя организации/ИП к себе в ИФНС и там вручат ему справку и тоже попросят расписаться в ее получении на своем экземпляреподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Для этого вам направят уведомление о вызове по утвержденной ФНС формеприложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (подробнее о том, что в нем указывается и как вы его получите, можно узнать в отдельном материале).
Если же организация/ИП проигнорирует вызов в инспекцию или же изначально уклоняется от получения справки, тогда ее направят по почте заказным письмом по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)п. 15 ст. 89, п. 5 ст. 31 НК РФ. В этом случае датой получения справки будет считается дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении вам письмаПисьмо ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (вопрос 3).
Окончание выездной налоговой проверки
Поскольку дата составления справки — это дата окончания выездной проверкип. 8 ст. 89 НК РФ, тоПисьмо ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 (вопрос 3):
- после ее составления проверяющие уже не имеют права находиться на вашей территории, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля;
- дальнейшее исчисление сроков оформления результатов налоговой проверки считается с даты составления справки, а не ее вручения. Так что уклоняться от получения справки бессмысленно, это не изменит срок проверки.
Даже если справка составлена позже чем через 2 месяца (4—6 месяцев с учетом продлений и приостановлений), то само по себе это процедурное нарушение не ведет к отмене решения по результатам проверки.