Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее — целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.
Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.
Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».
Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.
Архив новостей: 2007, 2008, 2009
Основные итоги ее выполнения
Наиболее значимой проблемой здравоохранения Российской Федерации в настоящее время является высокая смертность населения, которая, по статистическим данным, превышает рождаемость в 1,5 раза. В структуре смертности населения злокачественные новообразования перманентно занимают третье место (2005 г. – 12,4%) после болезней сердечно-сосудистой системы (56,4%), травм и отравлений (13,7%).
Большинство из выявляемых онкологических больных имеют II-III стадию заболевания и требуют дорогостоящего комплексного лечения, в результате которого пациента нередко ожидает инвалидность. В качестве причин инвалидности онкологические заболевания занимают второе место после болезней системы кровообращения, а по тяжести инвалидности – первое.
Поздняя выявляемость и высокая смертность населения России от злокачественных новообразований обусловлены:
- отсутствием эффективных мер профилактики злокачественных опухолей;
- недостаточно эффективными, с одной стороны, и малодоступными в связи с высокой стоимостью методов раннего выявления.
13 ноября 2001 г. Правительством РФ было принято Постановление №790 «О федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)», включающее подпрограмму «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации».
Основная цель подпрограммы – снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний на 1,5%.
Основными задачами являлись:
- усиление роли первичного звена здравоохранения;
- реконструкция и строительство радиологических отделений онкологических учреждений, оснащение медицинским оборудованием федеральных и территориальных онкологических учреждений для взрослого и детского населения;
- создание государственного регистра больных, страдающих злокачественными новообразованиями;
- широкое внедрение цитологического скрининга на профилактических обследованиях женского населения с целью раннего выявления рака шейки матки и рака молочной железы;
- организация федеральной телекоммуникационной системы «Онкология»;
- организация учета и государственной регистрации канцерогенно-опасных производств, определение перечня канцерогенов и канцерогенно-опасных веществ, находящихся в России;
- организация отечественного производства современных противоопухолевых лекарственных препаратов;
- повышение квалификации медицинских работников онкологической службы;
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по профилактике и лечению онкологических заболеваний, разработка методов ранней диагностики.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №790 от 13.11.2001 г. было предусмотрено финансирование подпрограммы в 2002-2006 гг. в объеме 22 021 190,0 тыс.руб., в том числе из федерального бюджета – 4 196 610,0 тыс.руб.; из бюджетов субъектов РФ – 17 824 580,0 тыс.руб.
Из фактически освоенных средств на выполнение подпрограммы доля средств федерального бюджета составила 31,4%, регионального бюджета – 49,4%, внебюджетных средств – 19,2%. При этом объем освоения денежных средств из федерального и регионального бюджетов перманентно возрастал и был максимальным в 2004-2005 гг. (федеральное финансирование – 23,8 и 35.5%; региональное – 28,2 и 32.9%, соответственно). Максимальный объем освоения внебюджетных средств приходился на 2003-2004 гг. и соответствовал 327 и 52,5%, а в 2005-2006 гг. составил всего 10,1 и 0,7% от общего объема внебюджетного финансирования.
При подведении общего итога выполнения подпрограммы использовались индикаторы оценки эффективности федеральной целевой программы:
- снижение смертности населения от злокачественных новообразований;
- снижение одногодичной летальности;
- повышение выявляемости злокачественных опухолей при I-II стадии заболевания.
Общий стандартизованный показатель смертности от злокачественных новообразований лиц обоего пола снизился за 2002-2005 гг. на 2,9%, преимущественно за счет снижения смертности от рака костей и суставных хрящей, гортани, желудка, губы, полости рта, глотки, трахеи, бронхов, легкого, пищевода. Для женского населения наблюдается снижение стандартизованного показателя смертности от рака шейки матки на 2,1%, что свидетельствует о разработке и внедрении в практическое здравоохранение достаточно эффективной системы скрининга женской популяции, выявления и лечения данной патологии. Наблюдается снижение показателя смертности мужчин от рака половых органов (кроме предстательной железы) на 3,7%.
Имеет место снижение общего показателя одногодичной летальности на 6,6%. Одногодичная летальность среди детского контингента снизилась на 16,7%. Снижение данного показателя обусловлено, в основном, опухолями «визуальных» локализаций: при новообразованиях кожи (с меланомой) – на 10,0%, молочной железы – на 9,1%, предстательной железы – на 18,2%, щитовидной железы – на 16,1%.
Позднее начало (с 2005 г.) и недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий подпрограммы по укреплению материально-технической базы онкологических учреждений (диагностическим оборудованием для скрининговых обследований женского населения на раннее выявление онкологической патологии молочных желез и шейки матки) не позволило полностью достичь намеченных индикаторов и показателей. Рост показателей выявляемости злокачественных новообразований визуальной локализации в I-II стадии от общего числа случаев диагностики данной патологии в 2006 году составил при раке молочной железы 1,59%; раке шейки матки 2,42%, раке щитовидной железы 1,95%, меланоме кожи 2,33%.
Программные мероприятия подпрограммы в пределах выделенных финансовых средств выполнены полностью.
Учитывая фондоёмкость проблемы борьбы со злокачественными новообразованиями, специфику подготовки и строительства помещений онкологических учреждений для размещения аппаратуры и оборудования, использующих источники ядерной энергии, высокую стоимость диагностического и лечебного оборудования, лекарственных препаратов, необходимо увеличение выделения финансовых средств для дальнейшего решения проблемы.