Воинская дисциплина

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Установить, что Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к федеральным органам исполнительной власти, к иным государственным органам или организациям, с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей прохождения службы в указанных органах (организациях).
3. Установить, что директор Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и руководитель Федеральной миграционной службы пользуются правами, предоставленными Министру внутренних дел Российской Федерации, в части, касающейся применения Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации и Федеральной миграционной службе соответственно, за исключением прав, касающихся применения мер поощрения в виде досрочного присвоения очередного специального звания или присвоения очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, и наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
4. Признать не действующими на территории Российской Федерации:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 г. N 128-XI «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 19, ст. 342);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 г. N 129-XI «О Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 19, ст. 343).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред.: указ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.10.2012.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Устав обязателен для исполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее — сотрудники).
2. Настоящий Устав определяет:
а) сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел);
б) обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины;
в) обязанности и права руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины;
г) обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника);
д) порядок применения мер поощрения;
е) порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий;
ж) порядок учета мер поощрения и дисциплинарных взысканий;
з) порядок обжалования дисциплинарных взысканий.
3. Служебная дисциплина в органах внутренних дел — соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав.
4. Служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается:
а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей;
б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;
в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам;
г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников;
д) поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей;
е) воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;
ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;
з) осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей;
и) обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий;
к) уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.
Глава 2. Обязанности сотрудника по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины
5. Сотрудник обязан:
а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав;
б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам;
в) соблюдать требования к служебному поведению;
г) соблюдать субординацию;
д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы;
е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины;
ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
6. Сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.
Глава 3. Обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины
7. В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:
а) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины;
б) четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;
в) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера;
г) принимать меры по противодействию коррупции;
д) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками;
е) всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных;
ж) создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;
з) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
и) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей;
л) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
8. Дисциплинарные права, предоставляемые руководителям (начальникам), определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Руководитель (начальник) при временном исполнении им обязанностей по должности пользуется дисциплинарными правами по этой должности.
9. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).
Глава 4. Обязательность исполнения приказа руководителя (начальника)
10. Приказ руководителя (начальника) — служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении
определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.
11. Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников).
12. Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.
13. Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.
14. Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).
15. Отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
16. Руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, четко и кратко, без употребления формулировок, допускающих различное толкование.
17. Руководитель (начальник), перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.
18. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При необходимости прямой руководитель (начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник) сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному руководителю (начальнику).
19. Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.
20. Руководитель (начальник), чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к руководителю (начальнику) с просьбой повторить его.
21. Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.
22. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому руководителю (начальнику), отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному руководителю (начальнику).
23. Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
24. Руководитель (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.
25. Отменить приказ имеет право только руководитель (начальник), его отдавший, или вышестоящий прямой руководитель (начальник).
26. Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого руководителя (начальника) новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому руководителю (начальнику), отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его. Руководитель (начальник), отдавший новый приказ, сообщает об этом руководителю (начальнику), отдавшему первый приказ.
Глава 5. Меры поощрения и порядок их применения
27. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности в отношении сотрудника применяются следующие меры поощрения:
а) объявление благодарности;
б) выплата денежной премии;
в) награждение ценным подарком;
г) награждение почетной грамотой Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа либо подразделения;
д) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа либо подразделения;
е) награждение ведомственными наградами;
ж) досрочное присвоение очередного специального звания;
з) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;
и) награждение огнестрельным или холодным оружием.
28. В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.
29. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении курсанта, слушателя наряду с мерами поощрения, предусмотренными статьями 27 и 28 настоящего Устава, могут также применяться следующие меры поощрения:
а) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
б) установление именной стипендии.
30. В случаях когда, по мнению руководителя (начальника), необходимо применить меры поощрения, применение которых выходит за пределы его дисциплинарных прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем (начальником).
31. Меры поощрения объявляются приказами руководителя (начальника) и доводятся до сотрудника лично, перед строем или на совещании (собрании). В случае объявления сотруднику поощрения лично, содержание соответствующего приказа доводится до всего личного состава.
32. Меры поощрения, предусмотренные статьями 27 — 29 настоящего Устава, применяются в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации. Представление сотрудников к присвоению специальных званий досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, к награждению государственными наградами Российской Федерации, к поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Дисциплинарные взыскания, порядок их наложения и исполнения
33. На сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
е) увольнение со службы в органах внутренних дел.
34. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными статьей 33 настоящего Устава, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
а) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
б) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
в) отчисление из образовательного учреждения.
35. Не допускается наложение на сотрудников дисциплинарных взысканий, не предусмотренных статьями 33 и 34 настоящего Устава.
36. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание и выговор могут быть объявлены публично в устной форме.
37. Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.
38. При нарушении служебной дисциплины подчиненным руководитель (начальник) обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание.
39. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
40. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
41. В случаях когда, по мнению руководителя (начальника), на сотрудника необходимо наложить дисциплинарное взыскание, наложение которого выходит за пределы его прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем (начальником).
42. Ходатайство о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, наложение которого выходит за пределы прав руководителя (начальника), вышестоящим руководителем (начальником) должно быть реализовано в трехдневный срок.
43. В случае отказа в удовлетворении ходатайства оно должно быть вместе с материалами, подтверждающими факт нарушения служебной дисциплины, возвращено внесшему его руководителю (начальнику) в срок, дающий ему возможность наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в соответствии с имеющимися у него правами.
44. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.
45. При совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого сотрудника в отдельности и только за совершенное им нарушение.
46. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации курсант, слушатель может быть назначен вне очереди не более чем в один наряд.
47. Неоднократным нарушением служебной дисциплины является нарушение служебной дисциплины сотрудником при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.
48. Наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения службы на постах и маршрутах, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником.
49. В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.
50. На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.
51. Перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел как вид дисциплинарного взыскания может применяться в случае грубого либо неоднократного нарушения сотрудником служебной дисциплины при наличии наложенного на него в письменной форме дисциплинарного взыскания.
52. В случае обжалования сотрудником дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителям (начальникам) или в суд исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается.
53. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо с момента издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
54. Дисциплинарное взыскание на сотрудника налагается прямым руководителем (начальником) в пределах прав, предоставленных ему Министром внутренних дел Российской Федерации, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Глава 7. Учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий
55. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету, сведения о них заносятся в материалы личного дела сотрудника.
56. Наградные листы с отметками о вручении сотруднику государственных или ведомственных наград приобщаются к материалам его личного дела.
Глава 8. Порядок обжалования дисциплинарных взысканий
57. Сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

УДК 344

Ю.Н. Туганов

U. Tuganov

ОСОБЕННОСТИ ПООЩРЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ENCOURAGEMENT PECULIARITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION MILITARY MEN: THEORETICAL ASPECT

В статье рассмотрены актуальные проблемы развития российского военного законодательства о поощрении военнослужащих.

По результатам исследования данной проблемы делается вывод о том, что поощрение является важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Выделяются признаки и функции поощрения военнослужащих и дается его определение.

Отмечается, что возрастание роли поощрения, безусловно, требует развития принципов стимулирования военнослужащих за результаты служебной деятельности

Ключевые слова: поощрения военнослужащих, обес- Key words: encouragement of military men, ensuring mili-

печение воинской дисциплины, военная реформа tary discipline, military reform

Абсолютное большинство людей, занимаясь любым видом деятельности, явно или неявно желает общественного признания ее результатов, т.е. общепринятых внешних форм выражения одобрения. Перспектива быть отмеченным, выделенным из общей массы, возвышает военнослужащего как в собственных глазах, так и, что может быть еще важнее, по его мнению, в глазах своих сослуживцев. Вдвойне возвышает и приносит

чувство наибольшего удовлетворения, когда личное мнение поощренного и окружающих едины в оценке и признании его заслуг. В этом отношении военная служба представляется уникальной сферой, в которой изначально закладывался механизм такого внешнего общественного признания заслуг, профессиональных и личных достоинств человека, который состоит на военной службе у своего Отечества.

Государство в той или иной форме всегда заинтересовано в совершенствовании деятельности своего аппарата, которая, в конечном счете, направлена на повышение его эффективности, как она понимается в данную историческую эпоху. Напрямую это относится и к Вооруженным Силам РФ. Поощрения -важное средство воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины. Они, как стимулы, вырабатывают сознательное отношение к делу, способствуют развитию инициативы, смелости и решительности, мобилизуют на преодоление трудностей . Сущность поощрения весьма точно выразил профессор К.С. Вельский, рассматривающий поощрение не иначе как особый вид управленческого «давления», такое государственное воздействие, которое не подчиняет, но специфическим образом направляет волю лица на действия, полезные для интересов коллектива и общества .

Одним из самых распространенных правовых стимулов военнослужащих является поощрение. При этом система мер поощрения эффективности деятельности военнослужащих занимает среди правовых средств обеспечения воинской дисциплины самостоятельное место. Как сказано в ст. 17 Дисциплинарного устава ВС РФ (далее — ДУ ВС РФ), «поощрения являются важным средством воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины» (аналогичным образом определялись поощрения и в ДУ ВС рФ 1993 г.).

Правовое поощрение — это эффективный способ признания заслуг лица, который можно рассматривать как совокупность правовых норм, в соответствии с которыми субъект за определенное положительное поведение приобретает соответствующие благоприятные последствия, которые одновременно являются призывом к установленному виду социальноактивного правомерного поведения.

Развернутое определение правового поощрения требует выделения его признаков и функций . Предлагаемый авторами, специально исследовавшими эти вопросы, перечень

признаков, достаточно полон:

1) поощрение связано с заслуженным поведением;

2) поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком;

3) меры поощрения юридически одобряют позитивные действия;

4) поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его;

5) поощрение — юридический стимул, причем, как правило, самый действенный;

6) вместе с тем, оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает военнослужащего к высококачественному исполнению обязанностей военной службы путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противоправного поведения.

Практически совпадают и позиции авторов, исследовавших функции правового поощрения, различаясь только в степени их деталировки. Так, О.В. Левин, кроме выделяемых в литературе другими авторами функций (контролирующей, мотивационной, коммуникативной, оценивающей, гарантирующей, распределительной, воспитательной) (А.В. Малько считает, что «правовые поощрения выполняют контролирующую, стимулирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую,

распределительную и воспитательную функции») выделяет также следующие:

1) стимулирующая функция, поскольку поощрение развивает социально-правовую активность людей (поощрение как правовой стимул влияет на формирование правомерной мотивации);

2) ориентационная функция (устанавливая те или иные виды поощрения, государство тем самым определяет цели, к которым следует стремиться стимулирующим и стимулируемым субъектам);

3) обеспечительная функция следует из того обстоятельства, что с помощью мер по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ощрения властный субъект не директивно, а косвенным образом «обеспечивает» социально-полезное поведение граждан;

4) функция согласования интересов (компромисса) состоит в том, что с помощью применения мер поощрения может достигаться цель согласования интересов государства и различных слоев граждан.

А.А. Гришковец, анализируя сложившийся в российском государственном аппарате порядок поощрения государственных служащих, выделяет две группы поощрений:

1) формализованные (нормативно закрепленные в законодательстве как меры поощрения);

2) неформализованные (хотя и не названные в законодательстве среди мер поощрения, но по своему характеру, содержанию, целям и значению реально таковыми являющиеся, и де-факто, широко используемые на государственной службе) .

В юридической науке имеются и иные мнения о классификации поощрений, применяемых к государственным служащим. Так, например, профессор К.С. Вельский выделяет три группы поощрений:

1) моральные (награждение Почетными грамотами, занесение в Книгу почета и на Доску почета, объявление благодарности, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий);

2) материальные (денежные премии, ценные подарки, вознаграждение по итогам года);

3) организационные (продвижение по служ —

бе).

Однако, по мнению А.А. Гришковца, данная классификация не может быть признана достаточно полной, т.к. она не принимает в расчет реальную практику, существующую в государственном аппарате, где поощрение нередко имеет неявный, т.е. неформализованный характер и юридически никак не оформляется, но фактически широко используется. Представляется, что это соответствует реальному положению дел не только в государст-

венном аппарате, но и в ВС РФ.

Приходится признать, что ни в российском законодательстве, ни в юридической науке пока не закреплено всеохватывающее цельное определение понятия «поощрение военнослужащего», хотя потребность в этом очевидна. Правда, известны отдельные попытки ученых-юристов сформулировать понятие «поощрение государственного служащего». Например, профессор А.Ф. Ноздрачев понимает под поощрением меры морального и материального характера, связанные с пуб-личным признанием заслуг и оказанием общественного почета государственным служащим за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и достигнутые результаты в государственной службе .

Представители науки трудового права тоже пытались внести свой вклад в определение понятия «поощрение». Например, В.И. Шкатулла определяет поощрение как положительную санкцию, заслуженную меру одобрения, как правило, публичное признание заслуг, отличий и успехов персонала в том или ином виде деятельности, выступающее как способ социального контроля, правового регулирования трудовых отношений, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели и иные мотивы, призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требования поведение .

Определение «поощрение государственного служащего» как более отвечающее требованиям современного права, по нашему мнению, дает А.А. Гришковец, понимая под таковым нормативно закрепленную или фактически используемую форму признания со стороны публичной власти личных заслуг государственного служащего, применяемую при наличии достаточных оснований, уполномоченным государственным органом или его должностным лицом путем издания правового акта установленной формы или совершения иных действий, приносящих поощряемому государственному служащему материальные и (или) нематериальные преимущества .

При формулировании понятия «поощрение военнослужащего» нужно исходить из того, что это не только правовое поощрение, т.е. форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается и для него наступают благоприятные последствия , но и в целом ряде случаев — неправовое поощрение.

Военная служба в РФ как особый вид государственной службы требует формирования современной системы стимулирования, отражающей ее специфику. Ряд авторов считает, что «военная организация российского государства во все времена (выделено нами, Ю.Т.) отличалась несколько консервативным подходом к управлению практически любым видом деятельности и некоторой инертностью в принятии прогрессивных решений, что не могло не сказаться на военном законодательстве Российской Федерации, нормы которого содержат довольно небольшое количество позитивных санкций» . Думается, что следует делать акцент не на консерватизме военного права России, имеющем свое историческое оправдание, а на степени зрелости объективных и субъективных предпосылок для созревших потребностей в изменении системы стимулирования военной службы.

Таким образом, особой разновидностью общих прав военнослужащих является право на поощрения, которые являются мощными правовыми стимулами в служебной деятельности военнослужащих. Правом на поощрение обладают не все военнослужащие, а только те, которые нормативными правовыми актами уполномочены их применять, т.е. командиры и начальники. Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, правовым средством их воспитания, с другой — правовым средством обеспечения воинской дисциплины.

Анализ существующего законодательства о поощрении военнослужащих и сложившейся практики его применения, а также воззрений на существо рассматриваемой проблемы, которые имеются в отечественной юриди-

ческой науке, позволяют сформулировать следующее определение понятия «поощрение военнослужащего».

Поощрение военнослужащих — разновидность правового стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов государственного управления на потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего, а следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.

Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, т.е. соответствовать полномочиям воинского должностного лица (должностного лица, органа).

Для того чтобы поощрение сыграло свою стимулирующую роль, оно должно быть:

1) обоснованным, т.е. применено за конкретные положительные результаты в военнослужебной деятельности или заслуги;

2) своевременным;

3) справедливым (весомым, значимым), т.е. мера поощрения должна соответствовать результату или заслуге;

4) применено строго индивидуально, т.е. за конкретные личные положительные результаты и заслуги поощрению подлежит конкретный военнослужащий, а не коллектив в целом, в штате которого он состоит. В то же время индивидуальный подход не исключает возможности поощрения всего личного состава подразделения (воинской части, корабля и т.д.), если положительный результат достигнут в результате коллективной деятельности.

Повышению эффективности воспитательного воздействия поощрения способствует использование его различных видов с соблюдением постепенности в их применении, т.е. применение видов поощрений от более низких до более высоких. Однако постепенность не

исключает возможности поощрения особо отличившегося военнослужащего сразу же одним из высших видов поощрения, но с учетом индивидуальных особенностей поощряемого, его дисциплинированности, а также степени воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Поощрение должно осуществляться с соблюдением принципа гласности, т.е. с доведением его до военнослужащих подразделения (воинской части, войск и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объявленное поощрение должно быть обязательно исполнено, т.е. завершиться совершением определенного действия (вручением Почетной грамоты, подарка, денежного вознаграждения, отменой приказа о наказании, внесением соответствующей записи в карточку поощрений и взысканий и т.д.).

Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой — его юридической обязанностью, что предусмотрено ч. 2 ст. 17 ДУ ВС РФ.

Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами. Военнослужащий не имеет субъективного права на применение к нему какого-либо вида поощрения, т.е. он не может требовать от командира (начальника) применить к нему поощрение. В то же время он может иметь законный интерес в применении к нему того или иного поощрения, которое влечет для него приобретение каких-либо прав и льгот. Так, например, при присвоении звания ветерана военной службы, с наступлением пенсионного возраста по старости, влечет для военнослужащего приобретение прав и льгот, предусмотренных для ветеранов труда .

С другой стороны, ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению конкретного военнослужащего (военнослужащих конкретных подразделений, воинских частей и

т.д.), и в таком качестве указанное поведение является юридической обязанностью в целях стимулирования подчиненных военнослужащих, исполняемой в интересах государства в целом. Однако необходимо отметить недостаточную процессуальную упорядоченность применения командирами (начальниками) видов поощрений, что ведет к увеличению влияния субъективного фактора в их использовании и как следствие — недостаточной эффективности поощрения как правового средства воспитания и обеспечения воинской дисциплины.

Государство, по сути, берет на себя обязанность при определенных условиях поощрять военнослужащих. Данная норма в целом заслуживает всемерной поддержки. Более того, ее вполне можно было бы закрепить на общеармейском уровне и в нормативных правовых актах о военной службе в РФ. Вполне очевидно, что действенный механизм поощрения позволит поднять эффективность работы не только командиров (начальников) в ВС РФ, но и аппарата военного управления в целом. Очевидно, что деятельность командира (начальника) воинской части (учреждения) или его аппарата, в конечном счете, должна быть направлена именно на достижение этой основополагающей цели. По существу, поощрение является как правом, так и обязанностью командира (начальника). Следовательно, начальник, который не поощряет достойного подчиненного, сам заслуживает взыскания, т.к. совершает проступок по службе в форме бездействия, не исполняя надлежащим образом свои служебные обязанности.

ДУ ВС РФ установлен запрет поощрять тех военнослужащих, на которых наложено дисциплинарное взыскание. Представляется, что необходимо предусмотреть, что исключением могут быть случаи проявления лицами, подвергнутыми дисциплинарным взысканиям, мужества при пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или в условиях боевых действий. В этих случаях они поощряются на общих основаниях.

Поощрение может быть индивидуаль-

ным и коллективным , а по содержанию -моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим и моральные, и материальные элементы. По субъектам, осуществляющим стимулирование, поощрения подразделяются на:

1) поощрения со стороны командиров или начальников (объявление благодарности, награждение ценными подарками и деньгами, Почетными грамотами, нагрудными знаками и т.д.) (Указанные поощрения применяются в порядке ДУ ВС РФ);

2) награды, применяемые высшими органами государственной власти (награждение государственными наградами, Почетными грамотами, присвоение почетных званий и др.);

3) на поощрения со стороны общественных организаций (объявление благодарности, награждение Почетными грамотами, именными подарками, почетными знаками и др.).

ДУ ВС РФ на каждого командира (начальника) возложена обязанность поощрять подчиненных военнослужащих за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличие в службе, которые являются основаниями для поощрения .

Права командиров (начальников) по применению различных видов поощрений дифференцированы занимаемой воинской должностью (должности) и воинским званием, то есть зависят от их служебно-должностного положения.

Когда командир (начальник) считает, что предоставленных ему прав недостаточно, он может ходатайствовать о поощрении отличившихся военнослужащих властью старшего командира (начальника).

Все меры поощрений военнослужащих можно разделить на общие и специальные. Первые в соответствии с законодательством установлены для всех граждан Российской Федерации. К ним относятся поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий. Так, Положением о государст-

венных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442 , положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. № 1341 , предусмотрено, что отдельными государственными наградами и почетными званиями могут поощряться только военнослужащие, например: орденом Жукова; военными орденами Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова; медалями Ушакова, Жукова; почетными званиями «Заслуженный военный специалист». Военнослужащие, проходящие военную службу в ВС РФ, могут также награждаться ведомственными наградами: Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, например, медалями «За укрепление боевого содружества» и «За воинскую доблесть» .

Специальные меры поощрения установлены ДУ ВС РФ, они дифференцированы для различных категорий военнослужащих.

Так, например, ко всем военнослужащим могут применяться следующие меры поощрения: снятие ранее наложенного взыскания; объявление благодарности; награждение Почетными грамотами, ценными подарками или деньгами; занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилии военнослужащего.

В то же время нельзя согласиться с мнением, что «благодарность может объявляться совместно с другими видами поощрения, которые перечислены в ст. 39 ДУ ВС РФ (награждением Почетной грамотой, ценным подарком или деньгами)» , поскольку благодарность является самостоятельным видом поощрения и не может быть объявлена одновременно с другими видами поощрений.

В то же время к солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву и контракту, наряду с указанными, могут применяться следующие меры поощрения:

— награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Бое-

вом знамени воинской части;

— присвоение солдатам, матросам воинского звания ефрейтора (старшего матроса); досрочное присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания; присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности; награждение нагруд -ным знаком отличника .

К офицерам наряду с общими для всех применяются следующие меры поощрения:

— досрочное присвоение очередного воинского звания;

— присвоение очередного воинского звания до майора, капитана 3 ранга включительно на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;

— награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

Кроме того, их можно классифицировать и по правам должностных лиц, которые могут поощрять как своих подчиненных, так и других военнослужащих (командир роты, батальона, полка, дивизии и т.д.).

По нашему мнению, необходимо в ДУ ВС РФ включить поощрения, связанные с возможностью командира воинской части награждать военнослужащих по итогам года, например, медалью «За успехи». При награждении тремя медалями военнослужащий автоматически представляется к награждению ведомственной (МО РФ, ФСБ РФ и т.п.) или государственной наградой. Это дало бы военнослужащему право требовать представления его к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Овсянко ДМ. Государственная служба / Д.М. Овсянко. — М.: Юрист, 1996. — С. 167.

3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве / А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп.,

награждению государственной наградой.

Таким образом, поощрение военнослужащих — разновидность правового стимулирования их военно-служебной деятельности, т.е. воздействие командиров (начальников) или иных должностных лиц и органов государственного управления на потребности, интересы, сознание, волю и практическое поведение военнослужащего, а следовательно, на результаты его военно-служебной деятельности. Поощрение (стимулирование) обеспечивает воинскую дисциплину, способствует улучшению качества исполнения военно-служебных обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность военнослужащих.

Поскольку применение мер поощрения является исключительной прерогативой командиров и начальников, то в существующей в настоящее время системе поощрений очень велик субъективный фактор. В то же время в ходе военной реформы и перехода к профессиональной армии этот вопрос должен быть более четко регламентирован, т.е. должны быть нормативно закреплены критерии, при которых военнослужащие будут иметь право на поощрение:

— образцовое выполнение служебных обязанностей;

— самостоятельное повышение служебного и профессионального мастерства;

— продолжительная и безупречная служба;

— достижение положительных результатов с наименьшими затратами сил, времени и средств и др.

__________________________________Литература

науч. — М.: Юристъ, 2003; Стимулы и ограничения как парные юридические категории // Правоведение. — 1995. — № 1 и др.

5. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба /

А.Ф. Ноздрачев. — М.: Статут, 1999. — С. 373.

6. Настольная книга государственного служащего. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы РФ». — М.: Экономика, 1999. — С. 189.

7. Матузов НИ. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Юристъ, 1997. — С. 656.

8. Тюрин А.И. Теоретические вопросы обоснования необходимости стимулирования исполнения обязанностей военной службы / А .И. Тюрин // Российский военно-правовой сборник. — 2004. — № 1.

9. Ст. 23 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 168.

10. Ст. 34 ДУ ВС РФ. — М.: За права военнослужащих, 2008. — С. 312.

11. Ст. 17 ДУ ВС РФ. — М.: За права военноКоротко об авторе___________________________________

служащих, 2008. — С. 309.

12. Действует в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 736 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1994. — № 10. — Ст. 775.

14. Приказ Министра обороны РФ «О наградах Министерства обороны Российской Федерации» от 27 марта 1995 г. № 123 // Официально опубликован не был.

15. Комментарий к Дисциплинарному уставу ВС РФ. — М.: За права военнослужащих, 2001.

16. Ст. 20 ДУ ВС РФ. — М.: За права военнослужащих, 2008. — С. 309-310.

____________________________Some facts about author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие положения

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников).
2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.
Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
быть верным Военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов;
выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;
беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;
быть бдительным, строго хранить государственную тайну;
поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;
вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан;
соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
4. Воинская дисциплина достигается:
воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);
знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;
личной ответственностью каждого военнослужащего за исполнение обязанностей военной службы;
поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;
четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;
повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы.
8. Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и поддержании воинской дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.
9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.
В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и воинской дисциплины принять все установленные законами Российской Федерации и общевоинскими уставами меры принуждения, вплоть до задержания и привлечения нарушителя к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени — в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями статей 13 и 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
10. Применять поощрения и дисциплинарные взыскания (за исключением дисциплинарного ареста) могут только прямые начальники. Применять дисциплинарные взыскания, кроме того, имеют право начальники, указанные в статьях 75 — 79 настоящего Устава.
Дисциплинарный арест за совершение военнослужащим грубых дисциплинарных проступков, указанных в приложении № 7, назначается по решению судьи гарнизонного военного суда.
Право направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста принадлежит только командиру воинской части.
Право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста предоставлено командирам (начальникам) от командира отделения и выше.
Дисциплинарная власть, предоставленная нижестоящим командирам (начальникам), всегда принадлежит и вышестоящим командирам (начальникам).

Вопросы контроля и самоконтроля

№ п.п.

Наименование вопроса

Статья

Что такое воинская дисциплина? (наизусть)

На чем основывается воинская дисциплина? (наизусть)

Чему обязывает воинская дисциплина? (наизусть)

Чем достигается воинская дисциплина? (наизусть)

В чем каждый военнослужащий обязан содействовать своему командиру (начальнику)?

Кто имеет право применять поощрения и дисциплинарные взыскания к подчиненным военнослужащим?

Кто назначает дисциплинарный арест на военнослужащего за совершенные им грубые дисциплинарные проступки?

Кто обладает правом направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста?

Кто имеет право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста?

Глава 1.

Общие положения

1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

— быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

— выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

— стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

— быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну; поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

— оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

— с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

4. Высокая воинская дисциплина достигается:

— воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

— личной ответственностью каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

— поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;

— четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

— повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

— созданием в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

5. За состояние дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе. Которые должны постоянно поддерживать высокую воинскую дисциплину, требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

б. В целях поддержания высокой воинской дисциплины в воинской части (подразделении) командир обязан:

— изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между военнослужащими различных национальностей;

— знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава, добиваться единого понимания подчиненными командирами (начальниками) требований, задач и способов укрепления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисциплины и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать практике применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий,

— немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать всякие действия, которые могут причинить вред боеспособности воинской части (подразделении), организовывать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий и проступков;

— воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства, сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинской части (подразделении) нетерпимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости, широко используя при этом гласность;

— систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вышестоящему командиру (начальнику), а о преступлениях и происшествиях — немедленно.

Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих — важнейшая обязанность командира (начальника). Командир (начальник), допустивший сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений, привлекается к ответственности.

7. Командир (начальник) должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, чувствовать заботу командира (начальника) о неприкосновенности его личности, об уважении его чести и достоинства.

8. Деятельность командира (начальника) по поддержанию воинской дисциплины оценивается не по количеству правонарушений в воинской части (подразделении), а по точному соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в целях наведения порядка. Ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и не один невиновный не должен быть наказан.

Командир (начальник), не обеспечивший необходимых условий для соблюдения уставного порядка и требований воинской дисциплины, не принявший мер для их восстановления, несет за это ответственность.

За преступления и проступки подчиненных., не являющихся прямым следствием деятельности командира (начальника) или непринятия им мер по их предупреждению, он ответственности не несет.

Каждый военнослужащий обязан содействовать командиру (начальнику) в восстановлении порядка и дисциплины. За уклонение от содействия командиру (начальнику) военнослужащий несет ответственность.

9. Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия.

В случае открытого неповиновения или сопротивления подчиненного командир (начальник) обязан для восстановления порядка и дисциплины принять все установленные законами и воинскими уставами меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности. При этом оружие может быть применено только в боевой обстановке, а в условиях мирного времени — в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, в соответствии с требованиями устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

10. Применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе «Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях».

Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

11. Командиры (начальники), должности которых в настоящем Уставе (приложение 1) не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным на занимаемой должности:

а) младший сержант, сержант, старшина 2 статьи и старшина 1 статьи — властью командира отделения;

б) старший сержант и главный старшина — властью заместителя командира взвода;

в) старшина и главный корабельный старшина, прапорщик и мичман, старший прапорщик и старший мичман — властью старшины роты;

г) младший лейтенант, лейтенант и старший лейтенант — властью командира взвода;

д) капитан и капитан-лейтенант — властью командира роты ( корабля 4 ранга);

е) майор, подполковник, капитан 3 ранга и капитан 2 ранга — властью командира батальона (корабля 3 ранга);

ж) полковник и капитан 1 ранга — властью командира полка (корабля 1 ранга);

з) генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии,

и) генерал-лейтенант и вице-адмирал — властью командира корпуса;

к) генерал-полковник и адмирал — властью командующего армией (флотилией);

л) генерал армии, адмирал флота и Маршал РФ — властью командующего войсками округа, фронта, группой войск, флотом.

При временном исполнении обязанностей по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.

12. Заместители командиров подразделений и соединений, старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им лиц пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.

На кораблях, где имеются старший помощник и помощник командира корабля, последний пользуется дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных старшему помощнику.

13. Офицеры от заместителя командира полка и ниже при нахождении с подразделениями или командирами в командировке в качестве их начальников, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей части пользуются дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

Военнослужащие, назначенные начальниками команд, в указанных ранее случаях пользуются дисциплинарной властью: солдаты, матросы, сержанты и старшины — властью старшины роты (команды); имеющие воинское звание старшина, главный корабельный старшина, прапорщик и мичман — властью командира взвода, прапорщики и мичманы, занимающие должности командиров взводов, — властью командира роты.

14. Офицеры — командиры подразделений слушателей и курсантов — в военных образовательных учреждениях профессионального образования пользуются дисциплинарной властью в отношении подчиненных им лиц на одну ступень выше прав по занимаемой должности.

15. Министр обороны Российской Федерации в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ пользуются дисциплинарной властью в полном объеме настоящего Устава.

16. Заместители министра обороны РФ, главнокомандующие видами Вооруженных Сил пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных министерству обороны.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в отношении военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с занимаемой штатной должностью.

В соответствии с заключительными и переходными положениями (подпункт 8 пункта 7) Закона Украины «О Национальной полиции» (Закон) в месячный срок после его вступления в силу Кабинет Министров Украины должен был внести на рассмотрение парламента проект Закона «О Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины». Правда, выполнить эти законодательные предписания и уложиться в отведенный дедлайн правительству не удалось. Закон вступил в силу 7 ноября прошлого года, а проект устава зарегистрирован в Верховном Совете Украины только в феврале с.г., но впоследствии был отозван и только 16 мая нынешнего года вновь внесен (проект № 4670) на рассмотрение народных депутатов. Данной законодательной инициативой предусмотрено утвердить новый устав и признать утратившим силу Закон Украины «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Украины», принятый в 2006 году.

Следует отметить, что, согласно части 2 статьи 19 Закона, основания и порядок привлечения полицейских к дисциплинарной ответственности, а также применение к ним поощрений определяются Дисциплинарным уставом Национальной полиции Украины, который утверждается законом. Этим регламентным документом также должна определяться сущность служебной дисциплины в Национальной полиции, полномочия полицейских и их руководителей по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, а также порядок их применения и обжалования.

Так, в части 2 статьи 1 проекта устава прописывается, что служебная дисциплина основывается на создании необходимых организационных и социально­экономических условий для честного, непредвзятого и достойного исполнения обязанностей полицейского, на уважении чести и достоинства полицейского, воспитании добросовестного отношения к исполнению обязанностей полицейского путем взвешенного применения методов убеждения, поощрения и принуждения.

Помимо основных обязанностей полицейского, определенных статьей 18 Закона, уставом вводятся дополнительные опции. Служебная дисциплина среди прочего обязывает полицейского: быть верным присяге полицейского, мужественно и умело служить обществу и государству; знать законы, другие нормативно­правовые акты, определяющие полномочия полиции, а также свои должностные (функциональные) обязанности; неукоснительно выполнять приказы руководителей, изданные в пределах предоставленных им полномочий; воздерживаться от действий, препятствующих другим полицейским исполнять их обязанности, а также подрывающих авторитет Национальной полиции Украины; содержать в постоянной готовности к применению оружие и специальные средства, а также беречь служебное имущество; соблюдать правила ношения униформы и знаков различия; способствовать руководителю в организации соблюдения служебной дисциплины, информировать его о выявленных нарушениях.

Если сравнить нормы действующего дисциплинарного устава и его новой версии, то в перечне видов поощрений, не считая корректировки отдельных нормотворческих формулировок (например, «награждение денежным вознаграждением» меняется на «поощрение денежным вознаграждением»), изменения не такие существенные. В частности, предлагается упразднить такой вид «бонуса», как объявление благодарности. При этом список профессиональных стимулов расширяется за счет двух новых видов поощрения: ведомственных поощрительных знаков отличия Национальной полиции Украины и ведомственных поощрительных знаков отличия Министерства внутренних дел Украины «Холодное оружие». Примечательно, что последний вид поощрения, как и другой — ведомственный поощрительный знак отличия Министерства внутренних дел Украины «Огнестрельное оружие», упоминаются в нескольких положениях проекта устава (в статьях 6, 7 и 10), при этом не указывается, какой именно образец оружия будет использоваться в качестве наградного оружия, а также не регламентируются вопросы регистрации, хранения, ношения, использования и применения этого оружия. На отсутствие правового регулирования в этой части обратило внимание и Главное научно­экспертное управление парламента (ГНЭУ). К слову, его заключение по данной законодательной инициативе в целом негативное: эксперты ГНЭУ считают, что по результатам рассмотрения в первом чтении этот законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку.

Немного изменений и в видах дисциплинарного взыскания. Как и сейчас, в дальнейшем к полицейским предлагается применять такие виды служебных «наказаний», как, например, замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с должности и т.д. При этом упраздняется такой вид дисциплинарного взыскания, как «устное замечание», также конкретизируется, что к курсантам (слушателям), которые проходят обучение в высших учебных заведениях со специфическими условиями обучения, осуществляющих подготовку полицейских, кроме вышеуказанных видов дисциплинарных взысканий применяется такой вид дисциплинарного взыскания, как назначение вне очереди в наряд (до пяти нарядов).

Вместе с тем в статье 12 проекта устава более детально раскрывается понятие «дисциплинарный проступок»: таковым признается противоправное, виновное деяние или бездействие полицейского, которое заключается в нарушении полицейским служебной дисциплины, неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей полицейского или выходит за их пределы, нарушении ограничений и запретов, установленных законодательством для полицейских, а также в совершении действий, подрывающих авторитет полиции. Для сравнения: в действующем уставе данная дефиниция более лаконична: дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом рядового или начальственного состава служебной дисциплины. Правда, в предложенной детализированной формулировке есть и изъяны, на которые обратило внимание в своем заключении ГНЭУ. По мнению экспертов, исходя из данного определения, дисциплинарный проступок может включать действия, которые выходят за рамки исполнения служебных обязанностей, в частности, в случае нарушения ограничений и запретов, установленных законодательством для полицейского. Из этого следует, что выполнение полицейским оплачиваемой работы в свободное от профессиональной деятельности время, например, грузчиком ночью (это является нарушением ограничения на работу по совместительству, установленного статьей 66 Закона), должно признаваться дисциплинарным проступком. Такой подход, по мнению специалистов ГНЭУ, достаточно дискуссионный.

Основные изменения в части дисциплинарной ответственности полицейских касаются процедурных вопросов. Так, в статье 15 нового регламентного документа устанавливается, что проведение служебных расследований по факту нарушения полицейским служебной дисциплины осуществляется специальными органами — дисциплинарными комиссиями. Последние должны формироваться из полицейских и сотрудников полиции, которые обладают соответствующими знаниями и имеют опыт, необходимый для эффективного проведения служебного расследования. В состав таких комиссий могут также входить представители общественности, которые, цитируем, «имеют безупречную репутацию, высокие профессиональные и моральные качества, общественный авторитет». В случае проведения служебного расследования относительно заместителей руководителя Национальной полиции Украины или руководителей территориальных органов Национальной полиции Украины в состав дисциплинарной комиссии могут быть включены работники Министерства внутренних дел Украины. При этом вводится табу на вхождение в состав дисциплинарной комиссии лиц, являющихся подчиненными полицейского, лиц, способствовавших совершению или сокрытию проступка, или заинтересованных в результатах расследования лиц. В случае возникновения таких обстоятельств член дисциплинарной комиссии немедленно обязан письменно сообщить об этом руководителю, назначившему служебное расследование. Порядок создания дисциплинарных комиссий и их полномочия будут определяться Министерством внутренних дел Украины.

Существенно откорректировать предложено и механизм обжалования дисциплинарных взысканий, изменив как сроки для обжалования, так и процедуру его осуществления. В статье 24 нового устава прописывается, что полицейский имеет право обжаловать примененное дисцип­линарное взыскание в течение месяца со дня его выполнения/реализации либо путем подачи рапорта к прямому руководителю лица, применившего дисциплинарное взыскание, либо посредством обращения в суд в установленном порядке. Рассмотрение такого рапорта осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в органе полиции путем проведения проверки изложенных в этом документе фактов и обстоятельств, которые, по мнению полицейского, не были учтены при проведении служебного расследования и при принятии решения о применении к нему дисциплинарного взыскания. В случае подтверждения фактов, изложенных в рапорте, руководитель, который осуществляет его рассмотрение, обязан немедленно принять меры по восстановлению прав полицейского, устранению обстоятельств, которые привели к таким нарушениям, и решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении допущенных нарушений.

Следует напомнить, что, согласно действующим правилам обжалования дисциплинарных взысканий, предусмотренных в статьях 20 и 21 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Украины, лицо рядового или начальственного состава имеет право устно или письменно последовательно обратиться с жалобой относительно наложения на него дисциплинарного взыскания к старшему прямому начальнику — вплоть до министра внутренних дел Украины или же в суд. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня ознакомления с соответствующим приказом лица, на которое оно наложено.

Воинская дисциплина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *