Третейские суды

Третейский суд – это негосударственный орган, который осуществляет юридическую деятельность, предполагающую рассмотрение гражданских и хозяйственных споров по закону, с использованием метода арбитрирования.

Данный вид судов регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Делятся они на несколько видов:

  1. Третейский суд, который образован сторонами конфликта для решения конкретного конфликта.
  2. Третейский суд, который создан и действует постоянно, при юридических лицах, которые его образовали. В данный суд субъекты гражданских правоотношений могут подать свое соглашение на рассмотрение и решение споров, которые возникли или возникнут между сторонами. Допустим, в настоящее время существуют суды такого вида при торгово-промышленной палате в различных регионах РФ и другие.

Услугами третейского суда также можно воспользоваться и за рубежом. Там данные услуги еще более популярны, чем в России. Например, в Америке более 60 процентов споров рассматривается именно такими органами.

Третейские суды рассматривают следующие виды споров:

  1. Взыскание задолженности, убытка или неполученной прибыли.
  2. Споры по поводу неисполнения обязательств сторонами конфликта.
  3. Вопросы, связанные с внесением в существующий договор пролонгаций или прекращение договора раньше срока.
  4. Споры по договору купли-продажи и доставки товаров, разного имущества.
  5. Договор лизинга и займов.
  6. Договор аренды недвижимости.
  7. Договоры, связанные с выполнением различных услуг.
  8. Установление прав собственности на недвижимость, транспортные средства или другое имущество.
  9. Споры по международным контрактам.
  10. Споры по брачным договорам.

Как и у любой организации, третейский суд имеет определенные плюсы и минусы. Рассмотрим их поподробнее.

Плюсы третейского суда

  1. Быстрое и объективное рассмотрение споров, в частности в течение четырнадцати дней, так как данные суды не очень подвергнуты занятости.
  2. Судьи, которые ведут дело, обладают огромным опытом, как в предпринимательской, так и в юридической области. Они не сильно заняты делами по сравнению с судьями, которые работают в государственных организациях (судах), и поэтому они могут вникнуть в дело полностью и разобраться в нем тщательно.
  3. Человек, который обращается в суд, может сам назначить дату и время заседания. При этом время начало рассмотрения спора должно быть строго назначенное. Благодаря этому становиться удобно, составлять свой график работы на определенное время, что оградит от сбоев в работе, особенно это важно для юристов.
  4. Исковое заявление можно подать по электронной почте, что займет достаточно мало времени. А также возможно воспользоваться услугами он-лайн приемной.
  5. Исполнительный лист получит работник аппарата суда по доверенности и передаст его Вам.
  6. Обеспечительные меры применяются в срок до трех дней.
  7. Покрытие расходов, также сюда входят представительские и прочие расходы.
  8. Экономия денег при рассмотрении искового заявления в пределах тысячи рублей, а то и больше.
  9. Третейский сбор по сумме меньше государственной пошлины. Включение сбора происходит в исковые требования.
  10. Третейский суд дает вариант спорящим сторонам произвести исправление нарушений в исковом заявлении, выявленных по ходу судебного заседания, и в таком случае не потребуется сдвигать или менять дату заседания.

Минусы третейского суда

Конечно, и в третейских судах существуют определенные минусы. Самым главным является: недобросовестность контрагентов. А именно это те, кто с самого первого дня существования ставил перед собой цель создания задолженности, невыполнения требований по обязательствам, указанных в договоре или контракте, и в итоге приведут организацию к банкротству и уничтожению. Именно такие граждане или компании не смогут затянуть процесс, и конечно не избегут обеспечительных мер, и они не убегут от службы судебных приставов.

Предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность честным путем, не нужно будет беспокоиться о сроках объективности разбирательства дела. В предпринимательской деятельности очень часто происходит возникновения споров, при которых стороны не могут договориться, и не выполнили определенные договором обязанности и требования. В таком случае третейский суд обязательно встанет на сторону справедливости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в деятельности третейского суда присутствует больше положительных моментов, чем отрицательных. Выбор суда, в котором будет рассматриваться Ваше дело, стоит делать исходя из конкретного случая и индивидуального подхода, а также стоит произвести оценку всех плюсов и минусов и дать правильную оценку возможных вариантов развития событий.

Основные требования к судьям третейских судов

Требования, предъявляемые к третейскому судье, определены в ст. 8 Закона о третейских судах. Третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи и обладающее в совокупности следующими признаками:

  • способностью обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;
  • отсутствием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела;
  • независимостью от сторон третейского разбирательства.

Законом определены минимальные требования к личности и к квалификации кандидата в третейские судьи.

Требования к личности. По общему правилу судьями третейского суда могут быть избраны совершеннолетние граждане, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон при отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон третейского разбирательства. Закон не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства выступать в качестве третейских судей.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое:

  • не обладает полной дееспособностью;
  • состоит под опекой или попечительством;
  • имеет неснятую или непогашенную судимость;
  • привлечено к уголовной ответственности.

Третейским судьей не может выступать гражданин, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью. Основания для прекращения полномочий предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», абз. 5 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, пп. «в» и «г» п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Ни стороны, ни постоянно действующие третейские суды не располагают возможностями по проверке сведений, препятствующих избранию (назначению) гражданина судьей третейского суда. Гарантией выполнения требований к личности является норма п. 1 ст. 12 Закона о третейских судах, в соответствии с которой в случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей третейского судьи.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей. В данном случае речь идет о тех должностных лицах, которым законодатель запрещает заниматься иной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой. Перечень их в настоящее время довольно широк.

Третейскими судьями не могут быть:

  1. судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов (п. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
  2. судьи в отставке (в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 этого Закона, согласно которому судья не вправе быть третейским судьей1 См.: Пункт 15 Разъяснений Высшей квалификационной коллегии сулей Российской Федерации от 18 марта 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. № 6.);
  3. мировые судьи (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  4. судьи Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
  5. сотрудники органов прокуратуры (п. 5 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  6. нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  7. члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  8. председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации (ст. 5 и 6 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»);
  9. депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, работающие на постоянной основе (ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
  10. осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления (п. 7 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
  11. муниципальные служащие, замещающие должность главы местной администрации по контракту (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  12. сотрудники органов внутренних дел (ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденною Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»);
  13. сотрудники милиции (ст. 20 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»);
  14. сотрудники таможенных органов (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
  15. военнослужащие (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  16. лица начальствующего состава и служащие федеральной фельдъегерской связи (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).

В настоящее время не имеется оснований для отказа государственным гражданским служащим и муниципальным служащим, за исключением указанных выше, в возможности быть судьей третейского суда в тех случаях, когда это не приводит к конфликту интересов и не влечет нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Требования к квалификации. Третейское разбирательство гражданских дел является юрисдикционной деятельностью. Соблюдение минимальных стандартов этой деятельности требует от состава третейского суда глубоких знаний и практических навыков применения норм процессуального права. По этой причине законодателем установлено требование о том, что третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Например, в соответствии со ст. 4 Регламента Третейского суда при ТПП РФ арбитрами могут быть избраны (назначены) физические лица, обладающие необходимыми знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров.

Условия, ограничивающие участие конкретных лиц в рассмотрении споров. Любое лицо, отвечающее установленным законом требованиям, может быть избрано (назначено) сторонами на роль третейского судьи. Вместе с тем при определенных условиях в целях обеспечения требований справедливой процедуры участие определенных лиц в рассмотрении и разрешении спора ограничивается. Это связано с предположениями об их неспособности обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон под влиянием ряда факторов; наличием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела; отсутствием независимости от сторон третейского разбирательства.

Советом Международной ассоциации юристов (МАЮ) в 2004 г. было одобрено Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже (далее — Руководство), подготовленное Рабочей группой Комитета по арбитражу и альтернативному разрешению споров МАЮ2Перевод официального текста Руководства, подготовленный юридической фирмой «Бейкер и Макензи», см.: Третейский суд. 2008. №2. С. 33-52. В дальнейшем текст цитируется в сокращении по указанному источнику.. Руководство содержит общие стандарты, касающиеся беспристрастности, независимости и раскрытия фактов, а также указания к их практическому применению. По итогам анализа судебной практики многих стран были сформированы перечни возможных случаев (Красный, Оранжевый и Зеленый перечни), которые должны подсказывать арбитрам, сторонам и государственным судам, какие именно ситуации составляют конфликт интересов и подлежат раскрытию, а какие — нет.

Красный перечень состоит из двух частей — безусловного Красного перечня и условного Красного перечня. Данные перечни представляют собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые с учетом обстоятельств каждого конкретного дела вызывают обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитра, т.е. подразумевают в данных обстоятельствах наличие объективного конфликта интересов с точки зрения разумного третьего лица, обладающего знанием соответствующих фактов.

В безусловный Красный перечень включены следующие факты:

  • тождественность между стороной и арбитром, арбитр в силу закона является представителем лица — стороны в арбитражном разбирательстве;
  • третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на одну из сторон (является менеджером. директором и т.д.);
  • третейский судья имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон или в конечном результате рассматриваемого дела;
  • третейский судья оказывает на регулярной основе юридические услуги одной из сторон, одному из ее аффилированных лиц.

В условный Красный перечень включены факты, свидетельствующие о (1) связи арбитра с рассматриваемым спором, (2) наличии у него прямого или косвенного интереса в деле, (3) связи арбитра со сторонами или их представителями. К первой группе отнесены факты оказания третейским судьей одной из сторон юридической консультации (экспертной оценки) по существу рассматриваемого спора, а также факты привлечения третейского судьи ранее к рассмотрению дела. Вторую группу образуют факты прямого или косвенного владения арбитром акциями и долями одной из сторон (ее аффилированного лица), наличия у близкого родственника арбитра существенного имущественного интереса, зависящего от результатов рассмотрения дела.

К третьей группе отнесены следующие обстоятельства:

  • третейский судья представляет интересы одной из сторон (ее аффилированное лицо), представляет юридическую фирму, действующую в качестве представителя одной из сторон;
  • третейский судья и представитель одной из сторон являются сотрудниками одной организации;
  • третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на аффилированное лицо одной из сторон (является менеджером, директором и т.д.);
  • третейский судья имеет тесные родственные связи с одной из сторон, с ее представителем или с руководящим работником, который может оказывать влияние на одну из сторон (ее аффилированное лицо);
  • один из ближайших родственников третейского судьи имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон (ее аффилированном лице).

Оранжевый перечень представляет собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые, с учетом обстоятельств каждого конкретного дела и, по мнению сторон, могут вызвать обоснованные сомнения в беспристрастности арбитра. В него включены: ранее оказывавшиеся арбитром, а также текущие услуги одной из сторон, связь между арбитром и другим арбитром или представителем (через юридическую фирму, родственные и дружеские связи), между арбитром и стороной и другими участниками арбитражного процесса, некоторые иные обстоятельства (публичное выступление в пользу определенной позиции по текущему арбитражному разбирательству, факт замещения арбитром должности в арбитражном институте с полномочиями назначения арбитра по данному спору и др.).

В Зеленом перечне не исчерпывающе перечислены конкретные ситуации, где с объективной точки зрения ни внешне, ни фактически не присутствует какой бы то ни было конфликт интересов. К ним относятся факты вынесения арбитром ранее юридических заключений, его предшествующее выступление против одной из сторон, незначительные по характеру контакты с другим арбитром, представителем и одной из сторон (например, членство в одной профессиональной ассоциации или общественной организации).

Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже может оказаться востребованным и для решения вопросов, возникающих во внутреннем третейском разбирательстве.

Фактами, свидетельствующими о существовании нецелесообразных связей между арбитрами и представителями одной из сторон арбитражного разбирательства, дающими основание для появления сомнений в беспристрастности и независимости арбитров, Высшим Арбитражным Судом РФ были признаны обстоятельства, при которых арбитры принимали участие в коммерческих семинарах и международных конференциях, организованных и оплаченных представителем стороны, о чем не сообщили одной из сторон третейского разбирательства.

Федеральным арбитражным судом Московского округа нарушением принципов независимости и беспристрастности было признано рассмотрение спора единолично председателем третейского суда без согласования сторон, при том, что он был утвержден на должность финансовым директором организации, являющейся одновременно учредителем истца по третейскому делу3См.: Постановление ФАС Московского округа от 15 октября 2007 г. № КГ- А40/10444-07 по делу № А40-25588/07-8-248..

>Как работает третейский судья

Третейский судья Андрей Некрасов

Кто может быть третейским судьёй

Формально никакого специального образования или опыта третейскому судье не нужно – его могут выбрать из представителей любой профессии. Однако в Федеральном законе от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» прописано, что арбитр должен быть старше 25 лет и дееспособен. Юридическое образование необходимо единолично принимающему решение третейскому судье или председателю третейского суда в случае коллегиального разрешения спора.

История третейских судей тянется с рынков, где покупатели, споря с продавцами, призывали к урегулированию ситуации пользующегося авторитетом в деловой среде человека, выбирая его своим судьёй. Формально выступать в качестве третейского судьи и принимать решения по коммерческим спорам может человек без экономических знаний и юридической практики, но, на мой взгляд, без понимания специфики спора, принятого порядка и правил разрешения подобных дел заниматься такой деятельностью неправильно и непрофессионально.

Читайте также: Карьера юриста – с чего начать?

Третейские суды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *