Виды планирования в таможенных органах

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • виды планов в зависимости от цели развития, уровня управления, длительности периода;
  • • основу для разработки планов;

уметь

  • • в зависимости от уровня планирования разрабатывать планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей;
  • • использовать основные методы плановых расчетов;

владеть

  • • навыками системного анализа;
  • • методами планирования с помощью натуральных и стоимостных показателей деятельности таможенных органов.

Виды планов в таможенном деле

План — это документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами. Таможенные органы выполняют разные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны но уровню компетенции. В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают: стратегические планы (стратегические цели); тактические планы (тактические цели); оперативные планы.

Стратегические планы состоят в определении долгосрочных целей развития, направленных на реализацию общей миссии таможенной службы. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии таможенного контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Правительством РФ в 2012 г. утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г.

Тактические планы разрабатываются на уровне региональных таможенных управлений на краткосрочный период.

Стратегия и тактика — это части одного планового документа. Формированию долгосрочных (стратегических) целей предшествует разработка концепций.

Концепция развития — это система взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития.

В основе развития таможенной службы РФ в современных условиях первостепенное значение придается содействию реализации интересов государства в сфере внешней торговли, развитию российского производства, противодействию угрозам безопасности РФ, преступлениям и административным правонарушениям, пополнению доходной части федерального бюджета, минимизации издержек участников ВЭД и повышению качества государственных услуг в области таможенного дела.

Тактические планы реализуются разными путями: оптимизацией размещения таможенных органов, совершенствованием системы управления рисками, внедрением новых таможенных технологий, углублением специализации в таможенном деле и т.д.

Оперативные планы разрабатываются на всех уровнях управления таможенными органами и включают планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля и их поставки, планы проведения проверок участников ВЭД и ревизий хозяйственной деятельности таможенных органов и др.

В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть: долгосрочными (5 лет и более); среднесрочными (от 1 до 4 лет, обычно 2—3 года); текущими (до 1 года).

В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются: ведомственные целевые программы развития; организационные планы; планы-задания по перечислению таможенных платежей.

Ведомственные целевые программы Федеральной таможенной службы или подпрограммы федеральной целевой программы, реализуемые частично в пределах установленных полномочий ФТС России, являются бюджетными программами.

Ведомственные целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем и технологий.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов. В таможенной службе применяют различные виды организационных планов: работы коллегии ФТС России или РТУ; командировок; обучения и повышения квалификации должностных лиц; проведения научных исследований

Основой для разработки планов развития таможенной службы являются:

  • — концептуальный подход Правительства РФ к решению вопросов социально-экономического развития;
  • — план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды;

Стратегия развития таможенной службы до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р);

  • — государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 330);
  • — план деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 гг.

Отдельные положения названных документов получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.

Цели и направления деятельности таможенной службы и подведомственных ей бюджетных учреждений должны соответствовать нормативным и правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной политики в области ВЭД и международного сотрудничества. В плане дается краткое обоснование такого соответствия. Конституция РФ, НК РФ, Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации и другие законы определяют экономические правомочия таможенных органов и направления их действий для выполнения задач службы и достижения поставленных целей.

Основные планируемые результаты следует отражать по каждой функции (каждому направлению деятельности) таможенной службы в количественных показателях. По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность личного состава, бюджетные расходы, технические средства таможенного контроля, объемы закупок материальных ресурсов, стоимость имущества и др.

Например, одним из стратегических направлений развития таможенной службы до 2020 г. является совершенствование таможенной инфраструктуры, в частности размещение таможенных органов преимущественно в помещениях, являющихся федеральной собственностью. В стратегии указаны как пути решения этой задачи (строительство и реконструкция в рамках федеральных и ведомственных целевых программ служебно-производственных зданий, приобретение объектов за счет средств федерального бюджета в оперативное управление таможенными органами, перевод помещений в федеральную собственность, привлечение инвестиций для вовлечения в хозяйственный оборот объектов, строительство которых не завершено), так и количественный параметр достижения цели.

Целевой индикатор указанного направления развития таможенной службы РФ — увеличение площадей объектов таможенной инфраструктуры, относящихся к федеральной собственности, используемых для размещения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, за счет нового строительства к 2020 г. — не менее чем на 35,42 тыс. м2. По направлению «Совершенствование таможенного регулирования» целевым показателем в стратегии является доля деклараций на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, таможенные операции и таможенный контроль в отношении которых осуществляется в таможенных органах, расположенных в приграничных субъектах РФ, в общем объеме деклараций на товары, которая к 2020 г. должна составить 65% по сравнению с 34% в 2012 г.

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский институт защиты предпринимателя»

Экономический факультет

Контрольная работа

Таможенный менеджмент

«Процесс планирования в таможенной организации»

Студентка 3 к. ОЗО гр. ТЗ-34

Котьянова А.В.

Научный руководитель

К.э.н. Левчук В.В.

Ростов-на-Дону 2012

Введение

Планирование — основная управленческая функция, посредством которой вырабатываются организационные начала предстоящей работы. Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений.

Основными принципами планирования являются обоснованность, реальность, преемственность, стабильность и конкретность.

В связи с необходимостью организации централизованного управления в таможенных органах процесс планирования является весьма актуальным и востребованным.

Целью данной работы является раскрытие понятия планирования и определение его значения в работе таможенных органов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

— Раскрыть сущность планирования, уяснить его основных задач, принципов и методов;

— Выявить основные виды планирования.

1. Виды планов в таможенном деле

План – это документ, заранее написанный системой мероприятий для достижения определенных целей в установленные сроки и с заданными ресурсами.

Таможенная организация использует планы.

  1. В зависимости от уровня и горизонта планирования различают:

— Стратегический план – разрабатывается ФТС. Это система мероприятий, направленная на реализацию концепций развития таможенной службы.

— Тактические планы – разрабатываются РТУ. Дополняет систему мероприятий стратегического плана конкретными задачами, показателями необходимых ресурсов, в нем установлены сроки мероприятий.

— Оперативные планы – разрабатываются таможнями и таможенными постами. Планы закупок, планы проведения ремонтов.

— Планы совместной работы и личные планы – их разрабатывают руководители подразделений и сотрудники.

2. В зависимости от длительности планирования:

— Долгосрочные (более 5 лет);

— Среднесрочные (1-5лет);

В них отражаются количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов, сведения по источникам финансирования.

— Текущие (до 1 года).

Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для таможенной организации в целом и ее отдельных подразделений.

3. В зависимости от характера решаемых задач:

— Организационные планы;

— Целевые программы развития;

— Планы задания по перечислению таможенных платежей.

таможенный орган планирование централизованный

1.1 Процесс планирования в таможенной организации

Важнейшими задачами планирования являются:

— взаимоувязка целей и задач деятельности с имеющимися ресурсами;

— обеспечение единства и согласованности действий всех звеньев управления;

— обеспечение устойчивости и преемственности в осуществлении оперативно-служебной деятельности.

Планирование базируется на ряде принципов.

Основными из них в современных условиях считаются:

1. Участие максимального числа сотрудников таможенных органов в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Подобный подход обусловлен тем, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, поскольку они им ближе и понятнее.

2.Непрерывность, которая обусловлена существующим характером деятельности таможенного органа как непосредственного объекта планирования.

3. Гибкость, подразумевающая возможность постоянного внесения корректив в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

4. Координация и интеграция. Координация плановой деятельности осуществляется по горизонтали, то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – по вертикали между вышестоящими и нижестоящими;

5. Экономичность, суть которой состоит в том, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;

6. Создание необходимых условий для выполнения плана;

7. Научность планирования как важнейший, всеобщий принцип планирования.

Планирование занимает ведущее место среди функций управления. Планирование — это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, планирование усиливает темпы ее развития производства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь ее организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.

Процесс планирования в таможенной деятельности подвергается определенной логистике, требующей обязательности осуществления определенных плановых процедур:

  1. Постановка цели и задач планирования;

  2. Выбор подходов к формированию планов;

  3. Выбор методов плановых расчетов;

  4. Решение определенных вопросов к планированию;

  5. Определение объема и характеристика предплановых расчетов;

  6. Выражение плановых мероприятий в конкретных показателях;

Существуют три способа планирования:

— от достигнутого уровня;

— оптимальное;

— адаптивное.

Наиболее простой — от достигнутого уровня. Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. При этом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ — оптимальное планирование. Он строится на системе научно-обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов. Цель его — достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток — не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий.

Широко внедряется адаптивное планирование — это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, то есть учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышения эффективности деятельности. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его увязке со смежниками.

В таможенной системе РФ применяется адаптивное планирование управления таможенными процессами, направленное на перевод таможенных процедур на новый качественный уровень, отвечающий современным условиям экономического роста. В конце 2008 года правительство РФ одобрило Концепцию развития таможенной службы на период до 2010 и последующие годы. Это событие стало переломным в жизни российских таможенных органов.

Основная цель Концепции — создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и «прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности.

Итогом реализации предусмотренных Концепцией мероприятий должно стать таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления товаров, иначе говоря, «контроль в виде сервиса».

На современном этапе экономического развития планирование должно быть комплексным. Сначала дается анализ состояния организации, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов, балансов производственных мощностей и труда.

Планирование следует рассматривать как непрерывный процесс целенаправленных действий, потому что цели не всегда достигаются предусмотренном виде, люди не всегда или не так выполняют поручения, изменение окружающей среды ведет к изменению внутренних переменных. Определение степени достижения цели осуществляется при помощи контроля, который представляет собою процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в деятельности таможенной организации. Благодаря контролю таможенная организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий. По тому контроль можно определить как процесс, при помощи которого таможенная организация обеспечивает достижение своих целей. 1

Методология планирования базируется на широком использовании программно-целевого подхода. Он требует точных формулировок целей организации и их увязки с ресурсами. Цели ставятся на длительную перспективу и отражают главные направления программы развития организации, в соответствии с которой формулируются конкретные задачи каждому подразделению.

Благодаря стратегическому и текущему планированию формируются задачи финансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретные способы их деятельности. В планах предусматриваются необходимые для осуществления задач материальные и финансовые ресурсы и методы их эффективного использования. Методология планирования предусматривает увязку целей с ресурсами, определение последовательности, средств и методов достижения целей.

В таможенных органах планирование ведется «сверху вниз». Планирование осуществляется на высшем уровне управления и носит характер директивы для низовых уровней управления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкой ступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения.

На уровне ФТС и РТУ разрабатывается:

— План организации мероприятий на год, месяц, квартал;

— План работы коллегии ФТС и РТУ;

— План командировок для аппарата ФТС на квартал;

— План проведения документальной ревизии;

— План проведения научных исследований.

На уровне таможен разрабатываются:

— План организации мероприятий;

— План комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности;

— План работы начальника отдела;

— План повышения квалификации кадров.

В таможенном деле накоплен опыт разработки и реализации комплексных программ развития.

Они создаются для регламентации и планирования таможенной деятельности на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные периоды.

В последнее время было создано и осуществлено следующие целевые программы:

— Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы;

— Концепция развития таможенной службы до 2010 года;

— Государственная граница Российской Федерации (2003 — 2010 годы);

— Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы.

Детально рассмотрим процесс планирования централизованного материально-технического обеспечения в таможенной организации.2

1.2 Планирование централизованного материально-технического обеспечения в таможенной организации

Централизованное материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Плана приобретения, разработка и контроль исполнения которого возложены на ГУТО.

РТУ, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее — ЦЭКТУ), а также Центральная акцизная таможня (далее — ЦАТ) и Центральная энергетическая таможня (далее — ЦЭТ) представляют в ГУТО годовую заявку в форме сводной заявки подчиненных таможенных органов Российской Федерации (таможен, экспертно-криминалистических служб — региональных филиалов ЦЭКТУ, акцизных и энергетических таможенных постов).

Специализированные РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, самостоятельно представляют в ГУТО отдельные годовые заявки.

Материально-техническое обеспечение вновь организуемых таможен осуществляется в соответствии с условиями Положения об организации, порядке и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации региональными таможенными управлениями по подчиненности.

Сводные годовые заявки таможенных органов Российской Федерации представляются один раз в год, в сроки согласно графику представления и защиты годовых заявок по форме, утверждаемой приказом ФТС России в составе Сборника форм.

Сводные годовые заявки представляются с технико-экономическим обоснованием расчетов заявляемых объемов продукции с распределением по маркам, видам, размерно-ростовочным показателям и другим характеристикам в зависимости от вида продукции.

Сводные годовые заявки таможенных органов Российской Федерации при формировании Плана приобретения согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России по следующим направлениям:

1) приобретение вооружения и средств защиты, морской и авиационной техники, авиационных запасных частей — по согласованию с Региональным таможенным управлением организации силового обеспечения;

2) приобретение технических средств таможенного контроля (далее -ТСТК), технических средств контроля делящихся и радиоактивных материалов, средств вычислительной техники, средств защиты информации, средств связи и телекоммуникационного оборудования — по согласованию с Главным управлением информационных технологий ФТС России;

3) приобретение средств таможенной идентификации и бланков строгой отчетности, используемых при таможенном оформлении, бланков удостоверений личности — по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля ФТС России, Управлением федеральных таможенных доходов ФТС России, Управлением валютного контроля ФТС России, Управлением кадров ФТС России.

Потребность в автотранспортных средствах, специальном автотранспорте и подъемно-транспортном оборудовании представляется в ГУТО в составе сводной годовой заявки с указанием количества техники, приобретаемой в централизованном и децентрализованном порядке. Одновременно с заявкой на приобретение автотранспортных средств представляется заявка по расходам на их эксплуатацию, включая распределение объемов необходимого финансирования в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная годовая заявка на вещевое обеспечение представляется по формам, утверждаемым приказом ФТС России в составе Сборника форм, включая расчет общих объемов потребности по видам форменного и специального обмундирования согласно нормам и срокам выдачи, а также распределение потребности по размерам и ростам. Заявка на вещевое обеспечение должностных лиц экспертно-криминалистических служб — региональных филиалов ЦЭКТУ включается в сводную годовую заявку соответствующих РТУ.

Сводные годовые заявки на централизованно приобретаемые материально-технические средства подписываются руководством таможенных органов Российской Федерации, которое несет ответственность за своевременное проведение соответствующих организационных мероприятий, связанных с планированием потребности, представлением заявок, получением, учетом, хранением и использованием материально-технических средств.

ГУТО ежегодно вносятся изменения в Единый классификатор продукции, Сводный табель положенности с последующей организацией приобретения и поставки продукции в таможенные органы Российской Федерации. Изменения по перечню продукции (включая размерно-ростовочные показатели, типоразмеры, марки и модификации), расчету норм положенности и виду приобретения вносятся на основании отдельных нормативных правовых актов ФТС России, определяющих принятие на снабжение новых видов продукции, изменение норм снабжения, особенности обеспечения специализированных таможенных органов Российской Федерации, а также источники финансирования.

После утверждения Плана приобретения и объемов финансирования, рассмотрение дополнительных заявок на приобретение материально-технических средств производится в исключительных и оперативно оправданных случаях на основании указаний руководства ФТС России при условии обязательного согласования с ГУТО и ГФЭУ источника финансирования, а также, в случае необходимости, перераспределения плановых объемов и утверждения изменений Плана приобретения.

Заключение

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов.

Главной целью планирования в системе таможенных органов, то есть целью стратегического планирования, является обеспечение реализации экономической политики РФ.

Планирование занимает ведущее место среди функций управления.

Существуют различные виды планирования в таможенной организации (долгосрочное, среднесрочное, текущее, стратегическое, оперативное).

Благодаря стратегическому и текущему планированию формируются задачи финансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретные способы их деятельности. В планах предусматриваются необходимые для осуществления задач материальные и финансовые ресурсы и методы их эффективного использования.

Список используемой литературы

1 Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003

2 Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2009.

В таможенных органах в результате планирования вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. В ходе планирования определяются цели повседневной деятельности и (или) направления модернизации (развития) таможенных органов; определяются задачи и разрабатываются методы достижения поставленных целей; планируются мероприятия, темп движения к поставленным целям и материальные источники, обеспечивающие это движение.

Планирование деятельности таможенных органов предполагает решение следующих типовых задач: выработка цели, прогнозирование, моделирование и программирование. Перечисленные задачи решаются на всех уровнях управления таможенными органами и соответствуют установившимся циклам их функционирования (деятельности) и рассматриваемому плановому периоду (стратегическому (перспективному) периоду, текущему (годовому, квартальному и месячному) периоду и оперативному (суточному) периоду).

При планировании деятельности таможенных органов широко применяются разнообразные планы и процедуры планирования.

Таможенные органы выполняют различные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны по уровню компетенции. Поэтому в своей деятельности таможенные органы используют не один вид планов, а систему (рис.2).

В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают:

стратегические планы (разрабатывает центральный аппарат (ЦА) ФТС России);

тактические планы (разрабатывают РТУ);

оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные посты);

планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, должностные лица).

При формировании стратегии методы достижения цели рассматриваются довольно обобщенно. Такой подход дает большую свободу действий и предполагает разные тактические варианты достижения главной цели.

Стратегические цели являются прерогативой ФТС России и имеют, как правило, долгосрочный горизонт планирования. Они формулируются в первую очередь. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии таможенного оформления и контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей Тактикой называют краткосрочные стратегии.

Рис. 2. Пример общей схемы разработки планов развития таможенных органов

Тактику разрабатывают в развитие системы. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия. Результаты стратегии могут быть полностью отражены только по истечению нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями и средствами их достижения.

Долгосрочные цели по основным направлениям таможенного дела отражают стратегический план развития таможенной службы (например, стратегия ФТС России, целевая программа развития (модернизации) таможенных органов и т.п.). Формирование долгосрочных (стратегических) целей согласовывается с разработкой концепций.

При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития. Стратегический план — это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы.

Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.

Одним из стратегических направлений развития таможенных органов в современных условиях является повышение роли таможенной службы как регулятора внешней торговли.

Оперативные планы разрабатываются в таможнях (в том числе тыловых) и региональных таможенных управлениях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля и их поставки.

В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть:

долгосрочными (5 и более лет);

среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года);

текущими (до 1 года).

В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются:

организационные планы;

целевые программы развития;

планы-задания по перечислению таможенных платежей.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.

В таможенной службе Российской Федерации применяют различные виды организационных планов.

На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают план:

организации мероприятий (на год, месяц), календарный план работы (на месяц, квартал);

работы коллегии ФТС России или РТУ (на полугодие);

командировок для аппарата ФТС России (на квартал);

проведения научных исследований (ГНИВЦ);

обучения должностных лиц (годовой).

На уровне таможни разрабатывают план:

организации мероприятий;

комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности (на календарный год);

работы начальника отдела, личный план работы государственного гражданского служащего, сотрудника или работника;

повышения квалификации кадров.

Целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем.

Планирование работы ФТС России по основным направлениям деятельности осуществляется на основе: «Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации»; «Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации»; программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации; Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации; планов заседаний Правительства Российской Федерации; нормативных правовых актов Российской Федерации и Минэкономразвития России. Отдельные положения названных документов получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами экономической (фискальной) функции. Этими планами для таможенных органов устанавливаются суммы перечисления таможенных пошлин и сборов в доход федерального бюджета.

Планирование приобретает смысл тогда, когда планы реализуются. Обозначенные цели, предполагаемые результаты являются важнейшими компонентами эффективного планирования, но они сами по себе не обеспечивают реализацию плана. Необходим механизм обеспечения плановых мероприятий и ресурсы в расчетном объеме в точное время

Основные планируемые результаты следует отражать по каждой функции (каждому направлению деятельности) таможенной службы в натуральном выражении или стоимостных показателях (таможенные платежи). По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность личного состава; бюджетные расходы; технические средства таможенного контроля (ТСТК); объемы закупок материальных ресурсов, стоимость имущества или другие.

Наиболее распространенной количественной мерой ресурсов является денежная мера. Возможно также для характеристики объекта, по которому составляется бюджет, при расчете необходимых ресурсов применять единицы времени (часы), показатели трудозатрат (человеко-часы) или просто натуральные показатели (площадь, кв. м; единицы технических средств). Выражение ресурсов и результатов в числовом значении — существенный аспект планирования.

В таможенном деле различают четыре уровня планирования:

1) уровень Министерства экономического развития и торговли — для ФТС России;

2) уровень ФТС России — для РТУ и таможен непосредственного подчинения,

3) уровень РТУ — для таможен;

4) уровень таможни — для таможенных постов.

ФТС России осуществляет разработку и реализацию целевых программ развития таможенного дела в стране. РТУ разрабатывают развернутые планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей. Большое значение имеет территориальный подход к планированию развития инфраструктуры таможенного дела.

РТУ в своей работе учитывают предложения таможен по составлению проектов планов капитальных вложений и техническому оснащению таможенных органов зоны обслуживания. В свою очередь ФТС России согласовывает с РТУ мероприятия программ развития таможенной службы.

Процесс планирования подчиняется определенной логике, требующей обязательности и осуществления определенных плановых процедур:

постановка цели и задач планирования

выбор подходов к формированию планов;

выбор методов плановых расчетов;

определение объема и характера предплановых расчетов;

выражение плановых мероприятий в конкретных показателях (натуральных или стоимостных).

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием является решение общих для всех таможенных органов проблем, таких как создание необходимого количества пунктов пропуска и переходов всех видов для контроля перемещения грузов и пассажиров через таможенную границу, повышение уровня их обустроенности и др. Характерный пример для процесса стратегического планирования представлен на рис.3.

Комплексный программно-целевой подход предполагает решение в единстве многих проблем: социальных, экономических, технических, экологических и др. Разрабатывается программа, которая включает следующие разделы: введение; содержание проблем; цели и задачи программы; финансирование программы; опенка эффекта от реализации программы; организация управления программой и контроль; мероприятия программы; технико-экономическое обоснование программы.

Программы обычно разрабатываются на 3-5 лет. Иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Составлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, в том числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Нормативная база для планирования разрабатывается Правительством, Министерством финансов. ФТС России и другими государственными органами.

В системе планирования ключевым объектом исследования является комплекс предстоящих работ, который представляется в виде совокупности отдельных процессов, частей и элементов. Основной плановый документ — сетевой график, или сеть.

Рис. 3. Процесс стратегического планирования

В графике с необходимой степенью детализации отображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время надо выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданного срока. Фиктивными работами при этом считаются возможные ожидания последующих процессов.

К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относятся такие временные показатели, как продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени совершения событий. Все операции, не принадлежащие критическому пути, можно сдвинуть во времени и пределах их резервов, не увеличивая при этом общей продолжительности выполнения комплекса работ.

Целесообразно проводить вариантные расчеты, что позволяет выбрать оптимальный (наиболее реальный) план действий. Такой подход позволяет модернизировать худшие и наиболее благоприятные показатели развития таможенной службы при изменении условий внешнеэкономической деятельности и финансирования.

Виды планирования в таможенных органах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *