Учет на автотранспортном предприятии

1.1. Общие сведения по оформлению автомобиля

Приобрести автомобиль несложно, это можно сделать даже не имея в своем распоряжении достаточной суммы. Автосалоны активно привлекают клиентов новыми, все более выгодными схемами покупки – от беспроцентного кредита до лизинга. Беспроцентный кредит связан для покупателя с обязательной покупкой страхового полиса КАСКО (риск угона и причинения ущерба автомобилю), такой полис недешев и требуется далеко не всем. Поэтому часто организации предпочитают пользоваться лизинговой схемой. Ее основное преимущество по сравнению с покупкой за счет кредитных ресурсов состоит в том, что лизинговая комиссия облагается налогом на добавленную стоимость, а значит, можно предъявить налог к вычету. Однако самым распространенным способом приобретения автомобиля все же является его покупка.

Новые и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной. Все владельцы автотранспорта должны застраховать риск автогражданской ответственности, иначе не смогут пройти государственный технический осмотр и регистрацию.

Договор обязательного страхования обычно заключается на 1 год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов», и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Чтобы встать на учет по местонахождению транспортных средств, организации предпринимать ничего не нужно, все делается автоматически и без ее участия.

Сведения о зарегистрированном имуществе поступают в налоговые инспекции от ГИБДД, которая сообщает налоговикам о владельцах автомобилей. На все уходит не более 15 дней: в течение 10 дней указанные ведомства должны передать информацию в налоговую инспекцию, и в течение 5 дней инспекция должна поставить организацию на учет по этим основаниям.

Если организация нарушит срок постановки на учет, то ее ждет штраф в размере 5000 руб. за каждое транспортное средство. Просрочка свыше 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (ст. 116 НК РФ).

Однако не спешите заплатить штраф, так как согласно п. 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.02.2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано следующее:

«При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков санкций за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренных статьями 116 и 117 НК РФ, судам необходимо учитывать следующее.

Правила ст. 83 НК РФ, за несоблюдение которых установлена указанная выше ответственность, предусматривают обязанность налогоплательщика-организации и налогоплательщика-индивидуального предпринимателя подать заявление о постановке на налоговый учет в каждом из оговоренных этой статьей мест: по месту нахождения (жительства) самого налогоплательщика, по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика-организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств.

Итак, ст. 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию».

Поэтому если организация уже состоит на учете в налоговом органе по месту государственной регистрации, а ей необходимо поставить на учет в данный налоговый орган приобретенное автотранспортное средство, то в такой ситуации несоблюдение сроков постановки автомобиля на учет не повлечет применения налоговых санкций. То же можно сказать и о филиале (обособленном подразделении), по местонахождению которого организация состоит на учете.

При государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи:

1) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

2) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

4) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия (ДТП);

5) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

6) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;

7) формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.

Транспортные средства подлежат государственному техническому осмотру со следующей периодичностью:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – каждые 6 месяцев;

б) легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, а также мототранспортные средства (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а» и «г»): – зарегистрированные в установленном порядке в Госавтоинспекции и прошедшие первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, – через 36 месяцев;

– с года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, – каждые 24 месяца;

– с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, – каждые 12 месяцев;

в) грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а») – каждые 12 месяцев;

г) транспортные средства, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешена установка специальных сигналов, а также транспортные средства, предназначенные для обучения вождению (за исключением транспортных средств, указанных в подп. «а») – каждые 12 месяцев. Приведенные сроки исчисляются от даты проведения первого государственного технического осмотра, при этом внесение в регистрационные документы на транспортное средство коррективов, связанных с изменением сведений о собственнике (представителе собственника) или заменой государственного регистрационного знака, и выдача в связи с этим нового талона производятся без проверки технического состояния транспортного средства.

Технический осмотр транспортных средств производится на платной основе (п. 7 постановления Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ»), порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств утвержден совместным приказом МВД России, Минфина России и Минтранса России от 03.08.2001 г. № 708/61н/126, в размер этой платы включаются:

1) свободная отпускная цена изготовителя талонов о прохождении государственного технического осмотра (с НДС);

2) затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче специальной продукции, величина которых не должна превышать 36 руб.;

3) стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, если решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации такая проверка предусмотрена.

Талон о прохождении технического осмотра является подтверждением того, что данное транспортное средство прошло технический осмотр и его владелец (собственник) получил разрешение на эксплуатацию автомобиля. Плату за проведение технического осмотра не следует рассматривать как стоимость работ (услуг), связанных с текущей эксплуатацией транспортного средства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Учет автотранспорта

Учет автотранспорта — программа, предназначенная для комплексной автоматизации учета транспорта в автотранспортных предприятиях, организациях, которые имеют автопарки, а также и для частных лиц, имеющих личные авто и желающих вести полный контроль расходов и ремонтов по ним.

В состав программы входят заготовки следующих отчетов:

  • Личная карточка водителя.
  • Акт закрепления транспортного средства за водителем.
  • Список закрепления транспортных средств за водителями.
  • Сроки прохождения ТО за следующие 7 дней.
  • Сроки окончания страхования ТС за следующие 7 дней.
  • Денежные расходы.
  • Автопарк.

Основные функции:

  • Ведение базы транспортных средств.
  • Справочник всех ТС с подробной информацией по ним. Учет комплектации ТС, контроль окончания сроков действия документов на автотранспорт.
  • Учет страховых полисов ТС.
  • Контроль своевременной выписки страховых полисов ОСАГО и КАСКО.
  • Учет ремонтов ТС.
  • Планирование технического обслуживания транспортного средства. Учет и контроль ремонтных работ, как в собственной ремонтной зоне, так и в автосервисах.
  • Ведение истории ДТП.
  • Учет дорожно-транспортных происшествий, учет и контроль ремонтов после ДТП.
  • Учет расходов по каждому ТС.
  • Фиксирование и контроль всех расходов на автозапчасти, инструменты, бензин и прочее.
  • Учет водителей.
  • Учет контактных данных водителей, оформление и учет договоров найма и передачи автомобилей, контроль сроков действия документов – медицинские справки, водительские удостоверения.
  • Подготовка разнообразных аналитических отчетов по всем данным
  • Минимизация ошибок ввода, уменьшение времени на обработку заявки
  • Мероприятия по пробегу ТС
  • Задания проведений конкретных мероприятий по пробегу ТС (замена масла, ГРМ …), с напоминанием и подсветкой записей определенным цветом.
  • Возможность импорта и экспорта баз данных

Особенности учета на автотранспортных предприятиях

  1. задачи учета автомобильного транспорта.

а/т хоз-ва подразделяется на 2 группы: 1. крупные самостоятельные предприятии “автоколонны, автопарки, автобазы и т.д.” основное назначение которых оказание а/т услуг юридических и физическим лицам в соответствии с договором.

  1. мелкие транспортные хозяйства, находящиеся на балансе райпо или др. организаций и занимающиеся перевозкой товаров, материалов в основном для данной организации.

Задачи учета:

  1. контроль за сохранностью горюче смазочных материалов, зап.частей, автомобильных шин, а/т ср-в и других матер. ценностей и ден. ср-в.
  2. контроль за соблюдением норм расхода бензина
  3. контроль за ст-тью автоперевозок
  4. контроль за полнотой получения доходов
  5. контроль за работой МОЛ
  6. контроль за рациональным использованием а/т ср-в.
  7. полное и своевременное отражение в учете всех хоз. операций и т.д.
  1. документальное оформление работы автомобильного транспорта.

Работа а/т оформляется след. док.: путевыми листами, тов.-транспортными накладными.

Путевые листы являются бланками строгой отчетности, выдаются водителем, диспетчерами и бухгалтерами в начале учета движения путевых листов.

Существуют след. формы путевых листов:

Форма номер 3 “путевой лист легкового авто.”

Форма номер 3 – спец “путевой лист спец. авто.”

Форма номер 4 путевой лист легкового такси

Форма номер 4 – П путевой лист грузовых авто. работающих повременно.

Форма номер 4 – С путевой лист грузовых авто работающих сдельно

Форма номер 6 путевой лист автобусов

Форма номер 6 – спец путевой лист спец автобусов

В путевых листах указывается наименование орг. и штамп, марка авто, гос. номер, Ф.И.О. водителя. Номер его удостоверения, задание водителя, время выезда из гаража, показание спидометра, остаток горючего в баке, сколько заправлено.

Водитель должен пройти мед. осмотр о чем делает подпись мед работник.

Механик расписывается в путевом листе об исправности автомобиля, а водитель ставит свою подпись о приемке автомобиля. Заказчики в путевом листе делают отметку о выполнении работ и в конце рабочего дня путевой лист сдается диспетчеру или бухгалтеру, о чём делается отметка в журнале; при этом должны быть заполнены данные: время возвращения в гараж, показания спидометра, остаток горючего в баке. Автомобиль сдается механику о чем должны быть оформлены подписи водителя и механика.

Тов.-транспортные накладные предназначены для учета перевозимых материальных ценностей и для расчетов с заказчиками транспорта. Они состоят из двух разделов:

I товарный

II транспортный

Тов.-транспортные накладные оформляются в 4-х экземплярах:

1-ый остается у грузоотправителя для контроля.

2,3,4-ый с подписями грузоотправителя передается водителю

На основании данных накладных производятся расчеты с заказчиком транспорта, а также опред. о/т водителя.

  1. документальное оформление и учет горючего, зап. частей других материалов.

К ГСМ относятся бензин, дизельное топливо, солидол. Учет ГСМ ведется на счете 10-3 “топливо” это счет активный поступлении по – дебету, выбытие – по кредиту. Заправка автомобилей может производится непосредственно на а/т предприятии, в данном случаи ГСМ поступает непосредственно от поставщиков по счет – фактуре.

При поступлении топлива делают проводки: Дт 10-3 Кт 60, Дт 19 Кт 60.

Выдача топлива водителям оформляется раздаточной ведомостью, где водитель ставит свою подпись. Выдача топлива оформляется проводкой Дт 10-3 в баках Кт 10-3 на складе

В основном заправка горючего производится на АЗС по талонам или за наличный расчет. При выдаче денежных ср-в под отчет делают проводку Дт 71 Кт 50

Водитель отчитывается об израсходованных подотчетных суммах путем составления авансового отчета.

К авансовому отчету прикладываются чеки АЗС и на сумму приобретенного топлива делают проводку Дт 10-3 Кт 71, Дт 19 Кт 71

Списание горючего производится исходя из норм, нормы устанавливаются на 100 км пробега и зависят от марки автомобиля, от типа местности, от времени года.

Ежемесячно на основании путевых листов определяется фактический расход топлива. Перерасход взыскивается с водителя.

При списании горючего в соответствии с пробегом делают проводки:

В крупных предпр. Дт 20 Кт 10-3

В мелких предпр. Дт 23 Кт 10-3

Аналитический колич.-суммовой усеет ведется в книге формы К-30

Аналитически суммовой учет в журнале формы К-8, где для каждого МОЛ открывается аналитический счет. Записи производятся на основании отчетов МОЛ.

ЗЧ “зап. части” делятся на такие группы:

  1. новые
  2. отремонтированные
  3. требующие ремонта
  4. неподлежащие ремонту

ЗЧ могут поступать на склад авто предприятия от поставщиков по счетам – фактурам или приобретаться за наличный расчет в розничной торговой сети “РТС” по товарным и кассовым чекам.

Учет зап.частей ведется на счете 10-5 “зап.части”

На этом счете учитываются новые, отремонтированные и подлежащие ремонту зап.части.

ЗЧ неподлежащие ремонту учитываются как металлолом на счете 10-6 “прочие материалы” . При поступлении зап.частей от поставщиков делают проводку Дт 10-5 Кт 60

Дт 19 Кт 60

При покупке за наличный расчет в РТС Дт 71 Кт 50, Дт 10-5 Кт 71

ЗЧ, поступившие в результате ликвидации “списания автомобиля” приходуются по накладной и при этом делаются проводки: Дт 10-5 Кт 91 “подлежащие дальнейшему использованию”

Дт 10-6 Кт 91 “неподлежащие дальнейшему использованию”

ЗЧ, снятые с автомобиля сдаются на склад при этом новая ЗЧ выдается только сдачи старой. Выдача ЗЧ оформляется требованием накладной, которая подписывается механиком или руководителем. Оприходование ЗЧ, снятых с автомобиля отражается проводкой:

Дт 10-5,6 Кт 20 “кр.” Дт 10-5,6 Кт 23 “мел”

Списание ЗЧ, поставленных на автомобиль отражается проводкой Дт 20, 23 Кт10-5

Оприходование ЗЧ из ремонта: Дт 10-5 Кт 23 ремонт

Аналитич. учет ЗЧ колич.-суммовой ведется в книге формы К-30, а суммовой в журнале формы К-8.

Автомобильные шины, пост. в комплекте с автомобилем учитывается на счете 10 ”осн. ср-ва” в составе осн. ср-в, остальные автомобильные шины не подлежат ремонту на сч. 10-6

Документальное оформление и учет аналогичен учету ЗЧ.

  1. учет расходов по эксплуатации автомобильного транспорта.

Все расходы в крупных предприятиях делят на две группы: прямые и накладные “косвенные”

Учет прямых расходов по эксплуатации транспорта в крупных хозяйствах ведется на счете 20 “осн. производство” это счет активный, по дебету – увел расходов, по кредиту – суммы уменьшающие ст-ть автоперевозок и списание расходов. Учет ведется по статьям затрат:

ГСМ Дт 20 Кт 10-5

Зап.части Дт 20 Кт 10-5

Автомобильные шины Дт 20 Кт 10-5

Обтирочные материалы Дт 20 Кт 10-6

О/т водителей Дт 20 Кт 70

ЕСН Дт 20 Кт 69-1,2,3

Амортизация автомоб. Дт 20 Кт 02

Списание накладных расходов Дт 20 Кт 26

Оприходование ЗЧ снятых с автомобиля Дт 10-5,6 Кт 20

Таким образом на счете 20 определяется ст-ть автоперевозок при списании затрат делают проводку Дт 90-2 Кт 20

Аналитический учет прямых затрат ведется в книге формы К-39. учет ведется по видам автоперевозок и по статьям затрат.

Ежемесячно в книге К-39отражается списание ст-ти перевозок. Учет накладных расходов ведется на счете 26 “обще хоз. расходы”, это счет активный, по дебету – увеличение расходов, по кредиту производится их списание либо на себестоимость перевозок, либо на счет 90. учет ведется по статьям затрат:

Оплата труда адм.-управл. и обслуж. персонала Дт 26 Кт 70

ЕСН Дт 26 Кт 69-1,2,3

Расходы по содержанию помещений гаража Дт 26 Кт 60

НДС Дт 19 Кт 60

Амортизация произв. осн. ср-в “кроме а/т” Дт 26 Кт 02

Командировочные расходы Дт 26 Кт 71

Почтово-телеграфные услуги, расходы на связь Дт 26 Кт 60 НДС Дт 19 Кт 60

При списании накладных расходов:

а. на себестоимость автоперевозок Дт 20 Кт 26

Накладные расходы распределяются между идами автоперевозок пропорционально о/т водителей или прямым расходам, или выполненным т/км.

б. на счете 90 “продажи” Дт 90-2 Кт 26

аналитический учет таких расходов ведется в книге формы К-25 учет ведется по статьям затрат ежемесячно подсчитываются итоги по статьям и всего по счету 26 и проводится их списание на ст-ть автоперевозок или на счете “продажи”.

Учет расходов в мелких автохоз. ведется на счете 23 “вспомогат. произв.” учет ведется по статьям затрат:

ГСМ Дт 23 Кт 10-3

Зап.части Дт 23 Кт 10-5

Авто шины Дт 23 Кт 10-5

о/т водителей Дт 23 Кт 70

ЕСН Дт 23 Кт 69-1,2,3

Аморт. авто Дт 23 Кт 02

Списание затрат производится по отраслям деятельности для которых оказывались транспортные услуги:

  1. оптовая торговля Дт 44-1 Кт 23
  2. розничная торг. Дт 44-2 Кт 23
  3. общественное питание Дт 44-3 Кт 23
  4. заготовки пит. Дт 44-4 Кт 23
  5. производств. предпр. Дт 20 Кт 23

при этом затраты распределяются пропорционально выполненным т/км.

Аналитический учет ведется в книге формы К-39 по статьям затрат в дебетовой части книги, по кредиту отражается списание ст-ти транспортных услуг по отраслям деятельности.

Выбывают осн. ср-в в следующих случаях: — при списании в результате полного износа или ликвидации.

— при продаже <реализации> другому юрид. или физическому лицу.

— при передаче в виде вкладов в уставный капитал др. организаций.

Списание, ликвидация осн. ср-в. Спец форма акта утверждена для списания транспортных ср-в. Акт оформляется комиссией \, в нем указывается причина списания, характеристика объекта, ст-ть матер. ценностей от списания основных средств, акт утверждается руководителем. При списании осн. ср-в делают проводки:

На сумму первоначальной стоимость Дт 01 Кт 01

На сумму начисленного износа Дт 02 Кт 01

На сумму остаточной стоимости Дт 91-2 Кт 01

На сумму матер. ценностей полученных от списания осн. ср-в Дт 10 Кт 91-1

На сумму расходов по списанию осн. ср-в:

На оплату труда Дт 91-2 Кт 70

ЕСН Дт 91-2 Кт 69

По счету 91 определяют фин. результат: прибыль или убыток, если Дт 91 > Кт 91 – убыток “Дт 91-9 Кт 91-2, Дт 99 Кт 91-9”

Если Кт 91 > Дт 91 – прибыль “Дт 91-1 Кт 91-9, Дт 91-9 Кт 99”

При продаже осн. ср-в оформляется счета фактуры и делают проводки:

Первоначальная стоимость Дт 01 Кт 01

Износ Дт 02 Кт 01

Остаточная стоимость Дт 91-2 Кт 01

На сумму выр. от продажи осн. ср-в, вкл НДС <на сумму счета предъявленного покупателю> Дт 62 Кт 91-1

НДС Дт 91ндс Кт 68

На сумму прибыли от продаж Дт 91 Кт 99

Убыток Дт 99 Кт 91

Прочие выбытие осн. ср-в оформляется актом приемки, передачи осн. ср-в. На сумму уценки осн. ср-в делают проводку Дт 83 Кт 01

На сумму износа по уцененным осн ср-в Дт 02 Кт 83

  1. учет амортизации основных средств.

Осн. ср-в в процессе эксплуатации изнашиваются, т.е. теряют свое первоначальное качество.

Различают моральный и физический износ.

Для приобретения новых осн. ср-в и восстановления износившихся производится начисление амортизации. Тем самым также погашается стоимость ранее приобретенных осн. ср-в.

Амортизация – это постепенный перенос стоимости осн. ср-в на себестоимость прод., тов., работ, услуг.

Амортизация не начисляется и стоимость не погашается по объектам жилищного фонда, по объектам внешнего благоустройства, многолетним насаждениям, по продуктивному скоту, буйволам, валам и оленям, по объектам стоимостью не более 20000 руб за единицу и т.д.

Амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости осн. ср-в и норм амортизационных отчислений срока полезного использования и принятых орг. способов начисления амортизации.

Существует 4 способа начисления амортизации осн. ср-в:

— линейный

— способ уменьшающегося остатка

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции

Чтобы начислить амортизацию, все осн. ср-ва орг. должны разделить на однородные группы объектов, объединенных общими признаками.

По объектам одной группы осн. ср-в можно использовать только один из перечисленных способов.

Выбранный способ начисления амортизации вы должны принять в течении всего срока полезного использования объекта осн. ср-в.

Примерный срок службы осн. ср-в приведен в классификации осн. ср-в, включаемых в амортизационные группы.

Если не в квалификации срок полезного использования приобретенного вами объекта не указан, вы можете установить его на основании рекомендации изготовителя, кот. должны быть в технической документации к основному средству.

Если их и там нет, то вам придется обратиться к изготовителю с соотв. запросом. Устанавливать срок полезного использования самостоятельно фирма не в праве.

Линейный способ

Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течении срока полезного использования объекта осн. ср-в

Пример:

ЗАО “Актив” приобрело для использования в основном произв. Первонач. Стоимость 120000 руб срок полезного использования 5 лет.

При использовании линейного способа начисления амортизации ежигодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.

Сначала нужно определить годовую норму амортизации. Для этого первоначальная стоимость станка примем за 100% “100/5” следовательно, годовая сумма амортизации составит 24000 руб “120000*20%”

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 2000 руб “24000/12 мес.”

Ежемесячно в течении 5 лет бухгалтер “Актива” будет делать проводку:

Дт 20 Кт 02 – 2000

Способ уменьшающегося остатка

При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе. Однако начисление амортизации производится исходя не из первоначальной, а из остаточной стоимости объекта осн. ср-в на нач. каждого отч. года.

Пример:

Вернемся к предыдущему примеру и рассчитаем сумму ежемесячных аморт. отчислений способом уменьшаемого остатка.

Годовая норма амортизации, как и в предыдущем случае, составит 20%

В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 24000 руб “120000*20%”

Остаточная ст-ть станка на конец первого года 96000 “120000 — 24000” сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 2000 руб “24000/12”

Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 19200 руб “96000*20%” остаточная ст-ть станка на конец второго года составит 76800 руб “96000 -19200” сумма ежемесячных амортизационных отчислений 1600 руб “19200/12 мес.”

Ежемесячно в течении второго года начисления амортизации бухгалтер “Актива” будет делать проводку: Дт 20 Кт 02 – 1600

В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

При этом способе списания ст-ти по сумме чисел лет срока полезного использования начисление амортизации производится исходя из первоначальной ст-ти станка по формуле: кол-во лет, оставшихся до конца срока службы объекта осн. ср-в делят на суму чисел всех лет срока полезного использования объекта осн. ср-в. умножают на первоначальную ст-ть объекта осн. ср-в = сумма годовых амортизационных отчислений.

Пример:

В нашем примере срок полезного использования станка 5 лет. Следовательно сумма чисел лет срока полезного использования станка составит: 1+2+3+4+5=15

В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:

5/15*120000=40000руб

Ежемесячные амортизационные отчисления – 3333,3 руб

Дт 20 Кт 02 – 3333,3

Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит: 4/15*120000=32000руб сумма отчислений 2666,7 руб Дт 20 Кт 02 – 2666,7

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Пример:

Первоначальная ст-ть станка – 120000 руб. Эк. отдел “Актива” на основании технич. док-и рассчитал, что станок должен быть полностью самортизирован, когда с его помощью будет выпущено 1000 ед. прод. В первый год эксплуатации станка фактический выпуск продукции составил 600 ед. Годовая сумма амортизации будет рассчитана так: 600ед/1000ед*120000руб=72000руб

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 6000 руб “72000/12”

Дт 20 Кт 02 – 6000

Во второй год эксплуатации станка фактический выпуск продукции составил 400 ед. Годовая сумма амортизации будет рассчитана так: 400ед/1000ед*120000руб=48000руб

Сумма ежемесячных отчислений составит 4000 руб “48000/12”

Дт 20 Кт 02 – 4000руб

  1. учет восстановления основных средств.

Восстановление осн. средств производится путем их ремонта. Затраты на ремонт определяются предпр. самостоятельно исходя из величины первоначальной стоимости осн. ср-в, их технического уровня и физического состояния.

Различают текущий и капитальный ремонт.

Текущий ремонт осн. ср-в – это вид ремонта с периодичностью менее 1 года, предусматривающий систематическое и своевременное проведение профилактических мероприятий и работ по устранению мелких повреждений и неисправностей, предупреждающих преждевременный износ ОФ. Осн. узлы и детали не ремонтируются и не заменяются.

Капитальный ремонт – наибольший по объему, сложности и стоимости, производимый с периодичностью свыше 1 года, при котором производится замена узлов, агрегатов, конструкций и т.д.

Ремонт осн. ср-в может производится хоз. и подрядным способами.

При хоз. способе организация осуществляет ремонт своими силами и все затраты по ремонту отражаются в бух. учете этой организации.

При подрядном способе ремонт осуществляется специализированными орг. подрядчиками, все затраты по ремонту осн. ср-в отражаются в бух учете подрядчика.

На предпр. должен быть составлен план ремонтных работ и смета расходов на ремонт кот. утверждается руководит.

Учет затрат по ремонту может производится на различных счетах: счет 23. затраты по ремонту могут сразу списываться на счета и/о и производства. Для равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость тов., прод., работ., услуг., в организации может создаваться резерв на ремонт осн. ср-в – ремонтный фонд, который учитывается на счете 96 – это счет пассивный.

При хоз. способе ремонта по учету затрат делают след. проводки:

При списании строительных материалов Дт 23 Кт 10-8 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 10-8

При создании ремонтного фонда Дт 23 Кт 96 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 96

Дт 96 Кт 10-8

При начислении о/т Дт 23 Кт 70 или на счет затрат Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 70

Или за счет ремонтного фонда Дт 96 Кт 70

При начислении ЕСН от о/т строительных рабочих Дт 23 кт 69 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 69 или Дт 96 Кт 69

При списании инвентаря и спец одежды Дт 23 Кт 10-9,11 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 10-9,11 или Дт 96 Кт 10-9,11.

По окончании ремонта оформляется акт приемки отремонтированных объектов и производится списание расходов со счета 23 на счета и/о или производства <если используется счет 23>. Дт 20,25,26,29,44 Кт 23

Неиспользованные ср-ва резерва на ремонт осн. ср-в относятся на доходы предпр. Дт 96 Кт 91-1

При подрядном способе ремонта осн. ср-в с подрядчиком заключается договор и учет расчетов с подрядчиками ведется на счете 60

При начислении ср-в подрядчикам делают проводки Дт 23 Кт 60

НДС Дт 19 Кт 60

Если на счета и/о и произв. Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 60, Дт 19 Кт 60

Ремонтный фонд Дт 96 Кт 60, Дт 19 Кт 60

При перечислении ср-в подрядчикам согласно акту приемки отремонтированных объектов Дт 60 Кт 51,50,52,55

Аналитический учет расчетов с подрядчиками ведется в книге формы К-17, где для каждого подрядчика открывается отдельный аналитический счет.

  1. учет аренды осн. средств.

Аренда – это передача одной стороной “арендодателем” другой стороне “арендатору” за плату во временное владение и пользование или во временное пользование имущества в виде внеоборотных активов.

Аренда как объект учета бывает текущий и долгосрочный.

При текущей аренде заключается договор аренды как правило на 1 год и по истечению срока действия договора либо заключается новый договор, либо осн. ср-ва подлежат возврату.

Учет арендованных ср-в у арендатора ведется на забалансовом счете 001

Учет операций текущей аренды.

У арендодателя при передачи осн. ср-в в аренду Дт 01аренда Кт 01собств.ср-ва

У арендатора Дт 001

У арендодателя на сумму счета по арендной плате Дт 76 Кт 91 или 98 если за несколько месяцев вперед.

У арендатора при начислении арендной платы арендодателю Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 76 НДС Дт 19 кт 60

У арендодателя на сумму пост. от арендатора платежа Дт 51,50,52 Кт 76

У арендатора при перечислении ср-в арендодателю Дт 76 Кт 50,51,52

У арендодателя на сумму начисленной амортизации по арендованным ср-вам Дт 20,23,26,25,29,44 Кт 76

У арендатора при уплате арендной платы вперед за несколько периодов Дт 97 Кт 76

У арендодателя при отражении задолженности по арендной плате Дт 76 Кт 91

При ежемесячном списании доходов Дт 98 Кт 91-1

При возврате арендованных осн. ср-в у арендодателя Дт 01собств Кт 01аренда

У арендатора Кт 001

Долгосрочная аренда осн. ср-в – это аренда с правом выкупа и финансовая аренда <лизинг> в условиях фин. аренды объектом договора является новое имущество.

Лизинг – это один из видов инвестиционной деятельности.

Лизингодатель приобретает в собственность опред. имущество у продавца, указанного лизингополучателем с последующим предоставлением ему данного имущества за плату во временное владение и пользование с возможным правом последующего выкупа.

  1. учет не материальных активов и их амортизация.

В соответствии с ПБ/У 14/2005 “учет нематериальных активов” к нематериальным активам относят объекты интеллектуальной собств. и ср-ва индивидуализации юрид. лица, не обладающие физической основой и реализуемые в виде прав, удостоверенных патентами, свидетельствами и лицензионными договорами и приносящие доход их собственнику.

Отражение в учете операций по движению нематериальных активов связано с их оценкой.

Нематериальные активы учитываются в след. видах оценки: первоначальная стоимость – сумма фактических расходов на приобретение за минусом НДС, договорная ст-ть – ст-ть по сумме вклада в уставный капитал, стоимость в экспертной оценке – ст-ть по нематериальным объектам, полученных безвозмездно.

Восстановительная ст-ть – ст-ть нематериальных активов “НМА” после переоценки

Остаточная ст-ть – первоначальная ст-ть “ — ” сумма начисленной амортизации.

В балансе НМА учитываются по остаточной ст-ти.

Учет НМА ведется на счете 04 – это счет активный поступление отражается по дебету, выбытии по кредиту.

Учет амортизации НМА ведется на счете 05 – это счет пассивный начисление амортизации – по кредиту, списание – по дебету.

Учет движения НМА аналогичен учету движения осн. ср-в.

НМА могут поступать в порядке приобретения, покупки Дт 08 Кт 60

При введении в эксплуатации Дт 04 Кт 08

При поступлении от учредителей Дт 08 Кт 75, Дт 04 Кт 08

Безвозмездное поступление Дт 08 Кт 98, Дт 04 Кт 08

При списании НМА первонач. ст-ти Дт 04 Кт 04

Амортизация Дт 05 Кт 04

Ост. Ст-ть Дт 91 Кт 04

Аналитический учет НМА ведется по инвентарным объектам, на каждый инвентарный объект открывается карточка учета НМА.

Ст-ть НМА погашается путем начисления амортизации.

Амортизация НМА одним из след. способов:

— линейным

— способом уменьшаемого остатка

— способом списания стоимости пропорционально объему прод.

Срок полезного использования НМА определяется организацией при принятии объекта к бух учету.

Амортизационные отчисления по НМА также как и по осн ср-ва начисляются с первого числа месяца следующего за месяцем принятия этого объекта к бух учету и начисляется до полного погашения его стоимости либо снятия этого объекта с учета. Амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца следующего за месяцем полного погашения ст-ти этого объекта или списания с учета.

По некоторым объектам НМА амортизация не начисляется <например: тов. знаки и знаки обслуживания, НМА получ. по договору дарения и др.>

Начисление амортизации отражается проводками:

Амортизация Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 05

Аналитический учет амортизации НМА ведется в книге формы К-39.

  1. инвентаризация основных средств и НМА.

Перед началом инвентаризации должны быть заполнены все регистры аналитического учета осн. ср-в и НМА. Инвентаризация проводится комиссией, которая должна произвести осмотр осн. ср-в, сделать заключение об их техническом состоянии и сделать записи в инвентаризационной описи.

В инвент. описи указывается инвентарный номер объекта, дается его подробная характеристика, указывается стоимость, по оборудованию указывается заводской номер.

Отдельные инвентаризационные описи оформляются на арендованные осн. ср-в и осн. ср-ва не подлежащие восстановлению.

В бухгалтерии оформляется сличительная ведомость и опред. результат инвентаризации. Излишки осн. ср-в оприходуются по рыночной стоимости, на сумму излишков делают проводку Дт 01 Кт 91

На сумму недостачи Дт 91 Кт 01

На сумму износа Дт 02 Кт 01

Ост. ст-ть Дт 94 Кт 01

При отнесении на счет МОЛ Дт 73-2 Кт 94

При списании за счет организации Дт 91 Кт 94

В ходе инвентаризации НМА проверяется право пользования организацией данным НМА “наличие док., подтверждающих это право”, а также правильность и своевременность отражения в учете движения НМА и их списания.

Учет на автотранспортном предприятии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *