Врач как должностное лицо по УК РФ

Должностное преступление – это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица (п.1 примечание к ст.285 УК РФ), которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные , административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д.

В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами – специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е. занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач. Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д. В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения.

В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам. То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов.

Главный врач, заместители главного врача, заведующие отделами, лабораториями, главная, старшая медицинская сестра, дежурный врач и т.д. считаются должностными лицами.

Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст.285), «Получение взятки» (ст.290), «Служебный подлог» (ст.292) и «Халатность» (ст.293).

Рассмотрим основные моменты вышеперечисленных статей Уголовного Кодекса РФ. Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». Состав данного преступления предполагает наличие следующих признаков:

а) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

б) совершение деяния из корыстной или иной заинтересованности;

в) наступление конкретных последствий деяния (нарушение прав и интересов граждан, организаций и т.д.);

г) наличие причинной связи между действием должностного лица и последствиями.

Отсутствие вреда как необходимого признака состава преступления исключает уголовную ответственность по данной статье.

Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).

В практике здравоохранении чаще привлекаются к уголовной ответственности должностные лица по ч.1 ст.285 УК РФ. Она предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 4 лет.

Статья 290 УК РФ «Получение взятки» — один из наиболее опасных видов должностных преступлений. Особенностью данного преступления является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия должностного лица, так и за действия, которые входят в его компетенцию. В случае взяточничества в системе здравоохранения речь идет о действиях, которые должностное лицо осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера недолжностных лиц. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия получателем независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Отягчающим обстоятельством при ее получении является совершение

Преступления по предварительному сговору группой лиц, многократность получения взятки, вымогательство.

Крупный размер взятки. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.

Термин «взятка» спорен в медицинских кругах, где многими сознательно ассоциируется с благодарностью пациента врачу, который своими действиями восстановил здоровье, трудоспособность, спас жизнь и т.д.

Уголовный кодекс РФ предусматривает за получение взятки следующее наказание:

а) штраф в размере от 700 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года; либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки лично или через посредника в виде днег, ценных бумаг, иного имущества и т.д. и если действия должностного лица входят в служебные полномочия);

б) лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (в случае получения взятки за незаконные действия);

в) лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества или без таковой ( в случае получения взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки, в крупном размере).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог».

Для применения данной статьи необходимы следующие условия:

а) внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений;

б) внесение исправлений, искажающих их действительные.

Официальным документом признается письменный акт, устанавливающий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия . Субъектом является только лицо, деяние может быть совершено только с прямым умыслом. В отношении медицинских работников (должностных лиц) она применяется в следующих случаях: выдача официального документа об освобождении от работы заведомо здоровому человеку, подделка, подчистка, внесение исправлений в медицинские документы или полная их замена (амбулаторная карта, история болезни), выдача справок о якобы имеющихся заболеваниях, о смерти и т.д. Как показывает судебно-следственная практика, большинство уголовных дел относится к выдаче заведомо ложных больничных листов о нетрудоспособности, ложных справок о состоянии беременности и заболеваниях, оформление ложных медицинских документов при страховании от несчастного случая и др. В данных случаях субъектом преступления может быть как должностное лицо (главный врач, замы, заведующие отделениями и т.д.), так и недолжностное (врач, медсестра, провизор и т.д.), преследующие корыстные цели (получение вознаграждения в виде денег, имущества, товаров и др.) или другую какую-либо личную заинтересованность (родственники, близкие).

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Статья 293 УК РФ «Халатность» — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, ели это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и др.

Ответственность за халатность наступает только при существенном нарушении прав и законных интересов граждан, если это повлекло за собой смерть человека или иные тяжкие последствия. При этом по делу обязательно должна быть установлена причинная связь между противоправными действиями должностного лица и наступившими последствиями. Медицинские работники (недолжностные лица) не подлежат наказанию по данной статье. Как показывает судебно-следственная практика, чаще всего привлекаются по это статье дежурные врачи ЛПУ, действии которых самые разнообразные: чрезмерно поспешный, невнимательный опрос больного или его родственников с целью получения анамнестических данных, заболеваниях и т.д., неполное заполнение медицинской документации, недостаточное обследование, непроведение консилиумов, дефекты организации (отсутствие рентген-пленки, бумаги дл записи ЭКГ, ЭХОГ, ЭЭГ, неподготовленность операций, отсутствие инструментов и т.д.), неправомерный отказ в госпитализации больных и т.д. Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что исполнение соответствующих действий входило в круг обязанностей должностного лица ( в т.ч. дежурного врача), и закрепленных в должностных инструкциях, приказах, распоряжениях. Отсутствие надлежаще оформленного правового акта о круге обязанностей должностного лица исключает ответственность за халатность.

Уголовный кодекс предусматривает за это преступление наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами от 120 до 80 часов, либо работами на срок от 6 до 12 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев. В случае смерти или тяжких последствиях – лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Под эту статью подпадает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и интересов граждан, организаций, учреждений и т.д. Наказание по этой статье предусмотрено то же, что и в ч.1 ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

Дорожная организация ДМРСУ убрали тротуарную плитку возле дома Подгорбунского 57, вызвав недовольство жильцов и управляющей компании. Об этом 26 сентября порталу ZAB.RU рассказала представитель управляющей компании, прислав фотографии.

«ДМРСУ делает ремонт улицы Богомягкова, сняли плитку тротуарную около дома Подгорбунского 57 и увезли в неизвестном направлении, а она относится к дому. На управляющую компанию не выходили, чтоб забрали. Дом строился, когда данную плитку положили согласно проекту благоустройства, плитка относится к имуществу собственников дома. Данной плиткой можно было освежить ремонт дворовой территории. С ними созвонились, сказали ,что она была вся переломана, ее сняли и кладут асфальт. Это неправда, плитка была целая,там порядка 600 квадратных метров. Я — представитель управляющей компании и знаю, что никто нам ничего не писал и не говорил. Земля города, но имущество лежало собственников. Мы были не в курсе, что будет демонтаж плитки», — написала читинка.

Также женщина рассказала корреспонденту ZAB.RU, что обращалась в комитет ЖКХ, но оттуда её перенаправили в ДМРСУ. Специалисты предприятия сообщили, что плитка была переломана, о чём представители управляющей компании были оповещены. Однако, читинка не согласна с этим и говорит, что плитка являлась собственностью жильцов и находилась на придомовой территории. Как уверяет представитель управляющей компании, плитку возвращать им не собираются, ссылаясь на её повреждения.

Уполномоченное должностное лицо нанимателя — руководитель (его заместитель) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместитель), мастер, служащий или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

Такое определение уполномоченного должностного лица дано в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь. Для понимания сущности данного правового термина целесообразно отметить следующее.

Трудовой кодекс определяет, что в трудовом договоре две стороны — работник и наниматель. Наниматель — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Всех нанимателей условно можно разделить на две категории:

1) наниматели — юридические лица;

2) наниматели — физические лица.

Согласно ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Это может быть любая коммерческая или некоммерческая организация, имеющая статус юридического лица. Конкретные организационно­правовые формы юридического лица могут быть самыми разнообразными: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, учреждения. Все эти юридические лица могут выступать в качестве нанимателя.

Согласно Гражданскому кодексу правоспособность юридического лица (под которой понимается наличие у него качеств субъекта права) возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации. Трудовая правоспособность организации возникает позднее гражданской, поскольку надо быть не только зарегистрированной в установленном порядке, но и иметь фонд оплаты труда и штатное расписание.

Специальная трудовая правоспособность нанимателя — юридического лица означает, что оно вправе осуществлять прием на работу работников не произвольно, а в пределах профессий, специальностей и должностей определенной квалификации, предусмотренных локальными нормативными актами, в частности штатным расписанием, что в свою очередь обуславливается целями и видами деятельности самого юридического лица. Например, текстильному производству не нужны сталевары, и наоборот, сталелитейному производству не нужны текстильщики. Каждый наниматель подбирает работников необходимых ему специальностей.

Деятельность любого юридического лица — это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, поскольку только люди способны к труду — сознательным, целенаправленным и волевым действиям. Приобретение и осуществление прав и обязанностей — прерогатива так называемого органа юридического лица, действующего в соответствии с законодательством и учредительными документами. «Орган юридического лица» — это правовой термин, который обозначает полномочное должностное лицо (единоличный орган) или определенную совокупность полномочных должностных лиц (коллегиальный орган), осуществляющих руководство деятельностью данной организации, представляющих ее интересы в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий.

Указанное руководство осуществляется в двух сферах: внутренней и внешней. К числу действий, совершаемых во внутренней сфере, применительно к трудовым правоотношениям относятся, например, действия руководителя организации по приему на работу и увольнению работников этой организации, по привлечению их к дисциплинарной ответственности и др. Что касается действий во внешней сфере, то к ним можно отнести действия по регистрации коллективного договора в соответствующем органе, обращение в суд по взысканию с работника ущерба, причиненного нанимателю, и др. Для участия в указанных, как и в целом ряде иных, трудовых правоотношениях требуется выражение воли юридического лица. Воля последнего вырабатывается, формулируется и выражается его руководящим органом. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Врач как должностное лицо по УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *