Введение налогов и сборов

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности правового регулирования установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов;

уметь

  • • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • • анализировать практику применения норм налогового права, связанных с уплатой федеральных налогов и сборов;
  • • анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права, регулирующие порядок уплаты федеральных налогов и сборов;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

владеть навыками

  • • разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налогово-правовых отношений, связанных с установлением, введением и взиманием федеральных налогов и сборов;
  • • работы с текстами налогово-правовых документов.

Общий порядок установления, введения в действие федеральных налогов и сборов

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню налоговой системы осуществляется исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования .

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В ст. 13 НК РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

  • — НДС;
  • — акцизы;
  • — НДФЛ;
  • — налог на прибыль организаций;
  • — НДПИ;
  • — водный налог;
  • — сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • — государственная пошлина.

Однако в соответствии с п. 7 НК РФ, если НК РФ установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13. НК РФ, то именно в этих специальных налоговых режимах определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения их в действие и применения.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случае и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Кроме того, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

  • — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • — упрощенная система налогообложения;
  • — система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности;
  • — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • — патентная система налогообложения.

Виды федеральных налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате федеральных налогов и сборов установлены в НК РФ (ст. 1).

В соответствии со ст. 3 HК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные федеральные налоги и сборы. Кроме того, при установлении федеральных налогов и сборов законодатель должен соблюдать следующие требования: 1) при установлении федеральных налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; 2) федеральные налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ); 3) федеральные налоги и сборы должны иметь основание и не могут быть произвольными, недопустимы федеральные налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. З ст. 3 НК РФ); 4) нe допускается устанавливать федеральные налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ); 5) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками федеральных налогов и сборов, не предусмотренные HК РФ либо установленными в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).

При установлении федеральных налогов должны быть определены все элементы налогообложения, закрепленные в ст. 17 НК РФ, а именно: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении федерального налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении федеральных сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, полностью все элементы налогообложения по федеральным налогам и сборам определены на федеральном уровне .

Льготы по федеральным налогам устанавливаются федеральным законодателем, но представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ могут быть введены дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджет.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик или плательщик сборов точно знал, какие федеральные налоги (сборы) и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о федеральных налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (7ст.З НК РФ).

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 1 НК РФ).

Порядок введения в действие законодательных актов о федеральных налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства o федеральных налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей. При этом федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых федеральных налогов или сборов, вступают в силу не ранее

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие федеральные налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, иные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения, принятые федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Действие актов законодательства РФ о федеральных налогах и сборах распространяется на всех налогоплательщиков независимо от того, являются они российскими или иностранными, резидентами или нерезидентами, при условии, что у них возникает обязанность по постановке на учет в налоговом органе или по уплате федеральных налогов и сборов в Российской Федерации.

Федеральными налогами и сборами в соответствии с п. 2 ст. 12 НК РФ признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Не могут устанавливаться федеральные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, федеральные налоги и сборы отменяются также НК РФ.

Следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к федеральному уровню системы налогов и сборов в Российской Федерации отнюдь не означает, что данный налог является источником доходов только федерального бюджета. Например, налог па прибыль организаций подлежит зачислению как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ в пропорциях, определенных в п. 1 ст. 284 НК РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 334.02

КОДЕКС КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Е.М. Храповицкая*

Аннотация. Рассматривается кодекс корпоративного поведения как элемент системы управления компании. Говорится о необходимости дальнейшего совершенствования Кодекса.

Ключевые слова: корпоративное управление, корпоративное поведение, кодекс корпоративного поведения.

CORPORATE CODE OF CONDUCT AS AN ELEMENT OF CORPORATE GOVERNANCE

E.M. Khrapovtskaya

Keywords: corporate governance, corporate behavior, corporate code of conduct.

Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

Кодекс корпоративного поведения как элемент системы корпоративного управления привлекает к себе все большее внимание со стороны научных работников и специалистов-практиков.

Большинство крупных отечественных компаний в последние годы стали активно проникать на международные рынки товаров и услуг. Такая устойчивая динамика обусловлена тем, что сегодня широкое распространение получило корпоративное управление в России, проявляющееся в привлечении независимых директоров, ведении нефинансовой отчетности, повышении роли корпоративного духа в организации и совершенствовании корпоративного поведения.

«Корпоративное поведение» — понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами. Корпоративное поведение влияет на экономические показатели деятельности хозяйственных обществ и на их способность

привлекать капитал, необходимый для экономического роста .

Российский Кодекс корпоративного поведения был подготовлен под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой «Кудер-Бразерс», одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».

Кодекс корпоративного поведения представляет собой часть международной системы стандартов корпоративного управления. Поэтому основной главой Кодекса является глава о принципах корпоративного поведения. Они сформулированы на основе принципов корпоративного управления ОЭСР, международной практики, требований российского законодательства. Кодекс, учитывающий передовой зарубежный опыт,

© Храповицкая И.О., 2015

* ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА ХРАПОВИЦКАЯ,

заведующая аспирантурой

Московский институт экономики, политики и права

Адрес: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184

E-mail: ekaterina_hrapovickay@mail.ru

Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

дал основу для системного анализа практики корпоративного управления, для формирования этических стандартов в сфере корпоративного управления. Несмотря на то, что Кодекс носит характер рекомендательного документа, но политика государственных органов направлена на внедрение его рекомендаций в практику российских компаний. Те компании, которые следуют положениям Кодекса, не лишены возможности детализировать их в собственных кодексах корпоративного поведения с учетом особенностей своей корпорации.

В нем заложены основы работы компании с потребителями, принципы справедливой конкуренции и честности при заключении соглашений с другими юридическими и физическими лицами, этический кодекс для сотрудников компании, корпоративная ответственность компании перед своими работниками и ответственность компании перед обществом и страной.

Существование Кодекса обусловлено объективной потребностью соблюдения его положения для компании, функционирующей на международном уровне .

Корпоративный кодекс выступает инструментом для решения следующих задач функционирования компании:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) как инструмент внутрифирменного управления кодекс должен регулировать поведение сотрудников на рабочем месте;

2) как инструмент развития корпоративной культуры кодекс должен четко обозначать основные цели и ценности и усиливать корпоративную идентичность всех предприятий компании;

3) как инструмент повышения инвестиционной привлекательности кодекс должен предъявляться инвесторам .

Собственники и управленцы российских корпораций осознали, что привлечение инвестиций сегодня зависит не только от показателей доходности, но и от уровня корпоративного управления. Многие инвесторы, рассматривая риски инвестиций, установили штраф-

ные баллы за отсутствие у компании собственного кодекса корпоративного поведения.

Совершенствование корпоративного поведения в Российской Федерации — важнейшая мера, необходимая для увеличения притока инвестиций во все отрасли российской экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов. Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения .

Корпоративный кодекс представляет собой документ, который преследует цель повышения инвестиционной привлекательности компании, улучшения ее репутации. Один из главных аргументов «за» для инвестора — прозрачность управления, возможность контроля финансово-хозяйственной деятельности организации, особенно в части использования вложенных средств и, соответственно, размера доли инвестора в акционерном капитале. Корпоративный кодекс — это открытая книга, повествующая о принципах деятельности компании, отвечающая на вопросы о том, куда двигается предприятие, как себя позиционирует. Если организация заинтересована в развитии, в притоке инвестиций, планирует войти в новые секторы рынка или упрочить завоеванные позиции, ей необходимо предоставить общественности и инвесторам положение о корпоративном управлении .

Следует отметить, что корпоративный кодекс помогает решению и некоторых «хронических» проблем организации, например, повышение эффективности управления, формирование и развитие корпоративной культуры, создание и поддержание системы внутрифирменных коммуникаций, определение единых целей и идеологии организации. Кодекс содержит рекомендации относительно наилучшей практики корпоративного поведения и должен сыграть важную образовательную роль в установлении стандартов управления российскими обществами, а также в содействии дальнейшему развитию российского фондового рынка.

Литература

1. Бабич А.М., Попков А. А. Финансирование социального развития предприятий: Учеб. пособие. М., 2011.

2. Методические рекомендации по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений настоящего Кодекса, утвержденные распоряжением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. № 03-1169/р.

5. Кодекс корпоративного управления, направленный письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463.

5. Порядок установления, введения и отмены федеральных налогов и сборов.
Под налогом согласно положениям, закрепленным в п. 1 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором согласно положениям, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В п. 2 ст. 12 НК РФ содержится легальное определение понятия «федеральные налоги и сборы».
Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно положениями НК РФ, следовательно, решение об установлении и введении федеральных налогов принимает высший орган представительной власти государства. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если другое не закреплено законодательством РФ. Федеральные налоги зачисляются в бюджет РФ, субъектов РФ и бюджеты других уровней.
Федеральные налоги являются основным видом налогов в РФ и играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.
Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:
1) платежи, полностью поступающие в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);
2) платежи, регулирующие доходы бюджета, т. е. полностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);
3) платежи, имеющие целевую направленность и поступающие в экономические фонды; эти платежи включаются в федеральный бюджет.
Согласно положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
2) акцизы (гл. 22 НК РФ);
3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);
9) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ). Налоговым кодексом РФ могут устанавливаться
специальные налоговые режимы, которые предусматривают федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговый кодекс РФ также определяет порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 26 января 2017 г.

В Конституции РФ прописана обязанность каждого уплачивать налоги и сборы в бюджетную систему (ст. 57 Конституции РФ). Но чтобы такая обязанность у лица появилась, налог (или сбор) должен быть законно установлен. Это означает, что:

  • налог или сбор должен быть установлен представительными органами власти (федеральными или региональными);
  • должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения;
  • налог или сбор должен быть введен в действие.

Общие условия установления налогов и сборов

Установленным считается тот налог, в отношении которого определены налогоплательщики и следующие элементы (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения, т. е. что именно подлежит обложению налогом – операции по реализации, доходы лица, имущество, принадлежащее лицу, и т.д.;
  • налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения (чаще денежное, но не обязательно);
  • налоговый период, по истечении которого налогоплательщик должен определить налоговую базу и уплатить налог (квартал, год и т.д.);
  • налоговая ставка, исходя из которой считается сумма налога;
  • порядок исчисления налога (порядок расчета);
  • порядок и сроки уплаты налога (один раз всю сумму налога по итогам налогового периода или, к примеру, частями в течение налогового периода).

Кроме того, могут быть установлены налоговые льготы и основания для их применения по конкретному налогу (п. 2 ст. 17 НК РФ). Но это уже не обязательный элемент налога.

Если хотя бы один обязательный элемент не определен, то налог не считается законно установленным и его налогоплательщики уплачивать не обязаны.

Условия установления сборов

Что касается сборов, то в их отношении должны быть установлены плательщики и элементы обложения, необходимые для конкретного сбора (п. 3 ст. 17 НК РФ). То есть при установлении сбора каких-то обязательных «налоговых» элементов может и не быть. Все зависит от характера самого сбора (Письмо Минфина от 18.02.2004 N 04-05-15/2).

К примеру, при установлении торгового сбора законодатели установили плательщиков сбора, объект обложения, ставки, период обложения, а также порядок исчисления и уплаты сбора (гл. 33 НК РФ). Однако не установили, к примеру, налоговую базу. Поскольку в этом случае она не нужна.

Таким образом, порядок установления налогов и сборов отличается. Для налогов определен жесткий перечень обязательных элементов налогообложения, а при установлении сбора список элементов может меняться, но его плательщики должны быть определены в любом случае.

УДК 336.221

Социальные последствия введения

налога на недвижимость

(на примере Cвердловской области)*

В статье произведена оценка потенциальных социальных последствий от изменения в законодательстве по налогообложению имущества физических лиц на примере муниципальных образований Свердловской области.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц; налог на недвижимость; эффективность налога; налоговый вычет.

Keywords: individual property tax; real-estate tax; tax effectiveness; tax deduction.

Предпосылки введения нового налога на имущество физических лиц

На протяжении последнего десятилетия в России активно обсуждался вопрос реформирования налогообложения недвижимого имущества. При этом рассматривались различные модели налогообложения имущества, проводились эксперименты в ряде муниципальных образований страны.

Первоначально предпочтение отдавалось введению единого налога на недвижимость, однако начиная с 2007 г. Президент Российской Федерации в бюджетных посланиях к Федеральному Собранию стал обозначать в качестве приоритетного направления налоговой политики в отношении физических лиц налогообложение жилой недвижимости. Такой подход к решению данной проблемы вполне логичен: в стране, где высок уровень теневой экономики, неофициальных зарплат и доходов, недвижимость становится индикатором платежеспособности населения и является более стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов и доходами.

* Статья подготовлена при поддержке исследовательского проекта № 12-12-66018 «Налогообложение недвижимости граждан: экономическая необходимость нововведений и социальные последствия (на примере Свердловской области)» (региональный конкурс РГНФ «Урал: история, экономика, культура»).

Татаркин Денис Александрович

канд. экон. наук, заведующий сектором финансов Института экономики Уральского отделения РАН E-mail: tatarkin@mail.ru

Анимица Полина Евгеньевна

канд. экон. наук, научный сотрудник Института экономики Уральского отделения РАН E-mail: p_animitsa@mail.ru

В настоящее время налогообложение не -движимого имущества граждан осуществляется в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1), который вызывает множество нареканий в связи с тем, что налог на имущество физических лиц не выполняет фискальную и регулирующую функции. Основные положения нового нормативного акта, регулирующего налогообложение недвижимости, отражены в проекте поправок Правительства РФ к проекту Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Сравнительный анализ изменений в российском законодательстве по налогообложению имущества физических лиц

Любые изменения в сфере общественных финансов, включая налоги, должны сопровождаться проведением большой подготовительной работы, анализом возможных последствий и рисков в социальной и экономической сферах (как произошло с «монетизацией» льгот).

В табл. 1 приведен сравнительный анализ изменений в российском законодательстве по налогообложению имущества физических лиц.

Таким образом, налоговая система России в части налога на недвижимость претерпит в ближайшее время существенные изменения в отношении налоговой базы, ставок, льгот, порядка исчисления налога.

Реформирование налогообложения недвижимого имущества является крайне непопулярным среди населения. Введение налога на недвижимость на фоне реформы ЖКХ, сопровождающейся перманентным ростом коммунальных платежей и установлением порядка финансирования капитального ремонта жилых зданий за счет жителей, может привести к существенному увеличению финансовой нагрузки на владельцев жилья. Принимая во внимание постоянную высокую инфляцию, сокращение перечня бесплатных услуг (медицинских, образовательных и т. п.), рост цен на энергоносители, дополнительные финансовые затраты еще более снизят качество и уровень жизни населения.

Социальный эффект, который могут вызвать новшества в сфере налогообложения недвижимости граждан

Специфика современных российских условий состоит в том, что наличие недвижимости не связано напрямую с текущим доходом и с фактической способностью налогоплательщиков уплачивать налог. Большая часть из 80% собственников жилья в России получила ее путем приватизации и лишь небольшая часть — за счет использования собственных средств. Формирование вторичного рынка жилья также во многом опиралось на операции с приватизированными квартирами. Данные обстоятельства нельзя не учитывать при проведении реформы налогообложения недвижимого имущества.

Рассмотрим на примере муниципальных образований Свердловской области, какой социальный эффект могут вызвать новшества в сфере налогообложения недвижимости граждан. Расчеты осуществлялись на основании статистических данных 2011 г. путем моделирования ситуации, при которой изменилось бы налоговое бремя граждан, если бы налог был введен в действие в 2011 г.

Проведем ряд последовательных расчетов для жилой недвижимости (квартир). Рассчитаем стоимость 1 кв.м жилья для муниципальных образований Свердловской области по кадастровой стоимости, исчисленной исходя из инвентаризационной стоимости (по данным БТИ). На базе этих данных определим расчетные данные величины налога (усредненные) для одно-, двух- и трехкомнатных квартир по минимальной установленной ставке 0,1% (ввиду отсутствия статистических данных по распределению квартир по величине инвентаризационной стоимости) (табл. 2).

Далее рассчитаем, как изменится величина налога на недвижимость при применении новых правил налогообложения (исходя из кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, налогового вычета 20 кв.м и при ставке 0,1%). Для расчета кадастровой стоимости 1 кв.м жилья была использована информация баз данных Автоматизированной информационной системы «Мониторинг рынка недвижимости» (АИС «МРН») о зарегистрированных Росреестром сделках с объектами недвижимости за 2011 г. Допустим, что рыночная стоимость сделок купли-продажи объектов недвижимости соответствует их кадастровой стоимости (табл. 3).

Таблица 1

основные элементы налога на имущество физических лиц

Закон № 2003-1. Проект Федерального закона

Уровень бюджета Местный Местный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объект налогообложения Жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество Здание; строение; сооружение; жилое и нежилое помещение; объект незавершенного капитального строительства; земельный участок

Налоговая база Инвентаризационная стоимость Кадастровая стоимость

Налоговая ставка Устанавливается органами местного самоуправления. Дифференциация ставок осуществляется в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300 000 руб. — до 0,1%; от 300 000 руб. до 500 000 руб. — от 0,1% до 0,3%; свыше 500 000 руб. -от 0,3% до 2% Устанавливается органами местного самоуправления в размерах, не превышающих: 1) если суммарная кадастровая стоимость объектов налогообложения составляет до 300 млн руб.: — 0,1% для жилых помещений, в т. ч. расположенных на садоводческих земельных участках, включая объекты незавершенного строительства; — 0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения; земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных для жилищного строительства; земельных участков для садоводства, личного подсобного хозяйства; — 0,5% для объектов капитального строительства (в т. ч. незавершенного), не относящихся к жилищному фонду; — 1,5% для прочих земельных участков; 2) в отношении объектов налогообложения, суммарная кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб., ставки не должны превышать: — 0,5% для объектов капитального строительства (в т. ч. незавершенного), независимо от их принадлежности к жилищному фонду; — 1,5% для земельных участков, независимо от категории земли и разрешенного использования земельного участка

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций; военнослужащие; пенсионеры; лица, подвергшиеся радиационному воздействию и имеющие право на льготы в соответствии с законом; родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей; граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; со специально оборудованных помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования; с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв.м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв.м

Льготы Льготирование предусматривает два вида вычетов, которые будут применяться при определении налоговой базы: 1) для всех налогоплательщиков в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке, в размере кадастровой стоимости 20 кв. м; 2) для отдельных категорий налогоплательщиков (Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов I и II групп, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий) в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке, в размере кадастровой стоимости 30 кв.м, а в отношении земельного участка — на величину кадастровой стоимости 1000 кв.м площади земельного участка. Данный вычет будет распространяться в отношении одного объекта налогообложения соответствующего вида по выбору налогоплательщика. Органы местной власти вправе увеличивать размеры вычетов, а также расширять перечень категорий налогоплательщиков, в отношении которых применяется второй вид вычета

Порядок уплаты Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог Налоговая база определяется как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Уплата налога на недвижимое имущество должна осуществляться налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом

Таблица 2

Расчет налога на имущество граждан, исчисленного с учетом инвентаризационной стоимости недвижимости (по данным 2011 г.)

МО Свердловской области Расчетная налогооблагаемая база (жилые помещения), тыс.кв.м Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по объектам жилищного фонда в 2011 г., тыс. руб. Расчетная инвентаризационная стоимость 1 кв.м жилья, руб. Расчетный размер налога на недвижимость, руб.

1-комнат-ные (30 кв.м) 2-комнат-ные (50 кв.м) 3 и >-комнатные (70 кв.м)

Екатеринбург 25 886,16 406676 15 710,17 471,3 785,5 1099,7

Каменск-Уральский 3090,64 20 909 6765,27 203,0 338,3 473,6

Верхняя Пышма 1913,92 23 702 12 384,01 371,5 619,2 866,9

Ревда 1421,92 11 477 8071,48 242,1 403,6 565,0

Серов 1654 8 132 4916,57 147,5 245,8 344,2

Нижний Тагил 6571,44 34 865 5305,53 159,2 265,3 371,4

Березовский 1301,68 15 813 12 148,15 364,4 607,4 850,4

Первоуральск 2887,6 23 542 8152,79 244,6 407,6 570,7

Асбест 1864,64 6352 3406,56 102,2 170,3 238,5

Алапаевск 845,76 4121 4872,54 146,2 243,6 341,1

Красноуфимск 667,04 3 989 5980,15 179,4 299,0 418,6

Нижняя Тура 604,08 3223 5335,39 160,1 266,8 373,5

Ирбит 639,68 3513 5491,81 164,8 274,6 384,4

Нижняя Салда 353,92 2730 7713,61 231,4 385,7 540,0

Качканар 730,08 5148 7051,28 211,5 352,6 493,6

Ивдель 473,36 1565 3306,15 99,2 165,3 231,4

Полевской 1385,2 8677 6264,08 187,9 313,2 438,5

Кушва 1068,64 6135 5740,94 172,2 287,0 401,9

Карпинск 861,76 2876 3337,36 100,1 166,9 233,6

Красноуральск 540,56 2 645 4893,07 146,8 244,7 342,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Краснотурьинск 1179,12 5 840 4952,85 148,6 247,6 346,7

Камышлов 490,72 2 649 5398,19 161,9 269,9 377,9

Источник: данные УФНС России по Свердловской области, расчеты авторов

Таким образом, как показывают расчеты, повышение размера налога в отношении однокомнатных квартир области в среднем составит 28%, двухкомнатных — в 2,3 раза, трехкомнатных — 2,8 раза.

Полученные результаты приблизительны и условны, так как принято допущение, что данный вид недвижимого имущества является единственным для налогоплательщика и на него распространяется налоговый вычет. Кроме того, значительно варьируются цены на жилье и внутри отдельных муниципальных образований.

Отсутствие статистической информации о соответствии доходов налогоплательщиков и стоимости находящейся в их собственности недвижимости не дает возможности количественно измерить изменение платежеспособности и перераспределение доходов различных категорий населения в результате введения нового порядка налогообложения.

Однако можно предположить, что в непростой ситуации могут оказаться семьи с невысоким уровнем дохода, занимающие большие квартиры в престижных частях города, полученные путем приватизации (или путем операций с подобной

Таблица 3

Расчет изменения величины налога на недвижимое имущество граждан

МО Свердловской области Расчетная кадастровая стоимость (на основе рыночной оценки) 1 кв.м жилья, руб. Расчетный размер налога на недвижимость на квартиры, руб. Изменение величины налога по сравнению с предыдущим порядком налогообложения квартир,%

1-комнат-ные (30 кв.м) 2-комнат-ные (50 кв.м) 3 и ^комнатные (70 кв.м) 1-комнат-ные (30 кв.м) 2-комнат-ные (50 кв.м) 3 и ^комнатные (70 кв.м)

Екатеринбург 59 000 590,0 1770,0 2950,0 125,18 225,33 268,25

Каменск-Уральский 25 900 259,0 777,0 1295,0 127,61 229,70 273,46

Верхняя Пышма 41 800 418,0 1254,0 2090,0 112,51 202,52 241,09

Ревда 26 600 266,0 798,0 1330,0 109,85 197,73 235,40

Серов 22 300 223,0 669,0 1115,0 151,19 272,14 323,98

Нижний Тагил 23 700 237,0 711,0 1185,0 148,90 268,02 319,07

Березовский 42 600 426,0 1278,0 2130,0 116,89 210,40 250,48

Первоуральск 40 500 405,0 1215,0 2025,0 165,59 298,06 354,83

Асбест 22 700 227,0 681,0 1135,0 222,12 399,82 475,97

Алапаевск 19 200 192,0 576,0 960,0 131,35 236,43 281,46

Красноуфимск 21 300 213,0 639,0 1065,0 118,73 213,71 254,41

Нижняя Тура 18 500 185,0 555,0 925,0 115,58 208,04 247,67

Ирбит 18 700 187,0 561,0 935,0 113,50 204,30 243,22

Нижняя Салда 16 000 160,0 480,0 800,0 69,14 124,46 148,16

Качканар 20 900 209,0 627,0 1045,0 98,80 177,84 211,71

Ивдель 23 500 235,0 705,0 1175,0 236,93 426,48 507,71

Полевской 29 300 293,0 879,0 1465,0 155,92 280,65 334,10

Кушва 13 700 137,0 411,0 685,0 79,55 143,18 170,45

Карпинск 13 600 136,0 408,0 680,0 135,84 244,50 291,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноуральск 9 300 93,0 279,0 465,0 63,35 114,04 135,76

Краснотурьинск 17 400 174,0 522,0 870,0 117,10 210,79 250,94

Камышлов 16 700 167,0 501,0 835,0 103,12 185,62 220,97

Источник: данные Росреестра, расчеты авторов

недвижимостью) либо перешедшие им в наследство. Возрастут также платежи для владельцев квартир в домах старой постройки, расположенных в центральных (престижных) районах городов. Может сложиться ситуация, при которой такие категории граждан будут вынуждены продавать принадлежащее им жилье и переезжать в более «дешевые» районы города.

Кроме того, ныне действующее законодательство по налогу на имущество физических лиц предусматривает широкий перечень льготных категорий граждан, которые устанавливаются как на федеральном, так и местном уровне власти (пенсионеры, почетные граждане города, малообеспеченные граждане и др.). Предлагаемые поправки

Правительства РФ прямо не предусматривают каких-либо льгот, касающихся освобождения от уплаты налога на недвижимость определенных категорий налогоплательщиков. В плане освобождения от уплаты налога в поправках к законопроекту фигурируют не субъекты, а объекты налогообложения. Таким образом, в число налогоплательщиков может войти достаточно большой круг лиц, в частности пенсионеров, что соответствующим образом повлияет на их уровень жизни.

Вопрос о соотношении сумм налога с уровнем доходов населения «по умолчанию» относится к компетенции местных органов власти. Предполагается, что при принятии решений, касающихся конкретных размеров вычетов и уровня налоговых

ставок, местные органы власти будут руководствоваться разумными представлениями о платежеспособности граждан, проживающих на «подведомственной» территории.

Возможно, льготы по налогу на недвижимость могут быть предусмотрены и в отношении некоторых других категорий налогоплательщиков. Однако в настоящее время механизм социальной защиты граждан в части регулирования налоговой нагрузки не отработан. В условиях существенных межрегиональных различий по стоимости жилья и уровню доходов населения неоднозначным является вопрос об обеспечении территориальной социальной справедливости с помощью вычетов, выраженных в квадратных метрах. Можно предположить, что владельцы квартир и домов, значительно больших по площади, чем размер социального вычета в 20 кв.м, окажутся в более выгодном положении в тех регионах, где стоимость недвижимости ниже. Напротив, владельцы 1-2 комнатных квартир с небольшой площадью будут нести относительно меньшее налоговое бремя в более «дорогих» регионах, поскольку их налоговый вычет в стоимостном выражении будет больше.

Возникает также проблема неравного положения городских и сельских жителей. Если в городах большинство собственников проживают в квартирах, причем по статистике более половины из них в 1-2 комнатных квартирах общей площадью не более 50 кв.м, то в деревнях люди живут в частных домах гораздо большей площадью. Соответственно предоставление 20 кв.м социального вычета для городского и сельского населения будет иметь разное значение.

Кроме того, в невыгодном положении окажутся жители сельских населенных пунктов, которые стали объектом престижного дачного строительства, и где высока цена на землю. В данном случае действенным может стать использование так называемого института прописки (постоянной регистрации по месту жительства), когда зарегистрированные жители деревни, издавна живущие в этой местности, будут иметь дополнительные льготы по налогу на недвижимость.

В итоге представляется, что предлагаемый порядок предоставления налоговых вычетов требует доработки, поскольку является неэффективным с точки зрения территориального распределения налогового бремени.

Важнейшее значение имеет вопрос о неплатежах и собственности лиц, которые по каким-либо

причинам не смогут своевременно и в полном объеме уплатить данный налог. Представляется, что необходимо законодательное определение того, каким образом должна решаться данная проблема: предоставлением отсрочки платежа, конфискацией части движимого имущества или принудительным выселением с последующей продажей недвижимости? Однако жилье — это жизненно необходимое имущество, гарантируемое Конституцией Российской Федерации каждому гражданину государства. В этой связи необходима проработка вопроса как минимум об альтернативной замене собственному жилью (например, за счет социального найма).

Выводы

Введение налога на недвижимость в той редакции, в которой он в настоящее время представлен, является, по нашему мнению, преждевременная мера. До введения этого налога необходимо предварительно выработать концепцию социальной защиты собственников жилья, грамотно скоординировать такие вопросы, как фискальная и социальная эффективность налога с точки зрения нагрузки на плательщика и предельного уровня льгот, чтобы, с одной стороны, не подорвать основы социальной защищенности граждан, а с другой, обеспечить поступление средств в местные бюджеты на приемлемом уровне.

литература

1. Федеральный закон от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

2. Проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 10 июня 2004 г. URL: http:// www.rg.ru/2013/04/24/popravki-site-dok.html (дата обращения: 03.09.2013).

3. Белова Г. Ю. Проблемы и перспективы реформирования налогообложения жилой недвижимости // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2010. Т. 8. № 8. С.213-238.

Введение налогов и сборов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *