Требования охраны труда РЖД

Охрана труда на железнодорожном транспорте
За технику безопасности платишь всего дороже тогда, когда пытаешься обойтись без неё…
Виды инструктажей:
Вводный — проводится инженером по охране труда предприятия до приказа о приеме на работу. Цель — ознакомление с режимом и условиями работы предприятия;
Первичный — проводится начальниками цехов, инструкторами после приказа о приеме на работу. Цель — обучение безопасным приемам работы;
Целевой — проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов ежедневно перед началом работы. Цель — инструктаж по входящим документам и выборочно проверка знаний по охране труда;
Повторный — проводится мастерами, инструкторами, начальниками поездов первый год работы 1 раз в месяц, последующие — раз в три месяца. Цель — напоминание: безопасных приемов работы, о режиме и условиях труда;
Внеплановый — проводится начальниками цехов, мастерами, инструкторами, начальниками поездов после получения телеграмм о тяжёлом травмировании или смертельном случаях по МПС, дороге, отделению или самому предприятию. Все виды инструктажей заносят в типовые журналы по охране труда.
По охране труда на предприятии проводится трехступенчатый контроль:
I ступень проводят мастера цехов, начальники поездов — ежедневно. Цель — выявление нарушений охраны труда;
II ступень проводят начальники цеха коммисионно раз в месяц. Цель — выявление нарушений;
III ступень проводят начальники предприятия комиссионно (председатель профкома предприятия, главный инженер) раз в три месяца. Цель — выявление нарушений. При выявлении нарушений по охране труда при трёхступенчатом контроле следует взыскание.
Кто назначается на должность проводника? На должность проводника назначается лицо не моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, обучение и сдавшее квалификационные экзамены.
Что должен знать проводник? Проводник обязан знать: Правила технической эксплуатации железных дорог; Инструкцию по сигнализации; Правила перевозки пассажиров и грузов; Правила по обеспечению безопасности движения;
Работа и отдых проводника. На каждую поездную бригаду инженер-технолог цеха резерва проводников составляет график работы на месяц. Для работы и отдыха каждого проводника в пути следования инженер-технолог составляет график по направлениям. Начальник поезда в своём рейсовом журнале до начала рейса расписывает график работы каждого проводника под роспись. Нарушать график работы в пути следования запрещается. В исключительных случаях (болезнь) нужно предупредить начальника поезда — график будет изменён под роспись.
Негабаритные места на технической станции Саратов I.
1. Здание прачечной;
2. Здание съемного оборудования;
3. Здание котельной — особенно угол;
4. Домкраты и козловой кран;
5. Старый моечный цех;
6. Новый моечный цех с эстакадой;
7. Территория ВРД;
8. Территория станции Курдюм — парк отстоя.
Особо опасные места в вагоне:
1. Подножки;
2. Поручни;
3. Дверь (проемы, пазы, косяки — открывать и закрывать только за ручку);
4. Откидные площадки;
5. Переходные площадки — наступать при переходе на верхнюю;
6. Котельное отделение;
7. Титан;
8. Столики, вторые полки, рундуки.
Ограждение вагонов подготовленных в рейс. Вагоны подготовленные в рейс ограждаются хвостовыми сигналами. Работники работающие по ремонту подвагонного оборудования ограждают состав переносными красными сигналами.
Техника безопасности при работе с котлом под высоким напряжением: Перед входом в котельное отделение нужно отключить высоковольтное отопление.
Первичные документы при несчастном случае. Если произошёл несчастный случай пострадавший должен — сообщить начальнику поезда сразу, но не позднее 12 часов. Начальник поезда немедленно проходит в вагон где произошёл несчастный случай, чтобы определить состояние травмированного, обследовать место несчастного случая и составить первичные документы. Со следующей станции подаётся телеграмма заверенная начальником станции или дежурным по вокзалу. Для оказания первой помощи заболевшему или пострадавшему ЛНП из пассажиров вызывается врач или медицинский работник.
Первичные документы:
1. Первичный акт произвольной формы;
2. Объяснительная от пострадавшего и свидетеля — оказавшего помощь;
3. Копия телеграммы — на предприятие депо.
После получения телеграммы поезд встречается комиссией: 1. начальник цеха; 2. Инструктор направления; 3. Председатель цехового комитета; 4.Инженер по охране труда. Цель — проверка документов (рейсовый журнал, журнал по охране труда), обследование места где произошел несчастный случай, состояние травмированного, проверка первичных документов. Назначается оперативный разбор (совещание) председатель: начальник депо или его заместитель. Цель: установить вид травмы; установить причину несчастного случая; определить виновность. Составляется типовой акт «Н-1», в четырёх экземплярах, хранится 45 лет.
Правила техники безопасности на железнодорожных путях.
1. На железнодорожных путях следует быть осторожными;
2. Железнодорожные пути следует переходить под прямым углом, не наступая на головки рельс, предварительно нужно посмотреть влево и вправо чтобы не было движущегося локомотива;
3. Стрелочные переводы нужно обходить;
4. Если пути заняты вагонами, переходить следует на расстоянии 5 метров от последнего вагона;
5. Между расцепленными вагонами расстояние должно быть 10 метров, переходить по середине;
6. Проходя по междупутью нужно идти по середине с особой бдительностью смотреть под ноги;
7. В ночное время нужно чтобы глаза привыкли к темноте;
8. На электрифицированных участках железных дорог запрещается подниматься на крышу вагона;
9. При обнаружении обрыва контактного провода следует оградить место обрыва любыми подручными средствами и сообщить любому работнику железной дороги (нарядчик, диспетчер);
10. При обрыве высоковольтного контактного провода под напряжением к нему нельзя подходить ближе 2 метров;
11. Когда оборванный провод касается земли образуется зона шагового напряжения радиусом около 10 метров (Шаговое напряжение — касание двух точек (провод — ноги));
12. Выходить из зоны шагового напряжения, следует, шаркающими шагами не отрывая ступню от ступни и ступни от земли;
13. Особую осторожность и бдительность во время снегопадов и тумана, так как ухудшается видимость.
14. Если железнодорожные пути заняты грузовым поездом — переходить следует через тормозную площадку или технические обустройства станции.
Техника безопасности при приемке вагона:
1. Проверить чтобы на раме тележки и подножках не было посторонних предметов;
2. Подножки, откидные и переходные площадки, поручни, ручки дверей и двери — должны быть исправны;
3. При сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней, подножек, ступенек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.
4. Запрещается подниматься на столики;
5. Маршрутные доски необходимо навешивать в парке отстоя, до подачи состава на посадку;
6. Вагоны после санитарной обработки должны быть хорошо проветрены и генерально замыты:
Правила техники безопасности в пути следования поезда:
1. Во время движения поезда боковые двери должны быть закрыты на ключ;
2. На ходу поезда запрещается открывать двери и выбрасывать из вагона мусор и шлак;
3. При переходе из вагона в вагон следует наступать на верхнюю переходную площадку;
4. Запрещается укладывать постельные принадлежности на третью полку — только на вторую;
5. Запрещается вешать на разборный кран титана чайник или ведро;
6. При отправлении поезда со станций формирования, оборота и промежуточных станций проводники штабного и хвостового вагонов провожают станции, при этом одной рукой держась за поручень вагона или скобу, другой вытянутой рукой показывая сигнал (днем — свернутый желтый флаг; ночью — фонарь с белым огнем), проводники остальных вагонов провожают станцию при закрытых дверях — наблюдают в окно до конца перрона;
7. Перед входом пассажирского поезда в тоннель проводник обязан: проверить состояние дверей; окна должны быть закрыты; включить аварийное освещение;
8. Особую осторожность проводник должен соблюдать при осмотре ходовых частей и подвагонного оборудования — нельзя отходить далеко от вагона при осмотре;
9. При надевании приводного ремня, соединении низковольтных пинчей, остановки поезда стоп-краном нужно — чтобы один проводник осигналил поезд, проводники остальных вагонов в сторону машиниста продублировали сигнал;
10. При работе с котлом отопления следует надевать спецодежду: рукавицы; халат; головной убор; обувь — должна быть закрытая. Открывать дверку топки котла следует на вытянутую руку, отвернув лицо при закрытой дверке зольника;
11. Котельное отделение нужно содержать в чистоте, не захламлять.
12. Запрещается тушить топки котла и титана водой;
13. Отогревая наливные головки при помощи грелок нужно быть осторожным с кипятком — нельзя пользоваться открытым огнём и горящим углем;
14. В зимний период откидные и переходные площадки должны быть очищены от снега и льда;
15. Запрещается поднимать откидную площадку рукой — может произвольно сработать пружина;
16. Запрещается производить влажную уборку с включенными электропечами;
17. Останавливать поезд стоп-краном разрешается в трех случаях: когда есть угроза безопасности движения поезда — ползуны, СКНБ, посторонний шум под вагоном; когда есть угроза жизни человека; при пожаре;
18. Перед разноской чая проводник обязан предупредить пассажиров, особенно с детьми, чтобы было меньше движения по вагону. Разносить чай следует по два стакана в руке, не доливая до края на палец. При этом проводник должен вымыть руки, надеть фартук (куртку, косынку, пилотку).
Противопожарная безопасность в вагонах пассажирских поездов
При постройке:
1. Для постройки вагонов используются материалы, препятствующие быстрому горению: древесина пропитывается антиперенами; перегородки в вагонах прокладываются листовым железом; прокладка проводов электрооборудования проводится в трубах; для разделки дымовытяжных труб существует специальный стандарт; в воздуховоде устанавливается специальная заслонка (которая при пожаре перекрывает воздуховод — тем самым, препятствуя прохождению огня) срабатывающая автоматически, но имеется возможность привести в действие вручную.
2. Для быстрой эвакуации пассажиров в вагоне имеются два запасных выхода (окна), они должны быть опломбированы, открываются при пожаре.3.В купейных вагонах устанавливается противопожарная сигнализация (УПС) предназначенная для быстрого выявления пожара. Датчики УПС реагируют на ионизацию (дым) и горение (тепло), включается при t-70ос.
При подготовке вагонов в рейс:
Работники электроцеха проверяют работу и исправность всего электрооборудования каждого вагона: всю коммутационную аппаратуру; отсутствие пыли в щите; каждый потребитель; клеммы; выполняют заявленный ремонт.
Работники цеха текущего ремонта в зимний период времени по заявке (если это необходимо) проверяют состояние дымовытяжных труб котла и титана, а также выполняют заявленный ремонт.
При приемке вагонов перед рейсом:
Проводник обязан принять вагон перед рейсом так, чтобы в пути следования обеспечивались:
— безопасность движения поезда;
— противопожарная безопасность;
— высокая культура обслуживания пассажиров.
При приемке вагона проводник проверяет:
1. Работу электрооборудования и его исправность;
2. Котельное отделение (чисто, хранить что-либо в котельном отделении (веники, ветошь, дрова и т.д.) нельзя);
3. Состояние дымовытяжной трубы — для этого нужно ручным насосом прокачать воду: если через контрольную трубу вода не идет, а показалась из зольника — дымогарная труба прожжена;
4. Титан: наличие пламегасителя; наличие воды; состояние дымовытяжной трубы;
5. Все нищи и помещения вагона на предмет отсутствия взрывоопасных быстро возгорающихся предметов;
6. Карманы с рабочей и не рабочей стороны вагона;
7. Средства пожаротушения (количество, исправность, срок годности);
8. Наличие наглядной информации.
При посадке проводник обязан следить чтобы пассажиры ручной кладью не провозили: легковоспламеняющиеся жидкости (лаки, краски, спирт, чачу и т.д.); взрывоопасные предметы; предметы, запрещенные таможенным досмотром (н/р.: оружие).
В пути следования
1. Проводник обязан следить за работой оборудования по измерительным приборам, а также проверять работу источников тока;
2. Запрещается применять открытый огонь для размораживания водоналивных головок замороженных труб отопления, только горячей водой или электрообогревателями;
3. Запрещается производить растопку котла и титана без воды (титана — без пламегасителя), легковоспламеняющимися жидкостями. Растапливать — бумагой, дровами, углем;
4. Запрещается выбрасывать горячий шлак на ходу поезда, устанавливать ведра с горячим шлаком на переходные площадки, около рамы суфле;
5. Запрещается курить в не установленных местах пассажирам и проводникам, а также распивать спиртные напитки;
6. Запрещается подключать в электросеть вагона бытовые электроприборы;
7. Проводник должен следить за состоянием мусорного вкладыша (что можно сжечь: летом — в мешок; зимой в топку);
8. Проводник обязан следить за поведением пассажиров;
9. Не менее 2 раз в сутки ЛНП должен включать информацию (кассету) о пожарной безопасности;
10. Запрещается проводнику оставлять вагон без присмотра;
11. ЛНП не менее 1 раза в сутки обязан проходить по составу с проверкой противопожарных мер с отметкой в бланке «ЛУ-72»;
Причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов.
Основные источники возникновения пожаров в поездах:
I.Неисправность электрооборудования:
1. Нарушение правил прокладки проводов;
2. Нарушение изоляции электропроводов;
3. Ослабление клемм;
4. Неисправность приборов защиты и регулировки;
5. Неисправность дугогасящих устройств;
6. Неисправность коммутационной аппаратуры;7.Повышеный зарядный ток;
7. Подключение в электросеть вагона бытовых приборов
8. Короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее.
9. Нетиповые предохранители (использовать только промаркированные);
10. Замыкание на корпус;
11. Неисправные измерительные приборы;
12. Пыль в электрощитах.
II.По халатности проводника:
1. Курение и распитие спиртных напитков;
2. Оставление вагона без присмотра;
3. Растопка котла и титана без воды, легковоспламеняющимися жидкостями, с неисправными дымовытяжными трубами, титана — без пламегасителя;
4. Применение открытого огня для отогревания наливных штуцеров и замороженных труб;
5. Неграмотная эксплуатация электрооборудования;
6. Удаление горячего шлака;
III.По вине пассажиров:
1. Провоз ручной кладью легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;
2. Курение в не установленных местах;
3. Распитие спиртных напитков;
4. Подключение к электросети вагона бытовых приборов;
5. Применение открытого огня (спички, окурки).
Средства пожаротушения.
Для тушения возгорания в электрощите с внутренней стороны устанавливаются:
ОСП — огнетушитель самовзрывающийся порошковый — представляет собой полностью запаянную стеклянную колбу длиной 60 см., заполненную порошком. Взрывается при t + 80ос.
УГП — установка газового пожаротушения — представляет собой трубу, заглушенную с одной стороны, с другой стороны устанавливается пиропатрон с газовой смесью. Устанавливается: два УГП срабатывающих автоматически и два дистанционных УГП. В купейных вагонах устанавливается противопожарная сигнализация — УПС.
Как проверить УПС перед рейсом. Для проверки УПС переключатель питание поставить в положение «Нормальный режим», при этом на передней панели УПС загорается зеленый светодиод «Работа». Открыть крышку блока управления, нажать на кнопку «Тест», при этом загораются светодиоды, сигнализирующие пожар, раздается прерывистый тон акустической сигнализации. Акустическая сигнализация выключается нажатием на кнопку, при истечении 20 сек. Погаснет оптическая сигнализация (светодиоды). Закрыть крышку блока.
Огнетушители:
ОХП-10 — огнетушитель химическо-пенный:
Предназначен для тушения твердых и жидких предметов в радиусе до 1 кв.м. Не предназначен для тушения электрооборудования под напряжением.
Устройство:
1. Сварной стальной баллон (огнеупорная сталь толщиной 0.8 мм.);
2. Нижнее днище;
3. В верхнее днище вворачивается горловина, состоящая из:
а) резьбовой части — в ней находится запорно-пусковой механизм (навинчивается) состоящий из клапана и штока, рукоятка штока соединена со стаканом с кислотой;
б) не резьбовой части, в которой находится отверстие для выхода пены закрытое защитным колпачком.
Внутри баллона находится щелочь — 8 литров. На баллоне должна быть ручка для переноса и шпилька.
Техническая характеристика: Объем 10 литров; Заряд 8 литров; Масса с зарядом 13.5 кг; Длина струи 6-8 метров; Время действия 60 секунд; Срок годности 1 год; Проверяется на гидравлическое давление 1 раз в 2 года; Рабочее давление 14 мега Паскаль; Объем пены 43.5 литра; t работы от +5 ос до +50 ос
Принцип приведения в действие:
1. Вывести рукоятку на 180 ос, тем самым, открыв горловину стакана;
2. Шпилькой прочистить отверстие для выхода пены;
3. Резко перевернуть.
Тушить: если горит вертикаль — сверху вниз; если плоскость — огонь берётся в кольцо.
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие рукоятки и шпильки; наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве; отсутствие вмятин. Соответствие срока годности.
ОП-5 — огнетушитель порошковый:
Предназначен для тушения твердых и жидких предметов, а так же электрооборудования под напряжением до 1000 V.
Устройство:
1. Сварной стальной баллон;
2. Нижнее днище;
3. Верхнее днище;
4. На верхнем днище находится штуцер, к нему крепится шланг (60 см.) с рукояткой пистолетного типа и распылителем;
5. В горловине верхнего днища находится запорно-пусковое устройство, состоящие из чеки и клапана;
6. Внутри баллона в горловину ввернут баллончик с рабочим газом (рыхлит порошок и создает рабочее давление), также имеется сифонная трубка;
7. Заряд — порошок ПСБ-3.
Техническая характеристика: Ёмкость 5 литров; Заряд 5 кг.; Масса с зарядом 10.5 кг.; Длина струи 5 метров; Время действия: непрерывно15-20 секунд; прерывисто за 180 секунд можно произвести не > 5 нажатий; Срок годности 1 год; Проверяется на гидравлическое давление 1 раз в 5 лет; Рабочее давление 14 мега Паскаль; t работы от +50 ос до -50 ос.
Принцип приведения в действие:
1. Выдернуть чеку;
2. Нажать на клапан, тем самым проколов мембрану баллона с рабочим газом;
3. Держать одной рукой за ручку, другой за рукоятку пистолетного типа.
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие рукоятки; наличие пломбы на запорно-пусковом механизме; отсутствие вмятин. Соответствие срока годности.
ОУ-5 — огнетушитель углекислотный:
Предназначен для тушения твердых и жидких предметов, а также электрооборудования до 1000 V.
Устройство:
1. Цельнокатанный баллон из огнеупорной стали;
2. В узкой части ввернуто запорно-пусковое устройство, состоящее из:
а) сифонной трубки;
б) раструба;
в) ручки-рукоятки пистолетного типа — в раскрытом состоянии должна быть зафиксирована чекой и опломбирована.
Техническая характеристика: Ёмкость 5 литров; Заряд 3.5 литров; Масса с зарядом 13.5 кг.; Длина струи 1.5 метра; Время действия 15 секунд; Срок годности 1 год, с вентильной головкой 3 месяца; Проверяется на гидравлическое давление 1 раз в 5 лет; t работы от -20 ос до +50 ос.
Принцип приведения в действие:
1. Выдернуть чеку;
2. Одной рукой удерживая за нижнюю часть рукоятки направить раструб на очаг пожара;
3. Нажать на верхнюю часть ручки-рукоятки.
Техника безопасности при работе с ОУ-5: Нельзя браться за раструб голой рукой — раструб раскаляется до -70 ос, можно отморозить руку!
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве. Соответствие срока годности. Проверяется на вес — работниками электроцеха.
ОВП-10(з) — огнетушитель воздушно-пенный закачного типа:
Предназначен для тушения жидких и твердых предметов. Не предназначен для тушения электрооборудования под напряжением.
Устройство:
1. Сварной стальной баллон;
2. В верхней части ввернуто запорно-пусковое устройство, состоящее из:
а) ручки-рукоятки;
б) шланга с пеногенератором;
в) индикатора заряда;
3. Заряд к воздушно-пенному огнетушителю.
Техническая характеристика: Объем 10 литров; Огнетушащий состав 8.5 литров, в том числе: воды 6.5 литров; заряда 2 кг. Масса с зарядом 12.5-14 кг.; Длина струи 3.5 метра; Срок службы 10 лет; Техническое освидетельствование 1 раз в год; Рабочее давление 1.6 мега Паскаль; Производительность по пене 14 литров в секунду; t работы от +5 ос до +50 ос.
Принцип приведения в действие:
1. Перед использованием дважды перевернуть головкой вниз;
2. Сорвать пломбу, выдернуть чеку;
3. Нажать на рычаг, направить струю на пламя.
Правила приемки перед рейсом: Проверить техническую исправность: наличие пломбы на запорно-пусковом устройстве; отсутствие внешних повреждений; давление газа — визуально по индикатору (стрелка не должна быть в левом красном секторе). Соответствие срока годности.
Огнетушители хранятся: ОХП-10 или ОВП-10(з) — на кронштейне в косом коридоре с нерабочей стороны вагона;Для тушения электрооборудования под напряжением — ОП-5 и ОУ-5 — в косом коридоре с рабочей стороны вагона на кронштейнах.
Сигнал пожарной тревоги   — • •.
Действия проводника (при проследовании очага пожара)
1. Убедится все ли в порядке в вагоне;
2. Посмотреть в окна (причина подачи сигнала);
3. Выключить вентиляцию;
4. Закрыть окна;
5. Один проводник стоит и наблюдает в тамбуре с рабочей стороны, другой с нерабочей стороны. Средства пожаротушения должны быть сняты с кронштейна;
6. После проследования опасного участка проверить состояние вагона.
Если машинист подает сигнал во время остановки или стоянки, значит, требуется людская помощь для тушения пожара.
Действия проводника при обнаружении пожара.
Первоочередные меры при возникновении пожара:
Остановить поезд срывом стоп-крана (помнить, где нельзя останавливать);
По цепочке вызвать ЛНП и ПЭМ, передать всей поездной бригаде, разбудить напарника;
1. Произвести эвакуацию пассажиров;
2. Произвести обесточку вагона;
3. Приступить к тушению пожара.
1. При пожаре проводник обязан остановить поезд срывом стоп-крана. Нельзя останавливать поезд при пожаре: на мосту; под мостом; в тоннеле; виадуке; акведуке; в местах расположения путепроводов; около наливных составов; где затруднен подъезд вспомогательных средств.
2. После остановки поезда немедленно передать всем проводникам и вызвать ЛНП и ПЭМ, разбудить напарника;
3. Произвести эвакуацию. Перед началом эвакуации должны объявить пассажирам: (примерный текст «Граждане пассажиры, в связи с возможной опасностью пожара, прошу срочно покинуть вагон, все двери и аварийные выходы открыты»). При невозможности остановить поезд стоп-краном — эвакуация производится в соседние вагоны, в этом случае необходимо предупредить проводников соседних вагонов о приеме пассажиров аварийного вагона. Проводники аварийного вагона и соседних вагонов должны проверить состояние боковых дверей (закрыты на ключ), торцевые двери открыть и зафиксировать. После проследования опасного участка поезд останавливают стоп-краном и продолжают эвакуацию: нужно открыть запасные выходы в вагоне, при отсутствии таковых разбить окна. Нужно помнить: если поезд остановился на двухпутном участке — эвакуация производится в сторону поля, боковые двери в сторону вторых путей должны быть закрыты на ключи. После эвакуации пассажиров нужно проверить, не остался ли кто в вагоне — по проездным документам.
4. Если пожар произошел днем — полное обесточивание электрооборудования вагона производится перед эвакуацией пассажиров; Ночью — после эвакуации, до эвакуации производится экстренное обесточивание путем нажатия на аварийную кнопку.
5. Тушение пожара производится, не дожидаясь ЛНП всеми средствами пожаротушения и подручными средствами. Если не представляется возможным потушить вагон своими силами, через машиниста вызывается вспомогательная помощь (пожарная машина), при этом горящий вагон немедленно нужно изолировать от других.
Последовательность расцепки вагонов:
1. перекрыть концевые краны обоих вагонов;
2. разъединить тормозные рукава;
3. при помощи расцепного рычага расцепить автосцепку.
Проводники отцепленной части должны привести в действие ручные тормоза. Сначала от горящего вагона отцепляют головную часть состава и отводят на 15-20 м., потом — хвостовую часть отводят на 15-20 м.
4. под горящий вагон подкладывают тормозные башмаки (находятся у машиниста).
При остановке поезда на перегоне во время пожара поезд должен ограждаться: с хвоста — проводником хвостового вагона; с головы: если машинист в два лица — помощником машиниста; если машинист в одно лицо — проводником головного вагона.
Всей работой во время пожара руководит ЛНП.

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 22.11.2007 N 2217р

(Наименование организации)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ПРИЕМЩИКА ПОЕЗДОВ ОАО «РЖД»

г.

г.

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель подразделения)

(Ф.И.О.)

«

«

г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРИЕМЩИКА ПОЕЗДОВ ОАО «РЖД»

Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ и устанавливает основные требования охраны труда для приемщиков поездов железнодорожных станций (далее — станций), осуществляющих коммерческий осмотр грузовых вагонов (далее — вагонов) и контейнеров в составах поездов на пунктах коммерческого осмотра поездов и вагонов (далее — ПКО) или коммерческих постах безопасности (далее — КПБ).

1.2. На основе настоящей инструкции на станции может быть разработана инструкция по охране труда для приемщика поездов с учетом местных условий и специфики деятельности ПКО или КПБ.

1.3. К самостоятельной работе по коммерческому осмотру поездов и вагонов (контейнеров), выявлению коммерческих неисправностей и браков в процессе движения с применением телевизионной системы видеоконтроля, электронных габаритных ворот, системы автоматизированного весового контроля и смотровых вышек допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение по профессии и охране труда, обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, а также противопожарный инструктаж, стажировку и проверку знания требований охраны труда.
Перед допуском к самостоятельной работе приемщики поездов также должны пройти проверку знаний (в объеме, предусмотренном должностной инструкцией) соответствующих разделов, глав и пунктов следующих нормативных документов:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов;
правил перевозок грузов железнодорожным транспортом;
технических условий по размещению, погрузке и креплению грузов;
правил пожарной безопасности в Российской Федерации и на железнодорожном транспорте;

настоящей инструкции;
других нормативных документов, знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей.

1.4. В процессе работы приемщик поездов должен проходить повторный, не реже одного раза в три месяца, а также внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение по охране труда в процессе технической учебы, очередную (один раз в три года) и внеочередную проверку знания требований охраны труда.
Приемщики поездов в возрасте до 21 года должны проходить периодические медицинские осмотры ежегодно. Приемщики поездов в возрасте от 21 года до 50 лет должны проходить периодические медицинские осмотры не реже, чем один раз в два года, после 50 лет — ежегодно.

1.5. Вновь принятые на работу приемщики поездов должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в сроки, установленные начальником станции, но не позднее одного месяца после приема на работу, а также периодическое обучение по оказанию первой помощи, не реже одного раза в год.

1.6. Приемщик поездов должен знать:
правила и технологию коммерческого осмотра поездов и вагонов;
требования по размещению, погрузке и креплению грузов;
места проведения коммерческого осмотра в соответствующих парках станции;
классификацию коммерческих неисправностей, способы их устранения и порядок учета;
устройство грузовой части вагонов различных типов;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования электро- и пожарной безопасности;
опасные и негабаритные места на станции;
сигналы аварийного оповещения;
места расположения первичных средств пожаротушения;
места хранения аптечки первой помощи или сумки с набором необходимых медикаментов и перевязочных материалов.

1.7. Приемщик поездов должен:
выполнять работу только входящую в его обязанности или порученную старшим в смене приемщиком поездов ПКО (КПБ), приемосдатчиком груза и багажа ПКО (КПБ), бригадиром (освобожденным) ПКО (КПБ) (далее — руководитель работ), дежурным по станции (парку) или маневровым (станционным) диспетчером (при отсутствии на станции вышеуказанных руководителей работ);
внимательно следить за сигналами, сообщениями и командами по двусторонней парковой связи или громкоговорящему оповещению, подаваемыми дежурным по станции (парку), а на станциях участков, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездным диспетчером и подчиняться их сообщениям и командам;

проходить к месту работы и обратно, в помещение ПКО (КПБ) и другие служебные помещения на территории станции по середине соответствующего междупутья в соответствии с установленными маршрутами служебного прохода, обозначенными указательными знаками «Служебный проход» или предписывающими знаками «Проход здесь», а также по пешеходным переходам, дорожкам, проходам, настилам, мостам, железнодорожным переездам, путепроводам, в тоннелях, при этом внимательно следить за информацией, передаваемой по громкоговорящему оповещению о передвижении поездов и маневровых составов. Перед переходом железнодорожного пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов. Утвержденная начальником станции схема служебных проходов по станции должна быть вывешена для ознакомления приемщиков поездов в помещении ПКО (КПБ), а маршруты служебного прохода по территории станции должны быть установлены в инструкции по охране труда для приемщика поездов станции;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, указателей, надписей и другой сигнализации;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
уметь оказывать первую помощь пострадавшим при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи и первичными средствами пожаротушения.

1.8. При коммерческом осмотре вагонов на открытом воздухе в холодный период года для предотвращения охлаждения и обморожения приемщики поездов должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева и периодически прерывать осмотр и заходить в находящееся вблизи места осмотра помещение (модульный пункт) для обогрева. Продолжительность однократного перерыва на обогрев в отапливаемом помещении должна составлять 10-15 минут. При температуре воздуха ниже -40 °С необходимо предусматривать защиту лица и верхних дыхательных путей. При отсутствии защиты лица и органов дыхания работать на открытом воздухе запрещается.
Допустимая за смену продолжительность однократного пребывания на открытой территории в холодный период года в различных климатических регионах (поясах) и внутрисменный режим работы на холоде на открытой территории в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра, а также категории работ в различных климатических регионах должны быть установлены для приемщика поездов с учетом местных условий и специфики деятельности ПКО (КПБ) станции на основе Режимов труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях (методических рекомендаций МР 2.2.7.2129-06), утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19 сентября 2006 года.

1.9. Во время работы на приемщика поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав;
повышенный уровень шума на рабочем месте;
расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
недостаточная освещенность территории станции и рабочей зоны;
недостаточная видимость пути при наличии вагонов на железнодорожных путях станции, движении поездов и маневровых составов;
повышенное значение напряжения в контактной сети, создающее опасность поражения электрическим током, а также в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях вагонов и контейнеров, средствах крепления и крепежных устройств вагонов и грузов, запорно-пломбировочных устройствах (далее — ЗПУ);
пониженная температура поверхностей оборудования, инструментов, приспособлений и материалов;
вредные, сильнодействующие и ядовитые химические вещества перевозимых грузов, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях и высоте.
Приемщики поездов могут подвергаться воздействию опасных факторов взрыва и пожара при возникновении аварийной ситуации.

1.10. Приемщики поездов должны обеспечиваться следующей сертифицированной специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ):
костюм хлопчатобумажный мужской;
костюм женский для приемосдатчиков груза и багажа «Приемосдатчик-Л»;
плащ из плащ-палатки или плащ из прорезиненной ткани;
рукавицы комбинированные;
ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве.
На наружных работах зимой дополнительно:

теплозащитный костюм мужской «Механизатор» или теплозащитный костюм женский «Приемосдатчик»;
валенки;
галоши на валенки.
При работе зимой в IV и особом поясах:
полушубок;
куртка на утепляющей прокладке и брюки на утепляющей прокладке вместо теплозащитного костюма мужского «Механизатор» или теплозащитного костюма женского «Приемосдатчик».
При работе в морских и речных портах, на пристанях и на пограничных станциях:
в III поясе:
полушубок;
брюки на утепляющей прокладке.
Во II поясе:
полушубок;
брюки на утепляющей прокладке.
В I поясе:
полушубок;
брюки на утепляющей прокладке.
Производить коммерческий осмотр поездов, вагонов и контейнеров необходимо в сигнальных жилетах со световозвращающими полосами, летнем головном уборе сигнального цвета, зимой — шапке-ушанке со звукопроводными вставками.
Выдаваемые СИЗ должны быть подобраны по полу, росту и размерам приемщика поездов.
Приемщикам поездов разрешается выдавать взамен валенок:
сапоги валяные с резиновым низом;
сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве или сапоги укороченные утепленные юфтевые на нефтемаслостойкой подошве со следующими сроками носки:
в I поясе — 1 пара на 3 года;
во II и III поясах — 1 пара на 2 года;
в IV и особом поясах — 1 пара на 1 год.

1.11. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной. Выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы территории станции запрещается.
Приемщик поездов должен следить за исправностью специальной одежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафы гардеробной в чистоте и порядке, не хранить в них посторонние предметы.

1.12. Для связи с руководителем работ и дежурным по станции (парку) или маневровым диспетчером приемщик поездов должен быть обеспечен устройством радиосвязи, а для работы в темное время суток электрическим фонарем с автономным питанием.

1.13. Приемщик поездов должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить в специально отведенных для этой цели местах, имеющих указательный знак «Место курения» или предписывающий знак «Курить здесь», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами;
не применять для освещения и выполнения работ открытый огонь (факелы, фитили, свечи, керосиновые лампы);
не пользоваться электроплитами и другими электронагревательными приборами с открытыми нагревательными элементами, электрочайниками без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов;
не загромождать проходы помещения служебно-технического здания ПКО (КПБ).

1.14. В случае получения травмы, появления признаков отравления, профессионального заболевания, ухудшения состояния здоровья приемщик поездов должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
При травмировании других работников приемщик поездов должен немедленно сообщить об этом руководителю работ, а травмированному работнику оказать первую помощь и при необходимости осуществить его доставку в медицинское учреждение.

1.15. Обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования необходимо сообщать руководителю работ или лицу, ответственному за электрохозяйство на станции.

1.16. Принимать пищу следует в специально отведенных для этого комнатах (местах) помещений ПКО (КПБ), имеющих соответствующее оборудование, или в столовых и буфетах. Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.
При использовании бытовых электроприборов приемщик поездов должен изучить руководство по их эксплуатации.
Перед приемом пищи спецодежду следует снять и оставить в шкафу гардеробной.
Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. Воду пить следует только кипяченую или бутилированную. Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, подведомственного Роспотребнадзору.

1.17. Находиться в междупутьях железнодорожных путей и установленных местах осмотра приемщикам поездов разрешается только при выполнении технологических операций коммерческого осмотра.

1.18. При выполнении технологических операций коммерческого осмотра и нахождении на железнодорожных путях станции приемщик поездов должен соблюдать следующие требования:
проходить вдоль железнодорожных путей на станции по середине междупутья или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за движущимися локомотивами, поездами, составами вагонов на железнодорожных путях приемного, сортировочного, отправочного и приемо-отправочного (транзитного) парков, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики, водоотводные лотки, колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, устройства связи, стеллажи и другие препятствия. Обращать внимание и обходить материалы верхнего строения пути, грузы, детали вагонов и другие предметы, находящиеся на железнодорожных путях и междупутьях;
при выходе на железнодорожные пути станции из служебного здания или помещения, вагона, а также из-за железнодорожного подвижного состава, зданий, строений и сооружений, при сильном тумане, ливнях, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость железнодорожного пути и слышимость предупредительных сигналов или приближающегося подвижного состава, прежде чем приблизиться к железнодорожному пути или перейти его необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути с обеих сторон, а при приближении поезда или локомотива следует остановиться, пропустить их, а при сильном тумане, ливнях, снегопаде, метели и в темное время суток подождать некоторое время пока глаза привыкнут к темноте;
переходить железнодорожные пути только под прямым углом и в установленных местах, предварительно убедившись, что в этом месте нет приближающегося железнодорожного подвижного состава, и что движение нормальным шагом обеспечит своевременный выход из опасной зоны даже при падении. После перехода одного железнодорожного пути следует остановиться посередине междупутья и убедиться в отсутствии движения по смежному пути;
переходить железнодорожные пути, занятые стоящими вагонами, разрешается, используя только переходные площадки вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, специальных подножек и настила площадки. Сходить с переходной площадки на междупутье необходимо предварительно убедившись в исправности поручней и подножек, в отсутствии приближающегося по смежному железнодорожному пути подвижного состава, повернувшись лицом к вагону и держась за поручни. Запрещается прыгать с переходной площадки на междупутье и внутрь колеи железнодорожного пути;

при движении вдоль железнодорожных путей станции необходимо обходить составы вагонов или локомотивы, стоящиe на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива);
при движении вдоль железнодорожных путей станции необходимо проходить в пространстве посередине между стоящими расцепленными вагонами (локомотивами) на расстоянии между автосцепками этих вагонов (локомотивов) не менее 10 м;
обращать внимание на предупредительные звуковые сигналы, подаваемые локомотивной бригадой, другие звуковые и ручные сигналы, показания светофоров, положения стрелочных переводов и предупреждающие знаки;
при производстве любых маневровых передвижений на территории станции, одиночных локомотивов, составов вагонов или маневровых составов приемщики поездов, находящиеся на железнодорожных путях, получив уведомление об этом от дежурного по станции (парку) по парковой связи должны своевременно сойти и находиться посередине междупутья или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса;

Работа в условиях пандемии коронавирусной инфекции стала новым вызовом для компаний в части организации труда и обеспечения безопасности на производстве. Работодателям пришлось отойти от проверенных схем и искать другие пути: так, в дистанционный режим были переведены традиционные процедуры приёма-передачи дежурств и обучающие инструктажи в таких компаниях, как ОАО «РЖД», Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), АО «Объединённая металлургическая компания» (ОМК). Как пандемия изменила сферу охраны труда и на каких поправках в трудовое законодательство настаивает бизнес, выяснил «Пульт управления».
Вызов принят
Для противодействия распространению COVID-19 компаниям потребовалось в ускоренном темпе адаптировать свои системы управления охраной труда. Первое, что потребовалось сделать, – оценить риски и их последствия, а затем выработать стратегию поведения. «Мы рассматривали всё происходящее как событие, сопоставимое с крупными катастрофами природного или техногенного характера. Для реагирования в этих случаях уже давно зарекомендовал себя такой инструмент, как диаграмма-«бабочка»: в левой части перечисляются основные риски, в правой – их последствия. Это позволяет наглядно увидеть логику развития события, разработать барьеры для противодействия вирусу», – рассказал, выступая на онлайн-конференции «Охрана труда – 2020», директор по безопасности производства ОМК Михаил Козлов.
Основной задачей служб охраны труда в новых условиях стала минимизация риска заражения работников коронавирусом. Для этого работодатели в соответствии с указаниями Роспотребнадзора и требованиями органов власти ввели измерение температуры сотрудников при входе на предприятие, организовали разметку для соблюдения социальной дистанции и обеспечили работников средствами индивидуальной защиты – масками, перчатками, антисептиками, а в некоторых компаниях ещё и защитными щитками.
Согласно рекомендациям санитарных врачей, для обеспечения безопасности сотрудников компании каждые 2–4 часа проводят дезинфекцию дверных ручек, выключателей и перил, каждые три часа выдают сотрудникам новые маски, раз в два часа проветривают рабочие помещения. Причём в помещениях до 50 кв. м одновременно могут находиться не больше пяти человек, до 100 кв. м – не более 10, до 200 кв. м – не более 25, свыше 200 кв. м – не более 50 человек.
К мерам, установленным властями, компании добавили собственные. В ОМК разработали четыре возможных сценария развития ситуации: «зелёный», «жёлтый», «оранжевый» и «красный», к каждому из них прилагается определённый план действий. Так, «жёлтый» сценарий, который сейчас реализуется в компании, предполагает изменение графика сменности и другие меры для минимизации контактов между бригадами – в ОМК, например, приостановили сменно-встречные собрания и организовали доставку еды из столовых на рабочие места. На случай ухудшения ситуации и перехода на «оранжевый» уровень опасности в ОМК формируют резервные пятые бригады для замены инфицированных работников на критически важных производственных участках. Самый негативный, «красный», сценарий может быть введён в действие, если и эти меры не сработают. Он предусматривает приостановку производства до стабилизации ситуации.
«Нужно понимать, что любые барьеры со временем деградируют и их нужно обновлять, чтобы они работали. К примеру, просто выдать маску недостаточно, важно контролировать её использование, поскольку через 2–3 часа она превращается из средства защиты в угрозу», – отметил Михаил Козлов.
Производственным компаниям для минимизации контактов между работниками понадобилось быстро перестроиться и отказаться от проведения очных совещаний, приёма-передачи дежурств и мероприятий по обучению приёмам безопасного выполнения работ. На время пандемии всё это перешло в дистанционный формат. «Наша компания пересмотрела подходы к обучению по охране труда: оперативно начали создавать дистанционные курсы, вебинары. Все обучающие мероприятия, которые планировали провести очно, проведём в новом формате – с использованием технологий дистанционного обучения», – уточнил директор по охране труда и промышленной безопасности НЛМК Павел Захаров.
В ОАО «РЖД» тоже активно переводят на дистанционную платформу курсы повышения квалификации по охране труда. Как рассказал начальник нормативного отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля компании Антон Зачиняев, в удалённом режиме проводятся оценочные сессии для проверки профессиональных знаний руководителей среднего звена и также дистанционно ведётся подготовка модераторов из числа специалистов по охране труда, которые эти мероприятия проводят. По его словам, текущая ситуация не только стала вызовом для компании, но и позволила увидеть скрытые возможности.
«В текущем году у нас было запланировано дистанционное обучение модераторов. Сейчас я вижу, как мы можем сделать этот процесс лучше: организовать дистанционное обучение не просто со слайдами, видеоуроками и тестами, а сделать более разнообразную программу с деловыми играми и работой в мини-группах. Это очень упростит нам задачу. Мы могли бы обучать работников от Калининграда до Сахалина с серьёзной экономией средств», – отметил Антон Зачиняев.
При этом, по его мнению, перевести в дистанционный формат можно не только процесс обучения. В ОАО «РЖД» видят большие перспективы удалённого проведения предсменных инструктажей по охране труда и медицинских осмотров с использованием телемедицины.
«Мы сейчас находимся в переломном моменте: привычные устои больше не функционируют. Ранее мы не сталкивались с такими изменениями в производственных процессах, которые работодатели вынуждены испытывать в данный момент. Это отражается, конечно, и на специалистах по охране труда, – отметил генеральный директор Центра исследований и разработок в области безопасности и здоровья Андрей Москвичёв. – Ситуация с пандемией заставила нас задуматься о тех аспектах в сфере охраны труда, о которых мы не думали ранее и не учитывали в нашей работе».
Дистанционная защита
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры, которые в обычном режиме обеспечивают безопасность производственного процесса, в условиях пандемии становятся источником повышенной опасности, поскольку врач ежедневно взаимодействует с большим количеством работников. Чтобы предупредить возможные негативные последствия, в ОАО «РЖД» ещё в марте приняли дополнительные меры защиты: перед входом в кабинеты, где проводятся осмотры, установили дозаторы с кожным антисептиком для обработки рук, внутри нанесли специальную разметку для обеспечения социальной дистанции, ввели особый порядок уборки и дезинфекции – если раньше уборка проводилась два раза в день, то сейчас каждые два часа поверхности в кабинете протираются и дезинфицируются.
Однако в компании отмечают, что более надёжным способом обеспечить безопасность является сейчас телемедицина. Напомним, что в РЖД уже с 2017 года ведётся разработка в этом направлении: технология отработана на удалённых участках, где применяется для дистанционного проведения предсменных осмотров работников, задействованных в ремонте пути. По видеосвязи врач может оценить состояние работника, а данные по результатам замеров артериального давления и другие показатели передаются по защищённым каналам связи.
«Для развития телемедицины нужно внести изменения в федеральное законодательство. Такая работа проводилась, но, к сожалению, сейчас этот процесс затормозился. Сейчас готовится обращение от компании в правительство о том, чтобы эта работа была доведена до результата», – отметил Антон Зачиняев.
Ещё одно перспективное направление – переход на электронные инструктажи по охране труда и дистанционное оформление нарядов-допусков на проведение работ. В 2019 году представители ОАО «РЖД» вынесли этот вопрос на обсуждение профессионального сообщества на площадке Всероссийской недели охраны труда в Сочи. По словам Антона Зачиняева, это начинание было поддержано органами власти – как Министерством труда и социальной защиты, так и Федеральной службой по труду и занятости. Для разработки поправок была создана рабочая группа при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Однако далее этого процесс пока не продвинулся. «Сейчас необходимо такие вопросы решать быстрее. Мы ждём много лет пересмотра порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Надеемся, что в этом порядке найдут отражение возможности по цифровизации данных процедур», – говорит Антон Зачиняев.
Он отметил, что работа в нестандартных условиях во время пандемии показала: многие требования и нормы трудового законодательства устарели и требуют пересмотра. Так, в соответствии с действующим СанПиНом беременным женщинам нельзя работать на удалённой работе за компьютером. Получается, что работодатель не может допустить их к этой работе, но и дать другое место сейчас тоже не может. «Давайте зададим себе такой вопрос: а все ли будущие мамы отказываются от смартфонов, личных ноутбуков и социальных сетей? Думаю, что нет. Я бы предложил поднять этот вопрос и оценить, насколько эти нормы, которые принимались 10 и более лет назад, соответствуют современным реалиям. Если врачи скажут, что они соответствуют, конечно, мы будем их безукоризненно выполнять, но не исключено, что есть более широкие возможности для труда женщин», – рассуждает Антон Зачиняев.
Эксперты и бизнес сходятся во мнении, что система регулирования в сфере охраны труда должна быть более гибкой и открытой для изменений. «Нынешний кризис учит нас менять подходы к организации охраны труда и применять наиболее эффективные методы и практики для обеспечения безопасности, которые напрямую влияют на здоровье и сохранение жизни работников», – уверен президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (Ассоциация «СИЗ») Владимир Котов.
Законодательные барьеры
Анализ нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, который провели в Минтруде, показал, что сейчас в этой области действует 1091 акт, причём многие докумены дублируют друг друга, противоречат современному законодательству и только мешают работодателям заниматься профилактикой несчастных случаев на производстве. «Взять, к примеру, типовые инструкции, их у нас сейчас 725. Этот документ совершенно не соответствует идеологии по переходу на оценку рисков и несёт в себе некое зло, потому что демотивирует работодателя рассматривать конкретные условия труда на предприятии. При этом инструкции до сих пор остаются инструментом контрольно-надзорного давления. После «регуляторной гильотины» все типовые инструкции будут отменены», – рассказал на онлайн-конференции «Охрана труда – 2020» независимый эксперт Валерий Корж.
Законодательные барьеры, по мнению экспертов, также не позволяют выстроить эффективную систему обеспечения средствами защиты – чрезмерное количество регулирующих документов, в частности, препятствует распространению инновационных средств индивидуальной защиты.
Как отметил Владимир Котов, сейчас существуют и применяются 70 типовых отраслевых норм, в которых упоминается более 350 видов СИЗ, многие из которых не отражены в Техническом регламенте Таможенного союза или их описание составлено некорректно. Также было зафиксировано, что на одну профессию приходится до четырёх типовых норм, при этом всеми нормами охвачено только 60% всех профессий, представители которых должны быть обеспечены средствами защиты.
По мнению Валерия Коржа, подход к обеспечению СИЗ должен стать более индивидуальным. «Средства защиты – это всё-таки не защита профессий, это защита от вполне понятных, присущих данному виду деятельности опасных и вредных производственных факторов, поэтому логично сделать единые нормы, привязать их к существующим классификаторам профессий, но определять наборы СИЗ исходя из результатов специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте», – считает он.
Эксперты также считают важным упростить процедуру внесения изменений в нормы по обеспечению средствами защиты. «Происходит устаревание СИЗ, создаются новые средства защиты, появляются и новые виды деятельности, однако внести изменения в действующую систему крайне проблематично, – замечает Владимир Котов. – Экспертами АСИЗ была проделана огромная работа по приведению наименований СИЗ в соответствие с пятым приложением Технического регламента Таможенного союза. Это чрезвычайно важно. Разрабатывая техническое задание на закупку СИЗ, работодатель будет останавливаться только на сертифицированных средствах защиты».
На смену многочисленным типовым нормам должен прийти единый документ, полагает Владимир Котов. В этом своде будут прописаны правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в зависимости от выявленных на рабочих местах по результатам проведения спецоценки опасных производственных факторов, зафиксирован порядок выдачи и применения СИЗ, требования к их хранению и критерии выбора СИЗ.
Кроме того, в единые нормы впервые будут включены инновационные средства защиты. «Новый подход к выдаче СИЗ предоставляет работодателям свободу и возможность самим определять количество выдаваемых СИЗ, исходя из реальных рабочих условий. Это будет ещё больше мотивировать их к улучшению условий труда на рабочих местах», – уверен Владимир Котов.
Единые типовые нормы по обеспечению СИЗ – часть новой концепции охраны труда в России, которая предусматривает профилактику рисков.
Оценка рисков
Более трёх лет Министерство труда и социальной защиты вместе с социальными партнёрами работает над новой редакцией X раздела Трудового кодекса РФ «Охрана труда», в которой будет заложена новая система координат для развития охраны труда.
«Мы пришли к такой точке, когда сокращение или сохранение тенденции на сокращение производственного травматизма уже нельзя обеспечить действующими механизмами и инструментами либо они недостаточно эффективны в нынешних условиях. Поэтому основная идея законопроекта – профилактика, предупреждение несчастных случаев, а инструмент известен и достаточно хорошо апробирован в успешных странах – это выявление опасностей, оценка рисков и их снижение до того, как произошли какие-то неприятные события в виде травматизма или профессиональной заболеваемости», – рассказал Валерий Корж.
В законопроекте впервые предпринята попытка взаимоувязать все процедуры, которые направлены на снижение риска, то есть закрепить законодательно обязанность работодателя оценивать риски и информировать работников о них, обучать охране труда, вводить электронные инструктажи, проводить медицинские осмотры.
В новую редакцию Трудового кодекса планируется ввести и новые понятия – например, такое, как микротравма. По словам Валерия Коржа, микротравмы – это «недослучившиеся несчастные случаи». «Грань очень тонкая: потери трудоспособности действительно нет, но работник получил те или иные повреждения. Эту информацию можно использовать для корректировки системы управления охраной труда, для принятия мер на ранних стадиях, чтобы не произошло более серьёзных случаев. Речь идёт о мягком учёте и рассмотрении причин микротравм без участия государства. Это не затратная процедура, требуются фиксация и разбор, почему это произошло», – пояснил Валерий Корж.
В то же время эксперт убеждён, что в нынешней системе экономических отношений невозможно применять единый метод оценки риска для всех предприятий, начиная с малого бизнеса в сфере услуг и заканчивая крупными индустриальными предприятиями. Поэтому законопроект предусматривает методические рекомендации по выбору метода оценки риска, выявлению и классификации опасностей. Принцип простой – остаётся базовая обязанность работодателя выявлять риски и оценивать их, а с помощью какого метода это сделать, решает компания исходя из вида деятельности, ресурсов и подготовки.
«Если работодателю дадут больше полномочий в принятии решений и при этом на него будет возложено больше ответственности, тогда мы сделаем систему более гибкой и в итоге обеспечим большую безопасность работы», – уверен Антон Зачиняев.
Однако добиться нулевого смертельного травматизма, по мнению экспертов, можно только при формировании культуры безопасного труда у работников. «Человек, получая информацию из внешней среды, преобразует её в знания, затем эти знания проходят через фильтр его ценностей и становятся убеждениями, которые затем проявляются в поведении. Однако это поведение будет неустойчивым без наличия целей. Поэтому культура безопасности – это совокупность ценностей, целей и убеждений человека по безопасному проведению работ. Работодатель не должен взаимодействовать с работником как с инструментом, нужно переходить к персональной системе осознанной безопасности труда. Это уже другая парадигма», – считает советник президента ПАО «Геотек Сейсморазведка» Серик Мажкенов.
Мария Абдримова

Требования охраны труда РЖД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *