Транспортные расходы счет

Содержание

Учет транспортных расходов

Цитата:Организация занимается оптовой торговлей. Находится на общей системе налогообложения. У организации существуют транспортные расходы разного характера: доставка товара до склада покупателя собственным транспортом, учитываемая на счете 44 как расходы на продажу (при этом в договоре поставки не установлена обязанность поставщика доставлять товар до покупателя, в накладных и в счетах-фактурах данная услуга не выделяется, в договоре поставки момент перехода права собственности на товар не установлен), а также доставка товара на оптовый склад самой организации. Кроме того, организация, получая товар от поставщика, оплачивает услуги сторонних транспортных организаций по отдельным договорам доставки товара. Расходы по доставке товара в его стоимость не включаются. Аналогично происходит доставка при возврате товара от покупателя. В бухгалтерском и налогом учете эти расходы не разделяются, отсутствует распределение «входящих» транспортных услуг (на доставку до нашего оптового склада) на реализованную и остаток товара (то есть вся сумма всех видов транспортных услуг списывается со счета 44 текущим месяцем на счет 90). Правильно ли организация осуществляет такой учет как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета? В принятой на предприятии в 2007 году учетной политике пояснений по учету транспортных услуг нет.
16 января 2008
НДФЛ. Спорные ситуации.
1.Транспортные расходы, связанные с приобретением товара.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Согласно п. 13 ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н, организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Таким образом, если в соответствии с учетной политикой организации затраты по доставке товаров при их приобретении включаются в состав расходов на продажу, затраты на транспортировку товаров отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу».
Пунктом 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» установлено, что при формировании себестоимости проданных продукции (товаров), работ, услуг коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, по дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются ПОЛНОСТЬЮ или ЧАСТИЧНО в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании в организациях, осуществляющих торговую деятельность, подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Следовательно, торговая организация в бухгалтерском учете может ежемесячно списывать расходы на продажу, учтенные на счете 44, в дебет счета 90 либо полностью, либо частично, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике. При частичном списании подлежат распределению транспортные расходы, осуществленные при приобретении товаров.
Однако сам метод распределения данных расходов в бухгалтерском учете нормативно не установлен.
В связи с этим метод распределения транспортных расходов между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца следует закрепить в учетной политике.
В письме Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции» разъясняется, что до утверждения соответствующих отраслевых указаний по организации учета производственных затрат организации могут руководствоваться существующими отраслевыми указаниями и рекомендациями в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету.
По нашему мнению, при распределении транспортных расходов целесообразно использовать порядок, содержащийся в пункте 2.18 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом РФ по торговле 20.04.95 N 1-550/32-2.
Обратите внимание: этот порядок полностью соответствует порядку распределения транспортных расходов, осуществленных торговыми организациями при приобретении товаров, установленному для целей налогообложения.
Согласно п. 2.18 Методических рекомендаций, а также Инструкции по применению Плана счетов транспортные расходы, приходящиеся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров, не включаются в себестоимость продаж, а составляют сальдо счета 44 «Расходы на продажу». При этом сумма вышеуказанных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту этих расходов за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением определенной в пп. «1)» суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в пп. «2)») определяется средний процент издержек обращения и производства к общей сумме стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.
Аналогичные разъяснения даны в письме Управления МНС по г. Москве от 11 октября 2001 г. N 03-12/46395.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Для целей налогообложения прибыли согласно ст. 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в зависимости от учетной политики могут быть учтены либо в стоимости приобретения товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ), либо в составе издержек обращения (ст. 320 НК РФ).
При этом если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров (как в рассматриваемой ситуации), они, как и стоимость товаров, относятся к ПРЯМЫМ расходам, относящимся к расходам текущего отчетного (налогового) периода ПО МЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ товаров.
Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется согласно ст. 320 НК РФ по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в порядке, установленном данной статьей.
Повторим, что порядок, предусмотренный Методическими рекомендациями и ст.320 НК РФ совпадает.
При этом для целей налогового учета сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
Сумму транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на конец месяца, можно рассчитать, умножив стоимость остатка товаров на конец месяца на средний процент транспортных расходов.
Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы:
Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х Сост,
где Тост — сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;
Тн — сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;
То — сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;
Со — стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;
Сост — стоимость остатка товаров на складе.
Таким образом, в бухгалтерском учете организация должна самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике порядок учета транспортных расходов.
По нашему мнению, для целей бухгалтерского учета расходов на доставку до Ваших складов закупаемых Вами товаров можно использовать тот порядок, который Вы применяете (то есть, возможно списывать всю сумму транспортных расходов на доставку товаров с кредита счета 44 в дебет счета 90), но только в том случае, если данный порядок установлен в учетной политике.
В налоговом же учете такой свободы действий организации не предоставлено.
Для целей налогообложения все расходы на доставку следует включить в состав прямых расходов (ст. 320 НК РФ), подлежащих распределению между реализованными товарами и остатками на складе.
Поэтому в целях сближения бухгалтерского и налогового учета таких расходов, мы рекомендуем и в бухгалтерском и в налоговом учете установить в учетной политике одинаковый порядок учета данных расходов, а именно распределять их между реализованными товарами и остатками товаров.
Поскольку возврат товара от покупателя не связан с его качеством и в бухгалтерском, и налоговом учете оформляется как «обратная реализация», то и расходы на его доставку, по нашему мнению, учитываются в соответствии с приведенным выше порядком.
2. Поставка товара покупателям.
Обязанность продавца передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, установлена ст. 456 ГК РФ.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со ст. 510 ГК РФ в случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
При этом согласно данной норме получение товара покупателем в месте нахождения поставщика должно быть установлено договором. А значит, если договором не установлено, где происходит передача товара, то такая передача должна быть осуществлена в месте нахождения покупателя.
В общем случае, согласно ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи. Иное может быть предусмотрено законом (например, в отношении недвижимости) или договором.
Поскольку в договоре иного не предусмотрено, то до передачи товара покупателю, товар находится в собственности поставщика.
А следовательно, все затраты, осуществленные при исполнении своих обязательств, установленных законом, и связанные с реализацией своего товара, организация может учесть в целях налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения.
В рассматриваемом случае доставка товара до покупателя не выделена в отдельную хозяйственную операцию. Затраты, связанные с такой доставкой, складываются из затрат организации на заработную плату водителей, ГСМ, запчасти, начисление амортизации и т.д., и в конечном итоге, формируют расходы на продажу.
В соответствии со ст.320 НК РФ данные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
При этом, как сказано в письме Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-03-06/1/157, учесть в налоговой себестоимости расходы по доставке можно при условии, что стоимость доставки включена в стоимость (цену) товара или, если покупатель возмещает поставщику стоимость такой доставки. Именно такие условия позволяют признать расходы на доставку товара до покупателей соответствующими критериям ст. 252 НК РФ.
Согласно разъяснениям Минфина РФ представленным в письме от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103, если в соответствии с условиями договора расходы организации, доставляющей товар, не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу.
Если же в соответствии с условиями договора расходы организации на доставку товара до покупателя возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В рассматриваемом случае данные затраты будут являться расходами по обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99 и в торговых организациях учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетами учета заработной платы, материалов и т. д.
Вывод:
1. Списание транспортных расходов, связанных с приобретением товара, целиком в текущем отчетном периоде без их распределения на остаток товара допустимо в бухгалтерском учете при условии закрепления такого порядка списания в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
В то же время в налоговом учете следует включить расходы на доставку товаров до складов организации в состав прямых расходов (ст. 320 НК РФ), подлежащих распределению между реализованными товарами и остатками на складе.
2. Рекомендуем в учетной политике на 2008 год отразить порядок учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров.
3. Расходы, связанные с доставкой товара покупателям, в бухгалтерском учете могут быть учтены в составе расходов на продажу. В налоговом учете они признаются косвенными (ст. 320 НК РФ) и уменьшают доходы от реализации текущего месяца при условии соответствия их критериям признания расходов, представленным в ст. 252 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена
9 января 2008 г.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).

К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:

  • стоимость доставки;

  • стоимость страхования;

  • таможенные пошлины;

  • вознаграждение посреднику.

В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

  • другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов

Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.

Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Проводка

Операция

Д 10 (41) — К 60 (76)

ТЗР включены в стоимость МПЗ

Пример

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.

Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).

Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

  • яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));

  • моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).

Для этого:

  1. МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.

  2. Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

Проводки будут такие:

Пример

По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.

За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.

Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:

N п/п

Стоимость материалов (счет 10)

ТЗР (счет 15)

Остаток на начало месяца

12 000

1 800

Поступило за месяц

30 000

4 000

Итого (п. 1 + п. 2)

42 000

5 800

Списано за отчетный месяц всего

40 000

Остаток на конец месяца

2 000

Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)

13,81%

Списано ТЗР за отчетный месяц всего

5 524

Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 — п. 8)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

  • стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;

  • остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Транспортно-заготовительные расходы и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерском балансе ТЗР отражаются по строке 1210 «Запасы».

В отчете о финансовых результатах ТЗР:

  • если учитываются непосредственно в стоимости МПЗ — отражаются по строке 2120 «Себестоимость продаж»;

  • если учитываются на отдельном счете — отражаются или по строке 2120 «Себестоимость продаж» или по строке 2210 «Коммерческие расходы».

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

  • стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;

  • таможенные пошлины — на дату их уплаты;

  • вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

Как продавцу учесть расходы на доставку товаров и какие при этом понадобятся документы

Наталья Олейникова, ведущий аудитор, консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению,
лектор учебно-методического центра «Градиент Альфа»

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 9/2013

План семинара:

  1. Расходы на доставку включены в цену товаров.
  2. Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Рассмотрим такую ситуацию: поставщик самостоятельно доставляет товары покупателю. Все издержки, которые при этом появляются, продавец может предъявить контрагенту двумя способами. Либо включить в цену товара, либо выставить на сумму транспортных затрат отдельный счет. Для каждого из этих двух способов понадобятся свои особые документы. Да и проводки будут отличаться. Вот об этих тонкостях учета я сегодня расскажу. Сразу оговорюсь – речь пойдет о доставке автомобильным транспортом. Ведь перевозками железнодорожным, морским и воздушным транспортом занимаются специализированные компании.

Расходы на доставку включены в цену товаров

Вот самый простой вариант – включить стоимость доставки в цену товаров. Причем это удобно как с точки зрения учета, так и в плане документального оформления.

Доставка нигде в документах, передаваемых покупателю, не фигурирует. То есть о ней ваша компания не упоминает в тексте договора. В счете-фактуре стоимость доставки вы не выделяете. И отдельный счет тоже выставлять не надо. Только обязательно оформите путевой лист. Без этого документа налоговики точно снимут расходы на бензин.

Производственные и торговые организации по-разному отражают расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Первые (если применяют метод начисления) могут включить такие расходы в состав прямых или косвенных. Об этом сказано в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Прямые расходы будут уменьшать налог на прибыль по мере того, как компания станет признавать выручку от реализации готовой продукции.

Если же расходы на доставку вы учитываете как косвенные, то их можно списать единовременно в том периоде, в котором они были произведены. То есть дожидаться, пока компания признает выручку, не нужно.

А торговые организации расходы на доставку учитывают в том периоде, когда они имели место. Дата оплаты и момент, когда компания признает выручку от реализации ТМЦ, роли не играют.

Ну а входной НДС по расходам, связанным с доставкой (например, со стоимости топлива), можно принять к вычету по общим правилам. То есть когда компания выполнит требования статей 171 и 172 НК РФ.

Пример 1

Компания на общем режиме отражает в учете расходы на доставку, включенные в цену готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается изготовлением кирпичей и доставляет их покупателям самостоятельно. Согласно договору купли-продажи право собственности на отгружаемую продукцию переходит к покупателю в момент ее получения.

В сентябре для доставки покупателю партии в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.) использовали арендованный грузовик.

Затраты на его аренду составили 1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). Стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ) – 2000 руб. Зарплата (в том числе страховые взносы с зарплаты) водителя – 1850 руб. Таким образом, компания потратила на доставку 4850 руб. (1000 + 2000 + 1850). Эта сумма была учтена в цене товаров.

Организация утвердила один и тот же перечень прямых затрат и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Поэтому себестоимость готовой продукции и здесь и там составляет 40 000 руб. Затраты на доставку не входят в перечень прямых затрат ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Налог на прибыль организация рассчитывает ежемесячно методом начисления. Проводки будут такими (для простоты не буду приводить те записи, которые связаны с зарплатой водителя, страховыми взносами и НДФЛ):

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60
– 1000 руб. (1180 – 180) – учтена стоимость аренды грузовика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 180 руб. – выделен НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 180 руб. – принят к вычету НДС с услуг по аренде;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10
– 2000 руб. – списана стоимость израсходованных материалов (включая ГСМ);

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 118 000 руб. – отгружена готовая продукция покупателю;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 43
– 40 000 руб. – списана себестоимость реализованной готовой продукции;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 4850 руб. – списаны расходы на доставку готовой продукции.

При расчете налога на прибыль расходы на доставку учтены в тот же день, когда списана себестоимость реализуемой продукции. Дело в том, что доходы от реализации готовой продукции были признаны в месяце, в котором ее доставили покупателю. При расчете налога на прибыль в сентябре были признаны доходы в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000) и расходы в размере 44 850 руб. (4850 + 40 000).

Вопрос участника

– Надо ли составлять транспортную накладную, если стоимость доставки продавец включает в цену товаров?

– Нет, не надо. Дело в том, что отдельный договор перевозки вы не заключаете. Да и про саму доставку нигде в документах, передаваемых покупателю, нет ни слова. Значит, и транспортная накладная не нужна. Правильность данного вывода подтверждают чиновники Минфина России в письме от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498.

Стоимость доставки выделена в договоре либо вы заключили с контрагентом отдельный договор на перевозку товара.

Теперь рассмотрим второй способ – стоимость доставки установлена сверх цены товаров. Соответственно, ваша компания выставляет отдельный счет на доставку.

Как и в предыдущем случае, вам необходимо составить путевой лист. Так вы обоснуете расходы на бензин. Кроме того, обязательно оформите транспортную накладную.

Причем по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Самостоятельно разработать бланк накладной компании не вправе. Об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/36.

Еще чаще всего оформляют акт оказанных услуг. Жесткой формы для него нет. Поэтому вы можете сами ее разработать (см. ниже. – Примеч. ред.).

О лекторе

Наталья Анатольевна Олейникова окончила Московский Государственный Университет пищевой промышленности. Работала главным бухгалтером. Прошла обучение и успешно сдала экзамены на аттестат аудитора. С 2002 является аудитором в области общего аудита. Успешно прошла обучение и имеет свидетельство налогового консультанта.

Вообще, акт необязателен. Но хуже от того, что вы его оформите, точно не будет.

Понадобится еще один документ. В нем вы опишете, что именно перевозите. Например, это может быть товарная накладная по типовой форме № ТОРГ-12. Либо иной документ. Самое главное, чтобы в нем были все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

И наконец, счет-фактура. В нем выделите в разных позициях стоимость ТМЦ и доставки. А если заключен отдельный договор на перевозку, выставите два счета-фактуры: один на товары, а второй – на услуги по доставке.

При методе начисления доходы от оказания услуг по доставке готовой продукции (товаров) учитывайте в периоде, когда они начислены. Так предусмотрено пунктом 1 статьи 271 НК РФ. А расходы на транспортировку отразите в том месяце, в котором они произведены. То есть их не нужно распределять на остатки незавершенного производства. Например, это зарплата водителей, которая является разновидностью расходов на оплату труда.

Комментарий редакции

Как оформить путевой лист

Типовые формы путевых листов приведены в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Но их обязаны применять только специализированные транспортные предприятия. А все остальные организации могут разработать удобную форму документа самостоятельно (подробнее читайте в статье «Рекомендации коллег, как удобно и без ошибок оформлять путевые листы»).

При этом помните, что есть реквизиты, которые обязательно надо указать в документе. Они перечислены в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это срок действия путевого листа и тип транспортного средства. Также следует заполнять показания одометра при выезде машины из гаража и возвращении. В заголовочной части путевого листа обязательно поставьте печать или штамп компании.

Не забудьте также и об обязательных реквизитах для любой первички, прописанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Услуги по доставке, оплаченные сверх цены товаров, облагаются НДС. Ставка налога зависит от места назначения доставки. Как правило, она составляет 18 процентов. Но если вы вывозите товары в таможенной процедуре экспорта, то услуги по доставке облагайте НДС по ставке 0 процентов. То же самое и когда вы помещаете продукцию под процедуру свободной таможенной зоны. Ну а что касается входного НДС, то его вы примете к вычету по общим правилам.

Пример 2

Компания на ОСНО отражает в учете расходы на доставку, оплачиваемые покупателем сверх цены приобретаемой готовой продукции

ООО «Юпитер» занимается производством кирпича. В сентябре была продана партия товара в 10 000 штук. Стоимость их доставки (оплачиваемая покупателем отдельно) составила 8260 руб. (в том числе НДС – 1260 руб.). Компания доставила товар покупателю собственными силами. Себестоимость перевозки формируют следующие расходы:

– 300 руб. – амортизация автомобиля;

– 1500 руб. – стоимость израсходованных материалов (включая дизтопливо);

– 2150 руб. – зарплата водителя (в том числе обязательные страховые взносы).

Опять же не буду приводить проводки по затратам, формирующим стоимость доставки. Организация налог на прибыль рассчитывает помесячно. Доходы и расходы определяет методом начисления. Бухгалтер сделал следующие проводки в учете:

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 23
– 3950 руб. (300 + 1500 + 2150) – списана себестоимость оказанных услуг по доставке;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 8260 руб. – отражена выручка от реализации услуг по доставке;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1260 руб. – начислен НДС со стоимости услуг по доставке.

При расчете налога на прибыль компания отразила доход в сумме 7000 руб. (8260 – 1260) и расход на доставку в размере 3950 руб.

Конспект подготовил Роман Тимохин

О семинаре

Место проведения: г. Москва
Тема: «Все о доставке товаров силами продавца»
Длительность: 7 часов
Стоимость: 9000 рублей
Компания-организатор:
АКГ «Градиент Альфа»,

Ранее организация для транспортировки товара (муки) приобретала услуги сторонних транспортных компаний, облагаемых НДС по ставке 18%, и перевыставляла их покупателям товара. Планируется стоимость доставки включить в себестоимость муки и реализовывать ее по цене, учитывающей все затраты, связанные с доставкой.
Возможно ли включить в цену товара, облагаемого по ставке НДС 10% транспортные расходы (железнодорожный тариф, предоставляемый сторонней организацией), облагаемые по ставке 18%? Какие существуют налоговые риски, если включить в цену железнодорожный тариф и уплатить НДС при реализации по ставке 10%?

6 декабря 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При заключении договора поставки товара (муки) с условием его доставки в место назначения ценой товара, облагаемой НДС по соответствующей ставке (10%), будет являться стоимость, в которую включаются затраты по доставке товара и прочие затраты, включаемые в цену товара. При этом реализация рассматриваемого товара по цене, согласованной в договоре поставки, облагается по ставке НДС по ставке 10% вне зависимости от того, по какой ставке НДС облагаются услуги по доставке, которые входят в состав себестоимости этого товара.
При этом организация имеет право принять к вычету ту сумму НДС, которую она уплатила в составе расходов на транспортные услуги.
Для снижения риска спора с налоговым органом целесообразно в договоре поставки указывать, что обязательства поставщика по поставке товара считаются исполненными в момент передачи товара покупателю в месте его нахождения в состоянии, готовом к использованию.
При этом учетной политикой организации должно быть установлено, что при поставке товара до места назначения, определенного договором поставки, расходы по его доставке и иные подобные расходы формируют себестоимость реализуемого товара.

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, и без включения в них налога. При этом согласно п. 1 ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается, как правило, по цене, установленной соглашением сторон. Под ценой договора понимается размер денежных средств, подлежащих уплате за предоставление товаров, выполнение работ, оказание услуг по договору (смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Цена гражданско-правового договора).
Таким образом, НДС начисляется на всю стоимость товаров (работ, услуг), предусмотренную договором поставки товаров. В то же время для оценки налоговых последствий вопрос правовой квалификации сделки, а также анализ условий заключенного договора, первичных учетных документов имеет первостепенное значение (письмо ФНС от 24.12.2015 N СД-18-3/1625@, абзац 2 и 4 п. 77 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Так, пунктом 1 статьи 510 ГК РФ установлено, что доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
При этом в случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Доставка товара признается частью операции по реализации товара, когда одновременно выполняются следующие условия (смотрите также письма Минфина России от 07.03.2012 N 03-11-11/76, от 13.04.2011 N 03-11-06/3/45 и от 22.01.2009 N 03-11-09/13):
— договором поставки предусмотрена обязанность продавца по передаче товара в установленном договоре месте;
— стоимость услуг по доставке входит в цену продаваемого товара.

Налоговые риски

В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченного поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факты приобретения товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, и принятия этого товара на учет.
Из положений главы 21 НК РФ не следует, что в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для производства и (или) продажи произведенной продукции, реализация которой облагается по ставке НДС, отличной от ставки, по которой был исчислен налог, уплаченный налогоплательщиком поставщикам товаров (работ, услуг), этот налогоплательщик не имеет права на вычет в полной сумме налога, уплаченной указанным поставщикам, или же вычет осуществляется в ином порядке.
Вместе с тем налоговые органы исходят из того, что соблюдение требований, установленных статьями 169, 171, 172 НК РФ, не влечет за собой безусловного подтверждения налоговых вычетов по НДС налогоплательщику, если выявлена недобросовестность, проявленная налогоплательщиком при исполнении налоговых обязанностей и реализации права на налоговые вычеты (что вытекает из положений ст. 54.1 НК РФ).
При этом обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов по НДС лежит на покупателе, поскольку именно он является субъектом, который применяет вычет (смотрите также постановление АС Московского округа от 15.11.2017 N Ф05-16516/17 по делу N А40-30806/2017).
Однако само по себе включение в себестоимость товара, реализация которого облагается по ставке НДС 10%, стоимости его доставки в соответствии с условиями договора поставки не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и получении им необоснованной налоговой выгоды.
Анализ судебной практики подтверждает данный вывод*(1). Так, в постановлении Девятого ААС от 17.04.2012 N 09АП-8239/12 исходя из условий договора поставки судьи отметили, что «если стоимость доставки не выделена в расчетных документах поставщика и отдельно покупателем не оплачивается, то цена договора определяется с учетом суммы НДС, исчисленного по ставке, которая применяется в отношении реализованного товара».
В связи с чем, как следует из выводов суда, «при поставке товаров общество на условиях СРТ (станция назначения) расходы по доставке товара и иные подобные расходы являются затратами общества по выполнению обязательств по доставке собственного товара покупателям и формируют фактическую себестоимость реализуемого товара, а не стоимость самостоятельной операции по реализации услуг по транспортировке товара.
Следовательно, довод инспекции о необходимости ведения раздельного учета операций, облагаемых по ставкам 18% и 10%, неправомерен, поскольку налоговая база по НДС у общества определяется по операциям реализации соли, а не по операциям оказания транспортных услуг покупателям соли (ст. ст. 146, 153 НК РФ)» (смотрите также постановление Девятого ААС от 08.02.2012 N 09АП-559/12).
В постановлении Девятнадцатого ААС от 22.12.2008 N 19АП-5121/08 также указано, что сам факт возмещения НДС ввиду применения различных ставок налога не является необоснованной налоговой выгодой и подлежит возмещению из бюджета в установленном порядке. Реализовав товар, налогоплательщик начисляет НДС по ставке, предусмотренной законодательством (в рассматриваемом судом деле ставка была установлена в размере 10%). Налогоплательщик принимает начисленный и предъявленный поставщиком НДС к вычету в соответствии с НК РФ.
В указанном постановлении судьи указали, что «продавая товар с условием его доставки в место назначения, Общество обязано, включив все затраты по доставке товара и прочие затраты, включаемые в цену товара, обложить товар налогом на добавленную стоимость по ставке 10% (как сельхозпродукцию в соответствии со статьей 164 НК РФ) вне зависимости от того, каким налогом на добавленную стоимость облагаются услуги по доставке, которые входят в состав себестоимости. … При этом само по себе указание в соглашении на обязанность поставщика оказать или организовать оказание транспортно-экспедиционных услуг не может свидетельствовать о заключении сторонами договора об оказании транспортно-экспедиционных услуг, и не приводит к необходимости отражать отдельно операцию по реализации транспортных услуг с налогообложением по ставке НДС, соответствующей данному виду услуг».

К сведению:
Обращаем внимание, что в проанализированной судебной практике судьи, помимо условий договоров поставок, анализировали также положения применяемой налогоплательщиком (поставщиком по договору поставки) учетной политики для целей бухгалтерского учета. В учетной политике организации должно быть указано, что при поставке товаров до места назначения, определенного договором поставки, расходы по доставке товара и иные подобные расходы формируют себестоимость реализуемого товара.
В таком случае расходы, связанные с доставкой товара, подлежат отражению на калькуляционном счете 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками транспортных услуг, с последующим отражением в учете и отчетности в составе себестоимости реализованной продукции (письмо Минфина России от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103, в котором указано, что если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, они включаются в целях бухгалтерского учета в состав расходов на продажу).
При этом отметим, что в силу положений ч. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008 в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет учетная политика может быть изменена в общем случае с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Изменения в учетную политику должны быть обоснованы и утверждены руководителем организации путем издания соответствующего приказа, распоряжения или стандарта (пункты 8, 11 ПБУ 1/2008) (смотрите также Энциклопедию решений. Изменение учетной политики по бухгалтерскому учету).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

16 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Транспортная составляющая в розничной цене товара

Розничная цена товара (рис. 1) складывается из:

1 – стоимости сырья;

2 – затрат на производство;

3 – прибыли промышленного предприятия;

4 – налогов на промышленное предприятие;

5 – торговых издержек;

6 – торговой прибыли.

Рис. 1 Розничная цена товара

Первые четыре составляющих розничной цены образуют так называемую цену производителя. Затраты на транспортировку товаров составляют значительную долю торговых издержек.

Нормативными документами установлен перечень транспортных расходов, включаемых в себестоимость товаров:

  • за перевозку грузов, подачу уборку вагонов, взвешивание грузов;
  • за погрузку, выгрузку грузов, экспедиторские услуги;
  • стоимость материалов, затраченных на оборудование транспортных средств (щиты, стойки, стеллажи и т. п.);
  • за хранение грузов на станции (в пределах нормативных сроков);
  • за обслуживание железнодорожных путей необщего пользования и МНП.

Транспортная составляющая – это отношение стоимости доставки товара до потребителя к общей стоимости партии товара.

Чтобы уменьшить транспортную составляющую в цене товара, необходимо либо сократить транспортные расходы, либо увеличить общую стоимость партии, путем перевозки более дорогостоющего товара.

Порядок включения транспортных расходов в цену товара называется франкировкой (фланкированием). Условие «Франко» в переводе с итальянского (franco) означает «До» (какого-либо момента).

В настоящее время на железных дорогах России применяются 4-е основных варианта распределения транспортных затрат на прямую перевозку:

1) Франко – склад поставщика (самовывоз);

2) Франко – вагон станции отправления;

3) Франко – вагон станции назначения;

4) Франко – склад покупателя.

В первом случае транспортные расходы несет покупатель, в последнем – поставщик, при втором и третьем вариантах – обе стороны. Пункт, указанный в условии «Франко», является местом поставки товара.

Задача 1

Цена единицы товара – 20 рублей. Стоимость его доставки до потребителя составила 77690 рублей. Доставка осуществлялась партией из 4300 грузовых мест по 15 единиц товара в каждом. Определить транспортную составляющую в цене товара.

Решение

Общая стоимость партии товара С = 4300*15*20 = 1290000 (руб.)

Транспортная составляющая Тр = 77690/1290000 = 0,06 или Тр = 6 %.

Задача 2

Стоимость груза составляет 4370 тыс. рублей. От его реализации планируется получение прибыли в размере 20 процентов. Завоз груза на станцию отправления осуществляет грузоотправитель-поставщик, затрачивая при этом 9700 рублей. Перевозка производится по железной дороге (провозные платежи и другие сборы – 650 тысяч рублей) с перевалкой на речной транспорт, стоимость услуг из порта назначения на склад покупателя производиться автотранспортным предприятием, плата 15 тысяч рублей за всю партию.

Определить:

1. Розничную цену товара, транспортную составляющую в ней.

2. Распределение транспортных расходов между поставщиком и покупателем при установленных условиях:

1) Франко-вагон станции отправления;

2) Франко-склад покупателя;

3) Франко-порт перевалки.

3. Страховую сумму и размер страховой премии при варианте (2), если расходы по страхованию составляют 980 рублей, премия – 5%.

Решение

1. Транспортные расходы Стр = 9,7 + 650 + 230 + 15 = 904,7 тысяч рублей.

Розничная цена товара составляет:

Ц = 4370 + 904.7 + 4370*0.2 = 6148.7 тысяч рублей.

Транспортная составляющая в цене товара:

Тр = 904,7/6148,7 = 14,7 %.

2. Распределение транспортных расходов:

1) поставщик несет расходы в размере 9700 рублей, покупатель – на сумму 895 тысяч рублей;

2) Доставку оплачивает поставщик (904,7 тысяч рублей);

3) Поставщик оплачивает перевозку в сумме 659,7 тысяч рублей, покупатель – за весь остальной путь – 245 тысяч рублей.

3. Страховая сумма:

Cсумма = 4370*1,1 + 895 + 9,8 = 5711,8 тысяч рублей – это 131% от страховой суммы.

Страховая премия:

Cпремия = 5711800*0,05 = 285590 рублей.

Задача 3

П = 20%; Ц = (4370 + 904,7) тыс. руб.

Учет транспортных расходов в торговых организациях

Что такое транспортные расходы

На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров

Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров

Итоги

Что такое транспортные расходы

Транспортные расходы представляют собой совокупность издержек предприятия, связанных с организацией перевозки товара. При этом в них могут быть включены любые виды услуг, которые обеспечили прибытие товара в пункт назначения в целостности и сохранности, в частности услуги:

  • по погрузке/разгрузке;
  • по оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ);
  • хранения;
  • страхования;
  • и прочие подобные операции.

С транспортными расходами торговые компании сталкиваются повсеместно.

Следует выделить два вида рассматриваемых издержек:

  • связанные с перевозкой приобретенных товаров,
  • понесенные при транспортировке реализованных товаров.

Исходя из каждого типа услуг, компании прибегают к различным вариантам организации учета. Основные правила отражения подобных операций регламентированы ПБУ 5/01 «Учет МПЗ» (далее — ПБУ 5/01).

На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров

Учет транспортных расходов по купленным товарам может быть осуществлен одним из вариантов:

  • путем их включения в фактическую стоимость (п. 6 ПБУ 5/01);
  • отражением в издержках на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

О специфике ведения учета торговыми организациями см. в публикации «Торговля товарами с и без НДС (нюансы)».

При этом выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике.

Пример 1 (доставка учтена в стоимости)

Основной деятельностью ООО «Овал» является оптовая продажа мебели. В марте 2019 г. ООО закупило мебель на сумму 660 800 руб. (в т. ч. НДС 110 133,33 руб.). Доставка — 53 100 руб. (в т. ч. НДС 8 850 руб.) — учет по фактической стоимости на счете 41 «Товары».

ООО «Овал» отразило:

  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по товару — 110 133,33 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — доставка — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по перевозке 8 850 руб.

Пример 2 (доставка — расходы на продажу)

Операции из примера 1, однако учет транспортных издержек производится обособленно с использованием счета 44 «Расходы на продажу».

Записи ООО «Овал»:

  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 110 133,33 руб.
  • Дт 44 Кт 60 — расходы по перевозке — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 8 850 руб.

При самовывозе товаров в рассматриваемые расходы могут быть включены издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • по страховым взносам с заработной платы;
  • по приобретению топлива;
  • амортизационных отчислений по автомобилю;
  • прочие расходы.

Следует отметить, что издержки по транспортировке товаров, собираемые на отдельном счете, подлежат ежемесячному распределению, исходя из показателей реализации и остатка товаров. Способ распределения указанных расходов отражен в ст. 320 НК РФ. Исходя из положений данной нормы сумма транспортных расходов, которые можно списать по окончанию отчетного периода, определяется по формуле:

ТРоп = ТРнм + ТРм – Трот,

где:

ТРоп — транспортные расходы, подлежащие списанию за текущий месяц;

ТРм — расходы на доставку за текущий месяц;

ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);

Трот — транспортные расходы, приходящиеся на остаток товара на конец отчетного месяца.

Трот рассчитывается по формуле:

Трот = СТот × Ср%,

где:

СТот — стоимость остатка товара на конец отчетного периода (дебетовое сальдо сч. 41);

Ср% — средний процент для определения суммы расходов, относящихся к остатку товаров.

Средний процент можно рассчитать по формуле:

Ср% = (ТРнм + ТРм) / (СТм + СТот) × 100%,

где:

ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);

ТРм — транспортные расходы за текущий месяц;

СТм — стоимость товаров, реализованных за месяц;

СТот — стоимость нереализованного товара.

Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров

Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.

Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.

Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:

  • доставка может «сидеть» в цене товара,
  • стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.

Пример 3 (доставка в цене)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04.2019 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.

Проводки в учете продавца:

  • Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
  • Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
  • Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
  • Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.

Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:

Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).

Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).

Сумма транспортных расходов к списанию = 188 414 руб. (160 000 + 59 000 + 29 500 — 60 086)

Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 188 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.

Пример 4 (доставка учитывается как услуга)

ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.

  • Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
  • Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
  • Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
  • Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
  • Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
  • Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
  • Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
  • Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.

Итоги

Издержки, представленные транспортными расходами, встречаются у любого хозсубъекта, в особенности большая их доля приходится на организации, осуществляющие торговую деятельность. Для учета таких расходов очень важно корректно составить учетную политику, из которой следуют основные моменты отражения данного вида издержек.

Прямые расходы в торговле: свои особенности

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 15 апреля 2016 г.

Содержание журнала № 9 за 2016 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Как при торговле покупными товарами распределяются расходы в налоговом учете

Пришло время поговорить о списании расходов, непосредственно связанных с торговой деятельностью.

Прямые расходы: раз-два и обчелся

Для торговли Налоговый кодекс установил особые правила, а также свой список прямых расходовст. 320 НК РФ:

  • стоимость товаров;
  • транспортные расходы по доставке товаров до склада торговой организации (если такие расходы не включены в стоимость приобретения товаров).

Остальные расходы (кроме внереализационных) относятся к косвенным и сразу списываются при расчете «прибыльной» базы. Это, например, уплаченные ввозные таможенные пошлины и сборы (не включенные в стоимость самих товаров)Письмо Минфина от 29.05.2007 № 03-03-06/1/335 или затраты на предпродажную подготовкуПисьмо Минфина от 04.09.2012 № 03-03-06/1/465.

Причем выбора тут нет. Торговым организациям нельзя расширять список прямых расходов, ведь тогда пострадает «прибыльная» база текущего периода.

Но зато у них есть право выбора, куда относить прочие (нетранспортные) расходы, связанные с приобретением товаров. Их можно включить:

  • <или>сразу в базу текущего периода — в качестве самостоятельного косвенного расхода;
  • <или>в покупную стоимость товаров — тогда они будут учитываться аналогично прямым расходам, то есть уменьшат «прибыльную» базу только после продажи товараподп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

У последнего варианта есть приятный бонус: аналогичный порядок формирования фактической себестоимости товаров применяется для целей бухучетапп. 5, 6 ПБУ 5/01. Следовательно, не придется отражать отложенные налоги и активы по правилам ПБУ 18/02.

Казалось бы, все просто и понятно. Но и торговым организациям приходится спорить с инспекциями в суде, отстаивая обоснованность расчета прямых расходов.

Споры по общим вопросам признания прямых расходов

Одна организация, торгующая нефтепродуктами, в налоговом учете ориентировалась на правила бухучета. А в ее бухгалтерской учетной политике было закреплено, что средняя стоимость реализованных товаров определялась нарастающим итогом за I квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Инспекция же настаивала на том, что прямые расходы надо было распределять ежемесячно. Она пересчитала прямые расходы и установила, что в одном году — недоимка по налогу на прибыль, а в другом — его переплата.

Суд поддержал инспекцию, решив, что поскольку в ст. 320 НК РФ прямые и косвенные расходы определены как расходы текущего месяца, то определять прямые расходы надо ежемесячноПостановление 4 ААС от 31.03.2014 № А58-4426/2013.

Интересен и такой случай, когда налогоплательщику пришлось доказывать свое право на применение ст. 320 НК РФ. Организация покупала электроэнергию и перепродавала. При этом налоговый учет прямых и косвенных расходов она вела по правилам ст. 320 НК РФ, то есть как торговая организация. Инспекция сочла, что никаких покупных товаров не было, а организация лишь оказывала услуги по передаче электроэнергии. На этом основании ИФНС исключила из налоговых расходов стоимость приобретенной электроэнергии, выявила занижение налога на прибыль на сумму почти 2 млн руб. Суд ее не поддержал, придя к выводу, что по Закону «Об электроэнергетике» и по нормам Гражданского кодекса в конкретном случае организация именно продавала электроэнергию. Следовательно, стоимость электроэнергии правомерно учтена в прямых расходах (как стоимость покупных товаров)Постановление АС ЗСО от 08.06.2015 № А67-1428/2014.

Списываем транспортные расходы

Для определения суммы транспортных прямых расходов, которую можно учесть при формировании базы по налогу на прибыль, также потребуется особый расчет. Для этого ежемесячно по методу среднего процента нужно определять сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаровст. 320 НК РФ. Оставшаяся сумма транспортных расходов и будет той, которую можно учесть в текущем периоде при формировании «прибыльной» базы.

Обратите внимание, что для правильного расчета этих показателей надо учитывать как расходы текущего месяца, так и переходящий остаток соответствующего расхода с прошлого месяца. Таким образом, последовательность расчета будет такая.

ШАГ 1. Рассчитываем транспортные расходы за месяц.

ШАГ 2. Рассчитываем стоимость товаров за месяц.

ШАГ 3. Рассчитываем суммы транспортных расходов, относящиеся к проданным и непроданным товарам.

(1) В НК это называется средним процентом транспортных расходов, приходящихся на непроданные товары.

Поводы для споров по транспортным торговым расходам

Доставка товара до склада торговой компании

Когда торговая организация учитывает расходы на доставку приобретаемых товаров до собственного склада как косвенные расходы, она допускает ошибку. Готовьтесь к претензиям со стороны проверяющих. И надеяться на то, что суд вас поддержит, не стоит. Так, однажды довольно крупная торговая компания списывала все транспортные расходы, связанные с доставкой товара до своего склада, без оглядки на остатки нереализованных товаров. В результате сумма завышения прямых расходов составила за 2 года более 10 млн руб. И суд с инспекцией согласилсяПостановление ФАС ЗСО от 04.09.2013 № А03-12862/2012. А для организации это был весьма дорогой урок.

В другой спорной ситуации организация не вела раздельный учет разных видов транспортных расходов, не распределяла их на прямые и косвенные. В результате чего уменьшила «прибыльную» базу на транспортные расходы по доставке товара до своего склада, относящиеся к нереализованному товаруподп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ. Суд поддержал инспекцию в том, что спорные транспортные расходы относятся к прямым, поскольку они не включены в цену приобретения указанных товаров, а следовательно, их надо было распределять по методу среднего процентаПостановление АС ПО от 26.10.2015 № Ф06-1997/2015.

Транспортные расходы по методу среднего процента можно обособленно распределять по различным группам покупных товаров. Однажды суд признал, что закрепленная в организации подобная методика не противоречит ст. 320 НК РФПостановление АС МО от 30.03.2015 № А40-114788/2014.

Иные споры по транспортным расходам

Минфин давным-давно признал, что транспортные расходы на доставку товаров до покупателей и на перевозку уже оприходованного товара с одного своего склада на другой можно учитывать как косвенные расходыПисьмо Минфина от 29.11.2011 № 03-03-06/1/783. Однако споры по этому вопросу продолжаются до сих порПостановления 4 ААС от 04.03.2015 № 04АП-284/2015; ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572; ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012. Хорошо, что побеждают в них, как правило, налогоплательщикиПостановления 19 ААС от 17.12.2015 № А64-3486/2015; АС ВВО от 15.04.2015 № Ф01-1103/2015.

Однажды суд рассматривал такую ситуацию: торговая организация определяла стоимость одной части покупных товаров без учета затрат на доставку, а другой — с учетом затрат на транспортировку. Транспортные расходы, не включенные в стоимость покупных товаров, распределялись по методу среднего процента (как это и закреплено в Налоговом кодексе)ст. 320 НК РФ. Однако при таком распределении участвовала только стоимость тех товаров, в стоимость приобретения которых транспортные расходы не включались. Инспекция обратила внимание на то, что торговая фирма не вела раздельный учет товаров, в стоимость которых были включены транспортные расходы, и товаров, в стоимость которых эти расходы не были включены. И пересчитала транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам, учитывая все без исключения покупные товары. В результате получилось, что признанные транспортные расходы завышены, а база по налогу на прибыль занижена. Однако суд встал на сторону организации, согласившись с представленным расчетом среднего процента транспортных расходовПостановление АС ПО от 29.01.2015 № Ф06-18998/2013.

Споры вызывает и порядок отражения транзитных транспортных расходов. Так, один из судов указал, что затраты на транспортировку реализованных обществом товаров со складов поставщиков напрямую до складов покупателей (транзитная поставка) учитываются в составе косвенных расходов. Он не согласился с доводом инспекции, что такие расходы должны быть прямыми. Ведь они не являются расходами на доставку покупных товаров до складов обществаПостановление ФАС МО от 24.07.2013 № А40-110865/12-20-572. Есть аналогичные решенияПостановления ФАС ПО от 02.10.2013 № А57-21129/2012; 1 ААС от 20.04.2015 № А43-7277/2014.

Однако имеет право на жизнь и другой подход — организация доказала, что транспортные расходы на транзитные поставки можно учитывать как прямые. А при расчете среднего процента транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, можно учитывать в числе прочего и стоимость «транзитных» товаров. Инспекция сочла такой расчет неверным, сделала перерасчет, исключив стоимость транзитных товаров, и пришла к выводу о занижении среднего процента и, как следствие, к выводу о завышении списанных прямых расходов. Суд с ней не согласился и указал, что в НК нет ограничений, не позволяющих учитывать при определении среднего процента стоимость товаров по транзитным поставкам (минуя склад общества)Постановление ФАС СЗО от 21.04.2014 № А44-3806/2013.

***

Пропишите все применяемые вами методы распределения расходов в учетной политике и, если нужно, ведите раздельный учет. Тогда будет меньше поводов для споров с налоговиками.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на прибыль»:

Транспортные расходы счет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *