Внебюджетные фонды тесты с ответами

1. Основной источник ВБФ
себестоимость продукции
заработная плата
прибыль
национальный доход

2. Бюджет представляет собой …
систему формирования и использования денежного фонда экономического субъекта
специальный фонд, предназначенный для удовлетворения особых потребностей
планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов
субъективный инструмент хозяйствования

3. К основным характеристикам бюджета не относится …
сумма расходов бюджета
длительность бюджетного периода
сумма поступлений бюджета
сумма доходов и расходов бюджета

4. Финансовую базу частных социальных ВБФ составляет …
оплата труда
выручка от реализации продукции
прибыль организации
себестоимость продукции

5. Источником ВБФ является …
только прибыль
национальный доход
только зарплата
совокупный общественный продукт

6. Основная финансовая база образования ВБФ в РФ.
заработная плата
национальный доход
прибыль
себестоимость продукции

7. Государственным ВБФ РФ в настоящее время не …
свойственно повышение мобильности и оперативности в использовании
свойственно отсутствие контроля функционирования со стороны представительных органов власти
свойственны большие возможности финансовых манипуляций в использовании фондов
свойственна высокая эффективность целевого использования средств

8. Государственные ВБФ не бывают …
местными
федеральными
субъектными
региональными

9. Наибольшую долю во ВБФ РФ вносят(ит) …
граждане
собственники предприятий
государство
юридические лица

10. ВБФ выражают отношения между …
гражданами и государством по поводу формирования и использования части общественного продукта
физическими лицами по поводу формирования и использования части общественного продукта
экономическими субъектами по поводу формирования и использования части продукта общества
негосударственными юридическими лицами и государством по поводу формирования и использования части общественного продукта

11. ВБФ не классифицируются по …
по времени действия
размеру стоимости
целевому назначению
статусу

12. К путям совершенствования ВБФ не относится …
уменьшение затрат на социальное страхование
устранение дублирования функций бюджетов и ВБФ государства
сокращение расходов на содержание инфраструктуры и аппарата управления
объединение фондов социального страхования

13. К расходам Пенсионного фонда РФ не относится …
выплата пособий по временной нетрудоспособности
содержание органов Фонда
оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам
выплата пособий на детей в возрасте старше 1,5 лет

14. К путям улучшения функционирования ВБФ в РФ не относится …
усиление контроля за использованием ВБФ
повышение результативности использования средств ВБФ
увеличение числа и размеров ВБФ
преобразование механизма формирования и использования фондов

15. ВБФ не бывают …
социальными
духовными
экономическими
политическими

16. Роль, которую призваны выполнять ВБФ
создавать дополнительный источник средств государственного бюджета
обеспечивать дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики
усиливать финансовый контроль использования государственных средств
расширять социальные услуги населению

17. К основным формам использования ВБФ социального страхования не относится …
предоставление льгот
финансирование услуг
снижение или освобождение от налогового обложения
денежные выплаты

18. ВБФ — это денежные фонды, обеспечивающие …
непрерывность процесса общественного воспроизводства
расширение производства
удовлетворение специфических потребностей экономических субъектов общества
удовлетворение потребностей граждан

19. ВБФ государства представляют собой совокупность…
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных, региональных (местных) органов власти и используемых по их усмотрению
всех доходов государства, не включенных в бюджет
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных, региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение
всех финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных (местных) органов власти

20. Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает …
Государственная Дума
Федеральное Собрание
Президент РФ
Правительство РФ

11. Государство и его функции в рыночной экономике

Являясь центральным элементом общественного сектора, государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. В зависимости об общественного строя, типа государственного устройства, уровня развития страны и ее национальных особенностей формы и методы их реализации могут существенно отличаться. Однако, можно выделить и универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем. К числу которых относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации.

1. Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.

Действуя от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Развитая правовая база, отвечающая реалиям конкретной экономической системы, обеспечивает стабильность хозяйственной деятельности и придает отношениям рыночных агентов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.

2. Распределение. Эта функция заключается в выделении государственных ресурсов для компенсации провалов рынка — организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др. Рыночный механизм не в состоянии их компенсировать сам по себе, без внешнего вмешательства. Государство принимает решения относительно распределения ресурсов.

3. Перераспределение. Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:

во-первых, путем косвенного регулирования экономики. К ним относятся, например, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Однако, как отмечают многие исследователи, подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;

во-вторых с помощью трансфертных платежей — пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.

Власти демократических стран стремятся к тому, чтобы общество оценивало государственные программы перераспределения как справедливые. Перераспределение основано на изъятии доходов у определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки.

Однако, перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ.

4. Стабилизационная функция государства. Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Сама по себе рыночная экономика развивается циклически, проходя стадии спада и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе.

Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.

Государство призвано обеспечивать защиту национального рынка от внешних воздействий. Современная экономика не может развиваться в условиях полной изоляции. Поэтому кризисные ситуации в странах-партнерах, такие как война, природные стихии, биржевая паника и т.п., неизбежно отражаются на положении отечественных производителей.

ПС 1. Выберите признаки, соответствующие внебюджетным фондам:

А. Входят своими доходами и расходами в бюджеты центральных, региональных или местных территориальных образований

Б. Формируются за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений+

В. Входят в состав федерального бюджета

Г. Формируются за счет таможенных платежей

С 2. Выберите источники формирования средств внебюджетных фондов в РФ?

А. Обязательные отчисления юридических и физических лиц +

Б. Кредиты Международного валютного фонда

В. Отчисления от налога на прибыль

Г. Таможенные платежи

С 3. В каких годах из нижеперечисленных в РФ не было внебюджетных фондов?

А. 1985 +

Б. 1991

В. 1992

Г. 1993

С 4. В каких годах из нижеперечисленных в РФ не было внебюджетных фондов?

А. 1985 +

Б. 2000

В. 2001

Г. 2004

С 5. Выберите функции, которые выполняют внебюджетные фонды?

А. Распределительную +

Б. Статистическую

В. Создание кредитных орудий обращения

Г. Учетную

С 6. К какой системе отнес внебюджетные фонды Бюджетный кодекс?

А. К бюджетной +

Б. К распределительной

В. К кредитной

Г. К денежной

ПС 7. За счет каких источников формируются государственные социальные внебюджетные фонды?

Источник средств

Пенсионный

Фонд социального страхования

Фонды медицинского страхования

Средства бюджета

+

+

+

Часть единого социального налога

+

+

+

Взнос на обязательное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве

+

ПС 8. Установите соответствие между внебюджетным фондом и направлением его состава.

Фонд

Выплаты трудовых пенсий

Выплаты пособий по болезни

Компенсация расходов медицинских учреждений

Пенсионный

+

Фонд социального страхования

+

Фонд медицинского страхования

+

ПС 9. Установите соответствие между внебюджетным фондом и направлением использования его средств.

Фонд

Выплаты пенсий по инвалидности

Выплаты пособия при рождении

Экспертиза качества услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями

Пенсионный

+

Фонд социального страхования

+

Фонд медицинского страхования

+

П 10. Каким фондом представлена система федеральных внебюджетных социальных фондов?

А. Фонд занятости

Б. Пенсионный фонд РФ +

В. Федеральный фонд поддержки субъектов РФ

Г. Дорожный фонд

Д. Стабилизационный фонд

П 11. Каким фондом представлена система федеральных внебюджетных социальных фондов?

А. Фонд занятости

Б. Фонд социального страхования+

В. Федеральный фонд поддержки субъектов РФ

Г. Дорожный фонд

Д. Стабилизационный фонд

П 12. Каким фондом представлена система федеральных внебюджетных социальных фондов?

А. Фонд занятости

Б. Федеральный фонд ОМС +

В. Федеральный фонд поддержки субъектов РФ

Г. Дорожный фонд

Д. Стабилизационный фонд

П 13. Каким фондом представлена система федеральных внебюджетных социальных фондов?

А. Фонд занятости

Б. Территориальными фондами ОМС +

В. Федеральный фонд поддержки субъектов РФ

Г. Дорожный фонд

Д. Стабилизационный фонд

ПС 14. Выберите признаки, соответствующие внебюджетным фондам:

А. Входят своими доходами и расходами в бюджеты центральных, региональных или местных территориальных образований

Б. входят в состав федерального бюджета РФ

В. Имеют целевое назначение +

Г. Формируются за счет таможенных платежей

С 15. Выберите источники формирования средств внебюджетных фондов в РФ?

А. ЕСН+

Б. Кредиты Международного валютного фонда

В. отчисления налога на прибыль

Г. Таможенные платежи

ПС 16. Какой федеральный внебюджетный фонд перестал существовать с 2001 года?

А. Федеральный дорожный фонд

Б. Фонд занятости +

В. Фонд премирования сотрудников налоговой службы

Г. Фонд конверсии

Д. Фонд охраны окружающей среды

С 17. Кто составляет проект бюджета внебюджетных фондов?

А. Минфин

Б. Министерство экономического развития и торговли

В. Правительство

Г. Счетная палата

Д. Органы управления этих фондов +

С 18. Кто представляет проект бюджетов государственных внебюджетных фондов на рассмотрение законодательных органов?

А. Минфин

Б. Министерство экономического развития и торговли

В. Правительство +

Г. Счетная палата

Д. Органы управления этих фондов

ПС 19. Какой орган готовит отчет об исполнении бюджета федерального внебюджетного фонда?

А. Минфин

Б. Министерство экономического развития и торговли

В. Правительство

Г. Органы управления этих фондов +

Д. Федеральное казначейство

П 20. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

А. Пособия лицам, потерявшим работу

Б. Пособия в связи с болезнью

В. Пособия в связи с рождением ребенка

Г. Выплата трудовых пенсий +

П 21. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

А. Пособия по временной нетрудоспособности

Б. Пособия в связи с рождением ребенка

В. Пособия в связи с потерей кормильца

Г. Выплаты пенсий +

Д. Пособие на лечение в связи с профессиональным заболеванием

П 22. Какие из перечисленных задач реализует Пенсионный фонд?

А. обеспечивает выплату пособий по беременности и родам

Б. Выплата пособий по больничным листам

В. выплачивает трудовые пенсии +

Г. осуществляет страхование от несчастных случаев на производстве

П 23. Что является основной статьей доходов бюджета Пенсионного фонда РФ?

А. Страховые взносы +

Б. Средства полученные от реализации займов

В. Средства, передаваемые из других внебюджетных фондов

Г. Средства, полученные от предпринимательской деятельности

ПС 24. Какой орган с 2001 года обеспечивает поступления основной массы доходов Пенсионного фонда?

А. Центральный банк

Б. Министерство социального развития

В. налоговые органы +

Г. Сами органы Пенсионного фонда

П 25. Части каких налогов (налога) поступают в бюджет фонда социального страхования?

А. Единого социального налога +

Б. НДФЛ

В. Налога на прибыль

Г. Обязательные отчисления в социальные внебюджетные фонды

С 26. Что является задачей фонда социального страхования?

А. Обеспечение выплаты пенсий работающим гражданам

Б. Обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и др. +

В. Финансирование медицинских учреждений, осуществляющих программы реабилитации

Г. Финансирование государственных инвестиционных проектов

С 27. Выберите источник формирования средств фондов обязательного медицинского страхования:

А. Отчисления части единого социального налога +

Б. Часть НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предприятиями

В. средства Стабилизационного фонда

Г. Доходы лечебных учреждений от оказания платных услуг

С 28. Выберите источник формирования средств фондов обязательного медицинского страхования:

А. Средства стабилизационного фонда

Б. Часть НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предприятиями

В. Отчисления из бюджетов +

Г. Доходы лечебных учреждений от оказания платных услуг

П 29. Создаются ли фонды ОМС на территориальном уровне?

А. Да +

Б. Зависит от решения территории

В. Нет

Г. Создавались до 2001 г., а теперь не создаются

Д. Начали создаваться с 2001г.

ПС 30. В какой внебюджетный фонд предприятий должны выплачивать два страховых взноса, рассчитанных по различным ставкам

-социального страхования +

-федеральный фонд обязательного медицинского страхования

-территориальный фонд обязательного медицинского страхования

-такого фонда здесь не названо

  • Авторы
  • Файлы

Казак А.Ю. 117 KB

В конкретной экономической системе управление выступает как целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью достижения определенного результата. В управлении финансами необходимо оперировать взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями — финансовая система, финансовые отношения, финансовый механизм, финансовая политика.

Совокупность финансовых отношений является объектом финансовой системы. Субъектом являются соответствующие финансовые органы. Управление финансами — это целенаправленное воздействие финансовых органов- субъекта финансовой системы на ее объект — финансовые отношения. Процесс данного воздействия осуществляется посредством функционирования финансового механизма.

Финансовый механизм — это средство воздействия субъекта на объект финансовой системы, внешняя форма проявления практической реализации функций финансов. Финансовый механизм рассматривается как совокупность различных форм и методов использования государством финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики в рамках функционирующей экономической системы.

Финансовая политика выступает конечной целью управления финансами. Финансовая политика представляется совокупностью государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределении и использовании с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабилизации и прогресса общества.

Управление финансами — это цель достижения соответствующей финансовой политики; финансовый механизм — средство достижения данной цели; финансовая политика — итоговый результат соответствующего процесса управления финансами. Совокупность мер государства и финансовых органов по обеспечению целенаправленного и непрерывного функционирования финансового механизма с целью достижения эффективной деятельности всей совокупности финансовых отношений и реализации на этой основе соответствующей финансовой политики. Управление финансами подразделяется в зависимости от характера процесса управления — стратегического или оперативного масштаба.

Общее стратегическое управление финансами осуществляют органы государственной власти и управления. Текущее управление финансами возложено на финансовый аппарат государства и субъектов хозяйствования.

Инструментарий управления финансами состоит из ряда взаимосвязанных подсистем: финансовой информации; финансового планирования (прогнозирования); финансового права; финансового контроля; финансового регулирования, в совокупности обеспечивающих требуемый уровень воздействия на сферу финансовых отношений.

Финансовая информация имеет важное функциональное значение. Грамотное управленческое решение в области финансов может приниматься на базе анализа достаточной и достоверной финансовой информации. Полная и своевременная информация позволяет успешно анализировать ход осуществления финансовых процессов.

Финансовое планирование — центральное звено в системе финансового механизма. В процессе планирования (прогнозирования) оценивается состояние финансов во всех звеньях финансовой системы, определяются потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов. На стадии планирования определяются основные формы и методы воздействия финансового механизма на общее состояние экономической системы.

Финансовое право включает в себя совокупность правовых норм и законов, законодательных и подзаконных актов в области финансов, на основе которых регулируются все финансовые отношения в рамках экономической системы.

Финансовый контроль охватывает деятельность финансового аппарата, руководствующегося нормами финансового права по проверке и обеспечению правильности и законности осуществления всех финансовых процессов в обществе.

Финансовое регулирование представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению текущего процесса маневрирования финансовыми ресурсами в рамках экономической системы. Главное содержание данного блока материализуется в обеспечении проведения соответствующей фискальной политики. Осуществляя процесс непосредственного финансового регулирования, государство через увеличение или уменьшение доли предприятий, регионов в ВВП может стимулировать либо ограничивать их развитие.

В единстве всех составляющих, финансовый механизм оказывает комплексное влияние на функционирование всей системы финансовых отношений.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Экономика и менеджмент», 11-22 января 2005г.Паттайа (Тайланд) Поступила в редакцию 18.11.04 г.

Библиографическая ссылка

Казак А.Ю. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 2. – С. 126-127;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5797 (дата обращения: 30.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Страницы ← предыдущая следующая → МИНИСТЕРСТВО ОБРÀЗОВÀНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРÀЦИИ ВОЛГОГРÀДСКИЙ ГОСУДÀРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н.Н. Нелюбова, С.П. Сазонов ФИНÀНСЫ Учебное пособие Волгоград 2001 ББК 65.9(2)26я73 Н49 Составители: канд. экон. наук, доцент Н.ННелюбова; канд. экон. наук, профессор С.П. Сазонов Рецензенты: д-р экон. наук, профессор Л.В. Перекрестова; канд. экон. наук, доцент Л.В. Попова Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П. Н49 Финансы: Учебное пособие.— Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 96 с. ISBN 5-85534-491-6 Учебное пособие содержит краткий конспект лекций, разработанный в соответствии с требованиями нового Государ- ственного образовательного стандарта для специальности «Фи- нансы и кредит» по дисциплине «Финансы», а также краткие ответы на вопросы по основным темам, тесты и контрольные вопросы, которые помогут студентам при подготовке к сдаче экзамена по этой дисциплине. Предназначено для студентов экономических специально- стей очной и заочной форм обучения, а также для слушателей курсов профессиональной переподготовки специальности «Фи- нансы и кредит». ISBN 5-85534-491-6 © Н.Н. Нелюбова, С.П. Сазонов, 2001 © Издательство Волгоградского государственного университета, 2001 ВВЕДЕНИЕ Финансы — это достаточно сложная специальная эконо- мическая дисциплина, для изучения которой необходимо зна- ние основ экономической теории, макроэкономики, микро- экономики, денежно-кредитных отношений и банковской си- стемы. С учетом того, что студенты экономических специаль- ностей уже изучили выщеназванные дисциплины и готовы осва- ивать специфику финансовых отношений, построено содержа- ние предлагаемого учебного пособия. Структура учебного пособия основана на том, что сначала студентам предлагается ознакомиться с основными вопросами по всем темам дисциплины «Финансы», которые представлены в новом Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном в 2000 году для специальности «Финансы и кредит». Затем с позиций интерак- тивного обучения, чтобы помочь студентам понять изучаемый предмет и хорошо его освоить, в конце пособия приводятся кон- трольные вопросы и тесты. Для написания рефератов, подготов- ки к семинарским занятиям и к экзамену в учебном пособии дается список основной и дополнительной литературы. В процессе изучения дисциплины перед студентами ста- вятся следующие задачи: — глубоко изучить содержание основных финансово-кре- дитных категорий; — иметь системное представление о структуре и тенденци- ях развития российских и мировых финансов; — понимать многообразие финансовых отношений в со- временном мире, их связь с другими экономическими отношениями; — уметь использовать знания по теории финансов в своей практической деятельности; — знать основы организации управления финансами, налого- обложения и страхования, взаимосвязи между разными частями денежного оборота, государственных и муниципальных финансов; — быть подготовленным к профессиональной деятельнос- ти в учреждениях финансовой и кредитной системы, требую- щей аналитического подхода в нестандартных ситуациях; — видеть перспективы развития финансово-кредитных отно- шений и перспективы своей профессиональной деятельности. ТЕМÀ 1. ФИНÀНСЫ И ФИНÀНСОВЫЕ СИСТЕМЫ План: 1. Сущность и необходимость финансов. 2. Функции финансов. 3. Финансовые системы. 1. Сущность и необходимость финансов Между участниками общественного воспроизводства воз- никают экономические отношения. Экономические отношения складываются в процессе про- изводства, распределения и обмена материальных благ на раз- личных ступенях развития человеческого общества. Экономичес- кие отношения многообразны. Они возникают не только на всех стадиях воспроизводства, но и на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Однородные эконо- мические отношения, которые характеризуют одну из сторон общественного бытия, образуют экономическую категорию. К основным экономическим категориям в рыночной эко- номике относятся стоимость, товар, деньги, прибыль, финансы, цена. Финансы (лат. — денежный платеж) — это система эконо- мических отношений по распределению и перераспределению вало- вого внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) на основе формирования и использования денежных средств. Своеобразие отношений, составляющих финансы как эко- номическую категорию, заключается в том, что они всегда име- ют денежное выражение. Из определения финансов вытекают признаки финансов: — денежный характер отношений; — распределительный характер отношений; — наличие финансовых ресурсов как материальных носи- телей финансовых отношений. Экономическая категория финансов связана с другими экономическими категориями: — ценой; –4– — заработной платой; — кредитом. Цена является экономическим инструментом, благодаря которому стоимости продуктов придается денежное выраже- ние, и предопределяет пропорцию будущего стоимостного рас- пределения. À там, где есть распределение, там есть и финан- совые отношения. В финансах существенную роль играет заработная плата, т. к. она выражает отношения при помощи которых формиру- ются индивидуальные доходы, поступающие работникам. В стоимостном распределении учитывается и кредит. Кредит — система экономических отношений, возникающих между кредитором и заемщиком по поводу стоимости, передава- емой во временное пользование на условиях возвратности за пла- ту в виде процента. Существуют два метода обеспечения потребностей расши- ренного воспроизводства: — финансовый; — кредитный. Финансовые ресурсы включают в себя следующие признаки: — одностороннее движение стоимости; — формирование из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения; — предоставление бесплатно и без оговора условий возвратности. Кредитные ресурсы включают в себя следующие признаки: — движение стоимости от кредиторов и обратно; — формирование за счет временно свободных денежных средств субъектов хозяйствования и населения; — предоставление заемщиком на определенный срок на условиях возвратности и платности. Условия необходимости финансов: — субъекты хозяйствования и государство нуждаются в фи- нансах для обеспечения воспроизводственных процессов; — финансы обусловлены потребностями общественного раз- вития, т. е. финансовые ресурсы нужны для обороны страны, для государственного управления, для охраны окружающей среды; — финансы обеспечивают общественный и индивидуаль- ный оборот производственных фондов на расширенной основе. –5– 2. Функции финансов Функция — внешнее проявление свойств какого-либо объек- та в данной системе отношений. Применительно к экономическим категориям, функция представляет собой проявление сущности экономических ка- тегорий в действии, т. е. функция — это выражение присущих данной категории свойств. Финансы являются инструментом стоимостного распре- деления в тесном единстве с контролем за этим распределени- ем. Поэтому для финансов характерны две функции: — распределительная; — контрольная. • Распределительная — обеспечивает отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП и НД, выраженных в денежной форме. ВВП — совокупная стоимость всех конечных товаров и ус- луг, созданных экономической системой государства за год. НД — суммарный доход, полученный субъектами хозяйство- вания. (заработная плата, рента, прибыль). Стоимость ВВП включает в себя фонд возмещения и наци- ональный доход. Фонд возмещения состоит из амортизационных отчисле- ний и материальных затрат. Национальный доход включает в себя: — фонд накоплений; — резервный фонд; — фонд потребления. Фонд накопления предназначен для расширения производства, строительства объектов производственного и культурно-быто- вого назначения. Резервный фонд включает: — фонд общественных резервов; — страхования. Фонд потребления необходим для финансирования науки, про- свещения, искусства, здравоохранения. Это фонд управления госу- дарством, фонд обороны страны, фонд оплаты труда работников материальной сферы. –6– Принципы распределения ВВП. НД должен удовлетворять потребности общества в целом, а затем индивидуальные личные потребности каждого члена общества. Поэтому в первую очередь государство должно обес- печить расширенное производство. Для этого создается фонд накопления. Затем формируются денежные средства для обще- ственного резервного фонда и фонда страхования. И только после этого государство имеет право выделить часть НД в фонд потребления. Валовый доход на уровне субъектов хозяйствования де- лится на две части: — чистый доход; — фонд оплаты труда. Чистый доход также делится на две части. Одна часть оста- ется у субъектов хозяйствования для развития производства, а другая часть централизуется для обеспечения потребностей об- щества. Распределительный процесс сложен и протекает во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, потребления). Распределительный процесс охватывает разные уровни уп- равления экономикой: — федеральный; — территориальный; — местный. Распределительный процесс порождает разные виды рас- пределения: — внутрихозяйственное; — внутриотраслевое; — межотраслевое; — территориальное. Разные виды распределения обслуживаются различными звеньями финансовой системы. Так, внутрихозяйственное рас- пределение обслуживается финансами предприятий. Межотрас- левое, территориальное — государственным бюджетом, вне- бюджетными фондами. Целью распределения и перераспределения ВВП и НД яв- ляется укрепление государства, его экономической системы, повышение жизненного уровня населения. –7– • Контрольная функция. Основа контрольной функции — движение финансовых ресурсов как в форме целевых фондов, так и в нефондовой форме. Контрольная функция сигнализи- рует о течении распределительного процесса, о том, насколь- ко эффективно используются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. Контроль происходит через такие рыночные инструмен- ты, как цена, себестоимость, прибыль. Контроль идет по трем направлениям: — в процессе составления и исполнения государственного бюджета. Этот контроль осуществляет Министерство финансов; — в процессе банковского кредитования и расчетов за кре- диты. Осуществляет банковская система; — внутри субъектов хозяйствования, когда осуществляет- ся планирование финансовых ресурсов и системный анализ их использования. Осуществляет финансист и бухгалтер пред- приятия. При осуществлении контрольной функции самое важное — это исполнение финансовой дисциплины, т. е. контроль за порядком ведения финансового хозяйства, соблюдением уста- новленных норм и правил, выполнением финансовых обяза- тельств. Большую роль в этом играет налоговая служба. Контрольная и распределительная функции тесно взаи- мосвязаны и реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм — совокупность способов организа- ции финансовых отношений, применяемых обществом в целях обес- печения благоприятных условий для экономического и социально- го развития. Финансовый механизм включает следующие составные части: — совокупность организационных форм финансовых отно- шений в процессе хозяйствования; — порядок формирования и использования централизован- ных и децентрализованных фондов денежных средств; — методы финансового планирования; — формы управления финансами; — финансовые законы, указы, постановления, инструкции; — изменение взаимоотношений субъектов хозяйствования и населения с бюджетом и внебюджетными фондами в связи с развитием рыночных отношений. –8– 3. Финансовые системы Финансовая система — организованная совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов де- нежных средств государства и предприятий. Финансовая система имеет много звеньев, каждое из ко- торых представляет сферу финансовых отношений. В развитых странах финансовая система включает: — государственный бюджет; — местные финансы; — специальные внебюджетные фонды; — финансы государственных корпораций. Ведущим звеном финансовой системы является государ- ственный бюджет. Это главный централизованный фонд лю- бого государства. Группировку финансовых отношений можно осуществлять по различным признакам. Главное, чтобы эти группировки были научно обоснованы. Проф. В.М. Родионова осуществляет группи- ровку финансовых отношений по характеру деятельности субъек- тов хозяйствования. Какую роль играют субъекты хозяйствования в общественном воспроизводстве? Сами участвуют в производ- стве или выполняют государственное регулирование, или осуще- ствляют страховую защиту? По этому признаку проф. В.М. Роди- онова включает в финансовую систему следующие сферы: — финансы предприятий, организаций, учреждений; — финансы страхования; — государственные финансы. Каждую из этих сфер можно разделить на звенья. Финан- сы предприятий и организаций включают в себя: — финансы предприятий, функционирующих на коммер- ческих началах. Они могут быть любой формы собственности любого отраслевого направления; — финансы учреждений, организаций, которые осуществ- ляют некоммерческую деятельность, т. е. занимаются управле- нием государством, охраной окружающей среды и т. п., а так- же учреждения непроизводственной сферы; — финансы общественных объединений (партий, профсо- юзов, благотворительных фондов и др.). Финансы страхования включают в себя следующие отрасли: — личное страхование; — имущественное страхование; –9– — социальное страхование; — медицинское страхование; — страхование ответственности; — страхование предпринимательских рисков. Государственные финансы включают: — государственный бюджет (федеральный, региональные, местные); — внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд соци- ального страхования, инвестиционный фонд, фонд финанси- рования транспортного комплекса, дорожный фонд, государ- ственный фонд занятости и др.); — государственный кредит. Каждое звено финансовой системы можно подразделить на подзвенья, связанные со структурой финансовых отноше- ний в каждом звене. Например, финансы предприятий, функ- ционирующих на коммерческих началах, выделяются по от- раслевому признаку (финансы промышленности, сельского хо- зяйства, торговли) и по форме собственности. В каждом звене или отрасли страхования можно выделить виды страхования. К примеру, в личном страховании выделяют страхование жизни, детей и т. д. Финансы, которые аккумулирует государство, называются централизованными. Они формируются за счет налогов, дохо- дов от внешнеэкономической деятельности, таможенных по- шлин и т. д. Те финансы, которые остаются в распоряжении пред- приятий, называются децентрализованными. Они формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Существуют различные точки зрения ученых на структуру финансовой системы. Так, проф. Л.À. Дробозина предлагает в финансовую систему включать следующие звенья: — государственная бюджетная система, — внебюджетные специальные фонды, — государственный кредит, — финансы имущественного и личного страхования, — финансы предприятий различных форм собственности. À.З. Дадашев и Д.Г. Черник выделяют следующие сферы финансовой системы: — финансы хозяйствующих субъектов, — государственные и муниципальные финансы, — финансы населения, т. е. финансы домохозяйств. – 10 – Страницы ← предыдущая следующая →

Внебюджетные фонды тесты с ответами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *