Вторая степень способности к самообслуживанию

Ганузин В.М. (Ярославль, Россия)

Ганузин Валерий Михайлович

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 272-65-19.

E-mail: vganuzin@rambler.ru

Аннотация. В статье освещаются вопросы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Представлены современная классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы детей и подростков. Дана структура первичной инвалидности среди детского населения. Показана важность полипрофильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети; инвалиды; классификация; программа реабилитации и абилитации.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных . В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха . Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений .

Из числа детей, признанных инвалидами в стране, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития и психическими расстройствами. А среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.

В Ярославской области на начало 2016 года числилось 3397 инвалидов детства, что составило 17,5 на 10 000 детского населения. В структуре первичной инвалидности первое место занимали врожденные аномалии развития (23%), второе — эндокринные заболевания (19,8%), третье — психические расстройства (17,5%), четвертое — болезни нервной системы (10,1%). Другие причины встречались реже: болезни костно-мышечной системы — 7,4%, злокачественные новообразования — 6,4%, болезни уха и сосцевидного отростка — 4,4%, болезни органов зрения — 2,5%.

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Факторы риска и причины возникновения основных инвалидизирующих состояний. Все причинные факторы делятся на три основные группы: социально-демографические, социально-психологические и медицинские, которые, в свою очередь, можно подразделить на медико-биологические и медико-организационные .

В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» определены классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, в т.ч. детей, при осуществлении медико-социальной экспертизы .

Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

нарушения языковых и речевых функций: устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования;

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции; боль);

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень — стойкие, незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие, умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие, выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие, значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Она основана на нормальной смене возрастных этапов развивающегося человека и основных форм его социального бытия на этих возрастных этапах:

от 0 до 3—4 лет (ранняя помощь семье и ребенку);

от 4—5 до 7—8 лет (воспитание в дошкольном учреждении);

от 7—8 лет до 14—16 лет (систематическое обучение);

от 14—16 до 21—24 лет (профессиональная подготовка).

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

a)

способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно обеспечивать свои основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены, а именно:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б)

способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом, а именно:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в)

способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения, а именно:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г)

способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации, а именно:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа органов слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д)

способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм, а именно:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е)

способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни, а именно:

1 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением специальных технических средств обучения;

2 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам, при необходимости — обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением специальных технических средств обучения;

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма;

ж)

способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы, а именно:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) по установлению инвалидности у ребенка в возрасте до 18 лет. Основные требования к оформлению медицинской документации

Для того чтобы ребенка признали инвалидом, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (далее — МСЭ). Направление на прохождение МСЭ можно получить в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (больница, поликлиника) либо через органы социальной защиты. Его оформляет лечащий врач больницы или участковый врач-педиатр, вписывая туда заключения врачей-специалистов, дополнительных и инструментальных методов исследования (перечень осмотров специалистами при различной патологии указан в приложении Приказа МТ и СР РФ № 1024н от 17.12.2015).

Данное направление подписывается главврачом и заверяется печатью учреждения, выдавшего направление. С этим направлением ребенок-инвалид в сопровождении родителя или лица, его заменяющего, направляется на МСЭ, где он освидетельствуется и получает Заключение о назначении ему инвалидности или отказе в этом. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения им 18 лет.

С 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы . Программа содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые ребенку-инвалиду бесплатно, так и мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица и организации.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро МСЭ.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет. В новую ИПРА ребенка-инвалида вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается ребенок-инвалид. Ранее выданная ИПРА ребенка-инвалида после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы ребенка.

ИПРА ребенка-инвалида, оформленная на бумажном носителе, подписывается руководителем и ребенком-инвалидом (его законным или уполномоченным представителем), заверяется печатью бюро и выдается на руки ребенку-инвалиду, его законному или уполномоченному представителю.

В случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную ИПРА ребенка-инвалида она приобщается к его акту медико-социальной экспертизы.

При реализации ИПРА ребенка-инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Учреждение МСЭ направляет Выписку из ИПРА инвалида в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования по месту жительства ребенка-инвалида, определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

а)

по медицинской реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья;

б)

по профессиональной реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения;

в)

по психолого-педагогической реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования;

г)

по социальной реабилитации или абилитации — в части обеспечения техническими средствами реабилитации (далее — TCP), предоставляемыми ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета в сфере социальной защиты населения;

д)

физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта;

е)

по обеспечению TCP, предоставляемых ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета, — в региональное отделение Фонда социального страхования.

В выписке указываются:

а)

наименование и адрес органа исполнительной власти, регионального отделения Фонда, в который направляется Выписка;

б)

наименование бюро медико-социальной экспертизы, направившего Выписку;

в)

номер ИПРА ребенка-инвалида, номер и дата (число, месяц, год) протокола проведения медико-социальной экспертизы, согласно которому разработана данная ИПРА ребенка-инвалида;

г)

заполненный раздел общих данных об ребенке-инвалиде в ИПРА;

д)

заполненная таблица мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида, исполнителем которых определено региональное отделение Фонда, в который направляется Выписка;

е)

дата направления Выписки, которая подписывается руководителем бюро МСЭ.

Выписка направляется в орган исполнительной власти не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи ИПРА ребенка-инвалида. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, включает в себя паспортные данные ребенка; информацию о сроке, до которого установлена категория «ребенок-инвалид»; данные о месте жительства законного представителя ребенка-инвалида; показания к проведению реабилитационных мероприятий; перечень ограничений основных категорий; степень ограничения (1, 2, 3) жизнедеятельности, способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению, способности к трудовой деятельности, способности к контролю за своим поведением. В ИПР ребенка-инвалида вносятся данные о том, разработана она впервые или повторно, на какой срок (указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет», и указывается дата наступления возраста 18 лет). Отмечается дата выдачи ИПР ребенка-инвалида.

Мероприятия медицинской реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий медицинской реабилитации», «Срок проведения реабилитации», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении медицинской реабилитации с указанием причины».

Медицинская реабилитация включает реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, санаторно-курортное лечение, протезирование, ортезирование и др. Указываюся прогнозируемый результаты медицинской реабилитации: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) .

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении психолого-педагогической реабилитации».

Если планируется получение дошкольного воспитания, то указывается тип дошкольного образовательного учреждения: дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При получении общего образования планируется и рекомендуется тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах, при соблюдении специального режима учебного процесса (коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения)); специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Указываются условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении; форма получения общего образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; режим занятий; учебная нагрузка в день; объем изучаемого материала.

При получении профессионального образования указывается рекомендуемая профессия; специальность; тип образовательного учреждения профессионального образования: общего назначения, специальное для инвалидов; форма получения профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

При проведении психолого-педагогической коррекции указываются виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков. Также отмечается прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду; реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования; получение профессии (специальности); достижение профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем месте .

Мероприятия социальной реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий социальной реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении социальной реабилитации».

Указывается прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) .

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) включают в себя пункты: «Перечень ТСР», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении применением ТСР».

Примечание. Во всех графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «до достижения возраста 18 лет»; в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий по соответствующим позициям, указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (Фонд социального страхования, орган социальной защиты населения, учреждения службы занятости населения, работодатель, органы управления здравоохранением, образованием, медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид).

В графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям, делается запись «выполнено» или «не выполнено» организацией, указанной в качестве исполнителя, и данная запись заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.

Согласие с содержанием ИПР ребенка-инвалида подтверждается подписью ребенка-инвалида или его законного представителя и визируется руководителем учреждения медико-социальной экспертизы.

Далее дается заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида:

Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации: восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к труду; реализована или реализуется возможность получения полного общего образования, профессионального образования; получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте и др.

Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют и др.

Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида: вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий, в том числе заключение о достижении возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Данное заключение подписывается руководителем учреждения медико-социальной экспертизы и заверяется печатью.

Заключение

Реабилитация ребенка-инвалида, в силу его особого положения в обществе, теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), с педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и, по сути, является медицинской, социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией.

Реабилитация детей-инвалидов — это длительный динамический процесc, сопровождающий ребенка на разных возрастных этапах и учитывающий закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка.

Литература

2. Арпентьева М.Р. Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей и взрослых) и их семей // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2016. – № 2. – С. 48–52.

4. Ганузин В.М., Ганузина Г.С. Организация врачебной профессиональной консультации школьников с отклонениями в состоянии здоровья // Поликлиника. – 2007. – № 1. – С. 72–73.

5. Ганузин В.М., Романычева Е.Н., Курчина Е.Г. Деятельность отделения медико-социальной помощи поликлиники в профилактике и реабилитации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2016. – № 2. – С. 36–38.

13. Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов: Приказ Минтруда России от 18.08.2016 N 436н.

14. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н.

Ссылка для цитирования

УДК 616-036.865-053.2-084-036.868

Образование и педагогика » Условия успешной интеграции в коллектив здоровых сверстников ребёнка, имеющего инвалидность » Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста

Страница 1

К детям с нарушениями в развитии, относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями.

— Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени — от легкой потери (тугоухости) до полной.

Нарушения зрения. К этой категории относятся нарушения зрения различной степени тяжести — от частичной потери до полной.

— Нарушения двигательной сферы. В эту категорию в основном входят детские церебральные параличи. Двигательные нарушения встречаются в разных формах — от неподвижности (параличи, парезы) до гиперкинезов (непроизвольных чрезмерных движений). Они могут быть также разной степени выраженности — от легких нарушений координации до полной неподвижности.

— Нарушения речи. Нетяжелые нарушения речи встречаются у многих детей (нарушение звукопроизношения, процесса чтения и письма), но в категорию тяжелых входят серьезные нарушения, при которых ребенок не может обучаться по программе общеобразовательной школы.

— Нарушения интеллектуального развития. К этой категории относятся нарушения умственного и психического развития врожденного характера (олигофрения, являются результатом органического поражения головного мозга) и приобретенные в результате психического заболевания (эпилепсия, шизофрения и др.), как правило, в возрасте 2—3 лет. Основным критерием нарушения является нарушение познавательной деятельности.

— Нарушения психического развития. К этой категории относятся задержанное, искаженное и дисгармоническое психическое развитие. Нарушения психического развития выражаются в проблемах общения, поведения, сложности адаптации различной степени тяжести (от полного отсутствия контакта с окружающими до небольших сложностей в адаптации к новым условиям). Дети с нарушением психического развития могут иметь сохранный интеллект, но часто при тяжелых состояниях они имеют нарушения интеллекта вторичного характера (то есть как последствие их собственного дефекта).

В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные нарушения, однако практически этот термин (как ранее термин «аномальные дети») применяется для обозначения категории детей, которая вследствие психофизических нарушений нуждается в специальных условиях обучения и воспитания.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с инвалидностью. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. С одной стороны, это связано с ухудшением здоровья матерей, неблагоприятной экологической обстановкой, а с другой стороны более эффективной ранней медицинской помощью новорожденному ребёнку, позволяющий в настоящее время вынашивать детей с очень тяжёлыми нарушениями развития.

По научной традиции, заложенной Л.С. Выготским, в дефектологии различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения — это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем. Они могут быть врождёнными и приобретёнными. В возникновении врождённых нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретённые нарушения являются последствиями перенесённых ребёнком инфекционных заболеваний.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Организационно-технологические модели дистанционного образования
Единичная медиа — использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун …

Методические рекомендации по изучению элементов теории множеств в начальном курсе математике
Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходства и …

Педагогическая организация оздоровительной направленности в физическом воспитании дошкольников
Физическое воспитание дошкольников представляет собой образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей — педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И …

Нормативные акты: — Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 422-з «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»

— Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2014 г. № 1185 «О некоторых вопросах проведения медико-социальной экспертизы и деятельности медико-реабилитационных экспертных комиссий»

— Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2008 г. № 2024 «Об утверждении положения о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы»

— Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 97 «Об утверждении инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья»

УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— ограничения жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

— необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

К основным видам оцениваемых нарушений функций организма относятся:

— нарушения языковых и речевых функций (нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушение голосообразования и прочее);

— нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

— нарушение статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

— нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

— нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функции организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

— 1-я степень — легкие (незначительно выраженные) нарушения функции;

— 2-я степень — умеренные (умеренно выраженные) нарушения функции;

— 3-я степень — выраженные нарушения функции;

— 4-я степень — резко выраженные нарушения функции.

К основным критериям жизнедеятельности человека относятся:

— способность к самообслуживанию;

— способность к самостоятельному передвижению;

— способность к ориентации;

— способность к общению;

— способность контролировать свое поведение;

— способность к обучению;

— способность к трудовой деятельности;

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих нарушение основных категорий (критериев) жизнедеятельности человека, выделяют пять функциональных классов (далее — ФК) их выраженности (в процентах):

ФК 0 — характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0%);

ФК 1 — легкое нарушение (от 1% до 25%);

ФК 2 — умеренно выраженное нарушение (от 26% до 50%);

ФК 3 — выраженное нарушение (от 51% до 75%);

ФК 4 — резко выраженное нарушение (от 76% до 100%).

Ограничения жизнедеятельности оцениваются по каждому критерию в отдельности, учитывая возможность компенсации с помощью лекарственных средств, технических или иных вспомогательных средств, а также степень взаимного отягощения нарушенных функций организма в рамках одной из категорий.

В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма, возникших в результате заболеваний, дефектов или травм, лицу старше 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Основанием для установления I группы инвалидности является резко выраженное ограничение жизнедеятельности, соответствующее ФК 4, вследствие заболеваний, дефектов или травм, приводящее к стойко выраженной социальной недостаточности, требующее постоянного постороннего ухода (специального, медицинского и (или) бытового) и помощи других лиц, в случаях:

— резко выраженного нарушения функции одной из систем организма, приводящего к резко выраженному ограничению жизнедеятельности;

— выраженного нарушения функций двух и более систем организма, создающих синдром взаимного отягощения, приводящего к резко выраженному ограничению жизнедеятельности в одной из категорий жизнедеятельности;

— заболевания с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент проведения медико-социальной экспертизы;

— выраженного снижения трех и более способностей в рамках ФК 3, приводящих к синдрому социальной компенсации;

— анатомического дефекта, установленного пунктом 60 Инструкции.

Анатомическими дефектами, при наличии которых устанавливается I группа инвалидности у лиц старше 18 лет или четвертая степень утраты здоровья у детей, являются:

— культи обеих нижних конечностей на уровне бедер;

— культи обеих кистей с отсутствием всех фаланг четырех пальцев, включая первые или более высокие уровни ампутации обеих верхних конечностей;

— сочетание экзартикуляции верхней (в плечевом суставе) и нижней (в тазобедренном суставе) конечностей;

— сочетание ампутации верхней конечности на уровне плеча и ампутации нижней конечности на уровне бедра;

— двусторонний анофтальм;

— травматическое повреждение позвоночника с полным разрывом спинного мозга.

Основанием для установления II группы инвалидности является выраженное ограничение жизнедеятельности, соответствующее ФК 3, вследствие заболеваний, дефектов или травм, приводящее к выраженной социальной недостаточности, в случаях:

— выраженного нарушения функции одной из систем организма, приводящего к выраженному ограничению жизнедеятельности;

— умеренного нарушения функций двух и более систем организма, создающих синдром взаимного отягощения в рамках одной категории жизнедеятельности, приводящего к выраженному ограничению жизнедеятельности;

— резко выраженного изолированного нарушения одной из функций организма, частично компенсируемого лекарственными средствами или техническими и иными вспомогательными средствами, приводящего к выраженному ограничению жизнедеятельности;

— неблагоприятного клинико-трудового прогноза вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент проведения медико-социальной экспертизы;

— сомнительного трудового прогноза, несмотря на проведенные лечебные и реабилитационные мероприятия, противопоказаний к труду в связи с вероятным ухудшением состояния здоровья вне зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности;

— умеренного снижения трех и более способностей в рамках ФК 2, приводящих к синдрому социальной компенсации.

— анатомического дефекта, установленного пунктом 61 Инструкции.

Анатомическими дефектами, при наличии которых устанавливается II группа инвалидности у лиц старше 18 лет или третья степень утраты здоровья у детей, являются:

— культи обеих кистей на уровне:

отсутствие всех фаланг четырех пальцев, исключая первые;

отсутствие всех фаланг трех пальцев, включая первые;

отсутствие первого и второго пальцев с соответствующими пястными костями;

отсутствие трех пальцев с соответствующими пястными костями;

указанные выше культи кисти одной верхней конечности при ампутации другой верхней конечности на более высоком уровне;

— экзартикуляция одной верхней (в плечевом суставе) или одной нижней (в тазобедренном суставе) конечности;

— культи обеих нижних конечностей на уровне:

культи стоп по Шопару;

культи голеней, в том числе и по Пирогову;

— культя голени и более высокие ампутации одной нижней конечности в сочетании с отсутствием всех фаланг четырех пальцев или более высокой ампутацией одной верхней конечности;

— культя одной верхней конечности и отсутствие одного глаза;

— культя одной нижней конечности и отсутствие одного глаза;

— состояние после экстирпации мочевого пузыря;

— наличие постоянной коло- или илеостомы;

— постоянное канюленосительство вследствие отсутствия гортани;

— ампутационная культя ведущей верхней конечности на уровне плеча;

— культя одной верхней конечности на уровне и проксимальнее хирургической шейки плечевой кости;

— культя одной нижней конечности на уровне и проксимальнее малого вертела бедренной кости.

Основанием для установления III группы инвалидности является умеренное нарушение жизнедеятельности, соответствующее ФК 2, вследствие заболеваний, дефектов или травм, приводящее к умеренно выраженной социальной недостаточности, в случаях:

— умеренно выраженного нарушения функции одной из систем организма, приводящего к стойкому умеренному ограничению жизнедеятельности;

— легкого нарушения функций двух и более систем организма, создающего синдром взаимного отягощения в рамках одной категории жизнедеятельности, приводящего к стойкому умеренному ограничению жизнедеятельности;

— выраженного изолированного нарушения одной из функций организма, частично компенсируемого лекарственными средствами или техническими и иными средствами, приводящего к стойкому умеренному нарушению жизнедеятельности;

— легкого нарушения профессионально значимых функций у работающего, ведущего к умеренному или выраженному ограничению способности к профессиональной (трудовой) деятельности из-за снижения квалификации, объема работ или значительного изменения условий труда;

— выраженного нарушения профессионально значимых и других функций у лица, длительно не работающего, ведущего к выраженному ограничению способности к трудовой деятельности;

— относительно неблагоприятного клинико-трудового прогноза вне зависимости от степени нарушения жизнедеятельности на момент проведения медико-социальной экспертизы;

— легкого снижения трех и более способностей в рамках ФК 1, приводящих к синдрому социальной компенсации;

— анатомического дефекта, установленного пунктом 62 Инструкции.

Анатомическими дефектами, при наличии которых устанавливается III группа инвалидности у лиц старше 18 лет или вторая степень утраты здоровья у детей, являются:

отсутствие всех фаланг четырех пальцев одной кисти, исключая первый;

отсутствие всех фаланг трех пальцев кисти, включая первый;

отсутствие первого и второго пальцев кисти с соответствующими пястными костями;

отсутствие трех пальцев кисти с соответствующими пястными костями;

отсутствие первых пальцев обеих кистей;

более высокие ампутации одной верхней конечности;

культя стопы после ампутации по Шопару и более высокие уровни ампутации одной нижней конечности;

двусторонние культи стоп по Шарпу;

укорочение одной нижней конечности на 10 см и более у лиц старше 18 лет или на 10% (по сравнению со здоровой конечностью) и более у детей;

дефекты челюсти и твердого неба, если протезирование не обеспечивает жевания;

низкий рост, патологически обусловленный (патология нейроэндокринной системы, опорно-двигательного аппарата, хромосомные аномалии), — рост менее 150 см у лиц старше 18 лет;

обширный не замещенный аутотрансплантатом костный дефект — 6 квадратных сантиметров и более, костный дефект черепа, замещенный аутотрансплантатом в результате операции пластики дефекта черепа, — 12 квадратных сантиметров и более;

тсутствие одного глаза;

отсутствие одного легкого;

состояние после экстирпации желудка;

состояние после тотальной тиреоидэктомии;

кифосколиоз IV степени (с углом сколиотической деформации более 60 градусов при измерении по Коббу);

эндопротезы двух крупных суставов нижних конечностей;

слепота на один глаз (полная или практическая слепота (слабовидение) на один глаз (острота зрения 0,04 и ниже с коррекцией).

РЕБЕНОК-ИНВАЛИД

В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма, возникших в результате заболеваний, дефектов или травм, детям, признанным инвалидами, устанавливается категория «ребенок-инвалид» первой, второй, третьей или четвертой степени утраты здоровья, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, определяется степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах, нуждаемость в дополнительных видах помощи.

ПРИЧИНА ИНВАЛИДНОСТИ

При установлении группы инвалидности МРЭК устанавливает ее причину. Причина инвалидности устанавливается на основе изучения анамнеза, анализа клинической картины, характера развития и связи имеющегося патологического процесса с характером перенесенных заболеваний, травм или имеющихся дефектов, а также анализа медицинской и другой документации.

Причины инвалидности могут изменяться в случаях:

— предоставления медицинских или юридических документов, позволяющих изменить причину инвалидности в формулировке «общее заболевание» на одну из других причин (акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1; заключение центра профессиональной патологии; военно-медицинские документы и иное);

— возникновения нарушений жизнедеятельности в связи с вновь возникшим заболеванием (травмой), имеющим другую причину, при условии установления инвалидности.

При обнаружении факта установления причины инвалидности на основании недостоверных документов центральная комиссия может изменить причину инвалидности.

МРЭК устанавливает следующие причины инвалидности:

— общее заболевание;

— инвалидность вследствие полученных непосредственно в результате взрыва, произошедшего 4 июля 2008 г. во время проведения праздничных мероприятий, посвященных Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики), телесных повреждений;

— инвалидность вследствие полученных непосредственно в результате акта терроризма, произошедшего 11 апреля 2011 г. в г. Минске на станции метро «Октябрьская» (далее — акт терроризма), телесных повреждений;

— инвалидность с детства;

— профессиональное заболевание;

— трудовое увечье;

— инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий);

— инвалидность с детства в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);

— военная травма;

— заболевание получено в период военной службы;

— заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями);

— заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (других радиационных аварий);

— инвалидность в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

— иные причины, установленные законодательством Республики Беларусь.

Причина инвалидности «общее заболевание» устанавливается в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или травм, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы, или заболевания (увечья), полученного в период военной службы или заболевания (увечья), вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС (другими радиационными авариями), и иных обстоятельств.

Причина инвалидности «инвалидность с детства» устанавливается у лиц старше 18 лет в тех случаях, если инвалидность вследствие заболевания, дефекта или травмы, возникших в детстве, привела к стойкому нарушению жизнедеятельности, соответствующему ФК 2, ФК 3 или ФК 4, до достижения ребенком 18-летнего возраста, при условии их подтверждения первичной медицинской документацией организаций здравоохранения.

Указанная причина инвалидности может быть установлена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным первичной медицинской документацией организаций здравоохранения, у «ребенка-инвалида» в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

Комиссия при освидетельствовании детей и наличии оснований (стойких нарушений жизнедеятельности) устанавливает у них степень утраты здоровья и категорию «ребенок-инвалид», при этом до 18 лет причина инвалидности не устанавливается.

Виталий Павлоградский,

юрист Бюро социальной информации для людей с психическими заболеваниями

Вторая степень способности к самообслуживанию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *