Упрощенная система налогообложения налоговое право

Содержание

Организация применяет УСН. Какую формулировку корректнее указывать в договорах для отражения того факта, что организация не является плательщиком НДС:
— НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ
или
— НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ?

19 ноября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством не установлены требования к содержанию договора в части указания, что цена договора установлена без НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС. При применении УСН такой нормой является п. 2 ст. 346.11 НК РФ.
Однако и фраза НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ также допустима и не вводит контрагента в заблуждение, поскольку также свидетельствует о том, что НДС не исчисляется в связи с тем, что продавец является налогоплательщиком УСН.
Анализ примеров судебной практики (по спорам, не касающимся рассматриваемого вопроса) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки, что не препятствует судьям правильно определять цену договора.

Обоснование вывода:
В общем случае при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к их стоимости добавляется НДС и предъявляется к оплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ). В связи с этим подразумевается, что согласованная сторонами стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанная в договоре, должна включать в себя НДС.
Однако НДС предъявляется покупателю только налогоплательщиками НДС (налоговыми агентами) и только при совершении операций, облагаемых НДС*(1).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). Это касается и цены договора. Исполнение гражданско-правового договора (то есть поставка товара, предоставление вещи в пользование, выполнение работы, оказание услуги и т.д.) должно быть оплачено по цене, которая установлена соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Однако законодательством не определена конкретная формулировка для указания в договоре о том, что договорная стоимость товара (работы, услуги) не содержит НДС.
На практике принято указывать фразу НДС не облагается со ссылкой на норму НК РФ, на основании которой реализация товара (работы, услуги) не облагается НДС.
Как установлено в п. 2 ст. 346.11 НК РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость*(2).
Таким образом, от обложения НДС освобождены сами налогоплательщики, применяющие УСН, а осуществляемые ими операции не облагаются НДС именно вследствие этого.
В связи с чем в договорах для указания причины, по которой стоимость товара (работы, услуги) не облагается НДС, по нашему мнению, следует указывать НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ. Поскольку именно в данной статье указано на то, что применение УСН освобождает от обязанностей налогоплательщика НДС.
В то же время, применяя формулировку НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ, организация информирует контрагента о том, что она не является плательщиком НДС, поскольку перешла на упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ) и применяет ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ (ст. 346.13 НК РФ).
Отсутствие судебной практики по вопросу корректной формулировки в рассматриваемой ситуации показывает, что оба варианта допустимы и не противоречат законодательству. При этом анализ примеров судебной практики (по иным вопросам) показывает, что в договорах встречаются оба варианта формулировки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

1 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, в частности, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) (п. 1 ст. 143 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 168 НК РФ плательщиками НДС при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.
Таким образом, на организации и ИП, реализующие на территории РФ какие-либо товары (работы, услуги), возлагается обязанность, помимо самой цены товара, предъявлять покупателям к оплате суммы НДС.
Исключение сделано для тех продавцов (исполнителей), которые освобождаются от обязанности исчисления НДС, например:
— применяющих специальные режимы налогообложения, которыми предусмотрено освобождение уплаты отдельных налогов, в т.ч. НДС (п. 2 и п. 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 и п. 11 ст. 346.43 НК РФ);
— получивших освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ;
— осуществляющих операции, не облагаемые НДС на основании ст. 149 НК РФ.
*(2) За исключением ввозного НДС, подлежащего уплате при импорте товаров, а также НДС, уплачиваемого налоговыми агентами, и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ (в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ соответственно).
*(3) Смотрите, например:
— постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2017 г. N 18АП-13626/17 (стоимость услуг не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
— постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2016 г. N Ф09-1339/16 по делу N А60-11841/2015 (Стоимость услуг по настоящему договору не облагается НДС на основании п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с применением исполнителем упрощенной системы налогообложения);
— постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2019 г. N 09АП-58332/19 (НДС не облагается на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
— постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2019 г. N Ф05-15386/19 по делу N А40-203796/2018 (НДС не облагается на основании статьи 346.11 (12) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Или:
— постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 г. N 02АП-7583/19 (НДС не облагается на основании статей 346.11 и статей 346.12 главы 26.2 НК РФ в связи с применением исполнителя упрощенной системы налогообложения);
— постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 г. N 10АП-11192/19
(НДС не облагается на основании ст. 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации);
— постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2019 г. N 07АП-4158/19 (НДС не облагается (согласно статье 346.12, статье 346 главы 26.2 НК РФ));
— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2018 г. N 03АП-252/18 (НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Порядок применения упрощенной системы налогообложения

Условия для применения УСН

Льготы для юридических лиц и особые ограничения для ИП-льготников

Порядок применения УСН: сроки подачи уведомления о начале и об окончании применения УСН

Переход на УСН в 2019-2020 годах: срок подачи заявления

Порядок подачи уведомления

Подтверждение статуса «упрощенца» налоговым органом

Итоги

Условия для применения УСН

Применять упрощенку могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Условия для применения УСН юридическими лицами и ИП несколько различаются. Общими являются ограничения по числу сотрудников (до 100 человек) и условие неосуществления ряда видов деятельности, при которых применение УСН является невозможным (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Одинаковы для них условия утраты права на применение этой системы: величина дохода, полученного при работе на УСН за налоговый период (год) не должна превысить 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Условия перехода на УСН с 2020 года следующие:

  • величина дохода за 9 месяцев 2019 года не превышает 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость ОС не превышает 150 млн руб.;
  • у юрлица отсутствуют филиалы;
  • доля иных организаций в уставном капитале юридического лица не превышает 25% (исключением являются НКО и общества инвалидов);

К индивидуальным предпринимателям ограничение по 9-месячному доходу не относится (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-11-09/6114).

Подробнее об условиях перехода на УСН читайте в статье «Порядок перехода с ОСНО на УСН в 2019 — 2020 годах (условия)».

Льготы для юридических лиц и особые ограничения для ИП-льготников

При переходе на упрощенку некоторые юрлица и ИП вправе рассчитывать на дополнительные льготы. Этот момент следует учитывать при принятии решения о переходе и проведении сравнительного анализа налоговой нагрузки.

Почитайте материал, который поможет определиться с выбором системы налогообложения «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?».

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения для предприятий Республики Крым и г. Севастополя местное законодательство может установить льготные ставки по единому налогу до 2021 года (п. 3 ст. 346.20).

Впервые прошедшие государственную регистрацию индивидуальные предприниматели, которые будут заниматься научной, социальной или производственной деятельностью, могут быть признаны льготниками на основании законодательства субъектов РФ. Под льготами подразумевается установление нулевой налоговой ставки на срок до 2 лет (п. 4 ст. 346.20).

Правда, к этой категории ИП-льготников предъявляются особые требования в виде обеспечения минимальной 70%-ной доли доходов от реализации, полученных в отчетном периоде от облагаемых по нулевой ставке видов деятельности, в общей сумме всех полученных ИП доходов. Кроме того, субъект Российской Федерации может установить для таких ИП предельный размер полученных за год доходов, но не менее 15 млн руб.

Кроме того, и для предприятий, и для ИП на УСН при ведении некоторых видов деятельности установлены пониженные тарифы страховых взносов. Для получения такой льготы вид деятельности налогоплательщика должен соответствовать одному из приведенных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Порядок применения УСН: сроки подачи уведомления о начале и об окончании применения УСН

Для вновь зарегистрированных налогоплательщиков установлен 30-дневный срок с даты, указанной в свидетельстве о постановке на налоговый учет, в течение которого они должны подать уведомление о переходе на УСН в ИФНС. В этом случае они признаются «упрощенцами» с даты постановки на налоговый учет.

Согласно порядку применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщику, который уже работает на УСН, никаких действий предпринимать не надо. Если он не нарушил условий, дающих право на применение УСН, он может использовать выбранную систему налогообложения до тех пор, пока не подаст в налоговый орган уведомление об отказе от применения УСНО по форме 26.2-3.

Скачать форму

В случае если было допущено нарушение хотя бы одного из обязательных условий для применения УСНО, налогоплательщик теряет право на использование данной системы налогообложения с начала того квартала, в котором произошло нарушение. С этого момента он переходит на общую систему налогообложения и обязан сообщить об этом в ИФНС путем предоставления сообщения по форме 26.2-2 до 15-го числа первого месяца следующего за событием квартала (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться на УСН налогоплательщик сможет не раньше чем через год после перехода с УСН на другую систему налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

Переход на УСН в 2019-2020 годах: срок подачи заявления

Налогоплательщик, который решил перейти на УСНО, должен уведомить о своем решении налоговую службу. Для этого в ИФНС по месту регистрации юридического лица (адресу прописки физического лица — предпринимателя) подается уведомление по форме 26.2-1. В данном уведомлении юридические лица указывают сумму полученного за 9 месяцев дохода и стоимость (остаточную) своих основных средств.

Пример заполнения уведомления по форме 26.2-1, вы найдете в материале «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения».

Скачать уведомление по форме 26.2-1 (бланк для перехода на УСН в 2020 году) можно на нашем сайте.

Скачать уведомление о переходе на УСН

Переход осуществляется только с начала нового налогового периода. При этом уведомление не может быть подано ранее 1 октября и позднее 31 декабря предшествующего года. Чтобы начать применять упрощенку с 2020 года, необходимо осуществить переход на УСН в 2019 году — срок подачи заявления должен быть не ранее 01.10.2019 и не позднее 31.12.2019. Если налогоплательщик опаздывает с подачей уведомления, он не сможет перейти на УСН.

При подаче уведомления в соответствующей графе необходимо указать выбранный объект налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Определиться с выбором поможет наш материал «Какой объект при УСН выгоднее –доходы или доходы минус расходы?».

Перейти с одного объекта налогообложения на другой в рамках применения УСНО налогоплательщик может только с начала следующего года. В этом случае в ИФНС должно быть подано уведомление по форме 26.2-6 в срок до 31 декабря.

Скачать форму

Почитайте полезную информацию в статье «Как сменить объект налогообложения при УСН».

Как перейти с УСН на другие налоговые режимы

Требования к переходу с УСН на какой-либо другой режим налогообложения зависят от причины такого перехода и от того, какой именно режим налогообложения планируется взамен упрощенки.

НК РФ предусмотрен запрет на замену УСН другим налоговым режимом в течение календарного года (п. 3 ст. 346.13 НК РФ). Однако есть исключения:

  • «Упрощенец» вынужденно утрачивает право на применение УСН из-за несоответствия требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. При этом до конца года ему придется работать на ОСНО.
  • Переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности «упрощенца» с любой даты (речь идет о совмещении, когда налогоплательщик, применяющий УСН, переводит некоторые из своих видов деятельности на ЕНВД). Правомерность такого подхода подтверждают налоговики. (письмо ФНС от 19.09.2014 № ГД-4-3/19079@). В этом же письме говорится о праве ИП перейти на патентную систему с любой календарной даты. Если отдельный вид деятельности переводится на ЕНВД, то переход осуществляется в момент постановки на учет плательщика вмененного налога.

Подробнее о порядке перехода с упрощенки на вмененку читайте в этой статье.

Если «упрощенец» планирует перейти с начала года на другой налоговый режим, необходимо подать уведомление в ИФНС по форме 26.2-3. Сделать это следует до 15 января того налогового периода, в котором был запланирован такой переход.

В случае прекращения предпринимательской деятельности, осуществляемой на УСН, в обязанности налогоплательщика входит подача в ИФНС уведомления по форме 26.2-8.

Скачать форму

Порядок подачи уведомления

Уведомления (сообщения) налогоплательщика и налоговой службы оформляются по установленным образцам. Формы документов для взаимодействия с налоговыми органами по вопросу применения УСН утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

Налогоплательщик может подать уведомление тремя способами:

  • при личном визите руководителя юридического лица / индивидуального предпринимателя или их представителя на основании доверенности;
  • путем отправки ценного письма с описью вложения;
  • в электронной форме.

Подтверждение статуса упрощенца налоговым органом

Законодательство России не предусматривает обязанности налоговой службы подтверждать право применения/перехода на УСНО в ответ на подачу налогоплательщиком уведомления. Чаще всего для подтверждения права применения упрощенки достаточно штампа о приеме налоговым органом уведомления о переходе на втором экземпляре бланка, почтовой описи или квитанции об отправке уведомления в электронном виде. Ответ от налоговой можно получить только в следующих ситуациях:

  • показатели, указанные в уведомлении по форме 26.2-1, не соответствуют тем, которые дают налогоплательщику право применять УСНО, или налоговый орган обладает сведениями о налогоплательщике, которые противоречат условиям применения УСН (тогда ИФНС присылает сообщение по форме 26.2-4);

  • налогоплательщик подал уведомление о переходе на УСН с опозданием (тогда из налоговой приходит сообщение по форме 26.2-5).

Некоторые контрагенты при заключении договоров просят документальное подтверждение о праве налогоплательщика применять УСН в виде какого-либо ответа из налоговой. В этом случае допустимо обратиться в инспекцию с письменным запросом о подтверждении факта применения им упрощенки. Запрос подается в свободной форме. В течение 30 дней налоговики представят информационное письмо по форме 26.2-7, в котором будет отражен факт уведомления налогоплательщика о применении УСН, а также факт представления или непредставления отчетности по упрощенке. Такая практика описана в письмах Минфина от 16.02.2016 № 03-11-11/8396 и ФНС от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261.

Итоги

Планируя переход на УСН, следует заранее изучить все ограничения, которые предусмотрены гл. 26.2 НК РФ, а также сравнить прочие допустимые для налогоплательщика системы налогообложения – возможно, найдется более выгодная. Начало применения упрощенки и переход с нее на иной режим строго регламентированы законодательством. Поэтому следует убедиться, что УСН действительно оптимальна.

Применяя упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), некоторые налогоплательщики по разным причинам принимают решение перейти на общую систему налогообложения. Рассмотрим порядок действий «упрощенца» в случае добровольного отказа от применения УСН.

По общему правилу при добровольном переходе к УСН налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения (п. 1 ст. 346.11, п. 2 ст. 346.14 НК РФ), т. е. решают, когда и каким образом выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий. В ст.346.25 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и с УСН на другие режимы.

Уведомление о добровольном отказе от применения УСН

На основании п. 6 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на другой режим налогообложения.

В письме ФНС России от 19.07.11 г. № ЕД-4-3/11587 отмечено, что «упрощенец» может добровольно перейти на иной налоговый режим только при обязательном соблюдении определенных условий. Так, если «упрощенец» опоздает с подачей заявления либо совсем забудет это сделать, он должен применять УСН до конца налогового периода (письмо Минфина России от 3.07.15 г. № 03-11-11/38553).

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, в одном из судебных споров рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, представил в налоговый орган декларацию по НДС с исчисленными суммами налога и вычетами, что приводит к негативным налоговым последствиям.

Как определено в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.10 г. № 4157/10, использующий УСН предприниматель не вправе по своему усмотрению при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 346.13 НК РФ, переходить на общий режим налогообложения. Однако, отметили судьи, уведомление об отказе от применения УСН предприниматель в налоговый орган не представлял, право на использование УСН налогоплательщиком не утрачено (решение АС Саратовской области от 12.01.16 г. № А57-7796/2015). При этом налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию по «упрощенному» налогу.

По общему правилу применяющие УСН предприниматели не признаются плательщиками НДС (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС «упрощенцы» должны уплатить в бюджет сумму НДС (п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). А вправе ли они в данной ситуации претендовать на налоговый вычет? В п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 г. № 33 указано, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает того, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

Таким образом, «упрощенец», отказавшийся добровольно от применения УСН, но не подавший в налоговую инспекцию уведомление о таком отказе, обязан перечислить в бюджет суммы НДС, отраженные в налоговой декларации, но не вправе уменьшить указанные суммы на налоговые вычеты по НДС.

Аналогичная позиция была изложена и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.05.13 г. № А26-6026/2012.

Тем не менее для большинства судей позднее представление в налоговый орган заявления (либо его отсутствие) о переходе с УСН на общую систему налогообложения не является причиной для лишения налогоплательщика права на изменение режима налогообложения. В подобных решениях приводится следующий аргумент: нарушение срока направления уведомления, установленного в п. 6 ст. 346.13 НК РФ, не служит основанием для признания незаконным использования налогоплательщиком общей системы налогообложения в связи с тем, что отказ от применения УСН носит уведомительный характер, и в НК РФ не предусмотрены последствия пропуска указанного срока в виде запрета использовать иной режим налогообложения (решения АС Челябинской области от 25.12.15 г. № А76-21134/2015 и АС Кемеровской области от 18.11.15 г. № А27-15546/2015, постановления Тринадцатого АС от 12.10.15 г. № А26-1774/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.14 г. № А53-10176/2013, ФАС Центрального округа от 16.01.14 г. № А68-276/2013, Определение ВАС РФ от 30.04.14 г. № ВАС-1687/14).

Налог на добавленную стоимость

Если организация добровольно перешла на общий режим налогообложения, то начиная с I квартала она становится плательщиком НДС (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако в переходном периоде следует руководствоваться специальными правилами для начислений и вычетов по НДС, например в части начислений необходимо учитывать периоды отгрузки товаров (работ, услуг, имущественных прав) и получения авансов. Систематизируем особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам) в табл. 1.

При переходе с УСН на общий режим налогообложения специальные правила действуют и в отношении применения налоговых вычетов. В п. 6 ст. 346.25 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения руководствуются следующим правилом: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, в случае приобретения им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к исключаемым из налоговой базы расходам, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.

Как отмечено в постановлении АС Центрального округа от 11.06.15 г. № А54-3621/2014 и определении Конституционного суда РФ от 22.01.14 г. № 62-О, в п. 6 ст. 346.25 НК РФ урегулирована ситуация, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в период использования УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, которые подлежали отнесению, но не были отнесены ими к расходам при использовании УСН. Однако для бывших «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» право на налоговый вычет не возникает (Определение ВАС РФ от 30.05.14 г. № ВАС-7262/14, постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.14 г. № А12-13958/2013).

Что касается суммы НДС, относящейся к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, позиция у контролирующих органов иная. Поскольку затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов, то НДС, относящийся к основным средствам (даже имеющих остаточную стоимость), к вычету не принимается (письма Минфина России от 16.03.15 г. № ГД-4-3/4136@, от 5.03.13 г. № 03-07-11/6648, от 27.06.13 г. № 03-11-11/24460). Если основное средство введено в эксплуатацию в период использования общей системы налогообложения, а расходы на его приобретение не учитывались при УСН, то НДС можно принять к вычету (письмо Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844).

По строительным работам, которые произведены в период применения УСН, а также по товарам, приобретенным в этот период для строительства основных средств, введенных в эксплуатацию при общем режиме налогообложения, НДС возможно принять к вычету в I квартале (письма Минфина России от 16.02.15 г. № 03-11-06/2/6844, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40631). При этом бывший «упрощенец» не имеет права на вычеты по НДС, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию основных средств в период применения УСН, согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ (решение АС Вологодской области от 2.11.15 г. № А13-16438/2014).

Налог на прибыль

Меняя систему налогообложения, бывший «упрощенец» должен учитывать ряд «переходных» моментов. Если налогоплательщик будет исчислять доходы и расходы по кассовому методу (ст. 273 НК РФ), то в месяце, когда осуществляется переход на общую систему налогообложения, никаких «переходных» правил учитывать не нужно.

Однако при использовании метода начислений (ст. 271, 272 НК РФ) действует порядок, установленный в п. 2 ст. 346.25 НК РФ:

1) в составе доходов признается ранее неучтенная (неоплаченная) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав);

2) в составе расходов учитываются ранее неучтенные (неоплаченные) расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Иными словами, если доходы и расходы были учтены в налоговой базе «упрощенца», то повторно они не учитываются (п. 2 ст. 346.25 НК РФ), и напротив, если доходы и расходы не были учтены в базе, то они подлежат учету при общей системе налогообложения.

Так, при определении базы по налогу на прибыль бывший «упрощенец» учитывает в составе доходов суммы задолженности покупателей за реализованные им товары в первом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени погашения задолженности. А расходы признаются расходами того месяца, в котором налогоплательщик перешел на исчисление базы по налогу на прибыль с использованием метода начисления. При этом в состав доходов не должны включаться суммы кредиторской задолженности, которые образовались на дату перехода на общий режим налогообложения, за товары, полученные организацией в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов (письмо Минфина России от 4.04.13 г. № 03-11-06/2/10983).

Рассмотрим конкретные ситуации переходного периода, которые на практике вызывают наибольшее количество претензий со стороны налоговых органов.

Пример № 1

ООО «Вираж» в период с 1.01.14 г. по 30.09.14 г. применяло УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В мае 2014 г. организация выполнила работы по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия дорог. Денежные средства по указанному договору в течение 2014 г. в ООО «Вираж» не поступали, оплата была осуществлена лишь во II квартале 2015 г. В декларации по налогу на прибыль за 2014 г. эта сумма в доходной части не была отражена, а указана в декларации по налогу на прибыль за 2015 г. ввиду того, что фактически денежные средства поступили во II квартале 2015 г. В IV квартале 2014 г. организация утратила право на применение УСН, и с 1.10.15 г. она перешла на общий режим налогообложения.

В этой ситуации при переходе на исчисление базы по налогу на прибыль налогоплательщик должен был учесть в «прибыльных» доходах суммы задолженности покупателей за реализованные им товары на дату перехода на общий режим налогообложения, т. е. в первом отчетном (налоговом) периоде применения этого режима — в IV квартале 2014 г. независимо от времени погашения задолженности. Иной порядок действий налогоплательщика приводит к судебным разбирательствам, которые заканчиваются в пользу налоговых органов (решение АС Нижегородской области от 29.05.15 г. № А43-3335/2015).

Если в период применения общей системы налогообложения организация отгрузила продукцию в соответствии с полученным авансом (в период использования УСН), то в части, равной сумме аванса, стоимость отгруженной продукции не учитывается в «прибыльных» доходах (письмо Минфина России от 28.01.09 г. № 03-11-06/2/8).

Некоторые налогоплательщики полагают, что, включая в «прибыльный» доход неоплаченную дебиторскую задолженность покупателей в первом отчетном (налоговом) периоде применения общего режима налогообложения, можно уменьшить налоговую базу на сумму безнадежных долгов, образовавшихся в период применения УСН.

Пример № 2

Налогоплательщик, утратив с 1.10.15 г. право на применение УСН и перейдя на общий режим налогообложения, включил в создаваемый налоговый резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность, возникшую в период применения УСН.

Согласно ст. 346.16 НК РФ в закрытом перечне расходов, на величину которых уменьшается налоговая база «упрощенца», расходы от списания сумм безнадежных долгов не поименованы, поэтому такой долг нельзя признавать и в переходном периоде (письма Минфина России от 23.06.14 г. № 03-03-06/1/29799, от 1.04.09 г. № 03-11-06/2/57).

Суды придерживаются аналогичного мнения (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.15 г. № А34-7050/2014).

Систематизируем правила переходного периода в части признания расходов по приобретенному сырью, материалам, товарам, инвентарю и оборудованию стоимостью не более 100 тыс. руб. (до 1.01.16 г. — не более 40 тыс. руб.) в табл. 2.

Несмотря на то что бывший «упрощенец» (независимо от применяемого объекта налогообложения) имеет право учесть в «прибыльных» расходах стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, данное право иногда приходится доказывать в судебном порядке.

Как отмечают судьи, доводы налогового органа о невозможности признания в момент перехода на общую систему налогообложения неоплаченных расходов, возникших в период использования налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы», являются несостоятельными, поскольку применение нормы п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ не зависит от вида объекта налогообложения по УСН (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинска от 25.02.15 г. № 18АП-16151/2014).

Налоговый учет основных средств

Если организация, имея основные средства и нематериальные активы, переходит с УСН на общий режим налогообложения, то на дату перехода в налоговом учете остаточная стоимость таких средств и активов определяется путем уменьшения их стоимости на сумму расходов, исчисляемую (за период применения УСН) согласно предусмотренному в п. 3 ст. 346.16 НК РФ порядку.

Нормы НК РФ регулируют правоотношения, связанные с переходом с УСН на общий режим налогообложения и обратно исключительно с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Пример № 3

При исчислении налога на прибыль ООО «Вектор С» включил в состав косвенных расходов остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН (с объектом налогообложения «доходы»). Налоговый орган исключил стоимость такого имущества из налоговой базы.

При рассмотрении спора в арбитражном суде было отмечено, что НК РФ не содержит специальных норм, определяющих порядок формирования остаточной стоимости основных средств при переходе с УСН с объектом налогообложения «доходы» на общую систему налогообложения. Однако это само по себе не означает, что при переходе с УСН налогоплательщик не имеет права сформировать остаточную стоимость основных средств. В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по УСН налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по приобретению, сооружению и изготовлению основных средств. С учетом того, что основные средства приобретены и оплачены организацией, а также введены в эксплуатацию в период применения УСН с объектом налогообложения «доходы», остаточная стоимость такого основного средства на момент перехода на общий режим налогообложения должна определяться (решение АС Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.15 г. № А81-2537/2015). Такой же вывод содержится и в постановлении АС Центрального округа от 10.11.14 г. № А23-223/2014.

Таблица 1. Особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

Аванс и отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) получены в период применения УСН НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)
Аванс получен в период применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена при общем режиме налогообложения НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется
Поскольку договор на отгрузку товаров (работ, услуг, имущественных прав) был заключен с контрагентом без учета НДС, то у продавца (бывшего «упрощенца») возникает необходимость либо пересмотреть условия договора с покупателем (увеличить сумму НДС или указать, что стоимость отгруженной продукции включает в себя НДС, т.е. применить расчетную ставку НДС), либо уплатить НДС за счет собственных средств
Отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена в период применения УСН, а оплата – при общем режиме налогообложения; дебиторская задолженность за товары (работы, услуги, имущественные права) была погашена после перехода на общий режим налогообложения НДС не исчисляется, а полученные в оплату дебиторской задолженности средства в налоговую базу по НДС не включаются (письма Минфина России от 16.06.14 г. № 03-11-06/2/28542, от 2.03.15 г. № 03-07-11/10711)

Таблица 2. Объекты налогообложения

Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Не оплаченные и списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование, переданные покупателю товары – на 1 января года перехода на общую систему налогообложения (ст. 254, п. 2 ст. 272, п.п. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ, письмо Минфина России от 22.12.14 г. № 03-11-06/2/66188)
Не оплаченные и не списанные в производство (в эксплуатацию) сырье, материалы, инвентарь, оборудование стоимостью – на дату списания их в производство (передачу в эксплуатацию) (ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ), товары – на дату их реализации (п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, письмо ФНС России от 17.07.15 г. № СА-4-7/12693@)

Таблица 1. Особенности переходного периода относительно начислений НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам)

Перечень возможных ситуаций

Порядок расчета НД

Аванс и отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) получены в период применения УСН

НДС не исчисляется, поскольку «упрощенец» не является плательщиком этого налога (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

Аванс получен в период применения УСН, а отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена при общем режиме налогообложения

НДС исчисляется со стоимости реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав); «авансовый» НДС не начисляется

Поскольку договор на отгрузку товаров (работ, услуг, имущественных прав) был заключен с контрагентом без учета НДС, то у продавца (бывшего «упрощенца») возникает необходимость либо пересмотреть условия договора с покупателем (увеличить сумму НДС или указать, что стоимость отгруженной продукции включает в себя НДС, т.е. применить расчетную ставку НДС), либо уплатить НДС за счет собственных средств

Отгрузка товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществлена в период применения УСН, а оплата – при общем режиме налогообложения; дебиторская задолженность за товары (работы, услуги, имущественные права) была погашена после перехода на общий режим налогообложения

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (с изменениями на 19 июня 2003 года) (утратил силу с 01.01.03 на основании Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ)

Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года
Одобрен
Советом Федерации
20 декабря 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц (далее — организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).

Статья 1. Общие положения

1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ.

4. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

5. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

Статья 2. Субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

1. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.

2. Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

3. Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Статья 3. Объекты налогообложения организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности

1. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

3. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

Статья 4. Ставки единого налога

1. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:
в федеральный бюджет — в размере 10 процентов от совокупного дохода;
в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.
В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
в федеральный бюджет — в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;
в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.
Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальными предпринимателями, направляется полностью в бюджет субъекта Российской Федерации.

2. Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо объектов и ставок налогообложения, предусмотренных статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона, вправе устанавливать для организаций в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности:
расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. При этом суммы единого налога, подлежащие уплате организациями за отчетный период, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а порядок их распределения между бюджетами всех уровней должен соответствовать нормам, установленным настоящим Федеральным законом;
льготы и(или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Статья 5. Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

1. Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
Форма патента устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

2. Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие настоящего Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.

3. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении один к двум.
Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

4. Организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом;
если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.

5. Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.

6. При получении патента в налоговом органе организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.
По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в настоящей статье условий и наложением на организацию или индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

7. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
При превышении определенной настоящим Федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет согласно пункту 7 настоящей статьи.

8. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

Статья 6. Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 7. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
29 декабря 1995 года
N 222-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.1995 N 222-ФЗ (РЕД. ОТ 31.12.2001, С ИЗМ. ОТ 19.06.2003). ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ПРИНЯТ ГД ФС РФ 08.12.1995)

Официальные документы
Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

29 декабря 1995 года N 222-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА
И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Государственной Думой
8 декабря 1995 года
Советом Федерации
20 декабря 1995 года
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 19.06.2003 N 11-П)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц (далее — организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).
Статья 1. Общие положения
1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
3. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее — патент).
4. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
5. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Статья 2. Субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
1. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско — правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
2. Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
3. Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Страницы: 1 из 3

Упрощенный приём отправлений (инструкция v.1)

Упрощенный приём
отправлений
(инструкция v.1)
1
Общая информация
Приём РПО
Как это работает?
1
Приучайте Клиентов подходить к кассе с
уже заполненным адресным бланком
Предзаполненные РПО
Доввод
Зачем это нужно Вам?
1
По новой схеме приём отправлений
происходит в 5-10 раз быстрее
2
Вводите через «Упрощенный приём»
только основную информацию об
отправлении и отпускайте Клиента
2
Возможность равномерно распределять
нагрузку т.к. доввод осуществляется в
свободное время
3
В свободное время или через оператора
бэк-зоны довводите оставшуюся
информацию об отправлении
3
Это быстро, удобно и значительно
увеличит скорость обслуживания
Расскажите Клиентам о том, что если они будут подходить с
подготовленным или предзаполненным бланком, то приём
РПО составит ≈ 30 секунд
2
Общая информация
Приём РПО
Доввод
Предзаполненные РПО
Приём РПО
1
Выберите в ЕАС ОПС – «Почтовые услуги»
2
Далее – «Упрощенный приём РПО»
3
Введите основную информацию об РПО
Упрощенный приём РПО
4
Нажмите «Принять РПО» для перехода в
«Корзину ЕАС ОПС» для получения оплаты
5
Примите оплату и отдайте Клиенту чек
6
Переместите РПО в зону ожидания для доввода
3
Общая информация
Приём РПО
Предзаполненные РПО
Доввод
Предзаполненные РПО – возможность ускорить приём и сэкономить на печати бланков
1
2
Клиент самостоятельно
заполняет бланк на pochta.ru
Клиент печатает и
наклеивает бланк на РПО
3
Вам нужно только
отсканировать ШПИ* и
данные подтянутся в
систему автоматически
Расскажите Клиентам о том, что используя
предзаполненные РПО они смогут отправлять
быстрее в 10 раз!
* Приём РПО с ШПИ другого отделения возможен
4
Общая информация
Приём РПО
Доввод
Предзаполненные РПО
Предзаполненные РПО
1
Выберите в ЕАС ОПС – «Почтовые услуги»
2
Далее – «Упрощенный приём РПО»
3
Если бланк уже заполнен и на нём есть ШПИ,
это может быть предзаполненное РПО на pochta.ru
Упрощенный приём РПО
4
Отсканируйте ШПИ, все данные подтянутся в
систему автоматически
5
Нажмите «Принять РПО» для перехода в
«Корзину ЕАС ОПС» для получения оплаты
6
Примите оплату, отдайте Клиенту чек и
переместите РПО в зону ожидания для доввода
ВНИМАНИЕ! Не путать предзаполненные РПО с предоплаченными, которые оформляются и оплачиваются онлайн на pochta.ru и сдаются без очереди только в ЦВПП
5
Общая информация
Приём РПО
Предзаполненные РПО
Доввод
Доввод

Упрощенная система налогообложения налоговое право

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *