Управленческое решение

Moscow Business School (МТИ), 2017.
Тестирование. Вопросы.

Укажите, какому критерию эффективности выбора рациональных решений в условиях неопределенности соответствует данная характеристика: «В соответствии с данным критерием из всех неудачных результатов выбирается лучший. Это перестраховочная позиция, рассчитанная на худший случай»:
Основное назначение метода прогнозных сценариев – обеспечить практическую реализацию принципа последовательного снятия неопределенности. Укажите пять групп вопросов, на которые позволяет ответить применение метода прогнозных сценариев.
При выборе альтернативы могут быть использованы три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ. Какой из подходов выбора альтернативы не получил широкого распространения при принятии управленческих решений?
Укажите, какому критерию эффективности выбора рациональных решений в условиях неопределенности соответствует данная характеристика. Выбирается та альтернатива, которая приведет к наилучшему результату в наиболее благоприятном случае.
К какому типу принятия решений в зависимости от степени неопределенности относят решение, характеризующееся уверенностью, что на решение руководства не могут оказать влияние какие-либо случайные события и каждое действие обязательно приведет к определенным результатам?
Выберите из списка три типовые ловушки, в которые может попасть лицо, принимающее решение.
В чем состоит суть метода «Шесть мыслительных шляп» Э. де Боно?
На стадии подготовки управленческих решений одним из наиболее важных требований является определение критериев эффективности. Отметьте, НЕСПРАВЕДЛИВОЕ, на ваш взгляд, требование к формированию критерия эффективности.
Синектика – это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий принципы и приемы:
Выберите две самые слабые стороны методов «Шесть мыслительных шляп» Э. де Боно и «трех мыслительных стульев» У. Диснея.

Т. Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и методологии государственного управления, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mail: kilmashkinnf@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 -административное право; административный

процесс.

УДК 332.02

T. N. KILMASHKINA,

Scientific speciality: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.

Управленческое решение: сущность, классификация, предъявляемые требования

Management Decision: Essence, Classification, Make Demands

Статья рассматривает концептуальные подходы к управленческим решениям как особому виду решений. Обозначена сущность управленческого решения, даны классификации видов управленческих решений по различным критериям, приведены требования к управленческим решениям.

Сущность управленческого решения; генезис управленческих решений; роль социальной организации и социальной информации в выработке, принятии и организации исполнения управленческого решения; управленческое решение как осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт; классификация видов управленческих решений; требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Управленческое решение представляет собой основной вид деятельности руководителя во всех сферах общества, на всех уровнях управления. Процесс его выработки, принятия, организации исполнения и реализации отражает содержание и сущность социального управления. Подготовка и реализация управленческого решения рассматриваются в науке как специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с замыслом и волей доминирующего субъекта. Это механизм наделения субъектов управления полномочиями направлять процесс совместной деятельности людей на решение общих социальных проблем.

Социальный генезис управленческих решений связан с потребностью в лучшей организа-

ции общественной жизни. Данный феномен является следствием осознанного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями руководства общественными делами. Управленческие решения имеют для социума такое же цивилизационное значение, как и технологические изобретения, направленные на освоение человеком объектов природы. Они, наряду с государством, законодательством, рынком, представляют собой способ организации общественной жизни.

Управление людьми и социальными институтами посредством управленческих решений подразумевает рациональную организацию труда, экономической, социально-политической и духовной жизни, основанных на соблюдении норм права и этики. Управленческое решение подразумевает определение места человека в той

или иной общественной системе, его функции, права, обязанности, социальную роль.

Постиндустриальная парадигма управленческих решений ставит в центр исследований человека, изучающего и использующего законы окружающего мира для достижения сознательно поставленных целей в соответствии с определенными интересами, ценностями и идеологическими установками доминирующих субъектов.

Управленческое решение как социальный институт характеризуется устойчивым комплексом правил и норм, регулирующих ролевые отношения между людьми, выполняющими роли руководителей и исполнителей, начальников и подчиненных в различных сферах человеческой деятельности.

Сущность управленческого решения проявляется в нижеследующем:

1. В системном характере субъекта и объекта управления, что позволяет дифференцировать систему внутренних и внешних, прямых и обратных связей элементов управляющей и управляемой систем, а также ранжировать их, определять их иерархию по степени важности (значимые — незначимые, первостепенные — второстепенные и др.).

2. В социально направленных целеполагании и целедостижении в процессе подготовки и реализации управленческого решения в интересах большинства общества.

При постановке целей необходимо придерживаться следующих правил:

— цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми;

— все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение;

— характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности социальной организации;

— цели должны быть реальными, иначе они теряют свой смысл в качестве психологических мотиваций;

— цели должны базироваться на понимании новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателем социальности управления является благополучие большинства граждан в стране, особенно незащищенной части населения.

3. В необходимости нормирования, институ-ционализации управленческого решения с учетом принятых этических и юридических норм.

При этом актуализируется значение профессионального правосознания субъектов и объектов управленческого решения, сформированного в процессе юридического образования и правовой практики, которые определяют их правовое мышление, правовые убеждения, правовую культуру и правовую ментальность в целом.

4. В организационном обеспечении подготовки и реализации управленческого решения, что предполагает следующее:

— конкретизацию проблем, которые необходимо решить;

— постановку социально ориентированных целей и задач;

— определение принципов (правил), функций (основных направлений), этапов, механизмов (рычагов) воздействия, ресурсного обеспечения управленческого решения и др.

Управленческое решение реализуется взаимосвязанными средствами социальной информации и социальной организации. Социальная организация невозможна без социальной информации и так же, как и социальная информация, теряет свое значение без социальной организации.

Социальная информация, ее содержание и процессы сбора, обработки, обобщения, кодирования, хранения, передачи, декодирования, использования необходимых сведений квалифицируются как идеальное содержание деятельности в процессе выработки, принятия и организации исполнения решения в форме языковых систем.

В информации находят идеальное отражение существующие социальные отношения в виде сведений, отражающих знания, умения, навыки, оценки, цели. При этом правовые нормы, с помощью которых управленческие решения регулируют жизнедеятельность отдельных социальных институтов и общества в целом в направлении получения определенного запланированного социально значимого результата, для системы органов внутренних дел имеют основополагающее значение.

Управленческая информация, служащая основой для принятия управленческого решения, понимается в науке как совокупность сведений о процессах, протекающих в органе (подразделении) управления и социальной среде, в условиях которой осуществляется деятельность .

Эти новые сведения, характеризующие управленческую ситуацию и снижающие уровень неопределенности в отношении будущего, восприняты, поняты и оценены как полезные для решения тех или иных управленческих задач .

Социальная организация как функция управления в процессе подготовки и реализации управленческого решения представляет собой необходимый порядок выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения.

Определяющую роль во взаимоотношениях информации и организации в контексте управленческих решений играет информация .

Управленческое решение представляет собой социальный акт, направленный на человека, группу людей, коллектив, социальный институт и в идеале нацеленный на удовлетворение социальных потребностей и ожиданий не только субъ-

ектов управления, но и его объектов, в том числе большинства граждан. Критерием социальности управленческого решения является удовлетворение социальных потребностей и ожиданий общества в целом, особенно незащищенной части населения.

Е. Ф. Яськов отмечает, что противоположностью решения как социального акта являются решения субъекта и объекта индивидуального, личностного характера, не учитывающие ожидания и потребности отдельных социальных субъектов, социальных институтов и общества в целом. Необдуманное индивидуальное действие не является социальным решением (социальным актом). В этом случае по тем или иным причинам не реализуются ожидания и потребности социальных субъектов .

Любое управленческое решение должно быть осознанным, просчитанным. Это сознательно выбранное, основанное на мыслительных операциях сравнения и сопоставления, анализа и синтеза, умозаключения и вывода ответственное решение, учитывающее множество положительных и отрицательных обстоятельств в его технологическом и ресурсном обеспечении.

Управленческое решение трактуется как волевой акт, выражающийся в способности субъекта и объекта управления преодолевать препятствия в конкретной целенаправленной мотивированной деятельности с продуманным планом действий (когда, где, как, с приложением каких усилий, ресурсов и опыта необходимо действовать).

Управленческое решение как волевой акт предполагает удерживание объекта управления в поле зрения субъекта управления в течение всего времени, необходимого для достижения поставленных целей. Это содействует активированию смысла деятельности, связанной с получением знаний, умений и навыков, а также мобилизации определенных качеств личности (например, последовательности, настойчивости, быстроты, силы, выносливости), необходимых для исполнения решения и получения запланированного результата. В связи с этим актуализируется значение общеизвестной установки: «Не умеешь — научим! Не хочешь — заставим!».

Особую значимость волевые усилия приобретают в процессе формирования способности субъектов и объектов управления принимать и осуществлять когнитивные, инновационные, рискованные управленческие решения, требующие компетентности, мужества, ответственности и творческого подхода.

Существенным признаком управленческого решения является прогнозирование (научное предвидение, предвосхищение) ситуации. Цель прогнозирования обусловлена необходимостью выбора из имеющихся альтернатив наилучше-

го варианта решения проблемы. Однако отметим, что наилучшего варианта управленческого решения в природе не существует. Как правило, он складывается из существующих плюсов всех вариантов решения проблемы с учетом всех имеющихся минусов с перспективой возможной их локализации, смягчения или перевода в позитивное русло.

Для каждой организации является важным отлаженный механизм поиска решения и его быстродействие . Необходимость выбора альтернатив сопутствует выработке, принятию управленческого решения и организации его исполнения: определению и формулированию проблем; постановке исходящих из них целей и задач; конкретизации механизмов (рычагов) управления, определяющих систему прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления, их принципов, функций, этапов, ресурсного обеспечения и др. Однако само управленческое решение не может и не должно восприниматься альтернативно в контексте обязательности или необязательности его исполнения.

Любое управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение, а подчиненные (рядовые) сотрудники обязаны его исполнять. Такой механизм взаимодействия воли субъекта управления с обязанностью объектов управления подчиняться этой воле обеспечивается системой норм действующего права и этическими требованиями с использованием различных материальных и моральных стимулов.

Таким образом, управленческое решение как основной вид деятельности руководителя во всех социальных сферах и на всех уровнях управления основывается на знании объективных закономерностей функционирования управляемой системы и включает в себя систему целенаправленных, логических, последовательных, взаимосвязанных управленческих действий, обеспечивающих выработку, принятие и организацию исполнения решения, гарантирующего достижение планируемой цели.

Это осознанный (сознательный), волевой, директивно-обязательный, принятый в установленном порядке социальный акт, подготовленный на основе диагностики и ранжирования по иерархии важности существующих неотложных социальных проблем, связанных с удовлетворением потребностей и ожиданий социальных субъектов, прогнозирования и выбора вариантов их решения, а также содержащий подлежащие реализации социально значимые цели (целеполага-ние) и средства их достижения (целедостижения).

Таблица

Виды управленческих решений в зависимости от критериев, положенных в основу классификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии, положенные в основу классификации Виды управленческих решений

По повторяемости проблем, подлежащих разрешению Традиционные (стандартные, рутинные); нетипичные (нестандартные)

По характеру целей Краткосрочные (текущие, оперативные); стратегические (ориентирующие на победу)

По сферам жизни Экономические; политические; социальные; духовные и др.

По сфере влияния (локализации) Локальные (воздействующие на одно подразделение или несколько структур); общеорганизационные (затрагивающие орган в целом)

По времени воздействия Краткосрочные (с коротким промежутком между принятием решения и его исполнением); среднесрочные (привязанные, как правило, к недельным, месячным, полугодовым, годовым календарным планам); перспективные (долгосрочные)

По обратимости последствий Корректируемые (обратимые, поддающиеся изменению, корректировке); некорректируемые (необратимые, неподдающиеся изменению, корректировке)

По количеству параметров (критериев) выбора Однокритериальные (безальтернативные, выбираемые по одному критерию); многокритериальные (альтернативные, выбираемые по многим критериям)

По количеству субъектов Единоличные; групповые; коллегиальные

По форме принятия Цивилизованные, институционализированные (принятые в рамках правовых или этических норм); нецивилизованные, неинституционализированные (принятые не в рамках правовых или этических норм)

По способу фиксации Официально оформленные (документально зафиксированные в виде закона, указа, распоряжения, постановления, приказа, указания, инструкции и др.); официально неоформленные (устные, недокументированные в виде закона, указа, распоряжения, постановления, приказа, указания, инструкции и др.)

По направленности воздействия Внутриорганизационные (внутренние); внешние

По видам деятельности Информационно-аналитические; организационные; кадровые и др.

По основаниям принятия решения Во исполнение решений вышестоящих органов; инициативные (самостоятельные); программные и др.

По определенности условий Определенные (предсказуемые, детерминированные); неопределенные (непредсказуемые, рискованные, вероятностные)

По функциям управления Прогнозирующие; планирующие; организующие; упорядочивающие; регламентирующие; контролирующие и др.

По характеру действия субъекта на объект управления Жесткие; ориентирующие; гибкие; нормативные и др.

По альтернативам Однозначные (одновариантные); бинарные (двухвариантные); стандартные (фиксированные); многовариантные (с множеством альтернатив)

По инновационности Инновационные (реализующие новации); неинновационные (костные, нереализующие новации)

По программируемости Программируемые (повторяющиеся, рутинные); непрограммируемые (сопряженные множеством неизвестных непредвиденных факторов)

По срочности Срочные (оперативные, требующие быстрого, неотложного принятия и исполнения решения); несрочные (неоперативные, небыстрые, в условиях достаточного количества времени); кризисные (принимаемые в ситуации кризиса: социальной аномии, стагнации, турбулентности)

По рациональности подходов руководителя Интуитивные (включающие опыт, интуицию, ощущение правильности предпринятых действий); прогнозные (основанные на научном предвидении, предвосхищении событий); рациональные (основанные на объективном анализе ситуации); программирующие (основанные на просчитанном ресурсном обеспечении) и др.

По стилю Авторитарные (жесткие, не учитывающие мнение большинства); демократичные (учитывающие мнение большинства); осторожные (характеризующиеся тщательной подготовительной работой по оценке факторов, условий); уравновешенные (сбалансированные, учитывающие систему прямых и обратных, внутренних и внешних связей и их иерархию); инертные (вялые, вязкие, медленные, костные, неуверенные, необоснованно растянутые во времени решения); импульсивные (спонтанные, необдуманные эмоциональные, аффективные, немотивированные)

И С а С t S X и tfc ST

s —

о §

С I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческие решения можно дифференцировать по разным критериям и параметрам, положенным в классификации (табл.).

В качестве выводов отметим, что предпринятая дифференциация видов управленческих решений неисчерпывающая, ее можно продолжить. Необходимо понимать, что представленная классификация, как и любая другая типо-логизация, условна, искусственна, ситуативна, в чистом виде встречается редко, так как зависит от теоретических и практических интересов исследователей. В связи с этим, дифференцируя виды управленческих решений, следует учитывать их комплексные системные видовые характеристики.

В управленческой теории и практике определен ряд требований к управленческим решениям. К таким требованиям относятся:

— актуальность — потребность в конкретном управленческом решении в данный момент времени («здесь и теперь, здесь и сейчас» от лат. «hic et nunc») как характеристика отношения субъекта управления, его объекта, пространства и времени в контексте наличия определенной проблемной ситуации, требующей разрешения;

— четкая целевая направленность — кораблю, не знающему куда плыть, все ветры не по пути;

— эффективность — результативность, высокая степень достижения намеченного результата (например, В. К. Русаков отмечает, что применительно к управленческому решению под эффектом следует понимать результат, который достигается благодаря его исполнению) ;

— обоснованность — реальность выполнения управленческого решения на базе максимально полной и достоверной информации, отражающей объективные закономерности и научные прогнозы общественного развития;

— своевременность — оперативность выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения; невозможность его запаздывания или опережения — преждевременного принятия;

— полнота — определенность структурных элементов: субъекта и объекта управленческого решения, особенностей их взаимодействий, содержательность формулировок проблем, подлежащих разрешению, механизмов целеполага-ния и целедостижения;

— компетентность субъекта управленческого решения — квалификационная характеристика руководителя, отражающая наличие у него соответствующих способностей, оперативных и мобильных знаний, опыта, интуиции, необходимых для эффективного принятия управленческого решения и организации деятельности в данной предметной области; предполагает возможность осуществления

реального действия, преобразующего ресурсы, имеющиеся на входе, в продукты или услуги, получаемые на выходе и представляющие определенную ценность для людей; это потенциальная готовность со знанием дела решать поставленные цели и задачи, включающая содержательный (знание) и процессуальный (умение, навыки) компоненты и предполагающая владение существом проблемы и умение разрешать ее;

— полномочность — соблюдение субъектом управления прав и полномочий, которые ему предоставлены;

— соблюдение принципа законности — необходимость неукоснительного соблюдения действующих юридических норм;

— вариантность управленческого решения — всесторонняя оценка субъектом, принимающим управленческое решение, конкретной ситуации, связанной с необходимостью разрешения социальных проблем, удовлетворения нужд и ожиданий большинства граждан и выбора одного из оптимальных вариантов выработки, принятия и организации исполнения управленческого решения;

— согласованность с ранее принятыми управленческими решениями — непротиворечивость и преемственность управленческих решений; вступающие в противоречие с новыми условиями решения либо корректируются, либо отменяются;

— конкретность — точность формулировок, не допускающих различных толкований о том, кто, что, когда, где должен выполнить, как действовать; сведения об исполнителях, мероприятиях и сроках их исполнения; определенность намечаемых целей, степень предвидения результата достижения цели; ее статистически просчитанный количественный, а не императивный характер (например, повысить, снизить, усилить и т. д.);

— понятность — однозначность трактовок, не требующих дополнительных разъяснений, от которых зависят скорость и точность реализации управленческого решения;

— простота — ясность формы и содержания, т. е. управленческое решение должно быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения; понятность управленческого решения для исполнителей вытекает из однозначности трактовок, не требующих дополнительных разъяснений, определяющих скорость и точность реализации управленческого решения;

— адресность — ориентированность на конкретных исполнителей, определенный объект управления, определенных социальных субъектов, чьи потребности не удовлетворены и ожидания заблокированы;

— гибкость, подвижность — управленческое решение должно приниматься тогда, когда в нем есть необходимость, и отменяться — когда необходимость в нем отпала.

Актуализированный ряд требований к управленческим решениям вариативен, ситуативен, и его можно продолжить. Представляется важным, что в управленческой теории и практике актуализированные требования необходимо учитывать и использовать в соответствии с принципами ситуативности и достаточности. В целом требования к управленческому ре-

шению должны балансировать (гармонизировать) права и обязанности субъектов и объектов, обеспечивая соответствие управленческого решения силам, способностям и другим ресурсам руководителей и исполнителей.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям, позволяют руководителю выбрать оптимальной вариант его реализации, направленный на достижение определенной запланированной цели организации с учетом имеющихся должностных полномочий и компетенций.

Список литературы:

1. Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): словарь-справочник. М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Граждан Д. В. Социальное управление как профессиональная и общественная деятельность // Социальное управление: курс лекций. М., 2000.

3. Колесников Ю. В. Кибернетизация и коммуникации в управлении // Социальное управление: курс лекций. М., 2000.

4. Русаков В. К. Качество управленческих решений: проблемы определения и подходы к его оценке // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).

5. Яськов Е. Ф. Управленческие решения. М., 2006.

1. Bulygin Yu. E. Organizaciya social’nogo uprav-leniya (osnovnye ponyatiya i kategorii): slovar’-spravochnik. M., 1999.

Методы принятия управленческие решений – очень актуальная и важная тема в теории управления. Ниже рассмотрена проблематика принятия решений, даны основные применяемые методы и методики, описаны их преимущества и недостатки, поставлены вопросы, с помощью которых можно самому провести анализ проблем с персоналом.

Природа управленческих проблем

Управление включает в себя два процесса:

  1. принятие решений о том, что делать, и
  2. внедрение принятых решений.

Способность выносить неопределенность

Полностью просчитать рынок невозможно, его невозможно подчинить и рационализировать.

Поэтому способность легко переносить неопределенность, адаптироваться к ней и принимать в условиях неопределенности эффективные решения – важнейшие индикаторы способности быть менеджером-предпринимателем. Степень избегания неопределенности характеризует уровень двусмысленности, неопределенности и неструктурированности, при которой конкретный индивидуум (менеджер) чувствует себя психологически комфортно.

Способность переходить на вторую позицию восприятия составляет основу эмпатии и внимательности, деликатности и доброты, умения ставить себя на место другого, предвосхищения нужд другого и заботы об этих нуждах. Кроме того, способность перехода на вторую позицию является основой хорошего управления командой и здорового принятия управленческих решений.

Качественные (правильные) решения зависят от наличия двух переменных:

  1. наличия взаимодополняющей команды принятия решений (PAEI),
  2. наличия взаимного уважения среди команды принятия решений.

Поэтому два вопроса, которые нужно задать для того, чтобы предсказать качество принятого решения, таковы:

  1. кто работал над принятием управленческого решения,
  2. в какой атмосфере проходило принятие управленческого решения.

Если эти два условия не были выполнены, то можно заранее предсказать, что команда работала не над той проблемой, и приняла не то решение.

Если же команда была взаимодополняющей, и все функции принятия управленческих решений были представлены, то нужно поинтересоваться, какова была рабочая атмосфера. Если процесс принятия решения сопровождался бурными спорами, и компромисс был достигнут только для того, чтобы уложится в отведенные сроки, то можно предсказать низкое качество решения, поскольку в процессе его принятия отсутствовала атмосфера взаимного уважения. Если же, несмотря на разницу мнений, члены команды прислушивались друг к другу и старались понять точку зрения друг друга, и, в конце концов, они пришли к решению, которое было поддержано абсолютно всеми, то это решение хорошее.

Непонимание – основной источник организационных конфликтов. Представьте, что вы хотите понять точку зрения одного из своих коллег на важную проблему бизнеса. Чтобы извлечь пользу из его мнения, вы должны знать его стиль.

Метод «Анализ проблем»

Что такое «проблема»?

Проблема – это ситуация, в которой работа не соответствует ожидаемому уровню, и где причина такого несоответствия неизвестна. (Отклонения от стандарта)

Проблема – это наблюдаемое в настоящем следствие некоторой причины, находящейся в прошлом. (Для выяснения сути проблемы требуется соотнести наблюдаемое следствие с его причиной).

Давление обстоятельств и необходимость быстрого решения вызывают привычку решать сегодняшние проблемы с помощью решений, применявшихся в прошлом.

ПРОБЛЕМА КАК РАЗРЫВ ЖЕЛАЕМОГО И РЕАЛЬНОГО (еще один способ представления проблемы)

Метод принятия управленческих решений «Анализ проблем» представляет собой непрерывный процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. Определение сути проблемы (через обнаружение отклонения в работе)
  2. Описание проблемы в четырех измерениях: суть, место, время, степень отклонения.
  3. Получение ключевой информации по каждому из четырех измерений для определения возможных причин
  4. Определение наиболее вероятной причины
  5. Проверка найденной причины проблемы на подлинность

Этап 1. Определение сути проблемы

Прежде чем начать поиск причин следует сначала определить суть проблемы с помощью описания отклонений в работе.

Очень важно дать проблеме конкретное определение, правильно назвать ее, потому что от этого зависит качество всей работы, которую предстоит выполнить на следующих этапах.

Дать название проблеме можно с помощью следующей методики:

  • Если мы не уверены в том, что проблема описана или определена предельно точно, следует задать себе вопрос: «Можно ли по нашему описанию проблемы сразу найти ее причину?»
  • Если ответ положительный и причина находится сразу, следует заново искать формулировку проблемы.

Этап 2. Описание проблемы

Шаг 1.

Детальное описание проблемы в четырех измерениях с помощью конкретизирующих вопросов:

  1. Суть: что мы пытаемся объяснить
  2. Место: где мы наблюдаем отклонения
  3. Время: когда происходят отклонения
  4. Степень отклонения /серьезности: насколько серьезным, интенсивным является отклонение.

Шаг 2.

Сравнение состояния системы (оборудования и т.п.), в которой выявлен сбой в работе с состоянием системы, в которой сбой мог бы быть, но не наблюдается.

Этап 3. Получение ключевой информации

Шаг 1.

«Что отличает данные наблюдается / существует от данных не наблюдается / не существует?» По каждому их четырех измерений (суть, место, время, степень отклонения): «В чем отличие?»

Шаг 2.

«Может ли данное отличие повлечь изменение существенных условий, определяющих стандарт проведения операции?» Сравнение данных наблюдается / существует с данными могло бы быть, но не наблюдается.

Шаг 3.

«Каким образом это конкретное отличие (или конкретное изменение) могло привести к наблюдаемому отклонению?»

Этап 4. Определение наиболее вероятной причины

Перечисляем все возможные причины.

Сравниваем относительную вероятность возможных причин проблемной ситуации с помощью вопроса: «Если это есть подлинная причина проблемы, то как она объясняет каждое наблюдаемое отклонение?»

Выдвижение гипотез. Определяется наиболее вероятная причина, которая объясняет все наблюдаемые отклонения лучше по сравнению с другими гипотезами: «Если данная гипотеза является подлинной причиной наблюдаемой проблемы, то как оно объясняет тот факт, что… ?».

Этап 5. Проверка на подлинность

Цель данного этапа — подтверждение наличия причинно-следственных связей.

Проверку гипотезы на подлинность совершают с помощью:

  • Дополнительных вопросов (т.е. добыть дополнительную информацию)
  • Дополнительных действий (провести эксперимент)
  • Или ситуацию возвращают в исходное состояние и наблюдают за тем, прекратилось ли проблемное поведение.

Метод «Принятие управленческих решений»

Метод «Принятие решений» является систематической процедурой, основанной на моделях мышления, которые все мы используем в ситуации выбора. Эта модель мышления состоит из следующих элементов:

  1. Принятие необходимости сделать выбор и формулировка решения (определить то, что нужно сделать)
  2. Рассмотрение конкретных условий, удовлетворение которых приведет к успешному выбору
  3. Решение о варианте действий, удовлетворяющих выбранным условиям
  4. Рассмотрение рисков, связанных с принятием выбранного конечного решения и оценка этих рисков с точки зрения их способности повлиять на успешность и безопасность выбранных действий. Оценка возможных негативных последствий.
  5. Формулировка решения

Сравнение этапа «Формулировка решения» и этапа «Определение сути проблемы»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Начинаем с определения наблюдаемого отклонения

Начинаем с четкой формулировки управленческого решения

Задаем вопросы: «Почему?», «По какой причине?»

Задаем вопросы: «С какой целью?», «Какой?», «Каким образом?»

Важность правильной формулировки искомого решения определяется тем, что это:

  • позволяет сфокусироваться и ограничить количество возможных решений
  • помогает в последующем определении критериев, поиске приемлемых альтернатив и т.д.

2. Определение критериев

Определить критерии – значит, определить тот набор условий, в соответствии с которыми мы сделаем такой выбор, который позволит нам достичь поставленных целей.

  • Критерии устанавливаются до того, как определяются варианты решений.
  • Критерии помогают оценивать степень достижения поставленной цели.
  • Необходимые условия
  • Достаточные условия

Достаточные условия

Смысл определения достаточных условий – дать основу для сравнения различных возможных вариантов решений относительно друг друга. Процесс сравнения проходит в два этапа:

  1. За каждым из условий закрепляется вес, определяющий его относительную ценность и/или важность. Самым важным условиям может быть присвоен вес 10. Веса всех остальных условий определяются относительно этой величины от 1 до 10.
  2. Этап оценки важности каждого из условий относительно друг друга по очереди, один за другим. Далее вес того или иного условия умножается на его оценку относительно соответствия этому критерию.

Принцип выставления оценок: Можно присваивать оценку 10 тому варианту, который в наилучшей степени относительно других соответствует нашим условиям. Все дальнейшие варианты оцениваются по этой относительной шкале. В данном случае мы ищем не идеальное решение, а ответ на вопрос: «Какое из имеющихся (реальных и возможных) решений наилучшим образом выполнит нашу задачу?».

3. Варианты решений

Идеальное решение соответствует абсолютно всем условиям, которые мы определили.

Оценка относительной ценности каждого отдельного решения в сравнении со всеми остальными производится с помощью ответа на вопрос: «Какое решение лучше других удовлетворит поставленным условиям при наименьших приемлемых рисках?»

Если существует только одно возможное решение, нам предстоит оценить, хорошо ли оно настолько, чтобы его вообще принимать.

Если нам предстоит выбирать между существующим образом действий и некоторыми нововведениями, мы должны рассматривать их как различные варианты решения.

4. Оценка рисков

На этой стадии мы становимся пессимистами, все отрицаем, все критикуем.

Поиск возможных отрицательных последствий всех рассматриваемых вариантов действий. (После того, как решение будет принято и реализовано, любые его отрицательные последствия станут реальными проблемами).

Чем более отдаленные последствия будут иметь принимаемые решения, тем больше степень неопределенности. (Именно поэтому процесс принятия решений зависит от нашей способности к суждению, оценке данных, от нашего опыта и нашей интуиции).

Оценка возможных (негативных) последствий

Самый творческий и трудный этап. Предполагает получение ответов на (по крайней мере) пять вопросов.

Если мы выбираем этот вариант (принимаем это решение), то:

  1. Какие условия для достижения успеха мы могли упустить на предыдущих стадиях проведения анализа?
  2. Какие особенности функционирования нашей организации (на основании опыта) могут помешать принятию выбранного решения или препятствовать его воплощению?
  3. Какие изменения внутри организации могут помешать успешному воплощению принятого решения в долгосрочной перспективе?
  4. Какие изменения во внешней среде (например, действия конкурентов или решения правительства) могут помешать успешному воплощению принятого решения в долгосрочной перспективе?
  5. Что вообще может создавать проблемы в процессе воплощения принятого решения?

Критерии оценки последствий

Сначала оцениваем решение, получившее самые высокие оценки: проверяем на вероятность сбоев и потенциальных проблем в будущем.

Затем оцениваем различные возможные негативные последствия на основании их относительной серьезности и степени вероятности:

  • Какова вероятность того, что эта проблема (негативное последствие) возникнет?
  • Если она возникнет, то насколько серьезной она будет?

Три фактора определяют количество и важность потенциальных негативных последствий:

  • степень их вероятности,
  • наша способность определить их и
  • наша готовность справиться с обнаруженными возможными проблемами

Руководство с помощью пяти вопросов. Каждый раз, когда руководитель должен оценить предлагаемые подчиненными рекомендации или варианты действий, ему следует задавать пять вопросов:

  1. Какие цели преследует данное предложение?
  2. Каковы «необходимые» условия для внедрения данного предложения?
  3. Каковы условия «достаточные»?
  4. Какие возможные негативные последствия были вами определены?
  5. Что вы можете предпринять, чтобы снизить их негативный эффект?

Методика «анализ потенциальных проблем»

Отличия Методики «Анализ проблем» от Методики «Анализ потенциальных проблем»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Разрешение текущих проблем и ситуаций по мере их возникновения

Анализ будущих событий с целью принятия мер для изменения будущего

Сама ситуация заставляет использовать методику анализа проблем

Добровольное использование, диктуемое чувством ответственности

Анализ потенциальных проблем

Состоит из четырех основных действий:

  1. Определение (выявление) зон уязвимости в проектах, планах, операциях, событиях и т.п.
  2. Определение конкретных потенциальных проблем в зонах уязвимости, появление которых может оказать существенный негативный эффект на успешность всей операции.
  3. Определение наиболее вероятных источников (причин возникновения) этих потенциальных проблем и определение превентивных мер, препятствующих их возникновению.
  4. Определение экстренных мер и порядка действий в непредвиденных обстоятельствах, т.е. в тех случаях, когда не сработают превентивные меры или когда никакие превентивные меры не представляются возможными.

Действие 1. Выявление зон уязвимости

Зоны уязвимости можно выяснить:

  1. Путем сравнения того, что было запланировано, с тем, что случиться, если по тем или иным причинам запланированное действие не будет осуществлено.
  2. Путем анализа планируемых действий в хронологическом порядке, т.е. путем выделения последовательных шагов в претворении плана в жизнь.

Типичные зоны уязвимости:

  • все то, что никто никогда раньше не делал
  • размытые или перекрывающиеся полномочия и ответственность за те или иные действия
  • сжатые сроки выполнения
  • руководство на расстоянии

Действие 2. Определение конкретных потенциальных проблем

Предполагает ответы на вопросы ЧТО, ГДЕ, КОГДА и В КАКОЙ СТЕПЕНИ может случиться не так, как предполагается по плану в уже выявленных в результате предшествовавшего анализа зонах уязвимости.

Затем каждую из выделенных конкретных потенциальных проблем можно описать подробно и оценить отдельно от других: «Насколько серьезную угрозу для успеха всего мероприятия представляет вот эта конкретная потенциальная проблема?»

Действия 3 и 4. Превентивные и экстренные меры

При решении задач, связанных с потенциальными проблемами, возможны два типа действий: превентивные и экстренные.

Целью осуществления превентивных действий является частичное или полное удаление причины возникновения вероятной проблемы.

Целью экстренных мер является снижение негативного воздействия проблемы, которую нельзя было предотвратить.

Превентивные действия более эффективны (в тех случаях, когда их можно предпринять).

Следующий из рассмотренных методик в статье – «Оценка ситуации».

Для принятия оптимального управленческого решения нужно быть знакомым с актуальной ситуацией в отрасли и знать, чем занимаются конкуренты. Российский и мировой опыт предприятий можно найти в Альманахе «Управление производством».

Методика «оценка ситуации»

Отличия Методики «Оценка ситуации» от Методик «Анализа (потенциальных) проблем» и «Принятия решений»

АНАЛИЗ (ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ) ПРОБЛЕМ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Аналитическая процедура

Оценочная процедура

Цель – разрешение конкретных проблем и ситуаций

Цель – определить, какую аналитическую процедуру применять в каждом конкретном случае

Инструменты оценки ситуации

Методика «Оценка Ситуации» дает менеджеру инструменты, позволяющие ему повысить свою компетенцию в следующих областях:

  1. Определение сложных ситуаций, требующих вмешательства (в настоящем или будущем). «С чего начать? Какие ситуации требуют немедленных действий?»
  2. Разделение комплексных ситуаций на отдельные составляющие, поддающиеся оценке и управлению. «Как справляться с несколькими проблемами одновременно?»
  3. Установление приоритетов.
  4. Планирование способов выхода из сложных ситуаций

Этапы оценки ситуации

1. Определение ситуаций, требующих вмешательства

Существует два типа таких ситуаций:

  • Очевидные ежедневные задачи: каждая управленческая ситуация, которая находится в зоне прямой или косвенной ответственности менеджера и которая требует определенных действий.
  • Возможные проблемные ситуации: наиболее эффективные менеджеры постоянно находятся в поиске таких ситуаций, потому что они не хотят тратить время на решение проблем, появление которых они могут заранее предотвратить.

Поиск проблемных ситуаций

Постоянный поиск возможных проблемных ситуаций является непростой задачей, которая облегчается, если ее разбить на четыре составляющих:

  1. Составлять список наблюдаемых отклонений, угроз и возможностей
  2. Определять степень выполнения заданий (отклонений «план-факт»)
  3. Предугадывать неожиданные события (внутри организации и во внешней среде; часто зависит от типа организационной структуры)
  4. Искать способы усовершенствования и исправления

Практическое применение

Выявить сложные ситуации, требующие вмешательства, можно с помощью следующих вопросов:

  • Где мы не отвечаем установленным стандартам?
  • Какие проблемы, определенные в течение последних шести месяцев, остались нерешенными?
  • Над какими рекомендациями мы работаем сейчас, и над какими придется работать в ближайшем будущем?
  • Какие решения нужно принять безотлагательно?
  • Над принятием каких решений мы сейчас работаем, и какие из них придется выполнять после того, как решение будет принято?
  • Какие значительные проекты или планы должны осуществляться в ближайшее время?

2. Разделение комплексных ситуаций

Комплексная ситуация с трудом поддается эффективному решению.

Как правило, все ситуации на самом деле более сложны, чем кажется с первого взгляда.

Даже если оказывается, что ситуация на самом деле достаточно проста, попытка разделить ее на отдельные составляющие имеет смысл, поскольку даст нам уверенность в том, что мы собрали всю необходимую информацию для всесторонней оценки ситуации.

Прохождение этого этапа позволяет сблизить позиции членов организации на понимание и оценку исследуемой ситуации.

Вопросы этого этапа

На первом этапе мы задавали вопросы для того, чтобы определить те ситуации, которые требуют управленческого воздействия. На данном этапе мы хотим разделить на составные компоненты обнаруженную на первом этапе ситуацию, а для этого ищем ответы на следующие вопросы:

  • Можно ли решить обнаруженную проблемную ситуацию с помощью одного целенаправленного воздействия?
  • Мы говорим об одной проблеме или о нескольких?
  • Все ли согласны с тем, что выявленная ситуация действительно представляет собой проблему?
  • Какие признаки говорят нам о том, что мы имеем дело с проблемой?

Определение невыявленных элементов ситуации

  • Что мы имеем в виду, когда говорим о … ?
  • Что на самом деле происходит в данной ситуации? Происходит ли что-нибудь еще?
  • Что из того, что мы видим (слышим, чувствуем, ощущаем, обоняем и т.д.) говорит нам о том, что мы должны предпринять определенные действия?
  • Что должно быть исправлено в том, как мы действовали в данной ситуации?
  • Что на самом деле беспокоит нас в создавшейся ситуации?

Каждый из этих вопросов раскрывает ситуацию под новым углом зрения. Взятые все вместе, эти вопросы позволят заглянуть вглубь рассматриваемой ситуации, перейти от субъективных оценок к объективным данным.

Это позволяет убедиться в том, что проблемная ситуация понимается одинаково всеми членами команды, принимающими участие в ее оценке и решении.

3. Установление приоритетов

Выбор приоритетов – результат последовательного и систематического процесса. С точки зрения определения приоритетов не самым удачным является вопрос: «Какую самую важную вещь нам нужно сделать в первую очередь?»

С практической точки зрения определить степень важности различных составляющих проблемной ситуации можно с помощью систематического процесса оценки ситуации в трех измерениях:

  • Насколько серьезным является текущее воздействие рассматриваемой составляющей на производительность компании, людей и/или ресурсы?
  • Каким запасом времени мы располагаем для решения данной ситуации?
  • Каковы оценки наиболее вероятного развития ситуации.

Некоторые приемы определения приоритетов

В случаях коллективного решения сложных проблемных ситуаций с большим перечнем составляющих, первое правило такое: выделить те составляющие, которые имеют самую низкую оценку во всех трех измерениях, и отложить их решение на будущее.

Другим подходом является выделение критических составляющих. После этого относительные приоритеты определяются среди этого небольшого количества критических составляющих. Это не означает, что остальные проблемы будут решены сами собой. Их просто отодвигают в сторону до наступления более подходящего времени. Ничего не опускается, но при этом не теряется понапрасну время на решение проблем, имеющих низкую степень приоритетности во всех трех измерениях.

4. Планирование способов решения

На предыдущих трех этапах мы были заняты тем, что нужно делать. На четвертом этапе мы сконцентрированы на том,

  • как разрешить выявленные проблемы наилучшим образом,
  • кто будет этим заниматься, и
  • какого рода ответы мы ищем.

На этом этапе выделенные в качестве приоритетных проблемные ситуации должны быть оценены как объекты для применения методик Анализа (потенциальных) проблем или Принятия решений.

Для того, чтобы быть уверенными в том, что мы выбрали правильный метод принятия управленческого решения, мы должны знать, какого рода ответы мы ищем в каждой конкретной ситуации.

Когда применять Методику «Анализ проблем»

Если мы наблюдаем отклонение, и причина его неизвестна, мы можем прибегнуть к помощи методики Анализа Проблем. Для этого необходимо получить положительные ответы на следующие вопросы:

  • Нуждается ли ситуация в объяснении?
  • Наблюдается ли отклонение между ожидаемым и реальным выполнением операций?
  • Знаем ли мы причину отклонения?
  • Поможет ли нам это знание повысить эффективность совершаемых действий?

Когда применять Методику «Принятие решений»

  • Нужно ли нам сделать выбор в исследуемой ситуации?
  • Нужно ли упорядочить имеющиеся цели для того, чтобы предпринять некоторые действия?

Если это так, мы применяем методику Принятия Решений.

Когда применять Методику «Анализ потенциальных проблем»

  • Было ли решение уже принято, но еще не реализовано, и нам нужно действовать так, чтобы избежать возможных проблем в будущем?
  • Нужно ли разработать определенный план действий для того, чтобы обезопасить принятое решение или его будущие последствия?

Если это так, то мы применяем методику Анализа Потенциальных Проблем.

Полезность методики «ОЦЕНКА СИТУАЦИИ»

С помощью этой методики принятия управленческого решения мы получаем лучшее представление о ситуации, делая видимой всю доступную информацию. Сама привычка применять эту методику позволяет вовремя нажать на тормоз в той ситуации, когда события происходят очень быстро. Применение этой методики позволяет использовать весь потенциал команды менеджеров. Главное не в том, чтобы каждую реальную ситуацию пытаться запихнуть на строго определенную полку. Главное в том, чтобы использовать те идеи и концепции, которые наиболее точно подходят для успешного решения каждой конкретной ситуации (смотрите также – Методы поиска идей).

«ЛЮДИ ПРОСТО НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ». Применение метода «Анализа проблем» и «Принятия решений» при управлении персоналом.

Особенности применения Методик при управлении персоналом и помощь при выборе метода принятия управленческого решения.

ПРОБЛЕМЫ С ОБОРУДОВАНИЕМ

ПРОБЛЕМЫ С ПЕРСОНАЛОМ

Относительно легко определить причину неисправности

Причину ухудшения показателей работы когда-то передового работника найти труднее

Оборудование лишено чувства собственного достоинства

Сотрудник (такой, с которым вы хотели бы работать) имеет это чувство

Определение причин сбоя оборудования всегда приводит к улучшению работы

С людьми это не всегда так (у них есть свобода воли, им присуща иррациональность)

Другие важные отличия

ПРОБЛЕМЫ С ОБОРУДОВАНИЕМ

ПРОБЛЕМЫ С ПЕРСОНАЛОМ

При решении проблем с оборудованием достаточно методик Анализа (потенциальных) проблем и Принятия решений.

В дополнение к навыкам Анализа проблем и Принятия решений менеджер должен обладать пониманием человеческой природы, гибкостью и просто тактом.

Результатом является разработка комплекса мер по исправлению ситуации, устранению причины или ее нейтрализации.

Обычно результатом является принятие адаптивных действий, направленных на приспособление к выявленной причине или ее возможное изменение.

Наиболее часто встречающиеся проблемы с персоналом:

  • Результаты нового сотрудника, от которого ожидали подвигов, разочаровывают.
  • Сотрудник, который когда-то работал блестяще, перестал показывать высокие результаты, по крайней мере, не всегда или не во всех аспектах работы.
  • Работа целого отдела постепенно ухудшается от месяца к месяцу без всякой очевидной причины этого ухудшения.
  • Работники постоянно делают ошибки.
  • Сотрудник конфликтует.
  • Сотрудник всячески избегает брать на себя ответственность.
  • Сотрудник настаивает на предоставлении ему такой степени ответственности, к которой он еще не готов.
  • Сотрудник часто отсутствует / часто опаздывает.
  • Сотрудники занимаются интригами, забывая про работу.
  • Работники недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.

Отклонение от стандарта

Проблема со снижением эффективности возникает тогда, когда наблюдается отклонение от определенного стандарта. Это же верно и для проблем с персоналом.

Не следует ожидать выполнения стандартов от сотрудников, которым эти стандарты неизвестны, непонятны и как следует не объяснены.

Когда стандарты известны и согласованы, тогда у нас есть критерии, отделяющие факты от субъективных оценок, объективные данные от домыслов. Уже известные методики позволяют выявить отклонения в четырех измерениях: сути, места, времени и степени отклонения.

Вопросы для анализа проблем с персоналом

СУТЬ

КТО конкретно тот человек (или группа) чье поведение нас не устраивает? В ЧЕМ конкретно проявляется это поведение?

(Включая действия и высказывания)

МЕСТО

ГДЕ наблюдается рассматриваемое поведение?

ВРЕМЯ

КОГДА впервые было замечено это поведение? КОГДА его наблюдали в последующем?

(Если наблюдается определенная модель поведения, это следует отметить).

СТЕПЕНЬ ОТКЛОНЕНИЯ

КАКОВ ХАРАКТЕР наблюдаемого поведения?

(например: Как много поступило жалоб? Какова степень влияния рассматриваемого поведения на результат работы? Какова степень распространенности такой модели поведения?)

Дальнейшие шаги

  • Сравнение «от противного». Мы хотим знать, кто еще мог бы демонстрировать подобное поведение, но не делает этого; какая еще задача могла бы выполняться плохо, но этого не происходит и т.д.
  • Выяснение важных фактов с помощью наводящих вопросов, которые позволят взглянуть на ситуацию объективно, а не через призму эмоций.
  • Поиск существенных отклонений и выдвижение гипотезы.
  • Проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Два важных следствия

С помощью сравнений «от противного» мы ушли от эмоционального и ничего не объясняющего определения «Люди просто не хотят работать».

С помощью проверки гипотезы мы защищаем себя от принятия быстрых необоснованных эмоциональных решений. Потому что в случае проблем с персоналом, естественной особенностью человека является замечать преимущественно негативные факты, а затем подгонять все остальные факты под наспех сформулированную гипотезу.

Большинство ошибок менеджеры скорее совершают в результате отсутствия объективных данных, нежели в результате неправильной интерпретации этих данных, то есть в результате принятия решений на основании слухов и предположений.

Дополнительные преимущества

Нет, наверное, более сильного способа снизить производительность сотрудников, чем дать им ощущение того, что с ними обошлись несправедливо, необъективно, не пытаясь понять их точку зрения и их понимание ситуации.

  • Применение данных методов принятия управленческих решений поможет отнестись к людям объективно и честно, используя только проверенную информацию.
  • Эти методы принятия управленческих решений помогут установить и донести до каждого цели и рабочие задания, так, чтобы все понимали правила игры.

Решение проблем, связанных с эффективностью персонала требует от менеджера известной доли сочувствия и заботы о людях.

Больше статей на эту тему можно найти в разделе Управление персоналом библиотеки портала.

Олег Левяков

Процесс принятия управленческих решений

Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблмы (задачи);
  • выбор и формулирование оптимального решения;
  • принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому цель управленческой деятельности состоит в нахождении таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

  • метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
  • метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
  • метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения — одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Механизм принятия управленческих решений

Технология менеджмента имеет следующие составляющие:

  • Общее руководство принятия решений.
  • Правила принятия решений.
  • Планы в принятии решений.
  • Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.
  • Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
  • Матричный тип взаимодействия.

Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три — горизонтальную связь в координации принимаемых решений.

Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.

Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим, минуя своего непосредственного руководителя. Такой механизм характерен для американского менеджмента.

В американских фирмах линейные руководители несут персональную ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов. Здесь права и ответственности должны быть равны. Руководители функциональных подразделений оказывают помощь линейным руководителям в качестве экспертов и отчитываются перед ними, но не наделяются правами и ответственностью, которые имеет линейный руководитель. Общий руководитель до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнения не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляют профсоюзы.

Правила принятия решений, или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные.

Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций. Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.

Организационные правила основываются на местном или государственном законодательстве. Они касаются таких вопросов, как определение цели и характера деятельности фирмы, ее отношений с государственными учреждениями, правовой формы и устава фирмы. Эти правила устанавливают владельцев фирмы, их права и ответственность, а также размер дивидендов, оплату высших управляющих и премиальные выплаты, схемы должностных окладов, лимиты капиталовложений, в пределах которых руководители могут распоряжаться финансовыми средствами фирмы.

Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы — важнейший инструмент координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления. Обычный годовой плановый цикл в крупных фирмах начинается с определения высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли.

Производственное отделение — это низовой уровень ответственности в фирме за законченный цикл хозяйственной деятельности, т.е. за разработку, производство, сбыт соответствующей продукции и услуг. Плановыми показателями для них являются объем продажи, прибыль, капиталовложения. Каждое производственное отделение после этого готовит детальный годовой план, который содержит прогноз по таким показателям, как объем реализации каждого вида изделия, доходы от новых изделий, издержки производства, прибыль, уровень занятости, капиталовложения.

Вариант плана обсуждается руководителем производственного отделения с вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному варианту принимается решение, которое становится обязательным к исполнению. Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о необходимости внесёния корректив в плановые показатели или применения конкретных мер. О любых существенных отклонениях от плана руководство производственного отделения обязано информировать высшее руководство фирмы, которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.

Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принятия соответствующих решений. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску изделий, части и компоненты которых изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.

Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты принимаемых решений с руководителями других производственных отделений и функциональных подразделений, но не имеет административной власти, какую получают линейные руководители.

Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы, создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя.

В матричных структурах, в отличие от двух предыдущих горизонтальных механизмов, руководителю проекта предоставляются линейные права, аналогичные тем, которые даются руководителям функциональных подразделений. Возникает сетевая структура, позволяющая принимать решения во все более усложняющихся условиях, касающихся все более сложных проблем.

Требования к технологии менеджмента

Требования к технологии менеджмента можно свести к следующему:

  • формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
  • информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
  • выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;
  • должна строго соблюдаться соподчиненность в отношениях в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

  • Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении. В американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.
  • Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции. Руководителем целевой межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ.
  • Использование формальных правил и процедур в принятии решений — это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.
  • Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование — тот важный вид управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля и бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на, их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.
  • Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах.

Для американского менеджера более характерен индивидуализм, чем коллективизм, в принятии решений. Это отличает американский тип управления от японского и в определенной степени от западноевропейского. Ин-дивидуализм проявляется в единоначалии в процессе принятия решений, индивидуальной предприимчивости в достижении лидерства, индивидуализации в оплате руководителей.

Американский стиль менеджмента — это ориентация на будущее. Отсюда — планирование на перспективу, прогнозирование, маркетинг, преследующий цели — лучше понять потребителя и приспособиться к его требованиям, предвидеть изменения рынка и своевременно принимать необходимые меры в сфере производства. Организация фирмы и процесс управления в американских фирмах ориентированы на потребителя, на его запросы и вкусы.

Важной чертой американского менеджмента является индивидуальный подход к работнику с целью стимулирования выполнения порученной работы с максимальной ответственностью. Отсюда большая роль отводится воспитанию и обучению работников, повышению их профессионального уровня и инициативы в работе. Философия управления в американских фирмах строится на том, что цели работника совпадают с целями фирмы. Такой подход обусловил принцип «управляющий должен знать каждого работника в лицо», а это в свою очередь выдвинуло задачу постоянного изучения персонала и выдвижения кадров по профессиональным навыкам и инициативности.

Важнейшими областями принятия решений являются определение политики капиталовложений и внедрения новой продукции. Принятие решений в области капиталовложений предполагает проведение предварительных расчетов их окупаемости и эффективности.

На практике применяются различные способы определения целесообразности капиталовложений. К ним, в частности, относятся расчеты: по срокам окупаемости; по влиянию инвестиций на дивиденды; по акциям текущего года; по сравнению данной нормы окупаемости с общей нормой по фирме в целом.

Независимо от того, какой метод для выработки решения используется фирмой, каждое решение о капиталовложениях должно следовать общей системе планирования и утверждения капиталовложений. Большинство фирм разрабатывают годовые финансовые планы, которые содержат перечень уже принятых проектов или ожидаемых к финансированию в будущем году. Этот план подготавливается высшим руководством фирмы на основе предложений, разработанных на низовых уровнях.

На основе финансового плана принимаются решения о распределении ресурсов с учетом их сбалансированности. Значительно более гибкая система принятия решений применяется к специальным проектам и уточнению ранее принятых проектов.

Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в компаниях можно разбить на четыре последовательные стадии.

На первой стадии разрабатывается идея или концепция нового товара. Идеи для новых товаров и новых сфер предпринимательской деятельности стекаются от всех подразделений фирмы, а также от покупателей (заказчиков) в отдел новых товаров (или отдел маркетинга), где специалисты проводят оценку спроса на рынке и технических и экономических возможностей фирмы. При положительной оценке перспектив нового товара специалисты подготавливают предложение, которое рассматривается наряду с предложениями по другим товарам — для изучения и определения приоритетности. Такой комитет обычно создается на уровне высшего руководства фирмы и обеспечивает общее руководство всем процессом инновации по новым товарам.

На второй стадии, если предложение получило одобрение комитета по новым товарам, ведется разработка изделия силами специалистов-маркетологов и технологических специалистов. Предварительная конструкция изделия изучается инженерами по производству по таким показателям, как стоимость, качество, долговечность, и при необходимости в конструкцию вносятся изменения. Окончательный вариант изделия анализируется для оценки стоимости единицы изделия, продажной цены, прибыли, объема продаж и потенциальной чистой окупаемости (рентабельности) на несколько лет вперед. Затем вариант изделия и план практической реализации идеи вновь поступают в комитет по новой продукции для окончательного утверждения.

На третьей стадии проводятся испытания нового изделия как лабораторные, так и «полевые» (на рынке). По результатам испытаний вносятся необходимые изменения в изделие и разрабатывается подробный план внедрения его на рынок. Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовое производство изделия исходя из объемов рынка.

На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабному производству изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется координации контроля качества; созданию запасов сырья, материалов и комплектующих частей; рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптового распределения; стимулированию продаж.

Многие крупные фирмы имеют специальные отделы или службы по разработке образцов изделий и проведению их испытаний. В этих отделах работают инженеры и техники-специалисты по производству и технологии. Часто на инженера по производству возлагается общее руководство всем процессом производства нового изделия с подчинением ему функциональных специалистов, которые связаны с этим процессом. Под его руководством может также создаваться управленческая группа из числа специалистов, которая впоследствии может получить статус постоянного подразделения (производственного отделения).

Функция НИОКР обычно централизована на высшем уровне управления, где распоряжаются фондами, средствами и специальными исследовательскими подразделениями, которые занимаются развитием нового продукта. Поэтому решения о размерах капиталовложений и сроках разработки и внедрения новой продукции принимаются на высшем уровне управления. Производственные отделения и предприятия активно участвуют в разработке нового продукта, но им отводится важная роль на этапах проверки технологичности конструкторских идей, освоения нового продукта и запуска его в производство.

Внедрение новой продукции — одна из наиболее трудных задач, решаемых в производственных отделениях. Ее выполнение требует координации усилий работников различных подразделений: по конструированию, технологии, производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков новой продукции входят и представители заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут иметь различную заинтересованность. Так, обычно инженеры-конструкторы заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники стремятся снизить себе стоимость продукции в рамках используемой технологии; заказчики заинтересованы в низкой себестоимости нового изделия и в том, чтобы оно отвечало их требованиям.

Привлечение заказчика к разработке нового изделия часто оказывается решающим для его успеха на рынке. Новая продукция, выпускаемая всего одной фирмой — монополистом на рынке, позволяет ей увеличить объемы продаж за счет привлечения новых покупателей, поставок новой продукции своим старым клиентам, переманивая покупателей от других фирм, выпускающих аналогичную продукцию, но старых образцов. Поскольку инновации и новая продукция резко повышают конкурентоспособность фирмы, они являются предметом коммерческой тайны, и фирмы стремятся как можно быстрее их запатентовать.

Заключение

Непостоянная экономическая обстановка, сложившаяся в нашей стране, заставляет предприятия тщательней и взвешенно принимать различные решения, составлять планы развития, оценивая существующую реальность. Неоклассическая концепция экономической организации исходит из необходимости принятия субъектами рациональных решений. Это подкрепляется основными выводами теории микроэкономики – равновесие потребителя на основе рационального выбора (максимизация полученной полезности при данном доходе), равновесие производителя также на основе рационального выбора (максимизация прибыли в краткосрочном периоде). Однако приходится констатировать, что в действительности рациональные решения для фирмы маловероятны. Прежде всего, из-за соглашательства и непродуманной политики экономических субъектов.

Многие исследования, проводимые в мире, свидетельствуют о том, что даже преуспевающие бизнесмены принимают обоснованные и осмысленные решения только в половине случаев. Можно только удивляться тому, как некоторые бизнесмены принимают решения, несостоятельность которых видна даже неискушенному человеку. А ведь повышение качества решений, принимаемых хозяйственными руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства.

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону +7 (495) 796-11-35 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Управленческое решение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *