Трудолюбие как развить

«За семь лет с окончания университета я поменял, кажется, больше десятка работ. Ни на одном месте не задерживался больше, чем на полгода, а бывали моменты, когда совсем не работал. Ни одна из моих работ меня не увлекала, было неинтересно, вставать по утрам и идти в офис не хотелось, жил от выходных до выходных. Долго думал, чем же я хочу заниматься в жизни, а тут, наконец, понял, что я просто не люблю и не хочу работать. Хочу проводить каждый день в своё удовольствие: читать книги, смотреть сериалы, встречаться с друзьями, спать столько, сколько захочется… Мне вообще кажется, что этого хочет любой нормальный человек. А любовь к труду — это какой-то самообман, чтобы не сойти с ума во всей этой рутине. Я не верю, что работа может быть в удовольствие».

— Сергей, 29 лет.

Конечно же, мы не согласны с Сергеем: работа может и даже должна приносить удовольствие. Ведь именно работе мы посвящаем большую часть времени. И, к сожалению, если вы испытываете отвращение от своего занятия, компенсировать это состояние не смогут ни приятные вечера, ни выходные — ведь они будут омрачены мыслями о том, что завтра опять нужно вставать и заниматься нелюбимым делом.

Вы можете не любить трудиться в принципе или просто по какой-то причине вынуждены оставаться на нелюбимой работе — в любом случае, такой образ жизни приводит к недовольству своей жизнью, конфликтам с коллегами и начальством, хроническому стрессу и чувству, что вы не в полной мере реализовываете свой потенциал.

Выход из этого состояния есть: нужно лишь найти в работе положительные стороны. В этой статье мы поделимся способами, как полюбить свою работу и стать более трудолюбивым человеком.

  • Ищите занятие по душе

  • Найдите плюсы в нынешней работе

  • Проявите творческий подход

  • Разработайте систему поощрений

  • Ставьте себе вдохновляющие цели

  • Позаботьтесь об отдыхе

  • Обратитесь к поведенческой психологии

Что даёт любовь к работе

Как же из ленивого человека стать трудолюбивым? Прежде всего стоит вспомнить о преимуществах, которые даёт любовь к работе:

  • меньшее влияние стресса на здоровье;

  • высокая самооценка;

  • постоянное развитие;

  • уважение окружающих;

  • финансовое благополучие;

  • реализация своих талантов;

  • удовольствие от жизни в целом.

По данным международного рекрутингового агентства Hays, 79 % сотрудников компаний за последние годы столкнулись с синдромом профессионального выгорания. И одна из главных его причин — отсутствие удовольствия от работы, а также чувство, что труд не приносит никакой пользы. Поэтому очевидно, что люди, которые любят своё дело, меньше подвержены стрессам и депрессии, лучше справляются с нагрузками и усталостью.

Кроме того, трудолюбивые и старательные люди гораздо чаще достигают настоящего успеха в трудовой деятельности. Психолог Андерс Эриксон провёл эксперимент: спросил у студентов-музыкантов, сколько часов они занимались на инструменте с тех пор, как впервые взяли его в руки. Выяснилось, что лучшие студенты посвящали практике около 10 000 часов. Так психолог доказал, что именно столько времени нужно, чтобы достичь мастерства в своём деле. Согласитесь, уделять столько внимания работе, которую не любишь, крайне сложно.

Постоянное развитие, в свою очередь, приносит и хорошие деньги, и уважение окружающих, и самоуважение. А значит, трудолюбивые и работящие люди в целом намного чаще довольны своей жизнью, чем ленивые.

Конечно, порой недостаточно будет просто наслаждаться своим делом. В любой работе есть трудности, и часто нужно проявлять усидчивость, воспитывать в себе терпение и стойкость. Но любовь к работе действительно помогает преодолеть любые сложности.

Как научиться получать удовольствие от работы: 7 проверенных способов

Если побороть лень невероятно трудно, если работа совсем не приносит удовольствия — что делать в этом случае? Психологи дают самые разные советы, как развить трудолюбие и полюбить своё дело. Мы приведём некоторые из них: они научат находить положительные стороны в труде и мотивацию к работе. Секрет в том, что не нужно пересиливать себя и заставлять себя работать. Нужно лишь взглянуть на труд не как на каторгу, а как на возможность, и научиться получать наслаждение от него.

  1. Ищите занятие по душе

Вот самый простой рецепт, как стать трудолюбивым и ходить на работу с удовольствием: найдите любимое дело. Вам нужна такая работа, которой вы с радостью занимались бы даже бесплатно. Вы должны засыпать и просыпаться с предвкушением нового дня, в котором вы будете делать то, что любите больше всего.

Найти такую работу не так сложно. Гораздо труднее понять, чем именно вы хотите заниматься. Для этого стоит пробовать самые разные виды деятельности, общаться с профессионалами в разных областях, вспомнить, чем вы любили заниматься, когда были ребёнком, к чему у вас есть способности. Рано или поздно вы обязательно найдёте свой путь.

Найдите плюсы в нынешней работе

Если изменить жизненную ситуацию пока не получается, для начала попробуйте взглянуть по-другому на то, что есть уже сейчас. Возьмите чистый лист бумаги и составьте список вещей, за которые можно любить нынешнюю работу. Интересные задачи, дружелюбные коллеги, медицинская страховка, близость к метро, даже просто удобный рабочий стол — в каждой работе есть какие-то плюсы. Перечитывайте этот список чаще, ищите всё новые плюсы, узнавайте о том, что ещё вы можете получить от компании, в которой работаете. В крайнем случае, вспомните, что работа даёт вам возможность иметь крышу над головой и средства к существованию. Мы часто воспринимаем это как должное, а ведь многие, увы, лишь мечтают об этом. Поэтому, если пока не получается сменить работу, постарайтесь взять от неё максимум возможностей.

Проявите творческий подход

Наш мозг очень не любит рутину — в ней он быстро устаёт, а в конце концов даже деградирует. Для развития нам нужно творчество. Поэтому секрет получения удовольствия от работы — именно в творческом подходе. Поверьте, его можно найти в любом деле. Вспомните Сергея Довлатова:

«Выносил я как-то мусорный бак. Замёрз. Опрокинул его метра за три до помойки. Минут через пятнадцать к нам явился дворник. Устроил скандал. Выяснилось, что он по мусору легко устанавливает жильца и номер квартиры. В любой работе есть место творчеству».

Разработайте систему поощрений

Если в течение рабочего дня вы постоянно отвлекаетесь и прокрастинируете, попробуйте поощрять себя за каждую выполненную задачу. Это отличный способ, как преодолеть лень и начать работать — ведь впереди ждёт что-то очень приятное. Сделали важный звонок? Можно выпить вкусный кофе. Написали большое письмо? Можете прогуляться несколько минут. Так работа начнёт ассоциироваться не только с делами, но и с приятными моментами.

Ставьте себе вдохновляющие цели

Часто работа не приносит удовольствия, если вы не понимаете, зачем занимаетесь ею — просто делаете то, что вам сказали, по инерции. Вдохновить и вернуть радость от работы могут цели, которые вы определите себе сами. Это могут быть финансовые цели — например, накопить на путешествие мечты. Или цели, связанные непосредственно с работой: научиться чему-то новому, добиться более высоких показателей, получить повышение. Внутренняя мотивация всегда работает лучше внешней, поэтому важно, чтобы цель действительно была именно ваша, а не навязанная извне. Чтобы мотивация не пропала, составьте план достижения цели, повесьте его на видном месте и отмечайте, что вы уже успели сделать на пути к победе.

Позаботьтесь об отдыхе

Чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать. И, как ни странно, это тоже полноценное умение, которому нужно учиться и уделять время. Сидение перед телевизором на диване каждый вечер — это не полноценный отдых: он не наполняет жизнь впечатлениями, не переключает мозг, не приводит в тонус тело. А это именно то, что нужно каждому из нас после трудного рабочего дня. Поэтому подумайте, чем бы вы хотели заниматься в свободное время. Может быть, вы давно мечтали научиться рисовать или играть на гитаре? Или чувствуете, что мышцам не хватает движения после долгого сидения за компьютером, и стоит заняться спортом? Главное, чтобы в вашей жизни появилось что-то, кроме работы, что будет вам искренне нравиться. Ведь если заниматься лишь одним тяжелым трудом, неудивительно, что лень будет одолевать всё чаще: так психика защищает организм от переутомления.

Обратитесь к поведенческой психологии

Итак, вы перепробовали разные способы развития трудолюбия, но так и не достигли цели. В этом случае лень и нелюбовь к работе, скорее всего, стали устойчивой моделью поведения. Самостоятельно изменить её действительно не просто. Мы рекомендуем воспользоваться технологией модификации поведения 7Spsy. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях известных психологов И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского. Он помогает выявить негативные установки, которые привели к хронической лени, и заменить их на более позитивные. Такой метод даёт устойчивый результат, который достигается очень быстро — прохождение курса занимает всего от 2 до 6 недель.

Курс по формированию трудолюбия проводится дистанционно и начинается с диагностики. На протяжении всего курса вас будет поддерживать профессиональный психолог, с которым вы сможете связаться в онлайн-чате, по e-mail или по телефону.

Результатом работы по методу 7Spsy станет избавление от лени и воспитание навыков трудолюбия. Вы наконец-то полюбите трудиться и начнёте ходить на работу с радостью. А приятным побочным эффектом станет карьерный рост, финансовое благополучие, высокий уровень жизни и удовлетворение от каждого прожитого дня.

Svetlana Ochotnikova 320 4 года назад Детский и семейный психолог.

А давайте разложим все по полочкам.

Труд — это целенаправленная активность с затратой энергии, не всегда приносящая немедленное удовольствие. Кто из нас любит тратить свою энергию просто так?

Любить труд ради любви к труду — это совершенно бессмысленно. А развивать бессмысленное качество не только невероятно сложно, но и опасно в психологическом смысле.

Другое дело, когда есть мотив. Зададимся вопросом: «Зачем?» — и тогда все становится гораздо проще и понятнее.

Зачем убирать игрушки вечером? — Чтобы утром найти любимую игру сразу.

Зачем корпеть над заучиванием стихотворения? — Чтобы получить вознаграждение в виде хорошей оценки и гордости в глазах родителей.

Так что воспитывать нужно не трудолюбие, а умение задавать вопрос: «Зачем?» и умение отвечать на него. То есть видеть мотивы для приложения усилий. А еще фантазировать, представлять, какими будут результаты.

И самое важное — предвкушать удовольствие от завершенных дел, быть довольным собой, даже если результат отложен во времени.

Умение испытывать радостное возбуждение от удачного завершения дела придает нам энергии для труда. И эту черту детям могут привить родители: похвалой, гордостью за детей, умением приободрить, поддержкой. Со временем мягкие голоса родителей интериоризируются (уходят вглубь ребенка) и становятся частью внутренней мотивации человека к достижению результатов.

Другую часть этой внутренней мотивации составляет непосредственная практическая польза. При мощной внутренней мотивации любовь к труду приходит сама собой.

К большому сожалению, в современном мире довольно популярна мысль о том, что существуют легкие и быстрые деньги, которые можно получить совершенно не работая. Эта идея является одной из первых препятствий, которая стоит на пути к достижению успеха в жизни. В целом, успех в жизни как таковой не является главной мотивирующей силой, которая побуждает к трудолюбию.

Разве может человек, у которого присутствует самоуважение, в течении продолжительного времени зависеть от кого-либо. Лень – это форма рабства. Трудолюбие – это путь к независимости и относительной свободе.

Человек, любящий дело над которым он трудится, чаще всего добивается успеха на своем поприще и происходит это именно за счет того, что ему нравится делать то, что он делает. Трудолюбие, скорее всего, заключается не в любви к действию как таковому, а в любви к определенному виду деятельности. Трудолюбие – это любовь к труду над любимым делом, к тому, что вам нравится делать и получать какие-то определенные результаты. Не думаю, что можно быть счастливым и испытывать удовольствие от простого однотипного действия, которое не предусматривает совершенно никакого развития. Если человек копает картошку и ему предстоит этим заниматься изо дня в день и так на протяжении всей жизни, то, ни о каком трудолюбии и речи быть не может. Хотя, если копнуть глубже, можно совершенствоваться и в копании картошки, например, работать над скоростью выкапывания, глубиной посадки лопаты, угла ввода ее в землю и т.д., т.е. достичь абсолютного совершенства в этом деле.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитания трудолюбия в скучной однотонной работе можно достичь за счет развития новых подходов и совершенствования уже существующих.

Как воспитать или развить трудолюбие

Трудолюбие развивается за счет того, что вы совершенствуетесь в том деле, которым занимаетесь. Развитие или совершенствование – это ключ к трудолюбию. Лучше конечно будет, если вы знаете, чего хотите, и занимаетесь своим любимым делом, но если уж вам пришлось заниматься не очень приятным или однотонным трудом, то и тут можно найти то, что вам будет интересно и полюбить делать то, что не очень хочется.

Например, вам предстоит напечатать большой по объему текст, тут же появляется чувство лени. Откуда появляется это чувство? Его источником является отсутствие интереса к предстоящему однотонному труду, который не предусматривает какого-либо развития. Это занятие, которое просто требует определенных временных затрат, что ведет из точки А в точку Б. Уму человека совершенно не интересен механический труд так как он нуждается в творчестве. Интерес к делу или своеобразное трудолюбие можно получить за счет найденных положительных моментов в предстоящем занятии.

Вернемся к необходимости напечатать большой по объему текст. Во время этого механического труда можно попытаться извлечь пользу или вызвать интерес за счет смещения акцента внимания не на конечной цели набора текста, а на развитии такого навыка как набор текста вслепую, совершенствование данного навыка. Ведь намного интереснее научиться быстро печатать на клавиатуре, что будет служить дополнительной мотивацией и стимулом к выполнению скучной работы и развивать трудолюбие. Развивать или воспитать трудолюбие в себе можно за счет поиска стимулов или же самостоятельно их создавать.

Формула трудолюбия

Любое, даже самое скучное и однотонное дело или труд можно полюбить за счет творческого подхода к нему. Труд + творческий подход = трудолюбие или удовольствие от любого типа труда.

Читайте наши закрытые материалы

3 класс

Родительское собрание

«Как воспитать себе помощника? Воспитание трудолюбия в семье»

Участники: родители учащихся 3-го класса.

Форма проведения: собрание – практикум.

Цель собрания: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях и способах трудового воспитания детей-школьников в семье.

Задачи:

1)Выявить общие ошибки при воспитании трудолюбия в семье.

2)Рассматривая различные житейские ситуации, выработать правила семейной педагогики.

3)Проведение диагностики трудовой деятельности ребёнка в семье.

Оформление:

— в классе три небольших стола, на каждом из которых кубик определенного цвета: красный, желтый, фиолетовый;

— карточки трех цветов, соответствующих цветам кубиков;

— на каждом столе лист бумаги и ручка;

— карточки с заданиями для работы в группах;

— карточки-памятки;

— презентация

— плакаты:

  • «Посеешь привычку – пожнешь характер». (пословица)

  • «Трудовое воспитание – это гармония трёх начал: надо, трудно и прекрасно».

В.А. Сухомлинский

Подготовительная работа:

— анкетирование родителей и учащихся;

— анализ результатов анкетирования (родительский комитет);

Вопросы анкеты, предложенной родителям.

1.Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

2.Как ребенок относится к выполнению данных ему трудовых поручений?

3.Поощряете ли вы ребенка за выполнение его трудовых поручений? Каким образом?

4.Наказываете ли вы ребенка, если он не выполнил данное ему поручение? Каким образом?

5.Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе в семье?

6.Какой труд вы считаете предпочтительным для своего ребенка?

Анкета № 1.

Вопрос

ДА

НЕТ

Помогаешь ли ты дома?

С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

Есть ли у тебя постоянные обязанности?

Хвалят ли тебя за выполненную работу?

Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя?

Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают?

Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?

Анкета № 2.

ВСЕГДА

ЧАСТО

ИНОГДА

НИКОГДА

Убираю свою постель.

Убираю свою комнату.

Мою посуду.

Хожу в магазин.

Стираю мелкие вещи.

Помогаю в уборке квартиры.

Ухаживаю за младшим братом (сестрой).

Умею кое-что готовить.

Помогаю родителям на огороде.

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах.

Ход собрания.

Вступительное слово учителя.
-Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше классное родительское собрание. План нашего собрания состоит из трёх небольших вопросов.

1.Результаты успеваемости класса за 2 четверть.

2. «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье.»

3.Организационные вопросы.

(запланировать на апрель месяц собрание по выбору родителями модуля по ОРКСЭ-основам религиозных культур и светской этики, питание детей и др., участие детей в конкурсах, пятидневка, актированный день)

Вначале собрания хочу остановиться на учёбе третьеклассников. Для них учёба –это самый главный и серьёзный труд на сегодняшний день. Позади вторая четверть, которая состояла из восьми учебных недель, также как и первая. Какие же результаты ребята показали за вторую четверть. Посмотрим оценки в сравнении с оценками первой четверти по основным предметам в переводе в пятибальную .

По итогам 2 четверти в классе – отличников – двое (Латкина Мария, Ширяева Марина; лучших учащихся – 11. Из них только 2 мальчика: Тимофей Овечко и Попов Богдан, остальные 9 – это девочки). У Тимофея Подорова одна оценка «тройка» по русскому языку. Ну и за эту четверть вышла одна неуспевающая. Есть и очень слабые ученики –их трое (Лёша Ветошкин, Дима Канев и Дима Зюзев).

Индекс качества за 1 четверть- 73%, за 2 четверть-71%

Вывод: Сравнивая результаты двух четвертей конечно видно, что во второй четверти результат ребята показали ниже первой четверти. Количество «пятёрок » уменьшилось по предметам русский язык, математика и чтение. По окружающему миру стабильность, небольшое изменение в лучшую сторону на одну четвёрку стало больше, по английскому трое – это девочки (Даяна, Арина и Соня) улучшили оценку до пяти.

В чём я вижу причину снижения успеваемости –

1) конечно, пропуски уроков по болезни или по другим причинам. Посмотрите на эти данные.

2) Есть ребята, у которых есть возможность учиться на хорошо, но всё-таки ленятся, не работают должным образом на уроках, сказывается и несерьёзное отношение к подготовке домашнего задания, особенно по чтению, да и по другим предметам тоже.

3)Успеваемость класса в целом и отдельно каждого ученика зависит ещё и от сформированности интереса к учебному предмету. Этому могут способствовть участие ребят в различных олимпиадах и конкурсах.

В ноябре и декабре в классе прошли олимпиады по предметам: математика

1 место Тимофей Овечко, 2 место-Волчек Света, 3 место- Микушев Владик,

по русскому языку – 1 место заняла Латкина Маша, 2 место- Овечко Тимофей, 3 место- Микушева Соня; по окружающему миру 1 место- Латкина Маша, 2 место-Овечко Тимофей, 3 место – Микушева Соня. Эти ребята примут участие в районном олимпиаде по этим предметам, который пройдёт в феврале месяце.

Также ребята приняли участие в международном конкурсе «Молодёжное движение » по этим же предметам и показали неплохой результат. По математике приняло участие – 6 ребят (дипломом первой степени награждён Овечко Тимофей, Ширяева Тася- дипломом второй степени ), по русскому языку приняло участие четверо( дипломами второй степени награждены Микушева Соня и Ширяева Марина, дипломом третьей степени награждён Попов Богдан), по окружающему миру участвовало 5 ребят. Всего приняло участие 10 ребят, некоторые из них по двум и даже по трём предметам.

Трое девочек из класса (Тася, Марина и Соня) приняли участие в районном конкурсе стихотворений коми поэтессы А.Мишариной, стали лауреатами. Четверо девочек (Маша, Тася, Лиза Костромина, Соня) приняли участие в республиканском конкурсе рисунков по произведениям Карамзина. Тимофей Овечко и Маша приняли участие в районном экологическом конкурсе и зяняли 3 место, шестеро ребят приняли участие в КВН по сказкам в Доме культуре с четвёртым классом и заняли первое место. В школьном конкурсе «Снеговиков » от нашего класса приняло участие 12 ребят, главный приз от директора занял Попов Богдан и мама Мария Алексеевна. Работу Богдана отправила на всероссийский конкурс снеговиков 2017 года. Ещё в двух номинациях были поощрены работы нашего класса- это Сони и Арины. Все остальные участники были отмечены сертификатами и сладкими призами.

Третья четверть у нас самая длинная – 11 недель мы будем учиться. Остановлюсь отдельно по предметам. По русскому языку приступили к изучению большого раздела «Части речи». Чтобы правильно находить из текста нужную часть речи, необходимо знать о ней правило: вопросы, что обозначает. Почти на каждом уроке эти правила задаю учить как стихотворение, наизусть. Но не все ребята учат, приходится учить после уроков. В проверочной работе первое задание всегда проверяет знание правил. В учебнике есть страничка «Это ты знаешь и умеешь», по данной страничке можно проверить знание правил. Ну и аккуратность, и правильность выполнения письменных упражнений тоже никто не отменял.

Математика.

Во второй четверти мы приступили к разделу «Числа до 1000» Сначала познакомились с устными приёмами сложения и вычитания трёхзначных чисел, скоро начнём знакомство с разными случаями сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик, а далее будет тема «умножение и деление трёхзначных чисел», сначала устные приёмы, а потом и письменные, т.е. выполнение вычислений в столбик.

370+80

740- 90

Особо внимание ваше хочу обратить на решение задачи. При решении задачи дома ребята не выполняют краткую запись. Для чего она нужна? Для понимания условия задачи, основные данные в задаче и сам вопрос задачи-всё это показывается в краткой записи. Кратко оформить условие можно разными способами: схема, таблица, рисунок и т.д.

Чтение

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.

Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Гельвеций

2 вопрос. » Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Одно из главных качеств, которое мы, взрослые, должны воспитать в наших детях, — это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность их в будущем трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать для них жизненной потребностью.

Как и любое нравственное качество, трудолюбие не даётся от природы, а должно воспитываться родителями с самого раннего возраста. Первые трудовые навыки ребёнка связаны, конечно же, с самообслуживанием: убрать игрушки, одеться, умыться и т.д. От взрослого в этот период требуется большого терпения. Важнейшим мотивом к активной деятельности в раннем возрасте является подражание. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Задача родителей — не погасить это желание, а развить и углубить его.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание в семье. И мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу.

Обратимся к анализу ваших ответов, родителей и детей на вопросы анкет.

Спасибо тем родителям, кто нашёл время и откликнулся на мою просьбу ответить на вопросы анкеты.

Вывод:

Не во всех семьях уделяется должное внимание трудовому воспитанию детей. Родителям необходимо пересмотреть позицию, чтобы не упустить время для формирования у детей необходимых качеств (трудолюбие). Не все ребята имеют постоянные поручения, только разовые.

Не все дети выполняют эти поручения охотно и добросовестно. Меня взволновали серьезные расхождения в ответах детей и родителей. Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде.

Наблюдая за детьми в течение этих двух с половиной лет, вижу, что, действительно, не все ребята одинаково ответственно относятся к своему главному труду – учёбе, к выполнению различных поручений, а именно — к дежурству в классе и в коридоре, к дежурству в столовой.

«Определение цели и задач трудового воспитания в семье».

Никто из вас не станет отрицать о необходимости воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием для одной группы.

Цель- Воспитание привычки к труду.

Задачи трудового воспитания детей:

— способствовать усвоению знаний о роли труда в жизни людей;

— воспитывать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать у детей стремление выполнять любую работу старательно;

— формировать общетрудовые умения и навыки.

Родительский практикум.

А сейчас я предлагаю вам попробовать в группах разрешить проблемные вопросы и различные ситуации, которые могут возникнуть

«Домашние поручения»

Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье?

Прикрепляю на доску листья-таблички «Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей. Составляю перечень называемых родителями домашних поручений и дополняю этот список своими предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие предложения:

— оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

— наводить порядок в своем столе и в своей комнате;

— заботиться о младшем брате или сестре;

— стирать свои мелкие вещи;

— мыть чайную посуду;

— следить за чистотой обуви;

— выносить мусор;

— кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

— гулять с собакой, кошкой;

— покупать хлеб, молоко.

Главные требования к домашним поручения:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Вы даете ребенку поручение, просите помочь, а он отказывается. Надо еще разобраться, что это за поручение.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовольствие, а не создавать комплекс неполноценности. Я надеюсь, что вы принадлежите к тем родителям, которые правильно понимают потребность детей принимать участие в жизни семьи.

Нужно ли поощрять ребёнка за выполнение трудовых поручений по дому?

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Самая главная награда для ребенка — то, что вы к нему обратились за помощью, что он нужен, вы надеетесь на него. Но доброе слово родителей — тоже очень важная награда, ее нельзя обесценивать. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу.

Но если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность. Можно дать ему почувствовать, что вы считаете его взрослым.

  1. Обосновать мнение.

«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

Вывод. Вернее, так бывает. И это всегда просчет воспитателей. Одного личного примера мало. Нужна требовательность, нужна правильная организация жизни.

  1. Что ответить на данное суждение?

«Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».

Вывод. Надо не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постоянно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество – волю.

  1. Хорошо или плохо говорить детям:

«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино».

«Сходи в магазин – получишь на мороженое».

Вывод:

Реальная награда служит сильно действующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.

  1. Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

(- Мы с тобой собирались посадить морковь. Поможешь мне?

— Интересная передача, да? А когда она закончится? Давай посмотрим вместе, а потом вместе пойдем сажать морковь. )

2) Вы сказали ребенку убрать книги (учебники), а он не делает и рвется на улицу.

(Игра, чувство юмора. — Книжки тоже хотят к своим друзьям. Обязательно добиться, чтобы дело было сделано. )

3) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

(Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым. )

4) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?
Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия. (Главное же — правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде. И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.)
Если у ребёнка дома нет никаких обязанностей, если он не привлекается к семейным делам, то устойчивой привычки заботиться о себе и своих близких не сформируешь.

5) Вы в восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры — подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении » не покладая рук». Почему это произошло?
Ответ: Вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.
Задание. Какие ценные качества можно воспитать у ребёнка в процессе труда.

Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества (трудолюбие, дисциплинированность, желание доводить начатое дело до конца и т.п.).
Чтобы не допускать ошибок в воспитании у детей трудолюбия, я предлагаю вам памятки-советы для родителей.

Памятка родителям.

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.

  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Заключение.

Наш класс – это тоже семья, в которой воспитание трудолюбия имеет важное значение.

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.

Я благодарю вас за участие в обсуждении темы. Не забывайте о важности и необ-

ходимости трудового воспитания, привития трудовых навыков вашим детям.

В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.

НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни намеченой цели.

ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.

ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

Проект решения собрания.

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения, определить детям постоянные обязанности, которые будут им по силам.

2. Использовать в своей работе по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.

Обсудите!

Ребенок выполнил поручение, явно постарался. Благодарить или не благодарить?

И как благодарить?

Обосновать мнение.

«Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками».

Обсудите ситуацию.

Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор. Как вы поступите?

Обсудите ситуацию.

Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

Обсудите ситуацию.

Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?

Обсудите ситуацию.

Вы в восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры — подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не покладая рук». Почему это произошло?

Какие ценные качества можно воспитать у ребёнка в процессе труда.

Какие «домашние поручения» успешно используются вами в практике воспитания у детей трудолюбия.

Перевод оценок 10-ти бальной в 5-ти бальную:

10б, 9б

8б, 7б, 6б

5б, 4б

3б, 2б

Сколько раз в жизни мы слышали от родителей, бабушек и дедушек, на работе, в школе:

— трудолюбие очень важно в жизни;

— трудолюбие нужно воспитывать;

— трудолюбие помогает зарабатывать хорошие деньги;

— трудолюбие это очень хорошая черта человека

и т.д. и т.п.

Эти все утверждения совершенно верные, но почему же тогда наши друзья говорят:

— трудолюбие, а что это??

— тебе что заняться не чем, ты трудолюбие развиваешь и воспитываешь )).

— хорошие связи помогают заработать хорошие деньги, и самое главное что ты ничего не будешь делать, а трудолюбие это для дураков;

— трудолюбие это черта дурака, а умные пристраиваются так, что бы ничего не делать и получать за это деньги.

Давайте посмотрим, почему же именно так происходит. Ведь разве не счастье поставить себе цель и добиться ее, своим трудолюбием, своим умом, своими знаниями. И смотреть на результат своего труда и думать: «ЭТО Я СДЕЛАЛ». Почему же многие ищут халяву, вместо того что бы посмотреть в сторону трудолюбия. Давайте начнем с самого начала.

Малыш. Ему 2 года. Он очень хочет помогать маме. Он берет веник, который больше него, и пытается подмести пол, как это делала мама. Он хватает мусорное ведро и пытается его тащить туда куда его нес папа и т.д. ПОМНИТЕ??????

А как обычно на это ТРУДОЛЮБИЕ реагируют родители. Ведь это же трудолюбие, в его чистейшем смысле. Когда ребенок просто пытается помочь, он хочет быть полезным, он не хочет денег или куклу или машинку, он хочет РАБОТАТЬ. Трудолюбие на данном начальном этапе не надо воспитывать или развивать, оно есть как естественная часть самого ребенка. Так что же делают в этих случая родители. «Хватит пыль гонять по квартире» «Ты же сейчас ведро уронишь и весь мусор раскидаешь». Веник отбирается и прячется, ведро отбирается и ребенку запрещается его трогать.

А потом, куда девается такое родное его собственное желание помочь и его собственное родное ТРУДОЛЮБИЕ. Мама просит ребенка вынести мусор, ему уже 10 лет, а он: «я занят, пусть папа выносит». И пошло поехало, «Ты должен мне помогать, какой ты был хороший маленький, куда делось твое трудолюбие» и дальше, дальше, дальше. А на самом то деле, это был резонный ответ. Папу за его трудолюбие не ругали, а ребенок получил свою порцию.

Ошибочно полагать, что он ничего не помнит. Возможно, он не сможет вспомнить конкретную ситуацию, конкретные слова, которые вы ему сказали, но он сделал вывод и он очень хорошо его помнит. За трудолюбие РУГАЮТ.

А ведь какой он – этот малыш был счастливый, когда взял веник или ведро, он ждал, что его будут хвалить, что увидят его старания и оценят их старания, и какой ребенок становится несчастный и не понимающий за что его отругали, когда вы все это отбираете. В этот момент вы лишаете ребенка естественного трудолюбия, т.е. любви к труду и самоуверенности. Потому что он теперь не понимает что же хорошо, а что плохо. Он до этого думал, что трудиться и трудолюбие это хорошо, теперь он не понимает он был прав или нет. Он растерян, а поэтому не уверен в себе.

Сейчас очень популярна идея легких денег. Найти кого-то кто тебя будет обеспечивать. А трудолюбие – ну это глупость. Зачем это нужно. Но посмотрите, кто из двух людей более уверен в себе, более не зависим, более свободен в выборе и может сам принимать решения, что ему делать, а что не делать, то кто добился своим трудолюбие всего и своими знаниями, своим умом или тот кто пришел и ест, как кажется со стороны, сливки с этого торта????? Я думаю ответ очевиден.

Человек, которого лишили права на трудолюбие, чувствует себя несчастным, ему скучно и все что он может – это принимать чужие решения, бывают везучие и они имеют право отвергать какие-то решения. Но человек сохранивший хоть каплю самоуважения и достоинства не сможет долго находиться на шее у кого бы то ни было, в нем просыпается врожденное чувство трудолюбия и он хочет доказать себе, что он тоже может что-то сделать. Быть причиной создания чего-то, иметь какое-то значение, а не просто приложением к богатому мужу или жене.

Не думаю, что нужны конкретные примеры, потому что их тысячи и тысячи, и думаю что люди сами могут вам подтвердить мою идею или вы сами можете это увидеть, если захотите.

Посмотрите наш ролик как раз на тему Трудолюбие.

Давайте вернемся к самому началу статьи:

— трудолюбие очень важно в жизни – необходимо, потому что это естественно для человека чувствовать себя нужным, знать что сделал что-то хорошее, создал что-то хорошее, оставил после себя след в этой жизни, а не просто пролетел по ней как порыв ветра.

— трудолюбие нужно воспитывать – его не нужно перевоспитывать, оно есть в нас самих, это наша сущность. Трудолюбие надо поддерживать с самого раннего детства и давать ребенку возможность работать и помогать вам, а в последствии проявлять трудолюбив в области, где ему интересно и действительно нравится проявлять его. Главное не убивать трудолюбие тычками и укорами, за то что он сделал что-то не так.

— трудолюбие помогает зарабатывать хорошие деньги – конечно помогает, ведь если вы не уничтожили свое естественное трудолюбие, то выбрав себе дело вы будете трудиться и соответственно накапливать опыт именно в этом деле, т.е. становиться компетентным и профессиональным, а такие люди всегда ценятся дорого и встречаются не часто )).

— трудолюбие это очень хорошая черта человека – это естественная черта человека, она есть у все и каждого, просто осознайте это и дайте себе право творить и быть создателем чего-то своего собственного, что сделали лично ВЫ.

Тема «трудолюбие» хорошо описана в главе «Будьте трудолюбивы» книги «Дорога к Счастью». Прочитайте ее всю и вы увидите, какие еще естественные черты у вас есть. Их просто не может не быть т.к. они врожденные и поймите насколько вы хороший человек.

Трудолюбие как развить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *