Учет в учреждении

Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ).

ВНИМАНИЕ!

У субъекта учета может отсутствовать документ (свидетельство), подтверждающий закрепление используемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования – учреждение может использовать его на каких-либо иных основаниях (например, арендовать). В этом случае земельный участок не подлежит отражению в балансовом учете. Его учет по-прежнему должен быть организован на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции).

Правила их учета установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция). Напомним, в августе прошлого года в этот документ были внесены изменения, которые вступили в силу 16 ноября 2014 года (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). До этого момента земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письмо Минфина России от 21 октября 2011 г. № 02-06-07/4680, письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 02-06-10/3473).

Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет таких земельных участков на счете 103 00 «Непроизведенные активы» (п. 70 Инструкции). При этом должны выполняться следующие условия:

1За организацией госсектора закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается соответствующим документом (свидетельством) (п. 70, абз. 2 п. 71 Инструкции); 2 Участки используются в процессе деятельности организации (п. 70 Инструкции).

Как отразить в учете поступление земельных участков?

Поступление земельных участков (в том числе расположенных под объектами недвижимости) в распоряжение субъекта, а также их постановка на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции отражается с применением корреспонденций, приведенных в Таблице 1, и кодов бюджетной классификации согласно Таблице 2.

Таблица 1. Бухгалтерские записи по постановке на учет земельных участков в организациях госсектора

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном (автономном) учреждении

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 180

гКБК 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 180

4 103 11 330

(4 103 11 000)

4 401 10 180

Основание: п. 16 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

Основание: п. 38 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н).

Основание: п. 20 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н) п. 20 Инструкции (утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

БЛАНК

Справка о хозяйственных операциях государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственныхакадемий наук, государственных (муниципальных) учреждений (ф. 0504833)

Другие бланки

Операции по постановке на балансовый учет земельных участков, учтенных на забалансовом счете 01, оформляются Справкой (ф. 0504833) и учитываются обособленно. Для этого согласно учетной политике в рамках третьего разряда кода КОСГУ в счете 0 401 10 180 может использоваться специальный индекс – например, может применяться аналитический счет 0 401 10 189 (подразд. 2 «Особенности применения КОСГУ» разд. V Указаний, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Таблица 2. Применение кодов бюджетной классификации при постановке на учет земельных участков организациями госсектора

Код бюджетной классификации (1-17 разряды номера счета)

Примечание

Основание

КРБ – 000 ХХ ХХ 00 0 0000 000

ХХ ХХ – соответствующий код раздела, подраздела по классификации расходов бюджетов

Пункт 2.2 письма Минфина России № 02-02-07/68722, п. 3.1.2 письма Минфина России № 02-02-07/68726

КДБ – 000 1 17 05010 01 0000

Код доходов бюджетов. Применяется получателями средств федерального бюджета

Пункт 2.2 письма Минфина России № 02-02-07/68722

КДБ – ХХХ 1 17 050ХХ ХХ 0000

ХХХ … ХХ ХХ – соответствующие коды главного администратора доходов бюджета, подстатьи и элемента доходов бюджетов субъекта РФ, муниципального образования

Пункт 3.1.2 письма Минфина России № 02-02-07/68726

гКБК – ХХХ 00000000000000

ХХХ – код главы по бюджетной классификации

Приложение № 2 к Инструкции (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

При постановке земельных участков на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции одновременно с приведенными выше корреспонденциями следует отразить уменьшение показателя забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Земельным участкам, как и иным непроизведенным активам, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции). В качестве инвентарного номера может использоваться кадастровый номер земельного участка (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; далее –Закон № 221-ФЗ).

На что обратить внимание при организации учета земельных участков?

1На земельные участки, учтенные в балансовом учете, как и на другие виды нефинансовых активов, распространяются требования п. 33, п. 381, п. 383 Инструкции. Например, в органе управления имуществом казны переданные в аренду участки должны одновременно отражаться:

  • на отдельном аналитическом счете, открытом к счету 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».

2 Органы управления имуществом казны не должны учитывать земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 141 Инструкции, п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918), на следующих счетах:

  • счет 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Дело в том, что после закрепления за учреждениями земельные участки выбывают из состава имущества казны. Кроме того, действующая методология бухгалтерского учета просто не предусматривает возможность учета одних и тех же нефинансовых активов на балансе двух субъектов учета.

3 На счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» подлежит учету балансовая стоимость имущества, которым, согласно действующему законодательству, бюджетное (автономное) учреждение может распоряжаться только по согласованию с собственником и которым не отвечает по своим обязательствам (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 9 января 2013 г. № 42-7.4-05/2.1-3, письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798). Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, стоимость земельных участков должна учитываться при формировании показателей счетов:

4 По земельным участкам, как и по иным объектам непроизведенных активов, амортизация не начисляется.

По какой стоимости учитывать земельные участки?

Порядок определения стоимости земельных участков, принимаемых к учету на счете 103 00, приведен в абз. 2 п. 71 Инструкции. Его положения можно обобщить в виде таблицы.

Таблица 3. Порядок определения балансовой стоимости земельных участков

Местонахождение земельного участка

Стоимость, по которой участок принимается к учету

Территория РФ

Кадастровая стоимость

За пределами территории РФ

Стоимость, указанная в документе на право пользования

Сведения о кадастровом номере и кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе о дате утверждения стоимости, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости (п. 2 ч. 1 ст. 7, п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ; пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42). Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются Росреестром по запросам любых лиц, в том числе Почтой России или через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 14 Закона № 221-ФЗ). При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно (ч. 13 ст. 14 Закона № 221-ФЗ).

Изменение стоимости земельных участков, принятых ранее к балансовому учету, согласно учетной политике организации госсектора может отражаться с применением приведенных выше корреспонденций по постановке участков на балансовый учет:

  • в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении;
  • в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус».

А вот стоимость имущества (в том числе земельных участков), учитываемого на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», не изменяется ни при каких обстоятельствах – они подлежат списанию с забалансового учета именно по той стоимости, по которой были приняты на забалансовый учет (п. 333 Инструкции).

Если отчетность еще не подписана, но кадастровая стоимость земельного участка уже претерпела изменения в текущем году, новая кадастровая стоимость может учитываться при формировании отчетности за прошедший год – но только в составе операций после отчетной даты, 31 декабря 2014 года (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918). Такое решение возможно, если выполняются условия существенности события, определенные в учетной политике организации госсектора. Например, данные об увеличенной кадастровой стоимости могут быть необходимы для корректного расчета размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в части расходов на уплату земельного налога (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ; п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Документальное оформление операций с земельными участками

БЛАНК

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф. 0306001)

Акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003)

Инвентарная карточка учета основных средств (ф. 0504031)

Другие бланки

Согласно учетной политике организации госсектора операции по поступлению непроизведенных активов, в том числе земельных участков, могут оформляться Актами (ф. 0306001), а выбытие – Актами (ф. 0306001, ф. 0306003) (п. 15, п. 17 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н; п. 20, п. 22 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н; п. 20, п. 22 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п. 82 Инструкции).

Анна Шершнева, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса



Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бюджетный учет, бюджетная отчетность, бюджетная классификация, план счетов бюджетного учета

Всем известно, что максимально эффективное управление любым предприятием, обеспечение сохранности имущества, а также результативность контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни в значительной мере зависит от организации бухгалтерского учета. Информация, формируемая в процессе учета, полезна не только внутренним, но и внешним пользователям. В данных условиях большую актуальность приобретает единообразие ведения учета во всех организациях. Принимая это во внимание, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» были установлены единые методологические основы организации учета и требования к бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет в секторе государственного управления (бюджетный учет) является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, но, вместе с тем, существуют значительные различия в правилах ведения учета в коммерческих и государственных (муниципальных) учреждениях. Это обусловлено тем, что деятельность последних имеет узкую направленность и регулируется специальным бюджетным законодательством.

По сравнению с традиционным, бюджетный учет является более сложным и структурированным. Его главными отличительными чертами являются:

– особый бюджетный план счетов;

– необходимость организации учета в разрезе статей бюджетной классификации;

– четкий учет доходов и расходов;

– целевой характер расходования бюджетных средств;

– казначейская система исполнения бюджета;

– отсутствие понятий «прибыль» и «убыток», финансовым результатом деятельности может быть только «дефицит» или «профицит» бюджета;

– различия в составе и формах отчетности.

К сожалению, большинство специалистов, которые впервые приходят на работу в финансовые структуры государственных (муниципальных) учреждений, не имеют подготовки в сфере бюджетного учета. Им приходится осваивать его специфику самостоятельно. Эту проблему усугубляет постоянно совершенствующееся бюджетное законодательство и, как следствие, недостаточность теоретического материала в области бюджетного учета.

Поэтому цель данной статьи — рассмотреть нормативную базу, регулирующую учет в государственных (муниципальных) учреждениях, и выявить основные отличия бюджетного учета от традиционного.

Бюджетный учет и бюджетная отчетность — сравнительно новые институты бюджетного права, т. к. стали объектом правового регулирования только с 2000 года — с момента вступления в силу Бюджетного кодекса РФ .

Бюджетный кодекс является одним из фундаментальных документов в данной сфере. Он определяет принципы построения бюджетной системы РФ; основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений; функции, права и обязанности участников бюджетного процесса; основные виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии с БК РФ, бюджетный учет относится к отчетной стадии бюджетного процесса и является средством контроля за исполнением бюджета, состоянием активов, выполнением обязательств, законностью совершаемых операций.

Общие способы и правила ведения бюджетного учета определены Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Она регламентирует не только порядок применения Единого плана счетов, но и включает в себя весь перечень необходимых положений по ведению учета, а именно: требования к бухгалтерским документам, к оценке объектов, учетной политике. .

Согласно Инструкции № 157н, бухгалтерский учет осуществляется методом начисления. Это значит, что все хозяйственные операции отражаются в том периоде, к которому они относятся, независимо от момента оплаты.

Вместе с тем, при использовании метода начисления понятия «доходы» и «расходы» приобретают иное значение. Они являются экономическими потоками, оказывающими прямое воздействие на изменение результата деятельности учреждения. В условиях бюджетного учета, величина финансового результата деятельности учреждения совпадает с величиной чистой стоимости его активов, что накладывает отпечаток на порядок признания доходов и расходов организации.

Специфика их учета заключается в том, что в текущие доходы включается не весь результат от реализации имущества, объектов основных средств, а только разница, превышающая рыночную стоимость над балансовой стоимостью и расходами по реализации. Объектом учета текущих расходов не может считаться приобретение основных средств или операции по созданию активов, так как в этих случаях происходит преобразование активов из одной формы (денежной) в другую (материальную), которое не изменяет активы и обязательства, а значит, не может воздействовать на результат .

Еще одной важной особенностью бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях является Единый план счетов бюджетного учета, который также утвержден Приказом Минфина 157н. Разница между Планом счетов, применяемого коммерческими организациями, и Планом счетов бюджетного учета заключается не только в особой системе кодирования, но в принципе объединения счетов в основные разделы. В последнем счета более детализированы, сгруппированы по экономическому содержанию и отражают основные объекты учета: финансовые и нефинансовые активы, обязательства, финансовый результат и операции санкционирования.

Анализируя структуру Плана счетов, весь перечень счетов бюджетного учета, в зависимости от выполняемой ими роли, можно условно разделить на балансируемые и небалансируемые .

Балансируемые счета отражаются в балансе. Они объединены в одну систему, имеют корреспонденцию между собой и обеспечивают учет всей финансово-хозяйственной деятельности. Данная группа включает в себя следующие разделы Единого плана счетов:

– Раздел 1 «Нефинансовые активы»;

– Раздел 2 «Финансовые активы»;

– Раздел 3 «Обязательства»;

– Раздел 4 «Финансовый результат».

Небалансируемые счета отражаются только в Главной книге и охватывают следующие разделы Единого плана счетов:

– Раздел 5 «Санкционирование расходов экономического субъекта»;

– «Ведение учета на забалансовых счетах».

Следует отметить, что порядок записи операций на счетах бюджетного учета имеет свои особенности для разных типов государственных учреждений: казенного, бюджетного, автономного и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание. Поэтому Минфин РФ также разработал Планы счетов и Инструкции, для каждого из типов. Эти Планы служат дополнением к Единому плану счетов и утверждены следующими приказами Минфина РФ:

– № 162н от 16.12.2010 — для казенных учреждений;

– № 174н от 16.12.2010 — для бюджетных учреждений;

– № 183н от 23.12.2010 — для автономных учреждений;

– № 184н от 30.11.2015 — для органов, осуществляющих кассовое обслуживание.

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению, организация составляет и утверждает Рабочий план счетов в качестве приложения к учетной политике. Из всего массива счетов, субъект бюджетного учета использует только те, которые непосредственно связаны с его полномочиями.

Номер рабочего счета состоит из 26 разрядов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Структура счета рабочего плана счетов

Разряды

1–17

19–21

22–23

24–26

Аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий

Код финансового обеспечения деятельности

Код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

Код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета

Аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета

Как видно по таблице 1, в разрядах 1–17, а также 24–26 номера рабочего счета отражаются составляющие кода бюджетной классификации. Отсюда следует, что План счетов бюджетного учета тесно взаимосвязан с бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования бюджета бюджетной системы РФ. Указания о порядке её применения регламентируется Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. Приказ утверждает принципы назначения, структуру, порядок формирования и применения классификации. Также он содержит перечень кодов составных частей бюджетной классификации, которые, согласно БК РФ, являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ.

Бюджетная классификация позволяет организовать не только детальный аналитический учет доходов, расходов и финансирования государственного долга всех участников бюджетного процесса, но и является организационным началом системы управления бюджетными средствами. Она создает условия для объединения данных всех бюджетов в единый консолидированный бюджет страны, значительно снижает трудоемкость процедуры рассмотрения бюджетов, контроля за их исполнением, а также использованием бюджетных средств по целевому назначению .

Таким образом, План счетов бюджетного учета и бюджетная классификация являются неделимой основой бюджетного учета. Счета бюджетного учета лежат в основе синтетического учета, а бюджетная классификация обеспечивает более детальный, аналитический, учет.

Основной целью бухгалтерского учета и завершающим этапом учетного процесса является формирование финансовой отчетности для заинтересованных пользователей. Состав бюджетной отчетности шире традиционной и включает в себя :

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Этот список документов, установленный БК РФ, подлежит внешней проверке. В действительности, существуют и другие отчеты, которые обязательны к формированию. Полный состав бюджетной отчетности для каждого участника бюджетного процесса, порядок её составления и представления установлен приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Приказом № 191н также закреплены формы отчетов. Заметим, что, привычные для традиционного учета, Баланс и Отчет о финансовых результатах в бюджетном учете имеют другой вид.

В Балансе исполнения бюджета (ф.0503130) показатели бюджетного учета отражаются по двум разделам актива и двум разделам пассива в разрезе бюджетных и внебюджетных средств на начало и конец отчетного периода. При этом данные Баланса на начало года (вступительный баланс) должны соответствовать данным на конец предыдущего года (заключительный баланс) . Баланс исполнения бюджета составляется только на один финансовый год.

В активе Баланса имущество организации классифицируется по форме функционирования актива и представлено разделами: «Нефинансовые активы» и «Финансовые активы».

К нефинансовым активам относятся все средства учреждения, имеющие материально-вещественную форму, в том числе основные средства, нематериальные активы, материальные запасы и капитальные вложения. Так же в собственности государства находится большое количество непроизведенных активов — земля, ресурсы недр и пр. Это особый вид имущества, поэтому в бюджетном учете непроизведенные активы учитываются обособлено от основных средств, а в балансе для них предусмотрена отдельная строка.

Здесь следует отметить, что, в отличии от традиционного учета, для целей бюджетного учета под балансовой стоимостью активов понимается их первоначальная стоимость. В Балансе государственных (муниципальных) учреждений отдельными строками отражаются балансовая стоимость активов, их амортизация и остаточная стоимость соответствующих активов.

Финансовым активам учреждения отведен второй раздел Баланса. Они включают в себя денежные средства, финансовые вложения, внутренние требования учреждений к подотчетным лицам, за причиненный материальный ущерб, недостачу и др., внешние требования по выданным авансам, причитающейся выручке за оказанные услуги и выполненные работы .

Пассив Баланса складывается из разделов: «Обязательства» и «Финансовый результат». По строкам раздела «Обязательства» указывается образовавшаяся за отчетный период кредиторская задолженность. Государственные организации могут иметь обязательства перед юридическими лицами (долговые обязательства в рамках государственного и муниципального долга, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, по расчетам по платежам в бюджет), физическими лицами (по расчетам с персоналом по оплате труда, по социальным выплатам) и перед другими участниками бюджетного процесса (внутренние расчеты между распорядителями и получателями) . В Балансе государственных (муниципальных) учреждений обязательства представлены в разрезе бухгалтерских счетов, т. е. только в разрезе оснований по которым возникло данное обязательство. Выделение долгосрочных/краткосрочных, а также внутренних/внешних обязательств не предусмотрено.

В отличие от Баланса, который представляет информацию о наличии у субъекта имущества и обязательств, Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) информирует пользователя отчетности об объемах и характере экономической деятельности объекта, а также о её эффективности.

Как говорилось выше, в государственных (муниципальных) учреждениях величина финансового результата деятельности равна величине его чистых активов. Поэтому в Отчете о финансовых результатах находят свое отражение не только доходы и расходы, но и объекты, изменение которых влечет за собой изменение чистой стоимости активов учреждения. Таким образом, Отчет состоит из двух частей:

1) результат доходов и расходов, включающий два раздела — «Доходы» и «Расходы»

2) результат операций с активами и пассивами, имеющий разделы «Операции с нефинансовыми активами» и «Операции с финансовыми активами и обязательствами».

Целевым показателем формы является показатель «Чистый операционный результат». При этом если расчет первой части является традиционным — «доходы — расходы», — то во второй части реализован принцип косвенного расчета на основе балансового равенства пассивов и активов.

Доходы и расходы отражаются в Отчете в разрезе кодов экономической классификации.

Отчет о финансовых результатах деятельности, как и Баланс исполнения бюджета, формируется в разрезе бюджетной и внебюджетной деятельности и деятельности со средствами во временном распоряжении с указанием общей суммы значений по всем видам деятельности.

В бюджетном учете, как и в традиционном, отчетным годом признается календарный год — с 1 января по 31 декабря. Так же, существуют промежуточные отчетные периоды — месяц и квартал. Промежуточная отчетность составляется нарастающим итогом за текущий финансовый год .

Процесс представления бюджетной отчетности имеет свою специфику.

Во-первых, она подлежит утверждению на законодательном уровне. Годовая бюджетная отчетность и законопроект об исполнении соответствующего бюджета представляются законодательному (представительному) органу, который принимает решение об утверждении или отклонении данного закона.

Во-вторых, бюджетную отчетность об исполнении бюджета консолидируют. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Поэтому формирование сводной бюджетной отчетности — это многоуровневый, разветвленный процесс. Так, к примеру, консолидированный бюджет РФ включает в себя свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Последние в свою очередь состоят из консолидированных бюджетов регионов, которые водят в данный субъект.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что бюджетный бухгалтерский учет, в отличии от бухгалтерского учета коммерческого предприятия, строже регламентирован, имеет более сложную организацию аналитического учета. Несмотря на то, что цели ведения бухгалтерского учета в коммерческих и бюджетных организациях едины, специфические особенности учета в государственных (муниципальных) учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

Литература:

1. Бюджетный кодекс РФ;

2. Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению»

3. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ»

9. Правовое регулирование бюджетного учета и бюджетной отчетности в Российской Федерации // Электронный научный журнал «Вопросы современной экономики». URL: http://economic-journal.net/2013/10/054/

О журнале «Учет в учреждении»:

Журнал создан специально для бухгалтеров, а также экономистов бюджетных учреждений и органов государственной власти, аудиторов, сотрудников казначейства и контролирующих служб, разработчиков программных продуктов в области бюджетного учета.
В каждом номере – ответы на вопросы читателей, комментарии к изменениям в бюджетном и налоговом законодательстве, советы специалистов Минфина России и Федерального казначейства, опыт коллег в решении сложных хозяйственных ситуаций.
В журнале рассматриваются варианты действий в ситуациях, не урегулированных законодательно. Все материалы написаны доступно, подкреплены подробными числовыми примерами. Читатели всегда в курсе не только нововведений, но и того, как применять их на практике.
Все материалы написаны доступным языком, с конкретными примерами.

В каждом номере журнала «Учет в учреждении»:
» Новое в бюджетной сфере
Эксклюзивные разъяснения специалистов Минфина РФ и Казначейства постановлений Правительства РФ, поправок и изменений в Федеральный закон, которые вы можете обратить на пользу учреждению и его бюджету.
» Госконтракт
» Юридическая консультация
» Работники
» Ответы на вопросы бухгалтеров бюджетных учреждений
» и многое другое

Дополнительные сервисы на сайте budgetnik.ru:
» Школа Глабуха Государственного учреждения
Онлайн курсы и тесты более чем по 40 темам бухгалтерского учета в государственных(муниципальных) учреждениях
» Закупки
Сервис поможет вам выбрать порядок организации закупок, оформить документацию и заключить контракт:
— инструкция по регистрации на официальном сайте
— нормативные документы по закупкам в актуальной редакции
— эксклюзивные разъяснения экспертов
— административная ответственность в сфере закупок
» Отпускные
Электронный справочник по оплате отпусков.
Актуальная информация о начислении отпускных в бюджетном учреждении: правила исчисления, отражение ситуации в бухгалтерском учете, налоговые последствия.
Четко, на примерах, с учетом нововведений и разъяснений чиновников.
» Налоговая Энциклопедия
Электронный справочник ответит на все вопросы по начислению и уплате налогов учреждения:
— федеральные налоги
— региональные и местные налоги
— специальные налоговые режимы
» E-consulter «Экспресс-ответ»
Экспертная поддержка читателей по всем вопросам бюджетного учета и налогообложения в государственных (муниципальных) учреждениях. Уникальная возможность оперативно получить персональную консультацию экспертов.
» E-consulter «Применение КОСГУ»
Автоматизированный электронный консультант по вопросам применения кодов КОСГУ.
Поиск и расширенная классификация параметров запроса дают возможность точно и быстро определить нужный код в соответствии с новой Инструкцией N 180н.
» «Учетная политика»
Методические указания и рекомендации, а также программа-составитель, которая позволяет сформировать готовый приказ об утверждении учетной политики.
На основании введенных данных программа сама составит необходимый документ.
» Видеосеминары
Выступления ведущих специалистов по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.
Большой выбор видео по профессиональным темам:
— организация учета
— отчетность
— страховые взносы
— закупки
— и многое другое

Главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях»). В арбитражной практике имеется немало примеров, когда главный бухгалтер привлекается к административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому (см. постановления Ульяновского областного суда от 12.11.2018 по делу № 4А-464/2018, от 01.12.2017 по делу № 4А-442/2017, Хабаровского краевого суда от 18.07.2017 № 4а-521/2017). До недавнего времени при привлечении должностных лиц бюджетных учреждений к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету, составлению бухгалтерской отчетности применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Федеральный закон от 29.05.2019 № 113‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 113‑ФЗ) внес изменения в КоАП РФ, в частности в положения данной статьи, и теперь в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применяется ст. 15.15.6 КоАП РФ, нормы которой также были скорректированы. О новых размерах административной ответственности и видах нарушений, за которые эти меры ответственности применяются, поговорим ниже.

С какой даты применяются новые размеры административной ответственности?

Федеральный закон № 113‑ФЗ, внесший изменения в ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ, вступил в силу 9 июня 2019 года, и именно с этой даты начинают действовать новые нормы названных статей, а в отношении должностных лиц бюджетных учреждений применяются новые размеры административной ответственности.

Нормы какой статьи КоАП РФ (ст. 15.11 или 15.15.6) применяются при привлечении главного бухгалтера к административной ответственности?

До вступления в силу Федерального закона № 113‑ФЗ в отношении действий должностных лиц бюджетных учреждений применялась ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц бюджетных учреждений не применялись, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность за нарушения ведения учета должностных лиц в части порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н, а бюджетные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н.

В силу поправок, внесенных в названные статьи Федеральным законом № 113‑ФЗ, в случае нарушения в бюджетном учете должностными лицами бюджетных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

За какие виды нарушений в области бухгалтерского учета и составления отчетности предусмотрена административная ответственность за нарушения ведения учета ст. 15.15.6 КоАП РФ?

Новой редакцией ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность бюджетная отчетность:

1) за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности;

2) за нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей:

  • незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;
  • значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности;

3) за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Каков размер ответственности за непредставление отчетности или ее представление с нарушением сроков?

За непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ). Ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ штраф за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Каков размер ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности?

Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ дифференцируют влияние нарушения на искажение показателей отчетности, соответственно, размер штрафа за нарушение, повлекшее незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности, отличается от размера штрафа за грубое нарушение требований к составлению отчетности, ведения бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения относятся к нарушениям бухгалтерского учета, повлекшим незначительные и значительные искажения показателей бухгалтерской отчетности, а какие – к грубым нарушениям требований к бухгалтерскому учету и составлению либо представлению бухгалтерской отчетности. Для наглядности приведем штрафы по каждому виду нарушений в таблице:

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности,содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

В отношении этого вида нарушения ст. 15.15.6 КоАП РФ установлены как виды нарушений, относимых к этой категории при достижении определенных числовых показателей искажения отчетности и занижения сумм налогов, так и действия должностных лиц, которые вне зависимости от числового размера отношения показателя от нормы квалифицируются как данный вид нарушения. К такому виду нарушений относятся:

Описание нарушения

Числовой показатель нарушения

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

Более чем на 10 %;

не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Кроме того, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо под грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

  • включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
  • регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Ниже отразим штрафы, применяемые за рассмотренными нами выше виды нарушений требований к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (см. п. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ):

Виды нарушений

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей…

Грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности

…незначительное искажение бухгалтерской отчетности

…значительное искажение бухгалтерской отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа

От 5 000 до 15 000 руб.

От 15 000 до 30 000 руб.

От 30 000 до 50 000 руб.

В каких случаях административная ответственность не применяется?

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ устанавливает, что предусмотренная данная статьей административная ответственность бюджетная отчетность за искажение показателей отчетности не применяется:

  • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;
  • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

При этом должно выполняться следующее условие: искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Предусматривает ли ст. 15.15.6 КоАП РФ случаи, когда должностное лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности?

Согласно положениям ст. 15.15.6 КоАП РФ, изложенной в редакции Федерального закона № 113‑ФЗ, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);
  • после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6, ошибок в отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2019 год

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Учет в учреждении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *