Трудоемкость сборки изделия

Факторы размещения машиностроения в мире

Машиностроение представляет из себя самую сложную по составу отрасль, включающую более 70 отраслей.

Основные из этих отраслей – это транспортное машиностроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технического оборудования.

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

Основные факторы

Выделим два основных вида машиностроения по этому признаку:

  1. Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

Важнейшим фактором размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах. Северо-восточные штаты США с их многочисленными металлургическими и химическими гигантами стимулировали бурное развитие предприятий тяжелого машиностроения.

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Объем капитальных вложений и источники финансирования

С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей.

В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему.

Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти.

Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике.

В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе.

Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений.

Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии.

Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы.

Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Уровень базового развития науки и техники

Страны с высоким уровнем научно-технического развития по-другому выстраивают модель развития машиностроения.

Япония практически весь свой интеллектуальный потенциал вкладывает в такие области машиностроения, как автомобилестроение, IT-технологии, космические разработки, ядерная энергетика.

Все эти отрасли, а также предприятия с высоким уровнем технологического процесса и предприятия военно- промышленного комплекса полностью зависимы при выборе места расположения от наличия в этом регионе достаточного количества научных кадров высокой квалификации, научно-исследовательских учреждений нужного профиля и фундаментальных вузов для подготовки специалистов.

Специализация и кооперирование

При нынешнем уровне кооперации мировой промышленности одним из определяющих факторов является сочетание специализации будущего предприятия и его способности интегрироваться в местную и глобальную экономику.

Специализация необходима для достижения оптимальных результатов для окупаемости проекта по затратам и инвестиционным планам. А кооперация как на региональном уровне, так и в глобальном плане дает возможность быстро реагировать на вызовы рынка и мировой финансовой системы.

Успешным примером такой взаимосвязи может послужить размещение сборочных мощностей ведущих производителей бытовой техники в Китае.

Транспортная сеть и пути сообщения

Весьма значительным является фактор транспортной безопасности для стабильной работы предприятия. Особенно это относится к предприятиям, которые зависят от большого количества поставщиков.

Развитая сеть железнодорожного сообщения (особенно для тяжелого машиностроения ), желательная близость морских портов для сельскохозяйственного машиностроения, сеть воздушных коммуникаций – непременное условие для нормального функционирования всего производственного цикла.

Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов

Главное в любом виде деятельности – люди, которые будут изготовлять продукцию. От их умения, профессиональных навыков, чувства ответственности зависит процветание производства.

Все ведущие компании в любой отрасли скрупулезно и ответственно проводят мониторинг трудовых ресурсов в регионе, где собираются осуществлять свою деятельность.

Учитывается множество факторов: средний образовательный уровень, профессиональная пригодность, традиции этого района, демографический состав, общий уровень здоровья.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения.

Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов.

Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Структура и масштабы потребления готовой продукции

Определить востребованность выпускаемой продукции означает определиться со структурой и масштабами будущего предприятия.

Численность персонала, структурная градация, объемы выпускаемой продукции – все это напрямую связано с тем, какое количество продукции будет востребовано на внутреннем и внешнем рынке.

Транспортабельность готовой продукции и сырья

Необходимость учитывать способности сырья для производственного процесса и готовой продукции к транспортировке – очень важный технологический фактор. При всех прочих положительных факторах он должен быть неукоснительно соблюден.

Что является источниками техногенного загрязнения читайте в нашем материале.

Перейдя по ссылке, https://greenologia.ru/eko-problemy/issledovatelskie-raboty-ekologii.html вы узнаете какие исследовательские работы по экологии проводятся в мире.

Требования местных властей и законы государства о защите окружающей среды должны неукоснительно соблюдаться.

Их нарушение может повлечь полную остановку предприятия и потерю всех вложенных в него активов.

Поэтому проведение экологической экспертизы – залог успешной коммерческой и производственной деятельности.

Каждый из перечисленных факторов важен сам по себе. В то же время очевидно, что все они взаимосвязаны. Но для успешной работы в долгосрочной перспективе невозможно не учитывать ни одного из них.

Особенности производства трудоемкого машиностроения — Карта для туриста TRAVELEL.RU

Замечание 1

Машиностроение – это самая крупная отрасль промышленности, производящая очень широкий спектр продукции.

Общие особенности машиностроения:

  1. По стоимости продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции в промышленности. Около 35% стоимости мировой промышленности приходится именно на машиностроение.
  2. Машиностроение самая трудоемкая отрасль, к тому же на ней самое большое количество занятых. Самыми трудоемкими считаются приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение т.д., занимающиеся выпуском сложной техники. Отсюда следует что для обеспечения лучшей работы предприятие должно располагаться в месте где есть квалифицированная рабочая сила.
  3. Для тяжелого машиностроения важна близость расположения к сырьевой базе (производство металлургического оборудования, горно-шахтное оборудование и т.п.).
  4. Машиностроение обладает большой наукоемкостью.
  5. Самый сложный отраслевой состав (более 300 предприятий), который к тому же постоянно меняющийся.
  6. Постоянно увеличивающийся спрос на продукцию машиностроения.
  7. Самый большой ассортимент продукции, который постоянно увеличивается. К тому же состав продукции различается по массовости производства (серийный выпуск, массовый выпуск, единичный выпуск)
  8. Машиностроение предъявляет разнообразные требования к сырью, спрос постоянно изменяется. В одно время спросом пользуется черная металлургия, в другое – цветная.
  9. В экономических связях машиностроение так же находится в лидирующих позициях. К примеру экспорт в Японию составляет 2/3.

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Замечание 2

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

Общее машиностроение включает в себя довольно много отдельных отраслей (лесное машиностроение, сельскохозяйственная промышленность и т.п.). Общее машиностроение имеет не малое влияние на экономику страны.

К тому же общее машиностроение отличается широким и быстрым развитием межотраслевой и внутриотраслевой связи.

Общее машиностроение отличается особой важностью развития транспорта и торговли. Так как предприятия данной отрасли занимаются производством оборудования для химической и нефтяной промышленности, то соответственно нуждаются в особенных видах сырья.

К тому же есть не малые особенности размещения предприятий данной отрасли. Такие предприятия должны размещаться не изолированно, а так, чтобы иметь тесную связь с другими отраслями промышленности, а также транспортом.

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Особенности размещения машиностроения

Машиностроение своего рода сердце промышленности и экономики страны, а, следовательно, чтобы оно правильно и действенно функционировало его нужно расположить в правильном месте, подобно механизму часов.

Так металлоемкие предприятия должны располагаться вблизи месторождений металла, дабы сократить затраты на транспортировку сырья, а соответственно на его стоимость.

Машиностроение отличается от других отраслей наличием ряда особенностей, которые влияют и на его разрешения.

Наиболее значимым фактором является наличие общественной потребности в продукции. К тому же не маловажными факторами остается наличие квалифицированной базы работников, возможность поставки материалов и электроэнергии.

Особенные факторы влияющие на размещение машиностроения:

  • Наукоемкость. В настоящее время машиностроение неразрывно связанны с научным прогрессом. Поэтому производство сложной техники сосредоточенно в центральных районах.
  • Металлоемкость. Производство горно-шахтного оборудования, энергетического и металлургического оборудования требует большие затраты металла.
  • Трудоемкость. Производство сложной техники требует большой квалифицированной базы, именно поэтому такие предприятия располагаются близ научных центров.
  • Близость потребителя. Некоторые отрасли производят довольно большую и тяжелую продукцию, которую сложно и нецелесообразно перевозить к местам потребления.

Трудоемкость сборочных работ определяется следующими методами:

  • по технологическому процессу

  • методом сравнения (по производственной программе);

  • по данным заводов;

  • по укрупненным показателям.

По технологическому процессу – трудоемкость определяется путем нормирования операций и переходов на основе известных структурных формул:

Определение Тшти Тшткпроизводится по общемашиностроительным нормативам на слесарно-сборочные работы, разработанные для соответствующих видов производства. Т.к. при сборке основное и вспомогательное время является ручным, то их объединяют в оперативное время:

Трудоемкость может быть определена также и другими методами, которые рассмотрены при проектировании механических цехов. Общую трудоемкость сборки машины подразделяют а трудоемкость слесарно-пригоночных работ Тсл, узловой сборки Тузл, и общей сборки — Тобщ.

Таблица

Соотношение трудоемкости видов сборочных работ, %.

Определение количества рабочих мест и оборудования.

Количество рабочих мест определяется по трудоемкости сборки, рассчитанной одним из рассмотренных выше способов.

Для непоточного производства при точном проектировании:

где Тсб– трудоемкость сборки одного изделия, чел/час;

Д – годовой выпуск изделий или узлов в шт;

Фрм– действительный годовой фонд времени рабочего места, час;

Рсб– средняя плотность работы.

Под плотностью работы понимают число рабочих, приходящихся на одно рабочее место. Так при работе на верстаке плотность равна 1, при работе на стендах узловой и общей сборки Рсб= 2, 3, 4 и больше в зависимости от габаритов и сложности сборки.

Полученное Мрокругляется до целого числа. Отношение расчетного количества рабочих мест к принятому является коэффициентом загрузки рабочих мест.

При укрупненном проектировании для определения количества рабочих мест всего цеха или отделения расчет ведут по формуле:

где — суммарная трудоемкость годового выпуска цеха по сборке в чел/час;

— средний коэффициент загрузки, равный 0,75 – 0,8;

Рсб= 1,2 – 1,8

При поточной сборке, в т.ч. конвейерной, при регламентированных перерывах количество рабочих мест определяется по действительному такту сборки:

где Ти– трудоемкость сборки изделия (узла), равная суммарному оперативному времени по всем операциям, чел/час.

— действительный такт сборки;

Рср– средняя плотность работы.

В состав технологического оборудования сборочного цеха входят также:

  • сборочные стенды;

  • прессы;

  • механизированные сборочные установки и инструмента (гайковерты, шпильковерты, сверлильные машинки, шлифовальные машинки и др.);

  • сборочные автоматы;

  • установки и стенды для испытания оборудования.

При разработанном тех. процессе сборки количество указанного оборудования определяется по формулам, аналогичным применяемым для расчета количества станков в механических цехах:

где Тоб– годовая трудоемкость выполнения операций на оборудовании данного типа;

Фдо– годовой действительный фонд работы оборудования при принятом числе смен.

2. Индивидуальные индексы

Индивидуальные индексы характеризуют соотношение отдельных элементов совокупности.

Примером индивидуальных индексов может быть процент выполнения плана или динамика выпуска одного вида продукции, процент выполнения плана или динамика себестоимости одного вида продукции или соотношение выпуска одного вида продукции за один и тот же период в разных областях.

Индивидуальный индекс обозначается буквой Он определяется методом сопоставления двух величин, характеризующих уровень исследуемого статистического процесса или явления во времени или в пространстве, т. е. за два сравниваемых периода Период (уровень которого сравнивается) называется отчетным. или текущим, периодом и обозначается подстрочным знаком «I» а период, с уровнем которого проводится сравнение, называется базисным и обозначается подстрочным знаком «О» или «ря», если при внутрифирменном планировании сравнение проводится с планом. Если изменение явлений изучается за ряд периодов то каждый период обозначается соответственно подстрочным знаком «О», «1», «2», «3» и т. д.

В статистике количество обозначают буквой «q», цену – «р». себестоимость – «z», затраты времени на производство единицы продукции – «t».

Индивидуальные индексы выражаются следующим образом:

1) индекс физического объема продукции:

где q1 и q0 – количество произведенной продукции в отчетном и базисном периодах. Данный индекс характеризует изменение физического объема продукции во времени, в пространстве, если сравнивать производство одного и того же вида продукции за один и тот же период времени, но по разным объектам (заводам, территориям и т. д.), и плана, если фактический выпуск сравнивать с плановым заданием;

2) индекс цен:

где р1 и р0 – цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

Индекс себестоимости:

где z1 и z0 – себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах. Индекс трудоемкости:

где t1 и t0 – затраты времени в отчетном и базисном периодах на производство единицы продукции.

Изменение объема реализации товара в стоимостном выражении отражает индивидуальный индекс товарооборота:

Приведенные выше индексы: цен, физического объема и товарооборота взаимосвязаны между собой:

Эта взаимосвязь показывает, что изменение товарооборота складывается под воздействием динамики цены и изменения объема продажи данного товара.

Индивидуальные индексы по существу – это относительные величины динамики, выполнения плана или сравнения. Индекс как относительный показатель выражается в виде коэффициентов, когда база для сравнения принимается за единицу, и в процентах, когда база для сравнения принимается за 100.

Базисные и цепные индексы

Для определения статистических индексов нужно иметь данные за два периода или два сравниваемых уровня.

Если существуют данные за определенный ряд периодов или уровней, то в качестве базы для сравнения можно принять один и тот же начальный уровень или уровень предыдущего периода. В первом случае получим индексы с постоянной базой – базисные, а во втором – индексы с переменной базой – цепные.

В экономическом анализе базисные и цепные индексы обладают определенными значениями.

Базисные экономические индексы характеризуют изменение статистических процессов за длительный период времени по отношению к одной отправной точке, но если возникнет необходимость следить за текущими изменениями статистического процесса, то применяются цепные индексы.

Если на основе базисных и цепных индексов исследуется один и тот же период, то это обозначает, что между ними есть взаимосвязь – это произведение цепных индексов, равное базисному Такая взаимосвязь принесет возможность вычислить базисные индексы по данным цепных индексов, и наоборот.

Общие индексы

Общие индексы характеризуют соотношение совокупности статистических процессов или явлений, состоящей из разнородных, непосредственно несоизмеримых элементов. Для определения общей стоимости различных видов продукции в качестве со–измерителя используется обычно цена за единицу продукции, для определения общей себестоимости или производственных затрат – себестоимость единицы продукции, общих затрат труда – затраты труда на производство единицы продукции и т. д.

Общее изменение товарооборота от стоимости проданных товаров можно определять, сопоставив общую стоимость проданных товаров в отчетном периоде по ценам отчетного периода с общей стоимостью проданных товаров в базисном периоде по ценам базисного периода.

Формула общего индекса товарооборота:

Аналогично индексу товарооборота рассчитываются индексы продукции, потребления и т. д.

Приведенная выше формула индекса товарооборота называется агрегатной (от лат. aggrega – «присоединяю»). Агрегатными называются индексы, числители и знаменатели которых представляют собой суммы, произведения или суммы произведений уровней изучаемого статистического явления. Агрегатная формула индекса – основная и наиболее распространенная формула экономических ин

дексов. Агрегатная формула индекса показывает относительное изменение исследуемого экономического процесса и абсолютные размеры этого изменения.

Расчет агрегатного индекса цен по данной формуле был предложен немецким экономистом Г. Пааше, поэтому его принято называть индексом Пааше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Опубликовано в 2016, Выпуск Апрель 2016, ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Анищенко С.С.

Аспирант, Омский государственный технический университет

ПРИМЕР РАСЧЕТА ТРУДОЕМКОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ «ФЛАНЕЦ» ЧЕРЕЗ СТАНКО-ЧАС

Аннотация

В статье рассмотрено – расчет трудоемкости изготовления детали «фланец» через станко-час. Расставлены акценты для рационального использования новейших программных станков и устаревших программных и универсальных. Проведен детальный анализ по использованию в каждом конкретном случае новейших программных станков или устаревших универсальных и программных. Подробно рассмотрено понятие станко-часа в производственном процессе. Рассчитана часовая стоимость использования токарно-фрезерного станка с числовым программным управлением SP-280.

Ключевые слова: станко-час, металлорежущий станок с ЧПУ, трудоемкость.

Anischenko S.S.

Postgraduate student, Omsk State Technical University

EXAMPLE OF CALCULATING THE COMPLEXITY OF MANUFACTURING PARTS «FLANGE” THROUGH THE MACHINE-HOUR

Abstract

Keywords: machine-hour, cutting machine, CNC labor input.

В настоящее время происходит техническое перевооружение на промышленных предприятиях (машиностроение, автомобилестроение и т.д.). Закупается новое современное, дорогостоящее программное оборудование. Считается, что чем больше будет его загрузка, тем быстрее оно окупится. Поэтому происходит загрузка станка в 3 смены, для более быстрой амортизации. Однако не всегда учитывается, что чем более несвойственна номенклатура обработки станка, тем быстрее теряется точность обработки и оборудование скорее выходит из строя. Так же на современном предприятии, для более полного и комплексного анализа трудоемкости изготовления деталей, ввести понятие станко-час.

Станко-час определяет стоимость эксплуатации (затраты на оборудование) в конкретных производственных условиях. При перенесении оборудования в другие условия стоимость станко-часа меняется. Любой станок, если его перенести в другой цех или на другое производство, будет иметь другую стоимость станко-часа, поскольку изменяться какие-либо составляющие затрат. Поэтому нельзя оперировать понятием «для данного станка станко-час равен столько-то рублей», необходимо указывать место и условия эксплуатации оборудования. Особенностью станко-часа является также то, что он не зависит от продукции, которая выпускается на станке. Даже при переходе на выпуск других изделий стоимость станко-часа остается неизменной. В то же время технология производства может косвенно влиять на станко-час. В качестве примера приведем ситуацию, когда из-за неоптимального выбора геометрии инструмента или режимов обработки имеет место плохое стружкодробление – образование длинной стружки. Эта длинная стружка плохо отводится транспортером и может вызывать его заклинивание, что в свою очередь увеличивает расходы на обслуживание станка, входящие в стоимость станко-часа.
Станко-час в целом определяет затраты на содержание оборудования, не зависящие от выпуска деталей. Это означает также, что эти затраты присутствуют даже тогда, когда станок простаивает по тем или иным причинам. По величине станко-часа можно определить убытки, вызванные простоями станка по техническим или организационным причинам. Иными словами, каждый час простоя станка приносит убыток, равный стоимости станко-часа этого станка. Для расчета стоимости станко-часа существуют различные методики. К сожалению, практически все существующие методики не являются полностью пригодными для использования в современном производстве на российских предприятиях. Во времена плановой экономики была принята методика расчета стоимости станко-часа по приводным коэффициентам. Были выбраны базовые модели станков для каждой группы, и для них был рассчитан станко-час .
В данном исследовании используется следующее оборудование:

– Универсальное оборудование (токарный станок 16к20, вертикально-фрезерный станок 6н81). Стоимость станко-часа универсального станка составляет 500р.

Рис. 1 – Токарный станок с ЧПУ ЕРА-320

Рис. 2 – Вертикально-фрезерный станок МА-655

Стоимость станко-часа составляет 1000р.

Токарно-фрезерный станок SP-280Y (Рис.3) .

Рис. 3 – Токарно-фрезерный станок SP-280

1.Расчет станко-часа станка SP-280

1.1 Расчет амортизации станка:

А= 30 000 000/(5*12*(176*2)) =1420 р.

1.2 Расчет заработной платы:

Заработная плата рабочего составляет 40000р.

Зп в час = 40000/176 = 227р., Нр= 3,5.

Ст.ч SP-280= (1420+(227*3,5))*1,1 = 2436р.

Неэффективность обработки некоторых типов деталей на программном оборудовании.

Пример 1. Изготовление детали типа фланец

Рис. 4 – Пример 1.Чертеж детали «Фланец»

Ту1 = 20 мин + 1ч. ПЗ, где Ту1- трудоемкость изготовления одной детали «фланец» на устаревшем программном и универсальном оборудовании.

(11 мин + 1ч. ПЗ) – время затраченное станком epa -320.

8 мин – время затраченное универсальным оборудованием.

Тн1 = 7мин + 1,5 ПЗ, где Тн1 – трудоемкость изготовления одной детали «фланец» на новом программном оборудовании, станке SP-280.

Принимается, что количество деталей в партии составляет 30 шт.

Расчет общей трудоемкости изготовления деталей по двум технологическим процессам

Ту = (30*0,183) +(30*0,133) + 1= 10 ч 29 мин, где Ту – трудоемкость изготовления деталей «фланец» в количестве 30 штук.

Тн = (30*0,117) + 1,5 = 5ч, где Тн – трудоемкость изготовления деталей «фланец» в количестве 30 штук.

Расчет стоимости станко-часа

Ст.ч У= (1000* 6,49) + (500+ 3,99) = 8485 р., где Ст.ч У- стоимость станко- часа устаревшего программного и универсального оборудования.

Ст.ч Н= 2436* 5= 12180 р., где Ст.ч Н- стоимость станко-часа нового программного оборудования.

ВЫВОД: трудоемкость изготовления деталей на устаревшем оборудовании в 2 раза больше, чем на новом. Стоимость изготовления на новом оборудовании примерно в 1,5 раза больше. Исходя из идеологии, о том, что на новых программных станках необходимо изготавливать детали с высоким классом точности и высокой чистотой обработки, сделаем вывод, что изготовление данной деталей типа «фланец» будет выгодно на новом оборудовании, только в случае её аварийности в производственном процессе. Так же её выполнение возможно, в случае отсутствия загрузки у нового оборудования, в остальных случаях предпочтительнее использовать устаревшее оборудование для изготовления данной партии деталей.

Пример 2. Изготовление детали типа фланец

Рис. 5 – Пример 2.Чертеж детали «Фланец»

Ту1 = 37 мин + 3ч. ПЗ, где Ту1- трудоемкость изготовления одной детали «фланец» на устаревшем программном и универсальном оборудовании.

( 25 мин + 1,5ч. ПЗ)- время затраченное станком epa -320.

(12 мин + 1,5ч. ПЗ) – время затраченное на выполнение операции на фрезерном станке с ЧПУ МА-655.

Тн1 = 12мин + 2,5 ПЗ, где Тн1 – трудоемкость изготовления одной детали «фланец» на новом программном оборудовании, станке SP-280.

Принимается, что количество деталей в партии составляет 30 шт.

Расчет общей трудоемкости изготовления деталей по двум технологическим процессам

Ту = (30*0,417)+1,5 +(30*0,2) + 1,5= 21 ч 30 мин, где Ту – трудоемкость изготовления деталей «фланец» в количестве 30 штук.

Тн = (30*0,2) + 2,5 = 8,5ч, где Тн – трудоемкость изготовления деталей «фланец» в количестве 30 штук.

Расчет стоимости станко-часа

Ст.ч У= 1000* 21,5= 21500 р., где Ст.ч У- стоимость станко- часа устаревшего программного и универсального оборудования.

Ст.ч Н= 2436*8, 5= 20706 р., где Ст.ч Н- стоимость станко-часа нового программного оборудования.

ВЫВОД: трудоемкость изготовления деталей на устаревшем оборудовании в 2,5 раза больше, чем на новом. Стоимость изготовления примерно одинакова. Исходя из идеологии, о том, что на новых программных станках необходимо изготавливать детали с высоким классом точности и высокой чистотой обработки, сделаем вывод, что изготовление данной деталей типа «фланец» будет выгодно на новом оборудовании, только в случае её аварийности в производственном процессе. Так же её выполнение возможно, в случае отсутствия загрузки у нового оборудования, в остальных случаях предпочтительнее использовать устаревшее оборудование для изготовления данной партии деталей.

Литература

References

mi м г: мпмммчш

3 (88), 2817-

УДК 669. 112 Поступила 18.08.2017

СНИЖЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЗА СЧЕТ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

DECREASE IN LABOR INPUT OF PRODUCTION DUE TO RATIONAL USE OF A MANPOWER

Рассматривается показатель трудоемкости. Приводится связь трудоемкости и производительности труда. Сформулированы основные факторы снижения трудоемкости. Обоснована необходимость постоянного снижения трудоемкости. Предложены варианты организационно-технических мероприятий, позволяющие снизить трудоемкость изготовления продукции, на примере сталепроволочных цехов ОАО «Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга «БМК».

Ключевые слова. Организация труда, производительность труда, трудоёмкость, трудозатраты, снижение трудоёмкости, персонал, управление персоналом. Keywords. Labor management, labor productivity, labor input, labor costs, decrease in labor input, personnel, personnel management.

Социально-экономическое развитие страны связано с решением различных проблем, и не на последнем месте среди них — обеспечение устойчивого темпа роста производительности труда, и, как следствие, снижение трудоемкости изготовления продукции как показателя, обратного показателю производительности труда

Трудоемкость — это затраты времени работы на единицу продукции, выраженную в стоимостной или натуральной форме . Как правило, трудоемкость измеряется в нормо-часах, т. е . часах, затраченных на производство Трудоемкость определяет эффективность использования рабочей силы — одного из главных производственных ресурсов

Снижение трудоемкости продукции является одним из важнейших факторов повышения производительности труда. Достигнуть снижения трудоемкости можно различными путями:

1) механизация и автоматизация процессов производства;

2) разработка или применение новых высокопроизводительных технологий;

3) замена или модернизация физически- или морально-устаревшего оборудования;

4) переход к крупносерийному производству и т. д .

Однако мероприятия, направленные только на совершенствование применяемого оборудования или технологии, могут не оправдать ожиданий . Нередко предприятия приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, даже не подготовившись к его использованию, а в результате коэффициент использования такого оборудования очень низок и затраченные средства не приносят ожидаемого результата. Поэтому нельзя исключать факторы снижения трудоемкости производства, связанные с предметом труда, такие, как:

• рациональная организация труда на рабочих местах;

ЛГГТГгП г/тат^гггг?/ОС

-3 (88), 2017/ и и

Рабочие места и схема движения персонала при обслуживании оборудования до и после изменения

• создание условий для бесперебойной работы;

• постоянное обновление и пересмотр норм времени;

• обучение и повышение квалификации персонала;

• совершенствование оплаты труда, материального и морального стимулирования;

• улучшение условий труда, режимов труда и отдыха и т. д .

На ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» с целью снижения трудоемкости изготовления продукции используют различные резервы, связанные как с обновлением основных производственных фондов, внедрением новых технологий, автоматизацией труда, так и резервы, связанные с трудовыми ресурсами

Например, в сталепроволочных цехах, где применяется труд сдельщиков, в 2016 г. действовало 1762 нормы времени на изготовление продукции, из которых 146 было пересмотрено и 147 введено вновь . В результате только на обновлении и пересмотре норм времени снижение трудоемкости составило около 2% . Такая работа проводится каждый год: ежемесячно анализируется выполнение норм по участку, бригаде или отдельными работниками и таким образом выявляются нормы, которые морально устарели либо ошибочно установлены . Ошибочно установленные нормы пересматриваются сразу по мере их выявления (как правило, среди вновь введенных норм), морально устаревшие — в сроки, предусмотренные календарным планом пересмотра норм . Моральное устаревание норм связано как с модернизацией оборудования, так и с повышением квалификации персонала

Повысить нормы обслуживания оборудования позволило изменение схемы организации рабочих мест на отдельных участках цехов (участок тонкого волочения, канатные участки), когда расстановку персонала по рабочим местам начали производить не вдоль ряда машин, а между рядами (см рисунок) Во избежание ситуации, когда один рабочий будет занят изготовлением нескольких типов продукции, требования к которой может быть разное, настройку оборудования изменили аналогичным образом Такая схема рабочего места позволила изменить норму обслуживания, например, на участке тонкого волочения, с 8-10 до 10-12 станов . Кроме того, рабочее место стало более «компактным», что позволяет рабочему контролировать работу оборудования с меньшим числом переходов и, как дополнительный результат, уменьшилось число катушек с браком по намоту проволоки (увеличение выхода годного), снизились затраты на исправление данного несоответствия продукции . Следует отметить, что применить такую схему позволило несколько факторов: применение на участке однотипного оборудования; компактное расположение станов на участках; относительно постоянная номенклатура изготавливаемых диаметров проволоки, позволяющая планировать настройку оборудования с небольшим числом перестроек

Снизить затраты рабочего времени, связанные с простоем оборудования по причине несвоевременной доставки заготовки на канатные участки метизных цехов, позволило «разведение» на 30 мин начала рабочей смены между водителями погрузчиков, доставляющих заготовку с предыдущего передела, и рабочими-сдельщиками . К моменту, когда сдельщики приступают к работе на оборудовании, у водителей погрузчиков уже закончилось подготовительное время, они получили задание на смену и уже заняты доставкой заготовки к канатным машинам Аналогичным способом были разведены смены и между участками, например, между участком сортировки и участком упаковки продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снизить простои оборудования позволяет материальная заинтересованность вспомогательного персонала участков . Для водителей погрузчиков технологических участков, наладчиков оборудования введено дополнительное материальное стимулирование за результаты работы обслуживаемого участка В за-

ЯС /АЛИ п г;атшгггггг:п_

1111/ 3 (88), 2017-

висимости от процента выполнения норм выработки по участку им выплачивается премия («косвенная сдельная оплата труда»), размер которой может достигать 30% от установленного должностного оклада за фактически отработанное время Важное условие такой выплаты — выполнение участком доведенного планового задания в натуральном выражении . Естественно, одни рабочие становятся заинтересованными в скорейшей доставке заготовки, другие — в сокращении времени при переналадке оборудования и его скорого запуска на производство продукции

Это не единственный пример, когда, применяя материальное стимулирование, можно снизить затраты времени на производство продукции Так, на канатных участках водителям погрузчиков установлена доплата за сбор пустых шпулей на канатных участках и доставку их на участок тонкого волочения (предыдущий передел по отношению к канатному участку)

Согласно производственному процессу, пустые катушки должны возвращаться на участок тонкого волочения: сдельщики канатных участков складывают их в решетчатый контейнер и водитель отвозит его к станам тонкого волочения В реальных производственных условиях так происходит не всегда Причины могут быть разные: человеческий фактор, высокая интенсивность труда, отсутствие контейнера по какой-либо причине и т д Как результат, немало пустых шпулей находится на станине канатных машин или на устройствах смота отрезков проволоки За дополнительную плату водители погрузчиков сами собирают катушки в контейнер и отвозят его на участок тонкого волочения . Таким способом была решена проблема своевременного обеспечения волочильных станов пустыми катушками и бесперебойная работа оборудования на данном участке

Большое внимание на ОАО «БМЗ — управляющая компания холдинга «БМК» уделяют условиям труда работающих: в сталепроволочных цехах на каждом производственном участке находятся автоматы с газированной водой и подсолом воды, оборудованы комнаты приема пищи, в которых находятся холодильники, микроволновые печи, электрические чайники, столы и стулья (в то же время в цехах и подразделениях завода действуют 10 столовых, работающих круглосуточно) В таких комнатах работники могут полноценно принять обед и восстановить свои силы для продолжения работы Всего на предприятии оборудовано 58 таких комнат.

Выводы

В современной жесткой конкуренции каждое предприятие должно соблюдать режим экономии всех видов затрат Снижение трудоемкости продукции при прочих равных условиях снижает ее себестоимость, тем самым, создавая предпосылки для более успешной работы организации

Снижение трудоемкости продукции имеет особое значение для роста производительности труда Эта категория резервов не имеет границ, как не имеет границ научно-технический прогресс и совершенствование организации труда и производства

В ходе производственного процесса снижение трудоемкости должны осуществлять как сами работники, так и функциональные службы и производственные подразделения предприятия, в задачу которых входит создание нормального хода производственного процесса. В конечном счете, снижение трудоемкости продукции на предприятии ведет к росту благосостояния каждого члена коллектива

Трудоемкость сборки изделия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *