ТСЖ и ТСН

Содержание

Изменение в законодательстве

Новелла, внесённая в ГК, привела в требуемое состояние организационно-правовые формы организуемых обществ. Так, существующие ранее ОАО (открытые акционерные общества) теперь называются публичными АО.

Это же относится и к ТСЖ. Вновь создаваемые товарищества будут обладать организационно-правовой формой ТСН. Стоит учитывать, что последнее имеет более широкое значение.

В качестве различий можно привести состав участников: если для ТСЖ это исключительно собственники предназначенных для проживания помещений, то ТСН подразумевает в качестве своих членов владельцев не только жилья, но и иной недвижимости, например:

  • нежилых помещений;
  • офисных зданий;
  • земельных наделов и прочее.

Нормы, регулирующие деятельность таких объединений, также отличаются. ТСЖ подпадает под действие Жилищного кодекса, а ТСН работает по корпоративным правилам. Но в любом случае существующие ныне образования с формой ТСЖ в течение некоторого времени должны поменять её на ТСН.

Рекомендуем ознакомиться:

На уровне закона не требуется специальной корректировки учредительных документов, предполагается, что это должно произойти постепенно.

Во время первого обращения ТСЖ в налоговую инспекцию по поводу внесения любых поправок в устав неизбежно изменится его организационно-правовая форма. Иначе говоря, в уставе будет значиться ТСН вместо ТСЖ.

ТСН или ТСЖ

Чтобы разобраться, в чём заключается отличие этих объединений, следует установить их сходства. И ТСН, и ТСЖ имеют одинаковую процедуру образования. Решение по этому вопросу принимается ОСС (общим собранием собственников), выступить с инициативой может любой из них. Уведомить собственников о предстоящем собрании требуется лично и не позже 10 дней до назначенного времени проведения. Если имеется ранее принятое решение, что проинформировать участников можно посредством размещения объявлений на специальных досках и в других определённых местах, то рассылать уведомления персонально каждому владельцу не требуется.

В документе содержатся следующие сведения:

  1. Перечисляются вопросы, вынесенные на голосование.
  2. Указываются фамилия, инициалы и адрес лица, выступившего инициатором ОСС.
  3. Обозначается, когда и где будет проведено мероприятие.

Нормы права называют такие формы собрания:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная.

Как правило, выбирается второй вариант, так как на проводимом очно собрании обычно не присутствует требуемое для кворума количество собственников помещений. Очно-заочная форма позволяет добрать нужное число подписей в установленный период. Обязательными вопросами для принимающих решение будут:

  1. Признание объединения владельцев недвижимости принятым способом управления домом.
  2. Выбор членов правления и ревизионной комиссии, включая размер их вознаграждения.
  3. Наделение одного из владельцев помещения правом по предоставлению документов для регистрации товарищества в налоговой инспекции.
  4. Утверждение устава.

Для принятия решения необходимо 50% плюс один голос. Подсчёт производится в процентном отношении площади помещения, находящегося в собственности гражданина, к площади дома. Например, S МКД составляет 3500 м2, S квартиры — 50м2, значит: 0:3500*100%=1,4% где S — площадь.

В налоговый орган предоставляется протокол, устав (в 2 экз.), документ, подтверждающий оплату госпошлины, и заполненная в соответствии с требованиями форма заявления.

Далее алгоритм действий для ТСН, созданного с целью управления недвижимым имуществом, не предназначенным для проживания (например, объединение офисных зданий), отличается от товарищества владельцев жилой недвижимости. На последнем лежит обязанность в течение 5 дней с того момента, как произведён подсчёт голосов и подписан протокол, предоставить пакет документов в органы жил. контроля, которые, в свою очередь, проводят в чётко определённые сроки проверку по соблюдению процедуры принятия владельцами жилплощади решения о создании организации.

Цель учреждения ТСЖ или ТСН

Если разобраться с тем, для каких задач до 2014 г. создавались ТСЖ и организуются в настоящее время ТСН, то станет понятно, что цель их образования совпадает. Любое недвижимое имущество должно содержаться должным образом. Помещения, принадлежащие гражданам, обслуживаются ими самостоятельно, но есть ещё и общая собственность.

К таковой относится:

Рекомендуем ознакомиться:

  1. Инженерная инфраструктура зданий (стояки, тепловые узлы, трансформаторные подстанции, общедомовые приборы учёта).
  2. Конструктивные элементы (фундамент, отмостка, карнизы и другое).
  3. Места, предназначенные для общего пользования (лестничные пролёты, чердаки, подвалы).
  4. Принадлежащая дому территория.

Содержание всего этого имущества ложится на владельца помещения исходя из его доли в общедомовой собственности. Товарищество должно определиться, в каком размере будут взиматься платежи для поддержания своего хозяйства в надлежащем состоянии. Организация аккумулирует средства для проведения ремонта текущего и/или капитального. Если речь идёт о собственниках жилой недвижимости, то, следуя жилищному законодательству, на уровне регионов определяется тариф на капремонт. Деньги в установленном размере подлежат перечислению региональному оператору.

Участники товарищества выбирают для себя специальный счёт на своё усмотрение. Для этого потребуется провести общедомовое собрание и получить 67% голосов от всех владельцев жилищ.

Собственникам недозволительно уменьшить сумму платежей, но они имеют возможность её увеличить.

Для всех остальных работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом, тариф устанавливается самими хозяевами помещений. Происходит это также посредством голосования во время общего собрания, но при решении обозначенного вопроса необходима поддержка более 50% участников.

Разница между ТСЖ и ТСН прослеживается при рассмотрении компетенции высшего органа управления. Для ТСЖ им будет ОСС. Касательно ТСН применяются нормы корпоративного права. Поскольку это объединение не преследует коммерческие цели, данным органом может быть как общее собрание членов, так и съезды, конференции либо коллегиальное правление с определённой в уставе компетенцией.

Обязательное условие — наличие не менее ста участников в обществе.

Законодательством очерчен круг решений, доступных руководству ТСН для принятия:

  1. Определение вектора направлений по деятельности организации и алгоритма использования её имущества.
  2. Принятие, утверждение и внесение изменений в Устав.
  3. Установление процедуры вступления и выхода из товарищества.
  4. Проверка годового бухгалтерского отчёта.
  5. Определение суммы платежей, являющихся обязательными для всех членов организации, и так далее.

Иными словами, такой коллегиальный орган управления имеет возможность принимать все важнейшие для товарищества решения, не созывая общего собрания.

Опять же необходимо понимать, что в данном случае отличия ТСН от ТСЖ проводятся не по организационно-правовым формам (они идентичны), а по составу участников.

Когда членами объединения выступают владельцы жилья, то в силу вступает Жилищный кодекс, который однозначно признаёт общее собрание высшим органом и исключает возможность передачи его компетенции правлению.

В чём ещё заключается разница между ТСН и ТСЖ?

Членами первого могут быть:

  1. Хозяева жилых/нежилых помещений в МКД и частных строений. То есть объединение вправе управлять общим имуществом нескольких домов, при этом к нему не предъявляются требования по общности инфраструктуры и границ.
  2. Участвовать в таких товариществах могут быть как юр., так и физ.лица.

Если набрать в поисковике запрос: «ТСН или ТСЖ — в чём разница», то в первой пятёрке выдаётся информация о том, что ТСН могут работать только по ОСНО (общей системе налогообложения).

Это не соответствует действительности. При создании общества его члены могут выбрать тот вид налогообложения, какой наиболее выгоден для них в осуществлении заявленной деятельности. Это может быть как ОСНО, так и УСН (упрощённая система налогообложения).

>ТСН вместо ТСЖ. Что изменится?

Изменения в гражданском кодексе по ФЗ №99 от 05.05.2014 г.

ФЗ №99 от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в гл.4 ч.1 ГК РФ…», вступивший в силу 1 сентября заменяет термин «товарищество собственников жилья» на более общее понятие «товарищество собственников недвижимости». Оно включает в себя не только помещения в многоквартирных домах, но и в жилые дома, садовые участки, коллективные гаражи и т.д.

В первую очередь, принятые в ГК РФ поправки касаются клас­сификации юридических лиц. Вчастности, кроме деления орга­низаций на коммерческие и не­коммерческие, теперь вводится разделение их на унитарные, где членства нет, а есть едино­началие, и корпоративные, где есть членство и члены органи­зации сами формируют органы управления.

Вводится исчерпывающий перечень возможных органи­зационно-правовых форм — как коммерческих (что было и рань­ше), так и некоммерческих (чего раньше не было).
Акционерные общества от­ныне делятся на публичные, которые должны обеспечивать прозрачность финансовой сто­роны своей деятельности, и не­публичные, которые этого де­лать не обязаны.

Еще одно новшество – единственным учредительным доку­ментом для всех юрлиц, кроме хозяйственных товариществ, становится Устав.
Где тут место нашим ТСЖ и ЖК? Совершенно верно, это не­коммерческие корпоративные организации.

Основные поло­жения о некоммерческих кор­поративных организациях. (Ст. 123-1)

  1. Некоммерческими кор­поративными организация­ми признаются юридические лица, которые не преследу­ют извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей деятельности и не распреде­ляют полученную прибыль между участниками, учредители (учас­тники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.
  2. Некоммерческие корпо­ративные организации созда­ются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собс­твенников недвижимости, ка­зачьих обществ, внесенных в государственный реестр ка­зачьих обществ в РФ, а также общин коренных малочислен­ных народов РФ.

ЖК позиционируется как один из видов потребительских кооперативов (что, собственно, было и раньше), а ТСЖ меня­ет «вывеску» и превращается в товарищество собственников недвижимости (ТСН).

Упорядочение терминологии, касающейся ТСЖ, вообще-то на­зрело давно. В ЖК РФ вот уже де­сятилетие бросается в глаза та­кая коллизия: там, где идет речь об отношениях собственности и управлении в многоквартирном доме (МКД), в тексте везде фи­гурируют собственники помеще­ний, а организация, созданная ими для управления общим иму­ществом МКД, почему-то называ­ется товариществом собственни­ков жилья. «Так все-таки: жилья или всех помещений, и жилых, и нежилых?» — такой вопрос смущал многие умы. Разумеется, изменения каса­ются не только названия това­рищества. Разница между ТСН и ТСЖ видна уже при беглом просмотре их определений.

Основные положения о товариществе собственников недвижимости (ТСН). (Ст. 123-12 ГК РФ)

Товариществом собс­твенников недвижимости (ТСН) признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (по­мещений в здании, в том чис­ле в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, са­доводческих, огороднических или дачных земельных участ­ков и т. п.), созданное ими для совместного владения, поль­зования и в установленных законом пределах распоря­жения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

ТСЖ же, как известно, созда­вались для совместного управления общим имуществом, обеспечения владения, пользования и распоряжения им, предоставления комму­нальных услуг жителям, достижения иных целей, связанных с управлением об­щим имуществом или совмест­ным его использованием.

Нетрудно заметить, что в ТСН упор сделан не на управление и совместное использование об­щего имущества, как в ТСЖ, а на реализацию отношений собс­твенности. Что-то подсказывает нам, что в этой «триаде» клю­чевым словом является именно «распоряжение». Не исключе­но, что это сделано с «дальним прицелом» — в расчете на то, что в перспективе собственни­кам предстоит принимать ре­шения не столько о содержании общедомового имущества (как сейчас), сколько о его продаже, сдаче в аренду, перестройке и т.д. Причем, вполне возмож­но, что делать это будут не все собственники 2/3 или 100% го­лосов (как сейчас), а лишь чле­ны товарищества.

Статьи ГК РФ 123-12, 13 и 14, посвященные непосредс­твенно ТСН — внешне похожи на соответствующие статьи ЖК РФ: и там, и здесь члены това­рищества не отвечают по обя­зательствам товарищества (и наоборот), и здесь, и там есть сменяемые выборные исполни­тельные органы: единоличный председатель, и коллегиальное правление и т.д. Однако если заглянуть в «Права и обязанности участников корпо­рации» и «Управление в корпорации», которые в полной мере распространяются на бы­тующие в ТСН отношения — там найдётся много интересного, чего нет в профильных статьях ЖК РФ.

Права и обязан­ности участников корпорации. (Ст. 65-2)

Участник корпорации обязан:

  • участвовать в образова­нии имущества корпорации в необходимом размере в по­рядке, способом и в сроки, которые предусмотрены на­стоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;
  • не разглашать конфиден­циальную информацию о де­ятельности корпорации;
  • участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятель­ность в соответствии с зако­ном, если его участие необ­ходимо для принятия таких решений;
  • не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпора­ции;
  • не совершать действия (бездействие), которые су­щественно затрудняют или делают невозможным дости­жение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации мо­гут нести и другие обязаннос­ти, предусмотренные законом или учредительным докумен­том корпорации.

Здесь уже до введения сан­кций против нарушителей кор­поративного «кодекса чести» — всего один шаг. Тем более что среди исключительных полно­мочий общего собрания членов корпорации присутствует «оп­ределение порядка приема в состав участников корпора­ции и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок опреде­лен законом».

За внешней сходством пред­седателя ТСЖ и единолично­го исполнительного органа управления корпорацией насамом деле больше различий, чем сходства.

Управление в кор­порации. (Ст. 65-3)

В корпорации образу­ется единоличный испол­нительный орган (дирек­тор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть пре­дусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа не­скольким лицам, действую­щим совместно, или образова­ние нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. В качестве единоличного исполнительного органа кор­порации может выступать как физическое лицо. так и юри­дическое лицо.

В случаях, предусмотрен­ных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (прав­ление, дирекция и т.п.).
Как видите, от прежнего огра­ничения: председателем ТСЖ может быть лишь собственник помещения в доме — не остается и следа, ТСН руководить может не только «человек со сторо­ны», но и юрлицо «со стороны». Почему бы таким юрлицом не стать, к примеру, ГБУ «Жилищник»? Или другому «компетент­ному» органу? Или частной уп­равляющей компании?

В общем, перевод товари­щества в статус корпорации, а «товарищей» — на роль корпо­рантов, похоже, может повлечь за собой серьезные перемены как во внутренней жизни жил- товарищества, так и в его вза­имоотношениях с внешним ми­ром. Это явно шаг в сторону коммерциализации жилищного самоуправления, а где-то — пос­кольку никакой ответственности за нарушение норм жилищной демократии и прав общедоле­вых собственников общего иму­щества МКД в РФ до сих пор нет — вполне возможно, к её кри­минализации. Если попросту, фальшивый протокол собрания в новых условиях может иметь гораздо более серьезные пос­ледствия, чем прежде.

Что касается наших «доб­рых старых» ЖСК, то, видимо, им придется перере­гистрироваться в ТСН. Иначе — ликвидация.

Согласно ст. 3 закона № 99- ФЗ отныне, после 1 сентября 2014 г., все юрлица должны создаваться только в новых организационно-правовых фор­мах, соответствующих приня­тым поправкам в гл.4 ГК РФ. А все созданные ранее юрлица должны привести свои наиме­нования и учредительные доку­менты в соответствие с новыми требованиями. Но не сразу, а при первом изменении учреди­тельных документов. До этого момента те будут действовать лишь в части, которая не проти­воречит принятым поправкам. При регистрации изменений учредительных документов гос­пошлина взиматься не будет.

По-видимому, нас ждет не­кий переходный период, когда поправки в ГК уже начали дейс­твовать, а профильные статьи ЖК РФ и смежных норматив­но-правовых актов в соответс­твие с ними еще не приведены. Что при этом будет твориться в судах? И чем будут руководс­твоваться чиновники, предпри­нимая те или иные действия в отношении ТСЖ и ЖСК: новым ГК или старым ЖК? Или и тем, и другим вместе, но в каких- то пропорциях? Не исключено, что жизнь заставит правление ТСЖ самим поторо­питься с перерегистрацией ус­тавов, ибо это может оказаться дешевле, чем доказывать, что ты не верблюд.

По всем вопросам, связанным с регистрацией, перерегистрацией товарищества собственников жилья Вас могут проконсультировать сотрудники нашей компании по телефону: (495) 107-05-45 или по электронной почте: f1@f1-consultant.ru

В настоящем обзоре рассматриваются вопросы, связанные с новой организационно-правовой формой некоммерческих организаций, объединяющих владельцев любых типов недвижимости: квартир, офисов, гаражей, дач, садов, огородов и т. д.

Обзор подготовлен в соответствии с изменениями в главу 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (действуют с 01.09.2014).

Таким образом, с 1 сентября 2014 года новые садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны создаваться в форме товарищества собственников недвижимости (ТСН).

В соответствии с п.1 ст.123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

C 1 сентября 2014 года в форме товарищества собственников недвижимости (ТСН) создаются все новые объединения собственников:

  • помещений в здании (в т. ч. в многоквартирном доме),
  • помещений в нескольких зданиях,
  • жилых домов,
  • дачных домов,
  • садоводческих земельных участков,
  • огороднических земельных участков,
  • дачных земельных участков,
  • и т.п.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в главу 4 «Юридические лица» части первой ГК РФ, коснулись не только всех юридических лиц, но и практически всего населения страны, несмотря на то, что перерегистрация существующих объединений не требуется.

В настоящее время в ГК РФ приведен исчерпывающий (закрытый) список некоммерческих организаций. Их теперь два вида:

По законодательству России Корпорации — это юридические лица, основанные на членстве их участников. Все участники корпоративной организации приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 1 и 2 ст. 65.1 ГК РФ).

Высшим органом Корпорации является общее собрание участников (п. 1 ст. 65.3 ГК РФ).

Таким образом, в форме корпораций создаются и действуют все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих:

  • Потребительские кооперативы;
  • Общественные организации;
  • Ассоциации и союзы;
  • Товарищества собственников недвижимости;
  • Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Росси;
  • Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В отличии от корпорации, унитарная организация не наделяется правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарной организации является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками организации.

В форме унитарных организаций создаются и действуют государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также следующие некоммерческие организации:.

  • Фонды;
  • Учреждения;
  • Автономные некоммерческие организации;
  • Религиозные организации.

При совместном владении, пользовании и распоряжении недвижимым имуществом, в установленных действующим законодательством пределах, необходим строгий учет объектов собственности, и эффективное управление этими объектами.

Товарищество собственников недвижимости является относительно новой формой некоммерческих организаций.

Оно отличается организационно-правовым статусом и создается, чтобы объединить собственников недвижимости самых разных типов.

Что такое ТСН, какие законы его регулирует и чем отличается такая форма организации, вы узнаете после прочтения статьи.

В статье 123 Гражданского кодекса дано определение товарищества собственников недвижимости.

Согласно ему ТСН является объединением владельцев недвижимости, которые на добровольных началах создают товарищество для организации совместного владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом. Оно может решать и другие задачи, не нарушающие закон.

В такой форме не только легче вести учёт объектов недвижимости, но и управлять ими. Например, жильцы, владеющие квартирами в многоквартирном доме, создают ТСН для регулирования чистоты и порядка внутри дома (свет на этажах, работы лифта и т.п.) и на территории возле него. Их цель – обеспечить комфортные условия жизни.

Данное объединение является юридическим лицом, члены которого владеют однотипной недвижимостью.

Товарищество объединяет собственников любой недвижимости:

  • Помещений (как жилых, так и не жилых) в одном здании (либо нескольких).
  • Жилых или дачных домов.
  • Дачных участков.
  • Садов или огородов.

Изменения в ГК, произошедшие в 2014 году, затронули практически всех владельцев (а не только юридические лица), хотя закон не обязывает проходить процедуру перерегистрации.

ТСН регулируется на основе общей законодательной базы, касающейся недвижимости.

Среди законодательных актов, касающихся данного вида организаций, выделяют:

  • ГК РФ – статьи 49, 65, 123, 174, 181,182 и 218.
  • ЖК РФ – статьи 135, 136, 143, 145, 149, 150, 152 и 161.

К слову, с 2014 года в законодательстве произошли изменения, согласно которым СНТ (садоводческие некоммерческие товарищества) и ТСЖ (товарищества собственников жилья) теперь создаются в форме ТСН.

Функции в ТСН распределены следующим образом:

  • Контроль и управление ведут на собрании собственников.
  • Исполнением решений занимаются коллегиально (образуя правление) либо единолично (решением председателя).
  • Контроль за управляющим аппаратом ведёт ревизионная комиссия.

Главная задача такого объединения – организация коллективного использования недвижимости. Благодаря товариществу собственников недвижимости владельцы могут осуществлять управление самостоятельно, не привлекая сторонние организации (например, управляющие компании).

Правоспособность товарищества собственников недвижимости закреплена в главном документе – уставе организации.

Такая форма юр. лица обладает конкретным обособленным имуществом, которое в случае необходимости будет использовано для ответа на взятые обязательства.

Так что участники не несут за действия организации ответственности:

  • Ни субсидиарной.
  • Ни солидарной.
  • Ни долевой.

Товарищество берёт на себя обязанность за образование контролирующих и управляющих органов, создаваемых для согласования и принятия решений его членами и иными юридическими лицами (например, для проведения строительных работ или подключения к сети ЖКУ). Главный орган управления объединения должен принимать решения об установлении обязательных взносов для членов организации.

ТСН может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от этого доход (согласно ГК РФ), но при двух условиях:

  • Эта деятельность должна отвечать целям объединения (закреплённым в уставе).
  • Прибыль не может быть распределена между членами организации.

Все действия организации должны отвечать её целям и задачам. У объединения имеются права:

  • Заключать договоры, удовлетворяющие потребности и интересы его членов: определяющий управление общим имуществом организации, оказание ЖКУ и т.п.
  • Обозначить цифру доходов и расходов организации на год, составив смету. На её основе будет составлен план взносов и выплат, рассчитанных на каждого собственника (при этом учитывают его долю в праве общего владения имуществом).
  • Определять передачу и получение средств лицами, которые выполняют для ТСН работы и предоставляют услуги.
  • Заключать договор купли-продажи недвижимости (в долевую собственность), а также аренды (ограниченное или полное пользование частью общего имущества) или обмена имущества товарищества.
  • Проводить работы и предоставлять услуги собственникам недвижимости.
  • Получать и использовать займы от банков.

Если участники не исполняют свои обязанности, закреплённые в уставе или решении собрания, товарищество может попытаться в суде вынудить их выполнить взятые обязательства, внести выплаты или взносы. Также организация в судебном порядке может потребовать от нарушителей возмещения причинённых убытков, которые образовались из-за невыполнения членами свои обязательств.

ТНС обязано:

  • Вести свою деятельность в рамках норм, установленных в законодательстве, а также согласно своему уставу.
  • Заключать договоры с посторонними лицами для выполнения конкретных работ.
  • Выполнять взятые на себя обязательства и следить за санитарно-техническим состоянием общего имущества.

Собственник становится членом ТСН после того, как он подаёт туда заявление о вступлении. Выйти из товарищества можно, подав заявление о выходе из него.

Его члены имеют право:

  • Запросить у ТСН сведения о его деятельности.
  • Участвовать в деятельности объединения самостоятельно или направив туда доверенное лицо (выбирать и стать кандидатом на управляющие должности, вносить предложения касательно улучшения качества работы).
  • Если они не согласны с решением органов управления, они могут обжаловать его в суде.
  • Ознакомиться с основными документами организации.
  • Требовать от ТСН надлежащего качества услуг и работ, которые они обязаны проводить согласно уставу.

В уставе объединения необходимо указать его:

  • Полное наименование.
  • Местонахождение.
  • Правовой статус.
  • Состав управляющего органа (собственники, входящие в собрание).
  • Предмет (имущество, которое находится под контролем) и цели деятельности ТСН.
  • Разграничение компетенций между органами объединения.
  • Порядок принятия решения (какие должны приниматься только единогласно, а какие – большинством голосов).

Членами ТСН (и одновременно его учредителями) могут быть:

  1. Физ. лица, являющиеся собственниками недвижимости, обозначенной в качестве объекта общего пользования.
  2. Юрлица, которые обладают правом владения, хозяйственного ведения и управления имуществом товарищества.

Вступая в организацию и оформляя заявление, желающий указывает информацию в нём о себе. Позже эти сведения внесут в реестр, чтобы можно было точно установить, какая именно недвижимость (доля) принадлежит данному члену. Если произошли какие-то изменения с недвижимым имуществом или поменялись личные данные, участник ТСН должен будет оповестить об этом правление организации.

Строгих и чётко обозначенных требований к уставу товарищества в законодательстве нет. Главное, чтобы его положения не нарушали нормы Жилищного и Гражданского кодексов.

Преимущества объединения собственников недвижимости в следующем:

  • Владельцы недвижимости самостоятельно (на собрании) выбирают и принимают решения, а также управляют домом или земельными участками. При принятии решений выслушивают мнение каждого владельца-члена ТСН.
  • Устав содержит очень точные и прозрачные положения, на которых и строится дальнейшая деятельность: оказание ЖКУ, ведение ремонтно-строительных работ и т.п. Товарищество занимается только теми вопросами, которые прописаны в его уставе. Срок его деятельности также указывается в уставе: обычно организация создаётся как бессрочная, но при желании собственники могут ограничить её время деятельности.
  • ТСН отличается непосредственным управлением, благодаря чему каждый собственник, состоящий в товариществе, знает о том, какие решения необходимо принять, на что пойдут общие средства и т.д. Благодаря этому недопониманий или нерациональных действий будет намного меньше. А любые решения, принятые собственниками, утверждаются на собрании, где определяют план дальнейших действий, срок работ и статьи расходов, обязанности участников и т.д.
  • Товарищество объединяет сразу множество владельцев, благодаря чему можно собрать намного больше средств и решать более серьёзные задачи.
  • Такое объединение может получать доход. К примеру, извлечение прибыли возможно благодаря сдаче в аренду определённой территории или помещения. Арендные отношения товарищества являются предпринимательской деятельностью, которая разрешена законом. Его члены самостоятельно распределяют полученные доход.

Недостатки объединения таковы:

  • Оно не является универсальной организацией с таким правовым статусом, который позволит решить любую проблему. Многое зависит от самого типа недвижимости. Не всем владельцам стоит объединяться. Например, если товарищество состоит из владельцев аварийного жилья или проживающих в здании, требующем капитального ремонта, они вряд ли смогут вовремя собрать необходимую сумму.
  • Высок риск банкротства объединения. В таком случае собственники не смогут вернуть назад свои средства и взносы.
  • ТСН должно получить лицензию на ведение деятельности, обозначенной в уставе. Это займёт дополнительное время, силы и средства.

Такое объединение собственников отличается от ТСЖ следующими особенностями:

  1. Участниками ТСЖ являются только собственники жилплощади в одном конкретном здании. Но членами ТСН могут стать владельцы любого вида недвижимости как в городе, так за его пределами – жильё, офисы или земля.
  2. В рамках ТСН предусматривается получение прибыли (несмотря на её некоммерческую направленность), которая пойдёт на удовлетворение потребностей и интересов членов товарищества. Так что в ТСН можно управлять различными объектами недвижимости.
  3. В ТСЖ решался лишь порядок управления имуществом дома и вопросами, касающимися ЖКУ. ТСН решает гораздо более разнообразные задачи – ведение коммерческой деятельности, касающейся недвижимых объектов, находящихся в долевой собственности, строительство новых сооружений и т.п.
  4. Они различаются и по системе налогообложения. ТСЖ платило налоги по упрощённой системе, а ТСН не имеет право на это.
  5. Участниками ТСЖ могут быть только физ.лица, а в ТСН – и юр.лица, и их совместные объединения.
  6. ТСЖ не требовало получения лицензии для ведения деятельности, а ТСН необходимо лицензировать.

О преимуществах организации данного вида объединения собственников недвижимого имущества смотрите в следующем видеосюжете:

Правовые основы создания ТСН.

Товарищество собственников недвижимости ТСН вместо СНТ, ДНП, ТСЖ по измененному ГК РФ. Закон о товариществе собственников недвижимости

С 1 сентября 2014 года введена новая форма организации «Товарищество собственников недвижимости ТСН» вместо СНТ, ДНП, ТСЖ.

Выдержки, касающиеся ТСН, из «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ГК РФ).

Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
(действующая редакция от 05.05.2014 в соответствии с поправками Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ
«О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

§ 6. Некоммерческие корпоративные организации
(введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

5. Товарищества собственников недвижимости.
Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.
Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости

1. Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.

2. Общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка — члена такого некоммерческого товарищества следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.
Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

1. К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

2. В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

По решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (пункт 1 статьи 65.3) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Как расшифровываются эти аббревиатуры жители уже усвоили довольно хорошо. Но что можно сделать с помощью этих трёх букв? Помогут ли они решить наши коммунальные проблемы?

Знание о любом юридическом явлении начинается с подробного анализа законодательной базы.

О товариществе собственников недвижимости мы сможем прочесть в:

  • Жилищном кодексе;
  • Гражданском кодексе;
  • Закон о регистрации раскрывает порядок внесения в ЕГРЮЛ;
  • подзаконные акты регулируют предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • административные и уголовные нормы ставят границы законности;
  • трудовое и гражданское право регулирует договоры с различными субъектами.

Создание учреждения начинается с образования инициативной группы владельцев.

Оценив все возможности и риски и составив план действий по организации управленческого процесса, они следуют пошаговой инструкции:

  • рассылают уведомления;
  • организуют собрание владельцев квартир и нежилых помещений;
  • агитируют и голосуют «за».

Впервые понятие ТСЖ было введено законом 2002 года 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». В 2005 году он был отменён, а в ЖК РФ появились новые статьи, регулирующие эти же вопросы (закон 189-ФЗ).

«Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме» (ст.135 ЖК РФ)

Оно может создаваться в:

  • многоквартирном доме;
  • нескольких многоквартирных домах;
  • нескольких частных жилых домах.

В ЖК РФ вы найдёте ответы на вопросы:

  • как создать, зарегистрировать (ст. 136), реорганизовать и ликвидировать товарищество (ст.139-140),
  • какие есть у него права и обязанности (ст.137-138),
  • как вступить в ТСЖ (ст. 143),
  • какую информацию обязаны раскрывать (ст.143.1),
  • общее собрание и голосование (ст. 145-146),
  • о правлении и председателе (ст. 147),
  • о ревизионной комиссии (ст. 150).

Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества (ст. 135 ЖК РФ)

Также Жилищный кодекс раскрывает источники дохода товарищества (ст. 152):

  • обслуживание имущества МКД,
  • строительство объектов на его территории,
  • сдача в аренду.

Интересно, что в названии прямо указывается, что только владельцы жилья могут иметь членство в организации. Но в самих статьях нет запрета участия собственников других помещений.

Это противоречие снимается в новых статьях ГК РФ.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 — Москва

8 (812) 309-74-28 — СПб

Гражданский кодекс о объединении владельцев недвижимости

Гражданский кодекс вводит в оборот понятие товарищество собственников недвижимости.

Тем самым указывает, что членами организации кроме владельцев квартир могут быть физические и юридические лица – собственники коммерческих помещений.

ТСН относится к некоммерческим корпоративным организациям, которые создаются участниками не для извлечения прибыли и её распределения.

Ст. 123.13 ГК РФ разграничивает право собственности самого товарищества и его членов: общее имущество в многоквартирном доме принадлежит владельцам помещений.

Нет разницы между формами ТСЖ и ТСН. При этом товарищество собственников недвижимости – название более точное. Правомерно использовать оба наименования.

О сходствах и различиях ТСЖ и ТСН читайте по ссылке.

Федеральный закон 129-ФЗ даёт перечень документов, которые необходимы для регистрации (ст.13.1):

  • заявление по форме Р11001,
  • устав в 3 экземплярах,
  • протокол общего собрания о создании товарищества,
  • квитанция об уплате госпошлины,
  • сведения об адресе (должны быть в протоколе и уставе).

Ст. 13 описывает процедуру внесения сведений о новом юрлице в единый реестр.

Регистрация проходит по месту нахождения товарищества, процесс регистрации осуществляется в течение 3 дней с момента подачи документов.

Жилищно-коммунальная сфера разделена на две большие части.

Цены на них устанавливают власти, а нормативное регулирование – приказ №354 Правительства.

В нём раскрываются:

  • права и обязанности потребителя,
  • плата за услуги,
  • правила учёта,
  • перерасчёт.

Управляющая организация любой организационно-правовой формы руководствуется правилами управления многоквартирным домом № 416.

Правила описывают:

  • прием, хранение и передача документации технического характера;
  • сбор, хранение информации и изменения, касающиеся собственников и нанимателей;
  • подготовка и обсуждение предложений по вопросам ремонта и содержания дома;
  • организация оказания услуг и выполнения работ;
  • взаимодействие с учреждениями, представляющими государственную власть и местное самоуправление;
  • контроль по исполнению решений собраний.

Приказ Правительства №731 определяет стандарты раскрытия информации в управлении домами.

В нем установлены перечень данных, которые необходимо раскрывать перед собственниками, а также порядок, сроки предоставления информации.

Владельцам жилья необходимо обращать внимание на исполнение ТСЖ норм законодательства по отношению к собственникам. Неточности, недоработки со стороны сотрудников могу быть следующего характера:

  • неверное определение общей площади жилья;
  • правильность расчета оплаты за коммунальные услуги;
  • обсуждение вопросов, не относящихся к компетенции ТСЖ;
  • отсутствие перерасчета за коммунальные услуги;
  • нарушение правил ремонта и содержания;
  • не раскрытие информации для собственников.

Штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей предусматривается статьей 7.22 для физических лиц, а для юридических от 40 до 50 тысяч рублей за нарушение правил ремонта и содержания (приказ №416)

Должностные лица, не раскрывающие информацию о деятельности товарищества, подвержены наложению штрафа от 30 до 50 тысяч рублей (статья 7.23, приказ №713).

Уголовная ответственность применяется к работникам ТСЖ, нарушившим законодательство в зависимости от причиненного ущерба.

Самые распространенные виды преступлений, хищения имущества и ценностей (статьи 159, 160 УК), а также превышение должностных полномочий.

Региональные акты могут дополнять федеральные нормы.

Глава 27 (статьи 420-431.2) регулируют заключение договором между товариществом, собственниками, другими ведомствами, исполняющими обязанности по обслуживанию дома.

Договор о предоставлении коммунальных услуг регулируется не только ГК РФ, но и Правилами (приказ №354).

Аспекты договора выполняются всеми сторонами в обязательном порядке, в противном случае имеется риск для его расторжения.

Трудовое и гражданско-правовое законодательство в сфере заключения договоров имеет существенные различия.

Если сотрудники и члены ТСЖ оформлены в рамках трудового права, они имеют возможность получения льгот социального и налогового характера, отчислений в пенсионный фонд.

Его положение и статус как работника защищены, предполагается гарантия на получение пенсионных выплат, вычетов по налогам и сборам. Содержание трудового договора формируется согласно статье 57 ТК.

В гражданско-правовых отношениях обе стороны (председатель и сотрудник) являются равными по положению.

Исполнитель, выполняя свои функции, может привлечь к этому процессу других лиц.

Посмотрите интересное видео по теме данной статьи:

Деятельность ТСЖ регламентирована не только на федеральном, но и региональном уровне, каждый субъект адаптирует нормы под свою ситуацию, развивающуюся в области или крае.

В случае невыполнения товариществом своих обязанностей и нарушения прав собственников, виновные лица несут ответственность.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

Как расшифровываются эти аббревиатуры жители уже усвоили довольно хорошо. Но что можно сделать с помощью этих трёх букв? Помогут ли они решить наши коммунальные проблемы?

Знание о любом юридическом явлении начинается с подробного анализа законодательной базы.

Жилищный кодекс о товариществе собственников жилья

Впервые понятие ТСЖ было введено законом 2002 года 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья». В 2005 году он был отменён, а в ЖК РФ появились новые статьи, регулирующие эти же вопросы (закон 189-ФЗ).

«Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме» (ст.135 ЖК РФ)

Оно может создаваться в:

  • многоквартирном доме;
  • нескольких многоквартирных домах;
  • нескольких частных жилых домах.

В ЖК РФ вы найдёте ответы на вопросы:

  • как создать, зарегистрировать (ст. 136), реорганизовать и ликвидировать товарищество (ст.139-140),
  • какие есть у него права и обязанности (ст.137-138),
  • как вступить в ТСЖ (ст. 143),
  • какую информацию обязаны раскрывать (ст.143.1),
  • общее собрание и голосование (ст. 145-146),
  • о правлении и председателе (ст. 147),
  • о ревизионной комиссии (ст. 150).

Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества (ст. 135 ЖК РФ)

Также Жилищный кодекс раскрывает источники дохода товарищества (ст. 152):

  • обслуживание имущества МКД,
  • строительство объектов на его территории,
  • сдача в аренду.

Интересно, что в названии прямо указывается, что только владельцы жилья могут иметь членство в организации. Но в самих статьях нет запрета участия собственников других помещений.

Это противоречие снимается в новых статьях ГК РФ.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 — Москва

8 (812) 309-74-28 — СПб

Гражданский кодекс о объединении владельцев недвижимости

Гражданский кодекс вводит в оборот понятие товарищество собственников недвижимости.

Тем самым указывает, что членами организации кроме владельцев квартир могут быть физические и юридические лица – собственники коммерческих помещений.

ТСН относится к некоммерческим корпоративным организациям, которые создаются участниками не для извлечения прибыли и её распределения.

Ст. 123.13 ГК РФ разграничивает право собственности самого товарищества и его членов: общее имущество в многоквартирном доме принадлежит владельцам помещений.

Нет разницы между формами ТСЖ и ТСН. При этом товарищество собственников недвижимости – название более точное. Правомерно использовать оба наименования.

О сходствах и различиях ТСЖ и ТСН читайте по ссылке.

Закон о регистрации

Федеральный закон 129-ФЗ даёт перечень документов, которые необходимы для регистрации (ст.13.1):

  • заявление по форме Р11001,
  • устав в 3 экземплярах,
  • протокол общего собрания о создании товарищества,
  • квитанция об уплате госпошлины,
  • сведения об адресе (должны быть в протоколе и уставе).

Ст. 13 описывает процедуру внесения сведений о новом юрлице в единый реестр.

Регистрация проходит по месту нахождения товарищества, процесс регистрации осуществляется в течение 3 дней с момента подачи документов.

Акты Правительства о ЖКХ

Жилищно-коммунальная сфера разделена на две большие части.

Коммунальное хозяйство

Цены на них устанавливают власти, а нормативное регулирование – приказ №354 Правительства.

В нём раскрываются:

  • права и обязанности потребителя,
  • плата за услуги,
  • правила учёта,
  • перерасчёт.

Жилищные услуги

Управляющая организация любой организационно-правовой формы руководствуется правилами управления многоквартирным домом № 416.

Правила описывают:

  • прием, хранение и передача документации технического характера;
  • сбор, хранение информации и изменения, касающиеся собственников и нанимателей;
  • подготовка и обсуждение предложений по вопросам ремонта и содержания дома;
  • организация оказания услуг и выполнения работ;
  • взаимодействие с учреждениями, представляющими государственную власть и местное самоуправление;
  • контроль по исполнению решений собраний.

Приказ Правительства №731 определяет стандарты раскрытия информации в управлении домами.

В нем установлены перечень данных, которые необходимо раскрывать перед собственниками, а также порядок, сроки предоставления информации.

Административные и уголовные нормы

Владельцам жилья необходимо обращать внимание на исполнение ТСЖ норм законодательства по отношению к собственникам. Неточности, недоработки со стороны сотрудников могу быть следующего характера:

  • неверное определение общей площади жилья;
  • правильность расчета оплаты за коммунальные услуги;
  • обсуждение вопросов, не относящихся к компетенции ТСЖ;
  • отсутствие перерасчета за коммунальные услуги;
  • нарушение правил ремонта и содержания;
  • не раскрытие информации для собственников.

Штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей предусматривается статьей 7.22 для физических лиц, а для юридических от 40 до 50 тысяч рублей за нарушение правил ремонта и содержания (приказ №416)

Должностные лица, не раскрывающие информацию о деятельности товарищества, подвержены наложению штрафа от 30 до 50 тысяч рублей (статья 7.23, приказ №713).

Уголовная ответственность применяется к работникам ТСЖ, нарушившим законодательство в зависимости от причиненного ущерба.

Самые распространенные виды преступлений, хищения имущества и ценностей (статьи 159, 160 УК), а также превышение должностных полномочий.

Региональные акты могут дополнять федеральные нормы.

Реорганизация из ЖСК в ТСН

Здравствуйте. По вашему вопросу могу сообщить следующее.

В соответствии с п. 5 ст. 58, ст. 59 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт должен быть предварительно составлен бухгалтером ЖСК на основе бухгалтерского баланса, действительного на момент проведения собрания. Непредставление в регистрирующий орган передаточного акта вместе с учредительными документами является основанием для отказа в государственной регистрации.

Кроме передаточного акта в соответствии со ст. 14 Закона о регистрации в регистрирующий орган, которым на сегодняшний день является Федеральная налоговая служба, нужно представить:

1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего ТСН, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. В заявлении подтверждается, что учредительные документы ТСН соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации

2. устав ТСН

3. решение о реорганизации юридического лица — протокол общего собрания членов ЖСК

4. документ об уплате государственной пошлины

5. документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Эта справка выдается Пенсионным фондом по месту нахождения реорганизуемого ЖСК. Она подтверждает, что страхователем представлены сведения о работающих у него застрахованных лицах, о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, а также о страховом стаже для включения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Кроме того, ст. 60 ГК РФ и пп.а п. 1 ст. 14 Закона о регистрации требуют обязательного письменного уведомления о реорганизации всех кредиторов и контрагентов по договорам ЖСК. Данное уведомление должно содержать информацию о преобразовании ЖСК в ТСН, а также адрес создаваемого ТСН. К тому же уведомление о реорганизации подается в журнал, а документы, подтверждающие этот факт, представляются в ИФНС.

Процедура реорганизации ТСЖ/ТСН

Реорганизация ТСН/ТСЖ — это прекращение или иное изменение правового положения ТСН/ТСЖ, влекущее отношения правопреемства юридических лиц. Реорганизация осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, и может быть произведена в следующих формах:

— слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно),

— присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому),

— разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лица),

— выделения (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом первое юридическое лицо продолжает существовать),

— преобразование (юридическое лицо одного вида – ТСЖ или ТСН – трансформируется в юридическое лицо другого вида — жилищный или жилищно-строительный кооператив).

Реорганизация ТСН/ТСЖ, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения. Решение о разделении ТСН/ТСЖ может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов ТСН/ТСЖ от числа голосов членов ТСН/ТСЖ, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение 2 (двух) лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение.

Реорганизация ТСН/ТСЖ, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано ТСН/ТСЖ в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

Реорганизация ТСН/ТСЖ включает в себя следующие этапы:

1) принимается решение о реорганизации общим собранием членов ТСН/ТСЖ;

2) ТСН/ТСЖ в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации в письменной форме сообщает в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. Форма уведомления – см. Приложение № 1, форма 1.13.

3) ТСН/ТСЖ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации уведомляет о реорганизации фонды ПФР, ФСС (простая письменная форма).

4) после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц (всего 2 раза за 2 месяца) ТСН/ТСЖ помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются в журнале «Вестник государственной регистрации» данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

5) реорганизуемое ТСН/ТСЖ в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации.

При этом кредитор, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства ТСН/ТСЖ, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Такие требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение 30 (тридцати) дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации ТСН/ТСЖ.

Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству ТСН/ТСЖ, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых ТСН/ТСЖ, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное ТСН/ТСЖ и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

6) заключение договора о слиянии (при реорганизации в форме слияния) либо договора о присоединении (при реорганизации в форме присоединения), а также составление передаточного акта или разделительного баланса, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Он утверждается общим собранием членов ТСН/ТСЖ;

7) по истечении 2 (двух) месяцев с даты начала реорганизации (с момента регистрации в регистрирующим органом процедуры реорганизации) государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, изменений в учредительные документы других юридических лиц, а также внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ (Приложение № 1, форма 1.14).

В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

2) решение о реорганизации ТСЖ/ТСН (протокол общего собрания членов ТСЖ/ТСН о принятии решения о реорганизации ТСЖ/ТСН (Приложение № 1, форма 1.15);

3) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в 2 (двух) экземплярах;

4) в некоторых случаях, предусмотренных законом — договор о слиянии (при реорганизации в форме слияния);

5) передаточный акт (Приложение № 1, форма 1.16) или разделительный баланс (Приложение № 1, форма 1.17);

6) документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины определен в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ и составляет за государственную регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации, 4 000 рублей.

При реорганизации в форме присоединения или выделения в учредительные документы юридического лица, к которому присоединяется реорганизуемое юридическое лицо или из которого выделяется вновь возникающее юридическое лицо, вносятся необходимые изменения. Для их государственной регистрации в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ (Приложение № 1, форма 1.11).
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины определен в подпункте 3 пункта 1 статьи 33333 НК РФ и составляет за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, 800 рублей.

Государственная регистрация осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней со дня представления документов.

ТСЖ/ТСН считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением реорганизации юридического лица в форме присоединения.

При реорганизации ТСЖ/ТСН в форме присоединения к нему другого юридического лица (например, другого ТСЖ/ТСН) ТСЖ/ТСН считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Товарищество собственников недвижимости (ТСН): новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, объединяющих владельцев любых типов недвижимости

Гражданский кодекс Российской Федерации

Часть первая

Глава 4. Юридические лица

(извлечения)

В редакции от 05.05.2014 N 99-ФЗ

1. Основные положения

Cтатья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

6. Некоммерческие корпоративные организации

1. Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организац

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

2. Потребительский кооператив

Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе

1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Часть первая

(извлечения)

В редакции от 05.05.2014 N 99-ФЗ

5. Товарищества собственников недвижимости

В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных «законами».

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости

1. Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.

2. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит членам товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

2.1. Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.

ГК РФ Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

1. К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

2. В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

По решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (пункт 1 статьи 65.3) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

——————————————————————

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

5 мая 2014 года № 99-ФЗ

Принят Государственной Думой 25 апреля 2014 года
Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Абзац второй подпункта «г» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

6. К Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентству по страхованию вкладов, государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», а также к иным юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.(см. текст в предыдущей «редакции»)

(в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 356-ФЗ)

7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):

1) к обществам с дополнительной ответственностью — об обществах с ограниченной ответственностью («статьи 87 — 90», «92 — 94»);

2) к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам — о производственных кооперативах «(статьи 106.1 — 106.6)»;

3) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам — о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);

4) к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям — об общественных организациях (статьи «123.4 — 123.7»);

5) к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам — об ассоциациях (союзах) «(статьи 123.8 — 123.11)»;

6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — о товариществах собственников недвижимости «(статьи 123.12 — 123.14)»;

7) к общественным и благотворительным фондам — о фондах «(статьи 123.17 — 123.20)»;

8) к государственным академиям наук — о государственных учреждениях (статьи 123.21 и 123.22);

9) к общественным учреждениям — о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23).

9. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального «закона» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

10. Перерегистрация юридических лиц, ранее созданных и указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

11. Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

11.1. Акционерное общество, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), вправе отказаться от публичного статуса, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус. Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества изменений, предусмотренных настоящей частью, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

12. При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

13. Правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2015 года.

14. Созданное до дня официального опубликования настоящего Федерального закона некоммерческое партнерство, участником которого является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, может состоять из одного участника.

15. Действие пунктов 5 и 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года.

16. Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

17. В случае участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в хозяйственных обществах и товариществах от имени этих публично-правовых образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в случаях, если эти органы названы участниками соответствующих хозяйственных обществ или товариществ в их учредительных документах.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
5 мая 2014 года
N 99-ФЗ

ТСЖ и ТСН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *