Содержание
- Государственное унитарное предприятие и нормативная база
- Цель создания государственного унитарного предприятия
- Причины создания государственного унитарного предприятия
- Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием
- Источники формирования имущества государственного унитарного предприятия
- Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества
- Особенности работы государственного унитарного предприятия
- Об утверждении положения «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий».
- Совет депутатов РЕШИЛ:
- Приложение к решению. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Новые записи:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
ГАРАНТ:
О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.
Государственное унитарное предприятие и нормативная база
В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).
Цель создания государственного унитарного предприятия
Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.
Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.
Причины создания государственного унитарного предприятия
Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:
-
Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящихся к категории первой необходимости.
-
Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.
-
Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.
Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием
В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:
-
Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.
-
Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.
-
Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.
-
Имущество является абсолютно неделимым.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):
-
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
-
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.
В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.
Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.
Источники формирования имущества государственного унитарного предприятия
Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:
-
Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;
-
Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;
-
Различные заемные средства, включая также кредиты банков;
-
Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;
-
Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;
-
Амортизационные отчисления;
-
Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;
-
Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;
-
Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.
Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества
Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.
В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.
Особенности работы государственного унитарного предприятия
Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:
-
В фирменном наименовании, которое имеют государственные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.
-
Орган государственного унитарного предприятия — это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подотчетным.
-
Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах.
-
Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.
Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.
Об утверждении положения «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий».
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИМОВСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 08 декабря 2005 года N 4/10-25
Об утверждении положения «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий».
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании Устава муниципального образования «Город Климовск Московской области»,
Совет депутатов РЕШИЛ:
1. Утвердить положение «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий».
2. Опубликовать настоящее решение в газете «Местные Вести».
Глава города Климовска А.Н. Меньшов
Приложение к решению. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Приложение к решению Совета депутатов г. Климовска
от_08.12.2005 г._ N __4/10-25__
Общие положения
1.1. Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий (далее — Положение) разработано на основе Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Уставом муниципального образования «город Климовск».
1.2. Настоящее Положение устанавливает единый в г. Климовске порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий следующих видов:
— унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, — муниципальных предприятий;
— унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, — муниципальных казенных предприятий.
1.3. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию.
Создание унитарного предприятия
2.1. Учредителем муниципального унитарного предприятия может выступать муниципальное образование «Город Климовск Московской области».
2.2. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается Главой города в форме постановления.
2.3. Решение об учреждении муниципального казенного предприятия принимается Главой города в форме постановления.
2.4. Решение об учреждении муниципального предприятия или муниципального казенного предприятия должно включать в себя цели, предмет деятельности и виды деятельности муниципального унитарного предприятия.
2.5. Унитарное предприятие должно иметь фирменное наименование. Унитарное предприятие, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества, на характер деятельности юридического лица.
Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
2.6. Состав имущества, закрепляемого за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения или за муниципальным казенным предприятием на праве оперативного управления, определяется Комитетом по управлению имуществом г. Климовска.
2.7. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, если иное не установлено законодательством РФ.
Уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
2.8. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, учредитель обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
2.9. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда муниципальное предприятие обязано письменно уведомить своих кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
Кредитор предприятия вправе в течение тридцати дней потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.
2.10. Учредительным документом муниципального предприятия или муниципального казенного предприятия является его устав, принимаемый и утверждаемый в соответствии с законодательством.
Устав муниципального предприятия или муниципального казенного предприятия должен содержать:
— полное и сокращенное фирменное наименование предприятия;
— указание на местонахождение предприятия;
— цели, предмет, виды деятельности предприятия;
— сведения об органе (органах), осуществляющем полномочия собственника имущества предприятия;
— порядок назначения на должность руководителя предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами местного самоуправления;
— перечень фондов, создаваемых предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
— иные сведения в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными правовыми актами местного самоуправления;
— сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
2.11. Устав муниципального предприятия, кроме сведений, указанных в п. 2.10, должен содержать также сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
2.12. Устав муниципального казенного предприятия кроме сведений, указанных в п. 2.10, должен содержать также сведения о порядке распределения и использования доходов, а также о порядке изъятия лишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
2.13. Устав унитарного предприятия утверждается его учредителем.
2.14. Изменения в устав муниципального и (или) муниципального казенного предприятия вносятся в порядке, установленном действующим законодательством РФ, в соответствии с постановлением главы района.
2.15. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
— имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
— доходов унитарного предприятия от его деятельности;
— иных не противоречащих законодательству источников.
Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.
Муниципальные предприятия не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
2.16. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
2.17. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества унитарного предприятия и ему подотчетен. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.
2.18. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
2.19. Учрежденное муниципальное унитарное (казенное) предприятие подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.
Реорганизация унитарного предприятия
3.1. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.
3.2. Решение о реорганизации унитарного предприятия принимается Главой г. Климовска.
3.3. Изменение вида унитарного предприятия (перевод в казенное и наоборот), а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику муниципального имущества не является реорганизацией.
3.4. Учредитель унитарного предприятия не позднее тридцати дней со дня принятия решения о реорганизации обязан уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней со дня направления им уведомления или в течение тридцати дней со дня опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
3.5. Передаточный акт, разделительный баланс (при реорганизации в форме выделения) должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного унитарного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителем унитарного предприятия, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Для регистрации вновь возникших юридических лиц вместе с учредительными документами необходимо представить передаточный акт и разделительный баланс с указанием в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия.
3.6. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.
3.7. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Ликвидация унитарного предприятия
4.1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано:
— по решению его учредителя, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
— по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
4.2. Учредитель унитарного предприятия, принявший решение о его ликвидации, обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что унитарное предприятие находится в процессе ликвидации.
4.3. Учредитель унитарного предприятия, принявший решение о ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
4.4. Унитарное предприятие ликвидируется также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Если стоимость имущества такого унитарного предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса РФ.
Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на муниципальные казенные предприятия.
4.5. В состав ликвидационной комиссии в обязательном порядке включается представитель Комитета по управлению имуществом.
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
4.6. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации унитарного предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации унитарного предприятия.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого унитарного предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителем унитарного предприятия, принявшим решение о его ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемого унитарного предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди (ч. 1 ст. 64 ГК РФ), выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителем унитарного предприятия.
4.7. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия.
4.8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество унитарного предприятия передается его учредителю, имеющему вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого унитарного предприятия, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия.
4.9. Ликвидация унитарного предприятия считается завершенной, а унитарное предприятие — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
«Руководитель бюджетной организации», 2010, N 6
КАЗЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Среди юридических лиц, зарегистрированных и действующих в Российской Федерации, есть юридические лица уникальной организационно-правовой формы. Это унитарные предприятия, в основе организации которых лежит право оперативного управления, то есть казенные предприятия. В научной правовой литературе их еще называют предпринимательскими учреждениями . Чем уникальны казенные предприятия и почему они вызывают интерес, мы и попытаемся разобраться.
———————————
Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Том 1. М., 2005.
Казенное предприятие, с одной стороны, создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а значит, для ведения коммерческой деятельности. С другой стороны, в большинстве случаев львиная доля затрат на ведение такой деятельности осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, главными заказчиками продукции, выпускаемой казенными предприятиями, являются органы государственной власти.
Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
И учреждения, и казенные предприятия являются, по сути, формами реализации государством своих функций. Разница лишь в том, что создаются они в разных сферах: учреждения — в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, казенные предприятия — преимущественно в промышленной сфере, когда, например, необходим выпуск продукции военного или какого-либо иного стратегического назначения.
Интерес к казенным предприятиям в немалой степени продиктован тем, что их создание стало возможным на базе как федерального имущества, так и имущества субъектов РФ и муниципального имущества. Такая возможность появилась с 3 декабря 2002 г., то есть со дня вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ). До 3 декабря 2002 г. казенное предприятие могло быть создано только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
Конечно, с этого момента прошло уже достаточно времени. Однако разработка нормативных правовых актов, которые должны быть приняты во исполнение Закона N 161-ФЗ, идет слишком медленно. Так, Правительство РФ лишь через пять лет после вступления в силу Закона N 161-ФЗ утвердило Положение о создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий (Постановление от 15.12.2007 N 872).
Таким образом, количество казенных предприятий уже возросло и может значительно возрасти в будущем. Конечно, при условии, что государство не изыщет другие варианты реализации своих функций.
Правовой статус казенных предприятий и история их развития
Итак, как уже было отмечено, казенное предприятие — это унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Следовательно, нельзя создавать унитарные, в том числе казенные, предприятия на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, и имущества ее субъектов или муниципальных образований. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому на праве собственности принадлежит имущество, закрепленное за таким предприятием.
Для справки. Термин «унитарный» (от лат. unitas — единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности.
С 1 января 1995 г. (дата вступления в силу части первой Гражданского кодекса) и до вступления в действие Закона N 161-ФЗ основы правового положения унитарных предприятий определялись только Гражданским кодексом.
Примечание. Казенные предприятия и учреждения во многом схожи. Прежде всего тем, что ни те, ни другие не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество.
Так, п. 6 ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливал, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также к федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.
Вместе с тем ст. 113 ГК РФ предусматривала, что правовое положение унитарных предприятий определяется не только Гражданским кодексом, но и специальным законом об унитарных предприятиях. Такой Закон был принят лишь семь лет спустя — 14 ноября 2002 г. и вступил в силу 3 декабря 2002 г. Речь идет о Законе N 161-ФЗ.
Согласно ст. 37 Закона N 161-ФЗ уставы существовавших унитарных предприятий должны были быть приведены в соответствие нормам данного Закона до 1 июля 2003 г.
Закон N 161-ФЗ развил и конкретизировал нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц, применительно к унитарным предприятиям (ст. ст. 48 — 65 ГК РФ), а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. ст. 113 — 115 ГК РФ).
Кроме того, Законом N 161-ФЗ были внесены поправки в ГК РФ (ст. 38 Закона N 161-ФЗ). В частности, начиная с 3 декабря 2002 г. всем унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние предприятия.
Но самые значительные изменения были внесены в ст. 115 «Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления» ГК РФ.
Было установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), может быть создано на базе государственной собственности (как федеральной, так и собственности субъектов РФ) или муниципальной собственности.
Еще раз отметим, что до 3 декабря 2002 г. казенные предприятия могли быть созданы только по решению Правительства РФ и только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Соответственно, уставы казенных предприятий утверждались Правительством РФ, субсидиарную ответственность по обязательствам данного предприятия несла Российская Федерация, а ликвидировано или реорганизовано оно могло быть также только по решению Правительства РФ.
Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Казенное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно должно иметь самостоятельный баланс.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества: Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Печать казенного предприятия должна содержать его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения данного предприятия, а также может содержать его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Место нахождения казенного предприятия определяется местом его государственной регистрации. Казенное предприятие должно также иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь. Об изменении своего почтового адреса оно должно уведомлять орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Отметим, что никакими другими законами, кроме Гражданского кодекса и Закона N 161-ФЗ, правовое положение казенных предприятий не определяется. Такая норма прямо закреплена п. 6 ст. 113 ГК РФ.
А что касается прав и обязанностей собственников имущества казенных предприятий, порядка создания казенных предприятий, реорганизации и ликвидации, ни Гражданский кодекс, ни Закон N 161-ФЗ не исключают правового регулирования при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому эти отношения могут быть регламентированы иными федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами. Так, порядок создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий определен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 (далее — Постановление N 872).
Казенные предприятия и учреждения
Анализ правового положения казенных предприятий позволяет провести аналогию с правовым положением учреждений по некоторым видам классификации юридических лиц: по форме собственности, составу учредителей, правам участников, объему вещных прав.
Форма собственности. И у государственных казенных предприятий (в широком смысле, включая муниципальные), и у государственных учреждений (также включая муниципальные), бюджетных и автономных, одинаковая форма собственности. Они государственные. Это свидетельствует о том, что и казенные предприятия, и учреждения преследуют общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования.
Состав учредителей. По составу учредителей в казенных предприятиях и государственных учреждениях (учреждения бывают также частными) существует общее ограничение. Так, учредителем и казенных предприятий, и государственных учреждений (в широком смысле, включая муниципальные) могут выступать только Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование.
Объем вещных прав. По объему вещных прав юридические лица классифицируются в зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество.
При создании любого юридического лица учредители должны наделить его определенным имуществом для ведения самостоятельной деятельности. Это имущество, а также имущество, приобретенное юридическим лицом в процессе деятельности, становятся его собственностью.
Примечание. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Исключение составляют казенные предприятия и бюджетные учреждения. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество. Распоряжаться этим имуществом казенные предприятия и бюджетные учреждения могут только с согласия собственника. Что касается автономных учреждений, то распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом они также могут только с согласия собственника.
Собственник имущества и казенного предприятия, и бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.
Казенное предприятие, как и учреждение, не может быть признано банкротом (ст. 65 ГК РФ).
Рассматривая далее правоспособность казенных предприятий, их права и обязанности, мы увидим, что у казенных предприятий и учреждений еще много общего, несмотря на то, что казенные предприятия являются коммерческими организациями, а учреждения — некоммерческими.
Собственник имущества казенного предприятия. В соответствии со ст. 20 Закона N 161-ФЗ правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по его созданию, реорганизации и ликвидации, утверждению устава и внесению изменений в него осуществляет Правительство РФ.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляют Правительство РФ или уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, с 3 декабря 2007 г. от имени Российской Федерации права собственника имущества федерального казенного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Такое дополнение в Закон N 161-ФЗ внес Федеральный закон от 01.12.2007 N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
От имени муниципального образования права собственника имущества казенного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Правоспособность казенных предприятий
Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Датой создания казенного предприятия как юридического лица является не дата принятия решения о его создании, а дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ, ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Казенное предприятие должно быть зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для государственной регистрации казенного предприятия в орган, осуществляющий регистрацию (ФНС и ее территориальные органы), представляются:
— решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;
— устав унитарного предприятия;
— сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве оперативного управления.
По общему правилу коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Но это правило не касается казенных предприятий, поскольку они обладают так называемой специальной, или уставной правоспособностью. Это означает, что казенное предприятие может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности и предусмотрены в его уставе. Соответственно, и обязанности у казенного предприятия возникают в связи с этой деятельностью. Данные требования закреплены в ст. 49 ГК РФ и в ст. 3 Закона N 161-ФЗ.
Исходя из специальной правоспособности казенных предприятий, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе казенного предприятия, относит, в частности, предмет, цели и виды деятельности казенного предприятия.
Для справки. Казенные предприятия не вправе совершать сделки, которые противоречат целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).
Объем