Правовое положение иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации определяется следующими нормативными правовыми актами:
— Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
— Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
— Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.11.2017 № 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявлений о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания»;
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»;
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2019 N 14 «О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»;
— Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. № 735 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства» и другими.
Все иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие на территорию Российской Федерации, обязаны соблюдать положения законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере миграции.
За нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность вплоть до выдворения за пределы Российской Федерации.
Содержание
- Постановка иностранных студентов на миграционный учет
- Для студентов, проживающих в учебно-гостиничном комплексе «Пушкинский»
- Для студентов, проживающих по иному адресу
- Получение разрешения на продление срока временного пребывания
- Оформление приглашений и многократной визы
- Полис медицинского страхования
- Завершение (прекращение) обучения
- Обязанности студентов
- Оформление въездных документов
- Прибытие в Российскую Федерацию
- При нахождении на территории Российской Федерации
- Выезд с территории Российской Федерации
- Новые записи:
Постановка иностранных студентов на миграционный учет
1. При пересечении государственной границы Российской Федерации студент получает бланк миграционной карты (исключение — граждане Республики Беларусь). Миграционная карта является документом, подтверждающим право на временное пребывание на территории Российской Федерации. Иностранные студенты в миграционной карте в поле о цели прибытия отмечают слово «УЧЕБА».
2. По прибытии к месту учебы студент должен сообщить о своем приезде:
— в деканат своего Института или Колледжа;
— специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225).
3. Согласно миграционному законодательству Российской Федерации все иностранные граждане подлежат постановке на миграционный учёт по месту пребывания в течение:
30 дней — граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстана;
15 дней — граждане Таджикистана;
7 рабочих дней — граждане всех остальных стран, включая граждан, въезжающих в порядке, требующем получения визы с момента прибытия.
Информируем, что с 08.07.2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Согласно изменениям уточнено понятие места пребывания:
— место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон).
Статья 21 Закона:
Основание для учета по месту пребывания
1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В связи с этим, обязанность по постановке на миграционный учет возлагается на принимающую сторону иностранного студента. Согласно Закону сторона, принимающая иностранного гражданина, или лицо без гражданства в Российской Федерации — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Закона.
Для студентов, проживающих в учебно-гостиничном комплексе «Пушкинский»
Учебно-гостиничный комплекс «Пушкинский» находится по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Шушары, ул. Первомайская, д. 1 лит. А. Для студентов, которые намерены проживать в УГК, существуют следующие правила постановки по месту пребывания: после въезда в Российскую Федерацию и прибытия в г. Санкт-Петербург иностранный студент в соответствии с вышеуказанными сроками подлежит постановке на миграционный учёт на стойке администрации учебно-гостиничного комплекса (первоначально студент ставится на миграционный учет сроком на 90 дней).
В случае необходимости убытия из г. Санкт-Петербург в страну постоянного проживания или за пределы Российской Федерации необходимо сообщить администрации учебно-гостиничного комплекса и письменно специалистам по учетно-регистрационной работе Студенческого отдела кадров о дате отъезда и предполагаемой дате возвращения в Российскую Федерацию.
Для получения разрешения на продление иностранный студент должен обратиться к специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225).
Для студентов, проживающих по иному адресу
Для первичной постановки иностранного студента или лица без гражданства после въезда в Российскую Федерацию и прибытия в г. Санкт-Петербург принимающая сторона иностранного студента обязана обратиться в соответствующий территориальный отдел Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставить следующие документы:
1) Действительный паспорт иностранного студента или лица без гражданства, по которому осуществлялся въезд в Российскую Федерацию, и его копию;
2) Миграционную карту и её копию;
3) Заполненное Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Получение разрешения на продление срока временного пребывания
Для получения разрешения на продление срока временного пребывания иностранный студент должен не позднее, чем за 20 рабочих дней до окончания имеющегося срока временного пребывания обратиться к специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225) с копией всех страниц паспорта иностранного гражданина. После получения данного разрешения, в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о продлении срока пребывания в Российской Федерации, принимающая сторона иностранного студента обязана предоставить в территориальный отдел Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту пребывания следующие документы:
1) Действительный паспорт иностранного студента или лица без гражданства, по которому осуществлялся въезд в Российскую Федерацию, и его копию;
2) Заполненное Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания;
3) Отрывную часть бланка Уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, подтверждающее постановку на миграционный учет;
4) Разрешение на продление срока пребывания, выданное специалистами по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225) в виде штампа о продлении срока временного пребывания в РФ на оборотной стороне миграционной карты и копию.
Иностранный гражданин должен находиться только по месту (постановки на миграционный учет) пребывания в г. Санкт-Петербург и места фактического проживания. В случае необходимости убытия из г. Санкт-Петербург в страну постоянного проживания или за пределы Российской Федерации необходимо письменно предупредить специалистов по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров за три рабочих дня до предполагаемого отъезда.
Выезжать из г. Санкт-Петербург в другой регион Российской Федерации разрешается без постановки на миграционный учет только на 7 дней при условии, что 7-й день – день возвращения в г. Санкт-Петербург. Обязательно предупредить специалистов по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров о планируемом выезде и сроках.
Оформление приглашений и многократной визы
Для граждан, пребывающих из стран, в порядке, требующем получения визы для въезда в Российскую Федерацию:
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. № 735, СПбУТУиЭ является приглашающей стороной и осуществляет оформление приглашений для абитуриентов и студентов.
Для оформления приглашения студенту или его представителю требуется предоставить специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225):
1) Заполненную анкету на приглашение.
2) Копию лицевой страницы паспорта.
3) Договор об образовании на обучение.
4) Подтверждение оплаты за обучение.
Срок оформления приглашения на въезд составляет 20 рабочих дней. На основании приглашения, направленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, оформляется обыкновенная учебная виза на срок до 3 месяцев, дающая право пересечь границу Российской Федерации однократно.
По прибытии иностранного студента в Российскую Федерацию, срок его пребывания продлевается путем выдачи многократной визы на период обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, но не более чем на один год для каждой последующей визы.
Для оформления многократной учебной визы иностранный студент обязан не позднее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока действующей визы, предоставить специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225) следующие документы:
1) Действительный заграничный паспорт.
2) Фотографии размером 3 x 4 см, матовые.
3) Миграционную карту.
4) Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства.
5) Договор об образовании на обучение.
6) За предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в размере – 1600 рублей (для многократного пересечения границы Российской Федерации).
Полис медицинского страхования
В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации до его представления.
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию влечет наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Напоминаем также, что в соответствии с договорами об образовании на обучение, заключаемыми с иностранными студентами, они обязаны своевременно (в течение 3-х рабочих дней) с момента пересечения границы Российской Федерации, предоставить специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации и на весь период обучения.
Таким образом, во исполнение законодательства Российской Федерации и условий договоров об образовании на обучение студенты обязаны своевременно предоставить договоры (полисы) добровольного медицинского страхования, действующие на территории Российской Федерации на весь период пребывания и обеспечивающие оказание скорой помощи, экстренной госпитализации, репатриации, прохождение в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Завершение (прекращение) обучения
После завершения (или прекращения) обучения срок временного пребывания в Российской Федерации сокращается, и студент обязан выехать из Российской Федерации в течение 3 дней с даты отчисления.
Перед направлением в студенческий отдел кадров служебной записки об отчислении, сотрудники деканата Института или Колледжа обязаны ознакомить студента с данным решением, получить от него Расписку об отчислении и направить студента к специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 225).
Обязанности студентов
1. Студент обязан самостоятельно и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, осуществить постановку на миграционный учет по месту пребывания и предоставить в Студенческий отдел кадров университета необходимые документы (паспорт, миграционную карту, визу, договор (полис) добровольного медицинского страхования, отрывную часть бланка уведомления о прибытии с постановкой на миграционный учёт по месту пр
2. Студент обязан своевременно (в течение 3 рабочих дней с даты изменения) сообщить и предоставить подтверждающие документы:
— об изменении данных о себе (фамилии, имени, отчества, пола, гражданства), а также адреса регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации (в том числе после пребывания в гостинице, хостеле, больнице и т.п.), адреса регистрации по месту жительства, фактического места пребывания, номера домашнего и мобильного телефона, адреса личной электронной почты, данных о семейном положении;
— о смене паспорта, получении разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство (ВЖ).
3. Письменно уведомлять Студенческий отдел кадров университета об убытии с территории Российской Федерации или за пределы г. Санкт-Петербург и Ленинградской области за 3 рабочих дня до предполагаемого отъезда.
4. Самостоятельно осуществлять контроль сроков пребывания на территории Российской Федерации.
5. Соблюдать конституционные нормы Российской Федерации, миграционное законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и иные Федеральные законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты.
6. Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в Университете является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращён, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации» в течение трех дней с даты отчисления.
Миграционные правила хотят сделать удобными для законно находящихся в стране гастарбайтеров. Фото РИА Новости
По информации «НГ», 24 июля состоится заседание Экспертно-консультативного Совета при Главном управлении МВД России по вопросам миграции (ГУВМ). В ведомстве уже прошло рабочее совещание, в ходе которого обсудили существенную корректировку миграционного законодательства в ближайшие полтора-два года. Судя по всему, речь идет о новом миграционном законе взамен разрозненных норм – частично устаревших или недееспособных. Под этот закон, видимо, разработают и механизм миграционной амнистии. На вопрос об идеологии изменений законодательства эксперты «НГ» пояснили, что именно легальному мигранту в России должно быть удобно жить, работать и приносить доход ее бюджету.
В миграционном ведомстве, как стало известно «НГ», планируют одним новым законом заменить как минимум два действующих акта – о правовом положении иностранных граждан в РФ и миграционном учете приезжих.
К концу года предполагается составить окончательную редакцию концепции будущего законопроекта, а в течение 2021-го – разработать сам текст. Пока что из проекта концепции (есть в распоряжении «НГ») непонятна позиция самого ГУВМ – планирует ли ведомство открывать страну для приезжих или, напротив, намерено ограничивать их приток. В этом документе ничего не сказано и о наказаниях для нарушителей миграционного режима: будут ли ужесточены штрафные санкции или порядок выдворения или же, наоборот, нарушителям старых законов в новом готовят послабления.
Впрочем, исходя из того, что в документе основной акцент делается на привлечение в РФ трудоспособных людей, вероятно, идеология закона будет в максимальной открытости страны для легальных мигрантов.
Тем более, что, по информации «НГ», позиция руководства МВД заключается в том, чтобы прекратить практику «липовых отчетов» о контролируемости нынешних миграционных потоков, которые во многом и состоят из нелегалов или «серых» гастарбайтеров. Проще говоря, идея будущего закона в том, чтобы заставить всех приезжих работать на Россию. То есть официально трудоустраиваться в стране и отчислять налоги в казну. Тогда вполне ожидаемой будет и вторая часть закона – о том, что для нелегальных приезжих условия пребывания и деятельности в стране могут быть сильно осложнены.
Пока те или иные варианты обсуждаются в чисто умозрительном ключе, правозащитники все равно довольны тем решением МВД, что уже на первых этапах подготовки к реформе миграционного законодательства это ведомство разворачивает широкую дискуссию с привлечением экспертов. Таким образом, и ученые-теоретики, и практики-общественники рассчитывают повлиять на содержание будущих правовых норм, чтобы в них не оказалось пробелов и недосказанности. Как подчеркнули источники «НГ», отказ от кулуарной работы в пользу дискуссионной – это решение руководителя ГУВМ Валентины Казаковой. При этом, конечно, правозащитники не намерены отказываться и от критических замечаний. Например, они уже отметили, что в предлагаемом варианте концепции «не чувствуется репатриационной составляющей».
В документе между тем прописан ряд реально новых подходов к миграционной политики. К примеру, планируется убрать трехступенчатость статусов. Разрешения на временное проживание (РВП) вообще будет отменено. Планируется введение ID-карт, которые будут содержать все данные об иностранцах, включая номер патента, отпечатки пальцев, а также о месте работы. Эта новация призвана выявлять все подделки документов. Вид на жительство (ВНЖ), согласно наработкам ГУВМ, будет выдаваться либо в общем порядке, либо в упрощенном, но пока критерии не указаны. Есть версия, что общий порядок будет завязан либо с балльной системой – с учетом образования, рода занятий и т.д., либо с наличием на счету значительных денежных средств. А вот упрощенный режим получения ВНЖ может быть предоставлен тем, кто и в настоящее время попадает под «упрощенку», например «носителям русского языка».
Планируется ввести три этапа пребывания иностранцев в РФ – краткосрочное (до 90 дней), долгосрочное (для осуществления трудовой деятельности, получения образования, лечения и т.д.) и постоянное. Последней категории ВНЖ, возможно, будет выдаваться бессрочно. Как пояснили «НГ», в МВД вообще считают, что многим приезжим добиваться гражданства РФ смысла нет, но они вынуждены это делать, чтобы спокойно находится в стране. Им, очевидно, предложат бессрочный ВНЖ. Помимо прочего, в концепции говорится и о некой правовой модели особого миграционного статуса – «контролируемое пребывание». Оно будет предусматривать «возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей, предоставление особых прав, применение особых процедур государственными органами». Под него попадут те, кто по тем или иным причинам оказался «в условиях, нестандартных с точки зрения обычных миграционных процедур».
Как заявил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, изменения в миграционной политике назрели давно, и хорошо, что «МВД делает первый шаг в этом направлении совместно с экспертами и общественниками». По его словам, изменения по идее направлены на снятие бюрократических барьеров и выведение миграции из тени. «Планируется создание реестров иностранной трудовой миграции и работодателей, введение электронной карты мигранта. Существенно будет упрощена легализация соотечественников, более гибким станет институт миграционной амнистии», – заметил Брод. Он пояснил, что госорганы обсуждают и возможность проведения в дальнейшем миграционной амнистии, что позволило бы к принятию нового законодательства «обнулить груз проблем, связанных с нелегальной миграцией».
При этом в ГУВМ указывают, что для амнистии нужен не директивный механизм, как сейчас, «а законодательный, предоставляющий возможность органам госвласти восстанавливать легальный статус иностранных граждан без применения к ним жестких санкций за нарушение пребывания в РФ». Как подчеркнул Брод, «в наработках МВД справедливо отмечается, что институт миграционной амнистии на законодательном уровне не закреплен, что обусловливает отсутствие правового регулирования порядка проведения и содержания соответствующих мероприятий». То есть применение амнистии к неопределенному кругу лиц пока может быть сделано только решением высших органов власти. Само понятие амнистии вызывает массу споров, а потому в ГУВМ считают, что этот термин нужно закрепить в законодательстве. И тогда уже периодически проводить эти амнистии.
Брод также рассказал, что предполагается предоставить возможность иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство «в легкой форме» и неумышленно, оформить легальный статус без привлечения к ответственности. «Предложения МВД и экспертов в дальнейшем будут оформлены в законопроект. Важно, чтобы предварительные наработки не потерялись по дороге. Более четко должны быть прописаны коррупционные риски, меры общественного контроля и вообще роль гражданского общества при реализации обновленной миграционной политики», – подчеркнул Брод.
О важности проведения миграционной амнистии для всех иностранных граждан, проживающих в РФ без определенного правового статуса и независимо от сроков прибытия, заявили и эксперты Форума переселенческих организаций. «Амнистию необходимо реализовать, например, до конца 2020 года. Для чего поставить на миграционный учет всех приезжих и предоставить им, в зависимости от их цели нахождения в РФ, возможность подать документы на патент, РВП (без квоты), ВНЖ», – говорится в предложениях этой структуры. Также там просят учесть в разрабатываемом документе и другие острые вопросы в сфере миграции, которые на протяжении многих лет поднимают правозащитники: допустим, о легализации и получении гражданства теми иностранцами, которых привезли в РФ детьми.
Проживание возможно как в общежитии института (постановку на миграционный учет осуществляет Отдел международного образования института), так и по частному адресу (постановку на миграционный учет осуществляет ответственный квартиросъемщик).
Оформление въездных документов
1. Для оформления учебной визы иностранному гражданину необходимо обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ с оригиналом приглашения на въезд в РФ, оформленное Федеральной миграционной службой от имени СПбГИКиТ.
2. Обыкновенная въездная учебная виза выдается сроком на три месяца, а затем продлевается на территории РФ на срок один год.
3. Для оформления приглашения на въезд в РФ иностранный гражданин должен представить в Отдел международного образования СПбГИКиТ следующие документы:
- заявление для оформления приглашения;
- копии страниц паспорта, содержащих персональные сведения (фамилия, имя, дата рождения, срок действия паспорта);
- дополнительно сообщить в письменной форме место рождения и город, в котором находится консульство РФ, где будет оформлена въездная учебная виза, а также предполагаемый срок въезда на территорию РФ.
Срок оформления приглашения в органах УФМС – 30 суток с момента подачи документов.
Внимание! Абитуриент, оформивший «туристическую визу», не имеет право обучения и регистрации в СПбГИКиТ.
Прибытие в Российскую Федерацию
Учащийся обязан при пересечении границы получить и заполнить миграционную карту.
Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется:
- при следовании воздушным (морским, речным) транспортом – членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;
- при следовании железнодорожным транспортом – членами бригад поездов;
- при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) – водителями;
- при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком – должностными лицами органа пограничного контроля.
Допускается заполнение въезжающими на территорию Российской Федерации иностранными гражданами бланков миграционных карт непосредственно в залах прибытия аэропортов (морских, речных портов, автопереходов) до начала пограничного контроля.
Миграционные карты заполняются лично владельцами документов на русском языке либо латинскими буквами в соответствии с данными паспорта. Исправления при заполнении миграционных карт не допускаются. На миграционной карте при прохождении пограничного контроля проставляется штамп о пересечении границы РФ.
По прибытии в Россию в течение 3-х рабочих дней необходимо встать на миграционный учет и получить отрывную часть уведомления о прибытии. Сделать это можно в Отделе международного образования СПбГИКиТ при наличии следующих документов:
- национальный паспорт;
- миграционная карта;
- виза.
При несвоевременной постановке на миграционный учет штраф от 2000 руб.
При нахождении на территории Российской Федерации
Учащийся обязан следить за своими документами и выполнять все правила пребывания иностранного гражданина на территории России.
При потере паспорта, миграционной карты или бланка уведомления иностранный гражданин обязан в 3-х дневный срок сообщить об этом в Отдел международного образования института.
За 20 рабочих дней до окончания миграционного учета и предыдущей визы учащийся обязан оформить или продлить многократную визу в Отделе международного образования института.
Если иностранный гражданин нарушил правила миграционного учета (явился продлевать миграционный учет и оформлять визу в последний день или позже), он по решению суда выезжает на родину по транзитной визе с выплатой административного штрафа в размере 2000 – 5000 руб. или будет выдворен из Российской Федерации без права въезда на территорию России в течение 5 лет.
Если учащийся выехал из Российской Федерации на каникулы или посетил другой город России, он обязан в течение 3-х дней сообщить об этом в Отдел международного образования института и оформить новый миграционный учет.
Если учащийся посетил гостиницу в Санкт-Петербурге или в другом городе России и у него брали паспорт на рецепции, он обязан в течение 3-х дней сообщить об этом в Отдел международного образования института и оформить новый миграционный учет.
Проживание возможно как в общежитиях университета, так и по частным адресам (при наличии договора аренды жил.площади). Постановку на миграционный учет все равно оформляет Отдел международного образования института.
Выезд с территории Российской Федерации
По окончании учебы учащийся должен выехать на родину.
- При успешном окончании (в зависимости от срока визы) учащийся имеет право выехать по имеющейся у него многократной визе.
- При отчислении за академическую неуспеваемость, нарушение условий контракта и т.п. учащемуся оформляется транзитная виза по билету, который он должен приобрести. Выезд должен быть осуществлен в установленный миграционной службой срок.
При невыезде без уважительных причин учащемуся будет сокращен срок миграционного учета и он будет считаться уклоняющимся от выезда из РФ. Такой иностранный гражданин подлежит депортации без права въезда на территорию РФ.
Контактная информация:
Россия, 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 13 Отдел международного образования СПбГИКиТ, каб. № 1222 тел.: 7 (812) 315-62-65
Хотя в миграционном законодательстве РФ нет формального определения «постоянного проживания за пределами территории РФ», исходя из ст. 3 Федерального закона РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.
Критерием ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве.
Если у кандидата сохранились гражданство РФ и постоянная регистрация на территории РФ, то формально он не входит в категорию иностранных граждан либо граждан РФ, «постоянно проживающих» за рубежом и может воспользоваться процедурой усыновления для российских кандидатов.
Однако, могут возникнуть проблемы с ввозом ребенка в страну фактического проживания, как объяснил один из анонимных авторов на форуме приемных родителей:
«Если вы фактически живете за рубежом и после усыновления собираетесь жить за рубежом, где у вас есть вид на жительство — у вас могут быть проблемы с ввозом усыновленного ребенка в страну проживания. Если ребенок усыновлен без соблюдения закона страны проживания (как минимум вы должны получить разрешение страны проживания на усыновление, как максимум — в обязательном порядке усыновлять через агентство), то усыновленному ребенку могут не дать визу на въезд. В таком случае есть выход — усыновлять младенца в России и в консульстве стране проживания заявить, что ребенок рожден по приезду в Россию. Но и этот вариант не со всеми странами проходит. Вы для начала выясните порядок усыновления в стране проживания, чтобы потом не было проблем с ввозом ребенка».
Текст Указа:
В целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьёй 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:
1. Приостановить на период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно течение:
а) сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учёт по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период;
б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не имеют возможности въехать в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за её пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – свидетельство участника Государственной программы), разрешения на временное проживание или вида на жительство;
в) сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
г) сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы, разрешение на работу, патент, разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
2. Установить, что в период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно:
а) работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определённом законодательством Российской Федерации, привлекать и использовать в качестве работников:
иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и не имеющих разрешения на работу в Российской Федерации (при наличии у работодателей и заказчиков работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников);
иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов;
б) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.