Требования к служебному поведению

Принципы служебного поведения государственных служащих

Главная / Государственная гражданская служба Красноярского края / Принципы служебного поведения

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее — государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Принципы служебного поведения государственных служащих утверждены Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

В Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» внесены изменения Указом Президента РФ от 16.07.2009 N 814 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом».

Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с положениями части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на системной основе осуществляется поддержание в актуальном состоянии Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, гражданская служба, область и вид деятельности, гражданские служащие соответственно).

Обновленная версия справочника подготовлена на основе предложений государственных органов, поступивших в Минтруд России в 2018 г. – I квартале 2019 г. Также обновлен Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, который является основой раздела «Профессионально-функциональные квалификационные требования» справочника.

Обновления предусматривают:

  • ­включение новых видов деятельности;
  • ­внесение уточнений в знания и умения в связи с изменением законодательства Российской Федерации, а также в целях обеспечения взаимосвязи с профессиональными стандартами и, как следствие, с образовательными программами высшего образования;
  • ­дополнение ссылками на дату последней редакции.

Подходы к применению справочника приведены в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2) (далее – Методический инструментарий).

Справочник и Методический инструментарий рекомендуется использовать в работе федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской при совершенствовании должностных регламентов гражданских служащих в части включения в них квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, сформированных с учетом областей и видов деятельности и учитываемых в ходе кадровых процедур для оценки профессионального уровня гражданских служащих (граждан Российской Федерации).

Минтрудом России с учетом проведенного 5 апреля 2019 г. совещания по обмену опытом формирования квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и определению перспектив дальнейшей работы в указанном направлении актуализирован рейтинг лучших практик государственных органов по совершенствованию должностных регламентов государственных гражданских служащих Российской Федерации с учетом областей и видов профессиональной служебной деятельности (далее – рейтинг).

Показателями, влияющими на результаты рейтинга, определены:

  • утверждение примерного должностного регламента в государственном органе;
  • проведение экспертных обсуждений;
  • своевременность формирования квалификационных требований;
  • 100 %-ое количество обновленных должностных регламентов гражданских служащих к их общему числу;
  • предоставление копий, «сканов» утвержденных должностных регламентов гражданских служащих с учетом областей и видов деятельности.

Актуализированный рейтинг демонстрирует активную работу государственных органов по реализации установленных показателей. Результаты рейтинга могут быть дополнены с учетом представления государственными органами обновленной информации.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, в возрасте от 18 лет до 60 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования (ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»):

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  • высших должностей гражданской службы -не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • главных должностей гражданской службы -не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • ведущих должностей гражданской службы -не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • старших и младших должностей гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

— наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

>Квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам в госслужащие

Основные требования, предъявляемые к госслужащему

Классификация госслужащих.

1. Государственная служба — это деятельность по обеспечению выполнения функций государствеиных органов.

Государственной служащий — лицо, находящееся на государственной службе, испо;няющее обязанности, ее обязанности, занимаемой государственной должностью, и получающее за свою деятельность за­работную плат; из средств федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации.

2. Государственное должности в Российской Федерации подразделяются на три основное группы;

ü политико-судебные (категория А);

ü патронатные (категория Б);

ü административные (категория В).

К политико-судебным должностям (категория А) относятся:

государственные должности Российской Федерации;

государственные должности субъектов Российской Федерации (устанав­ливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституция­ми, уставами субъектов РФ).

В число данных должностей входят:

ü Президент РФ;

ü Председатель Правительства РФ;

ü Председатель Государственной Думы;

ü Председатель Совета Федерации;

ü глава субъекта федерации;

ü председатель законодательного (представительного) органа субъекта федерации;

ü депутат Государственной Думы;

ü депутат законодательного (представительного) органа субъекта феде­рации; ‘

ü судьи всех уровней;

ü федеральные министры;

ü иные государственные должности.

Граждане, замещающие указанные должности, являются должностны­ми лицами, осуществляющими законодательную, исполнительную и судебную власть; не считаются госслужащими.

К патронатным должностям (категория Б) относятся должности, не­обходимые для обеспечения деятельности лиц, занимающих должнос­ти категории А, — их рабочий аппарат.

Административные должности (категория В) устанавливаются самими государственными органами и служат для осуществления их полномо­чий и обеспечения их деятельности (сотрудники государственных орга­нов).

Государственными служащими являются лица, замещающие:

ü административные должности (категория В);

ü патронатные должности (категория Б), то есть работники аппаратов политико-судебных должностей и сотрудники государственных органов.

ü Также установлены квалификационные разряды государственных долж­ностей:

ü младшие государственные должности государственной службы (1-я группа);

ü старшие государственные должности государственной службы (2-ягруппа);

ü ведущие государственные должности государственной службы (3-ягруппа);

ü главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

ü высшие государственные должности государственной службы (5-я группа).

3. По характеру и объему полномочий выделяются следующие виды госу­дарственных служащих:

ü представители административной власти — имеют право применять власть (меры административного воздействия) по отношению к граж­данам, не находящимся в их подчинении, — работники милиции, служ­бы безопасности дорожного движения, пограничники и т. д.;

ü оперативный состав — специалисты, работающие в государственных органах, — юрисконсульты и др.;

ü вспомогательный состав — госслужащие, чьи действия не влекут юриди­ческих последствий, влияющих на содержание решений госоргана (ку­рьеры, секретари);

ü лица, не состоящие на госслужбе, но уполномоченные совершать дей­ствия, влекущие юридические последствия (нотариусы и др.).

4. Основными требованиями, предъявляемыми к госслужащему в Российс­кой Федерации, являются:

ü наличие гражданства Российской Федерации; 4/ достижение возраста 18 лет;

ü владение государственным (русским) языком;

ü наличие соответствующего уровня профессиональной квалификации;

ü отсутствие ограничений для занятия данной государственной должнос­ти (медицинские ограничения, лишение права занимать государствен­ные должности приговором суда; признание лица судом недееспособ­ным; близкий родственник на должности непосредственного начальника и др.).

ВОПРОС 37. Государственный аппарат Российской Федерации

Требования к служебному поведению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *