«В перспективе «Промтрактор» планирует выпускать 1500–2000 тракторов Agrolux в год, контракт с итальянской компанией может быть подписан уже в этом году, партнеры ранее уже договорились о деталях, но из-за пандемии коронавируса подписание было отложено как минимум на полгода», – рассказал Караджаев. Запланированные инвестиции в проект составят не менее 2 млрд руб., которые в основном будут направлены на строительство новой линии по выпуску трансмиссии, рассказал человек, близкий к одной из сторон обсуждаемых соглашений.
85 млрд рублей
задолжал концерн «Тракторные заводы» ВЭБу к 2017 г. и не мог более обслуживать долг. В рамках реструктуризации долга из концерна были выделены военные производства и переданы в «Ростех». Гражданские производства остались в концерне: помимо «Промтрактора» это Чебоксарский агрегатный завод, «Промлит», Волжский комбайновый завод, Алтайский моторостроительный завод. Эти гражданские активы принадлежат АО «Машиностроительно-индустриальная группа «Концерн «Тракторные заводы». Эта холдинговая компания, по данным ЕГРЮЛ, принадлежат Михаилу Болотину и Альберту Бакову, они были владельцами единого концерна – до реструктуризации.
«Спрос на тракторы малой мощности в России очень большой. Ниша в диапазоне мощностей от 40 до 100 л. с. занята в основном машинами производства Минского тракторного завода (МТЗ). А мини-тракторы до 40 л. с. представлены в основном японскими производителями, в первую очередь Kubota», – сказал «Ведомостям» замдиректора Российской ассоциации производителей спецтехники и оборудования (Росспецмаш) Денис Максимкин. Объем российского рынка тракторов тягового класса 1,4 (80–100 л. с.) составляет 12 000–13 000 единиц в год, доля минского завода превышает 90%, говорит Максимкин. Главным конкурентом Agrolux будет как раз минский трактор МТЗ 82.1. «Беларус».
Российские аграрии уже знакомы с маркой Agrolux – крупноузловую сборку этих машин в Нижегородской области с 2015 г. осуществляет компания, созданная на базе научно-производственного объединения «Мехинструмент». В конце 2017 г. был запущен серийный выпуск кабин для этой модели. Но массовым в России Agrolux пока не стал: с 2015-го до июля 2020 г. было продано всего 500 экземпляров. По словам гендиректора «Самэ дойц-фар руссиа» («дочка» SDF) Владимира Кравченко, в этом году планируется произвести 275 тракторов Agrolux. Но эти тракторы не являются российскими и не получают промсубсидий, на что рассчитывают «Тракторные заводы» со своей моделью.
Третий аграрный
СПИК с «Тракторными заводами» может стать третьим в сельхозмашиностроении. В 2018 г. Минпромторг заключил СПИК с Ковровским электромеханическим заводом (принадлежит «Ростеху») на производство чешского универсального трактора ANT-Zetor мощностью 130 л. с. К ноябрю 2019 г. аграриями было закуплено всего чуть более 60 единиц этой модели, согласно данным предприятия. Также СПИК заключен с немецким CLAAS на производство зерноуборочных комбайнов.
«Бороться с «Беларусами» в их классе не может никто в мире: за счет давно отлаженной производственной цепочки, огромных объемов производства и дешевой рабочей силы МТЗ обеспечивает такую низкую цену машин при приемлемом качестве, что другие марки выглядят неконкурентоспособно», – говорит человек, близкий к крупному сельхозмашиностроительному холдингу. Главным барьером для проекта «Промтрактора» может стать как раз конкуренция с «Беларусом»: забрать у Минского тракторного 15% российского рынка будет очень тяжело, сказал человек, близкий к другому производителю.
«Если «Тракторные заводы» смогут локализовать производство всех компонентов, которое необходимо для получения промсубсидий по постановлению правительства № 719, и качество техники Agrolux останется при этом высоким, то концерн сможет навязать конкуренцию белорусам. Стоимость аналогичного минского трактора составляет 1,4–1,5 млн руб., т. е. машина от «Тракторных заводов» будет находиться с ним примерно в одной ценовой категории, при этом Agrolux – очень известная и качественная марка», – говорит Максимкин. Agrolux будет стоить около 1,9 млн руб., сказал собеседник в «Тракторных заводах».
Сегмент сельхозтехники малой и средней – до 200 л. с. – мощности российскими машиностроителями почти не представлен, напоминает Максимкин. Россияне лидируют в сегменте мощностью свыше 200 л. с., здесь их доля составляет более 65%, основные производители – «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод, говорит он. Соглашение Минпромторга с «Тракторными заводами» может стать только третьим «тракторным» СПИК.
Волжский комбайновый завод образован в путём выделения из ОАО «Промтрактор». В настоящее время он является одной из производственных площадок концерна «Тракторные Заводы» по выпуску зарноуборочных комбайнов.
История завода
Волжский комбайновый завод, — это продолжатель традиций Красноярского завода комбайнов (ОАО «КЗК»), производителя известной марки «Енисей».
Предприятие в Сибири было основано в 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. А. В. Ухтомского. 17 ноября 1941 года было принято постановление СНК СССР о производстве комбайнов и зерноочистительных машин в Красноярске. И уже в декабре была выпущена первая продукция для фронта – снаряды и мины. В первой половине 1942 года завод начал выпускать миномёты и другие виды боеприпасов. До 1944 года Красноярский завод комбайнов выпускал запасные части к сельхозмашинам, а в октябре этого же года начался выпуск прицепных комбайнов. К 1 мая 1945 года предприятие изготовило 350 комбайнов «Красноярский коммунар». Вскоре завод первым в стране начал производство самоходных комбайнов.
С 1969 года стали выпускаться комбайны нового поколения собственной конструкции: СКД-5 «Сибиряк» – первый советский двухбарабанный зерноуборочный комбайн с кабиной. С 1985 года налажено серийное производство легендарного, не побоюсь этого слова, «Енисея-1200».
С учетом внутрикооперационных связей и перераспределением компетенций между бизнес-единицами Концерна «Тракторные заводы» в 2013 году начался перевод производственных мощностей из Красноярска на площади «Промтрактора». Первый комбайн Агромаш 4000, созданный на базе модели «Енисей» и собранный в Чебоксарах, был передан для эксплуатации чувашской агрофирме «Вурнарский мясокомбинат» 26 марта 2014 года.