Уведомление ФМС о трудоустройстве иностранного гражданина

4 июня 2019 года вступил в силу Приказ № 363 МВД России от 04.06.2019 г. с новыми формами уведомлений о заключении и расторжении договора с иностранными гражданами.

Фото: facebook.com

fingramota.org

Кого считать иностранным гражданином?

Работодатель обязан уведомить МВД (ФМС) о принятии на работу или увольнении всех иностранных граждан, в том числе:

  • Безвизовых иностранцев с патентом на работу
  • Безвизовых иностранцев с патентом на работу из ЕАЭС
  • Визовых иностранцев с разрешением на работу
  • Иностранцев с разрешением на временное проживание в РФ
  • Иностранцев с видом на жительство в РФ
  • Беженцев

Новые бланки уведомлений о заключении трудового договора с иностранцем от 04.06.2019

Новые бланки уведомлений о расторжении трудового договора с иностранцем от 04.06.2019 года

Будьте внимательны при заполнении уведомления о заключении трудового договора или его расторжении, постарайтесь не допускать ошибок и тщательно перепроверьте каждый пункт после того, как бланк будет заполнен, так как ФМС не принимает уведомления с ошибками, а значит, существует риск навлечь на компанию санкции за несвоевременное уведомление из-за небольшой ошибки. Лучше лишний раз перепроверить, чем платить штрафы впоследствии.

Порядок уведомления о работе иностранного гражданина

Согласно закону подача уведомления в МВД (ФМС) осуществляется как со стороны работодателя, так и со стороны иностранного гражданина.

Со стороны работодателя – юридическое или физическое лицо, которое привлекает к работе иностранных граждан, обязано уведомить ГУВМ МВД (ФМС):

  • О заключении трудового договора (гражданско-правового) при найме иностранного гражданина
  • О расторжении трудового договора (гражданско-правового) при увольнении иностранного гражданина с работы.

При этом уведомление УФМС о расторжении трудового договора может быть отправлено работодателем в следующих случаях:

  • Если не устраивает квалификация иностранного работника /работник сбежал / пропал, тогда в МВД (ФМС) отправляется уведомление о досрочном расторжении трудового договора с иностранным работником.
  • Если закончился срок действия трудового договора или у иностранца закончился срок действия разрешительных документов.
  • Если иностранный работник увольняется по собственному желанию.

В любом из этих случаев работодатель обязан уведомить МВД (ФМС) о расторжении трудового договора. Уведомление в МВД (ФМС) о принятии на работу и об увольнении необходимо подавать по каждому иностранному сотруднику отдельно.

Со стороны иностранного гражданина – иностранец в обязательном порядке должен уведомить ФМС о своем трудоустройстве к физическому или юридическому лицу в течение 2 месяцев со дня получения патента на работу, отправив копию договора.

Штрафы за несвоевременное уведомление МВД (ФМС) о приеме на работу и увольнении иностранцев

За несвоевременное уведомление МВД (ФМС) о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина, а также за не уведомление МВД (ФМС) о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином 4 часть 18.15 статьи КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов на юридические и физические лица, а также другие меры.

Например, в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на работодателя накладывается штраф:

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельности организации на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Поэтому заполнение бланков уведомлений МВД (ФМС) необходимо осуществлять максимально внимательно, а подача уведомлений в ФМС должна проходить точно в срок.

И желательно подавать их лично, чтобы быть уверенным, что МВД (ФМС) приняли уведомление. Таким образом, вы избавите себя от штрафных санкций и проблем с миграционными службами.

Содержание

Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу в штат вашей организации

Скачать инструкцию можно .

1. Встать на учет в ГУВМ МВД в качестве работодателя мигрантов.

Юридическое лицо или ИП подает пакет документов в территориальное отделение ГУВМ МВД на аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.

2. Определить статус иностранного гражданина.

Порядок и правила оформления иностранца на работу зависят от его статуса в РФ. Их (статусов) три:

  • Временно пребывающий в РФ – гражданин другой страны, приехавший по визе либо без визы и находящийся в стране на основании патента или разрешения на работу.
  • Временно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому было предоставлено разрешение на временное проживание.
  • Постоянно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому был предоставлен вид на жительство сроком на 5 лет или на основании договора ЕАЭС.

Далее мы подробно рассмотрим правила оформления на работу иностранцев в статусе «временно пребывающий», как наиболее многочисленной и распространенной группы.

3. Определить гражданство и режим пребывания в РФ.

Безвизовый режим пребывания в РФ – для граждан следующих стран: Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. Визовый режим пребывания в РФ – для граждан всех остальных стран.

4. Проверить и оформить недостающие миграционные документы.

У иностранного гражданина должны быть следующие документы:

Для оформления мигрантов из стран с визовым режимом

  • Загранпаспорт
  • Миграционная карта
  • Разрешение на работу
  • Регистрация
  • ИНН
  • Полис ДМС
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Для оформления мигрантов из стран с безвизовым режимом

  • Загранпаспорт
  • Регистрация
  • Патент на работу
  • Миграционная карта
  • ИНН
  • Полис ДМС
  • Чек об оплате патента
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Для оформления граждан Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана (ЕАЭС)

  • Загранпаспорт
  • Миграционная карта
  • Регистрация
  • ИНН
  • Полис ДМС/ОМС
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Важно! Все документы должны быть действительны весь период работы сотрудника в организации.

Важно! В случае приема на работу иностранца, у которого нет полного пакета разрешительных документов или мигранта с просроченными документами, работодателю грозит штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

5. Оформить сотрудника в штат.

5.1. Получить письменное согласие на обработку персональных данных.

5.2. Ознакомить работника с локальными нормативными актами (ЛНА) работодателя:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о защите персональных данных сотрудника, должностные инструкции, положение об организации работы по охране труда в организации, программа вводного инструктажа, программа первичного инструктажа на рабочем месте, вводный инструктаж по ГО и ЧС и пр.).

Важно! Работник должен ознакомиться под роспись с ЛНА до подписания трудового договора.

5.3. Заключить трудовой договор с иностранным гражданином. Разъяснить условия (основания) расторжения трудового договора.

Данные о работнике в трудовой договор рекомендуется вносить из разрешения на работу или патента, где информация указана на русском языке.

Важно! Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте на работу должны совпадать. В противном случае сотрудники ГУВМ МВД расценят расхождение как привлечение мигранта к работе без разрешительного документа и оштрафуют организацию на сумму до 1 миллиона рублей или приостановят деятельность компании на срок до 90 суток.

В договор обязательно должны быть внесены сведения о патенте/разрешении на работу: серия, номер, дата выдачи, срок действия, кем выдан.

В договоре также должны быть реквизиты полиса ДМС или договора о медицинских услугах.

Договор должен быть оформлен на неопределенный срок. Оформлять срочный контракт можно только в случаях, перечисленных в ст. 59 ТК РФ, например, при сезонных работах. То, что патент/разрешение на работу действует ограниченное время, не дает право работодателю оформить с иностранцем срочный договор. Это прописано в ст. 327.1 ТК РФ.

Важно! Когда срок действия разрешительных документов истечет, мигрант должен быть незамедлительно уволен, иначе будет штраф за каждого нелегала до 1 миллиона рублей.

5.4. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.

5.5. Провести инструктажи по охране труда (ОТ), ознакомить со специальной оценкой условий труда на рабочем месте (СОУТ).

5.6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку иностранца.

Важно! Если у мигранта нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель.

5.7. Оформить личную карточку работника (форма Т-2).

В ней работник ставит свою подпись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.

5.8. Провести инструктажи по ГО и ЧС, ППБ и пр.

6. Уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора иностранцем.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Скачать бланк уведомления можно .

7. Начислить и выплатить налоги и взносы с зарплаты мигранта.

За трудоустроенного иностранного гражданина, находящегося в статусе временно пребывающего, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодателю необходимо ежемесячно перечислять следующие налоги и страховые взносы:

  • НДФЛ – 13%
  • Взносы в ПФР – 22%
  • Взносы в ФСС – 1,8-2,9%
  • Взносы в ФФОМС – 0-5,1%

Важно! Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума (МЗП). Для Санкт-Петербурга в 2019 году МЗП составляет 18 000 рублей в месяц при полной занятости.

Кроме того, нельзя платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одинаковой должности. В противном случае зарплатные комиссии заставят доначислить заработную плату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.

Важно! Все налоги и отчетности должны быть сданы вовремя и в правильной форме. И стоит помнить о том, что отчетности для российских и иностранных граждан отличаются.

Кроме того, фамилия иностранного гражданина в СНИЛС и патенте зачастую пишется разными способами. ГУВМ МВД (ФМС) и налоговая требуют, чтобы в их документации запись фамилии иностранного гражданина была идентична записи в патенте или разрешении на работу, а вот ПФР требует, чтобы написание совпадало с записью в СНИЛС.

Это вызывает массу сложностей для бухгалтера, так как часть отчетов приходится исправлять вручную и проставлять другое написание фамилии.

8. Проверить чеки мигрантов об уплате НДФЛ по патенту на работу и регистрацию.

Ежемесячно мигрант должен вносить авансовый платеж по патенту, при просрочке оплаты даже на 1 день патент автоматически аннулируется, и сотрудник становится нелегалом, не имеющим право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.

После каждого нового чека об оплате патента мигрант должен продлевать миграционный учет на период оплаты патента на работу, поэтому этот документ тоже нужно внимательно отслеживать.

9. Уволить иностранца с работы.

  1. Рассмотреть основания прекращения трудового договора.
  2. Издать приказ об увольнении/расторжении трудового договора иностранного гражданина, в котором иностранный работник ставит свою подпись.
  3. Иностранный гражданин ставит подпись в карточке сотрудника (Т-2) в разделе XI.
  4. Сделать в трудовой книжке запись об увольнении иностранного гражданина с работы.
  5. Получить подпись работника в журнале, подтверждающую получение трудовой книжки на руки. Выдать трудовую книжку иностранному гражданину.
  6. Выдать в день увольнения иностранному гражданину справки о получении заработной платы за весь период его работы, в т.ч. дополнительные документы по запросу работника.
  7. Произвести в день увольнения полный расчет заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, если таковой имеется.

10. Уведомить ГУВМ МВД об увольнении иностранного сотрудника.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о прекращении действия трудового договора с иностранцем не позднее трех рабочих дней со даты расторжения договора.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Скачать бланк уведомления можно .

Иностранный гражданин получил российское гражданство. УФМС требует уволить работника, уведомить о его увольнении и принять на работу как российского гражданина. Получается, что работодателя вынуждают расторгать трудовой договор с иностранным работником, который получил российское гражданство, и заключать новый трудовой договор (вновь принимать на работу, следовательно, работник должен будет пройти медкомиссию).
Иногда работодатель не знает о том, что иностранный гражданин получил российское гражданство и паспорт РФ в течение нескольких месяцев. Как работодателю поступить в данной ситуации: надо ли расторгать с работником трудовой договор и заключать новый как с гражданином РФ или достаточно оформить дополнительное соглашение к старому трудовому договору?

20 декабря 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расторгать трудовой договор с работником по той причине, что он приобрел российское гражданство, не следует. Стороны вправе подписать дополнительное соглашение о том, что сведения о документе, на основании которого он находится на территории РФ, утрачивают силу. Уведомлять территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства или внесении изменений в трудовой договор не нужно.

Обоснование вывода:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого Кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ. Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Соответственно, не возникает у работодателя и обязанности, предусмотренной п. 8 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее — Закон N 115-ФЗ), — в трехдневный срок уведомить территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции собственно о факте расторжения (либо заключения нового) трудового договора с иностранцем.
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
— сведения о разрешении на работу (патенте) — для временно пребывающих в РФ лиц;
— сведения о разрешении на временное проживание в РФ — для временно проживающих лиц;
— сведения о виде на жительство — для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника и исключаются устаревшие сведения.
Отметим, что принимающая сторона*(1) или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ) (п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее — Правила). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета*(2).
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

­НДФЛ

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Пример 1

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Пример 2

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. .

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

Уведомление ФМС о трудоустройстве иностранного гражданина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *