Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2010 г.
Регистрационный N 16782
Утвердить прилагаемый Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмещательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Министр транспорта Российской Федерации И. Левитин
Директор Федеральной службы безопасности А. Бортников
Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев
Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
1. Угроза захвата — возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и/или транспортных средств (далее — ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.
4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов1 опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
1 Критический элемент ОТИ и/или ТС — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Аварийно опасные химические вещества – опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;
Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
Внешний нарушитель – нарушитель, не попадающий в определение «Внутренний нарушитель»;
Внутренний нарушитель – нарушитель из числа персонала ОТИ или ТС или лицо имеющее право доступа в зоны безопасности и/или в/на критический элемент без сопровождения;
Зона транспортной безопасности (далее — зона безопасности) – часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, проход в которую осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) в соответствии с установленным порядком
Зона транспортной безопасности (по виду транспорта) (далее — зона безопасности (по виду транспорта) — часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства данного вида транспорта, на которой реализуются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана транспортной безопасности данного ОТИ или ТС;
Зона уязвимости — область (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) прилегающая к объекту транспортной инфраструктуры или область нахождения транспортного средства, на которой мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ или ТС или аналогичные им не реализуются;
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
Категория объекта транспортной инфраструктуры – результат комплексной оценки объекта, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Категория транспортного средства – результат комплексной оценки транспортного средства, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее — критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;
Модель нарушителя — совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства;
Нарушитель — лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, в том числе с использованием транспортного средства;
Непосредственная угроза — совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта;
Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
Обманное проникновение — обманная тактика действий нарушителя, включающая попытки нарушителя создать видимость санкционированных действий, характерных для обыкновенных для исполнения функций, обман персонала ОТИ или ТС и/или сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, использование чужих или поддельных документов, ключей, идентификаторов личности. Может применяться на различных этапах скрытого или открытого проникновения;
Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
Опасные грузы — вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта;
Оружие массового поражения — оружие, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на большой площади. Поражающие факторы оружия массового поражения, как правило, продолжают наносить урон в течение длительного времени. Включает бактериологическое, химическое и ядерное оружие;
Осведомленность (нарушителя) – совокупность знаний нарушителя об инженерно-технических системах, инженерных сооружениях и технических средствах обеспечения транспортной безопасности, регламентах технического обслуживания ее элементов, тактике действий сил транспортной безопасности и их возможностях;
Факторы уязвимости ОТИ или ТС – конструктивные особенности ОТИ или ТС, особенности характера их эксплуатации или свойства элементов системы мер обеспечения ТБ, которыми может осознано воспользоваться нарушитель при совершении АНВ.
Открытое нападение – насильственная тактика действий нарушителя — нападение с применением насилия по отношению к людям и повреждением инженерно-технических средств, характеризующееся применением максимального количества вооружения и спецсредств;
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
Персонал – совокупность работников всех юридических лиц, а также физические лица, осуществляющие деятельность на территории объекта транспортной инфраструктуры или на транспортном средстве.
Подготовленность (нарушителя) – совокупность приобретенных навыков и качеств нарушителя, способствующих достижению им цели АНВ. Подготовленность нарушителя также отражает уровень полученной подготовки (тренировки) по применению специальных средств оснащения или оружия, на схожем объекте или его полномасштабном макете, аналогичным избранным для совершения АНВ;
Пользователи – физические лица, нахождение которых на территории объектов транспортной инфраструктуры или на транспортном средстве связано с приобретением товаров, получением услуг и/или не связано с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Посетители объекта транспортной инфраструктуры – физические лица, нахождение которых на территории объекта транспортной инфраструктуры не связано с получением услуг транспортной перевозки или с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Потенциальная угроза — совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Прямая угроза — совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, являющиеся источниками ионизирующего излучения;
Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности;
Скрытое проникновение — тактика действий, при которой нарушитель стремится остаться невыявленным на всех этапах совершения АНВ; характеризуется стремлением нарушителя преодолеть максимальное количество рубежей охраны без обнаружения, совершить АНВ и, по возможности, совершить отход; в случае обнаружения возможно изменение тактики;
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
Стрелковое оружие — ствольное оружие для стрельбы пулями или другими поражающими элементами. В зависимости от источника энергии для метания поражающего элемента различают огнестрельное, пневматическое, механическое и электрическое стрелковое оружие.
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;
Тактика действий (нарушителя) – способ реализации вида угрозы при совершении АНВ. Открытое нападение. Скрытое проникновение. Обманное проникновение;
Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
Транспортная функция – перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты и запасов от места отправки к пункту конечного назначения/транзита, а также обеспечивающие ее мероприятия;
Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;
Тяжелое оружие — боевые и военные машины на колёсном и гусеничном шасси, а также военные машины, созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания, противовоздушные, противотанковые и иные системы дистанционного поражения целей, огнестрельное оружие калибров крупнее 12 мм;
Угроза – возможность совершения акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Ядовитые вещества – вещества, способные вызывать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь и (или) контакте с кожей.
Согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённого Пр. МТ № 52/ ФСБ № 112/ МВД № 134.
1. Угроза захвата ОТИ и/или ТС – возможность:
-
захвата ОТИ и/или ТС;
-
установления над ними контроля силой или угрозой применения силы;
-
или путём любой другой формы запугивания.
2. Угроза захвата КЭ ОТИ и/или ТС – возможность
-
захвата КЭ ОТИ и/или ТС;
-
установления над ним контроля силой или угрозой применения силы;
-
или путём любой другой формы запугивания.
3. Угроза взрыва ОТИ и/или ТС – возможность:
-
разрушения ОТИ и/или ТС;
-
нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путём взрыва (обстрела).
4. Угроза взрыва КЭ ОТИ и/или ТС – возможность:
-
разрушения КЭ ОТИ и/или ТС;
-
нанесения ему повреждения путём взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
5. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС ВУ (ВВ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.
6. Угроза размещения или попытки размещения на КЭ ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на КЭ ОТИ и/или ТС ВУ (ВВ), которые могут разрушить КЭ ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
7. Угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их КЭ опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
8. Угроза блокирования – возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
9. Угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Обратите внимание.
Потенциальные угрозы п. 1-6 распределены парами, 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6. Эти потенциальные угрозы имеют общие названия, но относятся:
-
или ОТИ (ТС);
-
или КЭ ОТИ (ТС).