Ветеран подразделений особого риска льготы категории

На сегодняшний день, в соответствии с приказом министра обороны «общественная организация ― «Комитет ветеранов подразделений особого риска» ― решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы», — говорится в запросе.

«По нашему мнению, передача одной из общественных организаций государственных функций нарушает основополагающий конституционный принцип равенства всех граждан и всех общественных организаций перед законом», — считают в «Беллоне».

В организацию «Беллона» часто обращаются люди, которым довелось быть ликвидаторами последствий радиационных аварий и катастроф.

Вот только один пример. 10 августа 1985 года в дальневосточной бухте Чажма на территории 30-го судоремонтного завода (воинская часть 63971) Военно-морского флота произошла авария на атомной подводной лодке К-431.

В атмосферу было выброшено около шести миллионов кюри радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного загрязнения территории воинской части в десять тысяч раз превысил предельно допустимые нормы. В ликвидации аварии принимал участие гражданский и военный персонал завода, всего 2209 человек.

Большинство этих людей до сих не может доказать своё участие в ликвидации последствий аварии и, соответственно, не пользуется никакими льготами. Как писал об этом Григорий Пасько в своей статье «Эхо Чажминского взрыва», «все документы, напрямую подтверждающие действий работников во время аварии (планы работы цехов, заказ-наряды, рабочие листки на выполнение конкретных работ, приказы и прочее), были уничтожены».

Бывшая медсестра воинской части Ирина Вяткина, принимавшая непосредственное участие в ликвидации последствий аварии, получила серьёзную долю облучения, стала инвалидом, но не может подтвердить свой статус «ветерана подразделений особого риска».

Одной из причин проблем, с которыми сталкиваются ликвидаторы, является запутанная, непрозрачная, забюрократизированная система учёта и выявления «ветеранов подразделений особого риска».

Собственно говоря, эта обязанность должна лежать на государстве. Люди, потерявшие своё здоровье, выполняя государственные задачи, имеют право на материальную компенсацию и общественное признание своей роли.

Но не всё так просто… В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18.08.2005 года № 354 право участвовать в решении вопроса о праве людей на статус «ликвидатора» и положенные льготы было предоставлено «Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации».

Как поясняет юрист ЭПЦ «Беллона» Нина Поправко: «Данным приказом утверждена «Инструкция о порядке и условиях выдачи удостоверения». В соответствии с пунктами одиннадцать и двенадцать данной Инструкции, ушедшие в запас военнослужащие и бывшие гражданские специалисты, пострадавшие от радиационных катастроф и участвовавшие в ликвидации их последствий, подают заявления в военные комиссариаты по месту жительства. Далее запрос направляется в воинскую часть, где заявители проходили службу или работали в качестве гражданских специалистов».

По словам Поправко, если воинская часть подтверждает факт службы, то запрос направляется в министерство обороны и в Комитет ветеранов подразделений особого риска (ПОР). Именно сотрудники ветеранского комитета формируют «личное дело» заявителя и дают экспертное заключение по документам, которые он предоставил.

«Таким образом, именно общественная организация – Комитет ветеранов ПОР дает экспертное заключение и решает, является или нет заявитель пострадавшим от радиационной катастрофы, имеет ли он право на льготы, — говорит юрист. — С другой стороны, ни в одной инструкции, насколько мне известно, не прописана ответственность сотрудников и членов комитета за возможные ошибки, за неверно принятые решения».

Кто не отвечает на журналистские запросы
«Обращение людей на сайт «Беллона.Ру» и расследования наших журналистов и юристов, подтверждают тот факт, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» совсем не всегда встаёт на сторону ветеранов… Люди, пострадавшие от радиационных катастроф, не могут получить подтверждения своего статуса и положенные льготы. Это довольно-таки странная и закрытая организация. Практически невозможно получить информацию о её деятельности», ― говорит главный редактор сайта «Беллона.Ру» Рашид Алимов.

4 апреля 2007 года Алимов обратился с журналистским запросом к председателю ветеранского объединения Владимиру Бенцианову. Журналист попросил главу ветеранского союза обнародовать «статистику удовлетворенных и неудовлетворенных обращений граждан». Также Алимова интересовал вопрос о том, «какова роль Комитета ветеранов как общественной организации в принятии решения о выдаче или невыдаче удостоверения» и «на основании каких распорядительных актов организация была создана».

Запрос был получен одной из сотрудниц организации 9 апреля, что подтверждается почтовым «уведомлением о вручении». Но ответ из ветеранского комитета Алимов так и не дождался.

25 июня 2005 года журналист обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия (непредоставления ответа на запрос) со стороны «Комитета ветеранов подразделений особого риска» и его главы Владимира Бенцианова.

9 июля 2007 года Кировским районным судом требования журналиста были удовлетворены. Суд признал незаконным «бездействие государственно-общественной организации «Комитет ветеранов подразделений особого риска», выразившееся в не предоставлении ответа на запрос от 4 апреля 2007 года».

«Экологический правозащитный центр «Беллона» намерен и в дальнейшем обращаться в судебные инстанции, если должностные лица не будут отвечать на запросы граждан, активистов и сотрудников «Беллоны», ― говорит Поправко, представлявшая интересы журналиста в суде.

«Журналистские запросы и обращения граждан ― это важнейшая часть их информационных прав. А за реализацию информационных прав надо бороться, также как и за применение других правовых норм… Непредставление ответа на запрос журналиста фактически блокирует редакционную работу, что нарушает не только его права, но и права читателей и учредителей средства массовой информации», — заявляет юрист.

Кому и зачем нужны государственно-общественные организации?
Удовлетворение судебного иска редактора «Беллоны.Ру» к комитету ветеранов стало юридической победой «Беллоны», но многие вопросы продолжают оставаться без ответа. Во время судебного заседания глава ветеранской организации Владимир Бенцианов вручил адвокату Рашида Алимова официальный ответ на его запрос. Он также извинился за задержку с ответом, которая была, по его словам, связана «с пребыванием в лечебных учреждениях и длительными командировками».

Как говорится, лучше поздно, чем никогда… Впрочем, ответ Бенцианова даёт почву для новых, и весьма острых, вопросов. Владимир Яковлевич пишет, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска никогда во исполнение распорядительных документов Министерства обороны СССР не работал и прав на установление статуса «Участник действий подразделений особого риска» во исполнение поименованного Вами приказа МО РФ не имеет». Таким образом, глава организации фактически отрицает существование приказа министра обороны. Но «Беллона» обладает достоверной информацией о том, что такой приказ существует!

«Мы с большим уважением относимся к заслугам Владимира Яковлевича Бенцианова, но, конечно же, его ответ не может нас удовлетворить», — подчёркивает Поправко.

«Ситуация осложняется тем, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» является так называемой «государственно-общественной организацией», ― объясняет адвокат.

Статья 51 действующего федерального закона «Об общественных объединениях», принятого в мае 1995 года, предусматривает существование общественных организаций, созданных с участием государства.

В законе сказано, что «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти». Но до сегодняшнего дня нормативные акты, касающиеся деятельности подобных объединений, не доступны для общественности. Эта тема фактически засекречена.

«Вполне вероятно, что многие нормативные акты просто не существуют, за двенадцать лет их не удосужились принять», — предполагает юрист «Беллоны».

Интересное положение получается… Министерство обороны передаёт одну из важнейших своих функций ― социальную поддержку бывших военнослужащих и гражданских специалистов ― общественной организации. Эта организация имеет особый и весьма «непрозрачный» статус. Сама организация отрицает тот факт, что она обладает подобными полномочиями… Замкнутый круг?

«Мне думается, что ситуация может измениться, если государство, в том числе министерство обороны, обнародует все документы и нормативные акты, связанные с государственно-общественными и общественно-государственными объединениями, ― считает Поправко. — Совершенно непонятно, почему эта информация должна быть секретной. В чём здесь государственный интерес? Кроме того, можно поставить под сомнение уместность самого существования подобных «привилегированных» общественных объединений. В правовом государстве все общественные организации должны быть равны перед законом, обладать равными правами, обязанностями и полномочиями».

Ответ Бенцианова Алимову вызывает много и других вопросов.

«Статус пострадавшего ни в одном из нормативных актов, по которым работает Комитет, не указан и обобщение данных о работе Комитета этими актами не предусмотрено. А поэтому никаких цифр, запрашиваемых Вами, Комитет представить не имеет возможности», — пишет глава организации. Получается, что «Комитет ветеранов подразделений особого риска» не осведомлён о правовом положении людей, пострадавших от радиационных катастроф и не владеет статистикой по этой категории граждан ? Трудно, признаться, в это поверить…

В настоящее время редакция сайта «Беллона.Ру» готовит обращение в Министерство обороны Российской Федерации с требованием о предоставлении полной информации о порядке выявления и учёта ветеранов подразделений особого риска, пострадавших от радиационных катастроф. Если такая информация не будет предоставлена, редакция сайта «Беллона. Ру» намерена обратиться в судебные органы.

Сейчас в России активно обсуждаются планы создания новых ядерных объектов. Но не столкнутся ли нынешние работники атомной промышленности и сегодняшние военнослужащие с теми же проблемами, что и жертвы радиационной катастроф советской эпохи? Государство, которое намерено привлечь десятки тысяч новых людей в атомную промышленность, но не спешит выполнить своих обязательств перед ветеранами отрасли, напоминает азартного карточного игрока, который влезает во всё новые и новые долги и не спешит расплатиться со старыми кредиторами…

Каждый год 26 апреля вся страна вспоминает печально известную во всем мире катастрофу на Чернобыльской АЭС. В этот день мы вспоминаем о подвиге советских военнослужащих, кадровых офицеров и просто откомандированных граждан, участвовавших в ликвидации последствий этой страшной аварии как погибших, так и ныне живущих. Однако, наряду с ликвидаторами последствий аварии на ЧАЭС принято чествовать и другие категории граждан, принимавших участие в ядерных испытаниях или в ликвидации последствий атомных катастроф независимо от того, в каком году и каком месте страны это произошло.

Подразделене особого риска, ветераны подразделений особого риска – понятия достаточно новые. Мало кто знает, что стоит за этими словами. Богатое воображение может рисовать крутых парней, освобождающих заложников, участвующих в проведении специальных операций. Так ли это? Кто же они на самом деле, ветераны подразделений особого риска?

К ним прежде всего относятся непосредственные участники испытаний ядерного оружия, войсковых и других учений с применением такого оружия, лица, участвовавшие в устранении радиационных аварий на атомных надводных и подводных кораблях и других военных объектах, а также сборщики ядерных зарядов (до 31 декабря1961 г.). Разумеется, они не суперсолдаты, но по силе духа и готовности к самопожертвованию не уступают им. Они изменили политическое лицо страны, придали государству статус мировой ядерной державы.

Любая информация о ядерных испытаниях, об авариях на ядерных установках долгое время относилась к сведениям, составляющим государственную тайну. Чернобыльская трагедия внесла свои поправки в информационную политику государства. В наше время в открытой печати стали выходить материалы о создании атомной бомбы, истории испытаний ядерного оружия в СССР, достоянием гласности становится и печальная статистика аварий на атомных субмаринах.

Общество еще не знало о ветеранах подразделений особого риска, да и государственным мужам было долгое время не до них. То ли под давлением общественности (по принципу: «чем мы хуже других»), то ли по иным причинам 27 декабря 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает постановление «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Возможно, что об испытателях ядерного оружия, сборщиках ядерных зарядов и ликвидаторах радиационных аварий на ядерных установках военных объектов еще долгое время бы не вспоминали, если не катастрофа на Чернобыльской АЭС. Действительно, не было бы счастья, да несчастье помогло…

К гражданам из подразделений особого риска согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, Железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:

б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;

в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах;

г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих;

д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Итак, большая часть граждан из подразделений особого риска (пп. «а”, «б”, «д”) являются непосредственными участниками испытаний ядерного оружия.

Продолжительное время, в течение более 42 лет, они оставались вне поля зрения государства. Вернее, наоборот, государство уделяло пристальное внимание этим лицам: с них брали подписки о неразглашении государственной тайны, в документах по учету личного состава не производились никакие записи, подтверждающие их причастность к испытаниям атомного оружия, скрывались дозы полученной радиации – делалось все, чтобы люди забыли и нигде не вспоминали о своей прошлой деятельности.

Но эти люди живут среди нас, живут с нами. Хочу приоткрыть завесу засекреченности и рассказать про одного из таких ветеранов.

Гущин Василий Петрович – наш земляк. Родился 20 марта 1953 года в деревне Таргарыш Новокузнецкого района Кемеровской области, школа, училище, срочная служба в рядах Советской Армии.

Служил Василий Петрович на Семипалатинском полигоне с 1974 по 1976 год.

Не смотря на тяготы воинской службы, Василий Петрович с улыбкой вспоминает это время – молодость, энтузиазм, вся жизнь впереди.

После срочной службы вернулся в родную деревню. Радость от встречи с родными прошла, а появилось чувство сожаления — работы нет, а энергии много. Чем заниматься?

В июле 1976 года вернулся в свою воинскую часть на сверхсрочную службу в звании младшего сержанта. Обучать молодых солдат было интересно. В 1976 году в г. Кстово окончил школу прапорщиков и вновь в родную часть.

Служил Василий Петрович на Семипалатинском полигоне на площадке Б-2 до октября 1981 года. Когда я спросила о службе, чем занимались в воинской части, то получила ответ: «Я давал подписку». В наше время, когда многие секретные сведения преданы всеобщей огласке, ответ был для меня неожиданным. Даже во «всемирной паутине» невозможно найти подробностей ядерных испытаний, только общие фразы.

Уйдя в отставку из рядов Советской Армии в 1981 году, Василий Петрович заменил погоны военного на погоны пожарного.

В 1982 году Василий Петрович приехал в город Новокузнецк вместе с семьей. Вскоре он вышел на службу в пожарную часть, которая располагалась в Заводском районе города. В 1997 году Гущин В.П. вышел на пенсию. 15 лет риска, изнуряющих физических нагрузок и бессонных ночей не сказались на умении радоваться жизни.

В 2006 году к 20-летию со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС награжден медалью «За служение Кузбассу» от имени Губернатора Кемеровской области.

«Я счастлив тем, что до сих пор живу с моей любимой Наташенькой (женаты с 1976 года), что могу быть рядом с Танечкой (дочь 1977г.р.), Димой (сын 1981г.р., ветеран БД- Ачхой-Мартан, Аргунское ущелье) и Юлей (внучка)» — говорит Василий Петрович. В свои 65 он в хорошей физической форме и с приветливой улыбкой на лице. И только он знает кто же такой на самом деле «ветеран подразделения особого риска», что значит долгие годы хранить молчание о том, что видел и что делал, что значит пошатнувшееся здоровье после участия в ядерных испытаниях.

Василий Петрович достаточно не многословный, в меру скромный, обычный человек. Сколько таких обычных людей в нашей стране. А вот созданное при их непосредственном участии ядерное оружие превратило страну в мировую ядерную державу!

Между тем каждый из нас, от Президента Российской Федерации до школьника, понимает, что пока Россия обладает ядерным потенциалом, с нами всегда будут считаться, у нас есть исторический шанс крепко стоять на ногах, достичь более высокого уровня развития.

17 сентября в Московском доме ветеранов войн и Вооруженных сил прошла торжественная встреча, посвященная 70-летию создания ядерного щита нашей Родины. Мероприятие было организовано при поддержке Московского дома ветеранов, Московского городского Совета ветеранов и Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы.

Перед началом мероприятия собравшимся был представлен документальный фильм, повествующий об истории ядерного противостояния, бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, проведенных американскими летчиками, успешном проекте ядерного оружия в СССР.

С приветствием и поздравлениями выступили председатель Совета ветеранов подразделений особого риска г. Москвы, кавалер ордена Мужества Татринцев Н.Н.: «Уважаемые ветераны подразделений особого риска! Вы в сложных условиях самоотверженным трудом, ценой своего здоровья, а порой и рискуя жизнью, обеспечили создание Ядерного Щита нашей страны, который является гарантом мира на Земле».

Собравшихся горячо поздравил Первый заместитель Председателя Московского городского совета ветеранов Пашков Г.И. В своем выступлении он отметил особую роль всех тех, кто создавал ядерный щит СССР и России, именно благодаря им мы вот уже много десятилетий живем в мире без глобальной войны. Георгий Иванович пожелал всем ветеранам подразделений особого риска активно включаться в дело воспитания молодого поколения и передавать им свой бесценный опыт.

Ветеранов и гостей так же поздравили Начальник отдела по взаимодействию с объединениями ветеранов Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы Берлов А.В., Председатель Совета ветеранов 12-го Главного Управления Минобороны России Соколов П.И., Председатель совета Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил Степанов В.В., Председатель Совета Московского областного отделения КВПОР РФ Чезаров А.Ф.

После Официальной части мероприятия гостям был представлен концерт, подготовленный Клубом культуры и эстетики «Родничок».

Разработки ядерного оружия в СССР активизировались после 6 августа 1945 года, когда военно-воздушными силами США был подвергнут атомной бомбардировке японский город Хиросима, а 9 августа — Нагасаки. Эти события коренным образом изменили политическую и военную обстановку в мире, и с этого момента направление материальных и людских ресурсов на создание атомного оружия в СССР приобретает масштабы, многократно превосходящие все предыдущие затраты в этой сфере.

Через 14 дней после атомной бомбардировки Хиросимы постановлением Государственного комитета обороны № 9887сс/оп от 20 августа 1945 г. за подписью И. В. Сталина при ГКО был образован Специальный комитет для руководства всеми работами по использованию атомной энергии. Состав комитета: Л. П. Берия (председатель), Маленков Г. М., Вознесенский Н. А., Ванников В. Л., Завенягин А. П., Курчатов И. В., Капица П. Л., Махнев В. А., Первухин М. Г.. Спецкомитет был наделён чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении правительства СССР, к работам по атомному проекту.

Первый в СССР опытный ядерный реактор Ф-1, строительство которого было осуществлено в Лаборатории № 2 АН СССР, был успешно запущен 25 декабря 1946 года.

Первая партия готовой продукции (концентрат плутония, состоявший в основном из фторидов плутония и лантана) была получена в феврале 1949 года. Успешное испытание первой советской атомной бомбы было проведено 29 августа 1949 года на построенном полигоне в Семипалатинской области Казахстана.

Критерии
непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. N 958)

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 31 мая 2017 г. N АКПИ17-208, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллеги Верховного Суда РФ от 3 октября 2017 г. N АПЛ17-296, настоящие Критерии признаны не противоречащими действующему законодательству

См. также Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2000 г. N 5-Г00-136

С учетом настоящих Критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и гражданского персонала войсковых частей, военных учреждений, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов Министерства безопасности Российской Федерации, внутренних войск*, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального управления железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации, других воинских формирований, начальствующий и рядовой состав органов внутренних дел, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, под землей (в том числе в условиях нештатных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия), боевых радиоактивных веществ и учениях с применением такого оружия, в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, указанных в подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся:

1. Непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 г. при выполнении служебных обязанностей:

в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке;

в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования;

в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ;

в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств.

2. Непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе:

государственных комиссий по проведению испытаний;

экипажей самолетов (вертолетов) пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений;

групп съема материалов регистрации;

групп обслуживания аппаратурных комплексов;

групп радиационных и медико-биологических исследований с радиоактивно загрязненными биообъектами;

групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки;

групп радиационной разведки;

групп живучести;

групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей их дезактивацией;

групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок.

Выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп относится к действиям в подразделениях особого риска.

3. Непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, при выполнении служебных обязанностей в составе:

экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с момента возникновения радиационных аварий до их ликвидации;

персонала технических баз и вспомогательных служб флота, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах;

государственных и ведомственных комиссий, назначенных для расследования причин возникновения радиационных аварий и работавших на аварийных объектах.

4. Непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 г. в составе:

персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, проверочные лаборатории, службы хранения);

персонала хранилищ узлов ядерных зарядов;

специалистов военных представительств, непосредственно осуществлявших контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов.

5. Непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей:

в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва;

в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни;

в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне;

в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения.

——————————

* Также бывшего СССР (для граждан, проживающих на территории Российской Федерации).

** Также бывшего Комитета государственной безопасности СССР (для граждан, проживающих на территории Российской Федерации).

*** Критерии, указанные в настоящем пункте, также распространяются на участников работ, осуществляемых после подземных ядерных взрывов, происшедших в условиях нештатных радиационных ситуаций.

Ветеран подразделений особого риска льготы категории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *