Учредительная власть фомиченко

2017.04.009

44 —

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2017.04.009. ФОМИЧЕНКО МП. УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ. — М.: Книга по требованию, 2017. — 468 с.

Ключевые слова: первоначальная учредительная власть; производная учредительная власть; субъекты учредительной власти; многонациональный народ РФ; конституционный строй.

Монография профессора кафедры конституционного и международного права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) М.П. Фомиченко посвящена теме, которая в российской науке конституционного права начала разрабатываться недавно (пока написаны только две монографии -В.Е. Чиркина и А. А. Югова). В зарубежной науке конституционного права активная разработка данной теории относится к периоду первых конституций.

Исследование учредительной власти автор начинает с характеристики власти как таковой. С его точки зрения, власть — это способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия. Учредительная власть определяется в работе как особая единая и неделимая власть народа, не подверженная ни материальным, ни процессуальным правовым ограничениям, лежащим в той же правовой плоскости, и характеризующаяся суверенитетом. Источником учредительной власти является народ, остальные власти берут начало именно в учредительной власти. Учредительной власти принадлежит прерогатива учреждения конституции и законодательного закрепления возможности ее изменения. Автор придерживается деления учредительной власти на учредительную власть социальных общностей и учредительную власть в форме государ-

ственной власти, последняя и является предметом исследования в монографии.

Учредительная власть в работе рассматривается как особый вид власти: это власть, осуществляющая принятие конституции и ее последующие изменения; учреждение конституции происходит в условиях, когда высшие органы власти еще не сформированы; иерархически учредительная власть стоит на более высокой ступени, чем учрежденные ею конституционные органы государственной власти; учредительная власть предшествует им и является первичной; акты учредительной власти по сравнению с актами законодательной власти с юридической точки зрения имеют больший вес; учредительная власть создает наиболее важные государственные институты и юридически неограниченна; носителем учредительной власти является народ; учредительная власть связана не существующими правилами, а только надгосударственными правами человека.

В работе используется также классификация учредительной власти на первоначальную и установленную (производную). Разграничение между ними автор видит в том, что источником первой является народ, а второй — нация, которую автор трактует как особую форму общности, представляющую собой сумму составляющих ее общества и государства .

Хотя автор утверждает, что первоначальная учредительная власть принадлежит народу, в работе отмечено, что на практике субъектом учредительной власти выступает не только народ, голосующий на референдуме по конституционному проекту, но и другие субъекты (например, высшие органы партии (Конго 1973 г.), исполнительные комитеты партий (Ангола, 1975 г.), специальные представительные органы (Филадельфийский конвент в США 1787 г.), надпарламентские органы (Народный консультативный конгресс Индонезии), парламенты (Бразилия, 1988 г.), глава государства, октроируя конституцию (Иордания, 1952 г.)). Однако в работе это противоречие между излагаемой теорией и практикой не комментируется.

Особенности первоначальной учредительной власти в России автор видит в жестком отказе от существующей установленной учредительной власти и организационное оформление самой себя. По его мнению, это было продемонстрировано «в избытке» в 1917 и

1993 гг. Жесткость отказа от существующей установленной учредительной власти в 1917-1918 гг. проявилась в присвоении полномочий еще существовавшего законного монарха и в принуждении его к отречению от престола 2 марта 1917 г. В связи с этим в работе также подробно анализируются исторические события, связанные с созывом, деятельностью и роспуском Учредительного собрания.

Жесткость отказа от установленной учредительной власти в 1993 г. проявилась в пренебрежительном отношении к претенденту на роль учредительной власти, установленному институту власти, зафиксированному в Конституции России 1978 г.

В работе утверждается, что «принятие конституции влечет исчезновение первоначальной учредительной власти, которая, выполнив свою задачу, освобождает место для установленной (институциональной) учредительной власти» .

Установленная учредительная власть — это власть, конструкция которой зафиксирована в конституции, наделяющей ее полномочиями для последующих изменений и дополнений конституции, а также для создания механизмов реализации ее отдельных, наиболее значимых положений.

По Конституции РФ 1993 г. источниками учредительной власти являются: многонациональный народ Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), который выступает в качестве нации в изложенной выше трактовке; специально созываемое Конституционное собрание (ст. 135); постоянно действующие органы всех ветвей власти в соответствии с их компетенцией (по мнению автора монографии, по Конституции РФ определенные учредительные функции осуществляют Федеральное собрание, Президент РФ и Конституционный Суд РФ). В обоснование последнего автор анализирует многочисленные документы политико-правового характера (доктрины, концепции, стратегии, государственные программы, национальные планы, основы государственной политики), разрабатываемые государственными органами. В этих документах автор видит практическое подтверждение идеи, что установленная учредительная власть создается не только для последующих дополнений и изменений конституции, но и для формирования механизмов реализации наиболее значимых ее положений .

Реализация учредительной власти многонациональным народом Российской Федерации происходит в трех формах: высшее вы-

ражение — в форме государственной власти (референдум и выборы органов законодательной и исполнительной власти и государственных выборных должностных лиц); в форме общественной власти (объединение отдельных групп граждан внутри политических партий, общественных движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов); местного самоуправления.

В качестве главных угроз существующему конституционному строю и демократии в России в монографии рассматриваются декларативность конституционных норм и принципов, экстремизм оппозиции и цинизм власти.

В заключение автор предлагает ряд конституционных изменений, по его мнению, направленных на укрепление современной конституционной конструкции, а именно: отмена частной собственности на природные ресурсы, отмена запрета на идеологию, отмена приоритета норм международного права над российским, отмена независимости Центрального банка РФ.

Г.Н. Андреева

2017.04.010. ЗОРЬКИН В.Д. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ: ДОКТРИНА И ПРАКТИКА. — М.: Норма, 2017. — 591 с.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ; доктринальные основы; конституционное правосудие; разделение властей; критерии конституционности; правопонимание; права человека; принцип юридического равенства; принцип справедливости; социальное государство; международное правосудие.

Монография Председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина является своего рода подведением итогов деятельности Конституционного Суда с момента его создания в 1991 г. до настоящего времени, описанием его роли и вклада в формирование российской правовой системы. Исследование отражает авторское понимание некоторых наиболее обсуждаемых решений Конституционного Суда РФ. В центре внимания автора особенности конституционного правосудия России как государства, находящегося на переходном этапе своего развития, государства, в котором переход к праву и демократии еще не завершен. Создание Конституционного Суда РФ, как отмечается в монографии, стало важной вехой на пути правового развития России.

Учредительная власть фомиченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *