Урегулирование налоговых споров

«Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru», 2014

Содержание

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Досудебное урегулирование налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в гл. 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Обратите внимание! Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Пример. Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах:

— нарушение сроков исчисления имущественного налога;

— неправомерное выставление требования об уплате налогов;

— отказ в предоставлении налоговых вычетов;

— вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;

— отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).

В связи с тем что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

Сроки обжалования решений налогового органа,
действий или бездействия его должностных лиц

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Закон и порядок. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Обратите внимание! Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

Обратите внимание! В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Порядок обжалования решений налогового органа,
действий или бездействия его должностных лиц

Налоговым законодательством закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

С 1 января 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на не вступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

+—————————+ +—————————+ | Территориальный налоговый | | Вышестоящий налоговый | | орган | | орган | +—————————+ +—————————+ +—————————+ +—————————+ |Инспекции ФНС России по | | | |-|районам, районам в городах,|—>| | | |городам без районного | | | | |деления | |Управление ФНС России по | | +—————————+ |соответствующему субъекту | Местный | +—————————+ | | уровень | | | |межрайонного уровня | | | | +—————————+ +—————————+ | +—————————+ +—————————+ | |Инспекция ФНС России по | |Управление ФНС России по | |-|городу и космодрому |—>|Московской области | |Байконур | | | +—————————+ +—————————+ +—————————+ +—————————+ |Управления ФНС России по |—>| | |-|субъектам | | | | +—————————+ | | | +—————————+ | | | |Межрегиональные инспекции | | | Региональный | |ФНС России по крупнейшим |—>| | уровень | | |ценообразованию для целей | | | |налогообложения | | | +—————————+ +—————————+

С учетом того что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

Содержание, оформление и правила подачи жалобы

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

Закон и порядок. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).

Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.

Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.

Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

— лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приема документов, получив при этом отметку о принятии на втором экземпляре жалобы;

— по почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

Обратите внимание! Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Закон и порядок. В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

Обратите внимание! Образцы жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлены на страницах 18 и 19 брошюры, образец жалобы на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц — на странице 20.

________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Апелляционная жалоба на решение от ____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения _____________________________________ в отношении _________________________ Наименование налогового органа Наименование лица, в ___________________________________________________________________________ отношении которого принято решение о привлечении (об отказе в привлечении) ___________________________________________________________________________ к ответственности за совершение налогового правонарушения проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам (камеральная, выездная) которой вынесено решение от _____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Считаю, что _______________________________________________________________ указываются доводы о причинах несогласия с решением ___________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу отменить решение от _______________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью (или в части _______________ в случае ___________________________________________________________________________ обжалования решения в части указывается, в какой части решение подлежит отмене Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата ________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Жалоба на решение от ____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения _____________________________________ в отношении _________________________ Наименование налогового органа Наименование лица, в ___________________________________________________________________________ отношении которого принято решение о привлечении (об отказе в привлечении) ___________________________________________________________________________ к ответственности за совершение налогового правонарушения проведена ______________________________ налоговая проверка, по результатам (камеральная, выездная) которой вынесено решение от _____________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Считаю, что _______________________________________________________________ указываются доводы о причинах несогласия с решением ___________________________________________________________________________ На основании изложенного прошу отменить решение от _______________ 20__ г. N _____ о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью (или в части _______________ в случае ___________________________________________________________________________ обжалования решения в части указывается, в какой части решение подлежит отмене Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата ________________________________ Наименование налогового органа и адрес места его нахождения ________________________________ Наименование лица, подающего жалобу, ИНН (при наличии), адрес места его нахождения (места его жительства) Жалоба на ________________________________________________________________________ (действия (бездействие) должностных лиц конкретного налогового органа либо название и реквизиты обжалуемого акта и наименование налогового органа, его принявшего) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (излагаются обстоятельства, способствовавшие, по мнению заявителя, нарушению его прав и законных интересов со стороны должностных лиц налогового органа либо в случае обжалования конкретного акта налогового органа, излагаются доводы заявителя в свою защиту со ссылкой на нормы законодательства, документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства) В связи с изложенным прошу: ___________________________________________________________________________ (излагается просьба заявителя разобраться в сложившейся ситуации в случае обжалования действий (бездействия) должностных лиц налогового органа и признать действия или бездействие должностных лиц незаконным либо отменить обжалуемый акт налогового органа) Приложения: 1. Документы (заверенные надлежащим образом их копии), подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе. 2. Документы, подтверждающие полномочия представителя в случае подписания жалобы представителем по доверенности. Должность, Ф.И.О. _____________________ Подпись ___________________ ____________________ 20__ г. дата Оставление жалобы без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1) жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

2) жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;

4) ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

Обратите внимание! Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для ее подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.

Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратите внимание! Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать ее полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается в течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Этап 2. Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Этап 3. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а также действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.

Обратите внимание! Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе ее рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Закон и порядок. Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, ее подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

— оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

— отменяет акт налогового органа ненормативного характера;

— отменяет решение налогового органа полностью или в части;

— отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;

— признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Этап 4. Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Этап 5. Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера могут быть, в свою очередь, обжалованы в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, так и в Федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru.

+————++—————————++——————————-+ | ||Не вступившее в силу ||Вступившее в силу решение, | | Предмет ||решение налогового органа, ||вынесенное по результатам | |обжалования||вынесенное по результатам ||налоговой проверки, иные акты | | ||налоговой проверки ||налогового органа, действия или| | || ||бездействие его должностных лиц| +————++—————————++——————————-+ \|/ \|/ +————++—————————++——————————-+ | ||Подготовка и подача ||Подготовка и подача жалобы, | | ||апелляционной жалобы ||рассматриваемой в общем | | ||в течение одного месяца со ||порядке, в течение одного года | | ||дня вручения обжалуемого ||со дня вынесения обжалуемого | | Этап 1 ||решения о привлечении или ||решения | | ||об отказе в привлечении к || | | ||ответственности за || | | ||совершение налогового || | | ||правонарушения || | +————++—————————++——————————-+ ——————————— \|/ +————++————————————————————+ | ||Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в | | Этап 2 ||вышестоящий налоговый орган | | ||в течение 3 рабочих дней с момента поступления в налоговый | | ||орган решения, действие или бездействие которого обжалуется | +————++————————————————————+ \|/ +————++————————————————————+ | ||Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим | | ||налоговым органом | | ||жалоба (апелляционная жалоба) на решение, вынесенное по | | ||результатам налоговой проверки, подлежит рассмотрению в | | Этап 3 ||течение одного месяца со дня ее получения (с возможностью | | ||продления срока рассмотрения жалобы на 1 месяц); | | ||иные жалобы подлежат рассмотрению в течение 15 дней со дня | | ||их получения (с возможностью продления срока рассмотрения | | ||жалобы на 15 рабочих дней) | +————++————————————————————+ \|/ +————++————————————————————+ | ||Уведомление лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), о| | Этап 4 ||принятом решении | | ||направляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия | | ||решения по жалобе (апелляционной жалобе) | +————++————————————————————+ —— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — \|/ \|/ \|/ +————++—————++ — — — — — — — — — — -+ + — — — — — — — — -+ | ||Исполнение | Обжалование принятого | Обжалование | ||принятого ||вышестоящим органом |принятого решения | | ||вышестоящим | решения в ФНС России в| в судебном порядке | ||органом решения||общем порядке >|в соответствии с | | Этап 5 ||по жалобе | в течение 3 месяцев со| процессуальным | ||(апелляционной ||дня принятия решения |законодательством | | ||жалобе) | по жалобе | | || ||(апелляционной жалобе) | | +————++—————++ — — — — — — — — — — -+ + — — — — — — — — -+

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

Важно! В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

ПРИМЕР

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебная претензия (образец 2018 года) должна составляться на этапе мирного урегулирования спора по какому-либо соглашению или вопросу (например, о возврате займа, получении возмещения по договору страхования и т.п.). Пропускать этот шаг не рекомендуется, так как суд при рассмотрении заявления смотрит, как истец пытался взыскать средства. Если факта ведения претензионной переписки нет, суд в соответствии со ст. 135 ГПК РФ может вернуть исковое заявление (в ст. 132 ГПК указано, что при подаче иска в суд необходимо прикладывать документальные подтверждения прохождения этапа досудебного урегулирования, предусмотренного договором или законом).

Досудебная претензия (образец)

Претензионное письмо оформляется в произвольном виде. В нем выражается просьба к должнику урегулировать проблему без привлечения посторонних лиц и без обращения в судебные инстанции. В документе можно указать на намерение подать исковое заявление, если претензия не будет удовлетворена.

Содержание претензии делится на несколько частей:

  • стандартная «шапка» – в ней приводится полное наименование адресата, его регистрационные реквизиты, адресные данные;

  • информационный блок, в котором фиксируются основания для выставления требований (ссылка на договор, описание сути нарушения);

  • просьба о мирном разрешении спора;

  • обозначение сроков, в которые должен быть отправлен ответ на претензию;

  • предупреждение о намерении обратиться в суд или другие инстанции при невозможности мирного решения проблемы.

В конце могут быть перечислены копии и оригиналы прикладываемых документов, которые подтверждают обоснованность требований.

По каким вопросам могут быть составлены претензионные уведомления:

  • досудебная претензия в страховую компанию (образец 2018 приведен ниже);

  • требование банковского учреждения о погашении долга, рассылаемое должникам (юридическим и физическим лицам);

  • претензия, оформляемая заемщиком к заимодавцу о необоснованном начислении процентов;

  • нарушение условий, прописанных в действующем договоре поставки, аренды, оказания услуг, подряда между контрагентами;

  • в налоговую инспекцию (ответ на жалобу должен быть дан заявителю в течение месяца – п. 6 ст. 138 НК РФ);

  • в туристическую компанию по поводу предоставления некачественного турпродукта (на рассмотрение ходатайства отводится 10 дней в соответствии со ст. 10 Закона от 24.11.1196 г. № 132-ФЗ) и т.д.

Одна из сторон спора направляет второму участнику претензию способом, указанным в договоре. Если такой способ не оговорен, то ее нужно отправить ценным письмом с описью и уведомлением о получении, чтобы отследить дату получения письма адресатом и иметь доказательства отправки.

Претензию следует оформлять в двух экземплярах – первый передается получателю, а второе остается у отправителя. Претензия должна быть озвучена не устно, а именно в письменном формате, это необходимо для подтверждения факта предварительного ведения работы по досудебному урегулированию спора при рассмотрении дела в суде.

Получатель регистрирует письмо во входящей корреспонденции, рассматривает документ, изучает обоснованность требований, формулирует выводы. На основании выводов составляется ответ по претензии. Следующий этап – разрешение конфликта. Если компромисс не был найден, у обеих сторон появляется законное право обратиться в суд для отстаивания собственных интересов.

Досудебная претензия о возврате денежных средств, образец которой разрабатывается заявителем самостоятельно, должна содержать информацию о причинах истребования денежных средств – например, приобретенный товар оказался бракованным, не соблюдены условия договора. В качестве приложений могут быть использованы платежные документы, акты осмотра, приемки, заключения экспертов.

Претензия в налоговую

В ФНС претензия подается в виде жалобы. Она может быть оформлена и подана в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС или в «бумажном» формате лично, либо по почте (ценным письмом с описью и уведомлением).

Претензия может быть выставлена по таким основаниям:

  • налогоплательщику было отказано в возврате излишне уплаченных налогов;

  • операции по банковским счетам были приостановлены незаконно;

  • получение требования о погашении недоимки по налогам и штрафам при отсутствии фактических недоплат;

  • отказ в предоставлении налоговых льгот, вычетов;

  • отказ в госрегистрации;

  • обжалование действий или бездействия специалистов ФНС.

У налоговиков есть не более 15 дней на рассмотрение жалобы налогоплательщика, этот срок по решению руководителя ИФНС может быть продлен еще на 15 дней, о чем в течении трех дней сообщается заявителю (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если налоговая не примет решение по жалобе в установленный срок, заявитель может обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Досудебная претензия по ОСАГО: образец 2018

Спор со страховой компанией по вопросу выплаты ОСАГО может возникнуть по нескольким причинам:

  • автовладельцу было отказано в выплате страхового возмещения;

  • страховая фирма задержала выплату возмещения ущерба;

  • автовладелец считает полученное возмещение заниженным (например, сумма, озвученная независимым экспертом, выше, чем размер компенсации, указанный специалистами страховой компании).

Образец досудебной претензии в страховую компанию оформляется в соответствии с нормами ст. 16.1 закона об ОСАГО от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ. Закон обязывает потерпевших до обращения в суд составить письменное заявление на имя страховщика с требованием произвести выплату страхового возмещения в полном объеме. Обращение должно быть подкреплено подтверждающими документами. Страховая организация обязана рассмотреть заявление и отреагировать на него в 10-тидневный срок после получения претензионного письма, удовлетворив требования страхователя или отказав ему.

Как оформляется досудебная претензия в страховую – образец должен содержать такие сведения:

  • наименование страховой организации, ее адрес и Ф.И.О. руководителя;

  • краткое изложение обстоятельств произошедшего страхового случая;

  • реквизиты страхового полиса;

  • перечень требований к страховщику;

  • банковские реквизиты для перечисления доплаты;

  • фамилия заявителя, дата, подпись.

Образец досудебной претензии по ОСАГО рекомендуется дополнить копиями договора страхования (полиса), паспорта, документов на автомобиль. Если предметом спора является занижение суммы возмещения, необходимо приложить заключение о сумме ущерба, выданное независимым экспертом. Образец досудебной претензии в страховую по ОСАГО может содержать предупреждение о том, что в случае непринятия мер по обозначенным требованиям конфликт будет разрешаться в судебном порядке.

Жалоба на действия налоговых органов

Налогоплательщик имеет право обжаловать не только решения налоговых органов, как вступившие, так и не вступившие в силу, но и действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ). Под действиями должностных лиц налоговых органов, которые могут обжаловаться, понимается ненадлежащее исполнение такими должностными лицами обязанностей, установленных ст. 32 НК РФ, а под бездействием – несовершение должностными лицами действий, предусмотренных их должностными обязанностями.

Например, в результате камеральной проверки налоговой декларации по прибыли, в которой, несмотря на то, что налог был исчислен к уплате, инспекция запросила пояснения о причинах снижения налоговой нагрузки и потребовала представить копии первичных документов, подтверждающих величину прибыли. Но требовать первичку в указанной ситуации налоговая инспекция не вправе. Если идти на поводу у инспекции вам не хочется, неправомерные действия ее должностных лиц можно оспорить.

Как написать жалобу на действия налоговой инспекции, расскажем в нашей консультации.

Куда писать жалобу на действия налоговых органов?

Жалоба на действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию, действия или бездействие должностных лиц которой обжалуются (п. 1 ст. 138, п. 1 ст. 139 НК РФ). А уже налоговая инспекция, получив жалобу от налогоплательщика, должна будет передать ее в вышестоящий налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления такой жалобы.

Жалоба на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов подается в течение 1 года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Форма жалобы в налоговую инспекцию на неправомерные действия

О форме и содержании жалобы налогоплательщика на незаконные действия налоговых органов или бездействие их должностных лиц рассказано в ст. 139.2 НК РФ.

Подписанная подающим ее лицом или его представителем жалоба представляется в письменном виде:

  • или лично;
  • или по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • или через ТКС;
  • или через личный кабинет налогоплательщика.

Жалоба на действие налогового органа (образец приведен ниже) должна содержать:

  • Ф.И.О. и место жительства физлица, которое подает жалобу, или наименование и адрес организации;
  • предмет обжалования (действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции);
  • наименование налоговой инспекции, действия или бездействие должностных лиц которой обжалуются;
  • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе (на бумаге, в электронной форме через ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

В жалобе можно также указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

В случае подачи жалобы представителем к ней нужно приложить соответствующую доверенность.

Также к жалобе можно приложить любые иные документы, которые бы подтверждали ее обоснованность.

Приведем для жалобы на действия налоговой инспекции образец ее заполнения.

Пред. / След. Скачать для жалобы на действия налогового инспектора образец примерного бланка можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Срок рассмотрения жалобы

В некоторых случаях жалоба может остаться без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ). Например, налогоплательщик нарушил срок подачи жалобы или налоговая инспекция устранила нарушения прав лица, подавшего жалобу, и сообщила об этом в вышестоящий налоговый орган.

Если же жалоба была рассмотрена, то по итогам ее рассмотрения вышестоящий налоговый орган может (п. 3 ст. 140 НК РФ):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на действие или бездействия должностных лиц налоговых органов принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы. Для получения от нижестоящих налоговых инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, срок на принятие решения по жалобе может быть удлинен, но не более чем на 15 рабочих дней. Решение о продлении срока принимает руководитель (замруководителя) вышестоящего налогового органа.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Если в установленные НК РФ сроки вышестоящий налоговый орган так и не принял решение по жалобе, такую жалобу можно будет подать в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

Важно!

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

Как провести досудебное обжалование решения налоговой?

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебное разрешение налоговых споров

Статья актуальна на 27.02.16

Судебная панорама

Не согласившись с решением проверяющих о взыскании денежных средств, предприниматель обратился с жалобой в инспекцию. Заявления были оформлены с учетом требований п. 1 и 2 ст. 139.2 Кодекса, в них предприниматель выразил несогласие с решением и взысканием указанных в нём сумм, привёл свои мотивы. Также в наименовании документов указана цель обращения с заявлениями – «в порядке досудебного урегулирования спора». Заявления предпринимателя об обжаловании решения налогового органа не были направлены инспекцией в Управление ФНС и рассмотрены ею самостоятельно путём дачи письменного ответа о законности указанного выше решения.

Решение налогового органа было обжаловано в судебном порядке.

Суд первой инстанции указал на несоблюдение заявителем досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, поскольку, по мнению суда, заявления, представленные предпринимателем в качестве доказательств досудебного урегулирования спора, адресованы непосредственно начальнику инспекции, указание о подаче данных заявлений в Управление Федеральной налоговой службы отсутствует. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд округа, отменяя решения нижестоящих судов указал, что судами не принята во внимание как указанная предпринимателем в заявлениях цель подачи жалоб в инспекцию (досудебный порядок урегулирования спора), так и положения п. 1 ст. 139 НК РФ, предписывающие подачу жалоб через налоговый орган, акт ненормативного характера которого обжалуется. При таких обстоятельствах отсутствие в заявлениях предпринимателя об обжаловании решения указания на то, что они адресованы Управлению Федеральной налоговой службе, не может свидетельствовать о несоблюдении заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Поскольку налоговый орган, получив заявления предпринимателя, поданные в порядке досудебного урегулирования спора, не передал их в компетентный орган и в своих ответах указал на законность принятого им решения, суд округа с учетом разъяснений, изложенных в п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2015), полагает, что предпринимателем были соблюдены положения ст. 138 НК РФ для обращения в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правого акта инспекции.

Однако предпринимателем было заявлено не только требование об оспаривании решения налогового органа, но и о взыскании неправомерно взысканных по такому решению сумм, то есть фактически — требование в порядке ст. 79 НК РФ о возврате взысканных инспекцией сумм, поэтому судам необходимо было руководствоваться разъяснениями, изложенными в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57: при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со ст. 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Таким образом, указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.01.2020 по делу № А33-27297/2019, ИП Глущенко В.М.)

Мария Скорик,

член Палаты налоговых консультантов

Досудебный порядок разрешения налоговых споров: в свете последних существенных изменений в НК РФ

Ведущий юрист
Дорофеев С.Б.

Напомним, что Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ в НК РФ были внесены существенные изменения, регулирующие досудебный порядок разрешения налоговых споров (вступил в силу с 02.08.2013 г. за некоторыми исключениями, вступившими в силу с 01.01.2014 г.).

Теперь, как и в большинстве развитых стран мира в России введен обязательный административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий и бездействий налоговых органов до обращения налогоплательщика в суд.

Что означает, судебное урегулирование налоговых споров возможно только после того, как налогоплательщиком было осуществлено обязательное обжалование результатов налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган (например, обжалование результатов выездной налоговой проверки).

Отметим, рассмотрение налоговых споров в судах на протяжении последних нескольких лет имеет тенденцию к сильному снижению: к 2011 г. судебные налоговые споры сократились по сравнению с 2008 г. примерно в 2 раза (с более чем 50 тыс. до 26 тыс.).

Следует отметить, что данный тренд возник, не в последнюю очередь, в связи с по-прежнему активным процессом обжалования результатов выездной налоговой проверки налогоплательщиками и с изменением подхода самих налоговых органов к заранее проигрышным судебным спорам с налогоплательщиками (судебное урегулирование налоговых споров). За это время руководство ФНС РФ выпустило несколько разъяснений (например, Приказ ФНС РФ от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах»), указывающих на необходимость вступления в судебные налоговые споры со стороны налоговых органов только после учета арбитражной практики, что также привело к улучшению качества принимаемых ими ненормативных актов, сокращению количества неправомерных действий, бездействий.

Итак, ст. 138 НК РФ в новой редакции устанавливает, что обжалование актов налоговых органов, их действий и бездействий (в т.ч., для обжалования результатов выездной налоговой проверки) является возможным только после их предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган. Сразу же обращает на себя внимание, что теперь действия (бездействия) налоговых органов нельзя обжаловать вышестоящему должностному лицу.

Основанием такого обжалования, в том числе, обжалования решения налогового органа, как и раньше, является нарушение указанными актами (решениями, действиями, бездействиями) прав лица, подающего жалобу (ст. 137 НК РФ).

Отметим, что теперь НК РФ различает понятия обычного и апелляционного обжалования (обжалование решения налогового органа, не вступившего в законную силу), при этом сроки подачи указанных жалоб, соответственно, кардинально различаются.

Так, если обычная жалоба налогоплательщика по общему правилу может быть подана в течение года с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав или вынесения налоговым органом решения (ранее срок составлял 3 месяца), то апелляционные жалобы подаются до вступления в силу обжалуемого ненормативного акта (решения). При этом сроки вступления в силу решений налоговых органов о привлечении к ответственности налогоплательщиков (отказе в этом) анализируемым законом также увеличены с 10 дней до 1 месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Также следует отметить, что если решение по жалобе (в том числе апелляционной) не принято в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ считается соблюденным.

В данном случае налогоплательщик вправе подать заявление в суд, не дожидаясь решения по жалобе (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ). Срок для обращения в суд (например, срок для обжалования решения налогового органа в суд) урегулирован п. 4 ст. 198 АПК РФ и составляет 3 месяца со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

Новшеством является также право налогоплательщика согласно п. 6 138 НК РФ повторно обращаться с жалобой, в том числе, апелляционной, в вышестоящий налоговый орган (с соблюдением сроков, установленных для подачи соответствующей жалобы).

Основанием для повторного обращения может быть, например, оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ (жалоба не подписана надлежащим образом или подана с нарушением срока без ходатайства о его восстановлении).

Решение по жалобе (как обычной, так и апелляционной) должно быть вынесено в течение 1 месяца если обжалуется решение (отказ) о привлечении к ответственности, и в течение 15 дней в иных случаях (в определенных ситуациях по решению налогового органа этот срок может быть продлен).

Также изменился порядок подачи жалоб – теперь они подаются через орган, принявший обжалуемый ненормативный акт, совершивший соответствующее действие или бездействие. Раньше такое правило существовало только для апелляционных жалоб.

Следует отметить, что N 153-ФЗ содержит достаточно много нововведений, характерных для арбитражного процессуального законодательства. Например, теперь урегулирован вопрос об отзыве жалобы заявителем (п. 7 ст. 138 НК РФ), последствиях такого отзыва, определен порядок оставлении жалобы без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ), установлены требования к форме и содержанию жалобы (ст. 139.2 НК РФ), пределы полномочий вышестоящего налогового органа при рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 140 НК РФ) и некоторые другие вопросы.

Кроме того, п. 4 ст. 140 НК РФ урегулирован такой важный вопрос как возможность при подаче и рассмотрении жалобы представления налогоплательщиком дополнительных документов, не переданных налоговому органу при проведении проверки. Данная норма определяет, что такие документы исследуются при рассмотрении жалобы только в случае, если налогоплательщик обосновал невозможность предоставить их налоговому органу непосредственно при проведении проверки.

Как и ранее, основанием для отмены в результате обжалования решения налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки или по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, является существенное нарушение процедуры рассмотрения данных материалов.

В этих случаях налоговый орган вправе отменить решение инспекции и заново осуществить, например, рассмотрение материалов выездной налоговой проверки с участием лица, подавшего жалобу (фактически это означает повторный досудебный порядок разрешения налоговых споров). Срок на принятие решения по жалобе и в этом случае не должен превышать установленные законом сроки).

Таким образом, теперь ст. 140 НК РФ позволяет налоговым инспекциям устранять нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, допущенные ими при принятии решений, что должно привести к сокращению количества отмен решений налоговых органов при рассмотрении налоговых споров в судах (налоговый арбитраж) по процессуальным основаниям, и, как следствие, к тому, что судебные налоговые споры сократятся.

Напоследок отметим еще одно изменение, внесенное законом N 153-ФЗ. Пункт 2 ст. 140 НК РФ теперь устанавливает, что жалоба налогоплательщика, в том числе, апелляционная, рассматривается без его участия. Напомним, что раньше этот вопрос напрямую НК РФ урегулирован не был, в связи с чем порой в связи с рассмотрением жалоб в отсутствие налогоплательщика возникали споры (до выхода разъяснений ВАС РФ по этому поводу).

Урегулирование налоговых споров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *