Труда 27 1

Служба охраны труда – часть структуры компании, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.

Многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда сотрудников, создают и внедряют данную службу. Более того, наличие подобного подразделения помогает организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

Охрана труда в «1С:ЗУП 8 КОРП» предусматривает системный подход к автоматизации работы с кадрами. Среди явных преимуществ программы – подготовка документации по специальной оценке условий труда (СОУТ), сбор и хранение данных о несчастных случаях, учет и планирование инструктажей. Подробнее о том, как «1С:ЗУП 8.3» решает эти задачи, читайте в нашем материале.

Вы узнаете:

  • Какие возможности по охране труда в «1С:ЗУП 8.3»?
  • Что важно знать об инструктажах по охране труда в «1С:ЗУП 8.3»?
  • Специальная оценка условий труда: пошаговое руководство по созданию документа.
  • Как регистрировать несчастные случаи в «1С:ЗУП 3.0»?

Какие возможности по охране труда в «1С:ЗУП 8.3»?

Охрана труда – неотъемлемая часть производственной деятельности компании, направленная на обеспечение работников безопасными условиями занятости. Создать такие условия – одна из приоритетных задач руководителя. Причем сформировать отдел или нанять отдельного специалиста необходимо всем организациям и бизнесменам с кадровым составом свыше 50 человек. Предписание актуально для любых видов коммерческой деятельности: от производства до сферы обслуживания (рис. 1).

Рис. 1. Письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136 с требованиями по охране труда

Защита прав трудящихся предписывает исполнение следующих задач:

  • проверка профессиональных качеств работников согласно их специализации и должности;
  • контроль за соблюдением инструкций и правил техники безопасности;
  • оценка квалификаций и навыков у соискателей при трудоустройстве.

Многофункциональное решение «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП» отлично подходит для выполнения поставленных задач. В нем предусмотрены разделы (рис. 2):

  • СОУТ. Создан, чтобы упростить подготовку документации, регистрировать заключения исследований, автоматически заполнять утвержденные шаблоны и формировать декларации.
  • Инструктажи. Блок разработан для организации обучения и проверки знаний работников компании. В нем хранится информация о разновидностях, сроках и результатах прохождения инструктажей.
  • Несчастные случаи. Позволяет создавать протоколы опросов участников событий: пострадавших, очевидцев и других должностных лиц. Анализировать причины происшествий, определять факторы риска, вести обобщенную статистику.
  • Медицинские осмотры. Раздел необходим для создания направлений на медосмотры, формирования заключений, составления отчетности, регистрации факторов вредности.

Рис. 2. Охрана труда в «1С:ЗУП 8.3»

В «1С:Зарплате и управлении персоналом 8 КОРП» с предопределенным профилем «Инженер по охране труда» видно только ограниченный функционал программы, а именно раздел «Охрана труда» (рис. 3).

Рис. 3. Данные раздела «Охрана труда» в «1С:Предприятии 8»

Персональные данные по личной карточке сотрудника открыты для инженера по охране труда в объеме, достаточном для заполнения печатных форм документов (рис. 4, 5).


Рис. 4, 5. Личная карточка сотрудника в «1С:ЗУП 8.3»

Во время работы специалист может легко пользоваться информацией, занесенной в систему «1С» другими пользователями: персональными данными сотрудников, сведениями о должностях, штатном расписании организации. Но «1С:ЗУП КОРП» не позволит ему внести изменения в справочники и увидеть конфиденциальную информацию по начислениям. Этого обычно опасаются бухгалтера и кадровики, открывая специалисту по охране труда доступ в программу.

Также, как вы знаете, права и доступы к данным настраиваются под нужды конкретного пользователя. Можно дать право доступа, например, к разделу «Обучение и развитие» (рис. 6).

Рис. 6. Настройка прав доступа в «1С» под профилем «Инженер по охране труда»

Если инженеру по охране труда добавить предустановленный профиль «Менеджер по обучению», ему будет доступен раздел «Обучение и развитие» (рис. 7).

Рис. 7. Установка профиля «Менеджер по обучению» в «1С:ЗУП 8.3»

Что важно знать об инструктажах по охране труда в «1С:ЗУП 8.3»?

В «1С:Зарплате и управлении персоналом 8 КОРП» есть блок, позволяющий разрабатывать график инструктажей, создавать отдельные правила безопасности для каждого подразделения, проверять работу ответственного специалиста. Вы можете:

  • сохранять информацию о проведенных мероприятиях;
  • вести календарь инструктажей;
  • получать напоминания о плановых событиях;
  • оперировать данными о результатах обучения при составлении отчетности по несчастным случаям.

Для удобства пользователей в системе уже есть часть информации. Например, настроено несколько видов инструктажей, из которых вы можете выбрать необходимый для работы: вводный, внеплановый, целевой, первичный и повторный (рис. 8).

Рис. 8. Виды инструктажей в «1С:ЗУП 8.3»

Если вы хотите получать напоминания об инструктаже, то при его создании укажите:

Рис. 9. Поле с указанием необходимости проведения инструктажа Рис. 10. Поле с указанием способа и периодичности инструктажа Рис. 11. Поле с указанием рабочих мест, необходимых для проведения обучения

Журнал учета «Инструктажи по охране труда» создается на основании проведенных инструктажей (рис. 12, 13). Благодаря тому, что программа регулярно обновляется, у пользователя всегда есть печатная форма документа, соответствующая требованиям текущего законодательства (рис. 14).

Рис. 12, 13. Создание журнала учета «Инструктажи по охране труда» Рис. 14. Печатная форма документа «Инструктаж по охране труда» в «1С:ЗУП 8.3»

В личных карточках работников хранится вся информация об инструктажах. Она позволяет собирать отчеты как по контролируемым, так и по просроченным событиям (рис. 15). Мероприятия с истекшим сроком действия выделяются в документах красным цветом.

Рис. 15. Отчет по охране труда в «1С:ЗУП»

Наглядная форма отчетов (с выделением просроченных мероприятий) помогает увидеть общую картину ситуации на предприятии. При отклонении от графиков принять соответствующие меры, настоять на прохождении инструктажей (рис. 16).

Рис. 16. План инструктажей в «1С:ЗУП 8.3»

Специальная оценка условий труда: пошаговое руководство по созданию документа

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплексная экспертиза, направленная на выявление и оценку нарушений при организации рабочих мест сотрудников. Для этого уполномоченный эксперт проводит различные обследования в отношении ряда факторов, характеризующих степень комфортности труда (микроклимат в помещении, освещение, шумы, вибрации, температура и т.д.). По итогам предпринятых мер определяются классы (подклассы) условий труда. Показатели либо укладываются в нормы, либо признаются вредными и опасными, негативно влияющими на здоровье и жизнь работника. Так СОУТ позволяет создать на предприятии условия безопасности и комфорта, в противном случае – определить компенсации, предписанные сотруднику ТК РФ.

Рассмотрим, как в программе «1С:ЗУП 8 КОРП» составить документ по СОУТ:

  1. создаем документ «Подготовка спецоценки условий труда»;
  2. на закладке «Рабочие места» заполняем все информационные поля и выбираем рабочие места, по которым планируется спецоценка (рис. 17); Рис. 17. Поле «Рабочие места»
  3. заполняем закладку «Комиссия» (рис. 18); Рис. 18. Поле «Комиссия»
  4. с помощью кнопки «Печать» выводим следующие печатные формы:
    • приказ о создании комиссии (рис. 19, 20);
    • перечень рабочих мест (рис. 21);
    • заявку на проведение специальной оценки условий труда (рис. 22);

    Рис. 19, 20. Приказ о создании комиссии по СОУТ Рис. 21. Список рабочих мест для СОУТ Рис. 22. Заявка на проведение СОУТ

    Справка:
    Если вас не устраивает шаблонный приказ, в программе предусмотрена возможность внести изменения и сохранить макет приказа в соответствии с принятым в вашей компании стандартом.

  5. на основании созданного и проведенного документа формируем «Декларацию соответствия условий труда» и «Результаты сцецоценки условий труда» (рис. 23-27).

Рис. 23. Создание «Декларации соответствия условий труда» в «1С:ЗУП 8.3» Рис. 24. Документ «Результаты спецоценки усл. труда» Рис. 25. Печатная форма «Приказ о завершении специальной оценки условий труда»
Рис. 26, 27. Документ «Декларация соответствия условий труда»

В итоге, сформировав последовательно документы, вы получаете печатные формы приказов и заключений. Эти документы обычно ведутся в компаниях в текстовом редакторе Microsoft Word и хранятся исключительно в бумажном варианте, что затрудняет повторную подготовку данных форм (рис. 28).

Рис. 28. Список отчетов по сцецоценке условий труда

Кроме того, в «1С:ЗУП 8.3» есть предустановленные отчеты. Инженер по охране труда может их формировать, если заполнит первоначальные данные в штатном расписании (рис. 29).

Рис. 29. Создание отчета по установленной форме в «1С:ЗУП 8.3»

Как регистрировать несчастные случаи в «1С:ЗУП 3.0»?

В программе «1С:ЗУП КОРП» можно: вести учет производственных аварий и инцидентов, указывать причины их возникновения и хранить материалы по каждому происшествию. Причем получится не только зафиксировать сведения о случившемся, но и прикрепить необходимые документы (протоколы опроса и осмотра, акты расследования, фотографии, извещения и т.д.). Такая информация помогает вовремя выявить причины травматизма, принять профилактические меры, а также решить вопрос об ответственности виновных и возмещении ущерба пострадавшим (рис. 30).

Рис. 30. Учет несчастных случаев в «1С:ЗУП 3.0»

Блок «Несчастные случаи» в «1С:ЗУП 3.0» содержит инструменты для подготовки всей необходимой документации (рис. 31).

Рис. 31. Список подразделов блока «Несчастные случаи» в «1С:ЗУП 3.0»

Перечень всех возможных травм и происшествий отражены в справочнике «Виды происшествий» (рис. 32).

Рис. 32. Справочник «Виды происшествий» в «1С:ЗУП 8.3»

Рассмотрим порядок действий, какими зафиксировать несчастный случай в «1С:ЗУП 3.0»:

  1. создайте документ «Несчастный случай на производстве»;
  2. заполните закладку «Общие сведения» (рис. 33); Рис. 33. Поле «Общие сведения»
  3. заполните закладку «Комиссия» (рис. 34); Рис. 34. Поле «Комиссия»
  4. заполните закладку «Обстоятельства» (рис. 35); Рис. 35. Поле «Обстоятельства»
  5. заполните закладку «Протокол осмотра» (рис. 36-38);
    Рис. 36-38. Поле «Протокол осмотра»
  6. заполните закладку «Заключение» (рис. 39); Рис. 39. Поле «Заключение»
  7. сформируйте необходимые печатные формы (рис. 40); Рис. 40. Перечень возможных печатных форм
  8. на базе документа «Несчастный случай на производстве» создайте документ «Последствия несчастного случая» и «Протокол опроса участников несчастного случая» (рис. 41, 42).
  9. Рис. 41, 42. Список отчетов по несчастным случаям в «1С:ЗУП 3.0»

    Подведем итоги

    В нашей статье мы рассказали, как легко и просто автоматизировать работу отдела по охране труда в «1С:Предприятии 8». Теперь вы умеете вести учет инструктажей, расследовать инциденты и аварии, проводить различные мероприятия по СОУТ. Но даже это далеко не все, на что способна программа «1С:Зарплата и управление персоналом». В следующий раз вы узнаете, как в «1С» ускорить процесс подбора кадров, правильно рассчитать льготы или организовать электронное обучение сотрудников.

    Подписывайтесь на наш блог, чтобы узнавать все первыми! А мы подскажем, как снизить возможные риски и выйти на новый уровень производственной безопасности.

Л.И. ХАЛИУЛЛИНА,

адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

Подходы к определению понятия «особые условия в деятельности полиции» и смежных с ним терминов

В статье проанализированы отдельные аспекты чрезвычайного законодательства Российской Федерации, подходы к определению понятий «особые условия» и «чрезвычайная ситуация», их соотношение, а также закреплено их место в деятельности полиции по пресечению тяжких и особо тяжких преступлений.

Чрезвычайное законодательство, особые условия, полиция, чрезвычайное положение, противодействие экстремизму.

По мнению ученых, в криминологии сохраняется тенденция, связанная с ростом преступности и криминализацией общественных отношений, увеличением количества совершаемых тяжких противоправных деяний, характеризующихся общественной опасностью .

Вопросы изучения термина «чрезвычайный» являются предметом пристального внимания со стороны исследователей , что обусловлено правоприменительной практикой. В чрезвычайном законодательстве Российской Федерации прописаны наименования действий и событий: в одном случае — чрезвычайные обстоятельства, в другом — чрезвычайные ситуации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3 и Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ такими юридическими фактами являются следующие:

а) массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований (НВФ), межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями; попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захват власти, вооруженный мятеж;

б) опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, в том числе эпидемии, эпизоотии.

• Ранее — следователь Следственной части ГСУ М ВД по Республике Татарстан.

Сравнивая эти группы чрезвычайных происшествий в качестве источников чрезвычайных обстоятельств и ситуаций, следует отметить, что сходство событий заключается в том. все они влекут за собой тяжкие последствия, для устранения которых необходимы специальные меры по зашите жизни, здоровья, прав, свобод граждан, сохранности материальных и культурных ценностей, восстановления нормальных условий жизни людей, обеспечения деятельности органов государственной власти со стороны уполномоченных органов . Вместе с тем. как отмечает М П. Киреев . между указанными фуппами чрезвычайных происшествий имеются и различия, оказывающие существенное влияние на деятельность полиции.

События первой группы и порождаемые ими последствия — результат общественных правоотношений, складывающихся в социальной сфере в процессе умышленных целенаправленных общественно опасных деяний, запрещенных под уфозой наказания уголовным законом и относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям. События второй фуппы возникают помимо воли и сознания людей в результате аварий, катастроф, опасных природных явлений, стихийных или иных бедствий, в том числе эпидемий и эпизоотий. Следовательно, события, включенные в первую группу, носят субъективный (криминальный) характер, а включенные во вторую — объективный характер. В первом случае их ликвидацию необходимо осуществлять посредством мер предупреждения и принуждения (пресечение, например, массовых беспорядков), во втором — мерами оказания помощи пострадавшим во время деятельности по обеспечению охраны общественного порядка.

Проанализировав правовое регламентирование изучаемого вопроса, выделим следующие факты:

— в Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» используются термины «чрезвычайные ситуации», «чрезвычайное положение» и «военное положение» ;

— Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не дано определение специальному режиму, что является явным упущением ;

— Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к чрезвычайным ситуациям отнесены аварии, катастрофы, опасные природные явления, стихийные бедствия, повлекшие человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, либо представляющие потенциальную опасность;

— согласно ст. 9 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 основными функциями системы безопасности являются управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях, вместе с тем в данном законе не раскрыто содержание понятия «чрезвычайные ситуации». Необходимо отметить, что к определению

содержания понятий «чрезвычайные обстоятельства» и «чрезвычайные ситуации» нет единого подхода и в научных публикациях. Одни ученые полагают, что содержание особых условий составляют объективно возникающие явления природы и общественной жизни, которые характеризуются повышенной степенью общественной опасности , другие к особым условиям относят чрезвычайные ситуации, вызванные только явлениями природного, биологического характера и т. д. . Исследование, проведенное В.А. Власовым в начале XX в., также подтверждает последнее положение: автор связывал особые условия с чрезвычайными мерами охраны общественного порядка .

Применительно к деятельности органов внутренних дел МВД России, «особые условия» возникают при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, чрезвычайных ситуациях природного, биолого-социального, техногенного, социально-политического характера и характеризуются повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, угрожают сохранности материальных и духовных ценностей. Они влекут за собой существенные изменения как в содержании, так и в формах, методах работы органов внутренних дел и требуют принятия специальных правовых, организационных, тактических мер и специального ресурсного обеспечения.

Полагаем, что наиболее полное определение рассматриваемому термину дано в работах профессора А.Ф. Майдыкова, который под особыми условиями понимает повышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, угрожающую сохранности материальных и культурных ценностей обстановку, вы-

зываемую явлениями природного, биологического, социального и технического характера, требующую от органов внутренних дел для ее нормализации специальных организационных, правовых мер, соответствующего ресурсного обеспечения .

Поскольку руководители полиции в целях обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, спасения людей и материальных ценностей в вышеуказанных обстоятельствах вынуждены полностью перестраивать организацию работы личного состава, привлекать дополнительные силы и средства, создавать усиленную группировку и новые органы управления, применять специальную тактику действий, то такие условия для деятельности полиции, по мнению А.Ф. Майдыкова, являются особыми. С этим определением особых условий соглашаются некоторые другие ученые . Так, Б.П. Кондра-шов считает, что к особым условиям относится любая нестандартная ситуация, возникающая в процессе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, осложнении оперативной обстановки, которая угрожает общественной безопасности граждан при стихийных бедствиях, пожарах, эпидемиях, массовых беспорядках .

Рассматривая содержание данного определения, можно с полной уверенностью констатировать, что особые условия для деятельности полиции наступают в связи с чрезвычайными обстоятельствами или чрезвычайными ситуациями и при проведении массовых мероприятий.

Таким образом, особые условия в деятельности полиции могут наступать как в результате чрезвычайных обстоятельств, так и при проведении массовых мероприятий (которые, по сути, не являются чрезвычайными — демонстрации, митинги и т. п.).

Следует обратить внимание на то, что наступление особых условий в деятельности полиции, федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ констатируется тогда, когда нарушается их нормальное функционирование. Например, при проведении контртеррористических операций в соответствии с Федеральным законом РФ от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму» может быть введен правовой режим контртеррористической операции.

Рассматривая содержание понятия «особые условия», следует также согласиться с выводами М.А. Толкачева, который в своем диссертационном исследовании, изучая вопрос определения данного термина, отмечает, что, во-первых, здесь речь идет разделении на виды: чрезвычайные обстоятельства (социально-политические, криминальные и пр.) и чрезвычайные

ситуации (природные, техногенные, экологические и биологические) . Это обуславливает, по мнению автора, необходимость заблаговременного планирования действий сил и средств органов внутренних дел при различных чрезвычайных обстоятельствах и ситуациях и соответствующей подготовки к таким действиям. И, во-вторых, введение чрезвычайного положения создает особые условия для функционирования институтов власти, что является крайним правовым средством, без которого устранить обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, невозможно. Другими словами, путем введения чрезвычайного положения создаются специальные благоприятные (особые) условия для устранения чрезвычайных обстоятельств и ситуаций. Следовательно, ставить в один ряд чрезвычайное положение и чрезвычайные обстоятельства как источники возникновения особых условий нельзя. Чрезвычайное положение относится к специальным право-

Синеок литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №35. Ст. 3648.

3. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ// Рос. газ. 2011. 10 февр.

4. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // Рос. газ. 2006. 10 марта.

5. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. 30 июля.

6. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ // Рос. газ. 2001. 2 июня.

7. Власов В.А. Чрезвычайные меры охраны // Административный вестник НКВД. 1926 г. № 6.

8. Гришин Д.А. Организация профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

9. Громов М.А. Управление объединенной группировкой Министерства внутренних дел Российской Федерации в условиях чрезвычайных правовых режимов (теоре-

вым мерам, которые используются для зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и восстановления нормальной жизнедеятельности людей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что особые условия — это обстановка, которая сложилась на определенной территории (объекте) в результате чрезвычайных обстоятельств. создавшая угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде, конституционному строю РФ, деятельности государственных органов. жизнедеятельности людей, в ходе которой были выявлены криминальные экстремистские проявления, повлекшие за собой человеческие жертвы и материальные потери.

В тоже время под термином «особые условия» нужно понимать любую нестандартную обстановку, возникающую в процессе охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий при осложнении оперативной обстановки.

тические правовые и организационные проблемы): автореф. дис. … докт. юр. наук. М., 2008.

10. Еркенов Б. Важнейшая задача государства — недопущение чрезвычайных ситуаций // Профессионал. 2009. № 3.

11. Киреев МП. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: сборник научных трудов № 1. М., 1998.

12. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: монография. М., 1998.

13. Лунеев В В. Преступность XX века: мировые и российские тенденции: монография. М., 2005.

14. Майдыков А.Ф. Предмет, задачи и система курса управления органом внутренних дел в экстремальных условиях. М., 1989.

15. 15. Розаренов Ф.С. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в особых условиях. М., 1958.

18. Троицкий Н.С. Управление горрайорганами внутренних дел. М., 1981.

Труда 27 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *