Водный налог 2018

Содержание

Водный налог в 2018 году: таблица со ставками

Какие ставки водного налога в 2018 году? Таблица со ставками приводится в данном справочном материале. Расскажем о применении ставок, повышающих коэффициентах в 2018 году и особенностях расчета водного налога.

Особенности водного налога

Водный имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Для водного налога ставки в 2018 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2018 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или ИП водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Ставки на 2018 год

Как было отмечено, размеры налоговых ставок водного налога напрямую зависят от целей использования воды. Так, например, ставка водного налога для водоснабжения населения (жилых домов):

Забор воды

При взятии воды в пределах нормативов из поверхностных и подземных водных объектов налоговая ставка водного налога в 2018 году составляет:

Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка <*> в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из
поверхностных водных объектов подземных водных объектов
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Западная Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Озеро Байкал и его бассейн 576 678
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие реки и озера 288 336

<*> К ставкам налога за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 года включительно применялся коэффициент 0,85 (ст. 2 Федерального закона от 28.07.2004 N 83-ФЗ).

Отдельные ставки по водному налогу установлены при заборе морских вод в рамках нормативов:

Море Ставка (руб. за 1000 куб. м)
Балтийское 8.28
Белое 8.4
Баренцево 6.36
Азовское 14.88
Черное 14.88
Каспийское 11.52
Карское 4.8
Лаптевых 4.68
Восточно-Сибирское 4.44
Чукотское 4.32
Берингово 5.28
Тихий океан 5.64
Охотское 7.68
Японское 8.04

Акватория

При использовании определенной надводной акватории ставка водного налога на 2017 г. следующая:

Экономический район Ставка (тыс. руб. в год за 1 кв. км)
Северный 32.16
Северо-Западный 33.96
Центральный 30.84
Волго-Вятский 29.04
Центрально-Черноземный 30.12
Поволжский 30.48
Северо-Кавказский 34.44
Уральский 32.04
Западно-Сибирский 30.24
Восточно-Сибирский 28.2
Дальневосточный 31.32
Калининградская область 30.84

В случае использования акватории поверхностных морских вод налоговые ставки по водному налогу установлены такие:

Море Ставка (тыс. руб. в год за 1 кв. км)
Балтийское 33.84
Белое 27.72
Баренцево 30.72
Азовское 44.88
Черное 49.8
Каспийское 42.24
Карское 15.72
Лаптевых 15.12
Восточно-Сибирское 15
Чукотское 14.04
Берингово 26.16
Тихий океан 29.28
Охотское 35.28
Японское 38.52

Гидроэнергетика и сплав дерева

Отдельная процентная ставка водного налога установлена для таких специфических отраслей, как:

  • гидроэнергетика (руб. за 1000 кВт/ч);
  • справ дерева (1000 куб. м сплава на каждые 100 км).

Повышающие и дополнительные коэффициенты для расчета водного налога

Коэффициент индексации (п.1.1. ст.333.12 НК РФ)

Срок, с которого применяется налоговая ставка с коэффициентом Повышающий коэффициент
2018 год 1,75

Коэффициент для расчета забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования или в случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов (п.2 ст.333.12 НК РФ)

Объект налогообложения Повышающий коэффициент
Забор воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования Пятикратный размер налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ, в части превышения забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования
Забор воды в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов Квартальные лимиты определяются расчетно, как одна четвертая утвержденного годового лимита
Добыча подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения Пятикратный размер налоговых ставок, установленных п. 1 ст. 333.12 НК РФ с учетом установленных коэффициентов
Добыча подземных вод в случае отсутствия у налогоплательщика, установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам Квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

Коэффициент для налогоплательщиков, не имеющих средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) для измерения количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта (п.4 ст.333.12 НК РФ)

Объект налогообложения Дополнительный коэффициент
Измерение количества водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, при отсутствии средств измерений (технических систем и устройств с измерительными функциями) Применяется с учетом положений п.1.1 ст.333.12 НК РФ, с дополнительным коэффициентом 1,1.

Коэффициент при добыче подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару (п.5 ст.333.12 НК РФ)

Объект налогообложения Дополнительный коэффициент
Добыча подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также термальных вод) в целях их реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару Определяется с учетом положений п.1.1 ст.333.12 НК РФ, применяется с дополнительным коэффициентом 10.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Россиян заставят платить налог на воду: что нужно знать об этом

Налог на воду — для россиян не неожиданность. О предстоящем проекте власти говорят не первый год. В сети нередко встречаются возмущенные комментарии населения о том, что теперь каждого обяжут оплачивать пользование природным ресурсом. Но так ли это? Разбираемся вместе.

Суть законопроекта

С 2020 года сильно ужесточатся меры для лицензирования скважин. Вместе с этим появится и налог на грунтовые воды. Нововведение потребовалось для того, чтобы урегулировать эксплуатацию природных ресурсов страны. По большей части, изменения в действующем законодательстве коснутся артезианских скважин, которыми пользуются собственники участков, принадлежащих садоводческим товариществам.

Несмотря на то, что такие источники и раньше подлежали лицензированию, контроль за обстановкой не осуществлялся. Без нового законопроекта запасы природной воды в скором времени начали бы истощаться и приходить в негодность.

Во время же обязательного лицензирования ответственные органы осуществляют работу, которая позволяет добывать жидкость безопасно и для людей, и для окружающей среды. Несмотря на то, что обязательным получение разрешения станет лишь в следующем году, оформить его рекомендуется в этом, поскольку сейчас процедура лицензирования сильно упрощена. К тому же, до конца 2019 года она не требует уплаты государственной пошлины.

Кому теперь придется платить за воду?

Перед тем как говорить о том, кому придется платить налог на подземные воды с 2020 года, вспомним, как именно можно осуществлять забор жидкости из недр.

  • Артезианская скважина. Как правило, такой метод применяют в садоводческих товариществах. В этом случае забор воды осуществляется на глубине 50 метров. Артезианский источник подлежит лицензированию.
  • Колодцы “на песок”. Ресурс добывается на глубине всего 30 метров. Срок пользования такой скважины составляет 15 лет. Лицензия не требуется.
  • Колодцы. Вода добывается из верхних слоев на глубине не более 5 метров. Срок эксплуатации такого источника значительно меньше. Способ не нуждается в лицензировании.
  • Промышленные скважины. Эксплуатируются только для коммерческих целей. Забор жидкости осуществляется на глубине от 400 до 1000 метров. Подлежит обязательному лицензированию.

Таким образом, лицензия необходима только в том случае, если забор природного ресурса осуществляется на большой глубине. То есть налог на воду с 2020 года предусмотрен при соблюдении следующих условий:

  • источник подлежит обязательному получению лицензии;
  • забор природного ресурса осуществляется в коммерческих целях;
  • источник жидкости — часть центрального водоснабжения;
  • скважина состоит на учете Госбаланса полезных ископаемых.

Резюмируя все вышесказанное, делаем вывод, что от налога на воду из скважины освобождаются физические лица, которые:

  • осуществляют забор жидкости на глубине не более 30 метров;
  • в сутки используют не более 100 кубометров природного ресурса;
  • используют жидкость только для личных нужд;
  • не пользуются ресурсами центрального водоснабжения.

Получаем лицензию

До конца 2019 года все еще будет актуальной упрощенная схема оформления документации для получения лицензии на использование подземных вод. Так называемая “водная амнистия” дает возможность физическим лицам и владельцам водозаборов на территории СНТ лицензирования на более мягких условиях. Для вышеперечисленных граждан до окончания года отменены:

  • уплата государственной пошлины, размер которой составляет 7500 рублей;
  • необходимость в заказе геологоразведочных работ;
  • необходимость проведения экспертизы подземной скважины.

Еще одно явное отличие упрощенной системы от стандартной — существенная экономия времени. Обычное получение разрешения может растянуться на полтора года. В то время как до конца 2019 это займет всего 6 месяцев.

Для получения лицензии физическому лицу потребуется обратиться в отдел лицензирования местного ответственного органа. Это может быть Департамент, Министерство области или иное.

Перед обращением необходимо подготовить пакет документов, в который будут входить:

  • заявление на лицензирование;
  • паспорт;
  • свидетельство о собственности, аренде или о праве пользования земельным участком;
  • ситуационный и генеральный планы земли;
  • кадастровый план недвижимости;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • банковские реквизиты;
  • проект зоны санитарной охраны — его требуется согласовать в Роспотребнадзоре;
  • проект бурения скважины: для составления нужно обратиться к гидрологу, а для согласования — в Роснедр.

Вышеперечисленные пункты актуальны только для тех граждан, которые планируют создание новой скважины. Если она есть, достаточно просто ее зарегистрировать. Для этого представители Роспотребнадзора возьмут пробы жидкости на экспертизу и вынесут решение о ее пригодности для эксплуатации. Сразу после получения на руки результатов проверки можно регистрировать скважину в Государственном водном реестре.

Стоимость лицензии, размер штрафов и налогов

До окончания 2019 года действует льгота, которая позволяет оформить лицензию на эксплуатацию подземных вод без уплаты государственной пошлины. А вот с 1 января 2020 года “водная амнистия” будет отменена, и размер госпошлины составит 7,5 тысяч рублей.

К тому же, с нового 2020 года те граждане, которые не успели оформить документы на скважину, будут обязаны заплатить штраф. Его размеры составят:

  • до 5 тысяч рублей для физлиц;
  • от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
  • от 800 тысяч до 1 миллиона рублей для юрлиц.

После уплаты неустойки владельцу земельного участка необходимо будет либо зарегистрировать источник, либо демонтировать его.

Теперь поговорим о самом налоге на подземную воду. Его стоимость будет зависеть от того, в каком экономическом регионе находится земельный участок. Так, например, для Северо-Запада актуальными будут следующие цифры:

  • Волга: от 294 до 390 рублей за одну тысячу кубометров воды;
  • для Западной Двины — от 288 до 366 рублей;
  • для Невы — от 258 до 342 рублей;
  • для всех остальных водоемов размер налога будет варьироваться в пределах от 282 до 372 рублей.

С полным перечнем ставки можно ознакомиться в статье 333.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Мнение общественности

Данный законопроект уже не в первый раз анонсируется интернет-изданиями. Причем не всегда информация в них является достоверной. Так, среди дачников прошел слух о том, что с 2020 года будет введен в том числе и налог на воду из колодца. Разумеется, эта новость вызвала недовольство среди собственников дачных участков. Возмущают нововведения и владельцев участков СНТ, у которых есть собственный колодец, потому что с 2020 года в их счет будет включен пункт о лицензировании скважины.

К тому же, эксперты в этой сфере предупреждают граждан о том, что вступление в силу нового законопроекта приведет к всплеску коррупции. Поэтому будьте бдительны. Рекомендуем держать при себе необходимые документы: паспорт и технические бумаги, чтобы обезопасить себя от ложных “штрафов”.

Итак, обязанность делать налоговые отчисления на пользование водой коснется не всех россиян. Новый законопроект предусматривает налог на подземную воду для дачников, которые осуществляют забор воды из артезианской скважины. Владельцы обычных колодцев не будут иметь к нововведениям никакого отношения.

Оригинал статьи на сайте

Пользование недрами, частью которых значатся подземные воды, является лицензируемым видом деятельности. В качестве компенсации за расходование народного достояния недропользователи уплачивают в казну государства водный налог на скважину. За последнее время требования законодательства ужесточились: обязанность по внесению сборов распространилась на водозаборы садовых товариществ.

Налог на скважину.

После водной амнистии

Закон «О недрах» №2395-1 действует с 1992 г. Вплоть до 2015 г. владельцы скважин, проживающие в частном доме, не попадали в число плательщиков налога – к этой категории относятся организации и индивидуальные предприниматели.

Государство с 2016 г. проводит водную амнистию, срок которой истекает 31 декабря 2019 г. В течение этого периода действуют льготы, стимулирующие собственников скважин к оформлению разрешения на пользование недрами.

До истечения срока можно узаконить скважины садовых некоммерческих товариществ на льготных условиях:

  • не уплачивать госпошлину в размере 7,5 тыс. руб. за оформление лицензионного соглашения;
  • получить лицензию на право водопользования без проведения геологоразведочных работ;
  • игнорировать процедуру госэкспертизы запасов подземных вод;
  • пользоваться водой из артскважин без оформления разрешения до 2020 г.

Получение лицензии обязательно и для физических лиц. После завершения водной амнистии все перечисленные льготы исчезнут, а за нарушение правил недропользования станут штрафовать.

Товарищества и физлица, не желающие оформлять лицензию на артезианскую скважину, будут вынуждены ликвидировать незаконно используемый водозабор по предписанию надзорных органов. Произойдет это не сразу, а после применения административных мер воздействия на правонарушителей по ст. 7.3 КоАП.

В зависимости от статуса собственника водозабора и тяжести проступка размер штрафа будет таким (в тыс. руб.):

Категория нарушителей Отсутствие лицензии Пользование с отступлениями от лицензионного соглашения
Граждане 3-5 2-3
Должностные лица 30-50 20-40
Предприятия и организации 800-1000 300-500

Скважины непременно оборудуются расходомерами – их проверяют представители Росприроднадзора. Мониторинг состояния подземных вод собственником скважин контролируется природоохранной прокуратурой.

Регламентирующие законы

Кроме Закона «О недрах», отношения в сфере пользования водой из скважин регулируются еще многими документами.

Порядок лицензирования изложен в постановлении Верховного Совета РФ №3314-1 от 15.07.1992, инструкции Роскомнедра №583 от 16.05.1994 г. Водный кодекс от 03.06.2006 №74-ФЗ закрепляет в п. 3 ст. 43, что регламент пользования подземными водными ресурсами регулируется законодательством о недрах.

В части налоговых сборов и в целях расширения круга плательщиков за счет скважин на дачных участках действуют следующие документы:

  • Налоговый кодекс РФ части 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ и 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ;
  • закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ;
  • Правила охраны подземных вод, утвержденные правительственным постановлением №94 от 11.02.2016 г.

Плательщики водного налога обязаны ежеквартально, до 20 числа следующего периода, отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС – Федеральной налоговой службы. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.

Налоговые сборы на скважину.

За какую воду придется платить налог

Колодцы сооружают для пользования водой с горизонтов, расположенных недалеко от земной поверхности. В зависимости от глубины это верховодка, находящаяся в 3-5 м, или грунтовые воды – 6-20 м. Межпластовые воды занимают пространство в интервале 25-90 м, а глубже находятся артезианские водоемы под давлением окружающих горных пород – стратегический запас страны.

Облагаются налогом скважины, подходящие под условия:

  • водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды;
  • слой, питающий скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения;
  • водозабор происходит с артезианского горизонта;
  • ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды;
  • дебит скважины превышает 100 м³ в сутки.

Оплата воды после получение лицензии на скважину.

Обязанность по уплате налога возникает после получения лицензии на добычу водного ресурса. Процедура оформления разрешения во время водной амнистии занимает до полугода, но после льготного периода составит 1,5-2 года.

Ст. 333.12 НК посвящена ставкам налога: в таблице п. 1 приведены значения в рублях по регионам и бассейнам рек. Самый высокий сбор установлен для озера Байкал в Восточно-Сибирской экономической зоне – 678 рублей за 1 тыс. м³ забранной воды.

Минимальная ставка предусмотрена для скважин в бассейнах рек Енисей и Лена, расположенных в том же регионе – 306 руб./тыс. м³. В этом же пункте приводятся поправочные коэффициенты по годам пользования: в 2019 г. – 2,01; 2020 – 2,31; 2021 – 2,66.

Пунктом 3 той же ст. 333.12 нормируются ставки налога при расходе ресурса на водоснабжение населения: по 31.12.2019 г. размер сбора 141 руб./тыс. м³, а в период 01.01.2020-31.12.2020 – 162 руб./тыс. м³. Если питьевая вода очищается и продается в бутылках ради коммерции, к налоговой ставке применяется коэффициент 10.

Кто освобождается от налога

Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.

Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:

  • эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
  • расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
  • добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
  • орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
  • водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Статья 20 ВК РФ. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

См. все связанные документы >>>

Платность водопользования — один из основных принципов водного законодательства. В Водном кодексе РФ 2006 г. предусмотрены две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования.

В комментируемой статье речь идет о плате как существенном условии договора водопользования. В договорах водопользования в обязательном порядке указываются размер платы за пользование водным объектом либо его частью, сроки и условия ее внесения. Несвоевременное внесение платежа по договору влечет за собой уплату пеней, а превышение «договорных» объемов забора или изъятия воды — штраф.

Однако функционирует и водный налог. В специальной главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог взимается с предприятий и организаций, забирающих воду из водных объектов для производственных нужд, а также использующих водные объекты без забора воды (гидроэнергетика, лесосплав и т.д.). Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в полтора-два раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.

Толкуя Водный кодекс РФ, можно поставить вопрос о соотношении водного налога или предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай согласно Закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 25.2 НК РФ. В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового Кодекса. Названные хозяйствующие субъекты платят за свое водопользование. Таким образом, законодатель стремится избежать «двойного обложения» водопользования: налогом и платежом.

В ходе подготовки проекта нового Водного кодекса РФ проблема платежей в сфере водного хозяйства тщательно рассматривалась, предлагались следующие решения:

— неналоговый водный платеж целевого характера;

— водный налог при своеобразной «специальной строке» бюджета.

Основанием для последнего из предложений служит уже упомянутая функциональная классификация расходов бюджета, указанная в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) .

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.

Звучали и другие предложения. Например, сотрудники Всероссийского института экономики минерального сырья (ВИЭМС) предлагали конкретизировать финансовые аспекты проекта ВК РФ. В частности, предлагалось в большей степени выразить целевой характер водных неналоговых платежей. По их мнению, расходы по финансированию мероприятий на восстановление и охрану водных объектов должны предусматриваться в бюджете в объемах не менее суммы доходов федерального бюджета, полученных от платы за водопользование. Кроме того, предлагалось предусмотреть положения о том, на что именно будут тратиться «водные деньги» (установление водоохранных зон, ведение реестра водных объектов, обеспечение безопасности ГТС и т.д.). При этом отмечалось, что средства, полученные за водопользование, могут тратиться и на защиту от вредного воздействия вод.

Эти предложения не были поддержаны, однако Водный кодекс РФ 2006 г. создал условия для восстановления платежей за водопользование, правовая природа которых позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Подобная практика уже имела место во время существования целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов, что дало благоприятные последствия для охраны окружающей среды.

Законодателем предусматривается стимулирование экономного водопользования и охраны вод. В частности, при определении платы за пользование тем или иным водным объектом учитываются расходы данного физического или юридического лица на меры по охране водных объектов. Таким способом стремятся повысить заинтересованность природопользователя в экологическом направлении его хозяйственной деятельности.

В комментируемой статье предусматривается также дифференциация ставок платы за водопользование в зависимости от речного бассейна, т.е. исходя из объемов и уровней воды, наличия или отсутствия водного дефицита, возможностей водоемов или водотоков к самоочищению. Очевидно, нужно будет учесть общий уровень антропогенной нагрузки на бассейн или под бассейн. Названные положения являются формой выражения некоторых основных принципов водного законодательства: бассейновый подход, регулирование в зависимости от особенностей режима водных объектов (ст. 3 ВК РФ).

В комментируемой статье указывается, что ставки, порядок расчета и взимания платы определяются исходя из права собственности на водный объект, находящийся в пользовании. Относительно федеральных водных объектов это доверено только Правительству РФ, относительно водоемов, находящихся в собственности субъекта Федерации, — региональным органам государственной власти, относительно водоемов муниципальной собственности — органам местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 ВК РФ 2006 г. названные полномочия Правительства РФ делегированию на региональный уровень не подлежат. В настоящее время МПР России предлагает увеличить ставки платы за пользование водными объектами в среднем на 15 — 20%. За забор воды для водоснабжения населения нужно будет платить не 70, а 90 руб. Соответственно, увеличится и оплата этой жилищно-коммунальной услуги .

Шкель Т. Контролер для каждой речки // Российская газета. 2006. N 246. С. 3.

По мнению руководства Росводресурсов, средства, полученные от водопользования, должны вкладываться в водное хозяйство. В 2006 г. на каждый вложенный в водное хозяйство рубль была получена отдача в виде предотвращения ущерба на 4 руб. Но вкладывать нужно гораздо больше, благо область для инвестиций обширнейшая. Например, на российских реках около 120 крупных шлюзов требуют ремонта. Наводить порядок нужно даже с плотинками противопожарных прудов, которые «не держат» воду. Таким образом, для стабилизации положения в отрасли требуется не менее 50 млрд. руб. ежегодно .

Глазов С. Водные процедуры // Российская газета. 2006. N 251. С. 4.

Между тем в водном законодательстве платность водопользования может обрести иное выражение, принципиально отличающееся от водного налога или водного «договорного» платежа. Например, в сельском и лесном хозяйстве действует юридически обеспеченный механизм возмещения потерь сельского и лесного хозяйства.

Согласно статье 58 ЗК РФ 2001 г. при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий, а также изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с сельским хозяйством, заинтересованные собственники и пользователи возмещают потери аграрной отрасли экономики. Выплаченные средства согласно статье 58 ЗК РФ вкладываются в охрану земли (включая повышение плодородия почв) и освоение новых земель. Аналогичные механизмы предусматриваются в российском законодательстве относительно возмещения потерь лесного хозяйства. В случае перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и использованием лесного фонда, при изъятии земель лесного фонда заинтересованные природопользователи возмещают потери (ст. 58 ЗК РФ). Полученные средства расходуются на охрану и восстановление российских лесов.

Названный инструмент возмещения потерь может быть заимствован и водным хозяйством и отображен в водном законодательстве. Акватории и подстилающие их земли могут использоваться для целей, не связанных с водным хозяйством. Кроме того, земли водного фонда, обслуживающие водное хозяйство, могут быть переведены в другие категории земель (например, в земли населенных пунктов, сельхозназначения и т.д.). Во всех этих случаях в целях обеспечения более экономного отношения к водным объектам и подстилающим их землям целесообразно законодательно установить возмещение потерь водного хозяйства.

Названное возмещение следует платить лицам, в интересах которых происходит чуждое водному хозяйству и потенциально вредное для водного фонда использование (например, юридически допустимая, но нежелательная застройка берегов). При этом ведомство, отвечающее за водное хозяйство (очевидно, МПР России или входящее в его систему Федеральное агентство водных ресурсов), в случае согласования рассматриваемых мероприятий получает возмещение потерь и вкладывает данные средства на охрану и восстановление водных объектов. Как представляется, предложенный механизм возмещения потерь водного хозяйства заслуживает самого пристального внимания при правовом регулировании водных отношений. Этот вопрос может быть решен в федеральных и региональных нормативно-правовых актах, принимаемых в реализацию Водного кодекса РФ 2006 г.

Предложения по компенсационности платежей за водопользование, а также возмещению потерь водного хозяйства во многом созвучны с соображениями экономистов. Современное теоретическое осмысление мировой экономики требует исходить из тезиса, что реальный экономический рост возможен лишь при отказе от «проедания» природного потенциала. В составе общественного продукта помимо фондов потребления и накопления необходимо иметь и фонд восполнения природных ресурсов.

Некоторые эксперты в области водного хозяйства выступают за введение водной ренты, представляющей собой альтернативу водного налога или неналогового водного платежа. Как известно из экономической теории, рента представляет собой любой регулярный доход (в частности, от недвижимости), не требующий от его получателя (собственника) предпринимательской деятельности. Рента за использование природных ресурсов (земля, леса, недра) получается собственником этих ресурсов. Применительно к водному хозяйству плательщиком ренты являются хозяйствующие субъекты — физические или юридические лица (в том числе предприниматели), а получателем рентного дохода — государство — собственник водного фонда .

В свою очередь, по мнению этих экспертов, нынешняя шкала ставок платы не учитывает затраты на очистку загрязненной воды.

Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ
(ред. от 29.06.2004)
«О плате за пользование водными объектами»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Принят

Государственной Думой

15 апреля 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

22 апреля 1998 года

Статья 1. Плательщики

Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее — плательщики) признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

Абзац исключен. — Федеральный закон от 07.08.2001 N 111-ФЗ.

Статья 2. Объект платы

1. Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 1 настоящего Федерального закона, в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

2. Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Статья 3. Платежная база

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

объем воды, забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Статья 4. Ставки платы

1. Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

1) 60,0 — 370,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

2) 2,0 — 7,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

3) 4,0 — 20,0 рубля за одну тысячу киловатт — часов вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

4) 680,0 — 1 400,0 рубля за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 километров сплава — для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

5) 5,2 — 21,9 тысячи рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов — для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

6) 7,0 — 55,0 рубля за одну тысячу кубических метров сточных вод — для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

2. Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ)

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 54-ФЗ)

4. Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных пунктом 1 настоящей статьи. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

5. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными пунктом 1 настоящей статьи.

6. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Льготы по плате

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Определение суммы платы. Порядок и сроки уплаты

1. Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.

2. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы, определяемых в соответствии со статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона, с учетом льгот, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

3. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации, а по месту пользования водным объектом — копию налоговой декларации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4. Отчетный период устанавливается:

для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал;

для остальных плательщиков — каждый календарный месяц.

Статья 7. Отнесение суммы платы

Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Статья 8. Порядок зачисления платы

1. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении: 40 процентов — в федеральный бюджет, 60 процентов — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты. При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации.

Поступления сумм платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50 процентов.

2. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.

Статья 9. Инструкции о порядке взимания и внесения платы

Инструкции о порядке взимания и внесения платы издаются Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Статья 10. Специальное положение

Установить, что с вступлением в силу настоящего Федерального закона размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения не может быть увеличен более чем на 4 процента.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

6 мая 1998 года

N 71-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 71-ФЗ О плате за пользование водными объектами

Постановление Госкомстата РФ от 20.06.2000 N 50 (ред. от 15.07.2004) «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2001 год»

Формирование показателей по элементам затрат, их составным частям и отражение этих показателей по соответствующим строкам формы N 5-з(МП)строй осуществляются в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых и себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», другими дополнениями и изменениями, утвержденными в установленном порядке, а также типовыми отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) отрасли «Строительство», утвержденными 4 ноября 1995 г. N БЕ-11-260/7, и Федеральным законом от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Приказ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 (ред. от 21.01.2004) «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации»

Иные подземные воды главой 26 НК РФ не отнесены к полезным ископаемым, и, следовательно, их добыча не подлежит налогообложению налогом. Пользование этими подземными водными объектами в целях забора воды с 01.01.2002 подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Приказ МНС РФ от 15.02.2002 N БГ-3-21/71 (ред. от 29.12.2003) «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами» (вместе с «Изменениями и дополнениями N 2 …», «Налоговой декларацией по оплате за пользование водными объектами») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2002 N 3322)

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134, ст. 3341), Федеральным законом от 07.08.2001 N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ч. I, ст. 3414), Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» («Российская газета» N 256, 31.12.2001) и на основании статьи 9 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2067) приказываю:

Приказ МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/726 Об утверждении формы налоговой декларации по плате за пользование водными объектами и Инструкции по ее заполнению

ф) плата за пользование водными объектами;

(пп. «ф» введен Федеральным законом от 17.06.1999 N 112-ФЗ)

х) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

Постановление Госкомстата РФ от 24.12.2002 N 222 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 5-З «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)»

Формирование показателей по элементам затрат, их составным частям и отражение этих показателей по соответствующим строкам формы осуществляется в соответствии с типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) соответствующих отраслей экономики, а также Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

Приказ МНС РФ от 03.09.2002 N ВГ-3-21/475 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации»

Иные подземные воды главой 26 НК РФ не отнесены к полезным ископаемым, и, следовательно, их добыча не подлежит налогообложению налогом. Пользование этими подземными водными объектами в целях забора воды с 01.01.2002 подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».».

<Письмо> МНС РФ от 07.06.2002 N НА-6-21/801 «О порядке определения платы за пользование подземными водными объектами»

В связи с принятием Федерального закона от 07.08.2001 N 111-ФЗ исчисление платы за пользование подземными водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.98 N 71-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Приказ МНС РФ от 21.05.2002 N БГ-3-21/262 Об утверждении Инструкции по заполнению налоговой декларации по плате за пользование водными объектами

В соответствии с пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341) и в целях реализации положений Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» приказываю:

Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году

Российский налоговый курьер, N 12, 2007 год
Рубрика: Налоговое администрирование. Ресурсные и имущественные налоги

Р.Л.Кошкин
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
В.В.Петрунин
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России.

С 1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс РФ. Серьезные изменения произошли и в системе платежей за водопользование: водный налог будет постепенно заменяться неналоговой платой за пользование водными объектами. Подробности об этих новшествах — в статье.
Новый Водный кодекс упразднил действовавшее с 1995 года лицензирование водопользования. С 1 января 2007 года водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования, заключаемому согласно нормам статей 12-16 Водного кодекса (то есть в рамках договорных гражданских правоотношений), или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование, принимаемого Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органом местного управления. При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами (ст.20 Водного кодекса). Администрирование платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, возложено на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).
Кроме того, с 1 января этого года вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации». Закон внес дополнение в статью 333_8 главы 25_2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками водного налога не являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога, а также представления налоговых деклараций по нему остался прежним. Таким образом, с 2007 года в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами — водный налог и неналоговая плата. Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог, и неналоговую плату — только по разным водным объектам.
Например, организация в текущем году пользуется двумя водными объектами. По первому объекту у нее есть действующая лицензия, выданная до 1 января 2007 года. До истечения срока действия или аннулирования лицензии организация уплачивает в отношении этого объекта водный налог. По второму объекту срок лицензии закончился. Организация в установленном порядке заключила договор водопользования. В отношении данного объекта в 2007 году перечисляется неналоговая плата.
Можно сделать вывод, что водный налог постепенно (пока не истекут сроки действия ранее выданных лицензий на водопользование) будет вытеснен неналоговой платой. Речь идет исключительно о той части налога, которая взимается за пользование поверхностными водными объектами. Что касается подземных водных объектов, то нормативная база взимания налога в отношении такого водопользования не изменилась. В 2007 году налог за пользование подземными водными объектами исчисляется и уплачивается в прежнем порядке*.
________________
* Забор воды из подземных водных объектов как вид пользования недрами регулируется законодательством о недрах (Закон РФ от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах»).

Договор водопользования

Введенная с 2007 года неналоговая плата за пользование водными объектами взимается с водопользователей, которые заключили соответствующие договоры. Договор водопользования заключается между водопользователем и исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Это зависит от того, в чьей собственности находится водный объект. Договор признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре (ст.12 Водного кодекса). Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 установлено, что государственный реестр договоров пользования водными объектами и государственный водный кадастр ведет Федеральное агентство водных ресурсов.
В соответствии со статьей 13 Водного кодекса договор водопользования должен содержать:

Изменения, которые вносятся
в раздел I ставок платы за пользование
водными объектами, находящимися в федеральной собственности

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1509
«О ставках платы за пользование водными объектами,
находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений
в раздел I ставок платы за пользование водными объектами,
находящимися в федеральной собственности»

(в редакции, актуальной с 1 января 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2019 г. № 1211)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что:

а) ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления, если иное не предусмотрено подпунктами «б» и «в» настоящего пункта, применяются:

в 2015 году с коэффициентом 1,15;

в 2016 году с коэффициентом 1,32;

в 2017 году с коэффициентом 1,52;

в 2018 году с коэффициентом 1,75;

в 2019 году с коэффициентом 2,01;

в 2020 году с коэффициентом 2,31;

в 2021 году с коэффициентом 2,66;

в 2022 году с коэффициентом 3,06;

в 2023 году с коэффициентом 3,52;

в 2024 году с коэффициентом 4,05;

в 2025 году с коэффициентом 4,65;

начиная с 2026 года с коэффициентом, определенным в соответствии с настоящим подпунктом для года, предшествующего году платежного периода, умноженным на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году платежного периода;

б) ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления:

с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. составляет 81 рубль;

с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. составляет 93 рубля;

с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. составляет 107 рублей;

с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. составляет 122 рубля;

с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. составляет 141 рубль;

с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. составляет 162 рубля;

с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. составляет 186 рублей;

с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. составляет 214 рублей;

с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. составляет 246 рублей;

с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. составляет 283 рубля;

с 1 января 2025 г. по 31 декабря 2025 г. составляет 326 рублей;

начиная с 2026 года определяется ежегодно путем умножения ставки платы для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году платежного периода;

в) ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (за исключением морей) для целей производства тепловой и (или) электрической энергии субъектами электроэнергетики, использующими прямоточные системы технического водоснабжения, за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления:

с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.:

для озера Байкал и рек его бассейна составляет 636 рублей;

для водных объектов (за исключением озера Байкал и рек его бассейна), находящихся в федеральной собственности, рассчитывается путем применения раздела I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», с коэффициентом 2,01;

для водных объектов, находящихся в федеральной собственности:

с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г. составляет 636 рублей;

начиная с 2026 года определяется ежегодно путем умножения ставки платы для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году платежного периода;

г) к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», с учетом коэффициентов, установленных подпунктом «а» настоящего пункта, к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, предусмотренным подпунктом «б» настоящего пункта, и к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (за исключением морей) для целей производства тепловой и (или) электрической энергии субъектами электроэнергетики, использующими прямоточные системы технического водоснабжения, предусмотренным подпунктом «в» настоящего пункта, за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, водопользователями, не имеющими водоизмерительных приборов, применяется повышающий коэффициент 1,1.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 324; № 50, ст. 6294).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

(утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1509)

Раздел I изложить в следующей редакции:

«I. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов
из поверхностных водных объектов или их отдельных частей
(за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия)
водных ресурсов, установленного договором водопользования

Речные бассейны

Субъекты Российской Федерации

Ставки платы
(рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов)

Амур

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Забайкальский край

Еврейская автономная область

Волга

Республика Башкортостан

Республика Калмыкия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Астраханская область

Брянская область

Владимирская область

Вологодская область

Волгоградская область

Ивановская область

Калужская область

Кировская область

Костромская область

Ленинградская область

Липецкая область

Московская область

Нижегородская область

Новгородская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ульяновская область

Челябинская область

Ярославская область

Город Москва

Днепр

Белгородская область

Брянская область

Калужская область

Курская область

Орловская область

Смоленская область

Дон

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Ставропольский край

Белгородская область

Волгоградская область

Воронежская область

Курская область

Липецкая область

Орловская область

Пензенская область

Ростовская область

Рязанская область

Саратовская область

Тамбовская область

Тульская область

Енисей

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Красноярский край

Иркутская область

Тюменская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Западная Двина

Псковская область

Смоленская область

Тверская область

Кубань

Республика Адыгея

Карачаево-Черкесская Республика

Краснодарский край

Ставропольский край

Лена

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Красноярский край

Хабаровский край

Амурская область

Иркутская область

Забайкальский край

Нева

Республика Карелия

Архангельская область

Вологодская область

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

Тверская область

Город Санкт-Петербург

Неман

Калининградская область

Обь

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Хакасия

Алтайский край

Пермский край

Красноярский край

Кемеровская область

Курганская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Свердловская область

Томская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Печора

Республика Коми

Архангельская область

Ненецкий автономный округ

Самур

Республика Дагестан

Северная Двина

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Кировская область

Костромская область

Ярославская область

Сулак

Республика Дагестан

Чеченская Республика

Терек

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Северная Осетия — Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Урал

Республика Башкортостан

Оренбургская область

Челябинская область

Реки бассейна Азовского моря
(за исключением рек Дон и Кубань)

Республика Крым

Краснодарский край

Ставропольский край

Ростовская область

Реки бассейна Балтийского моря
(за исключением рек Невы и Немана)

Калининградская область

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

Тверская область

Реки бассейна Баренцева моря
(за исключением р. Печоры)

Архангельская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Реки бассейна Белого моря
(за исключением р. Северной Двины)

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Ненецкий автономный округ

Вологодская область

Мурманская область

Реки бассейна Берингова моря

Камчатский край

Чукотский автономный округ

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Республика Саха (Якутия)

Магаданская область

Чукотский автономный округ

Реки бассейна Карского моря
(за исключением рек Енисея и Оби)

Республика Коми

Красноярский край

Архангельская область

Тюменская область

Ненецкий автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Реки бассейна Каспийского моря
(за исключением рек Волги, Самура, Сулака, Терека и Урала)

Республика Дагестан

Республика Калмыкия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Ставропольский край

Волгоградская область

Оренбургская область

Саратовская область

Реки бассейна моря Лаптевых
(за исключением р. Лены)

Республика Саха (Якутия)

Красноярский край

Реки бассейна Охотского моря
(за исключением р. Амура)

Приморский край

Хабаровский край

Камчатский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Реки бассейна Черного моря
(за исключением р. Днепра)

Республика Крым

Краснодарский край

Город Севастополь

Реки бассейна Чукотского моря

Чукотский автономный округ

Реки бассейна Японского моря

Приморский край

Хабаровский край

Сахалинская область

Реки бассейна Тихого океана

Камчатский край

Сахалинская область

Озеро Байкал, реки его бассейна

Республика Бурятия

Иркутская область

Забайкальский край

Водный налог 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *