В каких случаях присутствие медицинского работника?

Специфика работы медицинских работников, существенно отличается от других видов человеческой деятельности, заключается прежде всего в необходимости постоянного, каждодневного, ежечасного общения сестры с пациентом. При этом следует помнить, что человек, имеющий проблемы со здоровьем, по характеру своего мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения, по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличается от человека, у которого таких проблем нет. Пациент, доверяющий сестре своё здоровье, а нередко и свою жизнь, хочет, как можно скорее получить эффективную сестринскую помощь. Он должен быть уверен не только в высоком профессионализме сестры, но и в её порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому уже с древних времён общество предъявляло особые требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персонала. И сестра берёт на себя определённые моральные обязательства по отношению к пациенту, обществу, коллегам.

Чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание требуются от медицинских работников в повседневной работе. Уход за тяжелобольными требует от медицинской сестры огромного тер­пения, такта, сострадания. Фундаментальная ответственность медсест­ры включает четыре компонента: содействовать укреплению здоро­вья; предотвращать болезни; восстанавливать здоровье и облегчать страдания.

Медсестра проявляет уважение к жизни, достоинству и правам человека в лице каждого пациента независимо от нацио­нальности, расы, веры, цвета кожи, возраста, пола, политических убеждений, социального статуса. Медсестра должна поддерживать самый высокий уровень сестринской помощи, какой возможен в конкретной ситуации. Исполняя свои профессиональные обязанности, медсестра должна поддерживать такой уровень личного поведения, который бы создал хорошую репутацию данной профессии.

Долг медработника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым медицинским работником своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности.

При первой встрече с пациентами положение обязывает меди­цинского работника так организовать встречу с пациентами, чтобы она положительно отразилась на последующих этапах лечебно-диагностического процесса. Первое впечатление влияет на все после­дующие встречи, поэтому медицинский работник должен вести себя так, чтобы у пациента сложилось благоприятное впечатление о нем как о человеке душевном, внимательном, хорошо знающем дело. От этого будут зависеть дальнейшие взаимоотношения с пациентом, его доверие или недоверие к медицинскому работнику.

Медицинский работник обязан придерживаться медицинского этикета — порядка поведения в той или иной обстановке, во взаи­моотношениях с коллегами и пациентами. Медицинский этикет ос­новывается на требованиях медицинской деонтологии. Нормы эти­кета в медицине тесно переплетаются с этическими и деонтологическими нормами, этикет невозможно соблюдать, не зная норм общей этики.

Выделяют две стороны медицинского этикета: этикет взаимоот­ношений в трудовом коллективе и этикет взаимоотношений меди­цинского работника и пациента.

В трудовом коллективе необходимо строгое соблюдение субординации, т. е. системы служебного подчи­нения младшего по должности старшему. Субординация в работе имеет принципиальное значение, дисциплинирует, обеспечивает преемственность в лечении и уходе за пациентами, охраняет автори­тет руководителя, старшего по званию, должности. Этикет требует, чтобы медицинские работники в коллективе всегда были вежливы, корректны, не допускали в общении друг с другом проявления не­уважения. Нельзя обсуждать медицинские ошибки, действия вра­чей, медсестер в присутствии близких родственников пациента и с самими пациентами.

Этикет предусматривает и соответствующий внешний вид. Стро­го должна соблюдаться форма одежды — соответственно отделению. Нельзя быть на работе в неопрятной одежде. Недопустимы большое количество косметики, украшений, супермодные прически.

Особое значение имеет соблюдение этикета во взаимоотноше­ниях с пациентами. Наряду с соблюдением такта медицинский ра­ботник должен понимать состояние здоровья и психологию пациен­та, проявлять терпимость к его слабостям. Не следует давать паци­енту обещаний, если не уверены, что выполните их. Правила этикета требуют умения найти контакт даже с самыми «сложными» пациентами.

В рамках контакта между сестрой и пациентом – кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, — следует уделить особое внимание и личности сестры. Каждой сестре необходимо тщательно изучать особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль её работы и как воздействует она на больных.

Характеристика типов:

1. Сестра-рутинёр. Наиболее характерной особенностью сестёр этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.

2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Такие сёстры работают, сознательно играя определённую роль, стремясь подражать кому-то, приближаться к осуществлению определённого идеала. Её поведение становится искусственным, показным. Всё это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.

3. Тип «нервной» сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонность к невротическим реакциям может послужить серьёзной помехой в работе с больным. Результатом такой напряжённости могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.

4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых воспитанники станут говорить: «Строга, но справедлива…». При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них – естественное условие существования. Забота о больных – жизненное призвание.

6. Тип сестёр-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым особенностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.

Профессия медсестры – тяжёлая профессия. Часто можно услышать от медсестры «я очень устала». Действительно: работа трудна не только физически, но и несёт с собой тяжёлые эмоциональные и психические нагрузки.

Вследствие этого у медсестры может возникнуть профессиональная деформация личности, основными проявлениями которой могут быть холодность и равнодушие; грубость и раздражительность; подавленность от бессилия, так как не всегда можно предотвратить тяжёлые последствия болезни или смерть больного.

Необходимо соблюдать этические нормы как фактор саморегуляции медсестры: сохранение душевного равновесия больного; активизация его ориентации на здоровье; профилактика собственной деформации.

Морально-этические принципы

Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл и «Этическом кодексе Международного совета медицинских сестёр» являются:

· гуманность и милосердие, любовь и забота

· сострадание

· доброжелательность

· бескорыстие

· трудолюбие

· учтивость и другое

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т. е. социально обусловлена. Она, как и этика, отражает характер отношений людей и, следова­тельно, структуру конкретной социальной системы.

Одна из категорий морали — долг. Понятие долга означает мо­ральную необходимость выполнения своих обязанностей по отно­шению к другим людям, к обществу в целом. Долг среднего меди­цинского работника — комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих его отношения с пациентами, коллегами и с обществом. Это не только добросовестное выполнение обязан­ностей по отношению к пациенту, но и забота о здоровье людей, проведение профилактической и санитарно-просветительной рабо­ты, сохранение медицинской тайны, оказание медицинской помо­щи независимо от национальности и расовой принадлежности, по­литических и религиозных убеждений.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь че­рез совокупность обычаев, нравов, поведение людей при определен­ной системе общественных отношений.

В основе морали лежат следующие основные принципы:

1. Принцип гуманности – рассматривает человека как наивысшую ценность, поощряя его творческое и моральное развитие.

2. Принцип милосердия – означает «делать добро». Он включает в себя отношение к другим и отзывчивость к тем, кто в беде.

3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип «не навреди», который обязывает как врача, так и медицинского работника защищать других от опасности, снимать боль и сострадания в меру своей компетенции.

4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.

5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он информирует основу открытых взаимоотношений между пациентом и лечебным учреждением и выполнение обязанности последним.

6. Принцип информированного согласия, появился в конце ХХ века и лежит в основе коллегиальной модели взаимоотношений (или, как её ещё называют, модели информированного согласия). Одним из принципов модели информированного согласия является требование сообщать больному абсолютную правду о его болезни и возможном ближайшем трагическом исходе. Закон требует, чтобы больному сообщалась правдивая информация о диагнозе и прогнозе, какими бы тяжёлыми они ни были.

Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, а нередко и жизнь, хочет, как можно скорее получить эффективную сестринскую по­мощь, поэтому он должен быть уверен в высоком профессионализме сестры, ее доброте, чуткости, милосердии, отзывчивости. Общество еще со времен Гиппократа предъявляло особые требования именно к моральным, нравственным качествам сестринского персо­нала. Великий врач Древней Греции неоднократно подчеркивал важность для медицинского работника не только способности к ле­чению, но и неукоснительного следования требованиям этических норм. Принято считать, что именно Гиппократ сформулировал ос­новные принципы медицинской этики («Клятва», «Закон», «О вра­чах»),

Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.

2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид т.п.

Основными качествами медицинского работника, причём качества именно его внутренней культуры, являются:

  • скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;
  • справедливость — самая высокая добродетель медицинского работника. Она является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил о двух началах справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;
  • честность — должна соответствовать всем делам медицинского работника, стать основой его повседневных помыслов и стремлений;
  • доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека. Хороший человек – это, прежде всего, такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью. По зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Что же такое внешняя культура медицинского работника?

1. Внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простата, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо всё это приятно для больных» (Гиппократ).

Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит он так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть чёткой, негромкой, эмоциональной. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают их от пациентов, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несёт ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Права пациента:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача с учетом его согласия;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

2. Этико-правовые аспекты соблюдения медицинской сестрой прав пациентов

Медицинская сестра должна знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана, и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры — в меру своей квалификации, разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т. п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия.

— в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний;

— по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;

— в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

— при наличии оснований, позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента. Она обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины, в частности. Моральная обязанность медицинской сестры — активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

Владение медицинскими работниками необходимым минимумом юридической информации служит фундаментом для формирования высокой правовой культуры оказания медицинских услуг.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Своё выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.

На медсестре лежит персональная ответственность за оказание се­стринской помощи и поддержку уровня своей компетентности посред­ством непрерывною обучения.

Медсестра поддерживает собственное здоровье на должном уровне, с тем, чтобы не подвергать риску свою способность оказывать сестрин­скую помощь.

Медсестра принимает взвешенные решения относительно собствен­ной компетенции, беря на себя и делегируя поручения.

Выполняя профессиональные обязанности, медсестра ведет себя так, чтобы ее поведение благоприятно отражалось на профессии и спо­собствовало укреплению к ней доверия со стороны общества.

Оказывая помощь, медсестра гарантирует соответствие применяе­мых технологий и научных достижений принципам безопасности, за­щиты достоинства и прав человека.

Медсестры и профессия

Медсестра играет основную роль в определении и воплощении при­емлемых стандартов клинической сестринской практики, управления, исследований и образования.

Медсестра принимает активное участие в развитии научно-обосно­ванных профессиональных знаний.

Посредством активной деятельности в профессиональной организа­ции, медсестра участвует в создании и поддержке безопасных и спра­ведливых социально-экономических условий работы.

Медсестры и коллеги.

Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с коллегами — сестрами и другими сотрудниками учреждения.

Медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациен­тов, членов их семей и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц.

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебною тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представители допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Право врача на принудителъную госпитализацию и терапию душевнобольных

Медицинская модель девиантного поведения, разработанная в XIX веке на основе последних достижений медицинской науки того времени, признавала за обществом и государством право (и даже обязанность) прибегать к принудительной терапии лиц с нарушенной способностью к рациональному мышлению. В наше время это положение подвергается серьезной критике. Лидеры «антипсиатрии» отрицают сам факт существования душевных заболеваний, они утверждают, что «само это понятие представляет собой всего лишь «ярлык», который общество навешивает на лиц, чье поведение оценивается как негативное по социальным, этическим, эстетическим и иным соображениям».

Важным толчком к ограничению права государства на принудительную госпитализацию душевнобольных явилось решение Верховного суда США от 1975г., в связи с рассмотрением дела К. Дональдсона, 45-летнего американца, который по требованию родителей и с согласия врачей находился в психиатрической больнице штата Флорида в течение 15 лет. Верховный суд пришел к заключению, что правительство не имеет право на принудительную госпитализацию лиц, чье поведение не представляет опасности для окружающих и которые вместе с тем способны по состоянию здоровья самостоятельно или благодаря добровольной помощи членов семьи (или детей) жить вне стен лечебного учреждения.

Психиатр Т.С. Сзас — один из лидеров «антипсихиатрического движения» — считает принудительную госпитализацию преступлением против человечества. Она, по существу, представляет собой форму принудительного тюремного заключения, противоречащего «Декларации независимости» и Конституции США. Людям свойственно, замечает Т.С. Сзас, существующие общепринятые нормы поведения считать хорошими. Так институт рабовладения, например, на протяжении тысячелетий санкционировался обществом, религией и государством. Обосновывая право на необходимость принудительной госпитализации душевнобольных, указывает он, обычно ссылаются на следующие аргументы:

1) больной на самом деле хочет, чтобы его госпитализировали, но не может сообщить об этом окружающим;

2) родственники больного, настаивая на госпитализации, заботятся о его благе;

3) госпитализация — это акт защиты общества от потенциально деструктивного поведения больного.

На самом деле, отмечает Т.С. Сзас, душевное заболевание — это не более чем метафора. Принудительная госпитализация направлена на подавление прав личности, которая своим поведением не нарушает уголовный кодекс, а подвергает сомнению или создает угрозу существованию общепринятых общественных ценностей. «Мы помещаем пациента, страдающего функциональным психозом в больницу, в первую очередь, для социального контроля за его поведением. При этом мы действительно освобождаем общество от решения определенных проблем, однако используем с этой целью недостойные средства».

Расплывчатость представлений о душевном здоровье становится очевидной, если мы вспомним, что едва ли можно указать хоть одну вызывающую уважение историческую личность, жившую на протяжении последних 50 лет, которая бы ни страдала, по мнению психиатров, душевным заболеванием. Можно привести много примеров, свидетельствующих о том, что суждения психиатров о душевном здоровье существенно зависят от политической обстановки и ряда иных социальных факторов. «Принудительная госпитализация в такой же мере защищает общество от душевнобольных, в какой институт рабовладения — от необходимости заниматься физическим трудом».

Т.С. Сзас убежден в том, что в свободном обществе каждый вправе распоряжаться своим телом и здоровьем по собственному усмотрению, в частности, вправе отказаться от терапии.

Психиатр П. Чодофф, напротив, полагает, что психические заболевания — объективная реальность. Достаточными показаниями к госпитализации, по его мнению, являются: наличие у пациента психического заболевания, сопровождающегося нарушениями мышления, приводящее к распаду интрапсихических и межличностных взаимоотношений. Вместе с тем, отмечает П. Чодофф, следует иметь в виду, что доля душевнобольных, нуждающихся в принудительной госпитализации относительно невелика. Широкое общественное обсуждение вопроса о принудительной госпитализации душевнобольных привело к тому, что в 1985г. «Американской психиатрической ассоциацией» был предложен проект закона, в котором при обосновании показаний к принудительной госпитализации и терапии основное внимание обращалось не на потенциальную опасность поведения пациента, а на значительный распад его личности.

Примечание: в Российской Федерации согласно «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятых Верховным Советом РФ 22 июля 1993г. говорится:

Врачебная тайна как составная и обязательная часть медицинской деятельности является одним из важнейших принципов в деонтологии и профессиональной медицинской этике. Этические нормы общества предполагают, что каждый человек должен сохранять тайну, доверенную ему другим лицом. Однако, особое значение понятие «тайны» имеет в области медицины, где тесно соприкасаются и переплетаются сведения о больном, его настоящем состоянии здоровья и перспективах, а зачастую и о будущем человека (сможет ли он остаться на своем рабочем месте по окончании заболевания, станет ли инвалидом и т.д.). Многие факты личной жизни в процессе лечения передаются пациентом врачу как необходимые для лечебно-диагностического процесса, поэтому взаимоотношения между людьми в обществе существенно отличаются от отношений по линии «врач и больной». Есть сведения, что понятие «врачебной тайны» зародилось в Древней Индии, где в доверительных отношениях лекаря и пациента действовал афоризм: «Можно страшиться брата, матери, друга, но врача — никогда!». Начиная с древних времен врач клялся хранить тайну и соблюдать это обещание. Врачебная тайна относится и к основным постулатам клятвы Гиппократа:

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…

В каких случаях присутствие медицинского работника?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *