Внутренний муниципальный финансовый контроль

Понятие финансового контроля

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
  • интересов управляющего субъекта.

Фактически, выше названы две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.

Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Приведём примеры:

  1. Контроль использования бюджетных средств, выделенных на борьбу с эпидемией — требует привлечения не только финансовых экспертов, но и специалистов в области эпидемиологии, санитарии, медицинской статистики, поскольку необходимы ответы на вопросы:
    • существовала ли в действительности эпидемическая угроза?
    • каковы могли быть последствия эпидемии?
    • как соотносятся бюджетные расходы и потенциальный вред?
    • были ли профинансированные меры наиболее эффективными?
    • существует ли очевидная связь между профинансированными мероприятиями и улучшением эпидемической обстановки?
  2. Контроль расходования средств при строительстве здания требует участия специалистов-строителей, которые в состоянии определить, например :
    • правильно ли определены объёмы строительных работ?
    • все ли заявленные работы выполнены фактически?
    • соответствуют ли использованные материалы проектно-сметной документации?
    • достигнута ли эксплуатационная готовность объекта?
  3. Контроль ценообразования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требует участия не только учёных в соответствующей области, но также инженеров, технологов, материаловедов и других технических специалистов.

Задачи финансового контроля

Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня

  1. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  3. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
  4. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  5. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  6. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  7. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  8. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
  9. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  10. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи по обеспечению интересов собственника

Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :

  • сокращение активов,
  • наращивание кредиторской задолженности,
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:

  1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
  6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
  8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени.

Классификация финансового контроля

По субъекту контроля

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

  1. Государственный контроль
    1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
    2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
    3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба — контроль формирования государственных доходов.
    4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Правительство, Центральный банк, агенты валютного контроля — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
    5. Денежно-кредитный контроль:
      1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
      2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
    6. Страховой контроль (страховой надзор) — Центральный банк Российской Федерации.
    7. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
      • Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.
  2. Вышестоящий контроль
    1. Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.
    2. Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).
  3. Внутрихозяйственный контроль
    1. Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.
    2. Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.
  4. Независимый (коммерческий) контроль — аудит.
    1. Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.
    2. Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.
  5. Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

По времени проведения

  1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
  2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
  3. Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

По направлению

(см. Задачи финансового контроля)

  1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
  2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
  3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

По срокам выполнения

  1. Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).
  2. Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
  3. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

По источнику финансирования контроля

  1. Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.
  2. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
  3. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

Методы финансового контроля

Основная статья: Методы финансового контроля

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуется при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

К вопросу о предмете и методе внутреннего финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

УДК 658.15

К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В.Н. ЖУКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: vn-zhukov@mail.ru Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Развитие внутреннего финансового контроля, предопределенное происходящим усложнением всех форм бизнеса, распространением новых тенденций в управлении финансами коммерческих организаций и расширением общеметодологического аппарата экономической теории, неразрывно связано с необходимостью уточнения двух исходных положений науки о внутреннем финансовом контроле — ее предмета и метода. Данному вопросу посвящена предлагаемая статья.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, объект внутреннего финансового контроля, контролируемость, предмет внутреннего финансового контроля, финансовые и управленческие отношения, метод внутреннего финансового контроля, элемент метода

Внутренний финансовый контроль выступает функцией управления финансами организаций, содержанием которой является совокупность контрольных мероприятий, осуществляемых с целью выявления, корректировки и предупреждения отклонений реального состояния финансов от заданных параметров, а также оценки принимаемых в отношении них управленческих решений.

К объектам внутреннего финансового контроля относятся:

• финансовые ресурсы, т.е. совокупная величина собственного и заемного капиталов организации;

• финансовые потоки, т.е. движение финансовых ресурсов, обусловливающее изменение имущественного положения и (или) финансового состояния организации;

• финансовые инструменты, т.е. договоры, заключенные организацией с контрагентами; результатом при этом становится появление финансовых активов или финансовых обязательств;

• финансовые решения, т.е. набор предпринимаемых действий по управлению финансами организаций.

Одновременно с функцией управления финансами организаций внутренний финансовый контроль выступает самостоятельным научным направлением, подтверждением чему является наличие у него собственного предмета исследования.

Данное научное направление восходит к отечественным академическим традициям. Видный российский и советский финансист А.И. Буковец-кий в своей монографии «Введение в финансовую науку» (1929) справедливо выделил учение о финансовом контроле в «пятый отдел» финансовой науки 1. Приведенное мнение сегодня стало ак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 По Буковецкому, финансовая наука включает в себя девять учений (отделов): о расходах, доходах, публичном кредите, бюджете, финансовом контроле, финансовом управлении, местных финансах, союзных и федеральных финансах, финансовой администрации.

Финансовый контроль

29 (215) — 2014

туальным и для исследований в области частных финансов. Однако полемика, ведущаяся вокруг предмета внутреннего финансового контроля на протяжении последних лет, не привела пока к формированию единой точки зрения.

В вопросе о предмете внутреннего финансового контроля сформировались несколько подходов.

Многие исследователи стремятся раскрыть сущность предмета данного научного направления через призму экономических (производственных) отношений. Например, Т.Ю. Серебрякова указывает, что «предметом финансового контроля являются финансы субъектов экономики, отражающие производственные отношения в обществе, складывающиеся в процессе производства, распределения и потребления продуктов» . Такой подход ввиду абстрактности не позволяет выделить главной особенности предмета контроля и, кроме того, безапелляционно выводит за рамки исследования управленческие отношения.

Другие авторы , рассматривая контроль в контексте расширенного воспроизводства, пытаются возвести возникающие при этом проблемы в ранг предмета научных изысканий. Подтверждением сказанного может служить точка зрения Н.Д. Бров-киной, по мнению которой «финансовый контроль подобно любой экономической науке изучает проблемы расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта, поэтому не может ограничиваться лишь качественными определениями экономических законов и категорий, он изучает их количественные соотношения» .

Характерной чертой приведенного подхода является признание первенства публичных финансов в экономическом развитии общества. На взгляд автора, эта точка зрения может быть справедливой, например для бывшей советской экономики, где негосударственные финансовые ресурсы сосредоточивались лишь в кооперативном секторе. Более того, автор разделяет критику Ю.Ю. Болдырева, высказывающего удивление по поводу невозможности применения финансового контроля в периоды кризисов, спадов и экономической деградации.

Некоторые исследователи отождествляют предмет внутреннего финансового контроля с теми или иными экономическими процессами. Например, по мнению С.И. Жминько, О.И. Швырева и М.Ф. Сафонова, «предметом финансового контроля на предприятиях выступают процессы формирования и использования финансовых ресурсов» .

Т.С. Маслова считает, что его предметом являются «процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно необходимого продукта, а также собственность как материальная основа всех этих стадий материального производства» . Как видно, для сторонников рассматриваемого подхода не существует различий между объектом и предметом исследования.

Устоявшейся следует считать и точку зрения В.В. Ковалева и других авторов, выделяющих в качестве предмета внутреннего финансового контроля финансовые показатели хозяйствующих субъектов — доходы, расходы, прибыль, рентабельность, налоговые платежи и пр. . Причина существующей некорректности вызвана стремлением объединить два методологических направления в исследованиях внутреннего финансового контроля — информационное и функционально-управленческое — в одно целое.

Ни один из приведенных подходов не дает четкого представления о предмете внутреннего финансового контроля, так как склонность большинства авторов к использованию универсальных экономических понятий затмевает то существенное, что отличает это научное направление от других разделов финансов.

По мнению автора, главным отличительным признаком рассматриваемой области исследований является контролируемость — комплекс условий, гарантирующих возможность субъектам управления адекватно реагировать на конкретное состояние и поведение управляемых объектов.

Условиями контролируемости выступают:

• наличие эталонов (стандартов) и внешних ограничений, характеризуемых определенными показателями или конкретными характеристиками, вытекающими из поставленной цели и позволяющими достичь ее эффективным способом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие технологии и контрольных методов для оценки фактического состояния контролируемых объектов;

• выявление отклонений между установленными эталонами (стандартами) и фактическими характеристиками состояния объектов;

• возможность влиять на объекты, регулировать или блокировать их функционирование для устранения выявленных нежелательных отклонений или ограничения возможности негативных событий.

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

Применительно к финансовой сфере деятельности организаций проблемы контролируемости должны исследоваться в контексте финансовых и управленческих отношений.

Таким образом, согласно авторскому подходу, предмет внутреннего финансового контроля — это финансовые и управленческие отношения, связанные с обеспечением контролируемости финансов организаций.

Наряду с онтологической проблемой квалификации предмета центральное место в теории внутреннего финансового контроля занимает гносеологический вопрос выбора адекватного ему метода научного исследования.

Под методом внутреннего финансового контроля принято понимать совокупность способов получения и модернизации знаний о контрольной функции управления финансами организаций.

Сегодня в большинстве работ по контрольной проблематике прочно утвердилась точка зрения о дуальном содержании метода внутреннего финансового контроля, включающего в себя общенаучные и специфические (дисциплинарные) методы исследования .

К общенаучным методам относятся универсальные способы исследования, применяемые во всех научных областях, а именно философские методы2: наблюдение, описание, абстрагирование, конкретизация, гипотеза, аксиоматизация, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, абдукция, интерпретация, аналогия, моделирование, эксперимент и др.

В состав специфических (дисциплинарных) методов включаются частные способы исследования, область применения которых ограничивается рамками внутреннего финансового контроля, — методы документальной или фактической проверки, экспертиза, мониторинг, опрос и др.

Авторский подход к содержанию метода внутреннего финансового контроля состоит в необходимости расширения его структуры до четырех компонентов — философских, общенаучных, специфических (дисциплинарных) и междисциплинарных методов исследования. Для аргументации предлагаемой структуры приведем следующие доводы.

Во-первых, из состава общенаучных методов выделены философские методы (диалектика, ме-

2 Некоторые авторы справедливо рассматривают философские методы исследования в качестве самостоятельной группы методов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тафизика, герменевтика, логический позитивизм, феноменология, эклектика, интуитивизм и др.), призванные задавать генеральную стратегию исследования. Благодаря этому существенно повышается мировоззренческий потенциал проводимых изысканий в области внутреннего финансового контроля.

Во-вторых, состав специфических методов исследования кардинально пересмотрен. В этом качестве предлагается рассматривать дисциплинарные научные методы исследования (методы количественных и качественных показателей, стоимостное измерение, сравнение, метод балансовой увязки, экономический анализ, мониторинг, контрольный эксперимент, ролевые и имитационные игры, статистические, математические методы, контрольное моделирование, тестирование, интроспекцию, методы экспертных оценок и др.), а не технические приемы и процедуры, используемые в практике внутреннего финансового контроля..

В-третьих, принципиально новым для исследований в области внутреннего финансового контроля становится применение междисциплинарных методов — системного, синергетическо-го, когнитивного, структурно-функционального, нормативно-функционального, институционального, исследования операций, морфологического, эволюционного, эвристического и др.

Междисциплинарный подход выступает передовым направлением в современной гносеологии. По справедливой оценке Е.А. Бушковской, систематизировавшей результаты исследований конца ХХ — начала XXI вв. в области синтеза наук, он нацелен на «рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета… Это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события, факта и опыта. В отличие от традиционного взгляда на сумму знаний отдельной дисциплины междисциплинар-ность не делает акцента на ограничения знания, а сосредоточивается на связях и взаимоотношениях между разными дисциплинами, изучающими свой предмет. С одной стороны, она углубляет дифференциацию, ведет к образованию новых областей исследования и даже новых дисциплин на «стыке наук». С другой стороны, это ведущий фактор интеграции современной науки» .

Финансовый контроль

29 (215) — 2014

Применение междисциплинарных методов исследования в области внутреннего финансового контроля обеспечивает:

• гносеологическую ориентированность на постоянно происходящее расширение границ предмета внутреннего финансового контроля за счет вовлечения им в свою орбиту общих проблем смежных научных областей — финансов организаций, финансового менеджмента, налогов и налогообложения, социологии, корпоративного управления, контроллинга, финансового права;

• нацеленность на исследование сложных и взаимосвязанных объектов, применительно к внутреннему финансовому контролю — финансовых ресурсов, потоков, инструментов и решений;

• синергетический эффект, проявляющийся в виде нового знания, создаваемого благодаря тесному взаимодействию, интеграции и кооперации частных дисциплин. Основываясь на приведенных выше аргументах, сформулируем уточненное определение метода внутреннего финансового контроля.

Метод внутреннего финансового контроля представляет собой совокупность способов получения и модернизации знаний о контрольной функции управления финансами организаций, включающих в себя философские, общенаучные, специфические (дисциплинарные) и междисциплинарные методы исследования.

Уточненный подход к содержанию предмета и метода внутреннего финансового контроля обеспе-

чивает консенсуальную согласованность онтологии и гносеологии научных изысканий в рассматриваемой области. Определенность в этих фундаментальных вопросах становится стартовой площадкой для любого прикладного исследования.

Список литературы

1. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля. М.: Магистр, 2011. 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 . Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. Л.: Госфиниздат, 1929. 252 с.

3. Бушковская Е.А. Феномен междисципли-нарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 152-155.

4. Внутренний аудит / Жминько С.И. и др. Р/Д: Феникс, 2008. 320 с.

5 . Маслова Т.С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях. М.: Магистр, 2011. 336 с.

6. Метлов В.И. Проблемы взаимоотношения философского и научного (к опытам создания философии науки) // Философия и общество. 2010. № 3. С. 56-79.

7. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Орел: Орловский государственный университет, 2010. 289 с.

8 . Серебрякова Т.Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля. М.: ИНФРА-М, 2012. 328 с.

9. Финансы / С.А. Белозеров и др. / отв. ред. В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2013. 928 с.

Financial analytics: science and experience Financial control

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

THE SUBJECT AND METHOD OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL

Vladimir N. ZHUKOV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 (215) — 2014

Финансовый контроль

1. Brovkina N.D. Osnovy fmansovogo kontrolya . Moscow, Magistr Publ., 2011, 384 p.

2. Bukovetskii A.I. Vvedenie vfmansovuyu nauku . Leningrad, Gosfiniz-dat Publ., 1929, 252 p.

4. Vnutrennii audit . Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2008, 320 p.

Общие положения.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля установлены ст. 160.2-1 БК РФ.

Согласно ч. 1 указанной статьи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств ведет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;

  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

  • управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;

  • оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;

  • повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителей, администраторов и получателей бюджетных средств.

Порядок внутреннего финансового контроля должен быть установлен Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. Правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» (далее – Правила № 193). Кроме того, следует руководствоваться Методическими рекомендациями № 356.

Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящее­ся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса.

С учетом вышеизложенного, поскольку ни бюджетные, ни автономные учреждения (за исключением отдельных случаев) не являются участниками бюджетного процесса, положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В силу ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ пре­дусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Исходя из п. 3 Правил № 193 внутренний финансовый контроль ведется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, курирующий структурные подразделения главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, в соответствии с распределением обязанностей.

С целью организации внутреннего финансового контроля должен быть разработан и утвержден порядок внутреннего финансового контроля, предусматривающий положения, регулирующие:

  • формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;

  • ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;

  • составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

Контрольные действия.

Согласно новой редакции п. 7 Методических рекомендаций № 356 внутренний финансовый контроль осуществляется путем проведения контрольных действий, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечению достоверности бюджетной отчетности.

При этом к контрольным действиям относятся:

  • проверка соответствия документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требованиям внутренних стандартов и процедур;

  • подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом;

  • сверка данных, то есть сравнение данных из разных источников информации (допустим, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками);

  • сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о выполнении внутренних бюджетных процедур;

  • иные контрольные действия.

Напомним, что контрольные действия делятся на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия производятся с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием этих средств автоматизации с участием должностных лиц.

Существует два способа проведения контрольных действий:

  • сплошной – в отношении каждой проведенной операции;

  • выборочный – в отношении отдельной проведенной операции.

При ведении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля:

  • самоконтроль;

  • контроль по уровню подчиненности;

  • контроль по уровню подведомственности;

  • смежный контроль.

Руководитель (заместитель руководителя), должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляют контроль по уровню подведомственности путем проведения в соответствии с картой внутреннего финансового контроля проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в отношении подведомственных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор бюджетных средств вправе принять решение о создании подразделений ведомственного финансового контроля (назначении уполномоченных должностных лиц) или привлечении существующих контрольных подразделений для проведения ведомственного финансового контроля.

Ведомственный финансовый контроль ведется в соответствии с регламентом, утвержденным руководителем главного администратора бюджетных средств.

Оценка эффективности контроля.

Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля вправе поручить подразделению (должностному лицу) осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля. По итогам рассмотрения проведенного анализа указанных результатов руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств принимаются решения, перечень которых приведен в п. 18 Методических рекомендаций № 356.

Приказом Минфина РФ № 1394 указанный перечень значительно расширен. Теперь руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств могут приниматься еще и решения, направленные:

  • на совершенствование способов и сроков совершения операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

  • на проведение мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств;

  • на повышение квалификации должностных лиц, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.

Карта внутреннего финансового контроля.

Напомним, что карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом. Можно считать, что карта внутреннего финансового контроля – аналог плана контрольной работы, составляемого контрольными органами. Отметим, что планирование – один из элементов эффективности организации и проведения контроля. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода.

Составление карты внутреннего финансового контроля возлагается на подразделение, ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляются в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств.

В силу п. 10 Правил № 193 в карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля должны быть указаны данные:

  • о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);

  • о периодичности выполнения операции;

  • о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;

  • о методах контроля;

  • о периодичности осуществления контроля;

  • о способах проведения контрольных действий.

Согласно новой редакции п. 25 Методических указаний № 356 процесс формирования (актуализация) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

  1. Анализ предмета внутреннего финансового контроля, в том числе на наличие имеющих коррупционные риски операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее – коррупционно-опасные операции), в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий.

К коррупционно-опасным операциям относятся операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур):

  • при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов и в отношении которых внутренний финансовый контроль осуществляют должностные лица, замещающие должности, включенные в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками;

  • внутренней бюджетной процедуры, определенной главным администратором (администратором) бюджетных средств в качестве коррупционно-опасной (при реализации которой наиболее вероятно возникновение конфликта интересов);

  • в отношении которых имеется информация о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц при их выполнении.

  1. Формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием отсутствия необходимости или необходимости проведения контрольных действий и способов их осуществления, определяемых по результатам оценки бюджетных рисков. Заметим, что ранее предусматривалось формирование такого перечня в случае наличия более десяти операций, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры.

При этом под коррупционным риском понимается возможность злоупотребления должностными обязанностями в целях получения как для субъектов внутреннего финансового контроля, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Действовавшая ранее редакция п. 25 Методических рекомендаций № 356 не предусматривала осуществление анализа предмета внутреннего финансового контроля, тем самым противоречила п. 11 Правил № 193.

При формировании перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) необходимо определить процессы, составляющие внутреннюю бюджетную процедуру. К таким процессам можно отнести:

  • составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг;

  • составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям;

  • утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений;

  • составление и представление бюджетной отчетности;

  • утверждение и ведение свода бюджетных смет.

Подразделение (должностное лицо), ответственное за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, представляет подразделению (должностному лицу), осуществляющему анализ внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств, информацию об оценке бюджетных рисков.

При составлении перечня должны оцениваться бюджетные риски, связанные с проведением включенной в данный перечень операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий. Оценка бюджетных рисков должна заключаться в идентификации рисков по каждой операции и определении уровня риска.

Согласно п. 29 Методических рекомендаций № 356 идентификация рисков осуществляется путем проведения анализа:

  • информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля;

  • информации, отраженной в рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита;

  • иной информации о нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях.

Данная идентификация заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).

Каждый бюджетный риск должен оцениваться по следующим критериям:

  • «вероятность» – характеризует степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры. Ранее предусматривалось, что данный критерий характеризует ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур. Оценка по названному критерию должна осуществляться с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска, в том числе условий и обстоятельств, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения как для субъектов внутреннего финансового контроля, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав;

  • «степень влияния» – характеризует уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры, определяемый по величине отклонения от целевых значений показателей качества финансового менеджмента, характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, по величине причиненного ущерба публично-правовому образованию либо по величине искажения бюджетной отчетности и (или) по величине отклонения от целевых значений показателей государственной (муниципальной) программы, а также по потере репутации главного администратора (администратора) бюджетных средств, по существенности налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, по снижению результативности (экономности) использования бюджетных средств. Напомним, что ранее вместо бюджетного риска «степень влияния» использовался риск «последствия», характеризующий размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного распорядителя бюджетных средств (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств.

Как и ранее, значение каждого из указанных критериев оценивается как «низкое», «среднее» или «высокое».

Оценка значений критериев бюджетного риска должна осуществляться должностными лицами, ответственными за формирование карт внутреннего финансового контроля, с учетом:

  • информации соответствующих структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств о результатах внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

  • информации о нарушениях, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля;

  • информации о возникновении коррупционных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, в том числе о признаках, свидетельствующих о коррупционных действиях или бездействии должностных лиц.

При этом под нарушением понимается несоблюдение нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, а также требований внутренних стандартов и процедур.

Бюджетный риск признается значимым, если значение хотя бы одного из критериев бюджетного риска оценивается как «высокое» либо если значения обоих критериев бюджетного риска одновременно оцениваются как «средние».

В карты внутреннего финансового контроля включаются операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) со значимыми бюджетными рисками.

Внутренний муниципальный финансовый контроль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *