Валютный нерезидент РФ

  • Резиденты (местные держатели валюты) — юридические или физические лица , для которых налоговый режим определяется на основе принципа «неограниченной налоговой ответственности», т.е. они обязаны платить налоги со всех доходов, включая зарубежные … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  • Квота В Международном Валютном Фонде — доля участия государства-члена МВФ в капитале фонда… Словарь бизнес терминов
  • Банковские операции на валютном рынке — — клиентские операции, за которые банки взимают комиссию; — вложения в валюту, обладающей высокой ликвидностью… Финансовый словарь
  • Оговорка о валютном опционе — условие облигационного займа, позволяющее использовать для платежей несколько валют.По-английски: Currency option clauseСм. также: Облигационные займы &nbsp… Финансовый словарь
  • РЕЗИДЕНТЫ — по российскому валютному законодательству: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в т.ч. временно находящиеся за его пределами… Финансовый словарь
  • Резиденты Российской Федерации — по законодательству РФ — — физические лица, постоянно проживающие в РФ; — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и находящиеся в РФ, а также их филиалы за границей… Финансовый словарь
  • Страхование в валютном эквиваленте — страхование, при котором все суммы по договору страхования устанавливаются и рассчитываются в твердой валюте. Страхование в валютном эквиваленте применяется для уменьшения влияния инфляции.См. также:&nbsp… Финансовый словарь
  • ОГОВОРКА О ВАЛЮТНОМ ОПЦИОНЕ — условие, позволяющее заемщику возвращать основную сумму долга и выплачивать проценты по нему не в той валюте, в которой была предоставлена ссуда… Большой экономический словарь
  • УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ НА ВАЛЮТНОМ СЧЕТЕ — учет расчетов в иностранной валюте посредством открываемых предприятием в банке валютных счетов, количество которых не ограничивается… Большой бухгалтерский словарь
  • Налоговые резиденты РФ в целях НДФЛ — «…2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев… Официальная терминология
  • Нерезиденты в валютном законодательстве — «…7) нерезиденты: а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части… Официальная терминология
  • резиденты — по финансовому законодательству РФ: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в т.ч. временно находящиеся за пределами РФ… Большой юридический словарь
  • Дача в межевом законодательстве — термин действующего межевого законодательства, единица генерального межевания, пространство земли, обведенное при генеральном межевании круговыми межами и приуроченное не к именам владельцев, но к именам сел,… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Претензия в военном законодательстве — По военному законодательству до издания дисциплинарного устава 1888 г. слово это имело значение самостоятельного термина: в отличие от жалобы, т. е. от заявления о претерпенных обидах, несправедливости и… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

Содержание

Вклады иностранных граждан в российских банках

18 ноя 2013 Александр Махновецкий Все авторы

В этой статье мы отвечаем на вопрос нашего зарубежного читателя о целесообразности и правовых аспектах открытия иностранными гражданами вкладов в российских банках.

Процентные ставки в банках РФ гораздо более привлекательны, чем во многих других странах. Что касается правовой части, то здесь есть три основных вопроса:

  • . Может ли иностранный гражданин открыть счёт в российском банке?

Да, может.

  • Распространяются ли страховые гарантии АСВ на вклады иностранных граждан?

Да, распространяются. Гарантия в пределах 700 тысяч рублей (или эквивалент в валюте).

  • Каковы принципы налогообложения подобных вкладов?

Более выгодные, чем для россиян.

Кроме вышесказанного следует учитывать, что банки, предлагающие максимальные процентные ставки по вкладам, ведут рискованную кредитную политику и могут обанкротиться, а следовательно, потерять лицензию на ведение банковской деятельности. Что означает наступление страхового случая. Вклад ориентировочно через две недели будет возвращён АСВ через уполномоченные банки. Получить вклад в этом случае может сам вкладчик, либо его доверенное лицо, имеющее нотариально заверенную генеральную доверенность (это относится и к гражданам РФ). Генеральная доверенность, оформленная на иностранном языке, должна быть нотариально (апостиль) переведена на русский язык переводчиком, имеющим соответствующие полномочия.

Если Вы доверяете нам, то можете принимать решение об открытии вклада. Для тех же, кто хочет более подробно разобраться в тонкостях российского законодательства, предназначена вторая часть статьи:

  • Возможность открытия счётов иностранными гражданами в банках РФ прописана в законе № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» глава 2, статья 13: «нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках».
  • Государственные страховые обязательства в рамках АСВ определены № 177 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в Российской Федерации» статья 2: «к вкладчикам отнесены гражданине Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад».
  • Налогообложение банковских вкладов регулируется Налоговым кодексом РФ статьёй 214.2: «налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено настоящей главой».

Согласно «налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых…» далее приводится список, в который банковские вклады не входят. Для налоговых резидентов Украины эта ставка равна 10% () при представлении соответствующих документов.

При нынешнем уровне ставки рефинансирования – 8,25% годовых и процентных ставках по вкладам, не превышающих 12% годовых, все рассуждения о налогах носят абстрактный характер, поскольку вопрос об уплате налога возникает при ставке по вкладу более 13,25% (8,25% + 5%).

Понятия резидента и нерезидента валютных операций

2. Понятия резидента и нерезидента валютных операций

Во многом по-новому решается в Законе № 173-ФЗ вопрос о разграничении участников регулируемых им отношений на резидентов и нерезидентов (подпункты 6, 7 части 1 статьи 1 Закона). Резиденты разделяются на две группы: лица — физические и юридические; публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами РФ обособленные подразделения юридических лиц — резидентов (филиалы, представительства и т. п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Анализируя понятие резидентства относительно физических лиц нужно в первую очередь раскрыть понятие постоянного места жительства в валютном законодательстве России. Традиционно признак постоянного места жительства присущ международному частному праву, где он является основным признаком института домицилия физических лиц.

Отметим в первую очередь, что признак постоянного места жительства не зависит и не связан с временным фактором, со сроком пребывания. Следовательно, и категория резидентства в валютном законодательстве не имеет ничего общего со сроком пребывания физического лица на территории России или за рубежом, поэтому понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что признаки категории резидентства в валютном праве РФ совпадают с признаками домицилия в международном частном праве.

Обобщая все сказанное выше, можно сформулировать два основных правила, отличающих домицилий граждан в международном частном праве и резидентство физических лиц в валютном праве от категории резидентства в налоговом праве.

Во-первых, как было сказано, временной фактор не является основным признаком валютного резидентства, также как и признаком домицилия, в то время как в налоговом праве временной фактор является основным признаком определения резидентства физических лиц.

Во-вторых, домицилий и валютное резидентство приобретаются либо по рождению, либо по выбору (осмысленному намерению проживать в стране постоянно), в то время как налоговым резидентом РФ можно стать безо всякого намерения. Сам выбор, осмысленное намерение должно сопровождаться рядом юридически значимых действий лица в частности, подачей заявления в органы МВД или консульские учреждения, однозначно свидетельствующих об осмысленном намерении лица получить соответствующий статус.

У категории резидентства в валютном и налоговом законодательствах есть и одна общая деталь. Закон о валютном регулировании и контроле, также как и Налоговый кодекс, разграничивает резидентство от института гражданства, т.к. резидентами РФ являются любые физические лица вне зависимости от гражданства (подданства), в том числе лица без гражданства, имеющие постоянное местожительства в РФ. Иными словами можно быть гражданином РФ, но иметь статус нерезидента России, и, наоборот.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к нерезидентам относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» данного пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 части 1;

Из сопоставления подпунктов «а», «б» пункта 6 и подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» следует, что гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. Статус нерезидента гражданин РФ может приобрести лишь в случае признания его постоянно проживающим в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. Причем речь идет не о продолжительности проживания гражданина РФ в иностранном государстве, а о факте наличия у него статуса постоянного жителя такого государства. Доказательством наличия у гражданина РФ этого статуса служит принятие консульским учреждением РФ в соответствующем иностранном государстве указанного гражданина РФ на консульский учет в качестве постоянного жителя такого государства (в настоящее время это обстоятельство удостоверяется путем проставления в заграничном паспорте гражданина РФ соответствующей консульской отметки). Согласно ст. 25 Консульского устава Союза ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 года, консул ведет учет постоянно проживающих и временно находящихся в его округе граждан РФ. Только учетная отметка российского консульского учреждения может признаваться достоверным доказательством наличия у гражданина РФ статуса постоянного жителя иностранного государства.

В отличие от гражданина РФ иностранные граждане и лица без гражданства предполагаются нерезидентами, если они не проживают постоянно на территории РФ на основании вида на жительство. В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. на 11 ноября 2003 года) вид на жительство — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Отметим, что перечень резидентов в пункте 6 Закона закрытый, в то время как перечень нерезидентов в пункте 7 оставлен открытым. Поэтому лицо, не входящее в перечень указанных в пункте 6 видов резидентов и не относящееся ни к одной из поименованных в пункте 7 категорий нерезидентов, в силу подпункта «ж» пункта 7 Закона признается нерезидентом.

Например, подпункт «в» пункта 6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к числу резидентов юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а подпункт «б» пункта 7 данного Закона относит к нерезидентам юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ. Нетрудно заметить, что применительно к российским юридическим лицам Закон не обусловливает отнесение их к числу резидентов местонахождением на территории РФ, в то время как для иностранного юридического лица необходимым условием для отнесения к числу нерезидентов служит его местонахождение за пределами территории РФ.

Таким образом, мы привели подробный перечень физических и юридических лиц, относящихся в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам и нерезидентам валютных операций. При рассмотрении понятия резидента мы более подробно остановились на различиях в трактовке данного понятия в валютном и налоговом законодательстве. Нами также было отмечено, что перечень резидентов является закрытым, а перечень нерезидентов законодатель оставил открытым.

Заключение

Итак, в данной работе мы рассмотрели понятие валютных ценностей, а также понятия резидента и нерезидента валютных операций. Данные понятия являются одними из основных понятий Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», о чем прямо говорится в части 1 статьи 1 Закона.

Понятие валютных ценностей включает в себя два элемента: иностранную валюту (наличную и безналичную) и внешние ценные бумаги. Мы подробно остановились на понятии иностранной валюты, при этом рассмотрели особенности двух ее форм – наличной и безналичной. Далее была приведена классификация иностранной валюты по ее статусу. Данная классификация предполагает разделение иностранной валюты на валюту соответствующего иностранного государства, международную валюту (например, СДР) и региональную валюту (например, евро). При рассмотрении второго элемента, включенного в состав валютных ценностей, а именно, внешних ценных бумаг, было отмечено, что понятия внутренних и внешних ценных бумаг, содержащиеся в Законе, даны впервые.

Как нами было отмечено, в новом Законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни, и, соответственно, операции с ними не подлежат валютному контролю.

Понятия резидента и нерезидента валютных операций в новом Законе существенно не изменились. В нашей работе мы перечислили физические и юридические лица, относящиеся в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам и нерезидентам валютных операций. При рассмотрении понятия резидента нами были отмечены различия в трактовке данного понятия в валютном и налоговом законодательстве, т.е. понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента. Категория резидентства в валютном законодательстве не имеет ничего общего со сроком пребывания физического лица на территории России или за рубежом, в то время как именно количество дней пребывания в РФ в данном году является основополагающим при определении статуса налогового резидента или нерезидента.

Кроме того, нами было отмечено, что перечень резидентов является закрытым, а перечень нерезидентов законодатель оставил открытым. Исходя из этого, лицо, которое не входит в перечень резидентов и в то же время не относится ни к одной из категорий нерезидентов, признается нерезидентом.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

2. Диаконов В.В. Правовое регулирование валютной системы РФ на современном этапе.

http://www.pomosch.com/print_article.php?sectionId=4&articleId=6

3. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России.- М., 2003.

4. Степанян М.Г. Правовые вопросы использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М.: РГБ, 2003.

5. Харатян А.Ж. Регулирование оборота валютных ценностей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М.: РГБ, 2002.

6. Эрделевский А.М. Об основных положениях нового валютного закона.// Хозяйство и право. – 2004. – № 5.

7. Эрделевский А.М. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».- М., 2004.

Информация о работе «Валютные ценности, резиденты и нерезиденты валютных операций» Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 24793
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

189647 3 0

… могла бы быть установлена уголовная ответственность. В связи с вышесказанным, исходя из того, что регулирование операций с иностранной валютой в большей части отнесено к органам валютного регулирования и валютного контроля, и эта деятельность заключает в себе административно-правовой характер, излагаю свои предложения в проект Административного кодекса Российской Федерации, которые приведены …

59299 0 0

… РФ. Статья 3. Право собственности на валютные ценности. 1. Валютные ценности в РФ могут находиться в собственности, как резидентов, так и нерезидентов. В РФ право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин, иных безвозмездных платежей) в …

128169 98 0

… — резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации 21. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»// СЗ от 30. 03 1998 г. №13 Ст.1463; 22. Федеральный Закон “ О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 Февраля 1992 года №3615-1( с изменениями на 27 февраля 2003 г.) …

198568 0 9

… нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектами рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации. Многие положения Закона только предстоит наполнить реальным содержанием, «переложив» на язык соответствующих нормативных актов, которые отличались бы …

2.Участники валютных отношений в России

Участники валютных отношений в России законодательством разделены на две основные группы: «резидентов» и «нерезидентов». Такое их разграничение диктуется потребностью дифференцированного подхода к регулированию и контролю валютных операций различных субъектов, поскольку «действующее валютное законодательство Российской Федерации не определяет правил работы нерезидентов на российском рынке, а распространяется только на резидентов». Российское законодательство расширяет рамки применения термина «резидент», в частности, Налоговый кодекс РФ (ч. II) ввел дефиницию «налоговый резидент». Поэтому целесообразно уточнить понятие субъектов валютных отношений и ввести в валютное законодательство России понятие «валютный резидент», так как законодательством установлено разное их содержание.

К резидентам в сфере валютных отношений относятся: а) физические лица, постоянно проживающие в России, независимо от гражданства, и граждане России, временно находящиеся вне её территории в течение срока менее одного года; б) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России (включая их филиалы и представительства); в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России (включая их филиалы и представительства); г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами.

Нерезидентами с точки зрения валютного законодательства являются: а) физические лица, постоянно проживающие за границей, независимо от гражданства, и иностранные граждане, находящиеся на территории России менее одного года; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России (включая их филиалы и представительства); в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России (включая их филиалы и представительства); г) находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

3. Понятие и правовой режим валютных операций

Отнесение того или иного действия к валютным операциям сложно осуществить на основании выделения общих признаков в силу разнородности регулируемых объектов. Потому исчерпывающий перечень валютных операций установлен Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) операции, связанные с переводом денежных средств;

в) ввоз и пересылка (то есть фактическое перемещение через таможенную границу России с соблюдением таможенных правил), а также вывоз и пересылка из России валютных ценностей;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения по использованию иностранной валюты при осуществлении расчетов по экспортно-импортным сделкам вторичны и опосредуют осуществление внешнеторговой деятельности. Такие правоотношения следует характеризовать как хозяйственно-правовые, сочетающие одновременно частноправовой и публично-правовой аспекты. Его частноправовым аспектом является заключение внешнеторгового контракта, свободное определение его условий, в том числе валюты расчетов, выбор контрагента и иное. Публично-правовой аспект заключается в ограничениях и специальных требованиях, связанных с использованием иностранной валюты, обусловленных публичными интересами.

>Валютный резидент нерезидент ?

11.10.2016 А. Гордон

>Сроки давности по валютным нарушениям увеличен?

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

* Вы читаете этот текст в 2018 году, и с даты публикации многие положения валютного законодательства значительно изменились.
Получите на индивидуальной консультации актуальную информацию по валютному законодательству.

Для самостоятельного изучения — прочтите этот текст, и затем:
— Наиболее важные изменения для физ лиц 2018г. — .

— По вопросам амнистии капитала 2018, нарушений использования зарубежных счетов —

— По амнистии владельцев Контролируемых Иновтранных Компаний (амнистия КИК) —

Новые изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.

Валютные резиденты Российской Федерации приобретают все больше обязанностей, а российские контролирующие органы – все больше прав.

В рамках проведения валютного контроля с 1 января 2015 года валютным резидентам России вменена обязанность ежегодно отчитываться о счетах за пределами России и, что еще важнее, с 2016 года им придется отчитываться о движении денежных средстве по этим счетам.

Валютный контроль, что нужно знать физическим лицам

Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов

Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:

  • Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты. И это им придется доказывать.

Валютные резиденты Российской Федерации, кто они?

Недавно, известную Российскую оперную диву Нетребко спросили: «Валютным резидентом какой страны вы являетесь?».

Певица, на удивление, бойко ответила «я являюсь НАЛОГОВЫМ резидентом Австрии». Актриса, длительное время гастролирующая по всему миру не понаслышке знакомая с налоговыми ведомствами развитых стран впервые от Российских журналистов услышала термин «валютный резидент».

О налоговом резидентстве население России узнает все больше, знакомясь с Налоговым кодексом России.

Что за зверь — «валютный резидент»?

Этот термин появился в «Валютном законе» (закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вокруг валютного резидентства российских граждан идут споры с 2001г. Причина проста: российское государство желает контролировать доходы российских граждан, где бы они не были размещены.

Для целей валютного контроля валютными резидентами России являются и физические лица и организации (юридические лица) статья 1 Валютного закона.

Касательно физических лиц:

Валютным резидентом России могут быть и Российские граждане и иностранцы. Критерий валютного резидентства физических лиц — место и длительности проживания или пребывания.

Общее правило Валютного закона: все граждане России являются валютными резидентами России.

Гражданин России НЕ БУДЕТ валютным резидентом России (не резидент) если:

— Гражданин России постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, на основании вида на жительство;

— Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года,

— Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании совокупности рабочей и учебной визы с общим сроком действия (виз) не менее одного года.

Иностранные граждане (или лица без гражданства) признаются валютными резидентами России, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании выданного российскими органами вида на жительство.

Выводы:

Каждый гражданин России заведомо ее валютный резидент. И российская налоговая вправе задавать ему вопросы по соблюдению российского валютного законодательства.

Каждый гражданин России, если он явояется валютным резидентом России, и располагает банковскими счетами (вкладами) в банках за границами Российской Федерации, обязан уведомлять налоговые органы Российской Федерации:

  1. об открытии,
  2. закрытии
  3. изменении реквизитов таких банковских счетов (вкладов),
  4. о движении денежных средств по этим счетам.

Изложенное не касается граждан России не являющихся валютными резидентами России.

*Обратите внимание, российский валютный закон допускает (считает законными) конкретный ограниченный перечень операций по зарубежному счету валютных резидентов России. Об этом читайте ниже, в разделе об изменении валютного законодательства в 2015-16 годах.

Отсутствие валютного резидентства гражданину России предстоит документально доказать.

Вопросы иностранцу российская налоговая вправе задать только доказав, что иностранец приобрел статус валютного резидента России.

Замечание: Формулировка российского валютного закона о резидентстве делает практически невозможным гражданину России НЕ быть ее валютным резидентом. Появление на территории России на один день или час влечет для гражданина автоматическое приобретение статуса валютного резидента.

ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНА 2016:

В октябре 2016 года Минфин РФ подготовил проект изменений в ряд статей закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые вроде должны улучшить положение физических лиц-резидентов России, но в случае принятия этих поправок – ухудшат. В частности:

Минфин предлагает валютными резидентами России считать всех без исключения граждан России (изменения вносятся в статью 1), а существующие оговорки об исключении из резидентства проживающих за рубежом граждан – из закона убрать.

Вместе с тем, Минфин дополняет закон новой статьей 8, которой освобождает постоянно (не мене года) проживающих за границами России граждан от предоставления отчетов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и движению денег по ним.

Но, что гораздо важнее, Минфин в период постоянного проживания гражданина в течение календарного года за пределами России допускает нахождение гражданина на территории России кратковременно общим сроком до 3-х месяцев за календарный год.

Это положительные изменения.

Одновременно Минфин предлагает обязать граждан- резидентов России постоянно проживающих за рубежом сообщать все сведения о своих иностранных счетах (открытие/закрытие), о вкладах, о движении денег по ним, но после возвращения в Россию на постоянное место жительства.

Учитывая необходимость для гражданина –резидента представить в налоговый орган не просто уведомления но и подтверждающие документы, такие «улучшения» закона существенно ухудшат положение граждан России, возвращающихся из-за рубежа домой.

Касательно юридических лиц:

Валютными резидентами России признаются юридические лица, созданные по законодательству Российской Федерации и находящиеся в России. Например, это российские Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества, некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и т.д.

Так же валютными резидентами России признаются находящиеся за пределами территории России филиалы и представительства российских юридических лиц. По законодательству России филиал и представительство российского юридического лица является их обособленными подразделениями, но не отдельными юридическими лицами.

Отдельно закон определяет валютный статус дипломатических представительств России за рубежом, международных организаций, субъектов Российской федерации и т.д.

Не являются валютными резидентами:

Физические лица – не обладающие вышеуказанными признаками физических лиц резидентов.

Организации — юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и не находящиеся в России.

Организации – НЕ юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и НЕ находящиеся в России.

Изменения валютного закона 2015 – 2016 года, существенны?

Существенными изменениями следует признать расширение количества «допустимых» операций резидентами России по принадлежащим счетам в иностранных банках за границами России.

С 2015 года резиденты вправе получать на свои счета в иностранных банках за пределами России: 1) проценты по вкладам, 2) зарплату, 3) переводы со счета на счет, 4) завещать денежные средства на счете. Так же стало допустимым получение на такие счета резидентом купонного дохода, но с определенными ограничениями.

С начала 2016 года станет законным для резидента России получение на счет в иностранном банке за границе дохода от доверительного управления, при условии, что управляющий не является резидентом России.

Как обычно, остаются темные пятна: что такое в данном случае «доверительное управление», закон не раскрывает.

Как было сказано вначале, перед новым 2016 годом законом Российской Федерации от 28.11.2015 N 350-ФЗ со скромным названием «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» на российских граждан постоянно (не менее года) проживающих за границами России по виду на жительство, по рабочим или студенческим визам возложена обязанность отчитываться о наличии счетов, и о движении денежных средств по принадлежащим им счетам в иностранных банках.

Важно: Резиденты обязаны представлять отчеты о движении по счетам и по вкладам.

Отчеты представляются в территориальный налоговый орган РФ по месту учета налогоплательщика (место постоянного жительства гражданина в России).

Обязанность представить отчет подкреплена наказанием по кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ): — на физических лиц – 2-3 тысячи руб.,

— на организации – от 40 до 50 тыс. руб. (статья 15.25 КоАП РФ).

Отдельный вопрос – порядок открытия валютными резидентами России счетов в иностранных банках вне территории РФ.

Подтверждающие документы иностранных банков

При проведении валютного контроля налоговый орган вправе запрашивать и получать от физического лица – резидента:

  • подтверждающие документы (копии документов);
  • информацию;

При этом налоговый орган вправе запросить только те документы и информацию, которые связаны с проведением проверяемым резидентом валютных операций.

Для резидента важно, одновременно с проверкой ведения валютных операций налоговый орган вправе истребовать документы и информацию, связанные с открытием и ведением счетов (вкладов). Законодатель называет такие документы и информацию — подтверждающими.

Вывод:

У налоговых органов есть право на ежегодную проверку правомерности открытия резидентом счетов в иностранных банках, и ведение счетов (вкладов).

Приведенные нормы Валютного закона и Порядка представления отчета ставят перед резидентами два очевидных вопроса о подтверждающих документах:

  • Какие документы вправе затребовать органы валютного контроля (налоговые органы)?
  • В какой форме следует представлять подтверждающие документы для валютного контроля?

Сразу обращаем внимание:

Валютным законом и указанным выше Порядком представления документов не установлена обязанность валютного резидента России представлять подтверждающие документы вместе с отчетом о движении денежных средств по счету (вкладу). Так же отсутствуют четкие требования по оформлению для передачи подтверждающих документов.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 23 Валютного закона орган валютного контроля вправе требовать от проверяемого резидента представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Учитывая расположение счетов за границами РФ в иностранных банках, документы об открытии и ведению счетов, очевидно, оформлены не на русском языке. Для проведения проверок резидент в налоговые органы представляет (по запросу органа валютного контроля) надлежащим образом заверенные переводы документов на русский язык. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (статья 23 Порядка).

Принимая во внимание очевидные затруднения по получению и подготовке документов к проверке, резидент вправе предоставлять подтверждающие документы одновременно с подачей в налоговые органы отчета о движении денежных средств по счету в иностранном банке.

Подтверждающие документы —

копия или нотариальный перевод?

Из буквального прочтения части 5 статьи 23 Валютного закона для валютного контроля представляется подлинники подтверждающих документов или «надлежащим образом заверенные копии». Что подразумевается под последними, закон не раскрывает.

Федеральная налоговая служба России (орган валютного контроля), этот вопрос решила однозначно, и согласно части 5 статьи 23 Валютного закона, допускает предоставлять нотариально заверенные переводы подтверждающих документов.

Существует мнение: поскольку валютный закон не устанавливает обязательного нотариального заверения копий, допустимо применить к термину «надлежащим образом заверенная копия» правила пункта 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утверждены Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст).

Приведенным ГОСТом установлено: для заверения соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно», должность лица, заверившего копию, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.

Для резидентов — физических лиц правило этого ГОСТа означает изготовление ксерокопии подтверждающего документа и ее собственноручное заверение самим гражданином-резидентом России.

Соответственно резиденты – юридические лица, заверяют верность копий документа, в соответствии с внутренними документами юридического лица.

По нашему мнению, касательно предоставления копий документов по зарубежным счетам, скорее верна позиция налоговых органов. Подтверждающие документы нужно представлять в нотариальном переводе.

Но каждый выбирает для себя, вы можете этого не делать.

Как предоставлять отчет правильно?

Если физическим лицом — резидентом представлен отчет в надлежащей форме, в полном объеме и в установленный срок, отчет предоставлен правильно (пункт 10 Порядка).

Ошибки в отчете о зарубежном счете.

Если валютный резидент России выявил ошибки в отчете?

По мнению Федеральной налоговой службы РФ с учетом правил пункта 10 Порядка обязанность физического лица — резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом — резидентом представлен отчет в полном объеме в установленный срок.

В случае самостоятельного выявления физическим лицом валютным резидентом России неполноты, неточности сведений в отчете налоговому органу РФ о движении денежных средств по счету в иностранном банке, резиденту необходимо представить в налоговый орган исправленный (уточненный) отчет в порядке, предусмотренном пунктами 3 — 6 Порядка.

Представление уточненного отчета в пределах срока для представления отчета (до 1 июня года, следующего за отчетным) физическое лицо — резидент представляет отчет в установленный законом срок, административное правонарушение отсутствует.

Представление отчета, в том числе уточненного, с пропуском установленного срока является нарушением законодательства и содержит признаки административного правонарушения. Физическое лицо — резидент может быть привлечено к административной ответственности по части 6.1, 6.2 или ч. 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ в зависимости от количества дней просрочки представления отчета в налоговый орган.

Выявление налоговым органом ошибок, неточностей или неполное заполнение отчета физического лица – резидента о движении средств по счету в иностранном банке

При выявлении налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом — резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо — резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее — уведомление).

Налоговый орган вправе направить уведомление в электронной форме посредством сети интернет через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, или выдает уведомление в бумажной форме непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю под расписку, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом — резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения. (пункт 11 Порядка).

Дата получения физическим лицом — резидентом уведомления налогового органа:

а) для уведомления, направленного в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, — дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления налоговым органом уведомления;

б) для уведомления, выданного налоговым органом в бумажной форме непосредственно физическому лицу — резиденту либо его представителю, — дата, указанная в отметке физического лица — резидента либо его представителя о принятии уведомления;

в) для уведомления, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, — дата получения физическим лицом — резидентом уведомления, указанная в уведомлении о вручении.

Цель изменений валютного законодательства

Ответ на вопрос прост и очевиден. Цель всех перечисленных изменений – добраться до информации о денежных средствах граждан России за рубежом и обложить их налогом.

Как известно, в 2014 году Россия ратифицировала конвенцию о взаимопомощи по налоговым делам. Она дает Федеральной налоговой службе России право за прашивать у государств-участников конвенции информацию о размещенных на их территории счетах граждан России.

Ухудшает ли это положение российских налогоплательщиков? Скорее нет. Для направления запроса ФНС России должна в нем указать реквизиты проверяемого налогоплательщика. Указывать всех подряд смысла нет. ФНС запрашивает сведения по известным ей конкретным лицам, о наличии зарубежных счетов которых ФНС известно из других источников, и когда нужно эту информацию официально подтвердить.

Положение российских налогоплательщиков физических лиц существенно осложнится в 2018 году, если Россия присоединится к CRS – стандарту обмена банковской информацией.

В эту систему входят все страны ЕС, Лихтенштейн, Люксембург, оффшорные территории Великобритании начнут обмет информацией с 2017 года.

К этой системе к 2017 году должны присоединиться Австралия, Андорра, Антигуа, Багамские острова, Белиз, Бразилия, Бруней, Гренада, Гонконг (Китай), Индонезия, Израиль, Катар, Канада, Малайзия, Макао (Китай), Маршаловы острова, Монако, Новая зеландия, Объединенные Арабские Эмираты, Самои, Саудовская Аравия и т.д.

Эта система автоматического обмена информацией кратно ускорит получение ФНС России информации о счетах российских налогоплательщиков в зарубежных банках.

Какую информацию о физических лицах-владельцах счетов оперативно будут передавать банки в местные налоговые органы:

— Фамилию имя отчество владельца счета

— Резидентный адрес

— Налоговый номер

-Остаток по счету

— Владение недвижимым имуществом

Вместе с тем, до 2018 года у ФНС России отсутствуют возможности получить подобную информацию.

Что, почем:

Для описанных выше «валютчиков» в КоАП РФ предусмотрена статья 15.25. Всего одна, совсем не большая, и очень емкая по возможностям применения. Статья была расширена в 2014 и 2015 годах одновременно с установлением новых обязанностей для резидентов (о своих обязанностях вы уже прочитали выше).

Если не упоминать ответственность за «незаконное» использование зарубежных счетов (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ), наиболее существенное изменение с 2016 года: введена ответственность за повторность нарушений – повторное не сообщение об открытии(закрытии) счетов, изменений реквизитов счетов. И еще большая ответственность за повторное не сообщение о движении по счетам.

Валютных резидентов России физических лиц будут привлекать:

— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции.

— За представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 5 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.

— За повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.

Срок давности для привлечения к ответственности, увеличен?

Следует ответить «да», и это касается валютных нарушений юридических лиц. Законодатель внес изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Касательно

Валютные резиденты России могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 этой же статьи), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов а так же не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.

Обратите внимание: обязанность сообщить о движении по счетам и вкладам резидентов установлена 28.11.2015 законом N 350-ФЗ, и вступила в силу с даты публикации закона, то есть с 28.11.2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон не имеет обратной силы, если он устанавливает или отягчает ответственность. Часть 2 статьи 1.7. КоАП РФ содержит аналогичное предписание, согласно которому закон не имеет обратной силы, если он устанавливает или отягчает административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшает положение лица.

>Читайте: Валютные риски купли-продажи недвижимости с не резидентами. Как проводить сделку, что бы не попасть на крупный штраф.

Валютный нерезидент РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *