Учетная политика некоммерческой организации, образец

Особенности составления учетной политики

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.

Читайте также статью: → Новое в учетной политике на 2019 год.

Требование к содержанию учетной политики

Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:

  1. требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
  2. требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
  3. требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
  4. требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  5. требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
  6. требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.

Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:

  • допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
  • допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено — бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров — унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов — порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Что такое учетная политика организации?

Она включается в себя правильное формирование, оценку, принципы налогообложение и элементы составление отчетности. Еще она включает в себя определенные способы начисления амортизации, формирование расходов и доходов, то есть бухгалтерский и налоговый учет. Применяется как в коммерческой (торговой, аптечной, технической и других прибыльных конмпаний), так и в бюджетной форме.

Такую политику разрабатывает и оформляет бухгалтерия или главный бухгалтер, но могут еще привлекаться и помогать люди с других отделов. А, например, как правильно составляется баланс и сопутствующие бланки, может быть указано в учредительных документах. Она единая для всех предприятий и филиалов. Для ее составления разработаны Методические рекомендации №635, разработанные Минфином РФ. Ими может пользоваться любое предприятие любой формы собственности.

Важно не прописывать фамилии должностных лиц, а писать только должности. Это для того, что человек может уволиться и тогда необходимо будет переделывать документы.

Как происходит формирование?

Учетная политика НКО на 2019 год — образец для религиозной НКО можно скачать на нашем сайте — документ, устанавливающий правила и порядок бухучета в НКО. Несмотря на то что деятельность НКО не связана с извлечением прибыли, от обязанности вести бухучет и представлять отчетность они не освобождаются. Подробнее об этом — в статье.

Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций

Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2019 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:

  • Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
  • Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008 , утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
  • Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.

  • Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
  • Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
  • Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации).
  • Рабочий план счетов , т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2019 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
  • Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
  • Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
  • Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
  • Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.

Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать .

  • Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
  • Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
  • Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.

Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ

Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.

В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:

  • Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
  • Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
  • Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
  • Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
  • Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
  • В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.

С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.

Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели создания организации и ее организационно — правовая форма, масштабы, структура, вид осуществляемой деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.
Вначале, отметим, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ), который пришел на смену Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ).
Стоит обратить внимание, что Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
— садоводческие некоммерческие товарищества;
— огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее — НКО) как:
— дачные некоммерческие товарищества;
— садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
— садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Таким образом одной из задач нового закона явилось сокращение организационных форм до двух основных НКО, учитывающих предназначение земельных участков.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Так, согласно действующей редакции ГК РФ НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:
• потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• общественных движений;
• ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
• товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
• казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
• общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
• фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
• учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
• автономных некоммерческих организаций;
• религиозных организаций;
• публично-правовых компаний;
• адвокатских палат;
• адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
• государственных корпораций;
• нотариальных палат.
Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

Обратите внимание!
С 01.01.2019 г. из перечня некоммерческих организаций, приведенных в статье 50 ГК РФ, исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы. Вместо них, как уже было отмечено, теперь только две формы некоммерческих организаций — садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, в редакции действующей с 01.01.2019 г., товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Налоговая политика НКО на 2016 год

Некоммерческая организация «Альфа»

ПРИКАЗ № 57
об утверждении учетной политики

г. Москва 28.12.2015

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей налогового учета на 2016 год согласно

приложению.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С. Глебову.

Генеральный директор А.В. Львов

Приложение к приказу
от 28.12.2015 № 57

Учетная политика для целей налогообложения

1. Раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования и налогооблагаемой

деятельности осуществляется на основании данных бухгалтерского учета.

Основание: пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

2. Резерв предстоящих расходов на коммерческую рекламную деятельность создается сроком

на три года.

Основание: статья 267.3 Налогового кодекса РФ.

3. Учет рабочего времени сотрудников, участвующих в различных видах деятельности,

осуществляется на основании табеля учета рабочего времени. Сумма расходов на оплату труда
за месяц, относящаяся к каждому виду деятельности, определяется пропорционально времени
участия сотрудника в соответствующем виде деятельности за текущий месяц.

Основание: подпункт 14 пункта 1, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина
России от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17.

4. Амортизация основных средств, приобретенных для осуществления налогооблагаемой

деятельности, начисляется линейным методом.

Основание: подпункт 1 пункта 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Бухгалтерская политика НКО на 2016 год

Некоммерческая организация «Альфа»

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики

г. Москва 28.12.2015

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета на

2016 год согласно приложению.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.С.

Глебову.

Генеральный директор А.В. Львов

Приложение к приказу
от 28.12.2015 № 56

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина
России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и
Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября
2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности организаций».

Элементы и принципы учетной политики:

1. Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией),

возглавляемым главным бухгалтером.

Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана

счетов согласно приложению 1.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

3. Учет хозяйственных операций, активов и обязательств ведется обособленно по

следующим видам деятельности:

– оказание всех видов социальной и психологической помощи больным детям;

– предоставление спонсорской рекламы.

Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

Основание: статья 5 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные

формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России. При
проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены
типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные
формы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы
нетиповых документов приведены в приложении 2.

Основание: часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам,

которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.

Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

7. Бухгалтерский учет ведется с применением единого регистра бухгалтерского учета –

книги учета фактов хозяйственной деятельности, утвержденной в приложении 3.

Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 4.1 информации
Минфина России от 9 ноября 2012 г. № ПЗ-3/2012, письмо Минфина России от 6
февраля 2012 г. № 07-02-06/15.

8. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5

процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

9. Существенная ошибка, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской

отчетности, исправляется записями за текущий период по соответствующим счетам
бухгалтерского учета в том месяце, в котором выявлена ошибка, без ретроспективного
пересчета бухгалтерской отчетности.

Основание: пункты 9 и 14 ПБУ 22/2010.

10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением

годового баланса, по отдельному распоряжению руководителя, а также в иных случаях,
предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами,
регулирующими ведение бухгалтерского учета. При этом основные средства
инвентаризируются раз в три года.

Основание: часть 3 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункты 26, 27
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

11. Основное средство учитывается в составе материально-производственных запасов,
если его стоимость не превышает 40 000 руб.

Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.

12. Списание активов, указанных в пункте 11 настоящей учетной политики,

осуществляется в общеустановленном порядке по мере отпуска их в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации

основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.
№ 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1
января 2002 г. № 1.

14. Затраты на текущий и капитальный ремонт основных средств включаются в расходы

организации отчетного периода, за исключением затрат на регулярные ремонты,
осуществляемые по технологическим требованиям.

Основание: пункт 27 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-
18/01.

15. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный

номер материального запаса.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

16. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по

средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

17. Расходы на содержание административного аппарата организации и прочие расходы

административно-хозяйственного назначения учитываются на счете 26
«общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности
организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.

Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункт 9 ПБУ 10/99,
письмо Минфина России от 21 февраля 2002 г. № 16-00-14/67

18. Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих

проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование».
Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность по
предоставлению спонсорской рекламы списывается ежемесячно на финансовый
результат в дебет счета 90 «Продажи».

Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункт 9 ПБУ 10/99,
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено
приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

19. Сумма общехозяйственных затрат, относимая на себестоимость рекламных услуг,

определяется пропорционально доле доходов от спонсорской рекламы в общей сумме
поступлений за отчетный период (с учетом средств целевого финансирования). При
этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам,
распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по
соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за
отчетный период.

Основание: пункт 3 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, План счетов
бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом
Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), письмо Минфина России от 21 февраля
2002 г. № 16-00-14/67.

20. Получение средств целевого финансирования отражается в момент начисления

обязательства записями по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в
корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Фактическое поступление активов, переданных в качестве целевого финансирования,
отражается по дебету соответствующего счета и кредиту счета 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами».

Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению
(утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

21. Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой

деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе
некоммерческих мероприятий.

Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению
(утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

22. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся на дату составления

отчетности.
Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля
1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

23. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

– оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на дату
составления отчетности;
– сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми
сотрудниками организации дней отпусков на отчетную дату (по данным кадрового
учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с
учетом начисленных взносов на обязательное страхование;

– возникающая разница между суммами созданного и неиспользованного резервов
включается в состав прочих расходов.
Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

24. Выручка от оказания рекламных услуг отражается в учете записями по кредиту

счета 90 «Продажи» в момент появления права на получение этой выручки,
вытекающего из конкретного договора.
Основание: пункты 5 и 12 ПБУ 9/99, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по
его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

25. Учет разниц, обусловленных различиями правил ведения бухгалтерского и

налогового учета, а также учет отложенных налоговых активов и налоговых
обязательств не ведется.

Основание: пункт 2 ПБУ 18/02.

26. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под

отчет, утверждается отдельным приказом руководителя.

Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

27. Правила документооборота утверждается приказом руководителя. Их соблюдение

контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 № 34н.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика некоммерческой организации, образец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *