ТТН зачем нужна

Добавить в «Нужное»

Обновление: 16 октября 2019 г.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – это первичный сопроводительный документ, который оформляется, если грузоотправитель доставляет товар покупателю транспортным средством (п. 20 ст. 2 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ). Зачем нужна ТТН и в каких случаях она нужна, расскажем в нашей консультации.

ТТН: для чего нужна

Товарно-транспортная накладная нужна в случае, когда товар доставляет сторонняя организация, а также если товар доставляет сам поставщик и покупатель отдельно оплачивает ему доставку. Поскольку ТТН подтверждает не только заключение договора перевозки товара автотранспортом, но и расходы на его транспортировку (п. 2 ст. 785 ГК РФ, Письмо ФНС от 21.03.12 N ЕД-4-3/4681@). То есть ответ на вопрос, нужна ли ТТН при доставке товара поставщиком, в отдельных случаях положительный.

Если доставка товара входит в его стоимость, то товарно-транспортная накладная для подтверждения расходов и вычета по НДС не потребуется. Поскольку транспортные расходы у организации будут отсутствовать. В этом случае для оприходования товара будет достаточно товарной накладной (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-11/461).

Нужны ли ТТН при самовывозе покупателем

Если организация забирает товар самовывозом, то оформлять товарно-транспортную накладную не нужно. В этом случае договор перевозки отсутствует. Расходы на доставку компания сможет подтвердить на основании путевых листов (Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123).

Для чего нужна ТТН в бухгалтерии

Для того чтобы можно было учесть расходы для целей налогообложения, произведенные затраты, в частности, должны быть экономически оправданы и подтверждены документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Товарно-транспортные накладные имеют большое значение. Поскольку именно ТТН считают ключевыми документами, которые подтверждают реальность поставки товаров. Без товарно-транспортных накладных учесть расходы на доставку товара при расчете налога на прибыль, а также заявить вычет по НДС по транспортным расходам, скорее всего, не удастся (Письмо ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2011 N А19-13404/2010).

Иногда спрашивают, нужна ли ТТН, если есть УПД. Да, нужна, поскольку это не взаимозаменяющие документы.

Сколько экземпляров ТТН нужно выписывать

По общему правилу ТТН выписывает грузоотправитель. Товарная накладная составляется для каждого покупателя и на каждую поездку отдельно (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначен для списания товара. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товара. Третий и четвертый экземпляры ТТН сдаются организации-владельцу транспорта, осуществившему доставку товара (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

На основании третьего экземпляра организация-перевозчик выставит счет организации-заказчику автотранспорта. На основании четвертого экземпляра производится начисление заработной платы водителю (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78).

Нужно ли ставить печать на ТТН? Если организация не отказалась от использования печати, то ее лучше поставить.

Evgeniya2019, доброе утро.
Должны. но бывает что перевозчик т.е. транспортная компания делает эти документы.
ТТН при доставке товара за счет поставщика
Тема: Счета-фактуры и другие документы по НДС
Можно ли применить вычет по НДС при отсутствии транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т). ТТН при доставке товара за счет поставщика.
Вопрос: В случае, если мы покупатели товара- Должны ли нам предоставить товарно-транспортную накладную и транспортную накладную, если доставка товара за счет продавца? Чем грозит отсутствие этих документов? В случае, если мы продавцы- должны ли мы выставлять товарно-транспортную накладную и транспортную накладную, если транспорт заказывает наша организация?
Ответ:
1.Когда Ваш поставщик оплачивает перевозку и заключает договор перевозки со сторонней транспортной компанией, он оформляет Транспортную накладную. Транспортная накладная подтверждает факт заключения договора перевозки (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).
Покупателю в этой ситуации транспортную накладную иметь не обязательно.
Специалисты ФНС России признают, что транспортная накладная не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно только по накладной ТОРГ-12 (письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).
Поэтому если поставщик в этом случае представил товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (УПД), этого достаточно для отражения организацией-покупателем, не являющимся заказчиком перевозки, поступления товара и принятия входного НДС к вычету. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/461.
Суды так же признают, что если покупатель не оформляет никаких отношений с перевозчиком и не возмещает транспортные расходы поставщику сверх цены товара, поэтому может не иметь транспортных накладных (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 N 15АП-21616/2014).
2.Если Ваш поставщик своим транспортом доставляет товар и в документах на поставку цена перевозки не указана. В этом случае транспортную накладную поставщик может Вам не выписывать. Поскольку нет договора перевозки. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706, постановления ФАС Уральского от 23.04.12 № Ф09-2412/12и Центрального от 11.02.11 № А68-4748/08-108/13 округов).
Однако на местах налоговики иногда требуют оформлять товарно-транспортную накладную при доставке силами поставщика (письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681).
Поэтому для Вас безопаснее в этом случае запросить у поставщика ТТН. По общему правилу ТТН составляет грузоотправитель. При этом в договоре можно предусмотреть, что ТТН оформляет перевозчик.
3. Если Вы являетесь поставщиком и заключаете договор перевозки со сторонней компанией, то в данном случае Вы должны оформить Транспортную накладную. Оформлять товарно-транспортную накладную в общем случае не обязательно.
Чтобы признать расходы на доставку при расчете налога на прибыль нужна транспортная накладная, в которой есть отметка о приеме имущества. Эта накладная является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги.
Имея на руках такой документ, заказчик может признать расходы, связанные с доставкой имущества, и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Это следует из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, статьи 313 и пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.
При отсутствии транспортной накладной снимут расходы на доставку.
4.Если Вы своим транспортом доставляете товар покупателю и в документах на поставку цена перевозки не указана. То есть стоимость доставки входит в стоимость товаров. Чтобы подтвердить в налоговом учете расходы на доставку в этой ситуации, достаточно путевых листов (письмо ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195).
Однако на местах налоговики иногда требуют оформлять товарно-транспортную накладную при доставке силами поставщика (письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681). Поэтому для покупателя безопаснее в этом случае составить ТТН.
Обоснование
Можно ли применить вычет по НДС при отсутствии транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т). Товары были доставлены автотранспортом перевозчика и оприходованы на склад на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12Отсутствие транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т) не лишает организацию права на вычет входного НДС на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.
Объясняется это следующим образом.
Транспортная накладная подтверждает перевозку груза автотранспортной компанией. Она предназначена для расчетов за услуги по перевозке товарно-материальных ценностей автотранспортом. То есть указанный документ является основанием для принятия организацией-грузоотправителем (в данном случае продавцом) к учету услуг по перевозке грузов, оказанных организацией-перевозчиком (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Продажу (отгрузку) товаров документируют товарной накладной по форме № ТОРГ-12, составленной в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации-продавца, второй передается покупателю и является основанием для оприходования товаров покупателем (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому, если поставщик представил товарную накладную по форме № ТОРГ-12, этого достаточно для отражения организацией-покупателем, не являющимся заказчиком перевозки, поступления товара и принятия входного НДС к вычету. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/461.
По рассматриваемой проблеме существует и другая точка зрения. Она сводится к тому, что доставка товаров покупателю автотранспортом перевозчика должна быть задокументирована транспортной накладнойлибо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. В частности, такая позиция отражена в письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681. Разъяснения, приведенные в данном письме, касаются факта подтверждения расходов на транспортировку в целях расчета налога на прибыль. Данное правило можно применить и для подтверждения факта доставки товара в целях применения вычета по НДС (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому для подтверждения права на принятие НДС к вычету проверяющие могут потребовать накладную по форме № ТОРГ-12 и одну из накладных: транспортную накладную или товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.
Однако учитывая устойчивую положительную арбитражную практику, организация-покупатель вправе принять к вычету входной НДС при отсутствии транспортной накладной и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, если будут соблюдены иные условия, необходимые для применения вычета (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 5 июля 2011 г. № Ф09-3505/11, Северо-Западного округа от 26 января 2009 г. № А44-1039/2008;Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2008 г. № А78-2629/07-С3-9/155-04АП-4801/07-Ф02-1583/08; Западно-Сибирского округа от 25 августа 2008 г. № Ф04-5185/2008(10427-А46-41); Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10202-06; Поволжского округа от 20 января 2009 г. № А55-8911/2008). Несмотря на то что в данных решениях рассматривался вопрос о необходимости применять товарно-транспортную накладную, сделанные выводы можно распространить и на необязательность составления транспортной накладной. Ведь транспортная накладная также не является документом, подтверждающим оприходование товара.
Только официальные накладные подтверждают доставку товараПолный пакет документов для списания у покупателя расходов на товар и его доставку
Транспортная накладная нужна, если товар доставляет сторонний перевозчик или покупатель отдельно оплачивает продавцу доставку (см. врезку ниже). Она одновременно подтверждает заключение договора перевозки груза автотранспортом и расходы на транспортировку (п. 2 ст. 785 ГК РФ и письмо ФНС России от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681@). Какие ошибки в документе могут лишить компанию расходов и вычета НДС по доставке, а также вызвать сомнения в реальности закупки товара — читайте в нашей статье.
Кстати
Когда транспортная накладная не нужна Компания забирает купленный товар самовывозом. Транспортная накладная не нужна, поскольку нет договора перевозки (письмо Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123). Расходы на доставку компания подтверждает путевыми листами (письмо Минфина России от 17.08.11 № 03-03-06/1/501, постановления ФАС Уральского от 23.04.12 № Ф09-2412/12 и Центрального от 11.02.11 № А68-4748/08-108/13округов).
Доставка входит в стоимость товара.У компании отсутствуют транспортные расходы. Для оприходования товара достаточно товарной накладной (письмо Минфина России от 30.10.12 № 03-07-11/461, постановления ФАС Северо-Кавказского от 18.02.13 № А32-951/2012и Северо-Западного от 26.09.12 № А13-1246/2008 округов). Транспортная накладная для подтверждения расходов и вычета по НДС не понадобится
Какие документы стопроцентно подтвердят расходы на доставку товараА вот если товар доставляет сам поставщик без помощи сторонней компании, оформлять или нет транспортную накладную – вопрос спорный. Минфин России считает, что продавец должен выставить ТН, если доставляет товар сам. По мнению финансистов, в этом случае поставщик фактически оказывает услуги по перевозке, и стороны должны согласовать ее стоимость, а также место и дату доставки (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123). Потому, когда в договоре поставки указана цена перевозки и покупатель отдельно платит за нее, то для подтверждения транспортных расходов ТН необходима однозначно. А если цена перевозки в договоре включена в стоимость товаров, без транспортных накладных вполне можно обойтись.
Покупатель сам забирает товар у поставщика? В этом случае чиновники разрешают не оформлять транспортную накладную. Ну, а расходы на доставку товара самовывозом подтвердит путевой лист. Разъяснения финансисты опубликовали в письме от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123. Таблица поможет вам быстро разобраться, какими документами оформить тот или иной способ доставки (см. ниже. – Примеч. ред.).
Кстати, судьи придают транспортным и товарно-транспортным накладным большое значение. Они считают их ключевыми документами, которые подтверждают реальность поставки. Примеров подобных решений много: постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2011 г. по делу № А19-13404/2010, от 7 июля 2010 г. по делу № А33-18030/2009. В рассматриваемых ситуациях налоговики снимали расходы на доставку в совокупности с другими обстоятельствами, которые подтвердили нереальность сделки (бумаги были подписаны неизвестными лицами, поставщики отсутствовали по указанным адресам и т. д.). Судьи поддержали инспекторов, и отсутствие ТН или ТТН при этом стало дополнительным фактором. Но если все остальные документы в порядке, то только отсутствие накладных не доказывает нереальности сделки: постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2012 г. по делу № А13-1246/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2012 г. по делу № А10-3391/2011.
Что нам будет, если…
«Подтверждаем автоперевозку товара лишь транспортной накладной. Что нам будет?»Евгения Владимирова, эксперт журнала «Главбух»
Чем рискуете: На практике вы ничем не рискуете. Ведь в ФНС России прямо разрешили компаниям самостоятельно выбирать между транспортной накладной и ТТН.
Ваша компания закупает товары. А доставляет их транспортная организация на машинах. При этом перевозчик предоставил только транспортную накладную. Достаточно ли такого документа для того, чтобы признать расходы по доставке товара в налоговом учете? Или обязательно вдобавок получить от исполнителя еще и товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т?
Сомнения в том, можно ли ограничиться одним видом документа, мучают бухгалтеров еще с прошлого года. После того, как постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011г. № 272 была утверждена новая форма транспортной накладной. Но при этом осталась в ходу и привычная форма ТТН из постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
С одной стороны, товарно-транспортная накладная является единственным документом, на основании которого можно учесть затраты на перевозимые товары. Это прямо установлено пунктом 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом от 30 ноября 1983 года.
А с другой стороны, новая транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ). Таким образом, есть два документа, которыми можно подтвердить реальность транспортировки груза и затраты на нее.
Налоговый кодекс РФ не содержит четкого перечня документов, необходимых для списания расходов на перевозку товара. Поэтому неудивительно, что мнения чиновников по этому поводу разошлись.
Так, сотрудники ФНС России в письме от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681@ разрешили подтверждать расходы на автоперевозки любым из этих документов. Выходит, имея на руках только транспортную накладную, претензий со стороны налоговиков можно не бояться. Даже если при проверке инспекторы скажут, что одной такой накладной мало, можно им показать письмо ФНС. Ведь к мнению главного руководства должны прислушиваться все инспекторы на местах. Тем более что письмо довели до всех инспекций.
Правда, совсем незадолго до этого в Минфине России рассуждали иначе (см. письмо от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/105). Мол, назначение двух видов накладных разное. Форма № 1-Т служит для учета расчетов между участниками сделки. А транспортная накладная устанавливает порядок организации перевозки грузов. То есть нужны оба документа.
Однако после выхода письма ФНС России № ЕД-4-3/4681@ споров по поводу транспортных накладных до настоящего времени не было. А вот раньше судьи признавали обязательной товарно-транспортную накладную. Пример тому — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 июля 2011 г. по делу № А45-16798/2010.
Источник сайт главбух.

Для чего нужна товарно-транспортная накладная

Оформление товарно-транспортной накладной (ТТН) — важная составляющая документооборота транспортных компаний, а также других участников процесса перевозки — заказчиков услуг, грузоотправителей и грузополучателей.

Сложности с ней возникают лишь потому, что периодически меняется статус этого документа. Одно время ТТН оформляли по типовым формам, затем она была переведена в статус бланков строгой отчетности, впоследствии стала обычной формой первичного учета.

10 декабря 2013 года привычная всем форма ТТН была отменена вместе с путевым листом грузового автомобиля и талоном заказчика.

14 января 2014 года появилась новая ТТН (форме N 1-ТН) как приложение 7 к Правилам N 363. Новая форма ТТН — это, по сути, упрощенная форма старой накладной. Старая форма в таблицах содержала 47 реквизитов, новая — только 15.

Обязательно ли оформлять ТТН?

ТТН, как и прежде, остается основным документом, который оформляют при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Следовательно, изменения, которые систематически происходят с формой ТТН, принципиально не изменили ее правовой статус. Более того, форма ТТН (приложение 7 к Правилам N 363) непосредственно касается всех перевозчиков, а не только подчиненных Мининфраструктуре предприятий.

В соответствии с п. 11.1 Правил N 363 основным документом на перевозку грузов является ТТН, форма которой приведена в приложении 7 к настоящим Правилам.

В п. 1 Правил N 363 ТТН определена как единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ), учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы.

Следовательно, целые применения ТТН являются:

— списание ТМЦ;

— учет ТМЦ на пути перемещения;

— оприходование, складской, оперативный и бухгалтерский учет ТМЦ;

— основанием для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы.

Из приведённого перечня целей использования ТТН видно, что она используется как для оформления хозяйственной операции по передаче ТМЦ продавцом покупателю (первые три пункта), так и для оформления хозяйственной операции по предоставлению услуг перевозки и сопутствующих им услуг (четвертый пункт).

Согласно п. 44.1 ст. 44 гл. 1 разд. I НК Украины для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

А согласно ст. 9 Закона о бухучете основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены в бумажной или в электронной форме и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

— название документа (формы);

— дату составления;

— название предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

— должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

Первичные документы, составленные в электронной форме, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

Таким образом, ТТН, как и прежде, остается основным документом, который оформляют при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Наличия ТТН требуют Правила N 363, а также как обязательный документ она упоминается в п. 1 Перечня N 207. Кроме того, среди документов водителя, на основании которых выполняются грузовые перевозки, также упоминается ТТН в ст. 48 Закона об автотранспорте.

Следовательно, ТТН как документ подтверждает факт получения услуг по перевозке товаров, но не факт их приобретения. Параллельно заметим, что ТТН не относится к тем первичным документам, которые для целей налогового учета необходимы для подтверждения факта продажи либо приобретения товаров.

Отсутствие транспортной документации означает лишь нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом, которые, в свою очередь, не связаны с соблюдением налогового законодательства и не влияют на формирование показателей налоговой отчетности.

Несмотря на то, что ТТН по-прежнему остается в числе обязательных для заполнения документов, но нужна она только тогда, когда груз перевозят с привлечением сторонних лиц (перевозчиков) на основании договора перевозки. А это значит, что выписывать ТТН или нет, нужно решать в каждом конкретном случае в зависимости от того, кто осуществляет транспортировку.

Так, если для перевозки груза субъект хозяйствования привлекает транспортную компанию, то выписывать ТТН нужно обязательно.

Учесть транспортные затраты в составе бухгалтерских и налоговых расходов позволит любой первичный документ, например, акт предоставленных транспортных услуг.

Если же субъект хозяйствования решит использовать для доставки грузов собственный автотранспорт, то ТТН в данном случае не обязательна.

Вместо ТТН водителя достаточно обеспечить товарной накладной или другим документом, подтверждающим право собственности на груз.

Стороны, которые задействованы в ТТН

Статьей 909 ГК Украины предусмотрено, что по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с п. 11.4 Правил N 363 ТТН заказчик (грузоотправитель) должен выписывать в количестве не менее четырех экземпляров. Первый экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя), второй экземпляр водитель (экспедитор) должен передать грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью грузополучателя (при необходимости печатью или штампом), остаются у перевозчика. Один из этих двух экземпляров ТТН будет предоставлен заказчику услуг перевозки со счетом на оплату предоставленных услуг, то есть вернется грузоотправителю, но уже со всеми подписями в нем.

Итак, участников процесса перевозки груза — трое:

— грузоотправитель;

— перевозчик;

— грузополучатель.

Порой грузополучатель и грузоотправитель могут совпадать в одном лице. Например, в соответствии со ст. 664 ГК Украины обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю, если договором установлена обязанность продавца доставить товар, или в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю по местонахождению товара. При этом если из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца доставить товар или передать товар в его местонахождении, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю.

Следовательно, к заполнению ТТН будут иметь отношение и продавец (как грузоотправитель), и покупатель (как грузополучатель) — только в том случае, если из договора не вытекает обязанность продавца доставить товар или передать в его местонахождении.

В том случае, когда продавец обязался доставить товар покупателю, то грузоотправителем и грузополучателем будет он сам. Если обязательством продавца является передача товара в его (товара) местонахождении, то грузоотправителем и грузополучателем будет покупатель.

И только в том случае, если стороны не оговорили в договоре поставки ни первый, ни второй вариант исполнения продавцом своей обязанности, ТТН будет иметь значение для всех трех участников поставки и перевозки товара. Тогда ТТН будет выполнять две отдельные функции, а именно служить основанием:

— для списания ТМЦ, их учета на пути перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета;

— для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы.

Выполнение ТТН двух функций в данном случае означает оформление двух разных по своему юридическому содержанию и учетному характеру хозяйственных операций: поставки и перевозки. То есть при помощи ТТН оформляется хозяйственная операция поставки, участниками которой являются грузоотправитель и грузополучатель, и хозяйственная операция перевозки груза, участником которой является грузоотправитель и перевозчик.

Поскольку ТТН оформляется две хозяйственные операции, каждая из которых имеет свою суть, то она должна служить также и основанием для учета обеих операций.

В соответствии со ст. 1 Закона о бухучете хозяйственная операция — действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

А согласно ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете обязательным реквизитом первичного документа является, кроме всего прочего, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции. То есть каждая хозяйственная операция должна измеряться своими единицами.

Исходя из формы ТТН, приведенной в приложении 7 к Правилам N 363, грузоотправитель должен оформлять ТТН на каждую поездку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно.

Иными словами — при перевозке товара в одном авто нескольким грузополучателям грузоотправитель должен выписать ТТН каждому из них. А также во время перевозки товара одному грузополучателю несколькими авто — ТТН на каждое авто. Если же доставляют товары одному грузополучателю одним авто несколькими поездками ТТН оформляют на каждую поездку отдельно.

Хозяйственная операция по перевозке груза в ТТН

В соответствии с п. 1 Правил N 363 грузовое место — условная единица груза для приема его к перевозке или сдачи грузополучателю при осуществлении погрузки или разгрузки подвижного состава.

То есть в отношениях между перевозчиком и заказчиком его услуг в качестве единицы груза применяется не стоимость товара, а грузовое место.

Именно количество грузовых мест должно влиять на стоимость услуг перевозки. Стоимость услуг, в свою очередь, будет выступать количественной характеристикой указанной операции, предназначенной для отражения в бухгалтерском учете.

Согласно п. 14.1 Правил N 363 форма и порядок расчетов, а также случаи изменения размера оплаты за перевозку грузов и предоставления других связанных с этим услуг определяются Перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем — Заказчиком при заключении ими Договора на перевозку грузов.

Такая договоренность должна быть отражена в п. 3.1 Договора перевозки (Примерный договор о перевозке грузов автомобильным транспортом в городском и междугородном сообщении приведен в приложении 1 к Правилам N 363).

ТТН в данном случае служит подтверждением исполнения перевозчиком своих обязательств, поскольку окончательный расчет за перевозку грузов осуществляется Заказчиком на основании счета Перевозчика, который должен быть выписан не позднее трех дней после выполнения перевозок с приложением ТТН (п. 14.4 Правил N 363).

Учитывая саму форму ТТН, водитель, как представитель перевозчика, должен своей подписью в ней подтвердить предоставление ему груза для перевозки в состоянии, соответствующем правилам перевозок определенных грузов, по количеству мест и массе брутто, а не по стоимости, которую, кстати, он ни проверить, ни сравнить со стоимостью, указанной в договоре поставки, не сможет. Поэтому для перевозчика имеет значение количество грузовых мест и передача их грузополучателю в полном объеме.

Стоимость услуги перевозки — это существенное условие договора перевозки, которое в ТТН не указывается, поскольку в этом нет смысла.

Таким образом, хозяйственная операция — услуга по перевозке — подтверждается договором и ТТН, имеет свои содержание, объем и единицу измерения, отличную от стоимости груза.

Хозяйственная операция по поставке товара в ТТН

Как было сказано выше, ТТН, кроме расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, является основанием (первичным документом) и для списания ТМЦ, их учета на пути перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета. А это уже касается хозяйственной операции поставки, осуществляемой между поставщиком и покупателем.

Именно поставщик на основании ТТН списывает товар со своего склада, ведет учет его перемещения, а покупатель осуществляет оприходование.

В соответствии с Инструкцией N 291, счета класса 2 «Запасы» «предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию готовой продукции, товаров, предметов труда, предназначенных для обработки, переработки, использования в производстве и для хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов. При этом готовая продукция, товары, производственные запасы и др., которые отгружены, до перехода покупателю рисков и выгод, связанных с правом собственности на них, отражаются на отдельных субсчетах соответствующих счетов учета запасов.

Поэтому в ТТН должна быть также указана стоимость груза, переданного перевозчику для перевозки, поскольку эта стоимость используется для определения общей суммы хозяйственной операции по поставке товаров, на которые оформлена ТТН.

Таким образом, в строке «Всего отпущено на общую сумму__, в т.ч. НДС__», приводится информация, необходимая для отражения операции поставки, осуществляемой между поставщиком и покупателем.

Использование стоимости груза, указанной в ТТН

Пунктом 4.3 Примерного договора, являющегося приложением к Правилам N 363, предусмотрено, что «Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность груза от полной или частичной утраты, повреждения или порчи при перевозке в размере фактического ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины».

В соответствии с п. 13.6 Правил N 363 в случае если при выявлении недостачи, повреждения или порчи грузов, Перевозчик и грузоотправитель или грузополучатель не достигли согласия в определении их причин и суммы, на которую уменьшилась стоимость груза, по требованию Перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя проводится экспертиза в бюро товарных экспертиз или другими компетентными организациями либо физическими лицами.

Следовательно, в таком случае перевозчик и грузоотправитель или грузополучатель могут достичь согласия в отношении суммы уменьшения стоимости груза. По крайней мере, Правила перевозок грузов существование такого согласия допускают.

Согласно п. 16.1 Правил N 363 перед подачей грузоотправителем или грузополучателем иска к Перевозчику обязательно нужно предъявить ему претензию. Среди прочих реквизитов в претензии ее предъявитель должен указать «сумму претензии по каждому отдельному виду требований (за полностью утраченный груз или частичную его утрату либо недостачу, порчу, повреждение, за просрочку доставки и т. п.), если они подлежат денежной оценке, платежные реквизиты заявителя претензии».

В п. 16.11 Правил N 363 предусмотрено, что к претензии в отношении утраченного, отсутствующего, испорченного груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, прилагается документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. При этом «документом, подтверждающим оплату грузоотправителем стоимости груза, может служить документ банка или справка, подписанная руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия, заявившего претензию, о том, по какому счету и в какой сумме, когда и кому была произведена оплата стоимости груза.

Итак, учитывая, что заказчик и перевозчик могут достичь согласия в отношении суммы, на которую уменьшилась стоимость груза при перевозке, можно предложить стоимость груза, указанную в ТТН в строке «Всего отпущено на общую сумму__, в т.ч. НДС__», использовать в качестве базы для расчета суммы возмещения убытков, которые перевозчик должен уплатить заказчику в случае снижения стоимости груза во время пребывания его у перевозчика. Для этого стороны договора перевозки могут оговорить это в договоре, изложив его п. 4.3 следующим образом:

«4.3. Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность груза от полной или частичной утраты, повреждения или порчи при перевозке в размере фактического ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины. Стороны согласовали, что размер материальной ответственности определяется на основании стоимости груза, указанной в товарно-транспортной накладной».

Конечно,заказчик и перевозчик могут воспользоваться общими правилами расчета суммы возмещений, если не включат приведенную редакцию п. 4.3 в договор, заключенный между ними. Однако следует сказать, что указание в договоре перевозки такой формулировки могло бы облегчить взаимоотношения между ними и упростить поиски компромисса в случае повреждения или утраты груза.

Подытоживая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что строка «Всего отпущено на общую сумму__, в т.ч. НДС__» в ТТН предназначен исключительно для отражения в учете поставщика и покупателя хозяйственной операции по поставке товара, перевозимого перевозчиком.

Ранее НДС отдельно не выделялся в ТТН, хотя на практике показатели по НДС все-таки дописывали.

Эта стоимость с согласия заказчика и перевозчика может быть использована также и для осуществления расчета суммы возмещения стоимости утраченного или испорченного груза.

Какую форму ТТН использовать?

С 18.03.2016 г. Вступил в силу Приказ N 26, которым Мининфраструктуры разрешило субъектам хозяйствования наряду с типовой формой N 1-ТН ( приложение 7 к Правилам N 363) применять ТТН произвольной формы.

Главное условие применения «произвольной» ТТН — она должна содержать набор обязательных реквизитов, которые перечислены в абзаце 2 п. 11.1 Правил N 363.

Обязательной для ТТН является такая информация:

— наименование документа («Товарно-транспортная накладная»);

— дата и место его составления;

— наименование (Ф. И. О.) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

— наименование и количество груза;

-основные характеристики и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать груз;

— марка, модель, тип, регистрационный номер автомобиля, прицепа/полуприцепа;

— пункты погрузки и разгрузки с указанием полного адреса;

— должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

Таким образом, любое предприятие может взяв за основу форму N 1-ТН, разработать свою персональную ТТН исходя из собственной специфики деятельности.

Самостоятельно разработанную форму ТТН нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию. В остальном же правила заполнения ТТН не изменились.

Заполнять ТТН (как типовой, так и произвольной формы) разрешено как печатным способом, так и вручную. Более того, не запрещено применение комбинированного способа, когда часть реквизитов отпечатана на принтере, а часть — заполнена от руки.

Последствия отсутствия ТТН

Ответственность за нарушение законодательства об автомобильном транспорте изложена в ст. 60 Закона об автотранспорте.

Так, за предоставление услуг по перевозкам грузов без оформления документов, перечень которых определен статьями 39 и 48 Закона об автотранспорте, автомобильному перевозчику грозит штраф в размере 1700 грн (100 НМДГ) (ст. 60 Закона об автотранспорте).

Налагает его руководитель органа государственного контроля и его заместитель (п. 37 Порядка N 1567).

Список использованных документов

ГК Украины — Гражданский кодекс Украины

НК Украины — Налоговый кодекс Украины

Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.1999 г. N 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

Инструкция N 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г. N 291

Перечень N 207 — Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный Постановлением КМУ от 25.02.2009 г. N 207

Порядок N 1567 — Порядок осуществления государственного контроля на автомобильном транспорте, утвержденный Постановлением КМУ от 08.11.2006 г. N 1567

Правила N 363 — Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 г. N 363

Приказ N 26 — Приказ Минифраструктуры от 27.01.2016 г. N 26 «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине»

Людмила Волинец

«Консультант бухгалтера» N 17 (837) 18 вересня 2017 року
Передплатний індекс: 22789 (змішана російська/українська мова)

Ежедневно в БУМе — Бухгалтерском Умном Модуле — среди всех вопросов от пользователей редакция выделяет самые востребованные и актуальные и добавляет их в рубрику «ТОП-вопросы дня».

Предлагаем вашему вниманию один из ТОП-вопросов на этой неделе.

Требуется ли оформление товарно-транспортной накладной в случае если покупатель самостоятельно забирает товар у поставщика?

В соответствии с письмом Мининфраструктуры от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14, если услуга по доставке груза предоставляется за плату, и это записано в договоре отдельно, то имеет место предоставление услуги по перевозке груза и, соответственно, необходимо руководствоваться требованиями главы 64 ГКУ в части обязательного осуществления перевозки груза по договору перевозки. Соответственно, для предоставления услуг по перевозке груза на договорных условиях водителю перевозчика необходимо иметь документы, определенные п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем соединении, утвержденного постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207 (далее — Перечень № 207), то есть, в частности, следует оформить товарно-транспортную накладную.

При этом согласно вышеупомянутому письму, если покупатель осуществляет перевозку собственными автомобильными транспортными средствами товара, право собственности на который по договору уже перешло к нему, водителю покупателя во время осуществления перевозок необходимо иметь документы, определенные п. 2 Перечня № 207, а значит — товарно-транспортную накладную оформлять не нужно.

В БУМе: Бухгалтерском Умном Модуле Вы можете также найти ответы на другие вопросы, связанные с темой учета по видам деятельности. Например:

— Как предприятию — покупателю убезопаситься от отказа продавца выписывать ТТН?

— Как в налоговом учете отражается операция по предоставлению транзитных услуг по договору перевозки нерезиденту?

— Как в налоговом учете по налогу на прибыль отразить установку GPS-навигатора на автомобиль?

и многие другие.

БУМ:Бухгалтерский Умный Модуль — актуальная база готовых ответов экспертов на вопросы по бухгалтерскому учету и налогообложению, кадровой тематике, договорной работе и другим смежным темам. Если Вы еще не пользуетесь БУМом, закажите демо-доступ или приобретите БУМ.

С 25.07.2011 вступили в силу Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. В них установлена новая форма транспортной накладной. При этом товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т не отменена.

В соответствии с п. п. 2, 6 Инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Как следует из п. п. 1.2 и 2 Постановления N 78, требование об оформлении формы N 1-Т является обязательным для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Возникает вопрос: нужна ли транспортная накладная (товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т) для обоснования расходов на приобретение товара, если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза)?

По этому вопросу существует две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной в Письмах Минфина России, если доставка осуществляется собственными силами покупателя, представление ТТН для подтверждения обоснованности расходов не является обязательным. Имеются судебные акты, подтверждающие данный подход.

В то же время есть судебные акты, содержащие вывод о невозможности признания расходов на приобретение товаров без товарно-транспортной накладной.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) не обязательна

Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123

Разъясняется, что, в случае если покупатель вывозит товар со склада грузоотправителя на собственном транспорте, факт оказания услуг по перевозке отсутствует. Значит, нет необходимости составлять транспортную накладную. При этом затраты на перевозку и факт транспортировки товара можно подтвердить путевым листом.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540

Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500

Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499

Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498

Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/497

Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492

Письмо Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/501

Письмо Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/1/487

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013 по делу N А53-3547/2012

Суд указал, что отсутствие товарно-транспортных накладных не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 по делу N А78-190/2012

Постановление ФАС Уральского округа от 23.04.2012 N Ф09-2412/12 по делу N А60-12929/11

По мнению инспекции, общество не доказало реальность поставки товаров, так как не представило товарно-транспортные накладные. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению товарно-транспортных накладных, поскольку имеется накладная N ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2011 по делу N А19-3787/2010

Суд установил, что товар был передан налогоплательщику до его транспортировки, которая осуществлялась самовывозом. ФАС указал, что в таком случае основанием для оприходования товара является не только ТТН, но и иные документы, подтверждающие произведенные расходы.

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 по делу N А55-14780/2008

Суд указал, что, если доставка товаров осуществляется транспортом покупателя (самовывоз) без привлечения автотранспортной организации, составления товарно-транспортных накладных не требуется. В этом случае для подтверждения передачи материалов от поставщика потребителю достаточно использовать товарную накладную.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А53-2634/2009

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.08.2007 N Ф08-4809/2007-1842А по делу N А53-16694/2006-С6-22

Постановление ФАС Центрального округа от 29.12.2011 по делу N А64-1900/2010

Постановление ФАС Центрального округа от 06.08.2007 по делу N А48-4281/06-15 (Определением ВАС РФ от 26.11.2007 N 15786/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Центрального округа от 11.02.2011 по делу N А68-4748/08-108/13

Суд указал, что товар налогоплательщику доставлял представитель организации на личном транспорте. Следовательно, составления товарно-транспортных накладных в данном случае не требовалось.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2006 по делу N А13-16213/2005-19

Суд указал, что составление товарно-транспортной накладной обязательно в случаях передачи товара покупателю от продавца через перевозчика. В случае доставки груза транспортом поставщика или покупателя документами, подтверждающими транспортировку груза, являются путевые листы.

Позиция 2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) обязательна

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 по делу N А13-8941/2010

Суд указал, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склад поставщика (ИНКОТЕРМС-2000), что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд отметил, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу N А33-18030/2009

Суд указал, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, товарно-транспортные накладные не составлялись.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09 по делу N А19-10710/08-11

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08 по делу N А19-4274/08-43

Суд установил, что согласно договору поставка продукции осуществляется самовывозом путем передачи продукции поставщиком покупателю на складе поставщика. Для принятия к учету товара, поступившего автомобильным транспортом, необходима в том числе товарно-транспортная накладная.

При этом, в Письме Минфина России от 06.02.2018 N 03-07-14/6704финансовое ведомство поясняло:

Как следует из обращения, покупатель приобретает товары по договору, согласно которому поставка товаров производится на условиях самовывоза, сотрудник покупателя принимает товары. Продавец выставляет в адрес покупателя товарную накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру.

Таким образом, продавцу другие документы, подтверждающие перевозку товара, не нужны.

А вот покупателю в обязательном порядке нужны первичные документы, которые обоснуют расходы по доставке товара и подтвердят факт совершения сделки по купле-продаже товара ( путевой лист, транспортная накладная, товарно-транспортная накладная и т.д.)

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

ПОСЕТИТЕ НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

По договору о перевозке грузов не нужно составлять акт оказанных услуг

Правила исправления первичных документов для исчисления налога на прибыль изменены

Грузоотправитель в Торг-12 при самовывозе товара

Можно ли акт выполненных работ заверить факсимильной подписью?

Можно ли составить акт со стоимостью выполненных работ в валюте?

10 ответов на вопросы «Акт выполненных работ»

Что заполняем в 2018 году при перевозке: 1-Т или ТТН, а может быть обе накладные?

Товарно-транспортная, товарная, и транспортная накладная: правила заполнения

Какие документы необходимо оформить по результатам ремонта объекта основных средств?

Путевые листы в 2018 году

Списание МПЗ первичные документы

Первичные документы по списанию ГСМ

Новые требования ФНС к первичке: какие реквизиты изучат досканально?

Ошибка в сумме- какую первичку оставить, а какую исправить?

10 публикаций Правила составления первичных документов

ТТН зачем нужна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *