Уставной фонд унитарного предприятия

Уставный фонд

Уставный фонд (англ. authorized capital) — наиболее устойчивая величина начального (стартового) капитала, дающая импульс для деятельности предприятия, учреждения, организации, акционерного общества; номинальная денежная сумма, вносимая участниками акционерного общества, а также других обществ при их образовании; совокупность собственных основных и оборотных средств предприятия, выделенных ему учредителями (государством, общественной организацией, кооперативом и т.д.) для обеспечения его деятельности.

Размер уставного фонда устанавливается учредительным соглашением и фиксируется в уставе. В качестве взноса в уставный фонд могут быть здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам; права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальной собственностью, а также иные имущественные права; сырье, материалы и другие материальные ценности, относимые к оборотным средствам. Вклад, оцененный в денежных единицах, составляет долю участника в уставный фонд. Он делится на доли (паи, акции) среди членов.

В балансе корпораций многих стран Запада статьи «Уставный фонд» нет. Вместо нее в пассиве баланса значится величина находящихся на отчетную дату в обращении акций компании. Уставный фонд для общества закрытого типа создается за счет взносов (паев) учредителей, а для общества открытого типа — посредством обмена взносов на акции (и для учредителей, и для приглашенных). Увеличение или уменьшение размера уставного фонда происходит по-разному, что зависит от форм собственности на имущество. Так, увеличение уставного фонда на государственных предприятиях осуществляется на первоначальную стоимость поступающих, сумму износа выбывающих основных фондов, долю прибыли, используемую на увеличение уставного фонда, а также на сумму средств, выделяемых государством предприятию для его нормального функционирования. Уменьшение размера уставного фонда совершается путем ежемесячного начисления износа основных фондов, списания первоначальной стоимости выбывающих фондов, а также в результате отдельных иных хозяйственных операций. Выпуск акций на величину уставный фонда акционерного общества разрешается только после юридической регистрации общества в государственных органах. В течение тридцати дней после регистрации общества уставный фонд должен быть оплачен не менее чем на 50% его объявленной суммы. Вся величина уставного фонда должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. В случае неуплаты общество считается несостоявшимся. Действуют и формальные ограничения величины уставного фонда.

Увеличение или уменьшение суммы уставного фонда акционерного общества может быть осуществлено только решением общего собрания акционеров. Это возможно в следующих случаях. Общество расширяет свою деятельность посредством выпуска дополнительных акций или общество сокращает величину уставного фонда путем выкупа и аннулирования определенной доли акций. Номинальная стоимость одной акции может быть изменена либо путем ее разделения, либо консолидации. Особую трудность представляет установление суммы уставного фонда для государственных предприятий, реорганизуемых в акционерные общества. Важно дать научно обоснованную оценку производственных фондов. В случае завышения стоимости уставного фонда будут завышены номинальные и эмиссионные (при первичном распределении) цены акций. В итоге обнаружится недоплата уставного фонда в требуемой сумме и установленные сроки. Уменьшение же величины уставного фонда путем занижения номинальной стоимости акций неизбежно ослабит их конкурентоспособность.

Уставный фонд выполняет следующие основные функции: имущество, внесенное в его оплату, выступает материальной основой хозяйственной деятельности; размер уставного фонда является тем масштабом, который гарантирует ответственность по своим обязательствам; посредством уставного фонда определяется доля участников данного общества.

УСТАВНЫЙ ФОНД ПРЕДПРИЯТИЯ

Смотреть что такое «УСТАВНЫЙ ФОНД ПРЕДПРИЯТИЯ» в других словарях:

  • Уставный фонд — (charter fund) совокупность материальных и денежных средств, предоставленных государством в постоянное распоряжение государственного производственного объединения, предприятия ( см. Государственные и муниципальные унитарные предприятия) … Экономико-математический словарь

  • уставный фонд — Совокупность материальных и денежных средств, предоставленных государством в постоянное распоряжение государственного производственного объединения, предприятия ( см. Государственные и муниципальные унитарные предприятия). [http://slovar… … Справочник технического переводчика

  • УСТАВНЫЙ ФОНД — совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в общее имущество при создании юридического лица для обеспечения его деятельности. В соответствии с п. 6 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении… … Юридический словарь современного гражданского права

  • Уставный фонд — предприятий в СССР, материальные и денежные средства, безвозмездно выделяемые государством в постоянное распоряжение и управление социалистическому государственному производственному предприятию (См. Социалистическое государственное… … Большая советская энциклопедия

  • УСТАВНЫЙ ФОНД — имущественная основа деятельности государственного (муниципального) унитарного предприятия (см. Предприятие унитарное). У.ф. унитарного пр тия до его гос. регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если размер У.ф. унитарного пр тия … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Уставный капитал — (registered capital) См.: акционерный капитал (share capital). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. Уставный капитал… … Финансовый словарь

  • Уставный капитал — Уставный капитал это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его… … Википедия

  • УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ — имущество, минимально необходимое для организации и деятельности хозяйственного общества, формируемое за счет вкладов учредителей (участников) общества и служащее гарантии интересов его кредиторов. Аналогом понятия У.к. для хозяйственных… … Энциклопедия юриста

  • ФОНД СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, УСТАВНЫЙ — сумма вкладов его участников; может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности и в случае необходимости за счет дополнительных вкладов участников … Большой экономический словарь

  • КАПИТАЛ УСТАВНЫЙ — – совокупная стоимость средств, зафиксированная уставом или договором при создании совместного предприятия (акционерного общества). Источниками формирования являются выпуск обыкновенных и привилегированных акций, государственные вложения, паевые… … Краткий словарь экономиста

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Какие из перечисленных лиц не могут быть участниками ФПГ?

⇐ Предыдущая12345

1) индивидуальные предприниматели;

2) хозяйственные товарищества;

3) производственные кооперативы.

9. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:

1) инвестиционного фонда;

2) союза юридических лиц;

3) некоммерческого партнерства.

10. Центральная компания ФПГ не может быть создана в форме:

1) ООО;

2) союза юридических лиц;

3) некоммерческого партнерства.

11. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:

1) ассоциации юридических лиц;

2) автономной некоммерческой организации;

3) некоммерческого партнерства.

В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?

1) до 1 апреля;

2) до 1 июня;

3) до 30 июня.

Тема 4. Торгово-промышленные палаты

1. Торгово-промышленная палата — это:

1) специализированное управление при Минэкономразвития;

2) третейский суд для разрешения экономических споров;

3) некоммерческая организация.

Что является высшим органом управления торгово-промышленной палаты?

1) президент;

2) правление;

3) съезд.

Каково минимальное количество учредителей ТПП?

1) десять;

2) пятнадцать;

3) законом не установлено.

Что является учредительным документом ТПП?

1) устав;

2) учредительный договор;

3) положение, утв. Минэкономразвития.

Какие функции не выполняет ТПП РФ?

1) регистрация филиалов иностранных компаний;

2) публикация обычаев делового оборота;

3) содействие в регистрации товарных знаков.

Какие функции не выполняет ТПП РФ?

1) аккредитация представительств иностранных компаний;

2) ведение негосударственного реестра предприятий;

3) содействие в патентовании изобретений.

7. Третейским судом при ТПП РФ является:

1) биржевая арбитражная комиссия;

2) Международный коммерческий арбитражный суд;

3) институционный арбитраж по промышленным конфликтам.

8. Третейским судом при ТПП РФ является:

1) биржевая арбитражная комиссия;

2) Морская арбитражная комиссия;

3) Внешнеторговая арбитражная комиссия.

Тема 5. Правовой статус государственных и

муниципальных унитарных предприятий

В каких организациях не образуется уставный фонд?

1) в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения;

2) в унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления;

3) в муниципальных унитарных предприятиях.

В каких организациях образуется паевой фонд?

1) в фондах;

2) в государственных унитарных предприятиях;

3) в производственных кооперативах.

В каких организациях образуется уставный фонд?

1) в фондах;

2) в унитарных предприятиях;

3) на фондовых биржах.

Какая организация является некоммерческой?

1) производственный кооператив;

2) потребительский кооператив;

3) казенное предприятие.

Какая организация может быть создана единственным учредителем?

1) коммандитное товарищество;

2) артель;

3) казенный завод.

6. Унитарное предприятие действует на основании:

1) устава;

2) учредительного договора и устава;

3) положения.

7. Правом оперативного управления на свое имущество обладают:

1) производственные и потребительские кооперативы;

2) фонды;

3) казенные предприятия и учреждения.

8. Правом хозяйственного ведения на свое имущество обладают:

1) хозяйственные товарищества;

2) хозяйственные общества;

3) унитарные предприятия.

Какая организация не может быть признана банкротом?

1) благотворительный фонд;

2) казенное предприятие;

3) потребительский кооператив.

Какая организация может быть признана банкротом?

1) учреждение;

2) казенное предприятие;

3) товарищество на вере.

11. Минимальный размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия составляет:

1) 100 тыс. руб.;

2) 1 млн. руб.;

3) 5 млн. руб.

12. Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет:

1) 500 тыс. руб.;

2) 3 млн. руб.;

3) 5 млн. руб.

13. Унитарное предприятие может быть основано на праве:

1) собственности;

2) хозяйственного ведения, оперативного управления;

3) собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Каково соотношение суммы сделки с размером уставного фонда унитарного предприятия при признании ее «крупной»?

1) более 10%;

2) более 20%;

3) более 25%.

Порядок формирования и учёт уставного капитала государственных и муниципальных унитарных предприятий

Уставный капитал, именуемый уставным фондом, государственных и муниципальных унитарных предприятий формируется федеральным или муниципальным органом власти, выступающим учредителем и имеющим право собственности на имущество этих предприятий . Имущество этих предприятий находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия — не менее 1000 МРОТ на дату предоставления документов на государственную регистрацию. В течение 3 месяцев с момента государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью сформирован в объёме, указанном в уставе предприятия.

Уставный фонд может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счёт которого, не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Для расчётов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, унитарные предприятия в бухгалтерском учёте применяют субсчёт “Расчёты по выделенному имуществу”, счета 75 “Расчёты с учредителями” .

Формирование уставного фонда унитарного предприятия после государственной регистрации организации отражается проводкой:

Дт сч.75 “Расчёты с учредителями”, субсчёт “ Расчёты по выделенному имуществу ”.

Кт сч.80 “Уставный капитал” — в сумме, предусмотренной уставом.

Фактическое поступление на баланс унитарного предприятия имущества или денежных средств от его учредителя — государственного или муниципального органа отражает:

Дт сч.08 “Вложения во внеоборотные активы”, сч.10 “Материалы”, сч.51 “Расчётные счета” и др.

Кт сч.75 “Расчёты с учредителями”, субсчёт “ Расчёты по выделенному имуществу ” — на стоимость полученного имущества (денежные средства) от учредителя унитарного предприятия. Если стоимость полученных основных средств превышает сумму уставного фонда, то разница относится на счёт учёта нераспределённой прибыли:

Дт сч.75 “Расчёты с учредителями”, субсчёт “ Расчёты по выделенному имуществу ”

Кт сч.84 “Нераспределённая прибыль” — на сумму превышения стоимости основных средств над суммой уставного фонда.

Основные средства принимаются к учёту унитарным предприятием по стоимости, сформированной на счёте 08 “Вложения во внеоборотные активы” в соответствии с ПБУ 6/01 .

Формирование уставного фонда унитарных предприятий

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Оно находится в собственности РФ или субъекта РФ (тогда мы имеем дело с государственным унитарным предприятием – ГУП), либо в собственности муниципального образования (муниципальное унитарное предприятие — МУП) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Деятельность унитарных предприятий регламентирована Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о ГУП (МУП)).

Если имущество закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, это означает, что предприятие самостоятельно осуществляет права владения и пользования этим имуществом, а право распоряжения им носит ограниченный характер. Последнее заключается в том, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться иным способом без согласия собственника.

Если имущество закреплено за предприятием на праве оперативного управления (это касается казенных предприятий), то оно осуществляет право владения этим имуществом, а пользоваться им может только в соответствии с целями своей деятельности и заданием собственника. Право распоряжения имуществом в данном случае носит еще более ограниченный характер, чем при праве хозяйственного ведения: казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, а самостоятельно может распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

На дату регистрации государственного предприятия размер его уставного фонда должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для муниципального предприятия размер уставного фонда не должен быть менее 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не создается.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· Иных не противоречащих законодательству источников.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, равно как последний не несет ответственность по обязательствам ГУП или МУП. За исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

ГУП (МУП) ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов или иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Так, порядок и сроки перечисления в бюджет части прибыли федеральных предприятий, остающейся у них после налогообложения, определены Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. №228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.».

За счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, оно может создавать резервный и иные фонды. Средства резервного фонда расходуются только на покрытие убытков, средства иных фондов – на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом ГУП (МУП) распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Данное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим им имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Размер чистых активов унитарного предприятия не может быть менее размера уставного фонда. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев она не будет восстановлена до его минимального размера, собственник имущества ГУП (МУП) должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

К числу денежных фондов относится добавочный капитал, который является источником увеличения стоимости имущества организации. Он создается за счет:

1) дооценки внеоборотных активов, т.е. за счет прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки (увеличение первоначальной стоимости на дату переоценки до восстановительной стоимости объектов основных средств.

2) суммы разниц, образовавшихся в результате превышения суммы начислений амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств полученной путем индексации или прямого пересчета.

3) эмиссионного дохода акционерного общества, полученного при оплате акций, т.е. эта сумма полученная акционерным обществом сверх номинальной стоимости размещенных акций (за вычетом издержек по их продаже).

4) за счет курсовых разниц по уставному капиталу оплаченному иностранной валютой. Организации, приходующие имущество, включая денежные средства в счет вклада в уставный капитал организации и оцененное в учредительных документах в свободно-конвертируемой валюте возникающие суммовые разницы по счету 75 «расчеты с учредителями» относят на добавочный капитал.

5) за счет возврата лизингодателю имущества с полной погашенной стоимостью (п. 7 приказа Минфина РФ от 17.02.97. №15 «Об отражении в бухучете операций по договору лизинга»)

До 2001 года нераспределенная прибыль, направления на достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств, т.е. на капитальные вложения относилась к добавочному капиталу в соответствии с ПБУ 6/97. с 01.01.2001 введено в действие ПБУ 6/01 и в нем такого порядка не предусмотрено. Значит всю прибыль, которая в 2001 году пошла на капитальные вложения, нужно учитывать в составе нераспределенной прибыли.

До 2000 года безвозмездно полученные ценности относились на увеличение добавочного капитала. С 2002 года безвозмездная передача учитывается в составе доходов будущих периодов периодичным отнесением сумм начисленной амортизации на прочие доходы. Снижение величины добавочного капитала возможны в случае:

1) погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов выявившихся по результатам его переоценки (т.е. в связи с уменьшением первоначальной стоимости объектов основных средств на дату переоценки до восстановительной стоимости).

2) погашения суммы разницы, образовавшейся от превышения суммы амортизации основных средств, которая получена путем пересчета в установленном порядке над суммой амортизации учтенной на дату переоценки основных средств.

3) погашения убытка, выявленного по результатам деятельности организации, как за отчетный год, так и прошлых лет (за исключением сумм прироста имущества по переоценке).

4) направления средств на увеличение уставного капитала

5) направления средств на выплату доходов учредителям (сумма добавочного капитала, распределенная между учредителями).

6) списания сумм дооценки выбывающего объекта основных средств (при продаже, безвозмездной передаче, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и при списании основных средств, | вследствие морального или физического износа).

Резервный капитал — это денежные фонды, которые образуются в соответствии: с требованиями действующего законодательства РФ для акционерных обществ, в соответствии с учредительными документами и положением по учетной политике для других организационно-правовых форм собственности.

С 2002 года величина резервного капитала должна составлять не менее 5% уставного капитала. Конкретные размеры отчислений от чистой прибыли общества до тех пор, пока его величина не достигнет установленных учредительными документами размеров. В соответствии со статьей 35 Закона РФ «Об акционерных обществах» средства этого фонда в первую очередь используются на покрытие убытков от хозяйственной деятельности, а в акционерных обществах (в случае отсутствия средств для погашения облигаций и выкупа собственных акций). Не на какие другие цели его использовать нельзя.

Нераспределенная прибыль (убыток) — это конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогах и других аналогичных и обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. После распределения чистой прибыли (на выплату дивидендов, на образование резервного капитала) суммы нераспределенной прибыли предназначены для финансирования капитальных вложений (прироста основного капитала).

Создание фонда потребления и фонда социальной сферы в 2001 году предусмотрено. Расходы, производимые в настоящее время за счет средств этих; фондов относятся на счет 91 «прочие расходы и доходы» или на счет учета затрат на производство в зависимости от их характера. В соответствии с приказом Минфина РФ от 31.03 2001, в соответствии с новой редакцией ПБУ 10/99 «Расходы организации» в состав прочих расходов включаются взносы, выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера.

Услуги учреждений, находящихся на балансе организаций, оказываемой ее работником и сторонним клиентом в области культуры, отдыха, развлечений, коммунального хозяйства, т.е. услуги непроизводственной сферы должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности (выручка от продаж). Следовательно затраты на оказание этих услуг отражаются в составе расходов от обычных видов деятельности, т.е. результат деятельности этих учреждений должен формировать общий финансовый результат по организации. Создание фонда накопления на счете 84 «нераспределенная прибыль» допускается на уровне аналитического учета.

Постановление об утверждении Порядка увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Камешковского района

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Владимирская область

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Администрации Камешковского района

Об утверждении Порядка увеличения (уменьшения)

уставного фонда муниципальных унитарных

предприятий Камешковского района

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Камешковского района (приложение № 1).

2. Для рассмотрения и решения вопросов увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Камешковского района создать комиссию по оценке целесообразности и необходимости увеличения (уменьшения) уставных фондов муниципальных унитарных предприятий в составе согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит размещению на официальном сайте администрации Камешковского района.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации района

Приложение

к постановлению администрации района

ПОРЯДОК

увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Камешковского района

1. Общие положения

1.1. Порядок увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Камешковского района (далее – Порядок):

— устанавливает и регламентирует процесс увеличения (уменьшения) уставного фонда муниципальных унитарных предприятий Камешковского района (далее — МУП) и определяет компетенцию органов местного самоуправления Камешковского района, участвующих в данном процессе;

— регулирует механизм осуществления расходов по увеличению уставных фондов МУП.

1.2. Увеличение уставного фонда МУП, осуществляемое в рамках настоящего Порядка, производится в целях повышения их финансовой устойчивости и недопущения неплатежеспособности, укрепления материально-технической базы предприятий.

1.3. Финансовые средства из бюджета Камешковского района на указанные цели предоставляются МУП при условии наличия на предприятии плана мероприятий по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности, укреплению материально-технической базы предприятия.

1.4. Увеличение уставного фонда МУП допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи МУП недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

2. Увеличение уставного фонда МУП

2.1. Увеличение уставного фонда МУП может осуществляться за счет:

— имущества, дополнительно передаваемого собственником (в т. ч. денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, имеющие денежную оценку);

— доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

2.2. Для получения бюджетных средств, а также имущества на цели увеличения уставного фонда МУП направляет в адрес Администрации Камешковского района, осуществляющей функции и полномочия учредителя и собственника имущества предприятия, обращение о возникшей необходимости увеличения уставного фонда с приложением следующих документов:

2.2.1. Расчета необходимой потребности в средствах или имуществе с приложением подробной пояснительной записки, в которой указываются причины, повлекшие необходимость предоставления бюджетных средств или имущества на увеличение уставного фонда предприятия;

2.2.2. Надлежащим образом заверенной копии полного пакета бухгалтерской отчетности за истекший финансовый год с отметками о принятии налоговым органом (за исключением случая, указанного в п. 2.3 настоящего Порядка);

2.2.3.Утвержденного руководителем МУП плана мероприятий по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности, укреплению материально-технической базы предприятия (далее по тексту — План мероприятий).

2.3. Вопрос об увеличении уставного фонда МУП может быть рассмотрен в особом порядке (до окончания финансового года) при условии представления руководителем МУП документов, указанных в подп. 2.2.1 и 2.2.3 настоящего Порядка. При этом документы, указанные в подп. 2.2.2 Порядка должны быть представлены руководителем МУП учредителю предприятия в срок, установленный для сдачи годового баланса (отчета) предприятия по результатам финансового года, в котором принято решение об увеличении уставного фонда.

2.4. Для решения вопросов увеличения уставного фонда МУП в Администрации Камешковского района создается комиссия по оценке целесообразности и необходимости увеличения (уменьшения) уставных фондов МУП (далее – комиссия). Комиссия имеет статус совещательного органа по решению вопросов выделения бюджетных средств или муниципального имущества на увеличение (уменьшения) уставного фонда МУП.

2.5. Комиссия выполняет следующие функции:

— рассмотрение обращений МУП об увеличении (уменьшении) уставного фонда и приложенных к ним документов;

— рассмотрение и анализ финансово-экономических показателей деятельности МУП на основании бухгалтерской отчетности за истекший финансовый год;

— оценка целесообразности и необходимости выделения бюджетных ассигнований или муниципального имущества в испрашиваемых объемах на цели, указанные в обращении;

— принятие решения о выделении бюджетных ассигнований или муниципального имущества либо об отказе в таком выделении.

2.6. При принятии решения учитывается финансовое состояние МУП, эффективность его деятельности и социальная значимость предприятия.

2.7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии.

2.8. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии. К протоколу прилагается заключение комиссии по анализу финансово-хозяйственной деятельности МУП.

2.9. После принятия комиссией решения Отдел имущественных и земельных отношений администрации района (далее – Отдел) подготавливает:

— проект постановления администрации района об увеличении уставного фонда МУП;

— проект изменений в Устав МУП.

2.10. Перечисление денежных средств на цели увеличения уставного фонда МУП осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации.

2.11. При принятии решения комиссии об увеличении уставного фонда МУП за счет дополнительно предоставляемого имущества, Отдел подготавливает:

— проект постановления администрации района об увеличении уставного фонда МУП и проект распоряжения о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП;

— проект изменений в Устав МУП.

2.12. Передача дополнительного имущества оформляется актом приема-передачи имущества, содержащим конкретный перечень имущества, имеющего денежную оценку и предназначенного для повышения размера уставного фонда, по сравнению с его размером, закрепленным в уставе МУП.

2.13. Решение об увеличении уставного фонда МУП за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия, принимает Администрация Камешковского района на основании письменного обращения руководителя МУП, после рассмотрения данного обращения комиссией.

2.14. Доходами МУП признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением вкладов собственников имущества.

2.15. При принятии решения об увеличении уставного фонда за счет доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия, Отдел подготавливает проект постановления администрации района об увеличении уставного фонда МУП и проект изменений в Устав.

2.16. Одновременно с утверждением изменений в Устав МУП Администрация Камешковского района наделяет руководителя МУП полномочиями по государственной регистрации таких изменений в установленном Федеральным законом -ФЗ порядке.

2.17. Размер уставного фонда МУП с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

3. Уменьшение уставного фонда

3.1. Администрация Камешковского района вправе, а в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона -ФЗ, обязана уменьшить уставный фонд такого предприятия.

3.2. Решение об уменьшении уставного фонда МУП принимается одновременно с решением о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

3.3. Уставный фонд МУП не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с Федеральным законом -ФЗ минимального размера уставного фонда.

3.4. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше размера его уставного фонда, Администрация Камешковского района обязана принять решение об уменьшении размера уставного фонда МУП до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном Федеральным законом -ФЗ порядке.

3.5. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше установленного Федеральным законом -ФЗ на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение 3 (трех) месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, Администрация Камешковского района должна принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

3.6. Стоимость чистых активов МУП определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.7. Если в случаях, предусмотренных ст. 15 Федерального закона -ФЗ, Администрация Камешковского района в течение 6 (шести) календарных месяцев после окончания финансового года не принимает одно из следующих решений:

— об уменьшении уставного фонда,

— о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда,

— о ликвидации или реорганизации МУП,

кредиторы вправе потребовать от МУП прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

3.8. В течение 30 (тридцати) дней с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда МУП обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы МУП вправе в течение 30 (тридцати) дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 (тридцати) дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.

3.9. В связи с уменьшением уставного фонда МУП в устав предприятия вносятся соответствующие изменения, которые подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

3.10. Государственная регистрация уменьшения уставного фонда МУП осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном Федеральным законом -ФЗ.

4. Контроль расходования бюджетных средств, направленных на увеличение уставного фонда

4.1. Бюджетные средства, предоставленные в рамках настоящего Порядка, имеют строго целевой характер.

4.2. Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляет главный распорядитель средств бюджета Камешковского района.

4.3. В период расходования денежных средств, направленных на увеличение уставного фонда, МУП ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляет Администрации Камешковского района пакет документов, подтверждающий целевое использование предоставленных средств, который включает:

— отчет об использовании средств;

— отчет об исполнении Плана мероприятий;

-документы, подтверждающие расходование денежных средств (осуществление расчетов на приобретение имущества).

4.4. Администрация Камешковского района в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней проверяет представленный МУП пакет документов.

4.5. В случае установления факта нецелевого использования денежных средств, направленных на увеличение уставного фонда, Администрация Камешковского района извещает об этом руководителя МУП и принимает меры к восстановлению использованных не по целевому значению бюджетных средств.

4.6. Средства, использованные МУП не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет в полном объеме в течение 5 (пяти) дней с момента получения требования о возврате средств в бюджет района.

4.7. Действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение

к постановлению администрации района

СОСТАВ

комиссии по оценке целесообразности и необходимости увеличения (уменьшения) уставных фондов муниципальных унитарных предприятий

Камешковского района

Председатель комиссии:

– глава администрации Камешковского района

Заместитель председателя комиссии:

– заведующий отделом имущественных и

земельных отношений администрации района

Секретарь комиссии:

– начальник муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом» Камешковского района

Члены комиссии:

– начальник финансового управления администрации района

– заведующий отделом жизнеобеспечения

администрации района

Уставной фонд унитарного предприятия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *